2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экологическая сертификация_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.10 Экологическая сертификация
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экологическая сертификация» является формирование целостного представления о принципах экологического аудита и сертификации
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.3 Умеет выявлять основные источники опасности для потребителей при эксплуатации продукции.
знает

С/02.6 Зн.7 Основные источники опасностей для потребителей при использовании (эксплуатации) продукции

умеет

выявлять источники опасностей для потребителей при использовании (эксплуатации) продукции

владеет навыками

С/02.6 ТД.3 Выявление основных источников опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.4 Владеет знаниями для организации экологической сертификации продукции организации
знает

С/02.6 Зн.8 Порядок проведения экологической сертификации продукции (40.117)

С/02.6 Зн.4 Технологическое оборудование организации и принципы его работы (40.117)

умеет

Проводить экологическую сертификацию продукции (40.117)

С/02.6 У.4 Организовывать экологическую сертификацию продукции (40.117)

С/02.6 У.5 Взаимодействовать с органами экологической сертификации продукции (40.117

владеет навыками

Проведения экологической сертификации продукции (40.117)

С/02.6 ТД.4 Организации экологической сертификации продукции организации

Взаимодействия с органами экологической сертификации продукции (40.117)

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологическая сертификация» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологическая сертификация» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
Экологическая агрохимия
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Комплексная экологическая оценка территории
 
Комплексная экологическая оценка предприятия
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Биологическая защита экосистем
 
Освоение дисциплины «Экологическая сертификация» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Преддипломная  практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологическая сертификация» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
72/2
12
24
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

6
6
практической подготовки
12
24
36
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Методология оценки рисков и экологическое нормирование
7
4
6
4
1.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.3, ПК-2.4
 
Информационное обеспечение экологического аудита
7
4
6
4
1.2.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.3, ПК-2.4
 
Экоаудит в общей структуре государственного экологического мониторинга
7
4
6
4
1.3.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.3, ПК-2.4
 
Контрольная точка № 1 
7
8
2
2
КТ 1
1.4.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.3, ПК-2.4
 
2 раздел. Раздел 2
2.
 
Система экологической сертификации
7
4
8
4
2.1.
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.3, ПК-2.4
 
Организационная структура системы экологической сертификации
7
4
6
4
2.2.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.3, ПК-2.4
 
Контрольная точка № 2
7
8
2
2
КТ 2
2.3.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.3, ПК-2.4
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
24
12
 
Итого
36
72
24
12
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Методология оценки рисков и экологическое нормирование
Методология оценки рисков и экологическое нормирование
2/-
 
Информационное обеспечение экологического аудита
Информационное обеспечение экологического аудита
2/2
 
Экоаудит в общей структуре государственного экологического мониторинга
Экоаудит в общей структуре государственного экологического мониторинга
2/-
 
Система экологической сертификации
Система экологической сертификации
4/2
 
Организационная структура системы экологической сертификации
Организационная структура системы экологической

сертификации

2/2
 
Итого
12
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Методология оценки рисков и экологическое нормирование
Методология оценки рисков и экологическое нормирование
Пр
4/-/4
 
Информационное обеспечение экологического аудита
Информационное обеспечение экологического аудита
Пр
4/2/4
 
Экоаудит в общей структуре 
Экоаудит в общей структуре государственного экологического 
Пр
4/-/4
 
государственного экологического мониторинга
мониторинга
 
Контрольная точка № 1 
Пр
2/-/2
 
Система экологической сертификации
Система экологической сертификации
Пр
4/2/4
 
Организационная структура системы экологической сертификации
Организационная структура системы экологической

сертификации

Пр
4/2/4
 
Контрольная точка № 2
Пр
2/-/2
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Методология оценки рисков и экологическое нормирование
4
 
Информационное обеспечение экологического аудита
4
 
Экоаудит в общей структуре государственного экологического мониторинга
4
 
8
 
Система экологической сертификации
4
 
Организационная структура системы экологической

сертификации

4
 
8
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая сертификация» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая сертификация».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая сертификация».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая сертификация».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Методология оценки рисков и экологическое нормирование
Л1.1
Л2.6
Л3.1
 
2
Информационное обеспечение экологического аудита
Л1.1
Л2.6
Л3.1
 
3
Экоаудит в общей структуре государственного экологического мониторинга
Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
4
Контрольная точка № 1 
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
5
Система экологической сертификации
Л1.2
Л2.4
Л3.1
 
6
Организационная структура системы экологической сертификации
Л1.2
Л2.5
Л3.1
 
7
Контрольная точка № 2
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологическая сертификация»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-2.3:Умеет выявлять основные источники опасности для потребителей при эксплуатации продукции.
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Природные ресурсы Ставропольского края
x
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-2.4:Владеет знаниями для организации экологической сертификации продукции организации
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологическая сертификация» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая сертификация» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экологическая сертификация» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологическая сертификация»
1. Возникновение и развитие экологического аудита.

2. Экологический аудит: определение, цели, принципы.

3. Экологический аудит в международных стандартах.

4. Социально-экономическая обусловленность формирования экологического аудита в России.

5. Стратегия природоохранной деятельности на этапе перехода России к устойчивому развитию

6. Этапы становления экоаудита в зарубежных и российской системах аудита

7. Правовые основы экоаудита

8. Экоаудит: концептуальные положения

9. Аудитор-эколог: требования и аттестация.

10. Программа и процедура экологического аудита.

11. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью производства.

12. Оценки системы управления и воздействия на окружающую среду функционирующего предприятия.

13. Критерии обязательности аудита организаций и предприятий.

14. Понятие риска, его основные виды.

15. Сравнение величин рисков в различных отраслях экономики.

16. Основные показатели оценки риска, их идентификация.

17. Основные методологические подходы и этапы оценки экологического риска.

18. Особенности воздействия деятельности предприятий на окружающую среду.

19. Управление экологическим риском при действии пестицидов, азотосодержащих соединений, соединений фосфора.

20. Сжигание и захоронение отходов.

21. Снижение количества отходов, как основа управления экологическим риском.

22. Оценка качества поверхностных вод.

23. Организация мониторинга различных природных объектов и его особенности.

24. Инвентаризация поступлений в окружающую среду.

25. Организация исследований по оценке воздействия на окружающую среду.

26. Формы подтверждения соответствия объектов сертификации.

27. Добровольная экологическая сертификация.

28. Установление технического регламента.

29. Обязательная экологическая сертификация.

30. Стандарт ISO 14001 цели, задачи, условия, срок действия.

31. Преимущества, которые обеспечивает сертификат ISO 14001.

32. Экологический менеджмент.

33. Формы осуществления обязательной экологической сертификации.

34. Цели экологической сертификации.

35. Международная система экологической сертификации.

36. Национальная система экологической сертификации.

37. Система экологической маркировки.

38. Зарубежный опыт маркировки продукции

 
39. Объекты экологической сертификации.

40. Экологические знаки.

1. Федеральная система обязательной экологической сертификации

2. Требования нормативных документов, регулирующих деятельность в области производственного экологического управления и экологического менеджмента

3.Экологическое сознание как инструмент устойчивого развития

4.Государственные средства и средства предпринимателей, направляемые на природоохранные цели

5.Стандартизация природопользования и охрана окружающей среды

6.Экологическая сертификация

1. Формы подтверждения соответствия объектов сертификации.

2. Добровольная экологическая сертификация.

3. Установление технического регламента.

4. Обязательная экологическая сертификация.

5. Стандарт ISO 14001 цели, задачи, условия, срок действия.

6. Преимущества, которые обеспечивает сертификат ISO 14001.

7. Экологический менеджмент.

8. Формы осуществления обязательной экологической сертификации.

9. Цели экологической сертификации.

10. Международная система экологической сертификации.

11. Национальная система экологической сертификации.

12. Система экологической маркировки.

13. Зарубежный опыт маркировки продукции

14. Объекты экологической сертификации.

15. Экологические знаки.

16. Организационная структура системы международной экологической сертификации.

17. Международный совет по экологической сертификации (формирование политики в области экологической сертификации).

18. Организационная структура национальной системы экологической сертификации.

19. Национальный орган по экологической сертификации.

20. Центральный орган системы экологической сертификации (ЦОС).

21. Базовый орган национальной системы по экологической сертификации.

22. Экоаналитические или испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке.

23. Нормативно-правовые документы системы экологической сертификации.

24. Этапы экологической сертификации.

25. Порядок проведения работ по экологической сертификации.

26. Знак соответствия.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Годин А. М. Экологический менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Москва: Дашков и К, 2017. - 88 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93496 
 
Л1.2 Щепеткина И. В. Экологический менеджмент: Система экологического менеджмента. Экологический аудит [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2020. - 104 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/171782 
 
дополнительная
 
Л2.1 Заика И. Т., Смоленцев В. М. Системное управление качеством и экологическими аспектами [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Магистратура. - Москва: Вузовский учебник, 2014. - 384 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=452255 
 
Л2.2 Разумов Экология [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2012. - 296 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=315994 
 
Л2.3 Пушкарь В. С., Якименко Экология [Электронный ресурс]:Учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 395 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=972302 
 
Л2.4 Собгайда Н. А. Методы контроля качества окружающей среды [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2019. - 112 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019765 
 
Л2.5 Поломошнова Н. Ю., Имескенова Э. Г., Бессмольная М. Я. Экология [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 128 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/155694 
 
Л2.6 Анциферова И. В. Экологический менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Пермь: ПНИПУ, 2015. - 360 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/161038 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: С. В. Окрут, Т. Г. Зеленская, Е. Е. Степаненко, В. А. Халикова ; Ставропольский ГАУ Экологическая сертификация:учеб. пособие для студентов вузов направления. 05.04.06 "Экология и природопользование". - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 1,06 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Oсновными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экологическая сертификация» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая сертификация»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана Васильевна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.с/х.н Шутко Анна Петровна
 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая сертификация» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологическая сертификация» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 8 от 19.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование