2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Природные ресурсы Ставропольского края_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ФТД.01 Природные ресурсы Ставропольского края
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» является:

- формирование у студентов четких представлений о природных ресурсах Ставропольского края и их месте в экономике региона.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.3 Умеет выявлять основные источники опасности для потребителей при эксплуатации продукции.
знает

Конструкторская и технологическая документация на производство новой продукции с учетом рационального использования природных ресурсов

умеет

Производить экологическую оценку технической подготовки производства к выпуску новой продукции

владеет навыками

Проработка конструкторской и технологической документации на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов 

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
знает

основных законов и закономерностей сред обитания, влияния экологических и антропогенных факторов, методов анализа данных, для определения влияния факторов на жизнедеятельность элементов среды обитания в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

умеет

применять экологические законы и закономерности при анализе факторов, вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания, идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

владеет навыками

анализа данных, необходимых для идентификации опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Природные ресурсы Ставропольского края» является дисциплиной факультативной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Экологическая токсикология
 
Биологическая защита экосистем
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Основы военной подготовки
 
Освоение дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
Экология почв
 
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
 
Методы экологических исследований
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Экологический мониторинг
 
Устойчивое развитие
 
Экология человека
 
Экологическая сертификация
 
Промышленная экология
 
Инженерная защита окружающей среды
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная  практика
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
72/2
14
22
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
практической подготовки
6
12
18
 
 
Семестр
Трудоемк
Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
 
ость

час/з.е.

Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
5
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.
5
4
4
2
1.1.
2
Реферат, Устный опрос
УК-8.2, ПК-2.3
 
Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
5
4
4
2
1.2.
2
Реферат, Доклад
УК-8.2, ПК-2.3
 
Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье
5
4
4
2
1.3.
2
Реферат, Доклад
УК-8.2, ПК-2.3
 
Контрольная точка №1
5
2
2
2
КТ 1
1.4.
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, ПК-2.3
 
Земельные и почвенные ресурсы
5
4
4
2
1.5.
2
Реферат, Доклад
УК-8.2, ПК-2.3
 
Климатические ресурсы
5
4
2
2
1.6.
Реферат, Доклад
УК-8.2, ПК-2.3
 
Биологические ресурсы
5
4
4
2
1.7.
2
Реферат, Доклад
УК-8.2, ПК-2.3
 
Контрольная работа №2
5
2
1
1
КТ 2
1.8.
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, ПК-2.3
 
Туристско-рекреационные ресурсы
5
2
6
4
1.9.
2
Реферат, Доклад
УК-8.2, ПК-2.3
 
Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
5
6
4
2
1.10.
2
Реферат, Доклад
УК-8.2, ПК-2.3
 
Контрольная точка №3
5
1
1
КТ 3
1.11.
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, ПК-2.3
 
Промежуточная аттестация
5
1.12.
УК-8.2, ПК-2.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
22
14
 
Итого
36
72
22
14
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.
Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.
2/2
 
Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
2/-
 
Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье
Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье
2/-
 
Земельные и почвенные ресурсы
Земельные и почвенные ресурсы
2/-
 
Биологические ресурсы
Биологические ресурсы
2/-
 
Туристско-рекреационные ресурсы
Туристско-рекреационные ресурсы
2/-
 
Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
2/-
 
Итого
14
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.
Характеристика по картам и статистическим материалам одного из нефтяных бассейнов СК. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из металлургических баз СК
Пр
2/2/2
 
Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
Определение по картам и статистическим материалам факторов размещения предприятий цветной металлургии. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из баз химической промышленности. 
Пр
2/2/2
 
Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье
Определение по картам главных  районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения. Выявление и анализ условий для развития сельского хозяйства 
Пр
2/-/2
 
Контрольная точка №1
Пр
2/-/2
 
Земельные и почвенные ресурсы
Сравнение географического положения двух административных центров. Составление картосхемы размещения промыслов СК.
Пр
2/-/2
 
Климатические ресурсы
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной территории СК. Выявление и анализ условий развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе и/или в Крыму
Пр
2/-/2
 
Биологические ресурсы
Изучение влияния историй заселения и развития территории на сложных этнический и религиозный состав населения Ставропольского края. Экологические и водные проблемы СК: оценка и пути решения
Пр
2/-/2
 
Контрольная работа №2
Пр
1/-/1
 
Туристско-рекреационные ресурсы
Определение тенденций хозяйственного развития СК. Оценка экологической ситуации в разных частях Ставропольского края и путей решения экологических проблем. Изучение и оценка природных условий СК для жизни и быта человека
Пр
4/-/4
 
Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов СК. Оценка особенностей региона СК с позиций условий жизни человека в сельской местности и в городе. Обозначение на контурной карте индустриальных, транспортных научных, 
Пр
2/-/2
 
деловых, финансовых, оборонных центров СК.
 
Контрольная точка №3
Пр
1/-/1
 
Промежуточная аттестация
За
0/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.
4
 
Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
4
 
Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье
4
 
2
 
Земельные и почвенные ресурсы
4
 
Климатические ресурсы
4
 
Биологические ресурсы
4
 
2
 
Туристско-рекреационные ресурсы
2
 
Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.
Л1.2, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
2
Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
Л1.2, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
3
Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье
Л1.2, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
4
Контрольная точка №1
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
5
Земельные и почвенные ресурсы
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
6
Климатические ресурсы
Л1.2, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
7
Биологические ресурсы
Л1.2, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
8
Контрольная работа №2
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
9
Туристско-рекреационные ресурсы
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
10
Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-2.3:Умеет выявлять основные источники опасности для потребителей при эксплуатации продукции.
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Экологическая сертификация
x
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
x
УК-8.2:Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
Безопасность жизнедеятельности
x
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Устойчивое развитие
x
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
x
Экология человека
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
5
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 2
Тест
5
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 3
Тест
5
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 3
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края»
КР № 1. Земельные и почвенные ресурсы

Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:

1. Разнообразие форм горного и равнинного рельефа Ставрополья: тектонические, вулкано- плутонические, эрозионные, денудационные, аккумулятивные, флювиальные, абразионные, нивальные, эоловые, обвально-оползневые, натечные.

2. Геолого-геоморфологические комплексы магматических гор Пятигорья.

3. Хозяйственно-природные комплексы Кумо-Манычской впадины.

4. Хозяйственно-природные комплексы Ставропольской возвышенности

5. Территории землепользования с выходами подземных вод.

6. Современная ландшафтная структура территории края.

КР № 2. Туристско-рекреационные ресурсы

 
1. Памятники природы Ставрополья.

2. Историко-культурное наследие края

3. Природно-исторический и культурно-археологический музей-заповедник «Татарское городище».

4. Эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды.

Раздел 1. Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.

1.Основные виды классификации природных ресурсов. 2.Основные законы развития природы.

3. Основные принципы рационального природопользования.

Раздел 2. Геологическое строение и рельеф территории края как условие  формирования минерально-сырьевых ресурсов

1. Этапы формирования территории Ставропольского края.

2. История   формирования   рельефа   Ставропольского   края   как фактора формирования полезных ископаемых.

3. Геологическое строение территории Ставропольского края и формирование минерально- сырьевых ресурсов

Раздел 3. Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье

1. Классификации минеральных вод

2. Способы применения в бальнеотерапии лечебных грязей 3.Виды воздействия лечебных грязей на организм человека 4.Курорты минеральных вод на Ставрополье

5.Экологические проблемы, связанные с добычей минеральных вод на Ставрополье

Раздел 4. Земельные и почвенные ресурсы

1. Нефть как природное ископаемое, ее добыча и применение

2. Месторождения нефти на территории Ставропольского края

3. Добыча газа на Ставрополье и его использование

4. Основная ценность недр края, проблемы связанные с углеводородами

5. Природный газ как топливный ресурс.

Раздел 5. Климатические ресурсы

1.Климатические и агроклиматические ресурсы. 2.Агроклиматические ресурсы.

3. Биоклиматические ресурсы Ставропольского края.

4. Комплексное воздействие метеорологических элементов на организм человека.

Раздел 6. Биологические ресурсы

1.Ресурсы животногои растительного мира.

1. Животные и растения лесостепей.

2. Животные и растения степей.

3. Животные и растения полупустынь.

4. Охотничье-промысловые ресурсы Ставрополья.

5. Экологические проблемы ресурсов животного и растительного мира.

Раздел 7. Туристско-рекреационные ресурсы

1. Памятники природы Ставрополья.

2. Историко-культурное наследие края

3. Природно-исторический и культурно-археологический музей-заповедник «Татарское городище».

4. Эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды.

Раздел 8. Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края

1. Проблемы сохранения ресурсов плодородия.

2. Сохранение и рациональное использование пресных вод.

3. Экономические условия сохранения биоразнообразия.

4. Мероприятия по сохранению биоразнообразия.

5. Особо охраняемые природные территории Ставропольского края.

6. Красная книга Ставрополья.

 

1. Цель и задачи дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края»

2. Классификация природных ресурсов

3. История формирования и рельеф Ставропольского края как факторы формирования полезных ископаемых.

4. Географическое положение Ставропольского края как фактор формирования природных ресурсов

5. Геологическое строение и рельеф территории Ставропольского края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов

6. Полезные ископаемые и их размещение на территории Ставропольского края

7. Климатические ресурсы территории Ставропольского края.

8. Оценка водных ресурсов на территории Ставрополья

9. Классификация полезных ископаемых, имеющихся на территории Ставропольского края.

10. Топливно-энергетические ресурсы Ставрополья

11. Нефть на территории Ставропольского края.

12. Месторождения природного газа на Ставрополье, его добыча и использование.

13. Поваренная соль и условия ее формирования на территории Ставропольского края.

14. Виды строительных материалов: условия их формирования и залегания на Ставрополье

15. Строительный камень: формы залегания, добыча, применение

16. Пески как природные ресурсы, их добыча и использование

17. Залежи глин в Ставропольском крае: добыча, применение

18. Добыча известняка-ракушечника в Ставропольском крае и его применение

19. Песчано-гравийные смеси: происхождение, формы залегания, добыча, применение

20. Бештауниты – уникальные природные образования на КМВ

21. Месторождения подземных вод на территории Ставропольского края.

22. Минеральные воды на Ставрополье: происхождение и способы добычи.

23. Минеральные воды: виды и применение

24. Радоновые минеральные воды в Ставропольском крае

25. Лечебные грязи Ставрополья: классификация по происхождению, лечебное значение

26. Рудные месторождения в Ставропольском крае

27. Урановые руды: происхождение, добыча, проблемы, связанные с отходами.

28. Титано-циркониевые руды: месторождения в мире и на Ставрополье.

29. Агроклиматические ресурсы Ставропольского края

30. Биоклиматические ресурсы Ставропольского края

31. Почвенные ресурсы Ставропольского края

32. Земельные ресурсы Ставропольского края: структура, экологические проблемы, рациональное использование

33. Гидроресурсы Ставрополья

34. Лесные ресурсы Ставропольского края: распространение, использование, проблемы восстановления

35. Рекреационные ресурсы Ставропольского края, их классификация

36. Туристские ресурсы Ставропольского края

37. Территории историко-культурного значения в Ставропольском крае

38. Особо охраняемые природные территории Ставропольского края

39. Биологические и комплексные заказники в Ставропольском крае

40. Памятники природы на Ставрополье

41. Объекты культурно-исторического наследия на Ставрополье как туристские ресурсы

42. Охотничье-промысловые ресурсы Ставрополья

43. Биологические ресурсы Ставропольского края

44. Ресурсы лекарственных растений на Ставрополье

45. Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Елсукова Е. Ю. Ресурсоведение [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. - 94 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=999721 
 
Л1.2 Климов Г. К., Климова Науки о Земле [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 390 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1001110 
 
Л1.3 Григорьева И. Ю. Геоэкология [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 270 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=365605 
 
дополнительная
 
Л2.1 Кулеш В. Ф., Маврищев В. В. Экология. Учебная полевая практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 332 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=483086 
 
Л2.2 Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США, России и Евросоюза [Электронный ресурс]:моногр. ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 582 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019360 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: Е. Е. Степаненко, Т. Г. Зеленская, А. А. Коровин, С. В. Окрут, В. А. Халикова, М. С. Бабанский ; Ставропольский ГАУ Природные ресурсы Ставропольского края:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 357 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Природные ресурсы Ставропольского края
https://www.mnr.gov.ru/activity/regions/stavropolskiy_kray/?sphrase_id=78577
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения учебной дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом

 
дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

При изучении дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.

Первая тема «Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний по истории формирования природных ресурсов. Основные задачи: собрать сведения описательного характера в работах русских и иностранных натуралистов-путешественников; изучить схемы физико-географического районирования. После изучения темы студент должен знать - географическое положение Ставропольского края; историю формирования природных ресурсов.

Студент должен уметь оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности.

Вторая тема «Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов». Цель: выявить особенности строения и рельефа в условиях формирования минерально-сырьевых ресурсов. Основные задачи: изучить палеоландшафты верхнего миоцена; рассмотреть дифференциация фаунистических комплексов. Студент должен уметь: оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности.

Третья тема «Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье». Цель: изучить историю формирования рудных полезных ископаемых с точки зрения физической географии; определить факторы влияющие на формирование и залегание топливных полезных ископаемых.. Основные задачи: изучить основные закономерности и этапы выделяемые в хозяйственной деятельности; рассмотреть основные факторы влияющие на формирование рудных полезных ископаемых; познакомится с локальной дифференциацией

топливных полезных ископаемых Ставропольского края; определить структуру топливных полезных ископаемых в регионах. После изучения темы студент должен знать: основные закономерности и этапы выделяемые в хозяйственной деятельности; основные факторы влияющие на формирование рудных полезных ископаемых; локальную дифференциацию топливных полезных ископаемых Ставропольского края; структуру топливных полезных ископаемых в регионах. Студент должен уметь: применять знания о природных ресурсах в решении экологических задач.

Четвертая тема «Земельные и почвенные ресурсы». Цель: формирование у обучающихся комплекса научных знаний и представлений о земельных и почвенных ресурсах края. Основные задачи: изучить основные закономерности в формировании земельных и почвенных ресурсов; рассмотреть основные факторы влияющие на формирование земельных и почвенных ресурсов. После изучения темы студент должен знать: принципы формирования земельных и почвенных ресурсов, структуру финансирования природоохранных мероприятий, виды почвенных и земельных ресурсов. Студент должен уметь: оперировать знанием формирования почвенных и земельных ресурсов.

Пятая тема «Климатические ресурсы». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний и представлений о климатических ресурсах Ставропольского края. Основные задачи: изучить основные закономерности климатических ресурсов; рассмотреть основные условия дифференциации климатических ресурсов. После изучения темы студент должен знать: основные закономерности климатических ресурсов, эффективность условий дифференциации климатических ресурсов. Студент должен уметь: применять полученные знания для решения экологических задач.

Шестая тема «Биологические ресурсы». Цель: формирование у студентов представлений о биологических ресурсах края. Основные задачи: изучить основные закономерности размещения биологических ресурсов в крае; рассмотреть основные факторы влияющие на размещения биологических ресурсов в крае. После изучения темы студент должен знать: биоразнообразие Ставропольского края. Студент должен уметь: применять знание основ оценки биоразнообразия в решении профессиональных задач.

Седьмая тема «Туристско-рекреационные ресурсы». Цель: изучить свойства и особенности формирования туристско-рекреационных ресурсов. Основные задачи: дать общую характеристику туристско-рекреационным ресурсам, рассмотреть основные формы региональных туристско- рекреационных ресурсов. После изучения темы студент должен знать: общую характеристику туристско-рекреационным ресурсам, основные закономерности и этапы выделяемые в формировании туристско-рекреационных ресурсов; основные факторы влияющие на формирование

 
туристско-рекреационных ресурсов. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами знаний туристско-рекреационных ресурсов в области охраны окружающей среды.

Восьмая тема «Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края». Цель: изучить проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского. Основные задачи: дать базовые принципы сохранения природно- ресурсного потенциала на территории Ставропольского, рассмотреть критерии сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского. После изучения темы студент должен знать: приоритетные направления сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского, экологическое и природно-ресурсное законодательство. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами управления природопользованием в области охраны окружающей среды.

При обучении по заочной форме студент обязан выполнить контрольную работу (тест). Студент определяет номер своего варианта следующим образом: номер варианта соответствует последней цифре в зачетной книжке; если последняя цифра «0» – номер варианта – «10». Для выполнения заданий студент должен ознакомиться с материалом изучаемого курса, проанализировать материал нескольких источников, выбрать тот, в котором освещаемая тема раскрыта более полно. Прочитать тему. Письменно ответить на вопросы заданий.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
 
3. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ ст. преп. ,  Халикова Валерия Алексеевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.б.н. Окрут Светлана Васильевна
 
Рабочая программа дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 29 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование