УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
теоретических и методологических основ социально-экологического взаимодействия, формирования взаимоотношений человека с естественной и социальной средой,
умеет
определять уровень воздействия экологических факторов на поведение человека в естественной и социальной среде, определяющих отношение населения
к окружающей природной среде
владеет навыками
применением методов оценки адаптационных возможностей человека к различным экологическим и социальным факторам в научно-исследовательской и практической деятельности
основных этапов и закономерностей исторического развития общества, традиций различных социальных групп, этносов и конфессий, включая мировые религии
умеет
учитывать закономерности исторического развития общества, традиций различных социальных групп, этносов и конфессий, включая мировые религии при социальном и профессиональном общении
владеет навыками
применять знания исторического развития общества, традиций различных социальных групп, этносов и конфессий
при социальном и профессиональном общении
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
этапах развития
безопасность
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Социальная экология».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Социальная экология».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Социальная экология».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Социальная экология» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Методология экологических исследований.
3. Соотношение социосистем и экосистем.
4. Место социальной экологии в системе наук и культуры.
5. Диалектика противоречий между человеком и природой.
6. Антропоцентризм, натуроцентризм.
7. Исходные положения отношения человека и природы в джайнизме.
8. Природа как ценность
9. Ненасилие даосизма.
10. Отношение к природе в исламе.
11. Отношение к природе в христианстве.
Практико-ориентированные
Задание
Дайте характеристику основным принципам внедрения достижения науки и техники.
Для того, чтобы сочетать научно-технический прогресс и социально-природное развитие, необходимо соблюдать следующие принципы:
Принцип альтернативности - … . Принцип проверки - … .
Принцип референдумов - … .
1. Миграционные процессы в России.
2. Проблемы адаптации мигрантов.
3. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев.
4. Миграционная ситуация в Ставропольском крае.
5. Мифологическое отношение к природе.
6. Этноэкологические особенности Северного Кавказа.
7. Сравнительная характеристика отношения к природе в западных странах и восточных.
Практико-ориентированные
Сделайте социально-экологическую характеристику Ставропольского края
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСЕЛЕНИЯ (НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА):
1. Географическое наименование и административно-территориальный статус.
2. Эколого-географические особенности (площадь, конфигурация, природные условия, природные ресурсы.).
3. История возникновения и развития.
4. Население (социальные группы, нации, народности, религии). Трудовые ресурсы и их использование.
5. Функции поселения.
6. Характеристика жилого фонда, благоустройства, уровня и качества жизни.
7. Социально-экологические проблемы. Пути решения.
1. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.
2. Методология экологических исследований.Соотношение социосистем и экосистем.
3. Место социальной экологии в системе наук и культуры.
4. Диалектика противоречий между человеком и природой.
5. Единство первобытного человека с природой.
6. Экологические кризисы в истории взаимодействия человека и природы
7. Эволюция хозяйственно-культурной деятельности человека.
8. НТР и экологический кризис.
9. Влияние новых технологий на экологическую ситуацию.
10. Концепция ноосферы.
11. Вклад В.И. Вернадского в концепцию ноосферы.
12. Философские проблемы экологии.
13. Диалектика противоречий между человеком и природой.
14. Антропоцентризм, натуроцентризм.
15. Исходные положения отношения человека и природы в джайнизме.
16. Природа как ценность
17. Принципы взаимоотношений с природой в буддизме.
18. Ненасилие даосизма.
19. Отношение к природе в исламе.
20. Отношение к природе в христианстве.
21. Миграционные процессы в России.
22. Проблемы адаптации мигрантов.
23. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев.
24. Миграционная ситуация в Ставропольском крае.
25. Мифологическое отношение к природе.
26. Этноэкологические особенности Северного Кавказа.
27. Сравнительная характеристика отношения к природе в западных странах и восточных.
1. Каковы задачи социальной экологи и её научный статус?
2. Каковы этапы развития социальной экологии?
3. Какой вклад в науку внесли отечественные ученые?
4. В чём сущность промышленной революции?
5. Каковы глобальные экологические проблемы и их приоритеты?
6. Какова роль информации в решении глобальных проблем?
7. В чём выражается адаптация человека к естественной среде?
8. В чём выражается адаптация человека к социальной среде?
9. Что такое экологическая этика?
10. Какие типы отношений выделяют между человеком и природой?
11. Экологические последствия повышения плотности населения.
12. Каковы основные черты современного размещения населения России?
13. Каковы демографические особенности европейских стран?
14. Основные факторы внутренней и внешней миграции?
15. Каковы миграционные процессы в России?
16. В чём выражается ненасильственное взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях?
17. Народы Северного Кавказа. Каковы особенности национальной политики в крае?
18. В чём сущность расогенеза и расовых различий людей.
19. Каковы факторы, определяющие характер расселения?
20. Критерии выделения городов.
21. Каковы главные черты глобального процесса урбанизации?
22. В чём специфика сельского расселения?
Практико-ориентированные
расчета. Сделайте расчет и вывод о суммарной концентрации загрязняющих веществ в приземном слое воздуха данного населенного пункта.
Решите задачу: С помощью специального оборудования (хроматографа) определили содержание загрязняющих компонентов в пробе воды (мг/л), оно составило для метанола - 1,32 мг/л, а для и изопропанола - 0,17 мг/л. Рассчитайте их суммарный загрязняющий эффект, если ПДК метанола - 3,0 мг/л, а ПДК изопропанола - 0,25 мг/л. Сформулируйте понятие суммарное ПДК, напишите формулу для его расчета. Сделайте вывод о допустимости использования анализируемого водного объекта для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.