УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Фундаментальных разделов наук о Земле в области экологии и природопользования
умеет
Оценивать явления гидросферы
владеет навыками
Владения методами анализа гидрологических процессов
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
№ 1
контролю
№ 1
1. Рабочую программу дисциплины «Учение о гидросфере ».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Учение о гидросфере ».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Учение о гидросфере ».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Учение о гидросфере » проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Тепловые свойства воды: теплоемкость и теплопроводность.
2. Гидрологическое и физико-географическое значение физических, химических и тепловых свойств и "аномалий" воды.
4. Энергетические основы круговорота воды.
5. Водные ресурсы Земли. Понятие о водных ресурсах.
6. Водные ресурсы земного шара, континентов, России.
7. Реки, их строение, типы питания и водный режим.
8. Речной сток, твердый и химический сток: их режимы.
9. Тепловой режим рек и зависимость его от климатических условий.
10. Ледовые явления на реках
11. Хозяйственное значение рек.
12. Регулирование стока. Практико-ориентированные Задание 1.
В.И. Вернадский отмечал, что вещество биосферы состоит из 7 глубоко разнородных частей, геологически не случайных. Заполните недостающие фрагменты рисунка. Сделайте вывод.
Рис. - Структура биосферы
Задание 2.
Пользуясь атласом, нанесите на контурную карту океанические течения. Дайте характеристику факторам их определяющих.
Задание 3.
Решить задачу: Рассчитать коэффициент условного водообмена и период условного возобновления речных вод, если речной сток составляет 41, 7 тыс. км3, а объем речных вод на Земном шаре – 2 тыс. км3
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)
Типовые вопросы
1. Озера и их распространение на земном шаре.
2. Типы озер по происхождению котловин и характеру водообмена.
3. Морфология и морфометрия озер.
4. Химические и тепловые свойство озерных вод.
5. Проблемы использование озер.
6. Части мирового океана.
7. Классификация морей.
8. Физико-химические свойства, тепловой режим океанов и морей.
9. Динамика океанских вод: Волны, приливы.
10. Морские течения и их классификация.
11. Гидрология ледников
12. Хионосфера Земли и ее границы.
13. Типы ледников: покровные и горные.
14. Образование и строение ледников.
15. Питание и таяние ледников, режим и движение ледников.
16. Значение ледников в географической оболочке.
Практико-ориентированные
Задание 1. Рассчитайте коэффициент устойчивости русла р. Егорлык, если падение ее уровня составляет: 4 м/ км; 0,12 м/км. Полученные результаты сравните, сделайте вывод.
Задание 2. Пользуясь картой, определите морфометрические показатели оз. Байкал.
Задание 3. Рассчитайте соленость морской воды, если ее хлорность составляет 14,7. Определите, в какой части Мирового океана могли быть взяты образцы.
Темы рефератов:
1. Связь гидрологии с другими науками о Земле.
2. Гидрологическое и физико-географическое значение физических свойств и «аномалий» воды.
3. Единство гидросферы, изменение запасов воды на Земле.
4. Влияние гидрологических процессов на природные ландшафты Ставропольского края.
5. Проблема устойчивости и уязвимости водных экосистем. природных вод.
6. Антропогенные воздействия на природные воды: реки, озера, океаны и моря, подземные во- ды.
7. Виды водопользователей и водопотребителей.
9. Проблема загрязнения природных вод; меры по охране вод от загрязнения.
10. Способы охраны подземных вод, рек, озер, океанов и морей.
11. Проблема воздействия антропогенных изменений климата на природные и водные ресурсы
Теоретические
1. Понятие о гидросфере.
2. Водные объекты: водотоки и водоемы.
3. Гидрологические характеристики.
4. Гидрологические процессы.
5. Науки о природных водах.
6. Методы гидрологических исследований.
7. Химические и физические свойства природных вод
8. Тепловые свойства воды: теплоемкость и теплопроводность.
9. Гидрологическое и физико-географическое значение физических, химических и тепловых свойств и "аномалий" воды.
10. Круговорот воды в природе и водные ресурсы.
11. Энергетические основы круговорота воды.
12. Водные ресурсы Земли. Понятие о водных ресурсах.
13. Водные ресурсы земного шара, континентов, России.
14. Реки, их строение, типы питания и водный режим.
15. Речной сток, твердый и химический сток: их режимы.
16. Тепловой режим рек и зависимость его от климатических условий.
17. Ледовые явления на реках.
18. Хозяйственное значение рек.
19. Регулирование стока.
20. Озера и их распространение на земном шаре.
21. Типы озер по происхождению котловин и характеру водообмена.
22. Морфология и морфометрия озер.
23. Химические и тепловые свойство озерных вод.
24. Проблемы использование озер.
25. Части мирового океана.
26. Классификация морей.
27. Физико-химические свойства, тепловой режим океанов и морей.
28. Динамика океанских вод: Волны, приливы.
29. Морские течения и их классификация.
30. Хионосфера Земли и ее границы.
31. Типы ледников: покровные и горные.
32. Образование и строение ледников.
33. Питание и таяние ледников, режим и движение ледников.
34. Значение ледников в географической оболочке.
Практико-ориентированные
Задание.
Пользуясь атласом, нанесите на контурную карту океанические течения. Дайте характеристику факторам их определяющих.
Задание.
Решить задачу: Рассчитать коэффициент условного водообмена и период условного возобновления речных вод, если речной сток составляет 41, 7 тыс. км3, а объем речных вод на Земном шаре – 2 тыс. км3 Задание.
Рассчитайте соленость морской воды, если ее хлорность составляет 14,7. Определите, в какой части Мирового океана могли быть взяты образцы.
Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса формируется целостное представление о принципах моделирования техногенных и природных систем.
В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, своими словами, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись. Вопросы, возникшие у Вас в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю.
Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий.
Практические занятия. Для успешного освоения этого курса, необходима система практических занятий, которая должна помочь студентам закрепить теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также привить им ряд практических навыков, необходимых в их будущей педагогической и научно-производственной деятельности.
Прохождение всего цикла практических занятий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.
Практические занятия проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. Контроль за работой студентов осуществляется не только в ходе проверки знаний на занятиях, но и при проведении контрольных работ, коллоквиумов, тестирования. Некоторые разделы выносятся на уровень рефератов. Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения общего в частном и, наоборот, частного, в общем.
Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.