УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формирование у студентов основ знаний по оценке воздействий хозяйственной и иной деятель-ности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с
действующим законодательством;
- формирование у студентов представления о различных типах и видах экологических экспертиз;
- обучение студентов применению принципов и методов проведения ОВОС на все природные компоненты, что способствует выработке первичных профессиональных навыков
нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды
умеет
использовать текстовые редакторы (процессоры) для создания и оформления информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду
владеет навыками
подготовка информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
требования к содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду
умеет
выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
владеет навыками
анализ результатов расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования
Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
деятельности
энергетики
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
деятельности
энергетики
1. Рабочую программу дисциплины «Оценка воздействия на окружающую среду».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Оценка воздействия на окружающую среду».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Типовой вопрос (оценка знаний):
1. Ландшафтно-геохимическая оценка.
2. Тестирование (оценка умений) .
1. Научно-технический прогресс:
1) должен развиваться с учетом законов природы;
2) должен устанавливать новые законы развития природы;
3) не должен учитывать законы природы;
4) должен развиваться вне зависимости от развития природы
2. ОВОС как один из видов экологического обоснования хозяйственной деятельности регламентируется:
1) Конституцией РФ;
2) Законом РФ «Об охране окружающей среды»;
3) Законом РФ «Об экологической экспертизе»;
4) Положением «Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации»
3. Воды, которые образуются в результате жизнедеятельности человека, называются
1) атмосферными сточными водами
2) биологическими сточными водами
3) бытовыми сточными водами
4) производственными сточными водами
4. Воды, использованные на хозяйственные, технические или другие нужды и загрязненные различными примесями называются
1) грязными водами
2) сточными водами
3) хозяйственными водами
4) промышленными водами
5. К сточным водам относятся
1) бытовые сточные воды
2) производственные сточные воды
3) среди предложенных вариантов нет правильного
4) атмосферные сточные воды
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня (оценка навыков) :
Чем опасны кислотные дожди для почвы?
Контрольная точка № 2
Типовой вопрос (оценка знаний) :
1. Тепловое загрязнение вод. :
2. стирование (оценка умений) :
1. Экологическая экспертиза определяется как:
1) Установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям,
2) Исключительно предварительная оценка загрязнения окружающей среды,
3) Исключительно предварительная оценка истощения природных ресурсов при
4) Правильность внесения платежей за загрязнение окружающей среды.
2. К специально уполномоченному органу, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, относится:
1) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
2) Министерство сельского хозяйства,
3) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,,
4) Министерство здравоохранения.
3. К сточным водам относятся:
1) бытовые сточные воды
2) производственные сточные воды
3) среди предложенных вариантов нет правильного
4) атмосферные сточные воды
4. Правомочия государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов:
1) Посещение предприятий независимо от степени засекреченности объекта контроля,
2) Запрещение экологически вредной деятельности юридических лиц,
3) Изъятие оригиналов документов, относящихся к объекту проверки,
4) Запрещение экологически вредной деятельности физических лиц. 5.Объекты общественного экологического контроля:
1) Деятельность предприятий и государственных органов, связанная с природопользованием,
2) Выполнение требований экологического законодательства на территории закрытых административно-территориальных образований,
3) Выполнение требований экологического законодательства на землях обороны,
4) Выполнение требований радиационной безопасности на военных объектах.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня (оценка навыков) :
Дать оценку экологической опасности загрязнения атмосферы в городе по выбросам отраслей промышленности и автотранспорта
Контрольная точка №3
1. Система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой-либо территории или мира в целом, называется:
1) природопользованием;
2) охраной окружающей природной среды;
3) экологической стабилизацией;
4) экологической политикой.
2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов во время утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды:
1) верно;
2) неверно;
3) утверждение имеет двойственное толкование.
3. Материалы ОВОС проектов строительства НЕ должны содержать:
1) заключение государственной экологической экспертизы;
2) описание возможных видов воздействия на ОС намечаемой хозяйственной деятельности по альтернативным вариантам;
3) краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа;
4) резюме нетехнического характера.
4. Концентрация, которая при ежедневной работе в течение 8 часов не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не вызывает заболевания или отклонения в состоянии здоровья, называется:
1) ПДК максимально разовая;
2) ПДК среднесуточная;
4) ПДК рабочей зоны.
5. Как называется слой воздуха, препятствующий рассеянию выбросов в атмосфере?
1) экранирующий слой;
2) отражающий слой;
3) инверсионный слой;
4) антидиссипативный.
Практико-ориентированное задание творческого уровня (оценка навыков) :
Дать оценку ресурсных функций геосистем при проведении ОВОС
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Оценка воздействия на окружающую среду»
Теоретические вопросы:
1. Оценка воздействия на окружающую природную среду как сфера научно - производственной деятельности. ОВОС
2. Принципы и методы оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду - научно-методические основы оценки, методы проведения оценки
3. Основные понятия и термины ОВОС.
4. Участники и исполнители ОВОС
5. Функции участников процесса ОВОС
6. Инициатор деятельности, органы власти, общественность и местное население.
7. Функции исполнителей ОВОС: заказчик намечаемой деятельности, разработчик решений по объекту, изыскатель, подрядчик работ по ОВОС.
8. Нормативно-правовая и методическая обеспеченность ОВОС
9. История развития законодательно-нормативной базы оценки воздействия на окружающую среду в России.
10. Современная законодательно-нормативная база оценки воздействия на окружающую среду.
11. Достижения и недостатки опыта ОВОС.
12. Принципы ОВОС
13. Информационное обеспечение ОВОС
14. Формирование Уведомления о намерениях.
15. Выработка органом власти решения о принципиальном сотласии (или отказе) на подготовку дальнейших предложений по объекту.
16. Формирование проекта ЗВОС.
17. Формирование проекта Перечня экологических условий для выработки решений по объекту (на стадии ТЭО/проект строительства)
18. Формирование Предложений к проектам Программ изысканий и научных исследований для выработки решений по объекту
19. Состояние окружающей среды и природных ресурсов на площадке по выбранному варианту решений по объекту.
20. Состояние нормативно-правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды в районе реализации решений по объекту по выбранному варианту.
21. Воздействие на окружающую среду реализации решений по объекту по выбранному варианту.
22. Прогноз изменения состояния окружающей среды в районе реализации решений по объекту по выбранному варианту.
23. Экологические и связанные с ними социальные, экономические и другие последствия реализации решений по объекту по выбранному варианту
24. Экологические и последствия возможных аварийных ситуации реализации решений по объекту по выбранному варианту.
25. Мероприятия по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду реализации решений по объекту по выбранному варианту.
26. Проект перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту по выбранному варианту.
27. Проведение общественных слушаний решений по объекту.
28. Формирование Уведомления об общественных слушаниях по объекту. Общественные
29. Анализ и оценка замечаний и предложений участников общественных слушаний и подготовка рекомендаций о направлениях дальнейших работ по объекту.
30. Выработка решения о направлениях дальнейших работ по объекту.
31. Уточнение по результатам общественных слушаний проекта Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.
32. Оформление результатов проведения ОВОС
33. Требование комплектования документов, соблюдения последовательности их подготовки, согласования в рамках процесса ОВОС и накопления соответствующей информации.
34. Оценка ресурсных функций геосистем при проведении ОВОС
35. Оценка природоохранных функций геосистем при проведении ОВОС 36. Оценка литогенстической устойчивости геосистем при проведении ОВОС
37. Оценка фитоэкологической устойчивости геосистем при проведении ОВОС
38. Оценка геохимической устойчивости геосистем при проведении ОВОС
39. ОВОС в законодательно-нормативных актах
40. ОВОС отдельных отраслей промышленности.
Практико-ориентированные задачи:
Задача 1.
Рассчитать индивидуальный риск угрозы здоровью в результате вдыхания паров ртути с концентрацией, равной 10 значениям ПДК этого элемента в воздухе. Считать, что пары ртути находятся в некотором помещении при неизменной концентрации и что человек вдыхает пары ртути в течение 12 час. ежесуточно на протяжении одного года, но на один месяц он уезжает в отпуск. Пороговая мощность дозы ртути HD при ее поступлении с воздухом составляет 8,6 × 10-5 мг/кг*сут. Значе-ние ПДК в воздухе составляет 0,0003 мг/м3.
C = 10 ПДК = 0,0003 мг/м3,
V = 10 м3/сут,
Tp = 1 год,
f = 335 сут/год,
HD = 8,6×10-5 мг/кг×сут,
P = 70 кг,
T = 10950 кг×сут.
Задача 2.
Определите нормативы допустимых выбросов и количество
фактических вредных выбросов в атмосферу при сжигании угле-водо-
родного топлива в котельной за год для пяти вредных веществ:
- SO2 (ПДКмр = 0,5 мг/м3; Сф = 0,85 мг/м3);
- CO (ПДКмр = 5 мг/м3; Сф = 1,85 мг/м3);
- NO (ПДКмр = 0,6 мг/м3; Сф = 0,666 мг/м3);
- NO2 (ПДКмр = 0,085 мг/м3; Сф = 0,031 мг/м3);
- золы (ПДКмр = 0,5 мг/м3; Сф = 0,85 мг/м3).
Котельная работает без аварий в течение отопительного сезона.
Место размещения котельной – город Ставрополь.
Исходные данные: Расход дымовых газов (V) равен 6,66 м3/с.
Высота трубы составляет 19,4 м. ΔТ = 333 оС. Коэффициенты, учитывающие условия выбросов (m и n) принимаются за 1.
Расчет необходимо произвести для двух вариантов:
1. Масса выброса равна массе ПДВ.
2. Масса выброса превышает ПДВ в 2,94 раза.
Сопоставьте результаты расчетов и сделайте выводы.
Задача 3.
Решите задачу: В атмосферном воздухе обнаружены газообраз-ные токсиканты – ацетон, фенол и формальдегид, причем их содержа-ние превысило принятые в Российской Федерации значения среднесу-точной предельно допустимой концентрации (СПДК): у ацетона и фе-нола - в 2 раза, а у формальдегида – в 3 раза. Каков индивидуальный риск угрозы здоровью, если человек будет дышать таким воздухом в течение 7 лет? На протяжении каждого года воздействие
Cфен = 2 СПДК = 2×0,003 мг/м3 = 0,006 мг/ м3,
Cформ = 3 СПДК = 3×0,003 мг/м3 = 0,009 мг/ м3,
V = 20 м3/сут,
f = 330 сут/год,
Tp = 7 лет,
HD(ац) = 0,9 мг/кг×сут,
HD(фен) = 0,004 мг/кг×сут,
HD(форм) = 0,2 мг/кг×сут,
P = 70 кг,
T = 30 лет.
Задача 4.
Шестивалентный хром, является достаточно сильным канцерогеном. Предположим, что содержание соединений шестивалентного хрома в воздухе равно его ПДК в воздухе и составляет 0,0015 мг/м3. Каков коллективный риск угрозы здоровью для группы людей численностью в 10 000 человек, если все они дышат таким воздухом в течение 5 лет? Фактор риска для поступления Cr6+ с воздухом равен 42 (мг/кг×сут)-1.
C = 1,5×10-3 мг/м3,
V = 20 м3/сут,
f = 365 сут/год,
Tp = 5 лет,
Fr = 42 (мг/кг×сут)-1,
N = 1×104 чел,
P = 70 кг,
T = 70 лет.
Задача 5.
Решите задачу: В Российской Федерации значение ПДК бен-зо(а)пирена в поверхностных водах принято равным 5 нг/л. Содержа-ние этого канцерогена в воде некоторого населенного пункта превыси-ло данную величину в 5 раз. Каков коллективный риск угрозы здоро-вью для группы людей численностью 100 000 человек, если все эти люди пьют такую воду в течение 3 лет? В течение каждого года такая вода потребляется в среднем 330 дней. Фактор риска для поступления бензо(а)пирена с водой равен 12 /(мг/кг×сут)-1.
C = 5 ПДК = 25 × 109 нг/л = 2,5×10-5 мг/л,
v = 2 л/сут,
f = 330 сут/год,
Tp = 3 года,
Fr = 12 (мг/кг×сут)-1,
N = 1×105 чел,
P = 70 кг,
T = 70
Задача 6.
Решите задачу: Рассчитать индивидуальный риск, обусловленный комбинированным действием двух токсикантов-канцерогенов, содержащихся в воздухе: трихлорэтилена с концентрацией, равной 0,3 мг/м3 (его фактор риска составляет 0,4 (мг/кг×сут)-1), и бензо(а)пирена с концентрацией, равной 0,05 мг/м3 (фактор риска – 12 (мг/кг×сут)-1). Таким воздухом человек дышит в течение 5 лет, причем в среднем в течение 300 дней в году.
Трихлорэтилен Бензо(а)пирен
C1 = 0,3 мг/м3 C2= 0,05 мг/ м3
Fr(1) = 0,4 (мг/кг×сут)-1 Fr(2) = 12 (мг/кг×сут)-1
f = 330 сут/год,
vp = 20 м3/сут,
Tp = 5 лет,
P = 70 кг,
T = 70
Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента. Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:
- изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
- выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;
- продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом
При изучении дисциплины «Оценка воздействия на окружающую среду» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.
Первая тема «Введение в ОВОС».
Цель: формирование у студентов понятия и важности оценки воздействия на окружающую среду. Основные задачи: изучить основные понятия и термины, используемые в курсе; рассмотреть подходы при анализе проблем ОВОС; выявить взаимодействие наук об окружающей среде и здоровье населения при ОВОС. После изучения темы студент должен знать: понятие ОВОС; роль ОВОС в обеспечении экологической безопасности; историю развития ОВОС. Студент должен уметь оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности; иметь мотивацию к выполнению профессиональной деятельности.
Вторая тема «Национальная процедура ОВОС».
Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний о процедуре ОВОС в Российской Федерации. Основные задачи: выявить цели и задачи ОВОС в РФ; рассмотреть процедуру и место ОВОС в системе экологического проектирования. После изучения темы студент должен знать: цели и задачи ОВОС в РФ; процедуру и место ОВОС в системе экологического проектирования. Студент должен уметь: оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в из-бранной области деятельности; иметь мотивацию к выполнению профессиональной деятельности.
Третья тема «Общие принципы проведения ОВОС».
Цель: сформировать у студентов представления о принципах проведения ОВОС и составления отчетной документации. Основные задачи: провести анализ отечественной и зарубежной нормативной базы по ОВОС; определить содержание и структуру ОВОС; изучить процедуру вы-полнения ОВОС. После изучения темы студент должен знать: структуру и содержание ОВОС; процедуру выполнения ОВОС Студент должен уметь: оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности; оценить степень негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Четвертая тема «Научно-методические основы ОВОС намечаемой деятельности». Цель: сформировать у студентов знания о методических подходах к ОВОС намечаемой деятельности.
Основные задачи: изучить экологические принципы проектирования природно- технических систем и ОВОС; определить методические требования к материалам ОВОС; изучить подходы к инженерно-экологическим изысканиям После изучения темы студент должен знать: основные экологические принципы проектирования техногенных систем; методические подходы к ОВОС намечаемой деятельности. Студент должен уметь: оценить степень негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду
Пятая тема «Методы проведения ОВОС».
Цель: формирование у студентов представлений о методах проведения ОВОС на различных этапах проектирования. Основные задачи: изучить методы ОВОС; определить принцип информативности природных факторов; изучить основные типы оценок и пути их применения. После изучения темы студент должен знать: методологические основы оценки воздействия на окружающую среду; типы оценок и пути их применения в экологическом проектировании. Студент должен уметь: использовать теоретические знания об ОВОС на практике; оценить степень негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Шестая тема «ОВОС в градостроительных проектах».
Цель: формирование у студентов представлений и навыков оценки градостроительных проектов на окружающую среду. Основные задачи: изучить схемы функционального зонирования населенных пунктов; выявить экологические проблемы инженерного обеспечения городов; полу-чить опыт ОВОС объекта градостроительства.
После изучения темы студент должен знать: основы оценки воздействия на окружающую среду градостроительных проектов; методологию проведения ОВОС градостроительных проектов.
Студент должен уметь: оценить степень негативного воздействия градостроительных про-ектов на окружающую среду; использовать теоретические знания об ОВОС на практике.
Седьмая тема «ОВОС в проектах базовой энергетики».
Цель: формирование у студентов
- представлений и навыков оценки проектов базовой энергетики на окружающую среду.
После изучения темы студент должен знать: основы оценки воздействия на окружающую среду проектов базовой энергетики; методологию проведения ОВОС проектов базовой энергетики.
Студент должен уметь: оценить степень негативного воздействия проектов базовой энергетики на окружающую среду; использовать теоретические знания об ОВОС на практике.
Восьмая тема «ОВОС технических, технологических решений и применения новых матери-алов».
Цель: формирование у студентов представлений и навыков оценки проектов технических, технологических решений и применения новых материалов на окружающую среду.
Основные задачи: изучить требования ресурсоемкости и отходности; получить опыт ОВОС проектов технических, технологических решений и применения новых материалов. После изучения темы студент должен знать: основы оценки воздействия на окружающую среду проектов технических, технологических решений и применения новых материалов; методологию проведения ОВОС проектов технических, технологических решений и применения новых материалов. Студент должен уметь: оценить степень негативного воздействия проектов технических, технологических решений и применения новых материалов; использовать теоретические знания об ОВОС на практике.
Девятая тема «ОВОС в зонах сельскохозяйственной мелиорации».
Цель: формирование у студентов представлений и навыков оценки проектов сельскохозяйственной мелиорации на окружающую среду. Основные задачи: изучить подходы к ОВОС объектов сельскохозяйственной мелиорации; получить опыт ОВОС проектов сельскохозяйственной мелиорации. После изучения темы студент должен знать: основы оценки воздействия на окружающую среду проектов сельскохозяйственной мелиорации; методологию проведения ОВОС проектов сельскохозяйственной мелиорации. Студент должен уметь: оценить степень негативного воздействия проектов технических, технологических решений и применения новых материалов; использовать теоретические знания об ОВОС на практике, оценить степень негативного воздействия проектов сельско-хозяйственной мелиорации на окружающую среду; пользовать теоретические знания об ОВОС на практике.
Десятая тема «ОВОС природозащитных объектов».
Цель: формирование у студентов представлений и навыков оценки проектов природозащитных объектов на окружающую среду.
Основные задачи: изучить подходы к ОВОС проектов природозащитных объектов; получить опыт ОВОС проектов природозащитных объектов. После изучения темы студент должен знать: ос-новы оценки воздействия на окружающую среду проектов природозащитных объектов; методологию проведения ОВОС проектов природозащитных объектов. Студент должен уметь: оценить степень негативного воздействия проектов природозащитных объектов на окружающую среду; ис-пользовать теоретические знания об ОВОС на практике.
Одиннадцатая тема «ОВОС при организации заказников, лесопарков, рекреационных объектов, водоохранных зон».
Цель: формирование у студентов представлений и навыков оценки проектов организации заказников, лесопарков, рекреационных объектов, водоохранных зон на окружающую среду. Основ-ные задачи: изучить подходы к ОВОС проектов организации заказников, лесопарков, рекреационных объектов, водоохранных зон; получить опыт ОВОС проектов организации заказников, лесопарков, рекреационных объектов, водоохранных зон. После изучения темы студент должен знать: - основы оценки воздействия на окружающую среду проектов организации заказников, лесопарков, рекреационных объектов, водоохранных зон; методологию проведения ОВОС проектов организации заказников, лесопарков, рекреационных объектов, водоохранных зон. Студент должен уметь: оце-нить степень негативного воздействия проектов организации заказников, лесопарков, рекреационных объектов, водоохранных зон на окружающую среду; использовать теоретические знания об ОВОС на практике.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.