УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формирование у магистров принципов рационального проектирования элементов мониторинга безопасности, учитывающие конкретные условия эксплуатации;
- принципов работы, технические характеристики, конструктивные особенности устройств мониторинга безопасности;
- основных направлений совершенствования мониторинга безопасности.
Основные направления воздействий технологий на окружающую среду
умеет
Применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду
владеет навыками
Проводить проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем
Применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду, определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства
умеет
Применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду, определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства
владеет навыками
Проводить проектирование оборудования для мониторинга безопасности водной среды
Приоритеты охраны окружающей среды
умеет
Определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства
владеет навыками
Разрабатывать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности
Основные экологические факторы
умеет
Определять потенциальное влияние экологических факторов
владеет навыками
Выявлять факторы, имеющие отношение к производственной деятельности предприятия
Факторы экологического менеджмента
умеет
Определять цели и задачи предприятия в области охраны окружающей
среды
владеет навыками
Проводить оценку влияния факторов на цели и задачи предприятия
Уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду
умеет
Проводить оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
владеет навыками
Разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Мониторинг безопасности».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Мониторинг безопасности».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Мониторинг безопасности».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Мониторинг безопасности» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по
1. Стратегия и тактика защиты среды обитания.
2. Характеристика методов и средств защиты среды обитания.
3. Классификация средств защиты и основные принципы их выбора и применения; обеспечение допустимого уровня негативного воздействия на среды обитания.
Контрольная работа № 2
Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:
1. Водное хозяйство промышленных предприятий: состав и свойства производственных сточных вод; режим водоотведения.
2. Схемы водообеспечения и водоотведения промышленных предприятий.
3. Особенности водоотводящих систем промышленных предприятий.
4. Использование производственных сточных вод и извлечение из них ценных веществ.
Контрольная работа № 3
1. Условия выпуска производственных сточных вод в городскую водоотводящую сеть.
2. Условия выпуска производственных сточных вод в водоемы.
3. Определение необходимой степени очистки производственных сточных вод.
4. Сооружения механической очистки производственных сточных вод: решетки, песколовки, усреднители, первичные отстойники, отстойники специального назначения гидроциклоны, сетчатые барабанные фильтры, фильтры, центрифуги и жидкостные сепараторы.
1. Международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности.
2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности региона.
3. Международный опыт государственного регулирования надзорной и контрольной деятельности в сфере радиационной безопасности.
4. Полномочия Прокуратуры РФ в области управления охраной труда.
5. Общественные организации и их деятельность в решении экологических проблем региона (регион можно выбрать самостоятельно).
6. Государственная политика, основные направления государственной политики и принципы управления и контроля за безопасностью в техносфере.
7. Проведение государственной экспертизы условий труда.
8. Понятие контроля и критерии результативности деятельности предприятия в сфере безопасности.
9. Механизмы стимулирования работодателей по улучшению условий труда и повышения уровня безопасности производства.
10. Документирование процесса надзора и контроля в сфере безопасности.
11. Методы контроля воздействия объектов техносферы на состояние окружающей среды.
12. Контрольные требования, предъявляемые к грузоподъемным устройствам и механизмам по перемещению грузов, их поверка и безопасность эксплуатации.
13. Международные методики оценки условий труда и состояния охраны труда на рабочих местах.
14. Контроль и надзор в области транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.
15. Индивидуальный риск для жизни и здоровья людей.
16. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
17. Нормативные правовые основы государственного регулирования в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Теоретические вопросы:
1. Принципы естественного устройства биосферы. Факторы антропогенного
2. Факторы антропогенного развития. Их влияние на окружающую среду.
3. Концепция устойчивого развития. Основные проблемы.
4. Экологическая доктрина России, основные задачи.
5. Экологически опасные виды производств и объектов.
6. Классификация видов загрязнений окружающей среды (по физико-химическим параметрам и по воздействию на компоненты окружающей среды).
7. Теоретические основы безотходной технологии. Три типа товарного производства.
8. Рециркуляция водных потоков и создание оборотных систем водоснабжения.
9. Критерии безотходности и экологичности производства.
10. Выбор технологической схемы экозащитного процесса с учетом химических, технологических и экологических факторов.
11. Источники и виды загрязнений гидросферы.
12. Классификация промышленных сточных вод и химических загрязнителей.
13. Современные методы очистки сточных вод от промышленных загрязнений.
14. Характеристика сельско-хозяйственных и бытовых стоков и методы очистки.
15. Классификация загрязнений, выбрасываемых в атмосферу. Виды промышленных газообразных выбросов.
16. Санитарно-защитные зоны.
17. Основы конструирования мониторинга безопасности устройств
18. Классификация процессов и аппаратов, используемых для очистки выбросов в атмосферу.
19. Очистка газовых выбросов от газообразных примесей.
20. Источники твердых отходов, их свойства.
21. Проблема и методы переработки твердых промышленных отходов.
22. Современные химико-технологические системы комплексной переработки отходов.
23. Устойчивость и безопасность окружающей природной среды (ОС). Принципы устойчивости биосферы.
24. Понятие отходов. Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации отходов.
25. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов). Организация обращения с отходами.
26. Документирование деятельности по обращению с отходами. Паспортизация и сертификация отходов. Паспортизация опасных отходов.
27. Круговорот веществ – важный принцип устойчивости экосистем. Биогенные элементы. Биогеохимический цикл углерода.
28. Биогеохимические циклы водорода и кислорода.
29. Биогеохимические циклы азота и серы,
30. Биогеохимические циклы фосфора и металлов.
31. Самоочищающая способность экосистем: биотические и абиотические процессы. Деятельность микроорганизмов в почве, воде, воздухе. Параметры устойчивости экосистем.
32. Источники образования твердых отходов: сточные воды. Источники и виды загрязнений гидросферы. Виды сточных вод.
33. Виды загрязнений производственных сточных вод. Современные методы очистки сточных вод от промышленных загрязнений.
34. Сельскохозяйственные и бытовые стоки и методы их обработки.
35. Осадки сточных вод и методы их переработки и утилизации.
36. Биологические методы переработки. Метановое сбраживание. Компостирование. Вермикуляция.
37. Термические методы обезвреживания отходов. Виды и принципы переработки. Устройство технологического оборудования.
38. Источники образования твердых отходов: газовоздушные выбросы. Методы обезвреживания. Гравитационное осаждение. Фильтрация. Абсорбция. Хемосорбция. Принципы абсорбционной очистки.
39. Переработка промышленных отходов. Переработка нерадиоактивных отходов.
40. Гигиенические требования к выбору способов захоронения промышленных отходов (твердых, пылевидных, пастообразных).
41. Переработка промышленных отходов. Термообработка. Переработка шламов (гальванического, нефтяного) и шлаков (металлургия).
42. Особенности переработки отходов по отраслям промышленности. Комплексные системы переработки отходов.
43. Источники и переработка радиоактивных отходов. Особенности захоронения радиоактивных отходов.
44. Источники образования и методы переработки отходов с высоким содержанием органических веществ. Специфика методов переработки.
45. Биоэнергетика на отходах (химическое окисление, термическая газокогенерация, биологическое брожение).
46. Переработка отходов сельскохозяйственной промышленности. Биогазоэнергетические установки. Аэробные и анаэробные методы обеззараживания отходов с/х. Принципы и виды переработки. Биокомпостирование.
47. Классификация городских отходов. Муниципальные системы управления городскими отходами.
48. 60.Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации и переработки.
49. Общие принципы и методы переработки нерадиоактивных отходов.
50. Методы удаления и переработки радиоактивных отходов в зависимости от агрегатного состояния.
51. Дополнительные источники образования твердых промышленных отходов: сточные воды, газовоздушные выбросы.
52. Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности
53. Методы переработки и утилизации осадков и шламов.
54. Основные источники образования и пути утилизации органических отходов.
55. Биоэнергетика на твердых отходах (прямое сжигание, термическая газогенерация, биологическое брожение).
56. Методы обеззараживания и утилизации осадков бытовых сточных вод.
57. Особенности подготовки и механической обработки твердых бытовых отходов.
58. Измельчение и компактирование твердых бытовых отходов.
59. Процессы «сухой» механизированной сепарации (сортировки) отходов.
60. Специфика программ мониторинга в системе обращения с отходами.
61. Лицензирование деятельности по обращению с отходами.
62. Современные методы обеспечения аналитического контроля и идентификации отходов
Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
При изучении дисциплины «Мониторинг безопасности» необходимо обратить внимание на
Первая тема «Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности». Цель: формирование у студентов представления об антропогенном воздействии технологий на окружающую среду. Основные задачи: выявить уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; рассмотреть приоритеты охраны окружающей среды; изучить основные направления воздействий технологий на окружающую среду. После изучения темы студент должен знать: уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; приоритеты охраны окружающей среды; основные направления воздействий технологий на окружающую среду. Студент должен уметь: применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду, определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства.
Вторая тема «Основы конструирования мониторинга безопасности устройств». Цель: формирование у студентов представления и навыков конструирования мониторинга безопасности устройств. Основные задачи: рассмотреть организационные мероприятия управления мониторинга безопасности устройств; изучить основы конструирования мониторинга устройств; изучить методы загрязнения окружающей среды. После изучения темы студент должен знать: организационные мероприятия управления мониторинговых устройств; информационные технологии в управлении мониторинг устройств. Студент должен уметь: провести оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности
Третья тема «Проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем». Цель: актуализация и закрепление у студентов знаний в области проектирования мониторинга безопасности вентиляционных систем. Основные задачи: рассмотреть общие требования снижения вредного воздействия на окружающую среду; выявить ответственность за решения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. После изучения темы студент должен знать: общие требования снижения вредного воздействия на окружающую среду; ответственность за решения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Студент должен уметь: провести проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности.
Четвертая тема «Проектирование оборудования для мониторинга безопасности водной среды». Цель: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере мониторинга безопасности водной среды. Основные задачи: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере мониторинга безопасности водной среды. После изучения темы студент должен знать - современные методы и оборудование для мониторинга безопасности водной среды. Студент должен уметь: провести проектирование оборудования для мониторинга безопасности водной среды; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности.
Пятая тема «Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов». Цель: формирование у студентов знаний, умений и навыков в проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Основные задачи: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. После изучения темы студент должен знать - современные методы проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Студент должен уметь: провести проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности.
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.