2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Химия органическая_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.19.02 Химия органическая
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
формирование у студентов бакалавриата компетенций, направленных на получение системных знаний в области органической химии, формирование способности применять в профессиональной деятельности методы теоретического и экспериментального исследования
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Применяет базовые знания химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
знает

теоретические основы органической химии

умеет

применять базовые знания органической химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования

владеет навыками

базовыми знаниями органической химии и навыками лабораторных исследований в области экологии и природопользования

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Химия органическая» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Химия органическая» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Учение об атмосфере
 
Биология
 
Химия неорганическая
 
Освоение дисциплины «Химия органическая» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Физиология растений
 
Экологическая агрохимия
 
Геоэкология
 
Биогеография
 
Ландшафтоведение
 
Биоразнообразие
 
Учение о гидросфере 
 
Учение о биосфере
 
Методы экологических исследований
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Физико-химические методы исследования
 
Физика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Химия органическая» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
72/2
16
20
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Углеводороды
1.
 
Основные понятия органической химии. Алканы.
2
3
6
КТ 1
1.1.
2
4
Устный опрос, Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
Алкены. Алкины
2
3
4
КТ 1
1.2.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
Ароматические углеводороды
2
3
4
КТ 1
1.3.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
Контрольная точка №1
2
5
2
КТ 1
1.4.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
2 раздел. Кислородсодержащие органические соединения
2.
 
Спирты. Фенолы
2
3
4
КТ 2
2.1.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
Альдегиды. Кетоны.
2
3
4
КТ 2
2.2.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
Карбоновые кислоты. Жиры
2
3
4
КТ 2
2.3.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
Контрольная точка №2
2
5
2
КТ 2
2.4.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3
 
3 раздел. Углеводы
3.
 
Углеводы
2
2
3
3.1.
2
1
Реферат
ОПК-1.3
 
4 раздел. Азотсодержащие органические соединения
4.
 
Амины. Аминокислоты. Белки
2
2
3
4.1.
2
1
Реферат
ОПК-1.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
32
72
16
20
 
Итого
36
72
16
20
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Основные понятия органической химии. Алканы.
Основные понятия органической химии. Алканы.
2/2
 
Алкены. Алкины
Алкены. Алкины
2/2
 
Ароматические углеводороды
Ароматические углеводороды
2/-
 
Спирты. Фенолы
Спирты. Фенолы
2/-
 
Альдегиды. Кетоны.
Альдегиды. Кетоны
2/-
 
Карбоновые кислоты. Жиры
Карбоновые кислоты. Жиры
2/-
 
Углеводы
Углеводы
2/-
 
Амины. Аминокислоты. Белки
Амины. Аминокислоты. Белки
2/-
 
Итого
16
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Основные понятия органической химии. Алканы.
3
 
Алкены. Алкины
3
 
Ароматические углеводороды
3
 
Контрольная точка №1
5
 
Спирты. Фенолы
3
 
Альдегиды. Кетоны
3
 
Карбоновые кислоты. Жиры
3
 
Контрольная точка №2
5
 
Углеводы
2
 
Амины. Аминокислоты. Белки
2
 
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Химия органическая» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Химия органическая».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Химия органическая».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Химия органическая».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Основные понятия органической химии. Алканы.
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
2
Алкены. Алкины
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
3
Ароматические углеводороды
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
4
Контрольная точка №1
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
5
Спирты. Фенолы
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
6
Альдегиды. Кетоны.
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
7
Карбоновые кислоты. Жиры
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
8
Контрольная точка №2
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
9
Углеводы
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
10
Амины. Аминокислоты. Белки
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
11
Амины. Аминокислоты. Белки
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Химия органическая»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.3:Применяет базовые знания химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
Методы экологических исследований
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Физико-химические методы исследования
x
Химия
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Химия неорганическая
x
Экологическая агрохимия
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Химия органическая» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Химия органическая» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 1 баллу
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 1 баллу
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Химия органическая» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Химия органическая»
Вопросы к зачёту:

Раздел 1. Углеводороды

1. Предмет органической химии. Причины выделения её в самостоятельную науку. Связь органической химии с биологией и сельским хозяйством.

2. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

3. Виды и типы изомерии органических соединений.

4. Типы органических реакций.

5. Классификация органических веществ.

6. Углеводороды, их классификация.

7. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алканов.

8. Методы получения предельных углеводородов (синтез Вюрца, синтез из непредельных углеводородов и из солей карбоновых кислот). Получение и применение метана.

9. Физические и химические свойства алканов.

10. Номенклатура и изомерия алкенов.

11. Методы получения этиленовых углеводородов. Правило Зайцева.

12. Химические свойства алкенов. Правило Марковникова.

13. Номенклатура и изомерия алкинов.

14. Методы получения ацетиленовых углеводородов. Ацетилен, его получение и применение.

15. Химические свойства алкинов. Реакция Кучерова.

16. Электронное строение молекулы бензола. Ароматичность. Правило Хюккеля.

17. Номенклатура и изомерия ароматических углеводородов.

18. Классификация и получение ароматических углеводородов.

19. Физические и химические свойства ароматических углеводородов.

Раздел 2. Кислородсодержащие органические соединения

1. Номенклатура и изомерия спиртов.

2. Классификация и методы получения спиртов.

3. Физические и химические свойства спиртов. Области применения.

4. Двухатомные спирты, их получение и свойства. Этиленгликоль.

5. Трехатомные спирты. Глицерин, его свойства, применение, биологическое значение.

6. Классификация и номенклатура фенолов.

7. Физические и химические свойства фенолов.

8. Получение и изомерия фенолов. Области применения.

9. Номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов.

10. Методы получения альдегидов и кетонов. Применение.

11. Физические и химические свойства альдегидов и кетонов.

12. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.

13. Методы получения и изомерия карбоновых кислот. Области применения.

14. Физические и химические свойства одноосновных карбоновых кислот.

15. Жиры, их классификация,  физические свойства и биологическая роль.

 
16. Химические свойства и получение жиров.

Раздел 3. Углеводы

1. Оптическая изомерия. Причины существования оптических антиподов (энантиомеров). Рацемическая смесь. Проекционные формулы Фишера.

D- и L- ряды.

2. Классификация углеводов. Биологическая роль углеводов.

3. Моносахариды, их классификация. Стереохимия моносахаридов.

4. Циклические формы моносахаридов: пиранозы и фуранозы. Формулы Хеуорса.

5. Химические свойства моносахаридов. Биологическая роль.

6. Дисахариды, их классификация. Восстанавливающие дисахариды. Мальтоза: образование, строение и свойства.

7. Восстанавливающие дисахариды. Целлобиоза: образование, строение и свойства.

8. Восстанавливающие дисахариды. Лактоза: образование, строение и свойства.

9. Классификация дисахаридов. Невосстанавливающие дисахариды. Сахароза: образование, строение и свойства.

10. Полисахариды. Крахмал, его строение и свойства. Гликоген.

11. Полисахариды. Целлюлоза: ее строение, свойства и применение. Искусственное волокно.

Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения

1. Амины, их классификация и номенклатура.

2. Методы получения и особенности изомерии аминов.

3. Физические и химические свойства аминов.

4. Ароматические амины, их методы получения и свойства. Анилин.

5. Аминокислоты: классификация и номенклатура.

6. Методы получения и химические свойства аминокислот.

7. Классификация белков. Функции белков в организме.

8. Строение белков. Пептидная связь, полипептиды.

9. Химические свойства и методы синтеза белков.

Примерная тематика рефератов

1. Классификация органических соединений.

2. Номенклатура органических соединений.

3. Основы стереохимии органических соединений.

4. Бензол. Особенности строения бензола.

5. Полиядерные ароматические углеводороды.

6. Химические свойства и методы получения галогенопроизводных углеводородов. Применение в сельском хозяйстве.

7. Гербициды на основе ароматических соединений. Использование в сельском хозяйстве.

8. Реакции окисления и полимеризации алкенов. Использование продуктов полимеризации в сель-ском хозяйстве.

9. Фенолы. Способы получения фенолов. Экологические проблемы загрязнения фенолами воды.

10. Производные карбоновых кислот (амиды, ангидриды, хлорангидриды), реакции их получения. Использование мочевины в сельском хозяйстве.

11. Сложные эфиры на основе глицерина. Биологическая роль, особенности физических и химиче-ских свойств жиров и масел.

12. Биологически важные пентозы. Природные источники, строение, свойства.

13. Незаменимые аминокислоты. Строение, свойства, биологическая роль.

14. Явление изомерии в органической химии. Типы изомерии органических соединений.

15. Алканы. Природные источники алканов. Природный газ.

16. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (на примере соединений раз-личных классов).

 
17. Реакции полимеризации и поликонденсации альдегидов. Практическое применение альдегидов.

18. Ацетилен: свойства, получение, применение.

19. Резорцин: свойства, получение, применение.

20. Толуол: свойства, получение, применение.

21. Глицерин, его получение, свойства, применение.

22. Великий ученый Бутлеров А.М.

23. Белки – биологические полимеры. Биологическая роль белков.

24. Формальдегид, его получение, свойства, применение.

25. Классификация органических реакций и реагентов.

26. Одноатомные спирты: свойства, получение, применение.

27. Крахмал: свойства, получение, применение.

Контрольная точка № 1

1. Типовой вопрос:

1. Углеводороды, их классификация.

2. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алканов.

3. Методы получения предельных углеводородов (синтез Вюрца, синтез из непредельных углеводородов и из солей карбоновых кислот). Получение и применение метана.

4. Физические и химические свойства алканов.

2. Тестирование.

1. Задание.  С помощью реакции Вюрца можно получить алканы из

1.галогеналканов   2.алкенов    3. альдегидов     4. спиртов

2. Задание. Наиболее характерными для алканов являются реакции

1. присоединения       2. полимеризации          3. гидратации           4. замещения

3. Задание. Число изомерных алкенов, имеющих формулу С4Н8 , равно

1.  2         2. 3         3. 4          4. 5

4. Задание. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения пропана равна…

3. Практико-ориентированное задание

1. Укажите вещество Х в схеме СН4→Х → С6Н6

Контрольная точка № 2

1. Типовой вопрос

1. Дайте определение спиртов, приведите их общую формулу, функциональную группу, классификацию и номенклатуру. Приведите примеры формул молекул спиртов.

2. Какова классификация фенолов, их номенклатура? Приведите примеры молекул фенолов.

3. Дайте определение альдегидов, приведите их общую формулу, функциональную группу, примеры молекул.

2. Тестирование

1. ...  – производные углеводородов, содержащие в своём составе одну или несколько карбоксильных групп.

2.... – это сложные эфиры трёхатомного спирта глицерина  и высших карбоновых кислот.

3. Формалин представляет собой водный раствор

1. муравьиного альдегида      2. уксусной кислоты  

3. фенола                                 4. ацетилена

3. Практико-ориентированное задание

1. Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: C2H2 → C2H4 → C2H5OH → CH3 – COH → CH3COОH

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

триглицерид олеиновой кислоты → триглицерид стеариновой  кислоты →

 
стеариновая кислота → стеарат натрия

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Грандберг И. И., Нам Н. Л. Органическая химия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО -  Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 608 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/195669 
 
Л1.2 Сафаров М. Г., Валеев Ф. А., Сафарова В. Г., Файзуллина Л. Х. Основы органической химии [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 532 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206213 
 
дополнительная
 
Л2.1 Артеменко А. И. Органическая химия для нехимических направлений подготовки [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 608 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/211391 
 
Л2.2 Шабаров Ю. С. Органическая химия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 848 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/210716 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Открытая химия 2.6
https://chemistry.ru/textbook/content.html
1
 
Электронная библиотека по химии
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
2
 
Основы химии
3
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Работа на лекции – первый важный шаг к уяснению учебного мате-риала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их, но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

 
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким образом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда из-вестно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн за-ранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация – нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.

1. Методика конспектирования учебного материала

Конспект – универсальная форма записи. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

1. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего луч-ше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко из-лагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект – незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это – одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положе-ний.

2. Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект – хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки матери-ала, без его усвоения. Отсюда – необходимость постоянной работы над этими видами записи.

3. Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект – сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

4. Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-

 
тему. Специфика этого типа конспекта заключает-ся в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений. Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный «багаж».

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, ос-новное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме – ключ к успеху.

2. Рекомендации по подготовке

к лабораторным и практическим занятиям

Аудиторные лабораторные занятия играют важную роль в формировании у студентов требуемых компетентностей. Главной целью лабораторных занятий является систематизация, закрепление и углубление знаний теоретического характера, полученных на лекциях. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает ее с практикой жизни.

Лабораторные занятия, включенные в изучение дисциплины «Химия органическая», направлены на формирование у студентов практических навыков работы в химической лаборатории, выполнения основных химических лабораторных операций.

Для удобства работы на лабораторных занятиях студенты используют «Лабораторный практикум по органической химии».

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Цель самостоятельной работы студентов – развивать у студентов умение выбрать нужную информацию по заданной теме или отдельному вопросу, критически анализировать методическую литературу по предложенным проблемам, систематизировать и оформлять прочитанное изучен-ное в виде кратких ответов и докладов.

Она состоит из непрерывной работы студента по выполнению текущих заданий при выполнении самостоятельной работы в рабочих тетра-дях, выполнении учебно-исследовательской работы и освоения новых тем.

4. Порядок проведения контроля качества

подготовки студентов по дисциплине

4.1 Общие положения

Основные критерии оценки преподавателем учебной работы сту-дента по дисциплине заключаются в следующем:

1. Знание учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины (степень освоения имеющейся литературы по теме, учебному вопросу; способность дать оценку существующим точкам зрения по раскрываемой проблеме).

2. Степень проявления творчества и самостоятельности при раскрытии обсуждаемого вопроса (умение выделять главные аспекты проблемы, нестандартно, оригинально мыслить; способность отстаивать свою позицию, опираясь на знание теории вопроса).

3. Доказательность и убедительность выступления (положения, при-водимые в выступлении, должны содержать определенную систему аргу-ментов, раскрывающую позицию студента по данной проблеме, убеждать в правильности этой позиции).

 
4. Наличие конспекта лекций и его отработка во время самостоятельной рабо-ты.

5. Знание рекомендованной литературы.

6. Активность на лабораторных и практических занятиях (умение работы в химической лаборатории, выполнение основных химических ла-бораторных операций, умение практически осуществить постановку  и выполнение экспериментальной работы).

Оценка знаний на экзамене производится на основании критериев, определенных в соответствующих документах по регламентации учебного процесса в вузе:

 учет посещаемости студентом занятий;

 наличие конспекта лекций;

 степень участия в работе на лабораторных занятиях;

 знание основных положений теоретического курса и практическое их применение.

Посещение лекционных и лабораторных занятий для студентов очной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением;

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских, региональных и пр. ме-роприятиях;

− официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.

4.2 Формы контроля

Текущий контроль знаний студентов имеет следующие виды:

• устный опрос

• контрольные точки

• промежуточная аттестация.

Оперативный контроль

Опросы студентов по содержанию лекций и проверка выполнения те-кущих заданий проводится на каждом лабораторном занятии. Результаты проверки фиксируются и сообщаются студенту.

Глубина усвоения теоретического материала выявляется на контрольных точках.

Итоговый контроль:  зачет.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
36/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, ноутбук Acer – 1 шт.,  проектор - 1 шт., экран - 1 шт., шкаф вытяжной 1500 ШВМУ – 2 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

36/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, ноутбук Acer – 1 шт.,  проектор - 1 шт., экран - 1 шт., шкаф вытяжной 1500 ШВМУ – 2 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 213/НК библиотека
213/НК библиотека
Специализированная мебель на 35 посадочных мест, дисплей - 1 шт., принтер ч/б - 2 шт., МФУ ч/б - 2 шт., сканер - 2 шт., открытый доступ к фонду справочной, краеведческой литературы, Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ к российским и международным ресурсам и базам данных, доступ к электронно-библиотечным системам,  доступ в электронную информационно-образовательную среду университета. Открытый доступ к фонду  справочной и краеведческой литературы.
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

36/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, ноутбук Acer – 1 шт.,  проектор - 1 шт., экран - 1 шт., шкаф вытяжной 1500 ШВМУ – 2 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Химия органическая»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.х.н. Шипуля Анна Николаевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.с.-х.н. Романенко Елена Семеновна
 
_______________________ доцент ,    к.б.н. Степаненко Елена Евгеньевна
 
Рабочая программа дисциплины «Химия органическая» рассмотрена на заседании Кафедра химии и защиты растений протокол № 30 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Шутко Анна Петровна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Химия органическая» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование