УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
задач личностного и профессионального саморазвития
умеет
находить и творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития
владеет навыками
творческого использования имеющегося опыта в соответствии с задачами саморазвития
умеет
владеет навыками
механизмов моделирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
умеет
планировать профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
владеет навыками
планирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Психология саморазвития личности».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Психология саморазвития личности».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Психология саморазвития личности».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Психология саморазвития личности» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1.Типовые вопросы (оценка знаний):
1.Человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств называется …
2. Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей называется …
3. Система мотивов личности, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением называется …
4. Оценка личностью cамой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется…
5. Соотношение компонентов структуры личности по З. Фрейду и их характеристик (в таблице указано правильно)
Ид область бессознательных инстинктов
Эго взаимосвязь бессознательных инстинктов и нормативов и требований реальности
Супер-эго совокупность представлений о моральных устоях общества
6.Мерой индивидной активности личности является ….
а) Экстраверсия- интроверсия
в) Мировосприятие
г) Резкость в движении
д) Самосознание
7. Что такое «аттитюд»?
а) любое эмоционально окрашенное отношение к явлениям действительности;
б) неосознанные мотивы, действующие на поведение личности, формирующиеся в течение жизни;
в) состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее влияние на реакции индивида относительно объектов или ситуаций, с которыми он связан.
8. Основные координаты социализации:
а) Биография ;
б)- Индивидуальный жизненный путь;
в) Социальная ситуация ;
г) Культура;
д) Историческое время»
е) Субъективные переживания;
ж) Задатки;
9. Самосознание можно определить как:
а) повышенное внимание к себе
б) уровень притязаний
в) направленность личности
г) образ себя
д) направленность на окружающих
10. Совокупность психических процессов, актов и состояний, во влиянии которых человек не дает себе отчета:
а) бессознательное
б) надсознание
в) иллюзия
г) сознательное поведение
д) галлюцинация
11. Система внутренне согласованных представлений о себе - это:
а) нравственный облик человека;
б) этический кодекс;
в) сложно сказать что-то определенное;
г) «Я-концепция».
12. Свойство, которое обозначает способность отражать отраженное - размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями называется:
а) рефлексией
б) интуицией
в) вниманием
г) мышлением
д) эмпатией
13. Высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу называется - …
14.Способность познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности называется …
15. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета называется …
16.Тенденцию к изменению жизненного пути обеспечивает механизм:
а) адаптации
б) бифуркации
в) индивидуации
г) социализации
17. Гомеостатическая модель развития психики человека предполагает, что…
а) любые проявления активности человека связаны с потребностью поиска удовольствия
б) активность обеспечивает адаптацию
в) активность направлена на достижение уравновешенности со средой
18. Выделите признаки потребностей и личностных ценностей из предложенных:
а) индивидуальные отношения с миром;
б) относительно неизменны;
в) направляют деятельность («толкают»)
г) идеал должного
д) социальные источники
е) сильно зависят от ситуации;
19. Определите процессы преобразования индивида в личность
а) из стихийных функции становятся произвольными и их можно рассматривать как орудия бытия …
б) из неосознаваемых функции становятся осознаваемыми, выделяются как внутренний мир …
в) способы удовлетворения потребности согласуются с социальными нормами и правилами…
22. Самовоспитание – это:
а)устранение обстоятельств, способствующих формированию право нарушающего поведения;
б) целенаправленная деятельность как результат активного взаимодействия личности со средой;
в) опыт формирования сознания, чувств и навыков поведения;
г) сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию
2. Практико-ориентированные задания (оценка умений и навыков).
Задание 1. Перечисленные ниже свойства разделите согласно классификации Б.Г. Ананьева: 1)Высокая скорость психомоторной реакции; 2)леворукость; 3)низкая звуковысотная чувствительность; 4)врожденная склонность к абстракциям; 5)полнота; 6)эмоциональность; 7)мужской пол; 8)гермафродитизм; 9)пониженная вкусовая чувствительность; 10)отставание в физическом развитии; 11)резкость в движении; 12)цвет волос; 13)слезливость; 14)плохоразвитый теменной участок коры головного мозга; 15)пассивность; 16)врожденная глухота; 17)пятилетний возраст; 19)низкий тембр речи; 20)дальтонизм.
Задание 2. Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие — не относятся.
Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Задание 3. Прокомментируйте следующие высказывания. С какими вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений
1. Человек в той мере субъект, в какой он — личность; организм — не субъект.
2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.
3. Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не-Я»..., активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
5. Личность — субъект и объект общественных отношений.
6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.
Задание 4. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие — как к индивиду?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.
Контрольная точка №2 (Контрольная работа)
1.Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект какие-либо свои потребности – это …
а) восприятие
б) поведение
в) деятельность
г) воображение
2. Сложный комплекс внешних двигательных реакций живого организма на воздействия окружающей среды это …
а) поведение
б) активность
в) деятельность
г) стресс
д) адаптация
3. Типы поведения, свойственные только животным
а) инстинкты
б) навыки
в) простейшие формы разумного поведения
г) отражение объективного мира
д) удовлетворение потребностей
4. Наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешней среды …
а) безусловный рефлекс
б) ориентировочный рефлекс
в) условный рефлекс
г) атавистический рефлекс
5. Рефлекс, выработанный в процессе жизни …
а) безусловный рефлекс
в) условный рефлекс
г) атавистический рефлекс
6. Сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды называется - …
7. Основной вид деятельности, имеющий своим результатом создание общественно полезного продукта называется …
8. Вид деятельности заключающийся в воспроизводстве детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности называется …
9. Деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности называется …
10. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
а) медицинская
б) социальная
в) возрастная
г) общая
д) педагогическая
11.Процесс исторического развития живых организмов, эволюция рода называется ...
а) филогенез
б) онтогенез
в) антропогенез
г) биогенез
д) микрогенез
12. Индивидуальное развитие человека называется ...
а) онтогенез
б) филогенез
в) антропогенез
г) биогенез
д) микрогенез
13. Расхождения в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:
а) уровнем актуального развития
б) зоной ближайшего развития
в) зоной саморазвития
г) зоной неопределенности
д) кризисным периодом
14. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление ведущих психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) основной
б) ориентировочной
в) ведущей
г) регулирующей
д) исполнительной
15. Центральным новообразованием ранней юности является:
а) самоопределение;
б) самосознание;
в) рефлексия;
г)появление внутреннего мира.
а) продуктивность в профессиональном и семейном плане;
б) самосознание;
в) окончательное самоопределение;
г) профессиональное самоопределение.
17. Развитие морального сознания личности рассматривается в работах:
а) эрика эриксона;
б)лоренсакольберга;
в) артуравладимировича петровского;
г) жанапиаже.
18. Идея о том, что формирование личности представляет собой процесс культурного развития принадлежит …
а) А.Н. Леонтьеву
б) Д.Н. Узнадзе
в) Л.С. Выготскому
г)В.М. Бехтереву
19.Соотношение стадий психического развития и основных новообразований (в таблице указано правильно)
младший школьный возраст бурное развитие познавательных психических процессов, первый опыт адаптации в коллективе
подростковый возраст и начало юности ориентация на взрослую жизнь, появление гендерных стереотипов поведения
период взрослоти высокий уровень интеллектуального развития, творческих и профессиональных достижений
период старости (геронтогенез) угасание физических и психических функций
20.Движущие силы процесса воспитания:
а) противоречия, возникающие в развитии личности;
б) познавательные интересы личности;
в) процесс накопления количественных изменений;
г) сложившиеся формы взаимоотношений.
2. Практико-ориентированные задания (оценка умений и навыков).
Задание 1. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и очные.
1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.
3. Личность — это индивидуально выраженное всеобщее.
4. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.
5. Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.
6. Личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Задание 2. Выберите определение социальной ситуации развития личности по Л.С. Выготскому:
А) Социальная ситуация – это психологическое поле, в котором существует и действует
Б) Социальная ситуация – это своеобразное, специфическое для данного возраста исключительное отношение между ребенком и окружающей его средой
В) Социальная ситуация – это вся сумма типизаций деятельности и, созданных с их помощью повторяющихся образов взаимодействия
Г) Совокупность условий социального существования
Задание 3. Допишите определения и обоснуйте ответ примерами из практики:
Онтогенез – это________________________________________________________________
Жизненный путь определяется ___________________________________________________
Задание 4. Выберите верное основное концептуальное положение в теории личности К.Платонова: Иерархический принцип развития от низших уровней к высшим с усилением роли социальных факторов и ослаблением роли биологических; Движущей силой развития личности является усложнение комплексов потребностей; Основными элементами структуры личности являются те, которые определяют особенности ее взаимодействия со средой (стимулы, роли, статус и т.д.)
ТЕМА 1. Предмет, цели и задачи психологии саморазвития.
1. Философский подход к изучению саморазвития.
2. Педагогический подход к изучению саморазвития.
3. Психологический подход к изучению саморазвития.
4. Самоопределение и самоактуализация личности.
5. Ригидность и самореализация личности.
6. Самоутверждение личности.
7. Притязания, саморегуляция и удовлетворенность личности.
8. Саморазвитие, становление внутреннего мира;
9. Значение самопознания в жизни человека;
10. О пользе и вреде самоанализа;
11. Самоотношение и личностный смысл «Я».
ТЕМА 2. Проблема саморазвития личности в отечественной и зарубежной психологии
1. Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития личности в психологии.
2. Современное состояние проблемы саморазвития личности в отечественной и зарубежной психологии.
3. Саморазвитие человека, его сущности и личности как центральная проблема в духовно-ориентированных концепциях личности психологии XX в.
4. Области самопознания: сознание, бессознательное (З.Фрейд, К.Юнг).
5. Структура индивидуальности.
6. Значение самопознания в психологии.
7. Анализ исследования самосознания в психологии: У.Джемс.
8. Анализ исследования самосознания в психологии И.С.Кон,
9. Социальная идентичность в концепциях: В.А.Ядова, Т.С.Баранова, Ю.Л.Качанова.
10. Личностная идентичность по Э.Эриксону.
ТЕМА 3.Саморазвитие как проявление субъектности человека.
1. Понятия субъекта, субъектности, субъектной позиции, субъектности развития, субъективности.
2. Личность как инстанция, управляющая саморазвитием человека.
3. Сознание и самосознание как органы саморазвития человека.
4. Активность как функция субъектности человека
ТЕМА 4.Саморазвитие в контексте жизненного пути человека
1. Понятие жизненного пути человека в писхологии.
2. Назначение саморазвития на жизненном пути человека.
4. Саморазвитие и зрелость личности.
5. Барьеры саморазвития: стереотипы, привычки, ригидность («бегство от свободы» Э. Фромм), «выученная беспомощность» М. Селигмен, В.Г. Ромек, М. Боуэн, «уход от ответственности» В. Франкл)
6. Риски саморазвития: социальный риск, риск несоответствия, риск выбора, риск самораскрытия (Б.М. Мастеров).
ТЕМА 5.Саморазвитие личности как специфическая деятельность
1. Психологические основы мотивов саморазвития личности.
2. Жизненные принципы и жизненные ориентации как мотивирующие факторы саморазвития человека.
3. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и этапы его формирования.
4. Основные «векторы» профессионального саморазвития
ТЕМА 6.Формы и средства саморазвития
1. Самоутверждение. Самосовершенствование. Самоактуализация и самореализация. Саморазвитие и личностный рост.
2. Общая характеристика самопознания как процесса.
3. Цели, мотивы, способы и средства самопознания.
4. Результаты самопознания. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания. Барьеры самопознания.
5. Сферы самопознания.
6. Понятие Я-концепции в структуре личности.
7. Я-концепция в различных психологических теориях
8. Исследование мотивации профессионального развития.
9. Профессиональная самооценка.
10. Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития.
11. Развитие личности в процессе профессионализации.
12. Определение направленности личности (ориентационная анкета Б.Басса).
13. Тренинг личностного роста.
14. Самопознание и саморазвитие когнитивных способностей личности и эффективного поведения.
15. Технологии эффективной аргументации собственной точки зрения.
16. Эффективное атрибутирование (каузальные атрибуции).
17. Informationflow (управление потоком информации) и креативность.
18. Развитие когнитивных составляющих мотивации.
19. Модель эффективного поведения личности (А. Бандура).
20. Методы развития силы воли и формирования навыка (К. МакГонигал, Б. Фурман).
21. Самопринятие и его стратегии (К. Роджерс, А. Маслоу, В.Г. Маралов, К. Рифф и др.)Способы достижения и поддержания самопринятия.
22. Способы развития мотивации саморазвития.
23. Целеполагание и таймменеджмент.
24. Способы постановки жизненных задач (А. Дэвид), осознания и поддержки потребностей в: компетентности, автономии, принятии (Deci, Ryan).
25. Развитие самоэффективности (С. Кови).
26. Продуктивная работа в режиме дедлайна (Г. Архангельский).
27. Способы совладания с прокрастинацией: самомотивация (Л. Бабаута).
28. Диагностика жизненных целей (Дж. Уитмор) и жизненного баланса (Кривенько).
29. Управление эмоциями и стрессменеджмент.
30. Развитие саморегуляции (В.И. Марасанова).
31. Эмоциональный интеллект и эмоциональная гибкость.
32. Управление своими эмоциями и управление эмоциями другого/других.
33. Инструменты для снятия эмоционального напряжения (техники скорой самопомощи, техники развития стрессоустойчивости).
34. Самодиагностика стресса и управление стрессом.
36. Способы реакции на неудачи и трудности и источники веры в собственную эффективность и успех.
37. Управление стрессогенностью ситуации. Enegrymanagement (способы восстановления после чрезмерного стрессирования: сон, питание, спорт и пр.). Mindfullness.
38. Продуктивное общение и тимбилдинг. Продуктивное общение.
39. Коммуникативные приемы формирования понимания и доверия: активное слушание, техника Я-высказывания, техника вопросов.
40. Барьеры общения: как предупредить искажение информации. Фреймы уместности. Речевой этикет. Netiquette (сетевой этикет).
41. Личное и групповое общение. Поведение в группе: пассивное, агрессивное, ассертивное.
42. Правила и техники ассертивного поведения.
43. Лидерство (П. Ленсиони, Дж. Максвелл). Диагностика лидерских качеств.
44. Командообразование.
45. Психологическое сопровождение решения проблем и разрешения конфликтов.
46. Самопрезентация (осознаность). Презентационный конструктор: письменная или медиа презентация, практика визуального мышления (Д. Наст), идеальный питч.
47. Современные способы самопрезентации: резюме, визитная карточка, сайт. Искусство публичного выступления (Б. Минто).
ТЕМА 7. Возрастные особенности саморазвития личности
1. Особенности развития самосознания в раннем возрасте.
2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте.
3. Особенности развития самосознания в младшем школьном и в подростковом возрастах.
4. Особенности развития самосознания в юности.
5. Развитие субъективной реальности от рождения до 18 лет.
6. Сферы самопознания и саморазвития во взрослости.
7. Развитие субъективной реальности от 17 до 62… лет.
8. Особенности саморазвития в ранней, средней и поздней взрослости.
9. Проблема саморазвития в периодизации Э.Эриксона.
ТЕМА 8. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития личности
1. Педагогические технологии, ориентированные на саморазвития личности.
2. Психологические технологии, ориентированные на саморазвития личности.
3. Самоменеджмент. Диагностика способности к самоуправлению.
4. Время в жизни человека.
5. Жизненные перспективы личности и организация времени.
6. Анализ «поглотителей» времени.
7. Техника самоменеджмента.
8. Система планирования времени.
9. Методика разработки личных жизненных планов.
10. Возможности социально-психологического тренинга в самораз¬витии личности.
11. Методы преодоления жизненных кризисов и развития эмоциональной устойчивости;
12. Профессиональная компетентность и пути самосовершенство¬вания в профессиональной области
13. Развитие творческого потенциала личности
14. Личностное самоуправление и эмоциональное подкрепление как факторы жизненных успехов.
Темы эссе
1. Понятия субъекта, субъектности в отечественной психологии.
2. Субъектная позиция как основа саморазвития личности.
4. Личность как инстанция, управляющая саморазвитием человека.
5. Сознание и самосознание как органы саморазвития человека.
6. Активность как функция субъектности человека.
7. Психологические механизмы саморазвития.
8. Мой жизненный путь к успеху
9. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты.
10. Индивидуальные особенности личности как условие ее продуктивности
1. Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории.
2. Философский подход к изучению саморазвития.
3. Педагогический подход к изучению саморазвития.
4. Психологический подход к изучению саморазвития.
5. Ценность и ограничения саморазвития.
6. Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие».
7. Показатели, основные характеристики и закономерности саморазвития человека.
8. Зарубежные подходы к изучению проблемы саморазвития.
9. Понятие «аттитюд». Концепция М.Рокича: понятие «Я», ценности и аттитюды. Типология аттитюдов по М.Фишбейну (аттитюд к действию, аттитюд к объекту).
10. Роль самоактуализации в работах А.Маслоу.
11. Развитие Я-концепции в теории личности К.Роджерса.
12. Роль судьбы и отношения к ней человека по В.Франклу.
13. Понятие личностного роста в психологии саморазвития.
14. Личностный рост или актуализация «Я» по К.Роджерсу.
15. Взгляд А.Маслоу в понимании личностного роста. Личностный рост по В.Франклу. Понимание личностного роста К.Юнгом, А.Адлером, Э.Эриксоном, А.Менегетти.
16. Основные подходы к изучению саморазвития в отечественной психологии.
17. Личность – активное начало, субъект развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).
18. В.В. Столин о проблеме «Я» в психологии.
19. Самоотношение и личностный смысл «Я» по С.Р. Пантилееву.
20. Концепция отношений личности В.Н.Мясищева.
21. Понятие «социальная установка» Д.М.Узнадзе.
22. Механизмы регуляции социально ориентированного поведения в теории Ш.А. Надирашвили. Проблема саморегуляции, представленная Л.И. Анциферовой.
23. Зрелая личность – активный субъект саморазвития (А.А. Реан)
24. Проблема активности личности, жизненной стратегии в трудах К.А. Абульхановой-Славской.
25. Понятия субъекта, субъектности, субъектной позиции, субъектности развития, субъективности. Личность как инстанция, управляющая саморазвитием человека.
26. Модели саморазвития: эффективный стиль жизни (В.Н. Дружинин), созидание жизненного пути (К.В. Карпинский), гомеорез – личностная самоорганизация – и гетеростаз (сверхадаптивное, свободное, надситуативное в поведении человека (Э.В. Галажинский), «жизнетворчество» (Д.А. Леонтьев), жизненные цели (А. Лакейн).
27. Самопознание и саморазвитие когнитивных способностей личности и эффективного поведения.
28. Технологии эффективной аргументации собственной точки зрения. Эффективное атрибутирование (каузальные атрибуции). Informationflow (управление потоком информации) и креативность.
29. Развитие когнитивных составляющих мотивации. Модель эффективного поведения личности (А. Бандура). Методы развития силы воли и формирования навыка (К. МакГонигал, Б. Фурман).
30. Сознание и самосознание как органы саморазвития человека. Активность как функция субъектности человека.
31. Психологические механизмы саморазвития.
33. Саморазвитие и зрелость личности.
34. Барьеры саморазвития: стереотипы, привычки, ригидность («бегство от свободы» Э. Фромм), «выученная беспомощность» М. Селигмен, В.Г. Ромек, М. Боуэн, «уход от ответственности» В. Франкл) и риски саморазвития: социальный риск, риск несоответствия, риск выбора, риск самораскрытия (Б.М. Мастеров).
35. Психология деятельности. Виды деятельности. Структура деятельности. Саморазвитие как деятельность. Характеристика целей саморазвития.
36. Базовые мотивы саморазвития.
37. Жизненные принципы и жизненные ориентации как мотивирующие факторы саморазвития человека.
38. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и этапы его формирования. Основные «векторы» профессионального саморазвития.
39. Самоутверждение. Самосовершенствование. Самоактуализация и самореализация.
40. Саморазвитие и личностный рост.
41. Общая характеристика самопознания как процесса. Цели и мотивы самопознания. Способы и средства самопознания.
42. Результаты самопознания. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания. Барьеры самопознания.
43. Принципы самопознания. Принцип интериоризации, принцип социального сравнения, принцип самоатрибуции, принцип смысловой интеграции.
44. Сферы самопознания.Личностно-характерологические особенности; мотивационно-ценностная сфера личности; эмоционально-волевая сфера личности; сфера способностей и возможностей; познавательная сфера личности; сфера внешнего облика; сфера особенностей темперамента; сфера отношений с другими людьми; сфера деятельности; сфера собственного жизненного пути.
45. Области самопознания: сознание, бессознательное.
46. Осознание архетипов по К.Юнгу. Модель Д.Лафта, Г.Инграма «Окно Джогари».
47. Я-концепция – совокупность представлений о себе. Структура Я-кон¬цепции: Я-реальное, Я-идеальное, зеркальное «Я». Представление о себе, формирование самооценки. Значение Я-концепции в жизнедеятельности человека.
48. Самопринятие и его стратегии: позитивное отношение.Способы достижения и поддержания самопринятия.
49. Самообразование как средство саморазвития. Самовоспитание как средство саморазвития. Специфические психологические средства саморазвития
50. Возрастные особенности развития самосознания и самопознания как необходимого условия саморазвития личности.
51. Возрастные этапы саморазвития личности. Становление субъектной позиции и социальной активности как качественной характеристики саморазвития личности.
52. Особенности форм саморазвития на разных этапах онтогенеза. Обобщенная характеристика саморазвития человека на различных возрастных этапах.
53. Общая характеристика процесса психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности.
54. Актуальные программы управления саморазвитием: Самовоспитание. Целеполагание. Softskills.
55. Структура программы саморазвития. Шаги составления программы саморазвития. Прогнозирование рисков самопознания и саморазвития. Учет барьеров саморазвития. Формирование и апробация программы личностного и/или профессионального саморазвития.
56. Педагогические технологии, ориентированные на саморазвития личности.
57. Психологические технологии, ориентированные на саморазвития личности.
Данная дисциплина, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность и специфическую функцию, как способ существо-вания. Она является составляющей социально-гуманитарного цикла в системе подготовки бакалав-ров всех направлений. Ее изучение в вузе является важным этапом процесса формирования лично-сти студента. Вместе с тем, дисциплина имеет не только социальную, но и гуманитарную составля-ющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в обществе, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегча-ет процессы межличностного взаимодействия.
Изучение данной дисциплины способствует определению и развитию психолого-педагогических и социально-политических приоритетов.
Цели и задачи методических указаний - улучшение качества и оптимизация учебной деятель-ности студентов при изучении данной дисциплины, обучение их различным видам самообразова-ния и научной организации умственного труда.
Данные методические рекомендации нацелены на формирование компетенции будущих проессионалов в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе, с использова-нием современных средств коммуникации, включая ресурсы Интернета; на повышение мотивации студентов к профессиональной деятельности.
Изучение курса в силу специфики самого предмета науки требует организации активной по-знавательной деятельности студентов. Методические указания как форма организации учебной дея-тельности отвечает этим требованиям, позволяет обеспечивать связь теории с практикой.
2. Основная часть
2.1 Советы по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисципли-ны
Планирование – важнейшая черта человеческой деятельности, один из характерных, обяза-тельных признаков человеческого труда. Для организации сложной учебной деятельности очень эф-фективным является использование средств, напоминающих о стоящих перед нами задачах, их по-следовательности выполнения. Такими средствами могут быть мобильный телефон, имеющий про-грамму органайзера, включающего будильник, календарь и список дел; таймеры, напоминающие о выполнении заданий, компьютерные программы составления списка дел, выделяющие срочные и важные дела.
Составление списка дел – первый шаг к организации времени. Список имеет то преимуще-ство, что позволяет видеть всю картину в целом. Упорядочение, классификация дел в списке – вто-рой шаг к организации времени.
Регулярность – первое условие поисков более эффективных способов работы. Рекомендуется выбрать один день недели для регулярной подготовки по дисциплине. Регулярность не просто поз-воляет подготовиться к делу, она создает настрой на это дело, позволяет выработать правила выпол-нения дела (например, сначала проработка материала лекции, учебника, чтение первоисточника, за-тем выделение и фиксирование основных идей в тетради).
Чтобы облегчить выполнение заданий, необходимо определить временные рамки. Еженедель-ная подготовка требует временных затрат. Четкое фиксирование по времени регулярных дел, за-крепление за ними одних и тех же часов – важный шаг к организации времени. При учете времени надо помнить об основной цели рационализации – получить наибольший эффект с наименьшими затратами. Учет – лишь средство для решения основной задачи: сэкономить время.
По мнению специалистов, важность планирования и выполнения дел обусловливается также тем, что у нас накапливаются дела, задачи или идеи, которые мы не реализуем, откладываем на по-том или забываем – все это негативно сказывается на нашем внутреннем состоянии в целом.
Важная роль в организации учебной деятельности отводится учебно-тематическому плану дисциплины, дающему представление не только о тематической последовательности изучения кур-са, но и о затратах времени, отводимом на изучение курса. Успешность освоения курса во многом зависит от правильно спланированного времени при самостоятельной подготовке (в зависимости от
Начиная изучение дисциплины, студенту необходимо:
• ознакомиться с программой, изучить список рекомендуемой литературы. К программе курса необходимо будет возвращаться постоянно, по мере усвоения каждой темы в отдельности, для того чтобы понять: достаточно ли полно изучены все вопросы;
• внимательно разобраться в структуре курса, в системе распределения учебного материала по видам занятий, формам контроля, чтобы иметь представление о курсе в целом, о лекционной и се-минарской части всего курса изучения;
• обратиться к методическим пособиям по дисциплине, позволяющим ориентироваться в по-следовательности выполнения заданий;
• переписать в тетрадь для лекций (на отдельной странице) и прикрепить к внутренней стороне обложки учебно-тематический план дисциплины, а в тетрадь для практических занятий – темы практических (семинарских занятий).
При подготовке к занятиям необходимо руководствоваться нормами времени на выполнение заданий. Например, при подготовке к занятию на проработку конспекта одной лекции, учебников, как правило, отводится от 0,5 часа до 2 часов, а на изучение первоисточников объемом 16 страниц печатного текста с составлением конспекта 1,5–2 часа, с составлением лишь плана около 1 часа.
2.2 Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины
В соответствии с целями и задачами дисциплины студент изучает на занятиях и дома разделы лекционного курса, готовится к практическим (семинарским) занятиям, проходит контрольные точ-ки текущей аттестации, включающие разные формы проверки усвоения материала: собеседование, контрольная работа, написание (и защита) реферата, эссе, творческого задания, решение кейс-задач, зачет.
Освоение курса включает несколько составных элементов учебной деятельности.
1. Внимательное чтение программы курса (помогает целостно увидеть структуру изучаемых вопросов).
2. Изучение методических изданий: 1) «Методические рекомендации по изучению дисципли-ны»; 2) «Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов».
Важная роль в планировании и организации времени на изучение дисциплины отводится зна-комству с планом-графиком выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине. В нем содержится перечень контрольных испытаний для всех модулей, включая зачёт (экзамен); указаны сроки сдачи заданий, предусмотренных учебной программой курса.
3. Важнейшей составной частью освоения курса является посещение лекций (обязательное) и их конспектирование. Глубокому освоению лекционного материала способствует предварительная подготовка, включающая чтение предыдущей лекции, работу со словарями, энциклопедиями, учеб-никами.
4. Регулярная подготовка к семинарским/практическим занятиям и активная работа на заняти-ях, включающая:
– повторение материала лекции по теме семинара/практического занятия;
– знакомство с планом занятия и списком основной и дополнительной литературы, с рекомен-дациями по подготовке к занятию;
– изучение научных сведений по данной теме в разных учебных пособиях;
– чтение первоисточников и предлагаемой дополнительной литературы, использование слова-рей, энциклопедий;
– выписывание основных терминов по теме, нахождение их объяснения в специальных слова-рях и энциклопедиях;
– составление конспекта, текста доклада (написание, защита реферата), при необходимости, плана ответа на основные вопросы семинара; составление схем, таблиц;
– посещение консультаций по дисциплине с целью выяснения возникших сложных вопросов при подготовке к семинару, пересдаче контрольных заданий.
5. Подготовка к контрольным опросам и контрольным работам.
6. Самостоятельная проработка тем, не излагаемых на лекциях. Написание конспекта.
6. Подготовка к зачету/экзамену (в течение семестра), повторение материала всего курса дис-циплины.
2.3 Советы по конспектированию лекций
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, дока-зательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики поня-тий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффектив-ность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и опреде-ляет основные ее направления (подготовку к семинарам, написание контрольных работ, докладов, рефератов).
Активная, вдумчивая и плодотворная работа на лекциях – ключ к усвоению сложных и необ-ходимых знаний.
Усвоив материал лекции, студент обязан еще и работать самостоятельно, читать литературу, предлагаемую для подготовки к семинарским занятиям. Но основой для понимания будет все-таки лекция и написанный студентом конспект. Правильно написанный конспект помогает усвоить 80 % нужной информации.
Хороший конспект – залог четких ответов на занятиях, хорошего выполнения контрольных опросов и контрольных работ. Значимость конспектирования на лекционных занятиях несомненна. Проверено, что составление эффективного конспекта лекций может сократить в четыре раза время, необходимое для полного восстановления нужной информации.
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции, внести исправления, выделить важные аспекты изучаемого материала.
Как вести конспекты лекций?
Конспектирование лекции – важный шаг в запоминании материала, поэтому конспект лекций необходимо иметь каждому студенту. Именно конспект позволяет зафиксировать и запомнить глав-ные, характерные черты изучаемого процесса. Задача студента на лекции – одновременно слушать преподавателя, анализировать и конспектировать информацию. При этом как свидетельствует прак-тика, не нужно стремиться вести дословную запись. Средняя скорость речи лектора –125 слов в ми-нуту. Максимальная же скорость чтения лекции, при которой «средний» студент способен слушать и понимать – 450 слов в минуту. Среднестатистическая скорость письма человека 50–70 слов в ми-нуту. Таким образом, лекцию преподавателя можно конспектировать, при этом важно не только внимательно слушать лектора, но и выделять наиболее важную информацию и сокращенно записы-вать ее.
При этом одно и то же содержание фиксируется в сознании четыре раза: во-первых, при самом слушании; во-вторых, когда выделяется главная мысль; в-третьих, когда подыскивается обобщаю-щая фраза, и, наконец, при записи. Материал запоминается более полно, точно и прочно.
Что нужно записывать на лекции?
В любом учебном материале содержится главная и второстепенная информация. Наиболее важную информацию (определения, формулировки законов, теоретических принципов, основные выводы) необходимо записывать обязательно. В лекциях ее повторяют или даже диктуют. Второ-степенная информация (теоретическая аргументация, фактические обоснования, примеры, описания исследовательских методов и процедур, подробные характеристики отдельных явлений, факты из истории культуры, житейской практики и т.п.) нужна для понимания главной информации. Основ-ное содержание конспектирования составляет обобщение и сокращение второстепенной информа-ции.
Как оформить конспект лекции?
Конспект помогает не только лучше усваивать материал на лекции, он оказывается незаменим при подготовке к зачету (экзамену). Следовательно, студенту в дальнейшем важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркера-ми. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, нако-нец, собственные комментарии.
Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не должно быть более 10–15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.). Наконец, длинные слова можно «укорачи-вать» или сокращать, однако это допустимо только для достаточно узнаваемых слов.
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения (на стра-нице не более четырех). Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что поз-воляет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. По-вторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к зачету (экзамену).
После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на вопросы кон-трольных тестов и составляя необходимые схемы, таблицы.
Как бы хорошо не усваивал студент знания по конспекту лекций и учебнику, этого недоста-точно, чтобы основательно овладеть знаниями. Необходимо обращение к теоретическим работам.
2.4 Общие рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям
Семинарские (практические) занятия являются одним из видов занятий при изучении курса и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, конспек-тирование предложенной литературы, составление схем, таблиц, работу со словарями, учебными пособиями, первоисточниками, написание эссе, подготовку докладов.
Целью семинарских (практических) занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познава-тельных способностей.
Задачей семинарского (практического) занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументи-ровать собственную позицию.
Согласно тематическому плану семинарские (практические) занятия ориентированы на осве-щение важных тем.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических заня-тий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления.
На семинарских (практических) занятиях предполагается обсуждение наиболее значимых во-просов темы на основе предварительной проработки материала. Практические (семинарские) заня-тия способствуют более глубокому осмыслению изучаемых явлений, их систематизации.
Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов.
В процессе подготовки к семинарским (практическим) занятиям студент учится:
1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, энциклопедическими изданиями, справочниками;
2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;
3) выступать перед аудиторией;
4) рационально усваивать категориальный аппарат.
Самоподготовка к семинарским (практическим) занятиям включает такие виды деятельности:
1) самостоятельная проработка конспекта лекции, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы;
2) конспектирование обязательной литературы; работа с первоисточниками (является основой для обмена мнениями, выявления непонятного);
3) выступления с докладами (работа над рефератами и их защита);
4) подготовка к контрольным опросам и контрольным работам; зачету.
Подготовка к семинарскому (практическому) занятию начинается со знакомства с методиче-скими разработками, в которых детально разработаны пути освоения курса. В свою очередь успех освоения материала заложен в тщательной, всесторонней подготовке, включая работу над термина-ми, составлением схем, таблиц.
При работе над текстом лекции студенту следует обратить особое внимание на значимые во-просы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на тему предстоящего занятия и рекомендации.
Освоение темы связано с проработкой учебников по дисциплине – отбором необходимого ма-териала, примеров, обусловленных темой занятия.
Важно не только внимательно отобрать и прочесть рекомендуемую литературу к занятию, но и составить конспект проработанного учебного материала. Еще в античные времена люди начали конспектировать. В буквальном смысле «конспект» означает «обзор».
При этом правильно составленный конспект позволяет тренировать память. Эксперименталь-ные данные подтверждают, что самостоятельно сформулированная фраза запоминается в семь раз быстрее, чем продиктованная.
Конспектирование первоисточников предполагает краткое, лаконичное письменное изложе-ние основного содержания, смысла (доминанты) какого-либо текста. Вместе с тем этот процесс тре-бует активной мыслительной работы. Конспектируемый материал содержит информацию трех ви-дов: главную, второстепенную и вспомогательную. Главной является информация, имеющая основ-ное значение для раскрытия сущности того или иного вопроса, темы. Второстепенная информация служит для пояснения, уточнения главной мысли. К этому типу информации относятся разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования). Назначение вспомогательной информации – помочь читателю лучше понять данный материал. Это всякого рода напоминания о ранее излагав-шемся материале, заголовки, вопросы.
Работая над текстом автора, следует избегать механического переписывания текста. Важно вы-делять главные положения, фиксирование которых сопровождается, в случае необходимости, цита-тами. Вспомогательную информацию при конспектировании не записывают. В конспекте необхо-димо указывать источник в такой последовательности: 1) автор; 2) название работы; 3) место изда-ния; 4) название издательств; 5) год издания; 6) нумерация страниц (на полях конспекта). Эти дан-ные позволят быстро найти источник, уточнить необходимую информацию при подготовке к кон-трольному опросу, тестированию или при подготовке к контрольной работе. Усвоению нового ма-териала неоценимую помощь оказывают собственные схемы, рисунки, таблицы, графическое выде-ление важной мысли. На каждой странице конспекта возможно выделение трех-четырех важных моментов по определенной теме. Необходимо в конспекте отражать сущность проблемы, постав-ленного вопроса, что служит решению поставленной на семинаре задаче.
Не следует увлекаться ксерокопированием отдельных страниц статей, книг, содержание кото-рых не всегда полностью соответствует поставленным вопросам и не является отражением интере-сующих Вас идей. Ксерокопии – возможное дополнительное средство для наиболее полного отбора учебного материала при самостоятельной работе с отрывками из первоисточников.
Самое главное на семинарском занятии – уметь изложить свои мысли окружающим, поэтому необходимо обратить внимание на полезные советы.
• Если Вы чувствуете, что не владеете навыком устного изложения, составляйте подробный план материала, который будете излагать. Но только план, а не подробный ответ, т.к. в этом случае Вы будете его читать.
• Старайтесь отвечать, придерживаясь пунктов плана.
• Старайтесь не волноваться. Вас окружают друзья, а они очень благожелательны к Вам.
• Говорите внятно при ответе, не употребляйте слова-паразиты.
• Постарайтесь изложить свои мысли по тому или иному вопро¬су дома, в общежитии.
• Преодолевайте боязнь выступлений. Смелее вступайте в по¬лемику и не страдайте, если Вам не удастся в ней победить.
Консультация как дополнительная форма учебных занятий предоставляет студентам возмож-ность разъяснить вопросы, возникшие на лекции, при подготовке к семинарам или экзаменам, при написании студенческой научной работы, при самостоятельном изучении материала.
В любом случае, если Вы собрались идти на консультацию:
• постарайтесь заранее четко сформулировать свой вопрос (или вопросы);
• задавая вопрос преподавателю, покажите, что Вы самостоятельно сделали для его разъясне-ния.
2.5. Рекомендации по подготовке и оформлению реферата
Понятие «реферат» При организации самостоятельной работы по дисциплине, в ходе подго-товки к семинарам, конференциям, лекциям, а также при проведении итоговой аттестации, приме-няется форма деятельности – написание реферата (от лат. referre – докладывать, сообщать).
Реферат – краткое точное изложение содержания первоисточников, научных статей, включа-
Реферат – это творческая работа, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, про-блемы.
Рациональная организация реферирования предполагает несколько этапов работы.
По теме реферата студенты выступают на семинарских занятиях и теоретических конференци-ях. Авторы лучших рефератов участвуют в конкурсах студенческих работ.
Формулировка темы должна ориентировать на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным предметом исследования, хронологические рамки изучаемого исторического периода, круг рассматриваемых проблем.
Процесс отбора литературы по теме – фундамент для написания реферата. Это не механиче-ский, а сложный, творческий процесс. Кроме того, следует руководствоваться качественной сторо-ной используемых источников, а не пытаться найти большое количество. Полезно научиться «бег-ло» просматривать книги, чтобы установить, какие из них требуют вдумчивого и глубокого изуче-ния.
Начинать изучать проблему лучше с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы. В первую очередь изучаются работы, вышедшие в последние годы:
в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем просматриваются материалы, вышедшие в более раннее время. Необходимо обратиться к справочно-библиографическим каталогам, картотекам в читальных залах и библиотеках. В случае затруднений полезно проконсультироваться с библиографом или с преподавателем.
Широкие возможности открывает Интернет: источники информации пользователь находит по электронным адресам.
Затем составляется список необходимой (или имеющейся) литературы или оформляются кар-точки с обязательным указанием данных об авторе (если есть автор), полном названии, месте и вре-мени издания и количестве страниц книги.
Составление содержания (плана) реферата
Предварительный обзор литературы по проблеме дает общее представление относительно объ-ема предстоящей работы в целом. После решения, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в процессе работы, составляется (в произвольной форме на черновике) рабо-чий план. В ходе написания реферата он уточняется.
План может составляться на основе хронологического или проблемного подхода к рассмотре-нию того или иного явления, процесса. Возможно и сочетание обоих принципов раскрытия темы.
На основании плана ведется накопление и целенаправленный отбор необходимого материала, определяется деление текста на логические соподчиненные элементы и даются названия частям ре-ферата, составляется его содержание.
Сбор фактического материала
Реферат не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы
. Как правило, реферат составляется на основе двух и более первоисточников.
При этом рекомендуется использовать как уточняющий материал культурологические словари, хрестоматии, учебники.
Привлечение первоисточников по проблемам культуры является очень ценным. Изучение ши-рокого круга разнообразных источников по исследуемому вопросу поможет сохранить объектив-ность, избежать использования непроверенных или недостоверных фактов, что подчас зависит от исторических условий, в которых трудился ученый, от его индивидуального видения проблемы. Ес-ли при анализе нескольких источников выявляется противоречивая информация, то логично изло-жить разные сведения, признать одни мнения спорными, правоту других попытаться аргументиро-вать, обосновать более приемлемую позицию.
Ссылки на литературу, с которой автор реферата сам не работал, не допускаются. В случае вторичного (двойного) цитирования необходимо давать ссылку на то издание, откуда взята цитата.
Убедившись в том, что материала для раскрытия темы собрано достаточно, можно уточнить формулировки пунктов содержания реферата (они будут соответствовать заголовкам разделов рабо-ты) и приступать к написанию текста.
Написание реферата
Типичная ошибка при написании реферата– стремление переписывать из нескольких книг ча-сти текста. Высокой оценки такой реферат, как правило, не заслуживает. Не бездумное переписыва-ние отрывков из имеющихся исследований, а тщательный отбор и систематизация материала, его анализ – вот основной смысл деятельности по переработке собранной информации. Конечно, в окончательный вариант реферата войдет лишь часть всего материала.
Независимо от темы реферат предполагает четкую и обоснованную структуру, включающую такие элементы: содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной лите-ратуры. Возможно наличие приложений.
Введение – очень ответственная часть работы, так как ориентирует на последующее раскрытие темы. Текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.
Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса. Объем введения составляет примерно десятую часть от общего объема работы.
В основной части, как правило, разделенной на соразмерные друг другу главы и параграфы (в содержании эти слова не пишутся, лишь нумеруются), необходимо раскрыть все пункты составлен-ного ранее содержания, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее. Важно добиваться того, чтобы основная идея, вы-двинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на решение главных задач. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершить обобщением.
В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные от-веты на поставленные вопросы. Логичное заключение по объему не должно превышать введения. Вместе с тем логичность выводов, по каждому пункту содержания подчеркивается вводными сло-вами, например: во-первых, во-вторых, в-третьих.
Наиболее частыми недостатками рефератов являются следующие: неумение выделить главное, утрата «чувства проблемы» и перенасыщенность работы второстепенным материалом, не имеющим прямого отношения к теме; поверхностность, приблизительность суждений или их категоричность; пестрота в изложении; бедный или, напротив, «наукообразный» язык.
Следует избегать длинных и многочисленных цитат: позицию автора, чьи сведения использу-ются, можно пересказать своими словами, но без искажения ее смысла.
Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источ-ники, с которыми непосредственно работал автор реферата. Список составляется в алфавитном по-рядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.
Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего спис-ка.
Повысить уровень работы, более полно раскрыть тему и дополнить текст реферата помогают копии документов, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.д. – то, что составит приложение. При этом недопустимо прилагать вырезки из книг, журналов (в данном случае в приложении могут быть ксерокопии, рисунки, таблицы). Приложение должно иметь название или пояснительную под-пись. Кроме того, нужно указывать вид прилагаемой информации – схема, список, рисунок, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы для приложения. Этот источник также вно-сится в список использованной литературы.
Рекомендации по защите реферата
К устной защите реферата нужно добросовестно подготовиться. Целесообразно заранее соста-вить письменные тезисы сообщения (кратко сформулированные основные положения). Полезно накануне «проговорить» вслух свой доклад, «засекая» время. В ходе же самого выступления не сле-дует все время читать по бумаге, иначе теряется контакт со слушателями, может сложиться впечат-ление, что выступающий не уверен в себе, в своих знаниях. Чем лучше оратор
Необходимо включить больше полезной и интересной информации в свое краткое выступле-ние (7–10 минут), отбросить все лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной рабо-ты, основные положения ее содержания, сообщить мнения ученых.
Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, картами, рисунками и т.п. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно. Дискуссия помогает расширить кругозор, прояснить пози-ции сторон по обсуждаемой проблеме. Следует избегать часто встречающихся ошибок: злоупотреб-ление незнакомыми терминами и понятиями, а также большое количество фактов, цитат; наличие слов-паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы» и других. Скованная и невнятная речь также затрудняет понимание. Если есть сомнения в постановке ударения, необходимо обратиться к слова-рям.
2.6 Рекомендации по работе с литературой
Приступая к изучению дисциплины, студенты должны не только ознакомиться с учебной про-граммой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке вуза, но и полу-чить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести две тетради для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.
Учитывая, что работа студентов с литературой, в частности, с первоисточниками, вызывает определенные трудности, методические рекомендации указывают на методы работы с ней.
Во-первых, следует ознакомиться с планом и методическими рекомендациями, данными к каждому практическому занятию (см. раздел «Рекомендации по подготовке к семинарским (практи-ческим) занятиям».
Во-вторых, необходимо проработать конспект лекций, основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях, а также дополни-тельно использовать интернет-ресурсы. Список обязательной и дополнительной литературы, вклю-чающий первоисточники, научные статьи, учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, предлагаются к каждому учебному занятию.
В-третьих, все прочитанные статьи, первоисточники, указанные в списке основной литерату-ры, следует законспектировать. Вместе с тем это не означает, что надо конспектировать «все под-ряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и пока-зательные цитаты (с указанием страниц и источника). Сложные тексты необходимо научиться «чи-тать медленно» для того, чтобы понять каждое прочитанное слово и выявить сущность изучаемого вопроса. Законспектированный материал поможет проанализировать различные точки зрения по спорным вопросам и аргументировать собственную позицию, будет способствовать выработке соб-ственного мнения по данной проблеме.
2.7 Рекомендации по подготовке к зачету (экзамену)
Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет (экзамен).
Зачет, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.
Подготовка к зачету и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:
1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, практические занятия, семинары);
2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в роли докладчика и в роли оппонента, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, при-ходить подготовленными к занятию);
3) своевременно выполнять контрольные работы, написание и защита доклада (реферата), кон-спектов, не откладывать их выполнение на последнюю неделю перед зачетом;
4) регулярно систематизировать материал записей лекционных, практических занятий: напи-сание содержания занятий с указанием страниц, выделением (подчеркиванием, цветовым оформле-нием) тем занятий, составление своих схем, таблиц.
Подготовка к зачету предполагает самостоятельное повторение ранее изученного материала не только теоретического, но и практического.
Систематическая и своевременная работа по освоению знаний становится залогом получения зачета «автоматом» при получении не менее 65 баллов (в соответствии с рейтинговой системой оценок).
Студенты, не набравшие 65 баллов, готовятся к зачету, на котором должны показать, что мате-риал курса ими освоен.
При подготовке к зачету студенту необходимо:
– ознакомиться с предложенным списком вопросов;
– повторить теоретический материал дисциплины, используя материал лекций, практических занятий, учебников, учебных пособий;
– повторить основные понятия и термины, используя культурологические словари;
– ответить на вопросы теста (для самопроверки);
– написать и своевременно сдать на проверку реферат, а также защитить его.
Для допуска к зачету студенту необходимо получить за семестр не менее 45 баллов. Для этого в течение семестра студенту необходимо посещать лекции и вести их конспектирование, принимать активное участие в обсуждении тем на практических занятиях, самостоятельно писать конспекты к практическим занятиям, выполнять все контрольные задания.
Неудовлетворительный ответ, демонстрирующий незнание понятийного аппарата (терминов, понятий), непонимание, незнание теоретического материала, систематическое непосещение заня-тий, является основанием для выставления незачета;
Итоговый рейтинг знаний студентов складывается:
• из рейтинга знаний студентов по итогам работы за семестр (максимальный семестровый рей-тинговый балл – 100);
• балла, полученного студентом на зачете в семестре (максимальный рейтинговый балл на за-чете – 100.
Другой формой контроля является экзамен.
Критерии оценки:
- «отлично» – выставляется студенту, если он показал глубокое знание теории, видение логи-ческой структуры и закономерностей науки, хорошее осмысление основных вопросов анализируе-мой проблемы, умея при этом раскрывать психолого-педагогические и социально-политические по-нятия на различных примерах. Ответ по форме логичен, содержателен;
- «хорошо» – выставляется студенту, если он показал достаточное знание теории, хорошее осмысление основных вопросов анализируемой проблемы, умея при этом раскрывать категориаль-ные понятия на конкретных примерах. Ответ по форме логичен, содержателен, но недостаточно по-лон и аргументирован;
- «удовлетворительно» – выставляется студенту, если он показал знания основных теоретиче-ских положений, но допустил существенные проблемы в теоретической подготовке, а также про-явил определенные затруднения или неточности при анализе конкретных научных фактов;
- «неудовлетворительно» – если студент не владеет (или владеет в незначительной степени) основным программным материалом в объеме, необходимым для будущей профессиональной дея-тельности.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.