2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.27 Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» являются:

– формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профес- сиональной деятельности с требованиями правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования;

– формирование системы теоретических познаний об отрасли экологического права, а также практических навыков работы с законодательством, необходимых для участия в государственном, муниципальном, производственном управлении в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и формировании эффективной экологической поли- тики на всех уровнях.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-4 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Применяет знания основ Федерального законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования в соответствии с поставленными задачами
знает

в области общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды

умеет

применять на практике базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления в области экологии и охраны окружающее среды

владеет навыками

разработки охраны окружающей среды

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.1 Умеет подготавливать информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду на существующем производстве и при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации.
знает

Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды

умеет

Использовать текстовые редакторы (процессоры) для создания и оформления информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду; выполнять поиск данных об информационно-технических спра- вочниках по наилучшим доступным технологиям в электронных справочных системах и библиотеках

владеет навыками

Подготовка информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и

 
оборудования в организации 
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Основы природопользования
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Освоение дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Биоресурсное природопользование
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Экологический мониторинг
 
Оценка воздействия на окружающую среду
 
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
 
Экологическая безопасность
 
Охрана окружающей среды
 
Основы экологического менеджмента
 
Промышленная экология
 
Инженерная защита окружающей среды
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная  практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
108/3
18
36
54
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
4
8
22
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
5
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Общая часть
1.
 
Право природопользования и охраны окружающей среды. Основные понятия и институты
5
4
6
4
1.1.
2
Устный опрос
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Федеральный закон "Об охране окружающей среды": структура, состав, основные положения 
5
4
2
2
1.2.
Устный опрос
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Право собственности на природные объекты
5
4
4
2
1.3.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
5
4
6
4
1.4.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Экологические правонарушения и юридическая ответственность за них
5
4
4
2
1.5.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Контрольная работа №1
5
2
2
2
КТ 1
1.6.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
2 раздел. Особенная часть
2.
 
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
5
4
2
2
2.1.
Устный опрос
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Федеральных закон "Об охране атмосферного воздуха": структура, состав, основные положения
5
4
2
2
2.2.
Реферат
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Правовой режим использования и охраны вод
5
2
4
2
2.3.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Контрольная работа №2
5
2
2
2
КТ 2
2.4.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Правовой режим использования и охраны земель
5
2
4
2
2.5.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Правовой режим недропользования
5
2
4
2
2.6.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Правовой режим использования и охраны растительного и животного мира
5
4
4
2
2.7.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Правовой режим ООПТ
5
4
4
2
2.8.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Контрольная работа №3
5
2
2
2
КТ 3
2.9.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Международно-правовая охрана окружающей среды
5
2
2
2
2.10.
Круглый стол
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Промежуточная аттестация
5
2.11.
ОПК-4.1, ПК-1.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
50
108
36
18
 
Итого
54
108
36
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Право природопользования и охраны окружающей среды. Основные понятия и институты
Право природопользования и охраны окружающей среды. Основные понятия и институты
2/-
 
Право собственности на природные объекты
Право собственности на природные объекты
2/-
 
Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
2/-
 
Экологические правонарушения и юридическая ответственность за них
Экологические правонарушения и юридическая ответственность за них
2/2
 
Правовой режим использования и охраны вод
Правовой режим использования и охраны вод
2/-
 
Правовой режим использования и охраны земель
Правовой режим использования и охраны земель
2/-
 
Правовой режим недропользования
Правовой режим недропользования
2/-
 
Правовой режим использования и охраны растительного и животного мира
Правовой режим использования и охраны растительного и животного мира
2/2
 
Правовой режим ООПТ
Правовой режим ООПТ
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Право природопользования и охраны окружающей среды. Основные понятия и институты
История развития экологического права
Пр
4/2/4
 
Федеральный закон "Об охране окружающей среды": структура, состав, основные положения 
Федеральный закон "Об охране окружающей среды": структура, состав, основные положения
Пр
2/2/2
 
Право собственности на природные объекты
Экологические права и обязанности граждан РФ
Пр
2/-/2
 
Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Пр
4/-/4
 
Экологические правонарушения и юридическая ответственность за них
Полномочия органов государственной власти Ставропольского края в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Пр
2/-/2
 
Контрольная работа №1
Контрольная работа №1
Пр
2/-/2
 
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Пр
2/-/2
 
Федеральных закон "Об охране атмосферного воздуха": структура, состав, основные положения
Федеральных закон "Об охране атмосферного воздуха": структура, состав, основные положения
Пр
2/-/2
 
Правовой режим использования и охраны вод
Федеральных закон "Об отходах производства и потребления": структура, состав, основные положения
Пр
2/-/-
 
Контрольная работа №2
Контрольная работа №2
Пр
2/-/2
 
Правовой режим использования и охраны земель
Водный кодекс РФ: структура, состав, основные положения
Пр
2/-/-
 
Правовой режим недропользования
Земельный кодекс РФ: структура, состав, основные положения
Пр
2/-/-
 
Правовой режим использования и охраны растительного и животного мира
Закон РФ "О недрах": структура, состав, основные положения
Пр
2/-/-
 
Правовой режим ООПТ
Лесной кодекс РФ и Федеральный закон "О животном мире": структура, состав, основные положения
Пр
2/-/2
 
Контрольная работа №3
Контрольная работа №3
Пр
2/-/2
 
Международно-правовая охрана окружающей среды
Международно-правовая охрана окружающей среды
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Право природопользования и охраны окружающей среды. Основные понятия и институты
4
 
Федеральный закон "Об охране окружающей среды": структура, состав, основные положения
4
 
Право собственности на природные объекты
4
 
Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
4
 
Экологические правонарушения и юридическая ответственность за них
4
 
Контрольная работа №1
2
 
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4
 
Федеральных закон "Об охране атмосферного воздуха": структура, состав, основные положения
4
 
Правовой режим использования и охраны вод
2
 
Контрольная работа №2
2
 
Правовой режим использования и охраны земель
2
 
Правовой режим недропользования
2
 
Правовой режим использования и охраны растительного и животного мира
4
 
Правовой режим ООПТ
4
 
Контрольная работа №3
2
 
Международно-правовая охрана окружающей среды
2
 
Промежуточная аттестация
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Право природопользования и охраны окружающей среды. Основные понятия и институты
Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
2
Федеральный закон "Об охране окружающей среды": структура, состав, основные положения 
Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
3
Право собственности на природные объекты
Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
4
Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
5
Экологические правонарушения и юридическая ответственность за них
Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
6
Контрольная работа №1
Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
7
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
8
Федеральных закон "Об охране атмосферного воздуха": структура, состав, основные положения
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
9
Правовой режим использования и охраны вод
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
 
10
Контрольная работа №2
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
11
Правовой режим использования и охраны земель
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
12
Правовой режим недропользования
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
13
Правовой режим использования и охраны растительного и животного мира
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
14
Правовой режим ООПТ
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
15
Контрольная работа №3
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
16
Международно-правовая охрана окружающей среды
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
17
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-4.1:Применяет знания основ Федерального законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации в области охраны окружающей среды, экологии и природопользования в соответствии с поставленными задачами
Преддипломная  практика
x
Урбоэкология
x
ПК-1.1:Умеет подготавливать информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду на существующем производстве и при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации.
Основы экологического менеджмента
x
Оценка воздействия на окружающую среду
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Экологический мониторинг
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-

 
няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 1
Устный опрос
5
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 2
Устный опрос
5
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 3
Устный опрос
5
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 1
Устный опрос
5
5 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 4 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 2 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях.  1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Устный опрос
5
5 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 4 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 2 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях.  1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 3
Устный опрос
5
5 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 4 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 2 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях.  1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды»
 
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 1)

Теоретические

1. Понятие экологического права

2. Методы экологического права

3. Структура эколого-правовой нормы

4. Классификация источников экологического права

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

6. Экологические правоотношения.

7. Экологические правонарушения: состав, структура.

8. Основания возникновения экологических правоотношений.

9. Что входит в понятие окружающая среда?

10. Конституционные права человека

11. Экологические обязанности граждан

12. Общественные права граждан в области охраны окружающей среды

13. Информативные права граждан в области охраны окружающей среды

14. Определите понятие «право собственности»?  

15. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения права соб-ственности?

16. Каковы виды собственности на природные ресурсы закреплены в Конституции РФ?

17. Каковы основания возникновения и прекращения права природопользования?

18. Функции экологического управления.

19. Понятие и виды экологической ответственности

20. Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

21. Административная ответственность за экологические правонарушения.

22. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.

23. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

24. Материальная ответственность за экологические правонарушения

Практико-ориентированные

1. Приведите пример применения структуры эколого-правовой нормы.

2. Дайте характеристику Федерального закона «Об охране окружающей среды»

3. Дайте правовую характеристику понятию «право собственности на природные ресурсы».

4. Дайте правовую характеристику понятию «право природопользования».

5. Какие органы власти осуществляют функции государственного экологического управления?

6. Составьте схему иерархии органов общей компетенции, осуществляющих полно-мочия в сфере ООС.

7. Составьте схему иерархии органов специальной компетенции, осуществляющих полномочия в сфере ООС.

8. Поясните на примерах отличие федерального министерства от агентства и служ-бы.

9. Дайте характеристику экологических функций органов местного самоуправления на примере Администрации города?

10. Дайте характеристику экологических функций правоохранительных органов на примере Природоохранной прокуратуры.

11. Составить алгоритм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблаго-приятными воздействиями окружающей среде

12. Составить алгоритм возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

13. Составить алгоритм защиты прав граждан по охране окружающей среды

14. Решить задачу: определить меру ответственности за правонарушение (на кон-кретном примере)     

Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)

Теоретические

1. Принципы охраны атмосферного воздуха.

2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны атмо-сферного воздуха.

 
3. Полномочия региональных органов исполнительной власти в сфере охраны атмо-сферного воздуха.

4. Принципы государственной политики в области обращения с отходами.

5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами.

6. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области обращения с отходами.

7. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

8. Принципы экономического регулирования в области обращения с отходами.

9. Принципы государственной политики в области охраны вод и водопользования.

10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны вод.

11. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области охраны вод.

12. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны вод.

Практико-ориентированные

1. Дайте характеристику Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»

2. Разработайте мероприятия и меры правовой охраны атмосферного воздуха для населенного пункта (на конкретном примере).

3. Разработайте мероприятия и меры правовой охраны атмосферного воздуха для региона (на конкретном примере).  

4. Составьте перечень мероприятий по охране атмосферного воздуха для предприя-тия (на конкретном примере).

5. Дайте характеристику Федерального закона «Об отходах производства и потреб-ления».

6. Составьте перечень требований, предъявляемых к предприятиям в области обра-щения с отходами (на конкретном примере).

7. Составьте перечень требований, предъявляемых к муниципалитетам в области обращения с отходами (на конкретном примере).

8. Составьте перечень требований, предъявляемых к гражданам в области обраще-ния с отходами (на конкретном примере).

9. Дайте характеристику «мусорной» реформе в России.

10. Дайте характеристику Водного кодекса РФ.

11. Составьте алгоритм оформления решения на пользование водным объектом.  

12. Составьте алгоритм получения договора водопользования.

13. Составьте перечень мероприятий, предъявляемых водопользователям норматив-ными документами.

14. Составьте алгоритм прекращения права пользования водным объектом.

Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 3)

Теоретические

1. Земли как объект права собственности

2. Участники земельных отношений.

3. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений.

4. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области земельных отношений.

5. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.

6. Оборотоспособность земель.

7. Недра как объект правовой охраны.

8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области недрополь-зования.

9. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области недрополь-зования.

10. Полномочия органов местного самоуправления в области недропользования.

11. Лес и зеленые насаждения как объект правовой охраны.

12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесопользо-

 
вания.

13. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области лесополь-зования.

14. Полномочия органов местного самоуправления в области лесопользования.

15. Животные как объект правовой охраны.

16. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны объ-ектов животного мира.

17. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области охраны объектов животного мира.

18. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны объектов жи-вотного мира.

Практико-ориентированные

15. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

16. Составьте алгоритм оформления предоставления земель в пользование.  

17. Составьте алгоритм приобретения права собственности на землю.

18. Дайте характеристику Закона РФ «О недрах».

19. Составьте алгоритм оформления предоставления недр в пользование.  

20. Составьте алгоритм прекращения пользования недрами.

21. Дайте характеристику Лесного кодекса РФ.

22. Составьте алгоритм оформления права пользования лесами.  

23. Составьте план защиты зеленых насаждений города.

24. Дайте характеристику Федерального закона «Животном мире».

25. Составьте алгоритм оформления права пользования объектами животного мира.

26. Составьте план охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи¬вотных.

Темы группового проекта:

Регулирование выбросов парниковых газов: Россия против США

Эколого-правовые аспекты охраны окружающей среды: Россия и Япония

Сравнение норм экологического законодательства России и США в области предотвращения загрязнения воздуха

Законодательство в области охраны биоразнообразия : Россия и США

Эффективность программ по охране окружающей среды: России и ЕС

Энергетическая политика и её влияние на окружающую среду: Россия и Япония.

Законодательства в области охраны биоразнообразия: Россия и США

Регулирование отходов: сравнение законодательства Китая и России

Законодательство по охране лесов : Россия и Китай

Загрязнение водоемов : стратегия России и Евросоюза

Вопросы для зачета по дисциплине «Правовые основы природопользования»

Теоретические вопросы:

1. Предмет экологического права — экологические общественные отношения

2. Понятие об окружающей среде, природном объекте и природных ресурсах

3. Система экологического права

4. Императивные методы экологического права

5. Диспозитивные методы экологического права

6. Принципы экологического права

7. Источники экологического права и их классификация

8. Федеральные законы как источники экологического права

9. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

10. Право собственности на природные объекты: понятие собственности, субъекты, объекты и формы собственности

11. Содержание права собственности на природные ресурсы

12. Право природопользования: объекты, субъекты, общее и специальное природопользование, основания возникновения и прекращения права природопользования

13. Договоры в сфере природопользования

14. Лицензии на право природопользования

 
15. Административное регулирование охраны окружающей среды

16. Платежи за вредное воздействие на окружающую среду и за пользование природными ресурсами

17. Экологическое страхование

18. Экологический контроль и надзор

19. Основание — гражданско-правовой ответственности за — причинение экологического вреда

20. Административная ответственность за экологические правонарушения

21. Дисциплинарная и уголовная ответственность за экологические правонарушения

22. Недра как объект природопользования

23. Государственное управление в области природопользования и охраны недр

24. Право недропользования и его виды

25. Объекты земельных отношений. Виды земель

26. Имущественные права на землю

27. Понятие леса как объекта эколого-правовой охраны

28. Группы лесов. Право лесопользования. Основания лесопользования

29. Виды лесопользования. Права и обязанности лесопользователей

30. Государственное управление и контроль в области лесопользования

31. Вода как объект экологических отношений. Состав водного фонда

32. Государственное управление водопользование

33. Право водопользования

34. Правовая охрана вод

35. Охрана среды обитания объектов животного мира

36. Правовой режим охоты

37. Правовой режим рыболовства

38. Государственное управление охраной атмосферного воздуха

39. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий

40. Государственные природные заповедники. Государственные природные заказники

41. Национальные парки. Памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты

42. Понятие экологической безопасности. Правовой механизм экологической безопасности

43. Правовой механизм защиты населения и территорий от чрезвычайных экологических ситуаций

44. Правовая охрана окружающей природной среды населенных пунктов

45. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, строительстве и на транспорт

46 Правовое регулирование генно-инженерной деятельности

47. Классификация чрезвычайных ситуаций

48. Важнейшие источники международного экологического права

49 Правовые формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

50. Правовая охрана ресурсов континентального шельфа

51. Правовая охрана морской среды и исключительной экономической зоны РФ

Практико-ориентированные задачи:

Задача 1.

На земельном участке, переданном гражданину К. для ведения сельского хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путём из соседнего лесного массива. Он, как собственник земельного участка, вырубил эту растительность, т.к. она мешала использованию земли в сельскохозяйственных целях. Орган лесного контроля на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного леса по таксам для исчисления ущерба. Гражданин К. отказался от удовлетворения иска, сославшись на положения Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми деревья и кустарниковая растительность, произрастающая на сельскохозяйственных землях, не входит в состав лесного фонда. В чём особенность правового режима такой растительности в отличие от леса?

Задача 2.

Территориальный орган Росприроднадзора потребовал прекратить финансирование строительство местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной

 
экологической экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Территориальный орган Росприроднадзора обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.

Каково должно быть решение арбитражного суда? Охарактеризуйте объекты государственной экологической экспертизы. Какой вид государственной экспертизы необходим в данном случае?

Задача 3.

На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника. В будущем предполагалось восстановление нарушенных земель, а в настоящий момент с целью сохранения общей площади природной территории было принято решение о передаче в пользование заказника земель из фонда запаса двух районов. Какая ответственность за данные правонарушения?

Задача 4.

Лебедев М.К. обратился в юридическую консультацию с просьбой о разъяснении следующего вопроса: ежегодно он производит сбор грибов в лесном массиве своего района с целью их последующей продажи на рынке. Требуется ли ему разрешение на осуществление подобных действий? К какому виду лесопользования можно отнести данные действия? Решите дело.

Задача 5.

Радиаторный завод, расположенный в городской черте, из-за отсутствия системы очистных сооружений загрязнял атмосферный воздух дымом, вредными газами и пылью в объемах, значительно превышающих предельно допустимые нормы выброса этих веществ. Главный санитарный врач города принял решение о прекращении эксплуатации литейного цеха, являющегося основным загрязнителем воздуха. Это решение руководство завода не выполнило, объяснив, что планируется перепрофилирование предприятия, и поэтому нецелесообразно выделение средств для очистных сооружений в настоящее время. Правомерны ли действия главного санитарного врача? Какие меры ответственности могут быть применены к нарушителям законодательства об охране атмосферного воздуха?

Задача 6.

ПАО «НКР» владеет объектом II категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Данный объект выбросил в атмосферный воздух в 2020 году 50 т фосфорного ангидрида (дифосфора пентаоксид) и 8 т фенола. Согласно проекту ПДВ данный объект мог выбросить 43 т фосфорного ангидрида (дифосфора пентаоксид) и 5 т фенола. ПАО «НКР» было выдано разрешение на временно разрешенные выбросы 47 т. фосфорного ангидрида (дифосфора пентаоксид). В соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды ПАО «НКР» должно было закончить в 2024 году установку автоматизированной системы по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух на общую сумму 1 млн. р.. В 2024 г.

1. За какие виды негативного воздействия ПАО «НКР» должно внести платы?

2. Какой объем выбросов является временно разрешенными выбросами?

3. Какой объем выбросов является сверхлимитным?

4. Что должно быть учтено при расчете платы за негативное воздействие?

Задача 7.

Григорьев В.Н. в неустановленном месте развел костер. В результате неосторожного обращения с огнем произошло возгорание торфяников, что повлекло уничтожение торфа на площади 0,5 га. К каким видам юридической ответственности может быть привлечен Григорьев В.Н.?

Задача 8.

Асфальтобетонный завод «Автодор» регулярно производит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, нормативы которых в десятки раз превышают предельно допустимые концентрации, по причине неисправности пылегазоулавливающих устройств. Виновные должностные лица неоднократно привлекались к административной ответственности, и все безрезультатно. Разъясните, что следует предпринять управомоченным органам для прекращения

 
загрязнения воздушного бассейна.

Задача 9.

Организация, являясь пользователем недр на основании выданных ей лицензий, производит добычу россыпного золота на соответствующих месторождениях с последующей его передачей заводам для аффинажа и дальнейшей реализации драгоценных металлов банкам. При переработке на аффинажном заводе попутно с золотом извлекается серебро, впоследствии изготавливаются золотые и серебряные слитки, готовые к реализации. Лицензия на добычу серебра организации не выдавалась. Правомерны ли действия организации?

Задача 10.

Министерство энергетики РФ обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с ходатайством о выдаче разрешения на ввоз и захоронение на территории России радиоактивных отходов от атомных электростанций из других стран. Разъясните порядок и условия действия международных соглашений, норм национального права России и других стран в решении возникшей ситуации.

Задача 11.

Мастер цеха Симонов был направлен на курсы повышения квалификации в области обращения с отходами. Из-за болезни он не смог завершить обучение и не прошел итоговую аттестацию. Вернувшись на свое рабочее место Симонов должен был вывозить на полигон нефтезагрязненный песок. Во время транспортировки отхода грузовая машина попала в аварию и порядка 60 кг загрязненного песка высыпалось на обочину. Кто будет наказан в данной ситуации и почему? Какие требования предъявляются к обучению в области обращения с отходами?

Задача 12.

Областной комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы.  Заказчик документации возражал против назначения такой экспертизы, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство ТЭЦ уже предоставлен и вся необходимая документация утверждена. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка без прохождения экологической экспертизы. Арбитражный суд отказался принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение областной администрации не обладает правами юридического лица и, следовательно, не вправе подавать исковое заявление в суд. Какие экологические требования предъявляются на стадии проектирования хозяйственных объектов? Допустимо ли предоставление земельного участка под строительство до прохождения экологической экспертизы проекта? Дайте оценку действиям арбитражного суда.

Задача 13.

Россельхознадзор обратился с иском к отдельным сельскохозяйственным организациям района о возмещении ущерба, причиненного гибелью животных во время сенокосных и уборочных работ. Суд отказал в приеме искового заявления, сославшись на то, что в действующем законодательстве нет конкретных норм, предусматривающих материальную ответственность сельскохозяйственной организации или гражданина за гибель молодняка зверей и птиц, а также других диких животных во время выполнения ими полевых работ на угодьях, находящихся в его собственности или пользовании. Решите дело. Охарактеризуйте порядок компенсации вреда, причиненного гибелью объектов животного мира применительно к конкретной ситуации.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Демичев А. А., Грачева Экологическое право [Электронный ресурс]:Учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Прометей, 2017. - 348 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=884319 
 
Л1.2 Крассов О. И. Земельное право [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2021. - 560 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=369456 
 
Л1.3 Крассов О. И. Экологическое право [Электронный ресурс]:Учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2021. - 528 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=369480 
 
Л1.4 Барбашова Н. В. Экологическое право [Электронный ресурс]:Учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 538 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=389466 
 
дополнительная
 
Л2.1 Боголюбов С. А., Галиновская Е. А. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов [Электронный ресурс]:научно-практ. пособие; ВО - Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 328 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=930912 
 
Л2.2 Агафонов В. Б., Боголюбов С. А., Васильева Л. Н., Выпханова Г. В., Горохов Д. Б., Жаворонкова Н. Г., Игнатьева И. А., Кичигин Н. В., Кодолова А. В., Краснова И. О., Лазарев В. В., Липски С. А., Минина Е. Л., Мисник Г. А., Никонов Р. В., Петрова Т. В., Позднякова Е. А., Пономарев М. В., Пышьева Е. С., Сакович О. М., Сиваков Д. О., Устюкова В. В., Шпаковский Ю. Г., Шуплецова Ю. И. Источники экологического права [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 344 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=420625 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Боклан Д. С. Международное экологическое право и международные экономические отношения [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: Издательство "Магистр", 2020. - 272 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1077286 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/4904/book.pdf
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те- мам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического по- строения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ланд- шафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические мате- риалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета. Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Правовые основы приро- допользования и охраны окружающей среды» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания . Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по

разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы являет- ся обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутриву- зовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных заня- тий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические и лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты практического и лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у препо- давателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного оп- роса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисципли- ны.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ ст. преп. ,  Халикова Валерия Алексеевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.б.н. Окрут Светлана Васильевна
 
Рабочая программа дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 29 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование