2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Мониторинг безопасности_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.03 Мониторинг безопасности
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Мониторинг безопасности» являются:

- формирование у магистров принципов рационального проектирования элементов мониторинга безопасности, учитывающие конкретные условия эксплуатации;

- принципов работы, технические характеристики, конструктивные особенности устройств мониторинга безопасности;

- основных направлений совершенствования мониторинга безопасности.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.1 Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Основные направления воздействий технологий на окружающую среду

умеет

Применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду

владеет навыками

Проводить проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.2 Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду, определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства

умеет

Применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду, определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства

владеет навыками

Проводить проектирование оборудования для мониторинга безопасности водной среды

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен планировать в системе экологического менеджмента в организации
ПК-2.2 Разрабатывает и планирует действия по достижению экологических целей в организации
знает

Приоритеты охраны окружающей среды

умеет

Определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства

владеет навыками

Разрабатывать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности

 
 
 
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
знает

Основные экологические факторы

умеет

Определять потенциальное влияние экологических факторов

владеет навыками

Выявлять факторы, имеющие отношение к производственной деятельности предприятия

 
 
 
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.2 Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
знает

Факторы экологического менеджмента

умеет

Определять цели и задачи предприятия в области охраны окружающей

среды

владеет навыками

Проводить оценку влияния факторов на цели и задачи предприятия

 
 
 
 
 
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
знает

Уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду

умеет

Проводить оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

владеет навыками

Разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Мониторинг безопасности» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Мониторинг безопасности» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Экологическая проектная деятельность
 
Производственный экологический контроль
 
Экологическое нормирование
 
Экология урбанизированных территорий
 
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
 
Государственный и муниципальный экологический надзор
 
Методы эколого-аналитических исследований
 
Освоение дисциплины «Мониторинг безопасности» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Мониторинг безопасности» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
144/4
12
42
90
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
10
практической подготовки
8
20
36
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
144/4
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Общая часть
1.
 
Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности
3
8
12
1.1.
6
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Основы конструирования мониторинга безопасности устройств
3
8
12
1.2.
6
6
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос, Реферат
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
2 раздел. Контрольная работа №1
2.
 
Контрольная работа №1
3
2
2
КТ 1
2.1.
2
Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
3 раздел. Общая часть
3.
 
Проектирование оборудования для мониторинга безопасности атмосферы
3
16
6
3.1.
6
Реферат, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем
3
16
6
3.2.
6
Реферат, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
4 раздел. Контрольная работа №2
4.
 
Контрольная работа №2
3
2
2
КТ 2
4.1.
2
Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
5 раздел. Общая часть
5.
 
Общая часть 
3
18
8
5.1.
8
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
3
14
4
5.2.
4
Реферат, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
6 раздел. Контрольная работа №3
6.
 
Контрольная работа №3
3
2
2
КТ 3
6.1.
2
Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
7 раздел. Промежуточная аттестация
7.
 
Промежуточная аттестация
3
7.1.
УК-2.1, УК-2.2, УК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
86
144
12
42
 
Итого
90
144
12
42
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности
Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности
6/2
 
Основы конструирования мониторинга безопасности устройств
Основы конструирования мониторинга безопасности устройств
6/-
 
Итого
12
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности
8
 
Основы конструирования мониторинга безопасности устройств
8
 
Контрольная работа №1
2
 
Проектирование оборудования для мониторинга безопасности атмосферы
16
 
Проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем
16
 
Контрольная работа №2
2
 
Проектирование оборудования для мониторинга безопасности водной среды
18
 
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
14
 
Контрольная работа №3
2
 
Промежуточная аттестация
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Мониторинг безопасности» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Мониторинг безопасности».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Мониторинг безопасности».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Мониторинг безопасности».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
2
Основы конструирования мониторинга безопасности устройств
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
3
Контрольная работа №1
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
4
Проектирование оборудования для мониторинга безопасности атмосферы
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
5
Проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
6
Контрольная работа №2
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
7
Общая часть 
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
8
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
9
Контрольная работа №3
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
10
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Мониторинг безопасности»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ПК-1.1:Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
x
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Методы эколого-аналитических исследований
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическое нормирование
x
Экология урбанизированных территорий
x
ПК-1.2:Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическое нормирование
x
ПК-2.2:Разрабатывает и планирует действия по достижению экологических целей в организации
Научно-исследовательская работа
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Преддипломная практика
x
Производственный экологический контроль
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
x
УК-2.1:Разрабатывает концепцию проекта в 
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства
x
Система управления отходами
x
Экологическая проектная деятельность
x
x
УК-2.2:Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
Экологическая проектная деятельность
x
x
УК-3.1:Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
Государственный и муниципальный экологический надзор
x
Психология саморазвития личности
x
Социальный менеджмент
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Мониторинг безопасности» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Мониторинг безопасности» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
10
 
КТ 2
Устный опрос
10
 
КТ 3
Устный опрос
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 9-7 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Устный опрос
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 9-7 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 3
Устный опрос
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 9-7 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Мониторинг безопасности»
Контрольная работа № 1

Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по

 
следующим вариантам:

1. Стратегия и тактика защиты среды обитания.

2. Характеристика методов и средств защиты среды обитания.

3. Классификация средств защиты и основные принципы их выбора и применения; обеспечение допустимого уровня негативного воздействия на среды обитания.

Контрольная работа № 2

Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:

1. Водное хозяйство промышленных предприятий: состав и свойства производственных сточных вод; режим водоотведения.

2. Схемы водообеспечения и водоотведения промышленных предприятий.

3. Особенности водоотводящих систем промышленных предприятий.

4. Использование производственных сточных вод и извлечение из них ценных веществ.

Контрольная работа № 3

1. Условия выпуска производственных сточных вод в городскую водоотводящую сеть.

2. Условия выпуска производственных сточных вод в водоемы.

3. Определение необходимой степени очистки производственных сточных вод.

4. Сооружения механической очистки производственных сточных вод: решетки, песколовки, усреднители, первичные отстойники, отстойники специального назначения гидроциклоны, сетчатые барабанные фильтры, фильтры, центрифуги и жидкостные сепараторы.

1. Международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности.

2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности региона.

3. Международный опыт государственного регулирования надзорной и контрольной деятельности в сфере радиационной безопасности.

4. Полномочия Прокуратуры РФ в области управления охраной труда.

5. Общественные организации и их деятельность в решении экологических проблем региона (регион можно выбрать самостоятельно).

6. Государственная политика, основные направления государственной политики и принципы управления и контроля за безопасностью в техносфере.

7. Проведение государственной экспертизы условий труда.

8. Понятие контроля и критерии результативности деятельности предприятия в сфере безопасности.

9. Механизмы стимулирования работодателей по улучшению условий труда и повышения уровня безопасности производства.

10. Документирование процесса надзора и контроля в сфере безопасности.

11. Методы контроля воздействия объектов техносферы на состояние окружающей среды.

12. Контрольные требования, предъявляемые к грузоподъемным устройствам и механизмам по перемещению грузов, их поверка и безопасность эксплуатации.

13. Международные методики оценки условий труда и состояния охраны труда на рабочих местах.

14. Контроль и надзор в области транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

15. Индивидуальный риск для жизни и здоровья людей.

16. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

17. Нормативные правовые основы государственного регулирования в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Теоретические вопросы:

1. Принципы естественного устройства биосферы. Факторы антропогенного

 
воздействия, приводящие к нарушению экосистемы. Понятие экологически чистого производства.

2. Факторы антропогенного развития. Их влияние на окружающую среду.

3. Концепция устойчивого развития. Основные проблемы.

4. Экологическая доктрина России, основные задачи.

5. Экологически опасные виды производств и объектов.

6. Классификация видов загрязнений окружающей среды (по физико-химическим параметрам и по воздействию на компоненты окружающей среды).

7. Теоретические основы безотходной технологии. Три типа товарного производства.

8. Рециркуляция водных потоков и создание оборотных систем водоснабжения.

9. Критерии безотходности и экологичности производства.

10. Выбор технологической схемы экозащитного процесса с учетом химических, технологических и экологических факторов.

11. Источники и виды загрязнений гидросферы.

12. Классификация промышленных сточных вод и химических загрязнителей.

13. Современные методы очистки сточных вод от промышленных загрязнений.

14. Характеристика сельско-хозяйственных и бытовых стоков и методы очистки.

15. Классификация загрязнений, выбрасываемых в атмосферу. Виды промышленных газообразных выбросов.

16. Санитарно-защитные зоны.

17. Основы конструирования мониторинга безопасности устройств

18. Классификация процессов и аппаратов, используемых для очистки выбросов в атмосферу.

19. Очистка газовых выбросов от газообразных примесей.

20. Источники твердых отходов, их свойства.

21. Проблема и методы переработки твердых промышленных отходов.

22. Современные химико-технологические системы комплексной переработки отходов.

23. Устойчивость и безопасность окружающей природной среды (ОС). Принципы устойчивости биосферы.

24. Понятие отходов. Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации отходов.

25. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов). Организация обращения с отходами.

26. Документирование деятельности по обращению с отходами. Паспортизация и сертификация отходов. Паспортизация опасных отходов.

27. Круговорот веществ – важный принцип устойчивости экосистем. Биогенные элементы. Биогеохимический цикл углерода.

28. Биогеохимические циклы водорода и кислорода.

29. Биогеохимические циклы азота и серы,

30. Биогеохимические циклы фосфора и металлов.

31. Самоочищающая способность экосистем: биотические и абиотические процессы. Деятельность микроорганизмов в почве, воде, воздухе. Параметры устойчивости экосистем.

32. Источники образования твердых отходов: сточные воды. Источники и виды загрязнений гидросферы. Виды сточных вод.

33. Виды загрязнений производственных сточных вод. Современные методы очистки сточных вод от промышленных загрязнений.

34. Сельскохозяйственные и бытовые стоки и методы их обработки.

35. Осадки сточных вод и методы их переработки и утилизации.

36. Биологические методы переработки. Метановое сбраживание. Компостирование. Вермикуляция.

37. Термические методы обезвреживания отходов. Виды и принципы переработки. Устройство технологического оборудования.

38. Источники образования твердых отходов: газовоздушные выбросы. Методы обезвреживания. Гравитационное осаждение. Фильтрация. Абсорбция. Хемосорбция. Принципы абсорбционной очистки.

39. Переработка промышленных отходов. Переработка нерадиоактивных отходов.

 
Складирование. Захоронение на полигонах.

40. Гигиенические требования к выбору способов захоронения промышленных отходов (твердых, пылевидных, пастообразных).

41. Переработка промышленных отходов. Термообработка. Переработка шламов (гальванического, нефтяного) и шлаков (металлургия).

42. Особенности переработки отходов по отраслям промышленности. Комплексные системы переработки отходов.

43. Источники и переработка радиоактивных отходов. Особенности захоронения радиоактивных отходов.

44. Источники образования и методы переработки отходов с высоким содержанием органических веществ. Специфика методов переработки.

45. Биоэнергетика на отходах (химическое окисление, термическая газокогенерация, биологическое брожение).

46. Переработка отходов сельскохозяйственной промышленности. Биогазоэнергетические установки. Аэробные и анаэробные методы обеззараживания отходов с/х. Принципы и виды переработки. Биокомпостирование.

47. Классификация городских отходов. Муниципальные системы управления городскими отходами.

48. 60.Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации и переработки.

49. Общие принципы и методы переработки нерадиоактивных отходов.

50. Методы удаления и переработки радиоактивных отходов в зависимости от агрегатного состояния.

51. Дополнительные источники образования твердых промышленных отходов: сточные воды, газовоздушные выбросы.

52. Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности

53. Методы переработки и утилизации осадков и шламов.

54. Основные источники образования и пути утилизации органических отходов.

55. Биоэнергетика на твердых отходах (прямое сжигание, термическая газогенерация, биологическое брожение).

56. Методы обеззараживания и утилизации осадков бытовых сточных вод.

57. Особенности подготовки и механической обработки твердых бытовых отходов.

58. Измельчение и компактирование твердых бытовых отходов.

59. Процессы «сухой» механизированной сепарации (сортировки) отходов.

60. Специфика программ мониторинга в системе обращения с отходами.

61. Лицензирование деятельности по обращению с отходами.

62. Современные методы обеспечения аналитического контроля и идентификации отходов

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Красс М. С. Моделирование эколого-экономических систем [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 272 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1072253 
 
Л1.2 Ветошкин А. Г. Технологии защиты окружающей среды от отходов производства и потребления [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 304 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/180866 
 
Л1.3 Селедец В. П. Системы обеспечения экологической безопасности природопользования [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Аспирантура. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2022. - 311 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=392183 
 
Л1.4 Ясовеев М. Г., Стреха Н. Л. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398645 
 
Л1.5 Ветошкин А. Г., Таранцева К. Р. Техногенный риск и безопасность [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 198 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=399283 
 
дополнительная
 
Л2.1 Непомнящий О. В., Вейсов Е. А. Проектирование сенсорных микропроцессорных систем управления [Электронный ресурс]:моногр.. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. - 149 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=442126 
 
Л2.2 Ясовеев М. Г., Какарека Э. В. Промышленная экология [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 292 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=404991 
 
Л2.3 Мазлоев В. З., Сапогова Г. В. Управление технологическими процессами и системами в растениеводстве [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010. - 241 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=494873 
 
Л2.4 Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США, России и Евросоюза [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 582 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=385871 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: С. В. Окрут, В. А. Стукало, Е. Е. Степаненко, О. Ю. Гудиев, Т. Г. Зеленская, И. О. Лысенко ; Ставропольский ГАУ Мониторинг природных и техногенных систем:учеб. пособие. - Ставрополь: Секвойя, 2019. - 1,57 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения учебной дисциплины «Мониторинг безопасности» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке магистра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

При изучении дисциплины «Мониторинг безопасности» необходимо обратить внимание на

 
последовательность изучения тем.

Первая тема «Введение. Предмет, цель и задачи курса мониторинга безопасности». Цель: формирование у студентов представления об антропогенном воздействии технологий на окружающую среду. Основные задачи: выявить уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; рассмотреть приоритеты охраны окружающей среды; изучить основные направления воздействий технологий на окружающую среду. После изучения темы студент должен знать: уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; приоритеты охраны окружающей среды; основные направления воздействий технологий на окружающую среду. Студент должен уметь: применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду, определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства.

Вторая тема «Основы конструирования мониторинга безопасности устройств». Цель: формирование у студентов представления и навыков конструирования мониторинга безопасности устройств. Основные задачи: рассмотреть организационные мероприятия управления мониторинга безопасности устройств; изучить основы конструирования мониторинга устройств; изучить методы загрязнения окружающей среды. После изучения темы студент должен знать: организационные мероприятия управления мониторинговых устройств; информационные технологии в управлении мониторинг устройств. Студент должен уметь: провести оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности

Третья тема «Проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем». Цель: актуализация и закрепление у студентов знаний в области проектирования мониторинга безопасности вентиляционных систем. Основные задачи: рассмотреть общие требования снижения вредного воздействия на окружающую среду; выявить ответственность за решения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. После изучения темы студент должен знать: общие требования снижения вредного воздействия на окружающую среду; ответственность за решения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Студент должен уметь: провести проектирование мониторинга безопасности вентиляционных систем; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности.

Четвертая тема «Проектирование оборудования для мониторинга безопасности водной среды». Цель: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере мониторинга безопасности водной среды. Основные задачи: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере мониторинга безопасности водной среды. После изучения темы студент должен знать - современные методы и оборудование для мониторинга безопасности водной среды. Студент должен уметь: провести проектирование оборудования для мониторинга безопасности водной среды; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологического мониторинга безопасности.

Пятая тема «Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов». Цель: формирование у студентов знаний, умений и навыков в проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Основные задачи: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. После изучения темы студент должен знать - современные методы проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Студент должен уметь: провести проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

95/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Мониторинг безопасности»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ Доцент , к.б.н.  Степаненко Елена Евгеньевна 
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент  , д.б.н. Окрут С.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Мониторинг безопасности» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Мониторинг безопасности» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование