УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
теоретических основ экологии человека, возможных угроз для жизни и здоровья человека, факторы обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах
умеет
выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизне-деятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого разви-тия общества
владеет навыками
поддерживание безопасных условий жизнедеятельности обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах.
особенностей и последствий влияния природных и антропогенных экологических факторов на здоровье человека, правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
умеет
определять степень антропогенного воздействия на здоровье человека в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Экология человека».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экология человека».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология человека».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экология человека» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1Методы исследования экологии человека. Связь с другими дисциплинами.
2 Биологические потребности человека. Среда обитания человека.
3 Экологическая дифференциация человечества.
4 Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики
Типовой вопрос (оценка умений);
1.Природные факторы и их воздействие на организм.
2. Сдвиги барометрического давления.
3. Экологические аспекты хронобиологии.
4. Перестройка биоритмов под влиянием климатического фактора и сезонных колебаний,
пересечения часовых поясов при сдвинутых режимах труда и отдыха.
5. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим
Совокупность особей одного вида является популяцией, если ….
- их численность несущественно изменяется во времени
- средой их жизни является вода
- у них происходит свободное скрещивание и образуется потомство
- они потребляют одинаковую пищу
Задание № 2.
Объединение волков стаи для охоты является примером эффекта …
- группы
- стаи
- массы
- вида
Проведите анализ. Приведите примеры.
- Адаптация к антропогенным факторам среды.
- Адаптация к городским и сельским условиям. Проблема стресса.
- Адаптация к различным видам трудовой деятельности
1.Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.
2.История становления науки.
3.Экология человека на современном этапе развития науки.
4.Методы исследования экологии человека.
1.Адаптация к антропогенным факторам среды. Физиологические реакции на загрязнение
среды.
2. Динамика численности населения, размещение населения на земном шаре, миграция
населения.
3.Физическая работоспособность и методы ее оценки.
4.Умственная работоспособность и ее пределы.
5.Утомление и переутомление, их профилактика.
6.Адаптация студентов к условиям обучения в вузе.
7.Адаптация к различным видам профессиональной деятельности
1 История изучения проблем экологии человека.
2. Экологические кризисы и катастрофы: история антропогенных экологических
кризисов, современный экологический кризис.
3. Система понятий в экологии человека. Аксиомы экологии человека.
4. Методологические основы экологии человека.
5. Экологическая дифференциация человечества. Нормы реакции и географические
условия среды.
6. Биологические, психологические и поведенческие механизмы адаптации
индивидуума к экстремальным условиям.
7. Воздействие состояния невесомости на организм человека, его последствия и
возможности адаптации к нему.
8. Гипотеза адаптивных типов населения. Механизмы образования адаптивных черт
и временная динамика адаптивных типов.
9. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости
человеческой популяции.
10. Онтогенез человека: рост, развитие и старение в различных экологических
условиях.
11. Влияние геофизических факторов.
12. Геохимические естественные факторы среды.
13. Воздействие комплекса природных условий.
14. Экология человека и водная среда обитания. Воздействие стихийных бедствий.
15. Преобразование природы и здоровье человека. Изменение ландшафтов в
результате антропогенной деятельности.
16. Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные
антропогенным загрязнением окружающей среды.
18. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных
экологических условиях. Урбанизация и здоровье человека.
19. Иммунологические проблемы. Понятие о здоровом образе жизни. Культурно-
географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.
20. Экологические последствия войн. Экологические последствия деятельности ВПК
и вооруженных сил в мирное время. Контроль за состоянием окружающей среды
21. Популяционные характеристики. Особенности пространственной структуры.
Урбанизации. Развитые и развивающиеся страны. Качество жизни и здоровье. Проблемы
питания и производства продовольствия.
22. Факторы, лимитирующие развитие человечества.
23. Технологическая цивилизация и биосфера.
24. Антропоэкологические аспекты освоения космоса.
25. Экологическое обоснование проектов: производственных, коммунальнобытовых,
культурных, природоохранных, иных объектов.
26. Антропоэкологическая информация и ее использование. Антропоэкологическое
прогнозирование.
27. Районирование по антропоэкологическим показателям. Географические
вариации «нормы» и профилактическая медицина.
28. Математическое моделирование в экологии человека.
29. Экология человека в сельской местности.
30. Экология человека в городской среде.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.