УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
умеет
владеет навыками
умеет
владеет навыками
действующие правовые нормы в профессиональной сфере
умеет
определять действующие правовые нормы, необходимые для оптимального решения поставленных задач
владеет навыками
навыками определения действующих правовых норм, необходимых для оптимального решения поставленных задач с учетом имеющиеся условий, ресурсов и ограничений
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Правоведение и гражданская позиция».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Правоведение и гражданская позиция».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Правоведение и гражданская позиция».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Правоведение и гражданская позиция» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Право – это:
A) система прав человека и гражданина.
B) система законодательства.
C) система нормативно-правовых актов.
D) система юридических норм.
2. Признак права:
A) выраженность в законе;
B) обеспеченность властью;
C) неизменность;
D) санкционирование Президентом РФ.
Пример контрольной точки по темам 3 - 4
1. Конституция России была принята:
A) в 1990 г.
B) в 1991 г.
C) в 1992 г.
D) в 1993 г.
2. Количество уровней публичной власти в России:
A) 2.
B) 3.
C) 4.
D) 5.
Пример контрольной точки по темам 5 - 6
1. Для юридического лица необязательно(-а):
A) лицензия.
B) обособленное имущество.
C) регистрация.
D) самостоятельный баланс или смета.
A) закрытые и открытые.
B) коммерческие и некоммерческие.
C) корпорации и учреждения.
D) товарищества и общества.
Примерный перечень тем рефератов
1. Теории происхождения государства.
2. Функции государства.
3. Государственные формы правления.
4. Формы территориального устройства государства.
5. Государственные политические режимы.
6. Признаки права.
7. Источники права.
8. Формы права.
9. Правовые семьи.
10. Структура права.
11. Виды и структура правовых норм.
12. Законы и подзаконные нормативные правовое акты.
13. Действие законов во времени.
14. Правовой порядок.
15. Правосознание.
16. Исторический характер правонарушений.
17. Состав правонарушения.
18. Понятие юридической ответственности.
19. Принципы юридической ответственности.
20. Этапы юридической ответственности.
Примерный перечень кейс-задач
Кейс 1
Страны Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) не имеют армий. Они вступили в НАТО, которое в случае агрессии с чьей-либо стороны обязуется их защищать.
Потеряли ли эти страны государственность? Если нет, то является ли армия необходимым признаком государства?
Кейс 2
На территории США японцы на свои деньги строят заводы (например, завод по сборке автомобилей «Тойота»), покупают американские предприятия, участки земли, строят дома для престарелых, отправляя жить туда своих граждан и т.п.
Скажите, не следует ли из этого то, что территория Японии, как государства, как бы расширяется? Охарактеризуйте территориальный признак государства.
Примерный перечень вопросов и заданий для устного опроса
1. Что такое правоведение?
2. Каков предмет правоведения?
3. Какое можно дать определение права?
4. Что выступает признаками права?
5. Из чего состоит право?
6. Существуют ли иные, кроме правовых, социальные нормы?
7. Норма права – что это?
8. Из чего состоит такое правило поведения?
9. О чем повествует гипотеза?
10. Что содержится в диспозиции?
11. Для чего нужна санкция?
12. Чем различны правовой институт и отрасль права?
13. Какие можно назвать основные правовые отрасли?
14. Как классифицируются отрасли права по признаку их предназначения?
16. В каких смыслах можно понимать понятие «источник права»?
17. Что такое правовой обычай?
18. Как определяется нормативный договор?
19. В чем суть юридического прецедента?
20. Может ли быть формой права наука?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра государственного и муниципального управления и права
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«Правоведение и гражданская позиция»
Ставрополь, 2023
Введение
Общество предъявляет к современному специалисту достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у студентов опреде-ленных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источни-ков, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении рефератов, контрольных и курсовых работ, различных иных видов заданий.
В течение обучения большая часть учебного времени посвящена самостоятельной работе. Этот метод обучения способствует творческому овладению специальными знани-ями, умениями и навыками. В процессе самостоятельной работы студент должен воспри-нимать, осмысливать и углублять получаемую информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми навыками.
Опираясь на приведенные ниже рекомендации, слушатель должен проявить созна-тельную активность в формировании индивидуальной модели, собственного стиля работы (в том числе самостоятельной) с учетом личных условий, возможностей, профессиональных интересов, накопленных навыков организации своей работы, сложившихся методов изучения источников, особенностей мышления и восприятия информации.
Целью освоения предлагаемой дисциплины является формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и иных компетенций, предусмотренных соответствующим учебным планом.
Советы по планированию и организации необходимого времени
Важным условием успешного освоения предлагаемой дисциплины является созда-ние системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагруз-ку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно.
Всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целе-сообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по на-меченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоя-тельную
Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании не-скольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), ра-бота на которых обладает определенной спецификой.
Для более глубокого усвоения студентами предмета, понимания его теоретических и практических основ, при работе с литературой необходимо вести запись основных по-ложений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание). Необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего, учебные пособия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые во-просы курса.
Подготовка к лекциям
Главным звеном цикла обучения является лекция. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция выполняет следующие функции:
а) информационную (излагает необходимые сведения);
б) стимулирующую (пробуждает интерес к теме);
в) развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление);
г) ориентирующую (в проблеме, в литературе);
д) разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки);
е) убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
При слушании лекции нужно усвоить:
- научную сущность изучаемого материала;
- научную логику связи теории с практикой;
- взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками;
- сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, дока-зательства, аргументацию выдвигаемых положений.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента тре-буется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные препода-вателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отме-чая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, под-черкивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и сим-волов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учеб-ник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая се-рьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоре-тическим материалом.
Важными условиями эффективного усвоения изложенного материала в лекции яв-ляются: достижение устойчивого внимания, развитие определенного свойственного обу-чаемому вида
Глубина, прочность запоминания и качество знаний определяется не количеством прочтения материала темы, а ее качественным осмыслением.
Подготовка к практическим занятиям
Одной из основных форм организации учебного процесса, представляющей собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов и решение практических задач под руководством преподавателя, являются практические занятия. Основной целью данного вида занятий является проверка понимания студентом рассматриваемой темы, изучаемого материала, умения изложить его содержание ясным, четким и грамотным язы-ком, а также способствует развитию самостоятельного мышления и творческой активно-сти.
На практических занятиях студенты получают навыки использования основных методов и подходов к оценке предмета. На занятиях рассматриваются наиболее важные и сложные вопросы, которые труднее всего усваиваются самостоятельно. Для этого всегда нужно заранее готовиться к практическим занятиям. Подготовка к занятию включает в себя следующее:
изучение конспектов лекций, соответствующих разделов учебно-методического комплекса, содержания рекомендованных прогнозов и других документов;
запоминание и понимание новых терминов;
попытку сформулировать свое собственное мнение по каждому изучаемому во-просу, аргументировано обосновать его;
записывание вопросов, возникшие во время самостоятельной работы, чтобы на занятии получить ответы на них.
На занятии студент демонстрирует свое знание предмета, корректирует информа-цию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует опреде-ленный образ в глазах преподавателя.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознаком-ления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной те-мы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литерату-ры, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно отве-тить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лими-та аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособия-ми, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубо-кому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкрет-ной проблеме.
Для проверки полученных знаний на занятиях проводится:
устный или письменный опрос;
тестирование;
другие виды контроля.
Самостоятельная работа студентов
Наряду с чтением лекций и проведением занятий профессорско-преподавательским составом кафедры ГМУ и права предполагается проведение студентами очной и заочной форм обучения самостоятельной работы. Она является неотъемлемым элементом учебного процесса, одним из
Формы самостоятельной работы: изучение соответствующих учебников, периоди-ческой литературы и нормативно-правовых документов, рекомендуемых преподавателями кафедры, выполнение практических заданий, написание рефератов, эссе и т.д.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
1) изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут;
2) изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут;
3) изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
4) подготовка к практическому занятию, написание реферата – 2 часа 30 минут.
Всего в неделю – 4 часа.
Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как в вузе это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности. Это подтверждает и учебный план.
Учитывая небольшой объем лекционных занятий, на лекциях преподаватель зна-комит студентов с основными положениями темы, а дальнейшее усвоение материала свя-зано с самостоятельной работой. Самостоятельная работа с учебниками, учебными посо-биями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических из-даний и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Содержание самостоятельной работы по темам курса, а также вопросы для само-контроля и задания для проверки усвоения материала приведены в Методических указа-ниях для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине.
Рекомендации по работе с литературой
Основным методом самостоятельного овладения знаниями является работа с лите-ратурой. Это сложный процесс, требующий выработки определенных навыков, поэтому студенту нужно обязательно научиться работать с книгой.
Осмысление литературы требует системного подхода к освоению материала. В ра-боте с литературой системный подход предусматривает не только внимательное чтение текста и изучение специальной литературы, но и обращение к дополнительным источни-кам – справочникам, словарям, которые являются основными помощниками в самостоя-тельной работе не только студентов, но и специалистов организаций. Глубокое изучение именно их материалов позволит студенту освоить профессиональную терминологию, а затем самостоятельно оперировать теоретическими категориями и понятиями, а также знать и уметь пользоваться соответствующими источниками информации в будущей про-фессиональной деятельности. Работа с литературой обеспечивает решение студентом по-ставленной перед ним задачи и в текущем периоде (подготовка к практическому занятию, выполнение тестовых заданий и т.д.).
Литература для изучения обычно выбирается из списка литературы, выданного преподавателем, а также путем самостоятельного поиска материалов. После этого непо-средственно начинается изучение материала, изложенного в основных учебных пособиях.
При изучении материалов глав и параграфов необходимо обращать внимание на комментарии и примечания, которыми сопровождается текст. Они разъясняют отдельные места текста, дополняют изложенный материал, указывают ссылки на цитируемые источ-ники, исторические сведения о лицах, фактах, объясняют малоизвестные или иностранные слова.
Во время изучения литературы следует конспектировать и составлять рабочие за-писи прочитанного, которые могут быть сделаны и в виде простого и развернутого плана, цитирования, тезисов, резюме, аннотации, конспекта. Такие записи удлиняют процесс проработки, изучения книги, но способствуют ее лучшему осмыслению и усвоению, выработке навыков кратко и точно излагать материал.
Наиболее надежный способ собрать нужный материал – составить конспект – крат-кое изложение своими словами содержания источника. Конспекты позволяют восстано-вить в памяти ранее прочитанное без дополнительного обращения к книге, статье, доку-менту. При их
При изучении литературы особое внимание следует обращать на новые термины и понятия. Понимание сущности и значения терминов способствует формированию способности логического мышления, что важно при усвоении дисциплины. Поэтому при изучении темы курса студенту следует активно использовать универсальные и специализированные словари, иную справочную литературу.
Вся рекомендуемая для изучения курса литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся источники, необходимые для полного и твердого усвоения учебного материала. Потребность изучения дополнительной литера-туры диктуется прежде всего тем, что в учебной литературе нередко остаются неосвещен-ными современные проблемы, а также не находят отражение новые документы, события, явления, научные открытия последних лет. Поэтому дополнительная литература рекомен-дуется для более углубленного изучения программного материала.
Отдельного внимания заслуживают Интернет-ресурсы, в частности:
1. Европейская электронная библиотека Europeana - http://www.europeana.eu/ portal
2. Каталог электронных библиотек - http://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html
3. Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru
4. Портал «Гуманитарное образование» - http://www.humanities.edu.ru
5. Правовая литература, законы - http://www.pravo.vuzlib
6. СПС Гарант: информационно-правовой портал - http://www.garant.ru
7. СПС КонсультантПлюс: официальный сайт - http://www.consultant.ru
8. Учебники и монографии - http://www.alleng.ru/edu/inform.htm
9. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов» - http://shool-collection.edu.ru
10. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
11. Электронная библиотека Ихтика - http://ihtika.net
12. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) - http://elibrary.rsl.ru
Информация, представленная на специализированных порталах, содержит инте-ресные для студента разделы, позволяющие познакомиться с наиболее актуальными дан-ными, дискуссионными вопросами, новыми материалами.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отме-чаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изуче-ние некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят пробле-матичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разо-бравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно опреде-лять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и при-менять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание кон-спектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдель-ных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстроч-ным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в кон-спектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (ав-тор, название, выходные данные, номер страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
- обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
- фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письмен-но, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
- готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
- пользоваться реферативными и справочными материалами;
- контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оцени-вать свои действия;
- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, дру-гим студентам.
- пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различ-ного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, струк-тура текста, предваряющая информация и др.);
- использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
- повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понима-ния его высказывания или вопроса;
- обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
- использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).
Подготовка к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках нахо-дятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Экзамен или зачет – это заключительный этап изучения дисциплины, имеющий целью проверить теоретические знания студента, его навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Он проводится в объеме учебной программы по дисциплине.
Подготовка к аттестации начинается с первого самостоятельного занятия по дис-циплине в межсессионный период, по которым студенты получают общую установку преподавателя на установочной лекции, включая перечень основных требований к текущей и итоговой отчетности.
Любая учебная дисциплина разбита на тематические блоки, которые представляют собой логически завершенные части рабочей программы курса и являются тем комплек-сом знаний и умений, которые подлежат контролю.
Для организации постепенного усвоения материала организован текущий контроль знаний студентов. Текущий контроль имеет следующие виды:
• устный опрос на лекциях и практических занятиях;
• контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме);
• промежуточная аттестация – контрольная работа по итогам освоения темы (контрольные точки);
Результаты проверки фиксируются и сообщаются студенту.
Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к аттестации, поскольку позволяют студенту оценить уровень соб-ственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необхо-димо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно решить задачи.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.