УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации
умеет
Понимать содержание и проблемы информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации
владеет навыками
Навыками использования методов и средств системной инженерии
Основные роли участников команды и их функций.
умеет
Управлять поведением команды, распределять задачи и ответственность.
владеет навыками
Навыками управления сплоченностью команды.
Характеристики команды, особенности организации работы команды.
умеет
Организовать коммуникации внутри команды, в том числе с использованием цифровых технологий.
владеет навыками
Навыками организации командной работы с использованием различных информационных и коммуникационных технологий.
Полномочия членов команды
умеет
Планировать командную работу
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Лидерство и управление командой».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Лидерство и управление командой».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Лидерство и управление командой».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Лидерство и управление командой» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Роль сплоченности в формировании команды (5 баллов).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Обозначьте типы коммуникационных структур (7 баллов):
Централизованные структуры коммуникаций
а) _____________________ б) _____________________ в) __________________
Децентрализованные структуры коммуникаций
а) _____________________ б) _____________________ в) __________________
Кейс-задача (оценка навыков):
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы (8 баллов)
В компании N сменился директор по маркетингу. Нового руководителя сотрудники приняли настороженно, предложенные проекты откровенно «саботировали», а на тренинг, специально организованный с целью повышения квалификации (бесплатный и организованный внешним провайдером), вовсе никто не пришел, хотя все специалисты были оповещены о мероприятии заранее. Руководитель отдела не понимал, что происходит.
Ситуация прояснилась на одном из собраний. Руководитель отдела решил ввести прозрачную систему оценки работы. По этому поводу было созвано совещание для того, чтобы открыто обсудить нововведение со всеми сотрудниками отдела. На собрании все сотрудники стали активно возражать против изменений, и только одна сотрудница молчала, бросая одобрительные взгляды в сто-рону коллег. Когда ее спросили, что она думает по поводу новой системы, она ответила, что полно-стью согласна с коллективом.
Побеседовав с другими сотрудниками компании, руководитель отдела маркетинга выяснил, как ранее строилась работа отдела. Прежний руководитель отдела использовал в своей работе авторитарный стиль руководства. Все решения он принимал единолично, не советуясь с коллегами, а поручения и задачи подчиненным ставил как ему было удобно (при этом не всегда учитывал специализацию того или иного сотрудника). Сотрудники привыкли все сложные вопросы решать через эту самую молчаливую сотрудницу – она была правой рукой прежнего руководителя и, как правило, помогала решать все их проблемы.
Проведенная социометрия подтвердила догадки руководителя – молчаливая сотрудница считалась явным лидером коллектива.
1. О каком типе лидерства идет речь в кейсе (конструктивный или деструктивный).
2. Назовите причины появления подобного лидера в отделе?
3. Каковы должны быть действия нового руководителя по устранению этих причин.
Контрольная точка № 2 (темы 4-6)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Поведенческий подход к исследованию лидерства (5 баллов).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Сравните понятия "лидер" и "руководитель" используя исследования в данной области А. Наумова и О. Виханского (7 баллов)
Критерий сравнения Руководитель Лидер
Роль
Отношение к подчиненным
Цель деятельности
Основа действий
На что опирается
На чем основывается
Направление деятельности
Кейс-задача (оценка навыков):
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы (8 баллов)
Вы устроились работать в компанию вашей мечты - международную корпорацию. Вас взяли на должность исполняющего обязанности начальника отдела организационного развития (предыдущая руководительница отдела ушла в декретный отпуск, и вы временно ее заменяете). Сам отдел создан недавно после реструктуризации компании, и никто толком не знает, чем он должен занимать-ся. Вам предстоит выстроить работу отдела так, чтобы он органично вписывался в систему отношений в компании и приносил пользу И, конечно, вам хочется зарекомендовать себя как хорошего руководителя.
Однако по прошествии времени вы понимаете, что это будет нелегко. Ваши подчиненные намного старше вас и привыкли работать с предыдущей руководительницей. Они постоянно сравнивают вас с ней, причем не в вашу пользу. Кроме того, приставка «и. о.» - исполняющий обязанности явно не прибавляет вам авторитета, и ваши подчиненные воспринимают вас как временную фи-гуру.
Вы решаете наладить отношения с коллегами в неформальной обстановке. К тому же у вас появился удачный повод - ваш день рождения. Вы решаете устроить настоящий банкет и в пятницу вечером накрываете праздничный стол в офисе. Но после поздравлений вашего вышестоящего ру-ководства все сразу же разбегаются, так как у каждого сотрудника нашелся повод «улизнуть». Вы сидите в одиночестве за богатым столом и думаете о том, что же вам делать дальше.
Вопросы:
1. Как проявились лидерские функции в поведении менеджера? Какая ориентация лидера - на производственную задачу или на подчиненных - преобладает?
2. Присутствуют ли какие-либо черты, характерные для лидеров в соответствии с исследованиями Стогдилла? Каких черт ему явно не хватает?
3. Какой стиль, в соответствии с решеткой Блейка и Моутон, характерен для лидера в описанной ситуации? Определите его примерные координаты на матрице. Какие рекомендации вы могли бы дать ему, опираясь на концепцию Блейка и Моутон?
Контрольная точка № 3 (темы 7-9)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Понятийный аппарат командообразования (5 баллов).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Назовите и охарактеризуйте команды по степени самодостаточности (7 баллов)
Наименование Характеристика
Кейс-задача (оценка навыков):
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы (8 баллов)
Вашему отделу поручен важный проект. Он должен быть выполнен силами Ваших подчиненных. Первый кандидат на участие в проекте – опытный сотрудник, с высоким уровнем самомотивации, не раз выполнявший подобные задачи. Второй – сотрудник, хорошо зарекомендовавший себя в работе, но который не имеет подобного опыта. Третий – сотрудник на испытательном сроке, с отличным релевантным образованием, который стремится закрепиться в компании и зарекомендовать себя. У Вас нет возможности самому участвовать в проекте, Вы можете только осуществить промежуточный и итоговый контроль.
Кому Вы поручите проект? Почему?
Примерная тематика эссе:
Тема 2. Понятие малой группы
1. Ключевые личностные характеристики лидера
2. Мотивы поведения личности в группе
3. Роль сплоченности в формировании команды
4. Сходства и различия формальных и неформальных групп в организации
Тема 5. Основные теории лидерства
1. Эволюция лидерства.
2. Теории лидерства.
3. Теории великого человека.
4. Теории влияния.
5. Теории взаимоотношений.
Примерная тематика рефератов:
Тема 1. Личность как ключевой элемент организации
1. Авторитет и лидерство как проблема современного управления.
2. Теории личностных качеств.
3. Ролевая структура команд. Команды менеджеров
Тема 7. Особенности деятельности команд разных видов в организациях
1. Общие представления о мотивации. Модели мотивации.
2. Типология и факторы формирования команд.
3. Формирование состава команды.
4. Этапы жизненного цикла команды.
Тема 9. Повышение эффективности деятельности команды
1. Эффективное построение команды.
2. Идеальный лидер.
3. Команда. Практические аспекты.
4. Лидерство в управлении организацией
Пример деловой игры:
Тема 5. Основные теории лидерства
Цель: выявить лидера в группе.
Задачи: обучение школьного актива организаторским навыкам, развитие коммуникабельности, раз-витие творческих способностей детей.
Подготовка к игре
- выбираются эксперты из числа учащихся в зависимости от количества участвующих ко-манд. Работа экспертов заключается в следующем: раздача цветных карточек участникам ко-манд в зависимости от проявляемых ими качеств.
- приготовить цветные карточки для работы экспертов: красные, синие, зеленые, желтые, черные, белые (количество карточек не ограничено).
Ход игры
«Визитка» команды
Задание ведущего: придумать название, девиз и творчески представить команду.
«Зоопарк»
Задание ведущего: составить из спичек животных (каждый участник команды должен положить свою спичку в общий рисунок фигуры животного).
Примеры животных: слон, крокодил, черепаха, жираф (в зависимости от количества команд).
Самое… самое… самое
Задание: каждой команде придумать конкурс на «самое, самое, самое» (по типу рекордов из книги Гиннеса), провести с другими командами и вручить приз победителю.
«Организаторское домино»
Задание: разложить в правильной последовательности карточки с названиями этапов коллективного творческого дела.
- идея дела,
- обсуждение идеи дела с группой товарищей,
- коллективное планирование дела (конкурс предложений, «мозговая атака», работа групп),
- создание совета дела,
- работа совета с предложениями в план дела,
- утверждение плана дела,
- распределение сил на подготовку заданий,
- создание и работа творческих групп по подготовке дела,
- организация помощи взаимодействия,
- рекламирование дела,
- смотр готовности,
- проведение дела,
- подведение итогов дела советом дела,
- сбор по подведению итогов дела (оценка самого дела и совета дела, награждение, «уроки на будущее»,
- последействие (уточнение, пополнение «копилки интересных дел»).
«Массовая игра»
задание: придумать и провести массовую игру с другими командами.
«Разговор животных в парах»
задание: придумать тему разговора и проговорить ее «языком животных».
Пары животных: собака – кошка, курица – осел, воробей – корова, свинья – баран.
«Ромашка»
Задание: 1-й вариант – пропеть песню «В лесу родилась елочка» как церковный хор, хор оленеводов Чукотки, хор детского сада, армейский хор.
2-й вариант – инсценировать сказку «Репка» в жанрах комедии, драмы, детектива, триллера.
«Аукцион идей»
Задание: предложить мероприятия по данной тематике.
«Афиша»
Задание: придумать текст и нарисовать плакат, который повесят у гардероба, столовой, кабинета ди-ректора, учительской.
Мозаика лидера
Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных раз-ноцветных карточек. Подписать фамилию, имя, класс, школу.
Конкурсы оценивают жюри, бальная система произвольная.
Анализ мозаики лидера
Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее:
Красный – эмоциональный характер.
Синий – генератор идей.
Желтый – резерв, наблюдатель.
Черный – дезорганизатор.
Белый – исполнитель.
Вопросы для собеседования:
Тема 1. Личность как ключевой элемент организации
1. В чем состоит сущность понятия «личность»?
2. Перечислите основные компоненты теории личности?
3. Личность в группе.
4. Основные роли индивидов.
5. Понятия коллективизм, негативизм, конформизм.
Тема 3. Управление неформальными группами
1. Что стоит в центре формирования неформальных групп?
2. В чем основное отличие неформальной группы от формальной?
3. Что необходимо для эффективного взаимодействия формальных и неформальных групп?
Тема 7. Особенности деятельности команд разных видов в организациях
1. В чем отличия между рабочими командами и командами повышения эффективно-сти/качества?
2. Перечислите основные характеристики межфункциональных, проектных и творческих ко-манд?
3. Каковы основные сложности в формировании кросскультурных и управленческих команд?
Тема 9. Повышение эффективности деятельности команды
1. Условия эффективной командной работы.
2. Факторы и условия, определяющие эффективность функционирования группы.
3. Факторы, влияющие на результативность функционирования групп.
4. Факторы, препятствующие эффективной работе группы.
5. Основные и переменные факторы.
6. Групповое единомыслие.
7. Стиль руководства
Вопросы для устного опроса:
Тема 2. Понятие малой группы
1. Основные понятия, характеризующие малые группы.
2. Малые профессиональные группы.
3. Внутренняя взаимосвязанность по труду между работниками.
4. Роль сплоченности в формировании команды
Тема 4. Общее понятие о лидерстве
1. Анализ понятия «лидерство».
2. Отличия руководителя от лидера.
3. Функциональные роли лидера.
4. Личностные качества лидера
Тема 5. Основные теории лидерства
1. Современные концепции лидерства.
2. Ситуационные теории лидерства.
3. Поведенческий подход к исследованию лидерства.
4. Традиционные концепции лидерства
1. Командообразование как парадигма управления современными организациями.
2. Понятийный аппарат командообразования.
3. Междисциплинарный характер критериев дифференциации команд
Тема 8. Роль лидера в процессе формирования и управления командой
1. Властные ресурсы лидера как ключевой инструмент управления командой.
2. Основные типы ролевых структур команды.
3. Групповые нормы
Примерные кейс-задачи:
Тема 1. Личность как ключевой элемент организации
Цель: Изучить специфику стилей поведения руководителя в конкретных ситуациях с учетом его за-дач и уровня зрелости группы.
Задание: Используя теорию лидерства Херси-Бланшарда, проанализируйте приведенные ниже ситу-ации. Выберите в каждой из них наилучший способ воздействия на группу со стороны руководите-ля и обоснуйте свои ответы.
Рекомендации по разбору ситуаций.
При выполнении задания необходимо ответить на следующие вопросы.
1. В чем состоит задача руководителя в каждой конкретной ситуации?
2. Каков уровень зрелости группы в соотношении с поставленными задачами?
3. Какой стиль поведения в данной ситуации наиболее рационален?
Возможны следующие варианты поведения в соответствии с двумя ориентирами, преобладающими в деятельности менеджера (задача или отношения).
Поведение, ориентированное на задачу.
• приказание, поучение (лидер вовлечен в подробное объяснение ролей и задач группы, учит подчи-ненных, как, когда и зачем выполнять задания);
• убеждение, инструктирование (лидер дает подчиненным инструкции и оказывает поддержку).
Поведение, ориентированное на отношения, определяемое степенью, в которой лидер вовлечен в двусторонние отношения, содействие, координирование и применяемые психологические приемы:
• соучастие (лидер и подчиненные совместно принимают решения о том, как лучше выполнить по-ставленные задачи);
• делегирование (лидер дает мало конкретных подробных указаний и оказывает небольшую личную поддержку подчиненным).
Таким образом, возможные стили поведения лидера определяются следующими параметрами:
• приказание, поучение: высокая задача/низкие отношения (+2, -2) (высокая степень ориентации на задачу, низкая степень ориентации на отношения);
• убеждение: высокая задача/высокие отношения (+2, +2);
• участие: низкая задача/высокие отношения (-2, +2);
делегирование: низкая задача/низкие отношения (-2, -2).
Оцените варианты ответов в соответствии в предложенными параметрами.
Ситуация 1.( Образец для выполнения)
Вас назначили на новую должность. Предыдущий руководитель не вмешивался в дела группы. Группа адекватно следовала своему направлению работы и выполняла поставленные задачи. Внут-ренние отношения в группе находятся на хорошем уровне.
Возможные способы воздействия:
• предпринимайте шаги, направляя подчиненных к работе, определенной должным образом;
• вовлекайте подчиненных в процесс принятия решений, оказывая поддержку дельным предложе-ниям;
• предоставьте группу самой себе.
Диагноз.
Предыдущий руководитель оставлял группу в покое. Члены группы реагировали относительно зре-лым образом со средней ПТ (производительностью труда) и хорошими показателями вовлеченности в процесс решения проблем.
Лучше всего новому руководителю предоставить группе возможность самостоятельного структури-рования большей части своей деятельности, но сделать акцент на необходимость улучшения ее дея-тельности.
Оценка вариантов ответов.
– 2. Предпримите шаги, направляя подчиненных к работе, определенной должным образом.
Эта мера (высокая задача/низкие отношения) не подходит, так как группа продемонстрировала свою способность работать хорошо, а произошла всего лишь смена руководства.
+2. Вовлекайте подчиненных в процесс принятия решений, оказывая поддержку дельным предло-жениям.
Эта мера (высокие отношения/низкая задача) лучше всего подходит группе, так как предоставляет ей возможность найти собственное решение проблемы, но не передает ее членам всей полноты ответ-ственности.
Каналы коммуникации (возможность общения) остаются открытыми, работа осуществляется сов-местно, при подчеркивании необходимости повышения ПТ.
– 1. Обсудите производительность труда группы в прошлом, а затем рассмотрите необходимость но-вой практики.
Эта мера (высокая задача/высокие отношения) может оказаться подходящей, если проблема такого рода будет осознана при выполнении задач и осуществлении управления. В данный момент сроч-ных проблем ПТ нет.
+1. Предоставьте группу самой себе.
Эта мера (низкая задача/низкие отношения) может подойти для текущей работы с этой относительно зрелой группой. Но если лидер хочет повысить способность группы справляться с задачами и управлением, может потребоваться дополнительная структура.
Ситуация 2
Полученная вами информация указывает на некоторые трудности во взаимоотношениях подчинен-ных одной из групп. Группа имеет хорошую производственную репутацию. Члены группы эффек-тивно выполняли сложные задачи и успешно справлялись с работой в течение всего прошлого года. Все они обладают достаточной квалификацией.
Возможные способы воздействия:
• рассмотрите необходимость внедрения новой практики и обсудите ваше решение с подчиненны-ми;
• предоставьте членам группы возможность самим решить возникшие проблемы;
• действуйте быстро и твердо, корректируя и направляя;
• участвуйте в обсуждении проблемы, оказывая подчиненным поддержку, не нарушая отношений соподчинения.
Ситуация 3
Производительность труда вашей группы снижается на протяжении нескольких месяцев. Члены группы не слишком озабочены своевременным выполнением задач. Им постоянно необходимо напоминать об этом. В прошлом помогало перераспределение ролей и ответственности.
Возможные способы воздействия:
• позвольте группе самой определить направление своей работы;
• учтите рекомендации группы, но следите за выполнением задач;
• перераспределите роли и ответственность и введите четкий контроль;
• вовлеките группу в перераспределение ролей и ответственности, но не будьте чрезмерно дирек-тивны.
Тема 7. Особенности деятельности команд разных видов в организациях
Цель: Получить представление о принципах формирования управленческой команды.
Задание. Проанализируйте приведенные в таблице формулировки, раскрывающие сущность прин-ципов формирования управленческой команды. Определите, какому из указанных ниже принципов соответствует каждая из них, заполнив таблицу.
Основные принципы формирования управленческих команд.
1. Принцип «дополнения».
2. Принцип «согласия целей».
3. Принцип конкретности, персонификации заданий, ролей, ответственности каждого члена коман-ды.
4. Принцип делового сотрудничества.
5. Принцип обмена информацией.
Характеристика принципов формирования управленческих команд
Сущность принципа Название принципа
Функции, роль, ответственность каждого члена команды должны быть четко определены, исходя из его знаний, умений, способностей
Работа команды предполагает готовность к со-трудничеству, деловому общению, открытость к мнениям других и к новым идеям, а также готов-ность поступиться собственными позициями
Команда подбирается с учетом сильных и слабых сторон лидера, опыта его работы. Лидер при фор-мировании команды должен выбирать людей, ко-торые способны компенсировать его слабые сто-роны, недостаток идей и опыта
Чтобы совместно решать проблемы, необходимо обеспечить каждому члену команды свободный доступ к информации, чтобы он мог знать то, что знает руководитель и другие члены команды, и обмениваться с ними информацией. Никакая важ-ная для совместной работы в команде информация не должна утаиваться
В команде все должны правильно представлять се-бе цель и принимать ее. Общая цель должна орга-нично сочетаться с целями каждого участника ко-манды. Кратко этот принцип можно сформулиро-вать так: «Мы в одной лодке»
Тема 8. Роль лидера в процессе формирования и управления командой
Определение основы власти и соответствующего ей источника власти.
Цель работы: Получить практические навыки по определению источника власти и применению его для влияния на окружающих.
Умения и навыки: определять основы и источники власти, а также выявлять ситуации в которых можно наилучшем образом применять те или иные источники власти.
Выполнение задания 4 включает в себя три этапа:
Этап 1. Ознакомиться с теоретическими сведениями и ответить на контрольные вопросы:
1. Кем была заложена основа в классификации источников власти?
2. Кто еще исследовал проблему источников власти?
3. На какие группы в настоящее время делятся все источники власти?
4. Какие источники относятся к личностной основе власти?
5. Какие источники относятся к организационной основе власти?
Этап 2.Определить основу власти и соответствующий ей источник власти, используя задание по указанному преподавателем варианту.
Этап 3.Дать характеристику сильных и слабых сторон определенной Вами власти. Привести приме-ры, в каких ситуациях можно использовать, для укрепления своей власти, данный источник власти.
Типовой пример выполнения работы
Этап 2.Определение основы и источника власти.
Руководитель ПЭО указывает на ошибки, допущенные молодым сотрудником отдела в документах, поданных на подпись, и требует их устранить. Какой источник власти использует руководитель ПЭО для усиления своего влияния на подчиненного.
В данной ситуации используется экспертная власть, которая относится к личностной основе.
Этап 3.Оценка и анализ определенного источника власти.
Дадим характеристику сильных и слабых сторон определенной нами власти. Приведем примеры, в каких ситуациях можно использовать, для укрепления своей власти, данный источник власти.
Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Ее уровень определяется уров-нем, на котором руководитель показывает свою компетентность в анализе, оценке и контроле рабо-ты подчиненных.
Веря в компетенцию руководителя, другие полагаются на него.
Отмечаемая у подчиненных тенденция считать своего руководителя экспертом может иметь нега-тивные последствия при групповом принятии решений. Если руководитель позволяет подчиненным считать себя «экспертом», они могут не поделиться с ним информацией. Это может привести к то-му, что будет принято менее эффективное решение. Специализация в знаниях делает экспертную власть ограниченной в применении.
Разумная вера гораздо менее устойчива, чем слепая вера харизмы. Она и действует медленнее. Если специалист окажется не прав, то руководитель больше не будет разумно следовать его совету – сле-довательно, его влияние уменьшится.
В некоторых случаях влияние разумной веры меняет баланс власти «руководитель – подчиненный». Поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного, власть последнего растет. Временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем у руководителя.
Убедительным примером влияния через разумную веру являются отношения, которые складываются у большинства людей со своим лечащим врачом. Доктора время от времени используют такой ин-струмент как страх, но они не могут принудить пациента принять лечение. Мы следуем указаниям врача потому, что верим, что врачи обладают знаниями и способностью излечивать и предотвращать болезни. Поскольку у нас нет медицинских знаний, мы не знаем наверняка, способен ли наш врач удовлетворить нашу потребность. Следовательно, мы принимаем его влияние, так как верим в ком-петенцию медика.
Варианты заданий
Вариант 1
Начальник цеха дал указание рабочим выполнить срочный заказ. Если к намеченному сроку задание не будет сделано, то работники будут лишены премиальных выплат. Какую власть использует в данной ситуации начальник цеха для усиления своего влияния на рабочих?
Вариант 2
Сотрудник финансового отдела обратился к программисту предприятия с просьбой об установке новой программы в его ПК. В какой зависимости находится сотрудник финансового отдела от про-граммиста?
Вариант 3
На проходной завода охранник просит нового сотрудника показать пропуск. Какую власть оказыва-ет охранник в данной ситуации на работника завода?
Вариант 4
Руководитель маркетингового отдела просит выйти в выходные дни своих сотрудников для оформ-ления срочных заказов, обещав им хорошо заплатить за сверхурочные. Какому источнику власти от-дал предпочтение руководитель маркетингового отдела для усиления своего влияния на подчинен-ных?
Вариант 5
Начальник отдела снабжения является сыном генерального директора данного предприятия. Какую власть он может использовать для усиления своего влияния на подчиненных?
Вариант 6
Токарь Иванов является уважаемым и знающим человеком на предприятии. В своем цеху он
Пример деловой игры:
Тема 5. Основные теории лидерства
Цель: выявить лидера в группе.
Задачи: обучение школьного актива организаторским навыкам, развитие коммуникабельности, раз-витие творческих способностей детей.
Подготовка к игре
- выбираются эксперты из числа учащихся в зависимости от количества участвующих ко-манд. Работа экспертов заключается в следующем: раздача цветных карточек участникам ко-манд в зависимости от проявляемых ими качеств.
- приготовить цветные карточки для работы экспертов: красные, синие, зеленые, желтые, черные, белые (количество карточек не ограничено).
- приготовить для каждой команды бумагу, клей, карандаши цветные, ручки, ластики.
Ход игры
«Визитка» команды
Задание ведущего: придумать название, девиз и творчески представить команду.
«Зоопарк»
Задание ведущего: составить из спичек животных (каждый участник команды должен положить свою спичку в общий рисунок фигуры животного).
Примеры животных: слон, крокодил, черепаха, жираф (в зависимости от количества команд).
Самое… самое… самое
Задание: каждой команде придумать конкурс на «самое, самое, самое» (по типу рекордов из книги Гиннеса), провести с другими командами и вручить приз победителю.
«Организаторское домино»
Задание: разложить в правильной последовательности карточки с названиями этапов коллективного творческого дела.
- идея дела,
- обсуждение идеи дела с группой товарищей,
- коллективное планирование дела (конкурс предложений, «мозговая атака», работа групп),
- создание совета дела,
- работа совета с предложениями в план дела,
- утверждение плана дела,
- распределение сил на подготовку заданий,
- создание и работа творческих групп по подготовке дела,
- организация помощи взаимодействия,
- рекламирование дела,
- смотр готовности,
- проведение дела,
- подведение итогов дела советом дела,
- сбор по подведению итогов дела (оценка самого дела и совета дела, награждение, «уроки на будущее»,
- последействие (уточнение, пополнение «копилки интересных дел»).
«Массовая игра»
задание: придумать и провести массовую игру с другими командами.
«Разговор животных в парах»
задание: придумать тему разговора и проговорить ее «языком животных».
Пары животных: собака – кошка, курица – осел, воробей – корова, свинья – баран.
«Ромашка»
2-й вариант – инсценировать сказку «Репка» в жанрах комедии, драмы, детектива, триллера.
«Аукцион идей»
Задание: предложить мероприятия по данной тематике.
«Афиша»
Задание: придумать текст и нарисовать плакат, который повесят у гардероба, столовой, кабинета ди-ректора, учительской.
Мозаика лидера
Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных раз-ноцветных карточек. Подписать фамилию, имя, класс, школу.
Конкурсы оценивают жюри, бальная система произвольная.
Анализ мозаики лидера
Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее:
Красный – эмоциональный характер.
Синий – генератор идей.
Зеленый – организатор КТД.
Желтый – резерв, наблюдатель.
Черный – дезорганизатор.
Белый – исполнитель.
Примерная тематика рефератов:
Тема 1. Личность как ключевой элемент организации
1. Авторитет и лидерство как проблема современного управления.
2. Теории личностных качеств.
3. Ролевая структура команд. Команды менеджеров
Тема 7. Особенности деятельности команд разных видов в организациях
1. Общие представления о мотивации. Модели мотивации.
2. Типология и факторы формирования команд.
3. Формирование состава команды.
4. Этапы жизненного цикла команды.
Тема 9. Повышение эффективности деятельности команды
1. Эффективное построение команды.
2. Идеальный лидер.
3. Команда. Практические аспекты.
4. Лидерство в управлении организацией
Примерная тематика эссе:
Тема 2. Понятие малой группы
1. Ключевые личностные характеристики лидера
2. Мотивы поведения личности в группе
3. Роль сплоченности в формировании команды
4. Сходства и различия формальных и неформальных групп в организации
Тема 5. Основные теории лидерства
1. Эволюция лидерства.
2. Теории лидерства.
3. Теории великого человека.
4. Теории влияния.
5. Теории взаимоотношений.
Типовые контрольные работы для студентов очной формы обучения
Контрольная точка № 1 (темы 1-3)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Роль сплоченности в формировании команды (5 баллов).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Обозначьте типы коммуникационных структур (7 баллов):
Централизованные структуры коммуникаций
а) _____________________ б) _____________________ в) __________________
Децентрализованные структуры коммуникаций
а) _____________________ б) _____________________ в) __________________
Кейс-задача (оценка навыков):
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы (8 баллов)
В компании N сменился директор по маркетингу. Нового руководителя сотрудники приняли настороженно, предложенные проекты откровенно «саботировали», а на тренинг, специально орга-низованный с целью повышения квалификации (бесплатный и организованный внешним провай-дером), вовсе никто не пришел, хотя все специалисты были оповещены о мероприятии заранее. Ру-ководитель отдела не понимал, что происходит.
Ситуация прояснилась на одном из собраний. Руководитель отдела решил ввести прозрачную систему оценки работы. По этому поводу было созвано совещание для того, чтобы открыто обсу-дить нововведение со всеми сотрудниками отдела. На собрании все сотрудники стали активно воз-ражать против изменений, и только одна сотрудница молчала, бросая одобрительные взгляды в сто-рону коллег. Когда ее спросили, что она думает по поводу новой системы, она ответила, что полно-стью согласна с коллективом.
Побеседовав с другими сотрудниками компании, руководитель отдела маркетинга выяснил, как ранее строилась работа отдела. Прежний руководитель отдела использовал в своей работе авто-ритарный стиль руководства. Все решения он принимал единолично, не советуясь с коллегами, а поручения и задачи подчиненным ставил как ему было удобно (при этом не всегда учитывал специ-ализацию того или иного сотрудника). Сотрудники привыкли все сложные вопросы решать через эту самую молчаливую сотрудницу – она была правой рукой прежнего руководителя и, как правило, помогала решать все их проблемы.
Проведенная социометрия подтвердила догадки руководителя – молчаливая сотрудница счи-талась явным лидером коллектива.
1. О каком типе лидерства идет речь в кейсе (конструктивный или деструктивный).
2. Назовите причины появления подобного лидера в отделе?
3. Каковы должны быть действия нового руководителя по устранению этих причин.
Контрольная точка № 2 (темы 4-6)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Поведенческий подход к исследованию лидерства (5 баллов).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Сравните понятия "лидер" и "руководитель" используя исследования в данной области А. Наумова и О. Виханского (7 баллов)
Критерий сравнения Руководитель Лидер
Роль
Цель деятельности
Основа действий
На что опирается
На чем основывается
Как действует
Направление деятельности
Кейс-задача (оценка навыков):
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы (8 баллов)
Вы устроились работать в компанию вашей мечты - международную корпорацию. Вас взяли на должность исполняющего обязанности начальника отдела организационного развития (предыду-щая руководительница отдела ушла в декретный отпуск, и вы временно ее заменяете). Сам отдел со-здан недавно после реструктуризации компании, и никто толком не знает, чем он должен занимать-ся. Вам предстоит выстроить работу отдела так, чтобы он органично вписывался в систему отноше-ний в компании и приносил пользу И, конечно, вам хочется зарекомендовать себя как хорошего ру-ководителя.
Однако по прошествии времени вы понимаете, что это будет нелегко. Ваши подчиненные намного старше вас и привыкли работать с предыдущей руководительницей. Они постоянно срав-нивают вас с ней, причем не в вашу пользу. Кроме того, приставка «и. о.» - исполняющий обязанно-сти явно не прибавляет вам авторитета, и ваши подчиненные воспринимают вас как временную фи-гуру.
Вы решаете наладить отношения с коллегами в неформальной обстановке. К тому же у вас появился удачный повод - ваш день рождения. Вы решаете устроить настоящий банкет и в пятницу вечером накрываете праздничный стол в офисе. Но после поздравлений вашего вышестоящего ру-ководства все сразу же разбегаются, так как у каждого сотрудника нашелся повод «улизнуть». Вы сидите в одиночестве за богатым столом и думаете о том, что же вам делать дальше.
Вопросы:
1. Как проявились лидерские функции в поведении менеджера? Какая ориентация лидера - на производственную задачу или на подчиненных - преобладает?
2. Присутствуют ли какие-либо черты, характерные для лидеров в соответствии с исследо-ваниями Стогдилла? Каких черт ему явно не хватает?
3. Какой стиль, в соответствии с решеткой Блейка и Моутон, характерен для лидера в опи-санной ситуации? Определите его примерные координаты на матрице. Какие рекомендации вы могли бы дать ему, опираясь на концепцию Блейка и Моутон?
Контрольная точка № 3 (темы 7-9)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Понятийный аппарат командообразования (5 баллов).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Назовите и охарактеризуйте команды по степени самодостаточности (7 баллов)
Наименование Характеристика
Кейс-задача (оценка навыков):
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы (8 баллов)
Вы – руководитель отдела Х.
Вашему отделу поручен важный проект. Он должен быть выполнен силами Ваших подчи-ненных. Первый кандидат на участие в проекте – опытный сотрудник, с высоким уровнем самомо-тивации, не раз выполнявший подобные задачи. Второй – сотрудник, хорошо зарекомендовавший себя в работе, но который не имеет подобного опыта. Третий – сотрудник на испытательном сроке, с отличным релевантным образованием, который стремится закрепиться в компании и зарекомендо-вать себя. У Вас нет возможности самому участвовать в проекте, Вы можете только осуществить промежуточный и итоговый контроль.
Кому Вы поручите проект? Почему?
Тематика рефератов:
1. Авторитет и лидерство как проблема современного управления.
2. Стили лидерства.
3. Роль лидера в управлении командой.
4. Концепции лидерства.
5. Эволюция лидерства.
6. Лидерство в управлении организацией.
7. Лидеры и лидерство в управлении.
8. Теории лидерства.
9. Теории великого человека.
10. Теории личностных качеств.
11. Поведенческие теории.
12. Ситуационные теории.
13. Теории влияния.
14. Теории взаимоотношений.
15. Стадии развития теории индивидуализированного лидерства.
16. Личностные качества лидеров.
17. Процессуальные теории мотивации.
18. Эффективное построение команды.
19. Идеальный лидер.
20. Классические методы к разрешению конфликтов.
21. Ситуационное лидерство. Модели ситуационного лидерства.
22. Теории, основанные на концепции эмоционального интеллекта.
23. Эмоциональный интеллект. Типология стилей лидерства Дениэла Гоулмана..
24. Общие представления о мотивации. Модели мотивации.
25. Мотивационные теории.
26. Содержательные модели мотивации
27. Типология и факторы формирования команд.
28. Формирование состава команды.
29. Этапы жизненного цикла команды.
30. Ролевая структура команд. Команды менеджеров
31. Команда. Практические аспекты.
32. Разрешение конфликтов
33. Эволюция лидерства
34. Лидерство в управлении организацией
35. Лидеры и лидерство в управлении
Типовые контрольные работы для студентов очно-заочной формы обучения
Типовая аудиторная контрольная работа для студентов очно-заочной формы обучения:
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Сравните понятия "лидер" и "руководитель" используя исследования в данной области А. Наумова и О. Виханского (10 баллов)
Критерий сравнения Руководитель Лидер
Роль
Отношение к подчиненным
Цель деятельности
Основа действий
На что опирается
На чем основывается
Как действует
Направление деятельности
Кейс-задача (оценка навыков):
Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы (15 баллов)
Вы – руководитель отдела Х.
Вашему отделу поручен важный проект. Он должен быть выполнен силами Ваших подчи-ненных. Первый кандидат на участие в проекте – опытный сотрудник, с высоким уровнем самомо-тивации, не раз выполнявший подобные задачи. Второй – сотрудник, хорошо зарекомендовавший себя в работе, но который не имеет подобного опыта. Третий – сотрудник на испытательном сроке, с отличным релевантным образованием, который стремится закрепиться в компании и зарекомендо-вать себя. У Вас нет возможности самому участвовать в проекте, Вы можете только осуществить промежуточный и итоговый контроль.
Кому Вы поручите проект? Почему?
В процессе освоения дисциплины «Лидерство и управление командой» студентами, обучаю-щимися по очно-заочной форме, в качестве самостоятельной подготовки, предусмотрено выполне-ние контрольной работы. Контрольная работа разработана в 10 вариантах. Вариант назначается сту-денту по последней цифре зачетной книжки, при этом цифра «0» соответствует варианту № 10.
Целью контрольной работы является оценка самостоятельного освоения материала студента-ми-заочниками. Контрольная работа включает: два теоретических вопроса и кейс-задачу.
Типовая контрольная работа для студентов очно-заочной формы обучения
Теоретические вопросы (оценка знаний):
Основные понятия, характеризующие малые группы (5 баллов);
Проектные и творческие команды (5 баллов).
Кейс-задача (оценка умений и навыков):
Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы (20 баллов):
Через несколько минут к Вам должна подойти Ваша подчиненная, которую Вы вызвали по поводу ее опозданий. Она работает в компании больше года и свои обязанности выполняет каче-ственно. Первое время она была очень увлечена и часто приходила даже раньше на работу. А в по-следнее время Вы стали замечать, что она опаздывает почти каждый день. В общем, Вы могли бы закрыть на это глаза, но есть корпоративные правила, исполнения которых требуют прежде всего от Вас. Пару раз ей было сделано замечание, что следует все же вовремя приходить, хотя бы потому что это прописано в трудовом договоре. Вы предупредили, что будете оформлять все письменно и со-ставлять служебные записки об ее опозданиях. Сегодня 14 января: прошло два месяца с того мо-мента, как Вы сделали замечание. Тогда сотрудница согласилась с Вами и пообещала, что ситуация изменится. Но все осталось так же. Для сегодняшнего разговора Вы собрали данные об ее опозда-ниях (таблица 1). Кроме того, Вы планировали повышать ее, но теперь думаете, следует ли это де-лать.
Таблица 1. График опозданий сотрудницы
Дата День недели Опоздания
12 ноября Пятница 12 минут
22 ноября Вторник 22 минуты
6 декабря Вторник 14 минут
11 января Среда 15 минут
13 января Пятница 12 минут
Вопросы и задания:
Нужно ли учитывать факт опозданий, принимая решение о повышении сотрудника?
Нужно ли сразу применять дисциплинарные меры?
Аргументируйте свое решение.
Вопросы и задания к зачету
Теоретические вопросы
1. Понятие личности.
2. Компоненты теории личности.
3. Личность в группе.
4. Основные роли индивидов.
5. Понятия коллективизм, негативизм, конформизм.
6. Основные понятия, характеризующие малые группы.
7. Малые профессиональные группы.
8. Внутренняя взаимосвязанность по труду между работниками.
9. Роль сплоченности в формировании команды
10. Причины возникновения неформальных групп.
11. Отличительные черты неформальных групп.
12. Сходства и различия формальных и неформальных групп
13. Анализ понятия «лидерство».
14. Отличия руководителя от лидера.
15. Функциональные роли лидера.
16. Личностные качества лидера
17. Современные концепции лидерства.
18. Ситуационные теории лидерства.
19. Поведенческий подход к исследованию лидерства.
20. Традиционные концепции лидерства
21. Командообразование как парадигма управления современными организациями.
22. Понятийный аппарат командообразования.
23. Междисциплинарный характер критериев дифференциации команд
24. Рабочие команды и команды повышения эффективности/качества.
25. Межфункциональные, проектные и творческие команды.
26. Кросскультурные и управленческие команды.
27. Прочие разновидности команд
28. Властные ресурсы лидера как ключевой инструмент управления командой.
29. Основные типы ролевых структур команды.
30. Групповые нормы
31. Условия эффективной командной работы.
32. Факторы и условия, определяющие эффективность функционирования группы.
33. Факторы, влияющие на результативность функционирования групп.
34. Факторы, препятствующие эффективной работе группы.
35. Основные и переменные факторы.
36. Групповое единомыслие.
37. Стиль руководства
Практико-ориентированные задания
Задание 1.
Исследовать основы власти в организации на примере различных должностей.
1. Проанализируйте приведенные в табл. 1 должности с точки зрения объема власти, которую они могут иметь в своих организациях, и проранжируйте их по этому принципу.
Таблица 1. Основы власти в организации
Задание 2.
Разработать вариант должностной инструкции с учетом специфики вашей организации.
1. Кратко опишите организацию и должность, о которой пойдет речь, указав связанные с ней задачи и ее место в системе управления.
2. Заполните табл. 1 для конкретной руководящей должности на основании полученных дан-ных.
Таблица 1. Описание должности в виде таблицы
Задание 3.
Заполните таблицу, перечислив советы, которые дают немецкие и американские ученые, для укрепления или разрушения сплоченности в группе
Для укрепления сплоченности в группе Для разрушения сплоченности в группе
В данном разделе РПД приведены типовые задания для проведения текущего контроля успе-ваемости студентов. Полный перечень заданий содержится в учебно-методическом комплексе по дисциплине «Лидерство и управление командой», который размещен в электронной информацион-но-образовательной среде Университета и доступен для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рас-смотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и очно-заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного оп-роса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, выполнения практических заданий и тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рас-смотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и очно-заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, выполнения практических заданий и тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.