2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экологическая безопасность_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.06 Экологическая безопасность
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью дисциплины «Экологическая безопасность» является формирование представлений о проведении инженерно-экологических изысканий, с ознакомлением с нормативно-правовой базой, составом, методическими основами проведения инженерно-экологических изысканий, изучением основных навыков составления объемов работ, определения сметной стоимости инженерно-экологических изысканий и знакомство с приборным обеспечением инженерно- экологических изысканий.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.2 Умеет анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду существующих производств и при расширении, реконструкции, модернизации производств на предприятиях
знает

Порядок ввода в эксплуатацию оборудования с учетом требований в области охраны окружающей среды

умеет

Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду

владеет навыками

Анализ рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших

доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.4 Умеет сформировать для руководства организации предложений по применению наилучших доступных технологий в организации, которые способствуют снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду
знает

Процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду

умеет

Определять технологические процессы, оборудование, технические способы, методы в качестве наилучшей доступной технологии в организации

владеет навыками

Требований к содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологическая безопасность» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7, 8семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологическая безопасность» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
 
Основы природопользования
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
 
Комплексная экологическая оценка территории
 
Комплексная экологическая оценка предприятия
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Освоение дисциплины «Экологическая безопасность» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологическая безопасность» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
72/2
14
22
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
практической подготовки
14
22
36
8
72/2
14
22
36
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
14
22
36
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
72/2
0.12
8
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Инженерно-экологические изыскания. Введение
7
8
10
1.1.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Основы экологического нормирования.
7
8
14
1.2.
6
8
Реферат
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Техническое задание на проведение ИЭИ, программа ИЭИ.
7
10
10
1.3.
4
6
Реферат
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Контрольная точка №1
7
10
2
КТ 1
1.4.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Сбор, анализ опубликованных, фондовых материалов. Дешифрирование данных ДДЗ
8
8
10
1.5.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Этапы проведения инженерно- экологических изысканий.
8
8
10
1.6.
4
6
Устный опрос
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Разработка смет на проведение ИЭИ.
8
10
14
1.7.
6
8
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Контрольная точка №2
8
10
2
КТ 2
1.8.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Промежуточная аттестация
8
1.9.
ПК-1.2, ПК-1.4
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
36
144
14
22
 
Итого
72
144
28
44
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Инженерно-экологические изыскания. Введение
Инженерно-экологические изыскания. Введение
4/2
 
Основы экологического нормирования.
Основы экологического нормирования.
6/2
 
Техническое задание на проведение ИЭИ, программа ИЭИ.
Техническое задание на проведение ИЭИ, программа ИЭИ.
4/-
 
Сбор, анализ опубликованных, фондовых материалов. Дешифрирование данных ДДЗ
Сбор, анализ опубликованных, фондовых материалов. Дешифрирование данных ДДЗ
4/2
 
Этапы проведения инженерно- экологических изысканий.
Этапы проведения инженерно- экологических изысканий.
4/2
 
Разработка смет на проведение ИЭИ.
Разработка смет на проведение ИЭИ.
6/2
 
Итого
28
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Инженерно-экологические изыскания. Введение
8
 
Основы экологического нормирования.
8
 
Техническое задание на проведение ИЭИ, программа ИЭИ.
10
 
10
 
Сбор, анализ опубликованных, фондовых материалов. Дешифрирование данных ДДЗ
8
 
Этапы проведения инженерно- экологических изысканий.
8
 
Разработка смет на проведение ИЭИ.
10
 
10
 
0
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая безопасность» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая безопасность».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая безопасность».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая безопасность».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Инженерно-экологические изыскания. Введение
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
2
Основы экологического нормирования.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
3
Техническое задание на проведение ИЭИ, программа ИЭИ.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
4
Контрольная точка №1
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
5
Сбор, анализ опубликованных, фондовых материалов. Дешифрирование данных ДДЗ
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
6
Этапы проведения инженерно- экологических изысканий.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
7
Разработка смет на проведение ИЭИ.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
8
Контрольная точка №2
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
9
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологическая безопасность»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.2:Умеет анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду существующих производств и при 
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
x
Ознакомительная практика
x
Охрана окружающей среды
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
расширении, реконструкции, модернизации производств на предприятиях
Оценка воздействия на окружающую среду
x
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-1.4:Умеет сформировать для руководства организации предложений по применению наилучших доступных технологий в организации, которые способствуют снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду
Основы экологического менеджмента
x
Охрана окружающей среды
x
Техногенные системы и экологические риски
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологическая безопасность» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая безопасность» проводится в виде Зачет, Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
20
 
КТ 1
Устный опрос
4
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
6
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
8 семестр
 
КТ 2
Устный опрос
4
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
6
 
КТ 2
Тест
20
 
Итого
130
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
60
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
20
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
4
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
6
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
8 семестр
 
КТ 2
Устный опрос
4
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
6
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
20
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экологическая безопасность» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологическая безопасность»
Контрольная точка № 1 (тема 1)

Типовые вопросы

 
1. Лабораторный метод исследования.

2. Вегетационный метод агрономического исследования.

3. Лизиметрический метод агрономического исследования.

4. Полевой метод агрономического исследования.

5. Основные направления научного исследования.

6. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

7. Основные различия между опытом и экспериментом.

8. Основные направления экспериментатора.

9. Подготовка схемы эксперимента..

10. Лабораторные и полевые наблюдения.

11. Статистические методы в современной агрономии.

12. Планирование эксперимента.

13..Значение полевых наблюдений в агрономических исследованиях.

Типовая задача творческого уровня.  Проанализировать и сделать вывод по следующим вопросам

1.Значение экспериментальной работы.

2. Гипотеза и теория - сущность и различия.

3. Гипотеза и её роль в агрономических исследованиях. 4.Современная агрономическая наука.

Контрольная точка № 2 (тема 2)

Типовые вопросы

1 Лабораторный метод исследования.

2.Вегетационный метод исследования. 3.Лизиметрический метод агрономического исследования. 4.Полевой метод агрономического исследования.

5.Основные направления научного исследования. 6.Характерные черты наблюдения и эксперимента. 7.Основные различия между опытом и экспериментом. 8.Основные направления экспериментатора.

9. Подготовка схемы эксперимента..

10. Лабораторные и полевые наблюдения.

Типовая задача творческого уровня.  Проанализировать и дать ответ по следующим вопросам (10 баллов)

1. Основные направления биоиндикации.

2.Подготовка тест-культур.

3. Фенологические наблюдения и их роль в агрономических исследованиях

4.Основныефенофазы сельскохозяйственных культур.

5. Диапазон толерантности живых организмов

6. Что такое ресурсы живых существ, как они классифицируются и в чем их экологическое значение?

7.Какие факторы следует учитывать в первую очередь при создании проектов управления экосистемами. Почему?

8. Какие законы общего действия экологических факторов вам известны? Сформулируйте их.

9. Приведите примеры использования законов минимума и толерантности в практической деятельности

1. Полевой метод агрономического исследования.

2. Основные направления научного исследования.

3. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

4. Основные различия между опытом и экспериментом.

5. Основные направления экспериментатора.

6. Подготовка схемы эксперимента..

7. Лабораторные и полевые наблюдения.

8. Статистические методы в современной агрономии.

9. Лабораторный метод агрономического исследования.

10. Вегетационный метод агрономического исследования.

11. Лизиметрический метод агрономического исследования.

 
12. Полевой метод агрономического исследования.

13. Основные направления научного исследования.

14. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

15. Основные направления биоиндикации.

16. Подготовка тест-культур.

17. Фенологические наблюдения и их роль в агрономических исследованиях

18. Основные фенофазы сельскохозяйственных культур.

19. Диапазон толерантности живых организмов

1. Вегетационный метод агрономического исследования.

2. Лизиметрический метод агрономического исследования.

3. Общая структура мониторинга. Мониторинг. Экологический мониторинг.

4. Информационная система контроля состояния окружающей и природной среды.

5. Классификация объектов наблюдения.

6. Виды мониторинга. Глобальный, региональный, локальный и импактный мониторинг. Национальный мониторинг. Межнациональный мониторинг. Фоновый мониторинг.

7. Мониторинг факторов воздействия и источников. Мониторинг различных сред. Мониторинг реакции основных составляющих биосферы.

8. Классификация мониторинга по остроте и глобальности проблемы. Классификация по системному подходу. Экологический мониторинг в системе управления.

9. Контроль источников антропогенного воздействия. Контроль абиотических сред.

10. Управление состоянием биотических сред. Управление состоянием геоэкосистемы.

11. Цели и задачи экологического контроля. Структура экологического контроля.

12. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ГСН), как система контроля за происходящими в природе физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, почв, водных

13. объектов, последствий его влияния на флору и фауну и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждения и прогнозами о ее состоянии. Организация ГСН, порядок работы и основные задачи. Сбор, обработка и распространение

14. данных мониторинга окружающей природной среды.

15. Государственный экологический контроль (ГЭК). Его структура, порядок работы, права и обязанности.

16. Производственный экологический контроль (ПЭК). Его организация, задачи, место в системе экологического контроля. Общественный экологический контроль (ОЭК).

17. Физические методы. Методы контроля электромагнитного излучения радиодиапазона.

18. Методы контроля шума. Методы контроля вибрации.

19. Методы контроля теплового излучения.

20. Методы контроля освещения и яркости.

21. Методы контроля радиоактивных излучений (радиометрия, дозиметрия, спектрометрия).

22. Физико-химические методы.

23. Оптические методы (колориметрический, нефелометрический, турбидинамический, рефрактометрический, поляриметрический, люминесцентный).

24. Электрохимические методы (кондуктометрический, потенциометрический, полярографический, электровесовой, кулонометрический).

25. Хроматографические методы (тонкослойная, бумажная, газовая, газожидкостная и жидкостная хроматографии).

26. Кинетические методы (определение вещества по химическим реакциям).

27. Особенности исследованияприродных ресурсов Земли в различных зонах электромагнитного спектра оптико-электронными методами.

28. Спектрометрические исследования природных образований. Интерактивная обработка видеоинформации.

29. Основныенаправления спектрометрическихисследований. Методы измерений спектральных характеристик ландшафта.

 
30. Классификация земных образований по спектральному признаку. Факторы, влияющие на спектральные отражательные свойства элементов ландшафта.

31. Биоиндикационные методы контроля состояния окружающей и природной среды. Мониторинг биологических переменных.

32. Принципы отборабиологических переменных. Использование биологических переменных для мониторинга окружающей среды.

33. Молекулярный уровень. Уровень органоидов. Клеточный уровень. Тканевой уровень. Уровень органов и систем органов. Организменный уровень. Популяционный уровень. Уровень сообщества. Экосистемный уровень.

34. Биологические системы оповещения токсичности. Принципы создания и примеры использования биологических систем оповещения токсичности. Микроорганизмы. Водоросли. Беспозвоночные. Моллюски. Рыбы.

35. Диагностический мониторинг. Структура мониторинга загрязнения биоты. Биологический мониторинг загрязнения. Принципы отбора организмов для мониторинга. Организмы- мониторы.

36. Контроль загрязнения атмосферного воздуха. Периодичность наблюдений. Структура системы наблюдений. Синоптическая информация. Размещение постов наблюдения. Выбор контролируемых параметров. Методы анализа примесей.

37. Контроль техногенного изменения литосферы. Периодичность наблюдений за почвенным покровом.

38. Структура системы наблюдений. Размещение постовнаблюдения. Выбор контролируемых параметров.

39. Методы анализа примесей. Основные виды, источники и периодичность получения информации.

40. Контроль антропогенных источников воздействия. Цели, задачи и объекты мониторинга источников воздействия. Периодичность наблюдений. Структура системы

41. наблюдений.

42. Наблюдательные сети и программы наблюдений. Международные программы и сети наблюдений.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Калинин В. М., Рязанова Н. Е. Экологический мониторинг природных сред [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 203 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=496984 
 
Л1.2 Ясовеев М. Г., Стреха Н. Л. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398645 
 
дополнительная
 
Л2.1 Трухачев В. И., Корнилов Н. И., Лысенко О. И., Васильева Н. Н., Гудиев О. Ю., Емельянов С. А., Ермолова А. Г., Есаулко А. Н., Дорожко Г. Р., Зеленская Т. Г., Кознеделева Т. А., Кондратьева А. А., Магкоев Т. Т., Мандра Ю. А., Небогина Ю. Ю., Окрут С. В., Поспелова О. А., Сериков С. С., Степаненко Е. Е., Тваури И. В., Ткаченко Я. Д., Толоконников В. П., Хубежов С. А., Чуксин И. С., Попов Н. С., Козачек А. В., Краснова А. В. Экологическая безопасность и энергоустойчивое развитие:учеб. пособие для студентов по направлению 241000 - Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (квалификация/степень-магистр) [для магистерской программы "Инновационные технологии в сфере энергосбережения и эколог. контроля"]. - Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2014. - 239 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Белов Н. В., Волков Ю. С. Электротехника и основы электроники [Электронный ресурс]:учебное пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 432 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3553 
 
Л3.2 Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность:учеб. пособие для студентов вузов по специальности 033300 - Безопасность жизнедеятельности. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
 
Л3.3 сост.:  Е. Е. Степаненко, Т. Г. Зеленская, А. А. Коровин, С. В. Окрут, В. А. Халикова, М. С. Бабанский ; Ставропольский ГАУ Экологическая безопасность:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 402 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

95/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
 
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая безопасность»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Степаненко Елена Евгеньевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана Васильевна
 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая безопасность» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологическая безопасность» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование