УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
– формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профес- сиональной деятельности с требованиями правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования;
– формирование системы теоретических познаний об отрасли экологического права, а также практических навыков работы с законодательством, необходимых для участия в государственном, муниципальном, производственном управлении в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и формировании эффективной экологической поли- тики на всех уровнях.
в области общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
умеет
применять на практике базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления в области экологии и охраны окружающее среды
владеет навыками
разработки охраны окружающей среды
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды
умеет
Использовать текстовые редакторы (процессоры) для создания и оформления информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду; выполнять поиск данных об информационно-технических спра- вочниках по наилучшим доступным технологиям в электронных справочных системах и библиотеках
владеет навыками
Подготовка информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Теоретические
1. Понятие экологического права
2. Методы экологического права
3. Структура эколого-правовой нормы
4. Классификация источников экологического права
5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
6. Экологические правоотношения.
7. Экологические правонарушения: состав, структура.
8. Основания возникновения экологических правоотношений.
9. Что входит в понятие окружающая среда?
10. Конституционные права человека
11. Экологические обязанности граждан
12. Общественные права граждан в области охраны окружающей среды
13. Информативные права граждан в области охраны окружающей среды
14. Определите понятие «право собственности»?
15. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения права соб-ственности?
16. Каковы виды собственности на природные ресурсы закреплены в Конституции РФ?
17. Каковы основания возникновения и прекращения права природопользования?
18. Функции экологического управления.
19. Понятие и виды экологической ответственности
20. Уголовная ответственность за экологические правонарушения.
21. Административная ответственность за экологические правонарушения.
22. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
23. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
24. Материальная ответственность за экологические правонарушения
Практико-ориентированные
1. Приведите пример применения структуры эколого-правовой нормы.
2. Дайте характеристику Федерального закона «Об охране окружающей среды»
3. Дайте правовую характеристику понятию «право собственности на природные ресурсы».
4. Дайте правовую характеристику понятию «право природопользования».
5. Какие органы власти осуществляют функции государственного экологического управления?
6. Составьте схему иерархии органов общей компетенции, осуществляющих полно-мочия в сфере ООС.
7. Составьте схему иерархии органов специальной компетенции, осуществляющих полномочия в сфере ООС.
8. Поясните на примерах отличие федерального министерства от агентства и служ-бы.
9. Дайте характеристику экологических функций органов местного самоуправления на примере Администрации города?
10. Дайте характеристику экологических функций правоохранительных органов на примере Природоохранной прокуратуры.
11. Составить алгоритм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблаго-приятными воздействиями окружающей среде
12. Составить алгоритм возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
13. Составить алгоритм защиты прав граждан по охране окружающей среды
14. Решить задачу: определить меру ответственности за правонарушение (на кон-кретном примере)
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)
Теоретические
1. Принципы охраны атмосферного воздуха.
2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны атмо-сферного воздуха.
4. Принципы государственной политики в области обращения с отходами.
5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами.
6. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области обращения с отходами.
7. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
8. Принципы экономического регулирования в области обращения с отходами.
9. Принципы государственной политики в области охраны вод и водопользования.
10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны вод.
11. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области охраны вод.
12. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны вод.
Практико-ориентированные
1. Дайте характеристику Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»
2. Разработайте мероприятия и меры правовой охраны атмосферного воздуха для населенного пункта (на конкретном примере).
3. Разработайте мероприятия и меры правовой охраны атмосферного воздуха для региона (на конкретном примере).
4. Составьте перечень мероприятий по охране атмосферного воздуха для предприя-тия (на конкретном примере).
5. Дайте характеристику Федерального закона «Об отходах производства и потреб-ления».
6. Составьте перечень требований, предъявляемых к предприятиям в области обра-щения с отходами (на конкретном примере).
7. Составьте перечень требований, предъявляемых к муниципалитетам в области обращения с отходами (на конкретном примере).
8. Составьте перечень требований, предъявляемых к гражданам в области обраще-ния с отходами (на конкретном примере).
9. Дайте характеристику «мусорной» реформе в России.
10. Дайте характеристику Водного кодекса РФ.
11. Составьте алгоритм оформления решения на пользование водным объектом.
12. Составьте алгоритм получения договора водопользования.
13. Составьте перечень мероприятий, предъявляемых водопользователям норматив-ными документами.
14. Составьте алгоритм прекращения права пользования водным объектом.
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 3)
Теоретические
1. Земли как объект права собственности
2. Участники земельных отношений.
3. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений.
4. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области земельных отношений.
5. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
6. Оборотоспособность земель.
7. Недра как объект правовой охраны.
8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области недрополь-зования.
9. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области недрополь-зования.
10. Полномочия органов местного самоуправления в области недропользования.
11. Лес и зеленые насаждения как объект правовой охраны.
12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесопользо-
13. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области лесополь-зования.
14. Полномочия органов местного самоуправления в области лесопользования.
15. Животные как объект правовой охраны.
16. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны объ-ектов животного мира.
17. Полномочия региональных органов исполнительной власти в области охраны объектов животного мира.
18. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны объектов жи-вотного мира.
Практико-ориентированные
15. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.
16. Составьте алгоритм оформления предоставления земель в пользование.
17. Составьте алгоритм приобретения права собственности на землю.
18. Дайте характеристику Закона РФ «О недрах».
19. Составьте алгоритм оформления предоставления недр в пользование.
20. Составьте алгоритм прекращения пользования недрами.
21. Дайте характеристику Лесного кодекса РФ.
22. Составьте алгоритм оформления права пользования лесами.
23. Составьте план защиты зеленых насаждений города.
24. Дайте характеристику Федерального закона «Животном мире».
25. Составьте алгоритм оформления права пользования объектами животного мира.
26. Составьте план охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи¬вотных.
Темы группового проекта:
Регулирование выбросов парниковых газов: Россия против США
Эколого-правовые аспекты охраны окружающей среды: Россия и Япония
Сравнение норм экологического законодательства России и США в области предотвращения загрязнения воздуха
Законодательство в области охраны биоразнообразия : Россия и США
Эффективность программ по охране окружающей среды: России и ЕС
Энергетическая политика и её влияние на окружающую среду: Россия и Япония.
Законодательства в области охраны биоразнообразия: Россия и США
Регулирование отходов: сравнение законодательства Китая и России
Законодательство по охране лесов : Россия и Китай
Загрязнение водоемов : стратегия России и Евросоюза
Вопросы для зачета по дисциплине «Правовые основы природопользования»
Теоретические вопросы:
1. Предмет экологического права — экологические общественные отношения
2. Понятие об окружающей среде, природном объекте и природных ресурсах
3. Система экологического права
4. Императивные методы экологического права
5. Диспозитивные методы экологического права
6. Принципы экологического права
7. Источники экологического права и их классификация
8. Федеральные законы как источники экологического права
9. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации
10. Право собственности на природные объекты: понятие собственности, субъекты, объекты и формы собственности
11. Содержание права собственности на природные ресурсы
12. Право природопользования: объекты, субъекты, общее и специальное природопользование, основания возникновения и прекращения права природопользования
13. Договоры в сфере природопользования
14. Лицензии на право природопользования
16. Платежи за вредное воздействие на окружающую среду и за пользование природными ресурсами
17. Экологическое страхование
18. Экологический контроль и надзор
19. Основание — гражданско-правовой ответственности за — причинение экологического вреда
20. Административная ответственность за экологические правонарушения
21. Дисциплинарная и уголовная ответственность за экологические правонарушения
22. Недра как объект природопользования
23. Государственное управление в области природопользования и охраны недр
24. Право недропользования и его виды
25. Объекты земельных отношений. Виды земель
26. Имущественные права на землю
27. Понятие леса как объекта эколого-правовой охраны
28. Группы лесов. Право лесопользования. Основания лесопользования
29. Виды лесопользования. Права и обязанности лесопользователей
30. Государственное управление и контроль в области лесопользования
31. Вода как объект экологических отношений. Состав водного фонда
32. Государственное управление водопользование
33. Право водопользования
34. Правовая охрана вод
35. Охрана среды обитания объектов животного мира
36. Правовой режим охоты
37. Правовой режим рыболовства
38. Государственное управление охраной атмосферного воздуха
39. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий
40. Государственные природные заповедники. Государственные природные заказники
41. Национальные парки. Памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты
42. Понятие экологической безопасности. Правовой механизм экологической безопасности
43. Правовой механизм защиты населения и территорий от чрезвычайных экологических ситуаций
44. Правовая охрана окружающей природной среды населенных пунктов
45. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, строительстве и на транспорт
46 Правовое регулирование генно-инженерной деятельности
47. Классификация чрезвычайных ситуаций
48. Важнейшие источники международного экологического права
49 Правовые формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
50. Правовая охрана ресурсов континентального шельфа
51. Правовая охрана морской среды и исключительной экономической зоны РФ
Практико-ориентированные задачи:
Задача 1.
На земельном участке, переданном гражданину К. для ведения сельского хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путём из соседнего лесного массива. Он, как собственник земельного участка, вырубил эту растительность, т.к. она мешала использованию земли в сельскохозяйственных целях. Орган лесного контроля на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного леса по таксам для исчисления ущерба. Гражданин К. отказался от удовлетворения иска, сославшись на положения Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми деревья и кустарниковая растительность, произрастающая на сельскохозяйственных землях, не входит в состав лесного фонда. В чём особенность правового режима такой растительности в отличие от леса?
Задача 2.
Территориальный орган Росприроднадзора потребовал прекратить финансирование строительство местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной
Каково должно быть решение арбитражного суда? Охарактеризуйте объекты государственной экологической экспертизы. Какой вид государственной экспертизы необходим в данном случае?
Задача 3.
На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника. В будущем предполагалось восстановление нарушенных земель, а в настоящий момент с целью сохранения общей площади природной территории было принято решение о передаче в пользование заказника земель из фонда запаса двух районов. Какая ответственность за данные правонарушения?
Задача 4.
Лебедев М.К. обратился в юридическую консультацию с просьбой о разъяснении следующего вопроса: ежегодно он производит сбор грибов в лесном массиве своего района с целью их последующей продажи на рынке. Требуется ли ему разрешение на осуществление подобных действий? К какому виду лесопользования можно отнести данные действия? Решите дело.
Задача 5.
Радиаторный завод, расположенный в городской черте, из-за отсутствия системы очистных сооружений загрязнял атмосферный воздух дымом, вредными газами и пылью в объемах, значительно превышающих предельно допустимые нормы выброса этих веществ. Главный санитарный врач города принял решение о прекращении эксплуатации литейного цеха, являющегося основным загрязнителем воздуха. Это решение руководство завода не выполнило, объяснив, что планируется перепрофилирование предприятия, и поэтому нецелесообразно выделение средств для очистных сооружений в настоящее время. Правомерны ли действия главного санитарного врача? Какие меры ответственности могут быть применены к нарушителям законодательства об охране атмосферного воздуха?
Задача 6.
ПАО «НКР» владеет объектом II категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Данный объект выбросил в атмосферный воздух в 2020 году 50 т фосфорного ангидрида (дифосфора пентаоксид) и 8 т фенола. Согласно проекту ПДВ данный объект мог выбросить 43 т фосфорного ангидрида (дифосфора пентаоксид) и 5 т фенола. ПАО «НКР» было выдано разрешение на временно разрешенные выбросы 47 т. фосфорного ангидрида (дифосфора пентаоксид). В соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды ПАО «НКР» должно было закончить в 2024 году установку автоматизированной системы по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух на общую сумму 1 млн. р.. В 2024 г.
1. За какие виды негативного воздействия ПАО «НКР» должно внести платы?
2. Какой объем выбросов является временно разрешенными выбросами?
3. Какой объем выбросов является сверхлимитным?
4. Что должно быть учтено при расчете платы за негативное воздействие?
Задача 7.
Григорьев В.Н. в неустановленном месте развел костер. В результате неосторожного обращения с огнем произошло возгорание торфяников, что повлекло уничтожение торфа на площади 0,5 га. К каким видам юридической ответственности может быть привлечен Григорьев В.Н.?
Задача 8.
Асфальтобетонный завод «Автодор» регулярно производит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, нормативы которых в десятки раз превышают предельно допустимые концентрации, по причине неисправности пылегазоулавливающих устройств. Виновные должностные лица неоднократно привлекались к административной ответственности, и все безрезультатно. Разъясните, что следует предпринять управомоченным органам для прекращения
Задача 9.
Организация, являясь пользователем недр на основании выданных ей лицензий, производит добычу россыпного золота на соответствующих месторождениях с последующей его передачей заводам для аффинажа и дальнейшей реализации драгоценных металлов банкам. При переработке на аффинажном заводе попутно с золотом извлекается серебро, впоследствии изготавливаются золотые и серебряные слитки, готовые к реализации. Лицензия на добычу серебра организации не выдавалась. Правомерны ли действия организации?
Задача 10.
Министерство энергетики РФ обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с ходатайством о выдаче разрешения на ввоз и захоронение на территории России радиоактивных отходов от атомных электростанций из других стран. Разъясните порядок и условия действия международных соглашений, норм национального права России и других стран в решении возникшей ситуации.
Задача 11.
Мастер цеха Симонов был направлен на курсы повышения квалификации в области обращения с отходами. Из-за болезни он не смог завершить обучение и не прошел итоговую аттестацию. Вернувшись на свое рабочее место Симонов должен был вывозить на полигон нефтезагрязненный песок. Во время транспортировки отхода грузовая машина попала в аварию и порядка 60 кг загрязненного песка высыпалось на обочину. Кто будет наказан в данной ситуации и почему? Какие требования предъявляются к обучению в области обращения с отходами?
Задача 12.
Областной комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик документации возражал против назначения такой экспертизы, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство ТЭЦ уже предоставлен и вся необходимая документация утверждена. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка без прохождения экологической экспертизы. Арбитражный суд отказался принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение областной администрации не обладает правами юридического лица и, следовательно, не вправе подавать исковое заявление в суд. Какие экологические требования предъявляются на стадии проектирования хозяйственных объектов? Допустимо ли предоставление земельного участка под строительство до прохождения экологической экспертизы проекта? Дайте оценку действиям арбитражного суда.
Задача 13.
Россельхознадзор обратился с иском к отдельным сельскохозяйственным организациям района о возмещении ущерба, причиненного гибелью животных во время сенокосных и уборочных работ. Суд отказал в приеме искового заявления, сославшись на то, что в действующем законодательстве нет конкретных норм, предусматривающих материальную ответственность сельскохозяйственной организации или гражданина за гибель молодняка зверей и птиц, а также других диких животных во время выполнения ими полевых работ на угодьях, находящихся в его собственности или пользовании. Решите дело. Охарактеризуйте порядок компенсации вреда, причиненного гибелью объектов животного мира применительно к конкретной ситуации.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те- мам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического по- строения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ланд- шафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические мате- риалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета. Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Правовые основы приро- допользования и охраны окружающей среды» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания . Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по
разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы являет- ся обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутриву- зовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных заня- тий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические и лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты практического и лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у препо- давателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного оп- роса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисципли- ны.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.