УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
методы теоретического и экспериментального исследования в химии
умеет
применять базовые знания неорганической химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
владеет навыками
навыками работы в химической лаборатории, выполнения основных химических лабораторных операций при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Основные понятия химии
вещество и законы химии
периодическая система Д.И. Менделеева
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Химия неорганическая».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Химия неорганическая».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Химия неорганическая».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Химия неорганическая» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Раздел 1. Введение
1. Предмет и задачи химии.
2. Основные понятия химии.
3. Основные законы химии.
4. Классификация неорганических соединений.
5. Оксиды: классификация, химические свойства, способы получения.
6. Основания: классификация, химические свойства, способы получения.
7. Кислоты: классификация, химические свойства, способы получения.
8. Соли: классификация, химические свойства, способы получения.
Раздел 2. Реакционная способность веществ.
1. Физические величины, характеризующие вещество.
2. Основные законы химии.
3. Строение атома.
4. Квантовые числа как характеристики состояние электронов в атоме.
5. Порядок заполнения подуровней. Максимальное число электронов на подуровнях.
6. Атомная электронная орбиталь. Порядок заполнения орбиталей на подуровне.
7. Принципы и правила заполнения электронных орбиталей атома.
8. Электронные и электронно-графические формулы элементов.
9. Периодический закон Д.И. Менделеева. Структура периодической системы. Периоды, группы, подгруппы.
10. Периодичность изменения свойств атомов элементов и их соединений в группах и пери-одах.
Раздел 3. Основные закономерности химических превращений
1. Химическая термодинамика. Основные понятия.
2. Термохимия. Тепловой эффект химической реакции.
3. Закон Гесса и следствия из него.
4. Первое начало термодинамики. Энтальпия.
5. Стандартная теплота образования и ее использование при расчетах тепловых эффектов.
6. Второе начало термодинамики. Энтропия.
7. Энергия Гиббса. Критерий самопроизвольного протекания процессов.
8. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость химических реакций.
9. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
10. Влияние температуры на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа.
11. Расчет изменения скорости реакции при изменении концентрации и давления.
12. Расчет скорости реакции по известному коэффициенту скорости реакции.
13. Катализ. Виды катализа. Влияние катализа на скорость химических реакций.
14. Обратимые и необратимые реакции. Условия необратимости ионных реакций.
15. Химическое равновесие.
17. Смещение равновесия. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
18. Определение сдвига равновесия в системах при изменении температуры, давления и кон-центрации.
Раздел 4. Растворы
1. Общая характеристика растворов.
2. Способы выражения концентрации растворов.
3. Расчет молярности и нормальности раствора по массовой доле растворенного вещества.
4. Расчет изменения концентрации при разбавлении раствора.
5. Растворимость. Теория растворов.
6. Теория электролитической диссоциации. Степень и константа диссоциации.
7. Диссоциация кислот, оснований, солей.
Примерная тематика рефератов
1. Роль химии как науки в развитии сельского хозяйства.
2. Биогенные элементы, биологическая роль и положение в периодической системе.
3. Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве.
4. Макроэлементы, их биологическая роль.
5. Медь и цинк как необходимые микроэлементы, их биологическое действие.
6. рН в живых организмах.
7. Проблема нитратов.
8. Озоновый щит земли.
9. Биологическая роль водных растворов.
10. Удобрения. Применение удобрений с учетом потребности растений.
11. Химические реакции, их классификация.
12. Токсическое действие тяжелых металлов.
13. Химия и биологическая роль углерода.
14. Химия и биологическая роль серы, применение в сельском хозяйстве.
15. Химия щелочных металлов, их биологическая роль, применение в сельском хозяйстве.
16. Химия щелочноземельных металлов, их биологическая роль, применение в сельском хо-зяйстве.
17. Химия, биологическая роль азота и его соединений, применение в сельском хозяйстве.
18. Химия, биологическая роль фосфора и его соединений, применение в сельском хозяйстве.
19. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Аномальные свойства воды.
20. Хром, марганец и железо как необходимые микроэлементы: биологическое действие, применение в сельском хозяйстве.
21. Виды катализа. Биологическая роль ферментов.
22. Изотопы, значение в сельском хозяйстве.
23. Биологическая роль электролитов.
24. История создания периодической системы химических элементов.
25. Закон Авогадро.
26. Свойства и значение фосфорной кислоты.
27. Термодинамика и история её развития
28. Второй закон термодинамики. Невозможность создания вечного двигателя
29. Принцип Ле Шателье: научный прорыв 18 века
Контрольная точка №1
Типовой вопрос
1. Дайте формулировку понятиям: атом, химический элемент, молекула, молекулярная
2. Как определить степень окисления элемента в соединении?
3. Чему равен заряд кислотного остатка и остатка от основания?
4. Как составить формулу вещества?
5. Какие соединения называются оксидами? Приведите примеры.
6. Какие оксиды называются основными, кислотными, амфотерными? Приведите примеры.
Тестовые задания
1. Заряд остатка от основания равен
1. числу отнятых гидроксильных групп
2. числу отнятых катионов водорода
3. числу принятых гидроксильных групп
4. числу принятых катионов водорода
2. ___________ - это вещества, состоящие из атомов разных элементов.
3. Установите соответствие между названием вещества и классом неорганических соединений, к которому оно относится
1. оксид углерода (IV) А. основный оксид
2. оксид углерода (II) Б. кислотный оксид
3. оксид натрия В. амфотерный оксид
Г. несолеобразующий оксид
4. Установите соответствие между названием вещества и классом неорганических соединений, к которому оно относится
1. дигидрофосфат натрия А. кислая соль
2. гидроксид магния Б. щелочь
3. силикат натрия В. основание
Г. средняя соль
5. Степень окисления кислотообразующего элемента в фосфорной кислоте равна
1. +3 2. -3 3. +5 4. -5
Практико-ориентированное задание
Приведите электронную формулу элемента с порядковым номером 43, определите к какому семейству он относится.
Контрольная точка № 2
1. Типовой вопрос:
1. Физические величины, характеризующие вещество.
2. Строение атома. Квантовые числа, характеризующие состояние электрона в атоме.
3. Принципы и правила заполнения электронных орбиталей атома. Электронные формулы элементов.
4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Структура периодической системы. Периоды, группы, подгруппы.
5. Периодичность изменения свойств атомов элементов и их соединений в группах и периодах.
2. Тестирование .
1. При нормальных условиях 3 моль углекислого газа занимают объём ... л.
2. Массовая доля (%) алюминия в его оксиде равна…
3. Закон ... - в равных объёмах различных газов при одинаковых внешних условиях
4. В периодической системе, в периоде слева направо электроотрицательность элементов
1. увеличивается 2. уменьшается 3. не изменяется
3. Практико-ориентированное задание :
1. Сколько молекул содержится в 5 молях хлорида натрия?
2. Сколько молей составляют 72 г воды?
Контрольная точка № 3
1. Типовой вопрос :
1. Химическая термодинамика. Основные понятия.
2. Термохимия. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса и следствия из него.
3. Первое начало термодинамики. Энтальпия.
4. Второе начало термодинамики. Энтропия.
5. Свободная энергия системы. Энергия Гиббса. Энергия Гельмгольца.
2. Тестирование .
1. Реакции, в результате которых происходит выделение теплоты
1. эндотермические 2. экзотермические 3. обратимые 4. необратимые
2. Для смещения химического равновесия эндотермической реакции в прямом направлении необходимо
1. повысить температуру 3. понизить температуру
2. ввести катализатор 4. повысить давление
3. Направление смещения химического равновесия определяется
1. принципом Ле-Шателье 3. принципом Паули
2. правилом Гунда 4. правилом Вант-Гоффа
4. Равновесие в реакции N2(г) + О2(г) = 2NO(г) сместится вправо при
1. увеличении концентрации азота 3. увеличении давления
2. уменьшении концентрации кислорода 4. уменьшении давления
5. При увеличении температуры на 30 0С, при температурном коэффициенте равном 2, скорость реакции
1. увеличится в 8 раз 2. уменьшится в 8 раз 3. увеличится в 6 раз 4. уменьшится в 6 раз
3. Практико-ориентированное задание :
При сжигании 6,5 г цинка выделилась теплота, соответствующая 34,8 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
1.1 Рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции – первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на кон-спектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информа-цию важно и при работе по организации того или иного процесса, при прове-дении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их, но часто это приходится делать самостоятельно самому слу-шателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрывае-мые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лек-тора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким об-разом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее ре-шить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убе-дить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внима-ния. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представ-ляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается сле-дующая рекомендация – нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое вы-ступление.
1.2 Методика конспектирования учебного материала
Конспект – универсальная форма записи. Главное требование к кон-спекту – запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, сво-бодные и тематические.
1. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соот-ветствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требу-ет дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить ма-териал уже в процессе его изучения.
Составление такого конспекта приучает последовательно и четко изла-гать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в фор-мулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект – незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, вы-ступление па семинаре, конференции.
Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что ха-рактерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит ис-править в новой записи. Именно это – одна из основных задач написания та-кого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.
Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе под-готовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
2. Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они свя-зываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.
Текстуальный конспект – хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно ис-пользовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравни-тельного анализа положений, высказанных рядом авторов.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда – необходимость постоянной работы
3. Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект – сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти каче-ства. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.
4. Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отоб-ражает всего содержания используемых произведений. Составление тематиче-ского конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интел-лектуальный «багаж».
Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематиче-ский конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использова-нием нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспек-та на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.
Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, те-зисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конфе-ренциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме – ключ к успеху.
1.3 Рекомендации по подготовке
к лабораторным и практическим занятиям
Аудиторные лабораторные и практические занятия играют важную роль в формировании у студентов требуемых компетентностей. Главной целью ла-бораторных и практических занятий является систематизация, закрепление и углубление знаний теоретического характера, полученных на лекциях. Обу-чающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овла-дения опытом профессиональной деятельности, связывает ее с практикой жизни.
Лабораторные и практические занятия, включенные в изучение дисци-плины «Химия», направлены на формирование у студентов практических навыков работы в химической лаборатории, выполнения основных химиче-ских лабораторных операций.
Для удобства работы на лабораторных занятиях студенты используют рабочую тетрадь «Химия».
1.4 Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Цель самостоятельной работы студентов – развивать у студентов уме-ние выбрать нужную информацию по заданной теме или отдельному вопросу, критически анализировать методическую литературу по предложенным про-блемам, систематизировать и оформлять прочитанное изученное в виде крат-ких ответов и докладов.
Она состоит из непрерывной работы студента по выполнению текущих заданий при выполнении самостоятельной работы в рабочих тетрадях, вы-полнении учебно-исследовательской работы и освоения новых тем.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.1 Общие положения
Основные критерии оценки преподавателем учебной работы студента по дисциплине заключаются в следующем:
1. Знание учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины
2. Степень проявления творчества и самостоятельности при раскрытии обсуждаемого вопроса (умение выделять главные аспекты проблемы, нестан-дартно, оригинально мыслить; способность отстаивать свою позицию, опира-ясь на знание теории вопроса).
3. Доказательность и убедительность выступления (положения, приво-димые в выступлении, должны содержать определенную систему аргументов, раскрывающую позицию студента по данной проблеме, убеждать в правиль-ности этой позиции).
4. Наличие конспекта лекций и его отработка во время самостоятельной рабо-ты.
5. Знание рекомендованной литературы.
6. Активность на лабораторных и практических занятиях (умение работы в хи-мической лаборатории, выполнение основных химических лабораторных операций, умение практически осуществить постановку и выполнение экспериментальной рабо-ты).
Оценка знаний на экзамене производится на основании критериев, опре-деленных в соответствующих документах по регламентации учебного процес-са в вузе:
учет посещаемости студентом занятий;
наличие конспекта лекций;
степень участия в работе на лабораторных занятиях;
знание основных положений теоретического курса и практическое их применение.
Посещение лекционных, практических и лабораторных занятий для сту-дентов очной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением;
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских, региональных и пр. мероприяти-ях;
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектирова-ны в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликви-дации пропуска. Пропущенные лабораторные или практические занятия отра-батываются в виде устной защиты лабораторного или практического занятия во время консультаций по дисциплине.
2.2 Формы контроля
Текущий контроль знаний студентов имеет следующие виды:
• устный опрос
• контрольные точки
• промежуточная аттестация.
Оперативный контроль
Опросы студентов по содержанию лекций и проверка выполнения теку-щих заданий проводится на каждом лабораторном занятии. Результаты про-верки фиксируются и сообщаются студенту.
Глубина усвоения теоретического материала выявляется на контроль-ных точках.
Итоговый контроль 1 семестр – экзамен.
2.3 Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет и задачи химии.
2. Основные понятия химии.
3. Основные законы химии.
4. Классификация неорганических соединений.
5. Оксиды: классификация, химические свойства, способы получения.
6. Основания: классификация, химические свойства, способы получения.
7. Кислоты: классификация, химические свойства, способы получения.
8. Соли: классификация, химические свойства, способы получения.
9. Физические величины, характеризующие вещество.
11. Принципы и правила заполнения электронных орбиталей атома. Элек-тронные формулы элементов.
12. Периодический закон Д.И.Менделеева. Структура периодической си-стемы. Периоды, группы, подгруппы.
13. Периодичность изменения свойств атомов элементов и их соединений в группах и периодах.
14. Термохимия. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса и следствия из него.
15. Первое начало термодинамики. Энтальпия.
16. Второе начало термодинамики. Энтропия.
17. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость химических реакций.
18. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
19. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.
20. Смещение равновесия. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
21. Катализ. Виды катализа. Влияние катализа на скорость химических ре-акций.
22. Окислительно-восстановительные реакции. Типы окислительно-восстановительных реакций.
23. Составление окислительно-восстановительных реакций. Метод элек-тронного баланса.
24. Электролиз растворов и расплавов электролитов.
25. Растворы. Способы выражения концентрации растворов.
26. Общая характеристика растворов. Растворимость. Теория растворов.
27. Теория электролитической диссоциации. Степень и константа диссоциа-ции.
28. Диссоциация кислот, оснований, солей.
36/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, ноутбук Acer – 1 шт., проектор - 1 шт., экран - 1 шт., шкаф вытяжной 1500 ШВМУ – 2 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета
36/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, ноутбук Acer – 1 шт., проектор - 1 шт., экран - 1 шт., шкаф вытяжной 1500 ШВМУ – 2 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.