2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экологическая безопасность применения агрохимикатов_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ФТД.02 Экологическая безопасность применения агрохимикатов
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Формирование знаний в области применения агрохимикатов; изучение современных агрохимикатов, механизма их действия и применения в сельском хозяйстве; изучение рациональных и безопасных защитных мероприятий
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.2 Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
знает

Опасные и вредные факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

умеет

Определять, идентифицировать и анализировать факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды

владеет навыками

Идентификация опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Анализирует факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
знает

Методические материалы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

умеет

Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды

владеет навыками

Экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» является дисциплиной факультативной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
 
Экологическая агрохимия
 
Методы экологических исследований
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Экология человека
 
Комплексная экологическая оценка территории
 
Комплексная экологическая оценка предприятия
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая токсикология
 
Биологическая защита экосистем
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Основы военной подготовки
 
Освоение дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
 
Устойчивое развитие
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Преддипломная  практика
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
72/2
14
22
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
практической подготовки
6
12
18
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Научные основы систем защиты растений
1.
 
Методические и теоретические основы интегрированной защиты растений 
7
12
8
4
1.1.
4
 
Фитосанитарный мониторинг 
7
4
12
8
1.2.
4
 
2 раздел. Основы разработки системы защиты растений
2.
 
Классификация мер борьбы с вредными организмами 
7
8
2
2.1.
2
Устный опрос
 
3 раздел. Организация, освоение и реализация системы зашиты растений в хозяйстве
3.
 
Агротехнические и биологические меры борьбы с сорняками, болезнями и вредителями 
7
12
14
10
3.1.
4
Устный опрос
 
Моделирование систем интегрированной защиты растений 
3.2.
Устный опрос
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
22
14
 
Итого
36
72
22
14
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Методические и теоретические основы интегрированной защиты растений 
Научные основы систем защиты растений
4/2
 
Фитосанитарный мониторинг 
Основы разработки системы защиты растений
4/2
 
Классификация мер борьбы с вредными организмами 
Фитосанитарный мониторинг 
2/-
 
Агротехнические и биологические меры 
Организация, освоение и реализация системы
4/-
 
борьбы с сорняками, болезнями и вредителями 
зашиты растений в хозяйстве
 
Итого
14
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Методические и теоретические основы интегрированной защиты растений 
Научные основы систем защиты растений
Пр
4/2/2
 
Фитосанитарный мониторинг 
Основы разработки системы защиты растений
Пр
8/-/8
 
Агротехнические и биологические меры борьбы с сорняками, болезнями и вредителями 
Организация, освоение и реализация системы зашиты растений в хозяйстве
Пр
10/-/10
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Научные основы систем защиты растений
12
 
Основы разработки системы защиты растений
4
 
Фитосанитарный мониторинг 
8
 
Организация, освоение и реализация системы зашиты растений в хозяйстве
12
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая безопасность применения агрохимикатов».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Методические и теоретические основы интегрированной защиты растений 
 
2
Фитосанитарный мониторинг 
 
3
Классификация мер борьбы с вредными организмами 
 
4
Агротехнические и биологические меры борьбы с сорняками, болезнями и вредителями 
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологическая безопасность применения агрохимикатов»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-2.2:Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Биологическая защита экосистем
x
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Комплексная экологическая оценка предприятия
x
x
Комплексная экологическая оценка территории
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Методы экологических исследований
x
Ознакомительная практика
x
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая агрохимия
x
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
x
Экология почв
x
УК-8.1:Анализирует факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
Биологическая защита экосистем
x
Техногенные системы и экологические риски
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Экологическая токсикология
x
Экологический мониторинг
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов»
Вопросы и задания для подготовки к зачету

Теоретические вопросы

Теоретические вопросы

1. Возникновение концепции интегрированной защиты растений.

2. Ущерб, наносимый вредными организмами сельскохозяйственным культурам

3. Методические и теоретические основы интегрированной защиты растений.

4. Понятие о фитосанитарном контроле, прогнозе развития вредных организмов и сигнализации.

5. Формы прогнозов фитосанитарной обстановки.

6. Виды и принципы сбора информации, используемой в защите растений для оценки фитосанитарного состояния и прогноза.

7. Фазы динамики популяции и классификация типов динамики популяции вредных видов.

8. Понятие экологического, биологического и фитосанитарного мониторинга.

9. Комплекс методов по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и место химического метода в этом комплексе.

10. Карантин растений.

11. Организационно-хозяйственные мероприятия.

12. Агротехнический метод защиты растений.

 
13. Генетический метод защиты растений.

14. Физический метод защиты растений.

15. Механический метод защиты растений.

16. Биотехнический метод защиты растений.

17. Биологический метод защиты растений.

18. Химический метод защиты растений.

19. Способы применения химических средств защиты растений.

20. Сущность и средства биологического метода борьбы.

21. История развития биологического метода в СНГ и за рубежом.

22. Современное состояние и перспективы развития биометода борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.

23. Межвидовые и внутривидовые связи организмов.

24. Симбиоз и его модификации.

25. Явление хищничества у членистоногих.

26. Паразитизм и его типы.

27. Антибиоз.

28. Позвоночные – энтомофаги.

29. Организация выявления и методы учета вредителей, болезней и сорняков

30. Основы агрономической токсикологии.

31. Виды природной устойчивости.

32. Резистентность, пути ее преодоления.

33. Токсичность пестицидов для вредных организмов.

34. Природа резистентности и устойчивости.

35. Теоретические и практические основы моделирования в агрофитоценозах.

36. Классификация моделей и их характеристика.

37. Математические модели, их характеристика.

38. Основные элементы и этапы математической модели.

39. Компьютерные программы в моделировании.

40. Экспериментальные и виртуальные модели для интегрированной защиты растений.

41. Предмет химической защиты растений, его задачи и области изучения.

42. Значение зашиты растений в повышении урожайности с.-х. культур и ущерб, наносимый вредными организмами с.-х. культурам.

43. Современное состояние производства химических средств защиты растений.

44. Недостатки применения химического метода защиты растений и современные требования предъявляемые к ним.

45. Пестициды, их использование и назначение.

46. Классификация пестицидов по химическому составу.

47. Классификация пестицидов по объектам применения.

48. Пестициды - биологически активные вещества.

49. Классификация пестицидов по способу проникновения и по характеру действия.

50. Действие пестицидов на человека и теплокровных животных.

51. Поведение пестицидов в почве.

52. Токсичность пестицидов для вредных организмов.

53. Доза и норма расхода пестицидов.

54. Факторы токсичности пестицидов для вредных организмов.

55. Действие пестицидов на защищаемое растение.

56. Регламенты применения пестицидов.

57. Природа резистентности и устойчивости

58. Виды природной резистентности (устойчивости) вредных организмов к пестицидам

59. Приобретенная резистентность вредных организмов к пестицидам.

60. Метод определения резистентности

61. Этапы формирования резистентности и антирезистентная политика.

62. Опыливание и его недостатки.

63. Опрыскивание. Биологический аспект.

64. Опрыскивание. Физико-химический аспект опрыскивания.

65. Опрыскивание его виды и недостатки.

 
66. Фумигация как способ применения пестицидов.

67. Аэрозоли как способ применения пестицидов.

68. Обработка семян сельскохозяйственных культур.

69. Приготовление отравленных приманок и их применение.

70. Биологические основы применения фунгицидов.

71. Классификация фунгицидов.

72. Препаративные формы, применяемые в качестве химических средств защиты растений.

73. Вспомогательные вещества.

74. Рабочие составы пестицидов – дисперсные системы.

75. Сроки и способы внесения гербицидов.

76. Норма расхода гербицида.

77. Норма расхода жидкости гербицида.

78. Общие требования по технике безопасности при работе с пестицидами.

79. Выбор инсектицида для проведения химической защиты культуры.

80. Выбор фунгицида для проведения химической защиты культуры.

81. Выбор гербицида для проведения химической защиты культуры.

82. Техника безопасности при протравливании зерна, перевозке и севе.

83. Техника безопасности опрыскивании. Техника безопасности при работе с машинами и аппаратурой защиты растений.

84. Техника безопасности при хранении, отпуске и перевозке пестицидов.

85. Правила личной гигиены при работе с пестицидами.

86. Комплексное применение пестицидов.

87. Организация работ по защите растений на с.-х. предприятии.

88. Задачи и принципы районирования при использовании пестицидов.

89. Недостатки применения химического метода защиты растений и современные требования предъявляемые к ним.

90. Метод определения резистентности

Примерная тематика рефератов

1. Понятие о системе защиты растений и ее задачи.

2. Интеграция методов и средств защиты растений.

3. Комплекс методов по защите растений.

4. Разработка моделей фитосанитарного состояния посевов и почвы.

5. Агротехнический метод защиты растений: особенности, достоинства и недостатки.

6. Селекционно-генетический метод защиты растений: особенности, достоинства и недостатки.

7. Биологический метод защиты растений: особенности, достоинства и недостатки.

8. Химический метод защиты растений: особенности, достоинства и недостатки.

9. Карантин растений как метод защиты растений: особенности, достоинства и недостатки.

10. Физический и механический методы защиты растений: особенности, достоинства и недостатки.

11. Методологические и теоретические основы системы защиты растений.

12. Основы разработки системы защиты растений.

13. Этапы разработки системы защиты растений.

14. Разработка и проведение организационно-хозяйственных мер защиты растений.

15. Обоснование и применение агротехнических методов защиты растений.

16. Применение пестицидов в системе защиты растений.

17. Организация и реализация системы зашиты растений в хозяйстве.

18. Агроэкологические и экономические пороги вредоносности.

19. Экономические пороги вредоносности основных сельскохозяйственных культур

20. Разработка фитосанитарно-профилактических и организационно-хозяйственных мероприятий.

21. Обоснование и применение агротехнических методов защиты растений

22. Проектирование применения биологического метода.

 
23. Экологическое обоснование применения средств защиты растений.  

24. Основные направления развития природоохранной технологии защиты растений.

25. Понятие о ядах и отравлениях.

26. Превращение ядов в организме.

27. Устойчивость вредных организмов к пестицидам.

28. Поведение пестицидов в окружающей среде.

29. Понятие дозы и нормы расхода.

30. Действие пестицидов на биоценозы и на защищаемые растения.

31. Регламенты применения пестицидов.

32. Требования безопасности при работе с пестицидами в теплицах

33. Средства индивидуальной защиты и правила личной гигиены при работе с пестицидами.

34. Совместное применение пестицидов. Таблица совместимости.

35. Регуляторы роста и развития растений, ретарданты. Область и особенности применения.

36. Комплексное применение пестицидов.

37. Эффективность применения пестицидов

38. Фитосанитарный мониторинг

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
87/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, персональный компьютер  Lenovo– 13 шт.,  мультимедийный проектор  BenQ MX532– 1 шт., интерактивная доска Screen Mеdia M -80, учебно-наглядные пособия в виде презентаций,гербарий боьных растений, колекции насекомых
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доц. , ксхн Безгина Юлия Александровна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , доктор с.-х. наук А.П. Шутко
 
_______________________ доцент , кандидат био. наук Е.Е. Степаненко
 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» рассмотрена на заседании Кафедра химии и защиты растений протокол № 30 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Шутко Анна Петровна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологическая безопасность применения агрохимикатов» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование