2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Социальная экология_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.28 Социальная экология
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины Социальная экология является формирование теоретических и методологических основ социально-экологического взаимодействия, анализ специфических особенностей взаимодействия общества с природной и социальной средой, включая отрасли хозяйства и соответствующие виды природопользования.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-2 Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Применяет знания теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
знает

теоретических и методологических основ социально-экологического взаимодействия, формирования взаимоотношений человека с естественной и социальной средой,

умеет

определять уровень воздействия экологических факторов на поведение человека в естественной и социальной среде, определяющих отношение населения

к окружающей природной среде

владеет навыками

применением методов оценки адаптационных возможностей человека к различным экологическим и социальным факторам в научно-исследовательской и практической деятельности

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.3 Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
знает

основных этапов и закономерностей исторического развития общества, традиций различных социальных групп, этносов и конфессий, включая мировые религии

умеет

учитывать закономерности исторического развития общества, традиций различных социальных групп, этносов и конфессий, включая мировые религии при социальном и профессиональном общении

владеет навыками

применять знания исторического развития общества, традиций различных социальных групп, этносов и конфессий

при социальном и профессиональном общении

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Социальная экология» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Социальная экология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Введение в профессиональную деятельность
 
Геоэкология
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Биогеография
 
Ландшафтоведение
 
Общая экология
 
Экологическое ресурсоведение
 
Основы природопользования
 
Урбоэкология
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Экологическая токсикология
 
Философия
 
История России
 
Основы российской государственности
 
Освоение дисциплины «Социальная экология» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Биоресурсное природопользование
 
Устойчивое развитие
 
Преддипломная  практика
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Социальная экология» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
6
72/2
14
22
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
6
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Взаимоотношения общества и природы
1.
 
Предмет и задачи курса. История развития науки
6
6
6
4
1.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-5.3, ОПК-2.1
 
Социально- экологическое взаимоотношения (человек и общество) 
6
6
10
6
1.2.
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-5.3, ОПК-2.1
 
Экологическая идеология и экологическая культура
6
6
8
4
1.3.
4
Тест, Устный опрос
УК-5.3, ОПК-2.1
 
Контрольная точка № 1 
6
6
2
2
КТ 1
1.4.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-5.3, ОПК-2.1
 
2 раздел. Раздел 2. Демографические проблемы
2.
 
Проблемы демографии и этноэкологии
6
6
8
4
2.1.
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-5.3, ОПК-2.1
 
Контрольная точка № 2 
6
6
2
2
КТ 2
2.2.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-5.3, ОПК-2.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
22
14
 
Итого
36
72
22
14
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Предмет и задачи курса. История развития науки
Предмет и задачи курса. История развития науки
2/-
 
Социально- экологическое взаимоотношения (человек и общество) 
Социально-экологическое взаимоотношения (человек и общество)
4/2
 
Экологическая идеология и экологическая культура
Экологическая идеология и экологическая культура 
4/-
 
Проблемы демографии и этноэкологии
Проблемы демографии и этноэкологии
4/-
 
Итого
14
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Предмет и задачи курса. История развития науки
Социальная экология как наука
Пр
4/-/-
 
Социально- экологическое взаимоотношения (человек и общество) 
Взаимоотношение общества и природы на различных

этапах развития

Пр
4/-/-
 
Социально- экологическое взаимоотношения (человек и общество) 
Глобальные проблемы современности и экологическая

безопасность

Пр
2/-/-
 
Экологическая идеология и экологическая культура
Экологическая культура
Пр
4/-/-
 
Контрольная точка № 1 
Пр
2/-/-
 
Проблемы демографии и этноэкологии
Проблемы демографии и этноэкологии
Пр
4/4/-
 
Контрольная точка № 2 
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Предмет и задачи курса. История развития науки
6
 
Социально-экологическое взаимоотношения (человек и общество)
6
 
Экологическая идеология и экологическая культура
6
 
6
 
Проблемы демографии и этноэкологии
6
 
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Социальная экология» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Социальная экология».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Социальная экология».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Социальная экология».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Предмет и задачи курса. История развития науки
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
2
Социально- экологическое взаимоотношения (человек и общество) 
Л1.1
Л2.2
 
3
Экологическая идеология и экологическая культура
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
4
Контрольная точка № 1 
Л1.5
Л2.5
Л3.1
 
5
Проблемы демографии и этноэкологии
Л1.2
Л2.4
Л3.1
 
6
Контрольная точка № 2 
Л1.5
Л2.5
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Социальная экология»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-2.1:Применяет знания теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
Биогеография
x
Геология с основами геоморфологии
x
Геоэкология
x
Ландшафтоведение
x
Общая экология
x
Ознакомительная практика
x
Почвоведение
x
Преддипломная  практика
x
Урбоэкология
x
Устойчивое развитие
x
Экологическое ресурсоведение
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-5.3:Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
История России
x
x
Основы российской государственности
x
Философия
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Социальная экология» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Социальная экология» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
6 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
6 семестр
 
КТ 1
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Социальная экология» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Социальная экология»
1. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

2. Методология экологических исследований.

3. Соотношение социосистем и экосистем.

4. Место социальной экологии в системе наук и культуры.

5. Диалектика противоречий между человеком и природой.

6. Антропоцентризм, натуроцентризм.

7. Исходные положения отношения человека и природы в джайнизме.

8. Природа как ценность

9. Ненасилие даосизма.

10. Отношение к природе в исламе.

11. Отношение к природе в христианстве.

Практико-ориентированные

Задание

Дайте характеристику основным принципам внедрения достижения науки и техники.

Для того, чтобы сочетать научно-технический прогресс и социально-природное развитие, необходимо соблюдать следующие принципы:

Принцип альтернативности - … . Принцип проверки - … .

Принцип референдумов - … .

1. Миграционные процессы в России.

2. Проблемы адаптации мигрантов.

3. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев.

4. Миграционная ситуация в Ставропольском крае.

5. Мифологическое отношение к природе.

6. Этноэкологические особенности Северного Кавказа.

7. Сравнительная характеристика отношения к природе в западных странах и восточных.

Практико-ориентированные

Сделайте социально-экологическую характеристику Ставропольского края

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСЕЛЕНИЯ (НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА):

1. Географическое наименование и административно-территориальный статус.

2. Эколого-географические особенности (площадь, конфигурация, природные условия, природные ресурсы.).

3. История возникновения и развития.

4. Население (социальные группы, нации, народности, религии). Трудовые ресурсы и их использование.

5. Функции поселения.

6. Характеристика жилого фонда, благоустройства, уровня и качества жизни.

7. Социально-экологические проблемы. Пути решения.

 
8. Перспективы развития поселения.

1. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

2. Методология экологических исследований.Соотношение социосистем и экосистем.

3. Место социальной экологии в системе наук и культуры.

4. Диалектика противоречий между человеком и природой.

5. Единство первобытного человека с природой.

6. Экологические кризисы в истории взаимодействия человека и природы

7. Эволюция хозяйственно-культурной деятельности человека.

8. НТР и экологический кризис.

9. Влияние новых технологий на экологическую ситуацию.

10. Концепция ноосферы.

11. Вклад В.И. Вернадского в концепцию ноосферы.

12. Философские проблемы экологии.

13. Диалектика противоречий между человеком и природой.

14. Антропоцентризм, натуроцентризм.

15. Исходные положения отношения человека и природы в джайнизме.

16. Природа как ценность

17. Принципы взаимоотношений с природой в буддизме.

18. Ненасилие даосизма.

19. Отношение к природе в исламе.

20. Отношение к природе в христианстве.

21. Миграционные процессы в России.

22. Проблемы адаптации мигрантов.

23. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев.

24. Миграционная ситуация в Ставропольском крае.

25. Мифологическое отношение к природе.

26. Этноэкологические особенности Северного Кавказа.

27. Сравнительная характеристика отношения к природе в западных странах и восточных.

1. Каковы задачи социальной экологи и её научный статус?

2. Каковы этапы развития социальной экологии?

3. Какой вклад в науку внесли отечественные ученые?

4. В чём сущность промышленной революции?

5. Каковы глобальные экологические проблемы и их приоритеты?

6. Какова роль информации в решении глобальных проблем?

7. В чём выражается адаптация человека к естественной среде?

8. В чём выражается адаптация человека к социальной среде?

9. Что такое экологическая этика?

10. Какие типы отношений выделяют между человеком и природой?

11. Экологические последствия повышения плотности населения.

12. Каковы основные черты современного размещения населения России?

13. Каковы демографические особенности европейских стран?

14. Основные факторы внутренней и внешней миграции?

15. Каковы миграционные процессы в России?

16. В чём выражается ненасильственное взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях?

17. Народы Северного Кавказа. Каковы особенности национальной политики в крае?

18. В чём сущность расогенеза и расовых различий людей.

19. Каковы факторы, определяющие характер расселения?

20. Критерии выделения городов.

21. Каковы главные черты глобального процесса урбанизации?

22. В чём специфика сельского расселения?

Практико-ориентированные

 
Решите задачу: В г. N в радиусе 3-х км от медеплавильного завода атмосфера загрязнена медью – 0,02 мг/м3 (ПДК–0,002), сернистым газом – 0,3 мг/м3 (ПДК–0,05), сероводородом – 0,016 мг/м3 (ПДК– 0,008). Сформулируйте понятие суммарное ПДК, напишите формулу для его

расчета. Сделайте расчет и вывод о суммарной концентрации загрязняющих веществ в приземном слое воздуха данного населенного пункта.

Решите задачу: С помощью специального оборудования (хроматографа) определили содержание загрязняющих компонентов в пробе воды (мг/л), оно составило для метанола - 1,32 мг/л, а для и изопропанола - 0,17 мг/л. Рассчитайте их суммарный загрязняющий эффект, если ПДК метанола - 3,0 мг/л, а ПДК изопропанола - 0,25 мг/л. Сформулируйте понятие суммарное ПДК, напишите формулу для его расчета. Сделайте вывод о допустимости использования анализируемого водного объекта для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Горелов А. А. Социальная экология [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ИФ РАН, 1998. - 263 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=345324 
 
Л1.2 Пушкарь В. С., Якименко Экология [Электронный ресурс]:Учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 395 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=972302 
 
Л1.3 Никифоров Л. Л. Экология [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 204 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1009726 
 
Л1.4 Марьева Е. А., Попова О. В. Экология и экологическая безопасность города [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2018. - 107 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1088103 
 
Л1.5 Прохоров Б. Б. Социальная экология:учебник  для студентов вузов по направлению "Экология и природопользование". - Москва: Академия, 2012. - 432 с.
 
дополнительная
 
Л2.1 Кругляк В. В., Карташова Н. П. Урбоэкология и мониторинг среды [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Специалитет. - Воронеж: ВГЛТУ, 2010. - 92 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4063 
 
Л2.2 Разумов Экология [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2012. - 296 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=315994 
 
Л2.3 Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США, России и Евросоюза [Электронный ресурс]:моногр. ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 582 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019360 
 
Л2.4 Валова (Копылова), В. Д., Зверев О. М. Экология [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. - 376 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093156 
 
Л2.5 Малофеев В. И. Социальная экология:учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2003. - 260 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: С. В. Окрут, В. А. Стукало, Е. Е. Степаненко, Т. Г. Зеленская, И. О. Лысенко, В. А. Халикова ; Ставропольский ГАУ Социальная экология:учеб.-метод. пособие [направление «Экология и природопользование»]. - Ставрополь, 2020. - 2,09 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Социальная экологипя
http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1246.pdf
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
3. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
4. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Социальная экология»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана васильевна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.с/х.н. Шутко Анна Петровна
 
Рабочая программа дисциплины «Социальная экология» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Социальная экология» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 8 от 19.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование