УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формирование у студентов четких представлений о природных ресурсах Ставропольского края и их месте в экономике региона.
Конструкторская и технологическая документация на производство новой продукции с учетом рационального использования природных ресурсов
умеет
Производить экологическую оценку технической подготовки производства к выпуску новой продукции
владеет навыками
Проработка конструкторской и технологической документации на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
основных законов и закономерностей сред обитания, влияния экологических и антропогенных факторов, методов анализа данных, для определения влияния факторов на жизнедеятельность элементов среды обитания в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
умеет
применять экологические законы и закономерности при анализе факторов, вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания, идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
владеет навыками
анализа данных, необходимых для идентификации опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Природные ресурсы Ставропольского края» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:
1. Разнообразие форм горного и равнинного рельефа Ставрополья: тектонические, вулкано- плутонические, эрозионные, денудационные, аккумулятивные, флювиальные, абразионные, нивальные, эоловые, обвально-оползневые, натечные.
2. Геолого-геоморфологические комплексы магматических гор Пятигорья.
3. Хозяйственно-природные комплексы Кумо-Манычской впадины.
4. Хозяйственно-природные комплексы Ставропольской возвышенности
5. Территории землепользования с выходами подземных вод.
6. Современная ландшафтная структура территории края.
КР № 2. Туристско-рекреационные ресурсы
2. Историко-культурное наследие края
3. Природно-исторический и культурно-археологический музей-заповедник «Татарское городище».
4. Эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды.
Раздел 1. Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов.
1.Основные виды классификации природных ресурсов. 2.Основные законы развития природы.
3. Основные принципы рационального природопользования.
Раздел 2. Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
1. Этапы формирования территории Ставропольского края.
2. История формирования рельефа Ставропольского края как фактора формирования полезных ископаемых.
3. Геологическое строение территории Ставропольского края и формирование минерально- сырьевых ресурсов
Раздел 3. Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье
1. Классификации минеральных вод
2. Способы применения в бальнеотерапии лечебных грязей 3.Виды воздействия лечебных грязей на организм человека 4.Курорты минеральных вод на Ставрополье
5.Экологические проблемы, связанные с добычей минеральных вод на Ставрополье
Раздел 4. Земельные и почвенные ресурсы
1. Нефть как природное ископаемое, ее добыча и применение
2. Месторождения нефти на территории Ставропольского края
3. Добыча газа на Ставрополье и его использование
4. Основная ценность недр края, проблемы связанные с углеводородами
5. Природный газ как топливный ресурс.
Раздел 5. Климатические ресурсы
1.Климатические и агроклиматические ресурсы. 2.Агроклиматические ресурсы.
3. Биоклиматические ресурсы Ставропольского края.
4. Комплексное воздействие метеорологических элементов на организм человека.
Раздел 6. Биологические ресурсы
1.Ресурсы животногои растительного мира.
1. Животные и растения лесостепей.
2. Животные и растения степей.
3. Животные и растения полупустынь.
4. Охотничье-промысловые ресурсы Ставрополья.
5. Экологические проблемы ресурсов животного и растительного мира.
Раздел 7. Туристско-рекреационные ресурсы
1. Памятники природы Ставрополья.
2. Историко-культурное наследие края
3. Природно-исторический и культурно-археологический музей-заповедник «Татарское городище».
4. Эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды.
Раздел 8. Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
1. Проблемы сохранения ресурсов плодородия.
2. Сохранение и рациональное использование пресных вод.
3. Экономические условия сохранения биоразнообразия.
4. Мероприятия по сохранению биоразнообразия.
5. Особо охраняемые природные территории Ставропольского края.
6. Красная книга Ставрополья.
1. Цель и задачи дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края»
2. Классификация природных ресурсов
3. История формирования и рельеф Ставропольского края как факторы формирования полезных ископаемых.
4. Географическое положение Ставропольского края как фактор формирования природных ресурсов
5. Геологическое строение и рельеф территории Ставропольского края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов
6. Полезные ископаемые и их размещение на территории Ставропольского края
7. Климатические ресурсы территории Ставропольского края.
8. Оценка водных ресурсов на территории Ставрополья
9. Классификация полезных ископаемых, имеющихся на территории Ставропольского края.
10. Топливно-энергетические ресурсы Ставрополья
11. Нефть на территории Ставропольского края.
12. Месторождения природного газа на Ставрополье, его добыча и использование.
13. Поваренная соль и условия ее формирования на территории Ставропольского края.
14. Виды строительных материалов: условия их формирования и залегания на Ставрополье
15. Строительный камень: формы залегания, добыча, применение
16. Пески как природные ресурсы, их добыча и использование
17. Залежи глин в Ставропольском крае: добыча, применение
18. Добыча известняка-ракушечника в Ставропольском крае и его применение
19. Песчано-гравийные смеси: происхождение, формы залегания, добыча, применение
20. Бештауниты – уникальные природные образования на КМВ
21. Месторождения подземных вод на территории Ставропольского края.
22. Минеральные воды на Ставрополье: происхождение и способы добычи.
23. Минеральные воды: виды и применение
24. Радоновые минеральные воды в Ставропольском крае
25. Лечебные грязи Ставрополья: классификация по происхождению, лечебное значение
26. Рудные месторождения в Ставропольском крае
27. Урановые руды: происхождение, добыча, проблемы, связанные с отходами.
28. Титано-циркониевые руды: месторождения в мире и на Ставрополье.
29. Агроклиматические ресурсы Ставропольского края
30. Биоклиматические ресурсы Ставропольского края
31. Почвенные ресурсы Ставропольского края
32. Земельные ресурсы Ставропольского края: структура, экологические проблемы, рациональное использование
33. Гидроресурсы Ставрополья
34. Лесные ресурсы Ставропольского края: распространение, использование, проблемы восстановления
35. Рекреационные ресурсы Ставропольского края, их классификация
36. Туристские ресурсы Ставропольского края
37. Территории историко-культурного значения в Ставропольском крае
38. Особо охраняемые природные территории Ставропольского края
39. Биологические и комплексные заказники в Ставропольском крае
40. Памятники природы на Ставрополье
41. Объекты культурно-исторического наследия на Ставрополье как туристские ресурсы
42. Охотничье-промысловые ресурсы Ставрополья
43. Биологические ресурсы Ставропольского края
44. Ресурсы лекарственных растений на Ставрополье
45. Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края
Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом
При изучении дисциплины «Природные ресурсы Ставропольского края» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.
Первая тема «Географическое положение Ставропольского края и его влияние на формирование природных ресурсов». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний по истории формирования природных ресурсов. Основные задачи: собрать сведения описательного характера в работах русских и иностранных натуралистов-путешественников; изучить схемы физико-географического районирования. После изучения темы студент должен знать - географическое положение Ставропольского края; историю формирования природных ресурсов.
Студент должен уметь оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности.
Вторая тема «Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов». Цель: выявить особенности строения и рельефа в условиях формирования минерально-сырьевых ресурсов. Основные задачи: изучить палеоландшафты верхнего миоцена; рассмотреть дифференциация фаунистических комплексов. Студент должен уметь: оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности.
Третья тема «Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Ставрополье». Цель: изучить историю формирования рудных полезных ископаемых с точки зрения физической географии; определить факторы влияющие на формирование и залегание топливных полезных ископаемых.. Основные задачи: изучить основные закономерности и этапы выделяемые в хозяйственной деятельности; рассмотреть основные факторы влияющие на формирование рудных полезных ископаемых; познакомится с локальной дифференциацией
топливных полезных ископаемых Ставропольского края; определить структуру топливных полезных ископаемых в регионах. После изучения темы студент должен знать: основные закономерности и этапы выделяемые в хозяйственной деятельности; основные факторы влияющие на формирование рудных полезных ископаемых; локальную дифференциацию топливных полезных ископаемых Ставропольского края; структуру топливных полезных ископаемых в регионах. Студент должен уметь: применять знания о природных ресурсах в решении экологических задач.
Четвертая тема «Земельные и почвенные ресурсы». Цель: формирование у обучающихся комплекса научных знаний и представлений о земельных и почвенных ресурсах края. Основные задачи: изучить основные закономерности в формировании земельных и почвенных ресурсов; рассмотреть основные факторы влияющие на формирование земельных и почвенных ресурсов. После изучения темы студент должен знать: принципы формирования земельных и почвенных ресурсов, структуру финансирования природоохранных мероприятий, виды почвенных и земельных ресурсов. Студент должен уметь: оперировать знанием формирования почвенных и земельных ресурсов.
Пятая тема «Климатические ресурсы». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний и представлений о климатических ресурсах Ставропольского края. Основные задачи: изучить основные закономерности климатических ресурсов; рассмотреть основные условия дифференциации климатических ресурсов. После изучения темы студент должен знать: основные закономерности климатических ресурсов, эффективность условий дифференциации климатических ресурсов. Студент должен уметь: применять полученные знания для решения экологических задач.
Шестая тема «Биологические ресурсы». Цель: формирование у студентов представлений о биологических ресурсах края. Основные задачи: изучить основные закономерности размещения биологических ресурсов в крае; рассмотреть основные факторы влияющие на размещения биологических ресурсов в крае. После изучения темы студент должен знать: биоразнообразие Ставропольского края. Студент должен уметь: применять знание основ оценки биоразнообразия в решении профессиональных задач.
Седьмая тема «Туристско-рекреационные ресурсы». Цель: изучить свойства и особенности формирования туристско-рекреационных ресурсов. Основные задачи: дать общую характеристику туристско-рекреационным ресурсам, рассмотреть основные формы региональных туристско- рекреационных ресурсов. После изучения темы студент должен знать: общую характеристику туристско-рекреационным ресурсам, основные закономерности и этапы выделяемые в формировании туристско-рекреационных ресурсов; основные факторы влияющие на формирование
Восьмая тема «Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского края». Цель: изучить проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского. Основные задачи: дать базовые принципы сохранения природно- ресурсного потенциала на территории Ставропольского, рассмотреть критерии сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского. После изучения темы студент должен знать: приоритетные направления сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Ставропольского, экологическое и природно-ресурсное законодательство. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами управления природопользованием в области охраны окружающей среды.
При обучении по заочной форме студент обязан выполнить контрольную работу (тест). Студент определяет номер своего варианта следующим образом: номер варианта соответствует последней цифре в зачетной книжке; если последняя цифра «0» – номер варианта – «10». Для выполнения заданий студент должен ознакомиться с материалом изучаемого курса, проанализировать материал нескольких источников, выбрать тот, в котором освещаемая тема раскрыта более полно. Прочитать тему. Письменно ответить на вопросы заданий.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.