УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
особенностей и истории формирования природных систем Земли, закономерности дифференциации живого покрова и водных систем
умеет
применять знания о природных системах Земли в научно-исследовательской и практической деятельности
владеет навыками
владения методами биогеографических исследований
основных законов, концепций, методологии биогеографии
умеет
применять законы и методологии биогеографии в научно-исследовательской и практической деятельности
владеет навыками
применения в практической деятельности методов анализа биогеографических данных, количественной обработки информации
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
биогеографии
и биоценозы
особенности
морских
сообществ
разнообразие и его
охрана.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
биогеографии
и биоценозы
особенности
морских
пресноводных
сообществ
разнообразие и его
охрана.
контролю
биогеографии
и биоценозы
особенности
морских
пресноводных
сообществ
разнообразие и его
охрана.
1. Рабочую программу дисциплины «Биогеография».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Биогеография».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Биогеография».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (реферат).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Биогеография» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий,
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Введите правильный ответ
ареал биоценоз экотон
2. Задание
Выберите правильный ответ Термин "экология" был введен
- Ж.Б. Ламарком и Э. Эюссоном
- В. Вернадским
- Э. Леруа и П. тейяром де Шарденом
- Э. Геккелем
3. Задание
Выберите верное слово. Непрерывность живого покрова суши. континуум
биом биоценоз сукцессия
4. Задание
Введите правильное слово.
Переходное сообщество
5. Задание
Введите верное слово.
Основная типологическая единица классификации растительности
6. Задание
Введите правильный ответ
Относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство, занятое биоценозом
7. Задание
Выберите правильный ответ
«Адрес» вида, в общей системе биоценоза:
- ареал
- экологическая ниша
- трофический уровень
8. Задание
Выберите правильный ответ
Биоценозы, которые в специфических условиях выходят за пределы своей зоны называются:
- экстазональные
- зональные
- интразональные
- плакорные
9. Задание Введите верно слово
Биоценозы выходящие за пределы своей зоны
10. Задание
Введите верно слово
Вид, являющийся типичным для данного биогеоценоза
1. Становление биогеографии как науки.
2. Биогеография как основа экологии.
3. Основные подходы к изучению биогеографии.
4. Связь биогеографии с другими науками.
5. Вклад отечественных ученых в развития биогеографии.
6. Биосфере, её пределы.
7. Структура биосферы.
8. Биогенный круговорот основных элементов в биосфере (сера, углерод, кислород, азот, фосфор).
9. Эволюция биосферы.
10. В.И. Вернадский жизнь и творчество.
11. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
12. Ноосфера в представлении В.И. Вернадского.
14. Типы ареалов.
15. Реликты и их классификация.
16. Характеристика и примеры викарирующих ареалов.
17. Реликтовые виды островной биоты.
18. Дифференцированный метод Н.И.Вавилова.
19. Закон гомологических рядов и его значение.
20. Центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову.
21. Одомашнивание диких животных.
22. Аналогичные и гомологичные признаки
23. Характеристика экологических зон мирового океана
24. Деление мирового океана по А. Ортману (1896).
25. Биота сублиторали биогеографической области:
• Арктическая,
• Бореальная,
• Тропико-Атлантическая,
• Тропико-Тихоокеанская,
• Нотально-Антарктическую (Субантарктическую)
• Антарктическую.
26. Банк генов.
27. Роль особо охраняемых территорий.
28. Географические принципы размещения охраняемых природных территорий. Формирование «Красной книги» РФ, функции, задачи.
29. Международная «Красная книга».
30. Охрана островной биоты.
1. История развития науки. Предмет и задачи биогеографии.
2. Биосфера, ее границы.
3. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.
4. Характеристика экологических факторов. Комплексное действие факторов.
5. Структура биоценоза. Ценотическая значимость и жизненные стратегии.
6. Роль внутривидовых и межвидовых взаимоотношений в организации биоценоза.
7. Видовая структура биотического сообщества. Вертикальная и горизонтальная структура биоценоза.
8. Сукцессии, понятие климакса.
9. Характеристика экосистемы. Энергия экосистем.
10. Факторы лежащие в основе зональности геокомплексов.
11. Факторы лежат в основе определения границ географических единицы – пояс, зона, подзона.
12. Чем характеризуется секторность?
13. Основная причина проявления высотной поясности.
14. Высотная поясность и система высотных единиц. Соотношение высотной поясности с широтной зональностью.
15. Характеристика биомов тундры, лесов умеренного пояса.
16. Характеристика биомов тропических листопадных и постоянно влажных лесов.
17. Характеристика биомов пустынь умеренного и тропического пояса.
18. Морфологические особенности флоры мангровых лесов.
19. Особенности гидротермического режима пустынь. Специфика формирования растительного покрова глинистых пустынь.
20. Морфофизиологические адаптации живых организмов к дефициту влаги.
21. Перечислите морфологические особенности флоры степей и прерий.
22. Географическую характеристику бореальных хвойных лесов.
23. Видовые особенности светлохвойного леса?
24. Границы ареалов и факторы их обусловливающие. Структура ареалов.
25. Пространственно-временная динамика ареалов.
26. Роль человека в формировании современных границ ареалов. Классификация
27. Эндемичные (нео- и палеоэндемики) ареалы.
28. Викарирующие, дизъюнктивные ареалы.
29. Характеристика основных причин ограничения ареала.
30. Методы флористических и фаунистических исследований.
31. Особенности картографирования и районирования по аналогичным признакам. Система флористического и фаунистического районирования по гомологичным признакам.
32. Характеристика Голарктического, Неотропического царств.
33. Характеристика Эфиопского и Индо-малайского царств.
34. Характеристика Австрало-папуасского, Полинезийского царств.
35. Внутризональная растительность Ставропольского края.
36. Фаунистические комплексы Ставропольского края.
37. Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
38. Современные ареалы важнейших культурных растений.
39. Промысел морских организмов и распространение промысловых зон.
40. Характеристика внутренних вод Ставропольского края.
41. Биогеографическое районирование мирового океана.
42. Особенности островной биогеографии. Характеристика внутренних водоемов.
43. Сохранение биоразнообразия флоры биосферы.Охрана редких и исчезающих видов фауны биосферы.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.