2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Основы экологического менеджмента_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.08 Основы экологического менеджмента
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Основы экологического менеджмента» является формирование базовых знаний и формирование основных навыков по экологическому менеджменту, необходимых для решения задач, возникающих в практической экологической деятельности, развитие понятий экологического менеджмента, необходимых для решения теоретических и прикладных задач экологии и их количественного и качественного анализа.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.1 Умеет подготавливать информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду на существующем производстве и при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации.
знает

экономических, нормативно правовых, организационно управленческих основ современного экологического менеджмента

умеет

оценить природные блага и  экологическую обстановку в зоне исследования

владеет навыками

разработки отраслевых рабочих программ природоохранных мероприятий с разбивкой по районам; разработки экономико-математической модели природоохранных мероприятий

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.4 Умеет сформировать для руководства организации предложений по применению наилучших доступных технологий в организации, которые способствуют снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду
знает

международного и российского опыта развития экологического менеджмента; принципов формирования и развития рынка экологических работ, товаров и услуг природных и производственных объектов

умеет

оценить эффективность проводимых природоохранных мероприятий

владеет навыками

владения методикой определения экономической ценности природы; владения методикой расчета эффективности природоохранных мероприятий и их оценкой

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Основы экологического менеджмента» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Основы экологического менеджмента» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
 
Основы природопользования
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
 
Комплексная экологическая оценка территории
 
Комплексная экологическая оценка предприятия
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Освоение дисциплины «Основы экологического менеджмента» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Преддипломная  практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Основы экологического менеджмента» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
72/2
12
24
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
практической подготовки
12
24
36
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Теоретические экологического менеджмента основы
7
2
3
2
1.1.
1
Устный опрос, Задачи
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Концепция экологического менеджмента
7
2
3
2
1.2.
1
Устный опрос, Задачи
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Контрольная точка № 1 
7
4
2
2
КТ 1
1.3.
Тест
ПК-1.1, ПК-1.4
 
2 раздел. Раздел 2
2.
 
Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического менеджмента
7
4
4
2
2.1.
2
Устный опрос, Реферат, Задачи
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Экологическое управление отходами
7
4
4
2
2.2.
2
Устный опрос, Реферат, Задачи
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Контрольная точка № 2 
7
4
2
2
КТ 2
2.3.
Тест
ПК-1.1, ПК-1.4
 
3 раздел. Раздел 3
3.
 
Системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004
7
4
6
4
3.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Правовое и нормативно- методическое обеспечение экоаудита
7
4
6
4
3.2.
2
Устный опрос, Тест
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Порядок проведения экоаудита
7
4
4
2
3.3.
2
Тест, Реферат, Устный опрос
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Контрольная точка № 3 
7
4
2
2
КТ 3
3.4.
Тест
ПК-1.1, ПК-1.4
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
24
12
 
Итого
36
72
24
12
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Теоретические экологического менеджмента основы
Теоретические экологического менеджмента основы
1/-
 
Концепция экологического менеджмента
Концепция экологического менеджмента

1/-
 
Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического менеджмента
Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического менеджмента
2/2
 
Экологическое управление отходами
Экологическое управление отходами
2/-
 
Системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004
Системы экологического менеджмента в соответствии с

требованиями международного стандарта ISO 14001:2004

2/-
 
Правовое и нормативно- методическое обеспечение экоаудита
Правовое и нормативно- методическое обеспечение

экоаудита

2/-
 
Порядок проведения экоаудита
Порядок проведения экоаудита
2/-
 
Итого
12
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Теоретические экологического менеджмента основы
Теоретические экологического менеджмента основы
Пр
2/-/2
 
Концепция экологического менеджмента
Концепция экологического менеджмента

Пр
2/-/2
 
Контрольная точка № 1 
Пр
2/-/2
 
Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического менеджмента
Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического менеджмента
Пр
2/-/2
 
Экологическое управление отходами
Экологическое управление отходами
Пр
2/2/2
 
Контрольная точка № 2 
Пр
2/-/2
 
Системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004
Системы экологического менеджмента в соответствии с

требованиями международного стандарта ISO 14001:2004

Пр
4/-/4
 
Правовое и нормативно- методическое обеспечение
Правовое и нормативно- методическое обеспечение

экоаудита

Пр
4/1/4
 
экоаудита
 
Порядок проведения экоаудита
Порядок проведения экоаудита
Пр
2/1/2
 
Контрольная точка № 3 
Пр
2/-/2
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Теоретические экологического менеджмента основы
2
 
Концепция экологического менеджмента

2
 
4
 
Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического менеджмента
4
 
Экологическое управление отходами
4
 
4
 
Системы экологического менеджмента в соответствии с

требованиями международного стандарта ISO 14001:2004

4
 
Правовое и нормативно- методическое обеспечение

экоаудита

4
 
Порядок проведения экоаудита
4
 
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы экологического менеджмента» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Основы экологического менеджмента».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы экологического менеджмента».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы экологического менеджмента».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Теоретические экологического менеджмента основы
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
2
Концепция экологического менеджмента
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
3
Контрольная точка № 1 
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
4
Понятие и преимущества стандартизированных систем экологического менеджмента
Л1.5
Л2.5
Л3.1
 
5
Экологическое управление отходами
Л1.5
Л2.5
Л3.1
 
6
Контрольная точка № 2 
Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7
Системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004
Л1.3
Л2.4
Л3.1
 
8
Правовое и нормативно- методическое обеспечение экоаудита
Л1.3
Л2.4
Л3.1
 
9
Порядок проведения экоаудита
Л1.4
Л2.3
Л3.1
 
10
Контрольная точка № 3 
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Основы экологического менеджмента»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.1:Умеет подготавливать 
Оценка воздействия на окружающую среду
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду на существующем производстве и при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации.
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Экологический мониторинг
x
ПК-1.4:Умеет сформировать для руководства организации предложений по применению наилучших доступных технологий в организации, которые способствуют снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду
Охрана окружающей среды
x
Техногенные системы и экологические риски
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Экологическая безопасность
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Основы экологического менеджмента» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы экологического менеджмента» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 3
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Основы экологического менеджмента» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-
 
точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Основы экологического менеджмента»
1. Современный экологический кризис

2. Антропогенное воздействие на природу

3. Классификация природных ресурсов

4. Важнейшие проблемы экологии

5. Задачи экономики природопользования

6. Понятие менеджмента

7. Функции менеджмента

8. Понятие экологического менеджмента

9. Этапы развития экологического менеджмента

10. Разработка экологической политики с учетом сложившихся технологий

11. Принятие экологически ориентированных решений

12. Организация экологического контроля и мониторинга

13. Задачи экологического менеджмента

14. Типы структур экологического менеджмента на предприятии

15. Способы организации деятельности экологических служб

16. Экологически ориентированный маркетинг

17. Маркетинговый механизм природоохранного управления

18. Маркетинговые подходы к управлению в области экологии

19. Главные задачи прогнозирования природопользования.

20. Перспективы развития экологии, экономики и производства

21. Сущность и содержание отраслевого планирования природоохранных мероприятий

22. Особенности экологического планирования (виды планов, их задачи и приоритетное значение)

23. Источники финансирования природоохранных мероприятий

24. Методы экономической оценки природных ресурсов при нерациональном использовании

25. Сущность и принципы экологического менеджмента и аудита.

26. Экологический менеджмент как наиболее эффективная форма экологического управления.

27. Изменение движущих сил и отношения бизнеса к природоохранной деятельности в различные периоды становления экологического менеджмента.

28. Отличия пассивного и активного экологического менеджмента.

29. Формирование экоаудита как инструмента оценки и контроля экологических рисков хозяйственной и иной деятельности.

30. Преимущества проведения экоаудита.

31. Основные принципы экологического менеджмента.

32. Различные уровни экологического менеджмента.

33. Отличия аддитивно-функционального и интегрированного подходов к природоохранной дея-тельности на предприятии.

1. Оценка экологической ситуации в Европе

2. Оценка экологической ситуации в России

3. Экологическое образование

4. Политика и стратегия сохранения окружающей среды

5. Радиоактивное загрязнение

6. Экологические задачи города

Тематика эссе, докладов с презентацией статей

1. Понятие экологической оценки проекта природоохранных мероприятий

2. Типы воздействий на окружающую среду

3. Аспекты воздействий на окружающую среду

4. Этапы развития экологической оценки природоохранных мероприятий

5. Достижения экологической оценки в 1990-е годы природоохранных мероприятий

6. Три основные ценности экологической оценки природоохранных мероприятий

7. Принципы экологической оценки природоохранных мероприятий

 
8. Ожидаемые результаты экологической оценки природоохранных мероприятий

9. Процесс экологической оценки природоохранных мероприятий

10. Задержки в ходе экологической оценки природоохранных мероприятий

11. Выгоды от экологической оценки природоохранных мероприятий

12. Обеспечение справедливости в процессе экологической оценки

13. Тенденции развития экологической оценки природоохранных мероприятий

14. Условия создания сильной системы экологической оценки природоохранных мероприятий

15. Этапы разработки системы экологической оценки природоохранных мероприятий

16. Типичные заинтересованные стороны экономической оценки природоохранных мероприятий

17. Основа расчета экономического эффекта природоохранных мероприятий

18. Основные мероприятия, используемые при организационно-технических методах охраны окружающей природной среды

19. Классификация организационно-технической группы методов защиты окружающей природной среды

20. Классификация технологической группы методов защиты окружающей природной среды

21. Сущность социального результата природоохранных мероприятий

22. Сущность экологического результата природоохранных мероприятий

23. Определение и цель, а также конечный результат природоохранных мероприятий Концепция устойчивого развития.

24. Особенности развития экологического менеджмента в России

25. Экономическая оценка природных ресурсов и услуг.

26. Экономическая эффективность природопользования.

27. Эколого-экономический ущерб.

28. Экологическая политика фирмы.

29. Формирование и реализация корпоративной экологической культуры на предприятии.

30. Международный опыт развития экологического менеджмента.

31. Экологическое нормирование

32. Экономическая основа экологического менеджмента

33. Экологическое управление отходами

34. Меры защиты от загрязнений.

35. Формирование комплексных программ природопользования

36. разработка экономико-математических моделей природоохранных мероприятий

37. Экологический маркетинг и рынок природных услуг

38. Зарубежный опыт маркетинговых подходов в природоохранной деятельности

39. Комплексная система маркетинговых мер.

40. Экономическая сущность экологического страхования

41. Региональные системы экологического страхования.

42. Особенности развития аудиторской деятельности в России.

43. Экологический учет и отчетность на предприятии.

44. Почвенно-экологический менеджмент.

1. Основные понятия экологического менеджмента.

2. Концепция экологизированного менеджмента.

3. Концепция «устойчивое развитие» общества.

4. Экологическая служба на предприятии.

5. Классификация экологических служб на предприятии.

6. Экологическая политика на предприятии.

7. Внедрение экологического менеджмента на предприятии.

8. Прогнозирование и планирование природопользования.

9. Этапы развития экологического менеджмента.

10. Экологический паспорт: основные разделы.

11. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия.

 
12. Экологический маркетинг.

13. Основные маркетинговые подходы в области экологии.

14. Методы маркетинга в экологическом менеджменте.

15. Определение экономической ценности природы.

16. Методы оценки природных благ.

17. Экономическая эффективность природопользования.

18. Оценка эколого-экономического ущерба.

19. Экологические издержки.

20. Ограничения техногенного типа экономического развития.

21. Основные направления экологизации экономического развития.

22. Продажа прав на загрязнение.

23. Система экологических фондов.

24. Создание рынка природных ресурсов.

25. Структурная перестройка экономики с целью ее экологизации.

26. Изменение экспортной политики, как альтернативное решение экологизации экономического развития.

27. Развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

28. Сущность прямых природоохранных мероприятий.

29. Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды.

30. Экономическая политика государства с учетом экологического фактора.

31. Типы экономического механизма природопользования.

32. Основные направления формирования экономического механизма природопользования.

33. Система платежей за природопользование.

34. Формы платежей за природопользование.

35. Формирование комплексных программ природопользования.

36. Этапы подготовки региональной программы природопользования.

37. Виды разработок для решения проблем природопользования.

38. Понятие и сущность экологического аудита.

39. Принципы и задачи экологического аудита.

40. Виды экологического аудита.

41. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

42. Методика проведения экологического аудита на предприятии.

43. Основные этапы проведения экологического аудита на различных предприятиях.

44. Общее понятие об отходах производства и потребления.

45. Система управления отходами.

46. Основные принципы экономического регулирования в управлении отходами.

47. Управление отходами на муниципальном уровне.

48. Организация управления отходами на примере отдельного региона.

49. Понятие и основы экологического страхования.

50. Функции экострахования.

51. Виды страхователей.

52. Понятие добровольного и обязательного экострахования.

53. Расчет тарифных ставок по экологическому страхованию.

54. Классификация объектов при экологическом страховании.

55. Основные направления решения проблем экологического страхования.

56. Основные принципы создания региональной системы страхования.

57. Государственное экологическое страхование.

58. Экологические функции и плодородие почв.

59. Бонитировка почв и рейтинговая оценка земель.

60. Определение пригодности земель методом рейтинговой оценки ФАО.

61. Сущность адаптивно - ландшафтного земледелия.

62. Земельный кадастр.

63. Экологический мониторинг в системе кадастра городских земель.

64. Охрана и мониторинг земель.

 
65. Экологическое нормирование.

66. Международные стандарты ИСО 14000.

67. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию.

68. Сертификация в экологической сфере.

69. Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой.

70. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Годин А. М. Экологический менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Москва: Дашков и К, 2017. - 88 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93496 
 
Л1.2 Заика И. Т., Смоленцев В. М. Системное управление качеством и экологическими аспектами [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Магистратура. - Москва: Вузовский учебник, 2014. - 384 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=452255 
 
Л1.3 Сергеев А. Г., Баландина Е. А. Менеджмент и сертификация качества охраны труда на предприятии [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Москва: Издательская группа "Логос", 2020. - 216 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=367445 
 
Л1.4 Щепеткина И. В. Экологический менеджмент: Система экологического менеджмента. Экологический аудит [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2020. - 104 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/171782 
 
Л1.5 Заика И. Т., Смоленцев В. М. Системное управление качеством и экологическими аспектами [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Магистратура. - Москва: Вузовский учебник, 2022. - 384 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=399992 
 
дополнительная
 
Л2.1 Годин А. М. Экологический менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2017. - 88 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=342032 
 
Л2.2 Шимова О. С., Соколовский Н. К. Экономика природопользования [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 272 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=456664 
 
Л2.3 Протасов В. Ф. Экономика природопользования [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: ООО "КУРС", 2019. - 304 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1001852 
 
Л2.4 Горкина И. Д., Филичева Т. П. Экономика природопользования [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Владивосток: ВГУЭС, 2020. - 194 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/170251 
 
Л2.5 Анциферова И. В. Экологический менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Пермь: ПНИПУ, 2015. - 360 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/161038 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: С. В. Окрут, Т. Г. Зеленская, Е. Е. Степаненко, В. А. Халикова, М. С. Бабанский ; Ставропольский ГАУ Основы экологического менеджмента:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 1,70 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Oсновными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
87/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, персональный компьютер  Lenovo– 13 шт.,  мультимедийный проектор  BenQ MX532– 1 шт., интерактивная доска Screen Mеdia M -80, учебно-наглядные пособия в виде презентаций,гербарий боьных растений, колекции насекомых
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
87/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, персональный компьютер  Lenovo– 13 шт.,  мультимедийный проектор  BenQ MX532– 1 шт., интерактивная доска Screen Mеdia M -80, учебно-наглядные пособия в виде презентаций,гербарий боьных растений, колекции насекомых

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
3. Учебная аудитория № 87/АДМ
87/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, персональный компьютер  Lenovo– 13 шт.,  мультимедийный проектор  BenQ MX532– 1 шт., интерактивная доска Screen Mеdia M -80, учебно-наглядные пособия в виде презентаций,гербарий боьных растений, колекции насекомых
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Основы экологического менеджмента»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана васильевна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.с/х.н Шутко Анна Петровна
 
Рабочая программа дисциплины «Основы экологического менеджмента» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Основы экологического менеджмента» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 8 от 19.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование