2024-2025_36_05_01-набор_2024-ЗО_Ветеринария_БМиЭЖ_plx_Латинский язык_Болезни мелких и экзотических животных
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института ветеринарии и биотехнологий

Скрипкин Валентин Сергеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.15 Латинский язык
36.05.01 Ветеринария
Болезни мелких и экзотических животных
Ветеринарный врач
УТВЕРЖДАЮ
заочная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Цель дисциплины «Латинский язык» заключается в том, чтобы заложить у студентов основы латинской ветеринарной терминологии и обучить их лингвистическим особенностям латинского языка в объеме, необходимом для изучения дисциплин ветеринарно-биологического цикла. Обучение латинскому языку предусматривает решение важных общеобразовательных задач, включающих расширение лингвистического кругозора студентов, повышение их общей языковой культуры и совершенствование навыков нормативного употребления интернационализмов греко-латинского происхождения в целях повышения культуры, мышления, общения и речи.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Демонстрирует интегративные умения, необходимые для написания, письменного перевода и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.)
знает

- основы и модели межличностного и межкультурного взаимодействия;

- языковые средства (лексические, грамматические, фонетические), на основе которых формируются и  совершенствуются базовые умения говорения, аудирования, чтения и письма;

- структурные и  содержательные особенности различных жанров публичной и научной речи: доклада, статьи, презентации, реферата.                              

умеет

- анализировать, выбирать и адаптировать формы написания текстов в зависимости от прагматических целей; коммуникативно приемлемые стили профессионального общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с коллегами;

владеет навыками

  технологией построения эффективной коммуникации, передачей профессиональной информации как в устной, так и в письменной формах в рамках академического и профессионального взаимодействия. 

 
 
 
 
 
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.2 Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных мероприятиях, включая международные
знает

- использовать формы речевого общения для выражения различных коммуникативных намерений, а также для формулирования своей точки зрения;

- получить информацию на иностранном языке;

- работать с электронными специальными словарями и энциклопедиями.

умеет

 
самостоятельно изучать и критически анализировать научную литературу.

владеет навыками

- методикой объективности оценивания собственной деятельности и результатов обучения;

- способностью соотносить языковые средства с конкретными ситуациями, условиями и задачами межкультурного речевого общения. 

 
 
 
 
 
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.3 Демонстрирует интегративные умения, необходимые для эффективного участия в академических и профессиональных дискуссиях
знает

основные технологии и принципы эффективной профессиональной и академической коммуникации; стилистически корректные формы устного и письменного взаимодействия в академической среде;

умеет

сообщать информацию на основе прочитанного текста в форме четко организованного и аргументированного монологического высказывания.

владеет навыками

опытом выбора, оценки и адаптации эффективных вербальных и невербальных стратегий для достижения поставленной коммуникативной цели. 

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Латинский язык» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1 курсе (-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Латинский язык» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Латинский язык» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Латинский язык» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Курс
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
72/2
6
62
4
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
 
 
Курс
Трудоемк
Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
 
ость

час/з.е.

Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. РАЗДЕЛ I. ФОНЕТИКА
1.
 
Фонетика
1
4
2
2
1.1.
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
2 раздел. РАЗДЕЛ II.АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
2.
 
Существительное
1
10
12
12
КТ 1
2.1.
Устный опрос, Контрольная работа
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Прилагательное
1
6
6
6
2.2.
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Глагол
1
2
2
2
2.3.
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Причастие
1
2
2
2
2.4.
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Наречие
1
2
2.5.
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Предлоги
1
2
2.6.
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Числительные
1
4
4
2.7.
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
3 раздел. РАЗДЕЛ III. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
3.
 
Рецепт
1
4
5
5
КТ 2
3.1.
Устный опрос
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
4 раздел. РАЗДЕЛ IV. КЛИНИЧЕСКАЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
4.
 
Клиническая и патологическая терминология
1
4
3
3
КТ 3
4.1.
Контрольная работа
УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
36
72
36
 
Итого
36
72
36
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Фонетика
Алфавит. Правила чтения
Пр
1/1/-
 
Фонетика
Ударение, долгота и краткость гласных
Пр
1/1/-
 
Существительное
Имя существительное (общие сведения)

Несогласованное определение   Существительные I склонения

Пр
2/-/-
 
Существительное
Существительные II склонения
Пр
2/-/-
 
Существительное
Существительные III склонения
Пр
3/-/-
 
Существительное
Структура многословных терминов, включающих названия мышц
Пр
1/1/-
 
Существительное
Существительные IV, Vсклонения

Пр
2/-/-
 
Существительное
Уменьшительные суффиксы существительных

Особенности структуры многосложного термина

Пр
2/1/-
 
Прилагательное
Прилагательные 1 группы Согласованное определение

Пр
2/-/-
 
Прилагательное
Прилагательные 2 группы

Словообразование прилагательных

Пр
2/-/-
 
Прилагательное
Степени сравнения прилагательных
Пр
2/-/-
 
Глагол
Глагол esse
Пр
2/-/-
 
Причастие
Причастие настоящего времени действительного залога
Пр
1/-/-
 
Причастие
Причастие прошедшего времени страдательного залога
Пр
1/-/-
 
Числительные
Числительные
Пр
2/-/-
 
Числительные
Практическое задание к разделу  «Анатомическая  терминология»
Пр
2/-/-
 
Рецепт
Использование глаголов в рецепте
Пр
2/2/-
 
Рецепт
Химические элементы

Кислоты

Соли

Оксиды, пероксиды, гидроксиды

Пр
2/-/-
 
Рецепт
Практическое задание к разделу  «Фармацевтическая терминология»
Пр
1/-/-
 
Клиническая и патологическая терминология
Греко-латинские дуплетные обозначения органов и тканей, секретов

Греко-латинские эквиваленты, используемые в клинической терминологии

Пр
2/-/-
 
Клиническая и патологическая терминология
Практическое задание к разделу  «Клиническая терминология»
Пр
1/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Правила чтения и ударения
4
 
Существительное
10
 
Прилагательное
6
 
Глагол
2
 
Причастие
2
 
Наречие
2
 
Предлоги
2
 
Фармацевтическая терминология
4
 
Клиническая и патологическая терминология
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Латинский язык» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Латинский язык».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Латинский язык».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Латинский язык».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Фонетика
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
2
Существительное
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
3
Прилагательное
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
4
Глагол
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
5
Причастие
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
6
Наречие
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
7
Предлоги
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
8
Рецепт
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
9
Клиническая и патологическая терминология
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Латинский язык»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
УК-4.1:Демонстрирует интегративные умения, необходимые для написания, письменного перевода и 
Иностранный язык
x
Культура речи и деловое общение
x
Общепрофессиональная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.)
Преддипломная практика
x
УК-4.2:Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных мероприятиях, включая международные
Иностранный язык
x
Клиническая практика
x
Культура речи и деловое общение
x
Преддипломная практика
x
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
x
x
УК-4.3:Демонстрирует интегративные умения, необходимые для эффективного участия в академических и профессиональных дискуссиях
Иностранный язык
x
Клиническая практика
x
Преддипломная практика
x
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Латинский язык» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Латинский язык» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 курс
 
КТ 1
Устный опрос
10
 
КТ 1
Контрольная работа
15
 
КТ 2
Устный опрос
10
 
КТ 3
Контрольная работа
15
 
Итого
120
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
50
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 курс
 
КТ 1
Устный опрос
10
ответы во время устного опроса – 0-10 баллов ( 0 – неправильный ответ, неподготовленная тема занятия, отсутствие работы на занятии, 0% - 15% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 2 – 16% – 32% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 4 – 33% – 49% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии;6 – 50% – 66% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 8 – 67% – 83% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 10 – 84% – 100% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии
 
КТ 1
Контрольная работа
15
контрольная работа – 0-10 баллов (где 0 – все неправильные ответы, отсутствие работы, 0% – 5% правильных ответов; 2 – 16% – 32% правильных ответов; 4 – 33% – 49% правильных ответов; 6 – 50% – 66% правильных ответов на вопросы; 8 – 67% – 83% правильных ответов на вопросы; 10 – 84% – 100% правильных ответов)
 
КТ 2
Устный опрос
10
ответы во время устного опроса – 0-10 баллов ( 0 – неправильный ответ, неподготовленная тема занятия, отсутствие работы на занятии, 0% - 15% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 2 – 16% – 32% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 4 – 33% – 49% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии;6 – 50% – 66% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 8 – 67% – 83% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии; 10 – 84% – 100% правильных ответов на вопросы, заданные на занятии
 
КТ 3
Контрольная работа
15
контрольная работа – 0-10 баллов (где 0 – все неправильные ответы, отсутствие работы, 0% – 5% правильных ответов; 2 – 16% – 32% правильных ответов; 4 – 33% – 49% правильных ответов; 6 – 50% – 66% правильных ответов на вопросы; 8 – 67% – 83% правильных ответов на вопросы; 10 – 84% – 100% правильных ответов)
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Латинский язык»
1. Примерный тест по теме «Фонетика»

1) Выберите слова, в которых буква s читается как [з]:

 
1)jugularis; 2)costa; 3)cerebralis; 4)sapiens; 5)spasmus.

2) Напишите русскими буквами как читаются слова, обращая внимание на произношение латинской буквы «с»:

Соссyx, caecum, cystis, caput, ductus, lac, cito, condyles, monocytes, cervix, sacralis, cauda, sulci, cutis, bucca, cranium, cuticula.

3) Поставьте ударение в двухсложных словах:

1.apex; 2. ala; 3.bulbus; 4.costa; 5.crista; 6.collum; 7.colon; 8.cordis; 9.situs; 10.lingua; 11.major; 12.locus; 13.truncus; 14.sulcus; 15.sanguis; 16.ovum; 17.cutis; 18.arcus; 19.pedis; 20.caput; 21.minor; 22.corpus; 23.nasus; 24.bucca; 25.cornu; 26.via; 27.sine; 28.grata.

4) Учитывая долготу и краткость предпоследнего слога, поставьте ударение:

1.encephalon; 2.vertebra; 3.cerebrum; 4.lacteus; 5.medulla; 6.capitulum; 7.clavicula; 8.alveolus; 9.petrosus; 10.ligamentum; 11.scabies; 12.substancia; 13.foveola; 14.palpebra; 15.fractura; 16.choledochus; 17.connexus; 18.confluens; 19.caniculus; 20.urethra.

5) Определите слова, в которых знак долготы или краткости поставлен правильно:

1.operābilis; 2.medicamēntum; 3.medŭlla; 4.supinatōr; 5.palpĕbra; 6.maxĭlla 7.tuberōsus; 8.fācies; 9.vertēbra; 10.fovĕa; 11.ulnāris; 12.gracĭlis; 13.arterīa; 14.reflēxus; 15.ēxtraho; 16.colūmna; 17.fractūra; 18.protuberāntia

2. Примерная контрольная работа по теме «Имя существительное»

1)Определите род существительных:

ala,ae; nervus, i; plexus,us; oculus, i; cerebrum, i; genu, us; membrum, i; cornu, us, cauda, ae, skeleton, i.

2) Зная склонение, допишите окончание gen. sing.:

1.margo margĭn...(III)

2.mandibŭla mandibŭl...(I)

3.tubercŭlum tubercŭl...(II)

4.arteria arteri...(I)

5.ductus duct...(IV)

6.cor cord...(III)

7.recessus recess...(IV)

8.ala al...(I)

9.nasus nas...(II)

10.caries cari...(V)

11.ramus ram...(II)

12.manus man...(IV)

3) Укажите склонение следующих существительных:

tympănum, i n; arcus, us m; linea, ae f; scapŭla, ae f; diaphragma, ătis n; ligamentum, i n; sulcus, i m; clavicula, ae f; femur, ŏris n; crus, cruris n.

4) Переведите на латинский язык.

а) полость рога, гребень шейки ребра, кости черепа, складка крыла, тело верхней челюсти, связки головки кости, отверстие нижней челюсти, пластинка дуги позвонка.

б) тело позвонка, гребень головки ребра, кость кисти, борозда ребра, сустав колена, ямка зуба, основание черепа, полость носа.

в) верхушка корня зуба, ость лопатки, головка кости, щель копыта козы, выйная связка, сустав головки ребра, связка колена, рукоятка грудины.

3. Примерный контрольный срез по теме «Имя существительное»

 
1) Напишите полную словарную форму существительных:

кровь, лёгкое, нога, язва, сеть, часть, зуб, боль, корень, желудок, рана, печень, ось, канал, живот, вымя, мыло, край, гортань, воспаление, рот, человек, хрящ.

2) Образуйте Gen.sing. у следующих существительных:

a) неравносложные существительные:

сrus, articulatio, tuberosĭtas, index, sectio, appendix, pollex, paries, vas, regio, cortex, foramen.

б) равносложные существительные:

рelvis, basis, canalis, sitis, auris, cutis.

3)Напишите полную словарную форму существительных и определите их основу:

крыло, десна, подреберье, перелом, аорта, корова, складка, ребро, грива, разрыв, гребень, палец, перегородка, головной мозг, осёл, плечо, ветвь, борозда, пищевод, запястье, рак, связка, доля, лист, нерв, губа, слой.

4) Образуйте Nom. plur. у следующих существительных:

глазницы, швы, вырезки, ребра, белые пластинки, крылья, щели, позвонки, перегородки, черепа, глаза, губы, связки, полости, мышцы, пальцы, конечности, скелеты, носы, борозды, правые доли.

3. Примерный контрольный срез по теме «Имя прилагательное»

1) Запишите прилагательные в словарной форме:

transversus, coccygeus, thoracicus, xiphoideus, dorsalis, costalis, cervicalis, articularis, mentalis, occipitalis, osseus.

      2)  Согласуйте прилагательные с существительными:

a) incisura ( vertebralis, e ),

facies ( externus, a, um ),

crista ( transversus, a, um ),

ligamentum ( lateralis, e ),

tuberculum ( articularis, e ).

б) поверхность ( внутренняя, суставная),

пластинка ( наружная, внутренняя),

гребень (крестцовый),

головка (латеральная, верхняя),

ямка (малая, глубокая).

3) Согласуйте прилагательные с существительными:

a) ямка (большая), железа (малая), мышца (косая), стекло (желтое), синус (поперечный), трещина (длинная), колено (левое), палец (правый), шейка (анатомическая), ветвь (средняя).

b) длинный (нерв), правый (лопатка), лобный (кость), внутренний (оболочка), глубокий (разрыв), черный (грива), затылочный (область), наружный (оболочка), широкий (лопатка), белая (пилюля).

4. Примерный контрольный срез по теме «Глагол»

1) Определите спряжение и выделите основу следующих глаголов:

auscultare - выслушивать; соnсіdёrе - резать; continere - содержать; finïre - заканчивать; filtrare - фильтровать; coquere - варить; miscere - смешивать; addere - добавлять.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Валл Г. И. Латинский язык:учебник для вет. специальностей вузов. - Москва: Высш. шк., 1990. - 190 с.
 
Л1.2 сост. Е. А. Грудева ; Ставропольский ГАУ Латинский язык: фонетика, морфология, синтаксис:учеб. пособие для проведения практ. занятий и самостоят. работы студентов. - Ставрополь: АГРУС, 2021. - 1,99 МБ
 
дополнительная
 
Л2.1 Белоусова А. Р., Дебабова М. М., Шевченко С. В. Латинский язык с основами ветеринарной терминологии [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 192 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/195414 
 
Л2.2 Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь:ок. 50000 слов. - М.: Рус. яз., 1986. - 840 с.
 
Л2.3 Кирпичников М. Э., Забинкова Н. Н. Русско-латинский словарь для ботаников:. - Л.: Наука, 1977. - 856 с.
 
Л2.4 Грудева Е. А. Латинский язык и основы ветеринарной терминологии:учеб.-метод. пособие для развития навыков чтения и устной речи у студентов I-II курсов фак. "Технологического менеджмента" и "Ветеринарной медицины". - Ставрополь, 2017. - 2,30 МБ
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: С. В. Шевченко, О. И. Филимонов Латинский язык:учеб.-метод. пособие и контрольные задания для студентов-заочников 1 курса фак. вет. медицины. - Ставрополь: АГРУС, 2004. - 56 с.
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Латинский язык и основы профессиональной терминологии
https://znanium.ru/catalog/document?id=441193
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения учебной дисциплины «Латинский язык» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке специалиста среднего звена и временем, отведенным на освоение учебной дисциплины рабочим учебным планом.

Процесс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение учебной дисциплины, в том числе и на самостоятельную работу студента.

Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем учебной дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны:

 изучить материал практических занятий в полном объеме по разделам учебной дисциплины;

 выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

 продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за учебной дисциплиной во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение практических занятий для студентов является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

 освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

 
 по распоряжению декана, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

 официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, тестового контроля, выполнения заданий для самостоятельной работы.

Дисциплина «Латинский язык в ветеринарии» является общеобразовательной дисциплиной, в процессе изучения которой обучающиеся должны приобрести определенные знания. Наряду с изучением теоретического материала по дисциплине «Латинский язык в ветеринарии» большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. Практическим занятиям отводится 32 часа. Последние представляют собой весьма важную часть в общем объеме дисциплины. Они дают, возможность ознакомиться с такими вопросами, как клиническая, фармацевтическая, анатомическая терминология, греко-латинские эквиваленты, способы словообразования в латинском языке и т.д.

Общие методические рекомендации и указания по выполнению практических работ

1. Подготовка к практической работе.

Для выполнения практических работ обучающийся должен руководствоваться следу-ющими положениями:

1) Внимательно ознакомиться с описанием соответствующей практической работы и установить, в чем состоит основная цель и задача этой работы;

2) По лекционному курсу и соответствующим литературным источникам изучить теоретическую часть, относящуюся к данной работе.

2. Выполнение практических работ.

Успешное выполнение практических работ может быть достигнуто в том случае, если обучаемый представляет себе цель выполнения практической работы, поэтому важным условием является тщательная подготовка к работе.

3. Оформление практических работ.

Оформление практических работ является важнейшим этапом выполнения. Каждую работу обучающиеся выполняют, руководствуясь следующими положениями:

1) На новой странице тетради указать название и порядковый номер практической работы, а также кратко сформулировать цель работы;

2) Записать при необходимости план решения заданий;

3) Схемы и графики вычертить с помощью карандаша и линейки с соблюдением принятых стандартных условных обозначений;

4) После проведения практических занятий, обучающиеся должны составить отчет о проделанной работе.

Практическая работа должна быть написана разборчивым подчерком и выполнена в тетради с полями для проверки работы преподавателем. Итогом выполнения является устная защита работы, по вопросам, которые прописаны в конце каждой работы.

Работа с рекомендованной литературой

При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.

Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если

 
содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.

План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала.

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.

Различаются четыре типа конспектов:

 план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором по наиболее сложным вопросам даются подробные пояснения,

 текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника,

 свободный конспект – это четко и кратко изложенные основные положения в результате глубокого изучения материала, могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом,

 тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает ответ по изучаемому вопросу.

В процессе изучения материала источника и составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым и удобным для работы.

Подготовка к практическому занятию

Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.

При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:

1) организационный,

2) закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

 уяснение задания на самостоятельную работу;

 подбор рекомендованной литературы;

 составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал.

Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий.

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по  темам семинарских занятий.

Подготовка докладов, выступлений и рефератов

Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется

 
материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п.

Доклад представляет публичное, развёрнутое сообщение (информирование) по определённому вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д.

При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 10-15 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Структура контрольной работы:

 титульный лист,

 содержание контрольной работы,

 основная часть контрольной работы,

 выводы по работе,

 список использованной литературы.

Объем контрольной работы до 15 страниц машинописного текста через 1.5 интервала. В контрольной работе должно быть отражено умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой.

В тексте необходимо выделить основные идеи и предложить собственное отношение к ним, основные положения работы желательно иллюстрировать своими примерами. В тексте необходимо делать ссылки на использованную литературу с указанием страниц. В контрольной работе должны активно использоваться не менее 3 источников.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
13/ФВМ

Специализированная мебель на 30 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., доска учебная - 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, тематические плакаты

 
3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Читальный зал научной библиотеки
Читальный зал научной библиотеки
Специализированная мебель на 100 посадочных мест, персональные компьютеры – 56 шт., телевизор – 1шт., принтер – 1шт., цветной принтер – 1шт., копировальный аппарат – 1шт., сканер – 1шт.,Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Латинский язык»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
Автор (ы)
 
_______________________ доц. , кфилн Грудева Е.А.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , кфилн Филимонов О.И.
 
_______________________ доц. , кфилн Михиенко С.А.
 
Рабочая программа дисциплины «Латинский язык» рассмотрена на заседании Кафедра иностранных языков протокол № 17 от 08.04.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 36.05.01 Ветеринария
Заведующий кафедрой       _________________ Чуднова Ольга Алексеевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Латинский язык» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт ветеринарии и биотехнологий протокол № 9 от 11.04.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 36.05.01 Ветеринария