УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
круговорот, баланс и пути превращения питательных веществ в системе почва - растение - удобрения - окружающая среда
умеет
отбирать пробы и проводить лабораторный химический анализ образцов почв и растений
владеет навыками
методами и способами интерпретации результатов лабораторного химического анализа образцов почв, растений и сельскохозяйственной продукции
методические материалы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
умеет
определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды
владеет навыками
навыками экологического анализа подготовки производства к выпуску новой продукции в организации
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая агрохимия».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая агрохимия».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая агрохимия».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая агрохимия» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Предмет, методы и задачи экологической агрохимии. Социальная значимость профессии эколога.
2. Роль русских и зарубежных ученых в развитии учения о питании растений.
3. Химизация земледелия. Состояние и перспективы применения удобрений и средств химизации в РФ и Ставропольском крае.
4. Структура, задачи и научные разработки ВНИИА им. Д. Н. Прянишникова.
5. Географическая сеть опытов с удобрениями.
6. Влияние удобрений на устойчивость растений к вредителям, болезням и сорнякам.
7. Периодичность поступления питательных веществ в растения и способы ее регулирования.
8. Химический состав растений.
9. Вынос элементов питания урожаем с.-х. культур.
10. Основные теории поглощения элементов питания.
11. Влияние внешних условий на поглощение питательных веществ растениями (свет, вода, температура).
12. Влияние внешних условий на поглощение питательных веществ растениями (концентрация и состав почвенного раствора, аэрация, реакция почвенной среды).
13. Физиологическая реакция удобрений.
14. Способы внесения удобрений, их назначение в питании растений.
15. Влияние прикорневых и поверхностных подкормок азотными удобрениями на урожайность и качество зерна озимой пшеницы, совместное применение с пестицидами.
16. Плодородие почвы, его виды. Пути повышения эффективного плодородия почвы.
17. Состав почвы. Роль органической и минеральной частей почвы в питании растений.
18. Биологическая, механическая и физическая поглотительная способность почвы в связи с применением удобрений.
19. Химическая поглотительная способность и ее значение для применения фосфорных удобрений.
20. Физико-химическая или обменная поглотительная способность почв и ее практическое значение для применения удобрений.
21. Отношение сельскохозяйственных растений к реакции почвы.
22. Агрохимическая характеристика основных подтипов черноземов.
23. Агрохимическая характеристика каштановых почв.
25. Роль азота в питании растений.
26. Особенности питания растений нитратами и аммиачным азотом.
27. Превращение азота в почве (аммонификация, нитрификация и денитрификация).
28. Содержание азота в почвах. Источники поступления и потерь азота в почве.
29. Влияние азотных удобрений на урожай и качество с.-х. культур, устойчивость растений к болезням и вредителям.
30. Влияние фосфорных и калийных удобрений на урожай и качество с.-х. культур, устойчивость растений к болезням и вредителям.
31. Кальциевая селитра: свойства и условия применения.
32. Натриевая селитра: свойства и условия применения.
33. Хлористый аммоний: состав, свойства и условия применения.
34. Сернокислый аммоний: состав, свойства и условия применения.
35. Жидкий аммиак и аммиачная вода: свойства и условия применения.
36. Аммиачная селитра: свойства и условия применения.
37. Мочевина: свойства и условия применения.
38. КАС: состав, свойства и условия применения.
39. Способы уменьшения потерь азота из почвы и удобрений.
40. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: подкисление почвы, усиление минерализации гумуса.
41. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: снижение лежкости продукции, ухудшение качества урожая (накопление нитратов, снижение сахаров, витаминов),
42. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: чрезмерный рост вегетативной массы.
43. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: загрязнение водоисточников.
44. Роль фосфора в питании растений.
45. Содержание и формы соединений фосфора в почве.
46. Перспективы применения фосфорных удобрений. Сырье для производства фосфорных удобрений.
47. Суперфосфат простой: состав, свойства, условия применения.
48. Концентрированный суперфосфат: состав, свойства, условия применения.
49. Преципитат: состав, свойства, условия применения.
50. Фосфоритная мука, состав, свойства, условия применения.
51. Возможные негативные последствия избыточного применения фосфоритных удобрений: преждевременное старение растений, избыточное накопление фосфора в урожае, эвтрофикация водоемов, загрязнение почвы и урожая фтором, тяжелыми металлами, радиоактивными элементами.
52. Роль калия в питании растений.
53. Соединения калия в почве. Круговорот и баланс калия в почве.
54. Сырые калийные удобрения (сильвинит, карналлит): состав, свойства, условия применения.
55. Калийсодержащие отходы промышленности. Понятие о комплексных удобрениях. Их экономическое и агротехническое значение.
56. Зола - ценное калийное удобрение.
57. Калийсодержащие отходы промышленности.
58. Возможные негативные последствия избыточного применения калийных удобрений: избыточное накопление в урожае калия и хлора, нарушение соотношения между калием и натрием, кальцием и магнием.
59. Преимущества и недостатки комплексных удобрений.
60. Аммофос: состав, свойства, условия применения.
61. Диаммофос: состав, свойства, условия применения.
62. Калийная селитра: состав, свойства, условия применения.
63. Нитрофос и нитрофоска: состав, свойства, условия применения.
64. Нитроаммофос и нитроаммофоска: состав, свойства, условия применения.
66. ЖУССы - новая форма полифункциональных микроудобрений.
67. Значение микроэлементов для растений, необходимость их применения.
68. Борные и медные удобрения: роль в питании, содержание в почве, свойства и условия применения.
69. Цинковые и марганцевые удобрения: роль в питании, содержание в почве, свойства и условия применения.
70. Молибденовые и кобальтовые удобрения: роль в питании, содержание в почве, свойства и условия применения.
71. Инкрустация - наиболее технологичный способ применения микроудобрений.
72. Правила хранения удобрений и подготовка их к внесению.
73. Задачи системы удобрения и принципы ее построения.
74. Способы (допосевное, припосевное, послепосевное) и приемы (локальное, вразброс, запасное) внесение удобрения.
75. Определение норм удобрений под сельскохозяйственные культуры (на основе полевых опытов, картограмм, балансово-расчетные методы).
76. Сочетание минеральных и органических удобрений при применении их под полевые культуры.
77. Качественное распознавание азотных удобрений в производственных условиях.
78. Качественное распознавание фосфорных удобрений в производственных условиях.
79. Качественное распознавание калийных удобрений в производственных условиях.
80. Солома как органическое удобрение, состав, условия применения.
81. Птичий помет: его состав, хранение, условия применения.
82. Значение и виды зеленого удобрения, условия применения.
83. Навозная жижа - состав, хранение, условия применения.
84. Подстилочный и бесподстилочный навоз. Их составные части, свойства, условия применения.
85. Значение навоза и других органических удобрений в повышении урожаев сельскохозяйственных культур и плодородия почвы.
86. Возможности использования компостов и отходов промышленности и сельского хозяйства.
87. Эффективность органических удобрений в различных почвенно-климатических зонах страны, действие и последействие их на урожайность сельскохозяйственных культур.
88. Методы агрохимических исследований (полевой, вегетационный и производственный опыты). Построение схемы полевых опытов.
89. Задачи, структура и социальная значимость современной агрохимической службы РФ.
90. Охрана окружающей среды при использовании средств химизации.
Тематика докладов с презентацией, статей
1. Значение опытов Ван-Гельмонта и Вудворда по питанию растений и роли почвы.
2. Гипотеза Глаубера об основах роста растений.
3. Рюккерт – предшественник Ю. Либиха.
4. Значение работ Лавуазье в формировании теории питания растений и развитии агрохимии.
5. Значимость учения Либиха в вопросах плодородия почв в настоящее время.
6. Лооз – один из основателей науки агрохимии, значение его экспериментов с фосфорными и азотными удобрениями. Лооз – создатель Ротамстедской сельскохозяйственной опытной станции.
7. Роль Д.И. Менделеева в организации опытного дела в России.
8. А.Н. Энгельгардт его взгляды на питание растений.
9. Оценка К.А. Тимирязевым значимости агрохимии в жизни людей. Его отношение к теории минерального питания Ю. Либиха. Роль К.А. Тимирязева в становлении и развитии вегетационного метода исследований.
10. Заслуги П.С. Коссовича как организатора науки и создателя одной из первых научных школ.
12. Деятельность кафедры агрохимии Ставропольского СХИ в годы интенсивной химизации сельского хозяйства.
13. Научно-педагогическая деятельность В.В. Агеева – основателя научной школы агрохимии на Ставрополье.
14. Обзор агрохимических исследований на Ставрополье по работам видных учёных - агрохимиков.
Контрольная точка № 1 (темы 1-2)
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Взгляды М.В. Ломоносова на роль почвы в питании растений, представления о воздушном питании растений.
2. А.Т. Болотов и его основные принципы минерального питания.
3. Значения научных трудов Д.А. Сабинина по использованию физиологических методов диагностики питания растений.
4. Понятие – удобрение.
5. Что такое химизация земледелия?
6. Структура и задачи агрохимической службы страны.
Типовые задания репродуктивного уровня (оценка умений):
1. Правила отбора растительных образцов. Сроки отбора, частота отбора подготовка к анализу.
2. Признаки недостатка элементов питания в почве у растений.
3. Влияние внешних факторов на поглощение элементов питания.
4. Периодичность потребления элементов питания растениями.
Типовые задания творческого уровня (оценка навыков):
1. Методика мокрого озоления по Гинзбург.
2. Методика определения общего азота в растениях с реактивом Несслера.
3. Методика определения общего фосфора спектрофотометрическим методом в растениях.
4. Методика определения калия в растениях пламенно-фотометрическим методом.
5. Экспресс-диагностика нитратов в растениях.
Проанализировать результаты расчетов, выявить наличие проблем и возможные направления их решения.
Контрольная точка № 2 (тема 3)
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Органические вещества и гумус почвы в питании растений.
2. Виды поглотительной способности почвы.
3. Емкость катионного обмена и состав поглощенных катионов, их роль в питании растений и применении удобрений.
4. Виды почвенной кислотности.
5. Аммонификация, нитрификация и денитрификация
Типовые задания реконструктивного уровня (оценка умений):
1. Гипсование - прием коренного улучшения солонцовых почв.
2. Известкование - радикальный прием улучшения кислых почв.
3. Агрохимические картограммы.
Типовые задания творческого уровня (оценка навыков):
1. Определение содержания обменного калия в почве в 1%-ной углеаммонийной вытяжке с завершением на пламенном фотометре.
2. Пламенный фотометр ПФА-378 устройство и принцип работы.
3. Эффективность различных способов внесения и размещения удобрений в почве.
Контрольная точка № 3 (темы 4-7)
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Деление удобрений по химическому составу.
2. Простые (односторонние) удобрения.
4. Краткая агрохимическая характеристика и особенности применения водорастворимых, цитратно-растворимых и труднорастворимых фосфорных удобрений.
5. Краткая агрохимическая характеристика калийных удобрений.
6. Калийсодержащие отходы промышленности. Зола.
7. Общая характеристика и значение органических удобрений. Виды и разновидности навоза.
Типовые задания реконструктивного уровня (оценка умений):
1. Экологические и санитарно-гигиенические аспекты применения удобрений.
2. Свойства почв и применение удобрений: взаимодействие, положительные и негативные последствия применения удобрений.
3. Способы уменьшения потерь азота из почвы и удобрений.
4. Негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений.
Типовая задача творческого уровня (оценка навыков):
1. Агрохимические способы устранения негативных последствий несбалансированного применения азотных удобрений.
2. Агротехнические и агрохимические приемы уменьшения избыточного накопление нитратов в урожае.
3. Возможные негативные последствия избыточного применения фосфорных удобрений.
4. Особенности применения калийных удобрений. Возможные негативные последствия избыточного применения калийных удобрений.
5. О возможности использования компостов и отходов промышленности и сельского хозяйства.
1. Агеев, В. В. Агрохимия (Южно-Российский аспект) : учебник для студентов вузов по агрон. специальностям. Т. 1 : Питание растений. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений / под ред. В. В. Агеева. – Ставрополь : СтГАУ, 2005. – 488 с. : ил. – (Гр. МСХ РФ).
2. Агеев, В. В. Агрохимия (Южно-Российский аспект) : учебник для студентов вузов по агрон. специальностям. Т. 2 : Удобрения. Системы удобрения. Экология / под ред. В. В. Агеева. – Ставрополь : СтГАУ, 2006. – 480 с. : ил. – (Гр. МСХ РФ).
3. Агеев, В. В. Корневое питание сельскохозяйственных растений. - Ставрополь, 1996. – 134 с.
266а/ФАЗР
Специализированная мебель на 20 посадочных мест
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.