2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экологическая агрохимия_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.39 Экологическая агрохимия
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Формирование у студентов бакалавриата компетенций, направленных на формирование навыков агрохимического анализа образцов почв, растений, удобрений для установления динамики почвенных процессов и владения методами оценки воздействия агрохимикатов на окружающую среду, способности определять дозы удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом почвенного плодородия.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Применяет базовые знания химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
знает

круговорот, баланс и пути превращения питательных веществ в системе почва - растение - удобрения - окружающая среда

умеет

отбирать пробы и проводить лабораторный химический анализ образцов почв и растений

владеет навыками

методами и способами интерпретации результатов лабораторного химического анализа образцов почв, растений и сельскохозяйственной продукции

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.2 Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
знает

методические материалы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

умеет

определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды

владеет навыками

навыками экологического анализа подготовки производства к выпуску новой продукции в организации

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологическая агрохимия» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологическая агрохимия» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Химия
 
Ботаника с основами фитоценологии
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Физиология растений
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Учение об атмосфере
 
География (социально-экономическая)
 
Биология
 
Ландшафтоведение
 
Учение о гидросфере 
 
Учение о биосфере
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Химия неорганическая
 
Химия органическая
 
Физико-химические методы исследования
 
Биологическая защита экосистем
 
Физика
 
Математика
 
Освоение дисциплины «Экологическая агрохимия» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
Экология почв
 
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
 
Методы экологических исследований
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Экологическая сертификация
 
Промышленная экология
 
Инженерная защита окружающей среды
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная  практика
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологическая агрохимия» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
144/4
20
34
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
10
16
28
 
 
Семестр
Трудоемк
Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
 
ость

час/з.е.

Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
5
144/4
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Экологическая агрохимия
1.
 
1. Агрохимия - научная основа химизации земледелия.
5
4
4
1.1.
2
2
ОПК-1.3, ПК-2.2
 
2. Научные экологические основы питания растений и применения удобрений
5
8
8
1.2.
2
6
Устный опрос
ОПК-1.3, ПК-2.2
 
3. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений
5
4
8
КТ 1
1.3.
2
6
Коллоквиум
ОПК-1.3, ПК-2.2
 
4. Классификация и основные свойства удобрений
5
4
4
1.4.
2
2
Устный опрос
ПК-2.2, ОПК-1.3
 
5. Методы химической мелиорации
5
4
4
1.5.
2
2
ПК-2.2, ОПК-1.3
 
6. Минеральные удобрения: их свойства и применение 
5
6
6
КТ 2
1.6.
4
2
Коллоквиум
ПК-2.2
 
7. Органические удобрения
5
8
4
1.7.
2
2
Устный опрос
ПК-2.2
 
8. Экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации отрасли растениеводства
5
12
10
КТ 3
1.8.
2
8
Коллоквиум
ПК-2.2
 
9. Охрана окружающей среды при применении удобрений
5
4
6
1.9.
2
4
ПК-2.2, ОПК-1.3
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
54
144
20
34
 
Итого
54
144
20
34
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
1. Агрохимия - научная основа химизации земледелия.
Роль удобрений в повышении урожайности с.-х. культур. История развития  агрохимии. Структура и задачи агрохимической службы страны.
2/2
 
2. Научные экологические основы питания растений и применения удобрений
Химический состав растений. Влияние внешних факторов на поглощение элементов питания. Периодичность питания растений.
2/-
 
3. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений
Фазы почвы. Положительные и негативные последствия применения удобрений.
2/-
 
4. Классификация и основные свойства удобрений
Классификация удобрений. Агрохимические свойства удобрений. Кислотно-щелочные свойства  удобрений. Основные физические свойства удобрений.
2/-
 
5. Методы химической мелиорации
Химические мелиоранты. Известкование - радикальный прием улучшения кислых почв. Известковых удобрения.  Гипсование - прием коренного улучшения солонцовых почв.
2/-
 
6. Минеральные удобрения: их свойства и применение 
6.1. Питание растений разными формами азота. Круговорот и баланс азота в земледелии. Агрохимическая характеристика основных азотных удобрений.
2/-
 
6. Минеральные удобрения: их свойства и применение 
6.2. Питание растений фосфором. Классификация фосфорных удобрений. Агрохимическая характеристика и особенности применения водорастворимых, цитратно-растворимых фосфорных удобрений. 
1/1
 
6. Минеральные удобрения: их свойства и применение 
6.3. Классификация калийных удобрений. Агрохимическая характеристика калийных удобрений. Калийсодержащие отходы промышленности. Особенности применения калийных удобрений.
1/1
 
7. Органические удобрения
Принципы построения систем удобрения. Баланс питательных элементов и гумуса.  Эффективность систем удобрения на техногенно загрязненных почвах 
2/-
 
8. Экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации отрасли растениеводства
Значение, задачи и принципы построения систем удобрений. Баланс питательных элементов.  Эффективность систем удобрения на техногенно загрязненных почвах 
2/-
 
9. Охрана окружающей среды при применении удобрений
Негативные последствия несбалансированного применения азотных, фосфоритных, калийных удобрений. Использование компостов и отходов промышленности и сельского хозяйства.
2/2
 
Итого
20
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Предпосылки создания, структура и задачи Геосети  опытов с удобрениями
4
 
Научные экологические основы питания растений и применения удобрений. Гипотезы и теории поглощения элементов питания. 
8
 
Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений
4
 
Классификация и основные свойства удобрений
4
 
Методы химической мелиорации
4
 
Минеральные удобрения: их свойства и применение
6
 
Органические удобрения. Солома. Сидерация.
8
 
Экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации отрасли растениеводства
12
 
Охрана окружающей среды при применении удобрений
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая агрохимия» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая агрохимия».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая агрохимия».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая агрохимия».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
1. Агрохимия - научная основа химизации земледелия.
Л3.1
 
2
2. Научные экологические основы питания растений и применения удобрений
Л1.1
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
3
3. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений
Л1.1
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
4
4. Классификация и основные свойства удобрений
Л1.1
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
5
5. Методы химической мелиорации
Л1.1
Л2.1, Л2.2, Л2.3
 
6
6. Минеральные удобрения: их свойства и применение 
Л1.1
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
7
7. Органические удобрения
Л1.1
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
8
8. Экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации отрасли растениеводства
Л3.1
 
9
9. Охрана окружающей среды при применении удобрений
Л2.2, Л2.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологическая агрохимия»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.3:Применяет базовые знания химии 
Методы экологических исследований
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Физико-химические методы исследования
x
Химия
x
x
Химия неорганическая
x
Химия органическая
x
ПК-2.2:Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Биологическая защита экосистем
x
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Комплексная экологическая оценка предприятия
x
x
Комплексная экологическая оценка территории
x
x
Методы экологических исследований
x
Ознакомительная практика
x
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
x
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
x
Экология почв
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологическая агрохимия» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая агрохимия» проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества

 
теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
10
 
КТ 2
Коллоквиум
10
 
КТ 3
Коллоквиум
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
10
Коллоквиум - Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися или письменного опроса. o 10 баллов (оценка 5) - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе на поставленный вопрос, отсутствии ошибок, неточностей, при демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить; o 8 баллов (оценка 5-, 4+) - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе, отсутствии ошибок в изложении материала и при наличии не более двух неточностей; o 6 баллов (оценка 4) - при полном соответствии всем критериям и при наличии не более четырех неточностей; o 4 балла (оценка 4-, 3+) - существенное несоответствие требованиям к ответу. В частности: ин-формация освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании ответа или при ответе на дополнительные вопросы; o 2 балла (оценка 3) - при полном несоответствии первому критерию, либо при представлении только плана ответа или ответа не на все вопросы задания; o 0 баллов (оценка 2, 2+, 3-) - при полном несоответствии всем критериям или при полном отсутствии текста (ответа), имеющего отношение к вопросу.
 
КТ 2
Коллоквиум
10
Коллоквиум - Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися или письменного опроса. o 10 баллов (оценка 5) - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе на поставленный вопрос, отсутствии ошибок, неточностей, при демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить; o 8 баллов (оценка 5-, 4+) - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе, отсутствии ошибок в изложении материала и при наличии не более двух неточностей; o 6 баллов (оценка 4) - при полном соответствии всем критериям и при наличии не более четырех неточностей; o 4 балла (оценка 4-, 3+) - существенное несоответствие требованиям к ответу. В частности: ин-формация освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании ответа или при ответе на дополнительные вопросы; o 2 балла (оценка 3) - при полном несоответствии первому критерию, либо при представлении только плана ответа или ответа не на все вопросы задания; o 0 баллов (оценка 2, 2+, 3-) - при полном несоответствии всем критериям или при полном отсутствии текста (ответа), имеющего отношение к вопросу.
 
КТ 3
Коллоквиум
10
Коллоквиум - Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися или письменного опроса. o 10 баллов (оценка 5) - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе на поставленный вопрос, отсутствии ошибок, неточностей, при демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить; o 8 баллов (оценка 5-, 4+) - при полном соответствии всем критериям, полном содержательном ответе, отсутствии ошибок в изложении материала и при наличии не более двух неточностей; o 6 баллов (оценка 4) - при полном соответствии всем критериям и при наличии не более четырех неточностей; o 4 балла (оценка 4-, 3+) - существенное несоответствие требованиям к ответу. В частности: ин-формация освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании ответа или при ответе на дополнительные вопросы; o 2 балла (оценка 3) - при полном несоответствии первому критерию, либо при представлении только плана ответа или ответа не на все вопросы задания; o 0 баллов (оценка 2, 2+, 3-) - при полном несоответствии всем критериям или при полном отсутствии текста (ответа), имеющего отношение к вопросу.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

Критерии оценки ответа на экзамене
 
для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологическая агрохимия»
Вопросы к экзамену

1. Предмет, методы и задачи экологической агрохимии. Социальная значимость профессии эколога.

2. Роль русских и зарубежных ученых в развитии учения о питании растений.

3. Химизация земледелия. Состояние и перспективы применения удобрений и средств химизации в РФ и Ставропольском крае.

4. Структура, задачи и научные разработки ВНИИА им. Д. Н. Прянишникова.

5. Географическая сеть опытов с удобрениями.

6. Влияние удобрений на устойчивость растений к вредителям, болезням и сорнякам.

7. Периодичность поступления питательных веществ в растения и способы ее регулирования.

8. Химический состав растений.

9. Вынос элементов питания урожаем с.-х. культур.

10. Основные теории поглощения элементов питания.

11. Влияние внешних условий на поглощение питательных веществ растениями (свет, вода, температура).

12. Влияние внешних условий на поглощение питательных веществ растениями (концентрация и состав почвенного раствора, аэрация, реакция почвенной среды).

13. Физиологическая реакция удобрений.

14. Способы внесения удобрений, их назначение в питании растений.

15. Влияние прикорневых и поверхностных подкормок азотными удобрениями на урожайность и качество зерна озимой пшеницы, совместное применение с пестицидами.

16. Плодородие почвы, его виды. Пути повышения эффективного плодородия почвы.

17. Состав почвы. Роль органической и минеральной частей почвы в питании растений.

18. Биологическая, механическая и физическая поглотительная способность почвы в связи с применением удобрений.

19. Химическая поглотительная способность и ее значение для применения фосфорных удобрений.

20. Физико-химическая или обменная поглотительная способность почв и ее практическое значение для применения удобрений.

21. Отношение сельскохозяйственных растений к реакции почвы.

22. Агрохимическая характеристика основных подтипов черноземов.

23. Агрохимическая характеристика каштановых почв.

 
24. Классификация удобрений.

25. Роль азота в питании растений.

26. Особенности питания растений нитратами и аммиачным азотом.

27. Превращение азота в почве (аммонификация, нитрификация и денитрификация).

28. Содержание азота в почвах. Источники поступления и потерь азота в почве.

29. Влияние азотных удобрений на урожай и качество с.-х. культур, устойчивость растений к болезням и вредителям.

30. Влияние фосфорных и калийных удобрений на урожай и качество с.-х. культур, устойчивость растений к болезням и вредителям.

31. Кальциевая селитра: свойства и условия применения.

32. Натриевая селитра: свойства и условия применения.

33. Хлористый аммоний: состав, свойства и условия применения.

34. Сернокислый аммоний: состав, свойства и условия применения.

35. Жидкий аммиак и аммиачная вода: свойства и условия применения.

36. Аммиачная селитра: свойства и условия применения.

37. Мочевина: свойства и условия применения.

38. КАС: состав, свойства и условия применения.

39. Способы уменьшения потерь азота из почвы и удобрений.

40. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: подкисление почвы, усиление минерализации гумуса.

41. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: снижение лежкости продукции, ухудшение качества урожая (накопление нитратов, снижение сахаров, витаминов),

42. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: чрезмерный рост вегетативной массы.

43. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: загрязнение водоисточников.

44. Роль фосфора в питании растений.

45. Содержание и формы соединений фосфора в почве.

46. Перспективы применения фосфорных удобрений. Сырье для производства фосфорных удобрений.

47. Суперфосфат простой: состав, свойства, условия применения.

48. Концентрированный суперфосфат: состав, свойства, условия применения.

49. Преципитат: состав, свойства, условия применения.

50. Фосфоритная мука, состав, свойства, условия применения.

51. Возможные негативные последствия избыточного применения фосфоритных удобрений: преждевременное старение растений, избыточное накопление фосфора в урожае, эвтрофикация водоемов, загрязнение    почвы    и    урожая    фтором,        тяжелыми    металлами, радиоактивными элементами.

52. Роль калия в питании растений.

53. Соединения калия в почве. Круговорот и баланс калия в почве.

54. Сырые калийные удобрения (сильвинит, карналлит): состав, свойства, условия применения.

55. Калийсодержащие отходы промышленности. Понятие о комплексных удобрениях. Их экономическое и агротехническое значение.

56. Зола - ценное калийное удобрение.

57. Калийсодержащие отходы промышленности.

58. Возможные негативные последствия избыточного применения калийных удобрений: избыточное накопление в урожае калия и хлора, нарушение соотношения между калием и натрием, кальцием и магнием.

59. Преимущества   и недостатки комплексных удобрений.

60. Аммофос: состав, свойства, условия применения.

61. Диаммофос: состав, свойства, условия применения.

62. Калийная селитра: состав, свойства, условия применения.

63. Нитрофос и нитрофоска: состав, свойства, условия применения.

64. Нитроаммофос и нитроаммофоска: состав, свойства, условия применения.

 
65. Жидкие комплексные удобрения, состав, свойства, условия применения.

66. ЖУССы - новая форма полифункциональных микроудобрений.

67. Значение микроэлементов для растений, необходимость их применения.

68. Борные и медные удобрения: роль в питании, содержание в почве, свойства и условия применения.

69. Цинковые и марганцевые удобрения: роль в питании, содержание в почве, свойства и условия применения.

70. Молибденовые и кобальтовые удобрения: роль в питании, содержание в почве, свойства и условия применения.

71. Инкрустация - наиболее технологичный способ применения микроудобрений.

72. Правила хранения удобрений и подготовка их к внесению.

73. Задачи системы удобрения и принципы ее построения.

74. Способы (допосевное, припосевное, послепосевное) и приемы (локальное, вразброс, запасное) внесение удобрения.

75. Определение норм удобрений  под сельскохозяйственные культуры (на основе полевых опытов, картограмм, балансово-расчетные методы).

76. Сочетание минеральных и органических удобрений при применении их под полевые культуры.

77. Качественное распознавание азотных удобрений в производственных условиях.

78. Качественное распознавание фосфорных удобрений в производственных условиях.

79. Качественное распознавание  калийных удобрений в производственных условиях.

80. Солома как органическое удобрение, состав, условия применения.

81. Птичий помет: его состав, хранение, условия применения.

82. Значение и виды зеленого удобрения, условия применения.

83. Навозная жижа - состав, хранение, условия применения.

84. Подстилочный и бесподстилочный навоз. Их составные части, свойства, условия применения.

85. Значение навоза и других органических удобрений в повышении урожаев сельскохозяйственных культур и плодородия почвы.

86. Возможности использования компостов и отходов промышленности и сельского хозяйства.

87. Эффективность органических удобрений в различных почвенно-климатических зонах страны, действие и последействие их на урожайность сельскохозяйственных культур.

88. Методы агрохимических исследований (полевой, вегетационный и производственный опыты). Построение схемы полевых опытов.

89. Задачи, структура и социальная значимость современной агрохимической службы РФ.

90. Охрана окружающей среды при использовании средств химизации.

Тематика докладов с презентацией, статей

1. Значение опытов Ван-Гельмонта и Вудворда по питанию растений и роли почвы.

2. Гипотеза Глаубера об основах роста растений.

3. Рюккерт – предшественник Ю. Либиха.

4. Значение работ Лавуазье в формировании теории питания растений и развитии агрохимии.

5. Значимость учения Либиха в вопросах плодородия почв в настоящее время.

6. Лооз – один из основателей науки агрохимии, значение его экспериментов с фосфорными и азотными удобрениями. Лооз – создатель Ротамстедской сельскохозяйственной опытной станции.

7. Роль Д.И. Менделеева в организации опытного дела в России.

8. А.Н. Энгельгардт его взгляды на питание растений.

9. Оценка К.А. Тимирязевым значимости агрохимии в жизни людей. Его отношение к теории минерального питания Ю. Либиха. Роль К.А. Тимирязева в становлении и развитии вегетационного метода исследований.

10. Заслуги П.С. Коссовича как организатора науки и создателя одной из первых научных школ.

 
11. Вклад Г.И. Челядинова в становление и развитие кафедры агрохимии ССХИ.

12. Деятельность кафедры агрохимии Ставропольского СХИ в годы интенсивной химизации сельского хозяйства.

13. Научно-педагогическая деятельность В.В. Агеева – основателя научной школы агрохимии на Ставрополье.

14. Обзор агрохимических исследований на Ставрополье по работам видных учёных - агрохимиков.

Контрольная точка № 1 (темы 1-2)

Типовые вопросы (оценка знаний):

1. Взгляды М.В. Ломоносова на роль почвы в питании растений, представления о воздушном питании растений.

2. А.Т. Болотов и его основные принципы минерального питания.

3. Значения научных трудов Д.А. Сабинина по использованию физиологических методов диагностики питания растений.

4. Понятие – удобрение.

5. Что такое химизация земледелия?

6. Структура и задачи агрохимической службы страны.

Типовые задания репродуктивного уровня (оценка умений):

1. Правила отбора растительных образцов. Сроки отбора, частота отбора подготовка к анализу.

2. Признаки недостатка элементов питания в почве у растений.

3. Влияние внешних факторов на поглощение элементов питания.

4. Периодичность потребления элементов питания растениями.

Типовые задания творческого уровня (оценка навыков):

1. Методика мокрого озоления по Гинзбург.

2. Методика определения общего азота в растениях с реактивом Несслера.

3. Методика определения общего фосфора спектрофотометрическим методом в растениях.

4. Методика определения калия в растениях пламенно-фотометрическим методом.

5. Экспресс-диагностика нитратов в растениях.

Проанализировать результаты расчетов, выявить наличие проблем и возможные направления их решения.

Контрольная точка № 2 (тема 3)

Типовые вопросы (оценка знаний):

1. Органические вещества и гумус почвы в питании растений.

2. Виды поглотительной способности почвы.

3. Емкость катионного обмена и состав поглощенных катионов, их роль в питании растений и применении удобрений.

4. Виды почвенной кислотности.

5. Аммонификация, нитрификация и денитрификация

Типовые задания реконструктивного уровня (оценка умений):

1. Гипсование - прием коренного улучшения солонцовых почв.

2. Известкование - радикальный прием улучшения кислых почв.

3. Агрохимические картограммы.

Типовые задания творческого уровня (оценка навыков):

1. Определение содержания обменного калия в почве в 1%-ной углеаммонийной вытяжке с завершением на пламенном фотометре.

2. Пламенный фотометр ПФА-378 устройство и принцип работы.

3. Эффективность различных способов внесения и размещения удобрений в почве.

Контрольная точка № 3 (темы 4-7)

Типовые вопросы (оценка знаний):

1. Деление удобрений по химическому составу.

2. Простые (односторонние) удобрения.

 
3. Классификация фосфорных удобрений.

4. Краткая агрохимическая характеристика и особенности применения водорастворимых, цитратно-растворимых и труднорастворимых фосфорных удобрений.

5. Краткая агрохимическая характеристика калийных удобрений.

6. Калийсодержащие отходы промышленности. Зола.

7. Общая характеристика и значение органических удобрений. Виды и разновидности навоза.

Типовые задания реконструктивного уровня (оценка умений):

1. Экологические и санитарно-гигиенические аспекты применения удобрений.

2. Свойства почв и применение удобрений: взаимодействие, положительные и негативные последствия применения удобрений.

3. Способы уменьшения потерь азота из почвы и удобрений.

4. Негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений.

Типовая задача творческого уровня (оценка навыков):

1. Агрохимические способы устранения негативных последствий несбалансированного применения азотных удобрений.

2. Агротехнические и агрохимические приемы уменьшения избыточного накопление нитратов в урожае.

3. Возможные негативные последствия избыточного применения фосфорных удобрений.

4. Особенности применения калийных удобрений. Возможные негативные последствия избыточного применения калийных удобрений.

5. О возможности использования компостов и отходов промышленности и сельского хозяйства.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Дзанагов С. Х. Агрохимия [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат, Аспирантура. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 376 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/292862 
 
дополнительная
 
Л2.1 Глухих М. А. Агрохимия. Практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 104 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/295955 
 
Л2.2 Минеев В. Г. Агрохимия:учебник  для вузов по направлению 510700 "Почвоведение" и специальности 013000 "Почвоведение". - М.: Изд-во МГУ; КолосС, 2004. - 720 с.
 
Л2.3 Муравин Э. А., Ромодина Л. В., Литвинский В. А. Агрохимия:учебник для бакалавров по направлению "Агрономия". - Москва: Академия, 2014. - 304 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Есаулко А. Н., Голосной Е. В., Ожередова А. Ю., Агеев В. В., Гречишкина Ю. И., Коростылев С. А., Громова Н. В., Устименко Е. А., Лобанкова О. Ю., Беловолова А. А., Воскобойников А. В., Подколзина А. И., Сигида М. С., Кравченко А. О., Галда Д. Е. Лабораторный практикум по агрохимии:пособие для студентов вузов по направлению 35.03.04 «Агрономия», профиль «Агрономия», «Защита растений», «Плодоовощеводство» и 35.04.04 «Агрономия» (магистр). - Ставрополь: АГРУС, 2020. - 3,53 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Баланс-питательных-веществ-почвы/
https://universityagro.ru/агрохимия/баланс-питательных-веществ-почвы/
1
 
Удобрения ⋆ Агрохимия
https://universityagro.ru/агрохимия/удобрения/
2
 
Методы проведения экологического контроля почв - Регионлаб
https://regionlab.pro/metody-provedeniya-ekologicheskogo-kontrolya-pochv/
3
 
Корчагин, А. А. Система удобрений : учеб. пособие / А. А. Корчагин, М. А. Мазиров, Н. А. Комарова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. – 116 с. ‒ ISBN 978-5-9984-0743-7.
https://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/7009/1/01701.pdf
4
 
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ – тема научной статьи по экологическим биотехнологиям читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-ohrany-okruzhayuschey-sredy-pri-ispolzovanii-organicheskih-udobreniy
5
 
Агрохимическая служба. Большая российская энциклопедия
https://bigenc.ru/c/agrokhimicheskaia-sluzhba-0617c2
6
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При освоении дисциплины следует использовать также учебную литературу, подготовленную учёными кафедры агрохимии и физиологии растений, ориентированную на региональный аспект вопросов экологии и агрохимии:

1. Агеев, В. В. Агрохимия (Южно-Российский аспект) : учебник для студентов вузов по агрон. специальностям. Т. 1 : Питание растений. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений / под ред. В. В. Агеева. – Ставрополь : СтГАУ, 2005. – 488 с. : ил. – (Гр. МСХ РФ).

2. Агеев, В. В. Агрохимия (Южно-Российский аспект) : учебник для студентов вузов по агрон. специальностям. Т. 2 : Удобрения. Системы удобрения. Экология / под ред. В. В. Агеева. – Ставрополь : СтГАУ, 2006. – 480 с. : ил. – (Гр. МСХ РФ).

3. Агеев, В. В. Корневое питание сельскохозяйственных растений. - Ставрополь, 1996. – 134 с.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
261/ФАЗР
Специализированная мебель на 80 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт.,стол президиума – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., настольный конденсаторный микрофон– 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт., экран настенный – 1 шт., классная доска – 1 шт., интерактивная доска - 1 шт.,
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

266а/ФАЗР

Специализированная мебель на 20 посадочных мест

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Читальный зал научной библиотеки
Читальный зал научной библиотеки
Специализированная мебель на 100 посадочных мест, персональные компьютеры – 56 шт., телевизор – 1шт., принтер – 1шт., цветной принтер – 1шт., копировальный аппарат – 1шт., сканер – 1шт.,Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая агрохимия»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , кандидат биологических наук Лобанкова Ольга Юрьевна
 
Рецензенты
 
_______________________ Доцент , к.с.-х.н. Голубь Анна Сергеевна
 
_______________________ доц. , кбн Окрут Светлана Васильевна
 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая агрохимия» рассмотрена на заседании Кафедра агрохимии и физиологии растений протокол № 15 от 18.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Голосной Евгений Валерьевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологическая агрохимия» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование