УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института ветеринарии и биотехнологий
Скрипкин Валентин Сергеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- основы и модели межличностного и межкультурного взаимодействия;
- языковые средства (лексические, грамматические, фонетические), на основе которых формируются и совершенствуются базовые умения говорения, аудирования, чтения и письма;
- структурные и содержательные особенности различных жанров публичной и научной речи: доклада, статьи, презентации, реферата.
умеет
- анализировать, выбирать и адаптировать формы написания текстов в зависимости от прагматических целей; коммуникативно приемлемые стили профессионального общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с коллегами;
владеет навыками
технологией построения эффективной коммуникации, передачей профессиональной информации как в устной, так и в письменной формах в рамках академического и профессионального взаимодействия.
- использовать формы речевого общения для выражения различных коммуникативных намерений, а также для формулирования своей точки зрения;
- получить информацию на иностранном языке;
- работать с электронными специальными словарями и энциклопедиями.
умеет
владеет навыками
- методикой объективности оценивания собственной деятельности и результатов обучения;
- способностью соотносить языковые средства с конкретными ситуациями, условиями и задачами межкультурного речевого общения.
основные технологии и принципы эффективной профессиональной и академической коммуникации; стилистически корректные формы устного и письменного взаимодействия в академической среде;
умеет
сообщать информацию на основе прочитанного текста в форме четко организованного и аргументированного монологического высказывания.
владеет навыками
опытом выбора, оценки и адаптации эффективных вербальных и невербальных стратегий для достижения поставленной коммуникативной цели.
Изучение дисциплины осуществляется в 1 курсе (-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Несогласованное определение Существительные I склонения
Особенности структуры многосложного термина
Словообразование прилагательных
Кислоты
Соли
Оксиды, пероксиды, гидроксиды
Греко-латинские эквиваленты, используемые в клинической терминологии
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Латинский язык».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Латинский язык».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Латинский язык».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Латинский язык» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
1) Выберите слова, в которых буква s читается как [з]:
2) Напишите русскими буквами как читаются слова, обращая внимание на произношение латинской буквы «с»:
Соссyx, caecum, cystis, caput, ductus, lac, cito, condyles, monocytes, cervix, sacralis, cauda, sulci, cutis, bucca, cranium, cuticula.
3) Поставьте ударение в двухсложных словах:
1.apex; 2. ala; 3.bulbus; 4.costa; 5.crista; 6.collum; 7.colon; 8.cordis; 9.situs; 10.lingua; 11.major; 12.locus; 13.truncus; 14.sulcus; 15.sanguis; 16.ovum; 17.cutis; 18.arcus; 19.pedis; 20.caput; 21.minor; 22.corpus; 23.nasus; 24.bucca; 25.cornu; 26.via; 27.sine; 28.grata.
4) Учитывая долготу и краткость предпоследнего слога, поставьте ударение:
1.encephalon; 2.vertebra; 3.cerebrum; 4.lacteus; 5.medulla; 6.capitulum; 7.clavicula; 8.alveolus; 9.petrosus; 10.ligamentum; 11.scabies; 12.substancia; 13.foveola; 14.palpebra; 15.fractura; 16.choledochus; 17.connexus; 18.confluens; 19.caniculus; 20.urethra.
5) Определите слова, в которых знак долготы или краткости поставлен правильно:
1.operābilis; 2.medicamēntum; 3.medŭlla; 4.supinatōr; 5.palpĕbra; 6.maxĭlla 7.tuberōsus; 8.fācies; 9.vertēbra; 10.fovĕa; 11.ulnāris; 12.gracĭlis; 13.arterīa; 14.reflēxus; 15.ēxtraho; 16.colūmna; 17.fractūra; 18.protuberāntia
2. Примерная контрольная работа по теме «Имя существительное»
1)Определите род существительных:
ala,ae; nervus, i; plexus,us; oculus, i; cerebrum, i; genu, us; membrum, i; cornu, us, cauda, ae, skeleton, i.
2) Зная склонение, допишите окончание gen. sing.:
1.margo margĭn...(III)
2.mandibŭla mandibŭl...(I)
3.tubercŭlum tubercŭl...(II)
4.arteria arteri...(I)
5.ductus duct...(IV)
6.cor cord...(III)
7.recessus recess...(IV)
8.ala al...(I)
9.nasus nas...(II)
10.caries cari...(V)
11.ramus ram...(II)
12.manus man...(IV)
3) Укажите склонение следующих существительных:
tympănum, i n; arcus, us m; linea, ae f; scapŭla, ae f; diaphragma, ătis n; ligamentum, i n; sulcus, i m; clavicula, ae f; femur, ŏris n; crus, cruris n.
4) Переведите на латинский язык.
а) полость рога, гребень шейки ребра, кости черепа, складка крыла, тело верхней челюсти, связки головки кости, отверстие нижней челюсти, пластинка дуги позвонка.
б) тело позвонка, гребень головки ребра, кость кисти, борозда ребра, сустав колена, ямка зуба, основание черепа, полость носа.
в) верхушка корня зуба, ость лопатки, головка кости, щель копыта козы, выйная связка, сустав головки ребра, связка колена, рукоятка грудины.
3. Примерный контрольный срез по теме «Имя существительное»
кровь, лёгкое, нога, язва, сеть, часть, зуб, боль, корень, желудок, рана, печень, ось, канал, живот, вымя, мыло, край, гортань, воспаление, рот, человек, хрящ.
2) Образуйте Gen.sing. у следующих существительных:
a) неравносложные существительные:
сrus, articulatio, tuberosĭtas, index, sectio, appendix, pollex, paries, vas, regio, cortex, foramen.
б) равносложные существительные:
рelvis, basis, canalis, sitis, auris, cutis.
3)Напишите полную словарную форму существительных и определите их основу:
крыло, десна, подреберье, перелом, аорта, корова, складка, ребро, грива, разрыв, гребень, палец, перегородка, головной мозг, осёл, плечо, ветвь, борозда, пищевод, запястье, рак, связка, доля, лист, нерв, губа, слой.
4) Образуйте Nom. plur. у следующих существительных:
глазницы, швы, вырезки, ребра, белые пластинки, крылья, щели, позвонки, перегородки, черепа, глаза, губы, связки, полости, мышцы, пальцы, конечности, скелеты, носы, борозды, правые доли.
3. Примерный контрольный срез по теме «Имя прилагательное»
1) Запишите прилагательные в словарной форме:
transversus, coccygeus, thoracicus, xiphoideus, dorsalis, costalis, cervicalis, articularis, mentalis, occipitalis, osseus.
2) Согласуйте прилагательные с существительными:
a) incisura ( vertebralis, e ),
facies ( externus, a, um ),
crista ( transversus, a, um ),
ligamentum ( lateralis, e ),
tuberculum ( articularis, e ).
б) поверхность ( внутренняя, суставная),
пластинка ( наружная, внутренняя),
гребень (крестцовый),
головка (латеральная, верхняя),
ямка (малая, глубокая).
3) Согласуйте прилагательные с существительными:
a) ямка (большая), железа (малая), мышца (косая), стекло (желтое), синус (поперечный), трещина (длинная), колено (левое), палец (правый), шейка (анатомическая), ветвь (средняя).
b) длинный (нерв), правый (лопатка), лобный (кость), внутренний (оболочка), глубокий (разрыв), черный (грива), затылочный (область), наружный (оболочка), широкий (лопатка), белая (пилюля).
4. Примерный контрольный срез по теме «Глагол»
1) Определите спряжение и выделите основу следующих глаголов:
auscultare - выслушивать; соnсіdёrе - резать; continere - содержать; finïre - заканчивать; filtrare - фильтровать; coquere - варить; miscere - смешивать; addere - добавлять.
Процесс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение учебной дисциплины, в том числе и на самостоятельную работу студента.
Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем учебной дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны:
изучить материал практических занятий в полном объеме по разделам учебной дисциплины;
выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за учебной дисциплиной во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение практических занятий для студентов является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, тестового контроля, выполнения заданий для самостоятельной работы.
Дисциплина «Латинский язык в ветеринарии» является общеобразовательной дисциплиной, в процессе изучения которой обучающиеся должны приобрести определенные знания. Наряду с изучением теоретического материала по дисциплине «Латинский язык в ветеринарии» большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. Практическим занятиям отводится 32 часа. Последние представляют собой весьма важную часть в общем объеме дисциплины. Они дают, возможность ознакомиться с такими вопросами, как клиническая, фармацевтическая, анатомическая терминология, греко-латинские эквиваленты, способы словообразования в латинском языке и т.д.
Общие методические рекомендации и указания по выполнению практических работ
1. Подготовка к практической работе.
Для выполнения практических работ обучающийся должен руководствоваться следу-ющими положениями:
1) Внимательно ознакомиться с описанием соответствующей практической работы и установить, в чем состоит основная цель и задача этой работы;
2) По лекционному курсу и соответствующим литературным источникам изучить теоретическую часть, относящуюся к данной работе.
2. Выполнение практических работ.
Успешное выполнение практических работ может быть достигнуто в том случае, если обучаемый представляет себе цель выполнения практической работы, поэтому важным условием является тщательная подготовка к работе.
3. Оформление практических работ.
Оформление практических работ является важнейшим этапом выполнения. Каждую работу обучающиеся выполняют, руководствуясь следующими положениями:
1) На новой странице тетради указать название и порядковый номер практической работы, а также кратко сформулировать цель работы;
2) Записать при необходимости план решения заданий;
3) Схемы и графики вычертить с помощью карандаша и линейки с соблюдением принятых стандартных условных обозначений;
4) После проведения практических занятий, обучающиеся должны составить отчет о проделанной работе.
Практическая работа должна быть написана разборчивым подчерком и выполнена в тетради с полями для проверки работы преподавателем. Итогом выполнения является устная защита работы, по вопросам, которые прописаны в конце каждой работы.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если
План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Различаются четыре типа конспектов:
план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором по наиболее сложным вопросам даются подробные пояснения,
текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника,
свободный конспект – это четко и кратко изложенные основные положения в результате глубокого изучения материала, могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом,
тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает ответ по изучаемому вопросу.
В процессе изучения материала источника и составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым и удобным для работы.
Подготовка к практическому занятию
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1) организационный,
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
уяснение задания на самостоятельную работу;
подбор рекомендованной литературы;
составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал.
Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется
Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д.
При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 10-15 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.
Методические указания к выполнению контрольной работы
Структура контрольной работы:
титульный лист,
содержание контрольной работы,
основная часть контрольной работы,
выводы по работе,
список использованной литературы.
Объем контрольной работы до 15 страниц машинописного текста через 1.5 интервала. В контрольной работе должно быть отражено умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой.
В тексте необходимо выделить основные идеи и предложить собственное отношение к ним, основные положения работы желательно иллюстрировать своими примерами. В тексте необходимо делать ссылки на использованную литературу с указанием страниц. В контрольной работе должны активно использоваться не менее 3 источников.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.