2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Альтернативная энергетика и зеленые технологии_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.02 Альтернативная энергетика и зеленые технологии
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» являются: формирование у обучающихся знаний в области использования экологических технологий и материалов, формирование компетенций по созданию рациональных схем природоохранных мероприятий по подбору наиболее эффективных методов реализации конкретного природоохранного процесса.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.1 Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен планировать в системе экологического менеджмента в организации
ПК-2.1 Определяет неблагоприятные влияния (риски) и потенциально благоприятные влияния (возможности) на окружающую среду
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен определить необходимые ресурсы для разработки, внедрения и улучшения системы экологического менеджмента в организации
ПК-3.1 Определяет текущие и будущие потребности в ресурсах для разработки и поддержании системы экологического менеджмента в организации
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен определить необходимые ресурсы для разработки, внедрения и улучшения системы экологического менеджмента в организации
ПК-3.2 Актуализирует информацию для разработки и поддержании системы экологического менеджмента в организации
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Производственный экологический контроль
 
Экологическое нормирование
 
Методы эколого-аналитических исследований
 
Освоение дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Дистанционное зондирование 
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
Мониторинг безопасности
 
Обследование и экологическая оценка территории
 
Основы проектирования экобиозащитных систем
 
Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства
 
Система управления отходами
 
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
 
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
144/4
8
36
64
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
6
практической подготовки
6
30
50
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
144/4
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
2
14
8
8
1.1.
Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-2.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-2.1
 
2
12
14
10
1.2.
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Собеседование 
УК-2.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-2.1
 
Контрольная точка 1
2
8
2
2
КТ 1
1.3.
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-2.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-2.1
 
2 раздел. раздел 2
2.
 
2
10
14
10
2.1.
4
Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-2.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-2.1
 
2
10
4
4
2.2.
Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-2.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-2.1
 
Контрольная точка 2
2
10
2
2
КТ 2
2.3.
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-2.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-2.1
 
Промежуточная аттестация
2
2.4.
УК-2.1, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-2.1
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
64
144
36
8
 
Итого
64
144
36
8
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Экологические технологии в сельском хозяйстве
4/2
 
Технологии утилизации отходов. Экологическая политика организации
4/-
 
Итого
8
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Экологические технологии в энергетике.
Пр
8/2/8
 
Экологические технологии в сельском хозяйстве
Пр
10/2/10
 
Контрольная точка 1
Пр
2/-/2
 
Технологии утилизации отходов. Экологическая политика организации
Пр
10/-/10
 
Технологии рекультивации нарушенных земель
Пр
4/2/4
 
Контрольная точка 2
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Экологические технологии в энергетике.
14
 
Экологические технологии в сельском хозяйстве
12
 
8
 
Технологии утилизации отходов. Экологическая политика организации
10
 
Технологии рекультивации нарушенных земель
10
 
10
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Альтернативная энергетика и зеленые технологии».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
2
Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
3
Контрольная точка 1
Л1.3
Л2.3
Л3.1
 
4
Л1.3
Л2.3
Л3.1
 
5
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
6
Контрольная точка 2
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Альтернативная энергетика и зеленые технологии»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ПК-1.1:Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
x
Методы эколого-аналитических исследований
x
Мониторинг безопасности
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Преддипломная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическое нормирование
x
Экология урбанизированных территорий
x
ПК-2.1:Определяет неблагоприятные влияния (риски) и потенциально благоприятные влияния (возможности) на окружающую среду
Дистанционное зондирование 
x
Методы эколого-аналитических исследований
x
Научно-исследовательская работа
x
Преддипломная практика
x
Производственный экологический контроль
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
x
Экологическое нормирование
x
Экология урбанизированных территорий
x
ПК-3.1:Определяет текущие и будущие потребности в ресурсах для разработки и поддержании системы экологического менеджмента в организации
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Преддипломная практика
x
Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства
x
Система управления отходами
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-3.2:Актуализирует информацию для разработки и поддержании системы экологического менеджмента в организации
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
УК-2.1:Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в 
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Мониторинг безопасности
x
Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства
x
Система управления отходами
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
Экологическая проектная деятельность
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Тест
12
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Тест
12
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Тест
12
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
12
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость

Критерии оценки ответа на экзамене
 
изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено,

 
необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии»
Вопросы для собеседования

1. Раздел 1. Экологические технологии в энергетике.

1. Традиционные способы получения энергии

2. Теплоэлектростанции и их воздействие на окружающую среду

3. Гидроэлектростанции и их воздействие на окружающую среду

4. Атомная энергетика и ее воздействие на окружающую среду

5. Солнечная энергетика

6. Использование энергии ветра, волн, термальной энергии

Раздел 2. Экологические технологии в сельском хозяйстве

1. Последствия использования минеральных удобрений, пестицидов

2. Экологические проблемы сельского хозяйства: истощение, выветривание, эрозия, подтопле- ние, засоление

3. Органическое сельское хозяйство

4. Экологические технологии природообустройства в сельском хозяйстве.

Раздел 3. Технологии утилизации отходов

1. Системы и сооружения биохимической очистки сточных вод.

2. Биологическая очистка. Классификация биологических методов очистки.

3. Разработка технологической схемы очистки. Описание технологической схемы.

4. Закономерности биохимического окисления органических веществ.

5. Озонирование. Ионный обмен.

6. Расчет систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определение условий выпуска его в водные объекты.

Раздел 4. Технологии рекультивации нарушенных земель

1. Сущность процесса рекультивации земель.

2. Требования к рекультивации земель при различных направлениях использования.

3. Биологическая рекультивации земель, нарушенных при капитальном и аварийном ремонте нефтепроводов.

4. Технологическая карта работ по биологической рекультивации нарушенных и загрязненных нефтью земель.

5. Особенности биологической рекультивации в различных природных зонах.

6. Канадский метод биологической рекультивации нефтезагрязненных земель. Схема.

Тематика рефератов

1. Традиционные способы получения энергии

2. Теплоэлектростанции и их воздействие на окружающую среду

3. Гидроэлектростанции и их воздействие на окружающую среду

4. Атомная энергетика и ее воздействие на окружающую среду

5. Солнечная энергетика

6. Использование энергии ветра, волн, термальной энергии

7. Сущность процесса рекультивации земель.

8. Требования к рекультивации земель при различных направлениях использования.

9. Биологическая рекультивации земель, нарушенных при капитальном и аварийном ремонте нефтепроводов.

10. Технологическая карта работ по биологической рекультивации нарушенных и загрязненных нефтью земель.

За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.

2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание

 
химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов– при отсутствии ответа.

3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Пачурин Г. В., Соснина Е. Н., Маслеева О. В., Крюков Е. В. Экологическая оценка возобновляемых источников энергии [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 236 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/160138 
 
Л1.2 Кузьмин С. Н., Ляшков В. И. Нетрадиционные источники энергии: биоэнергетика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 129 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=363429 
 
Л1.3 Николайкин Н. И., Николайкина Н. Е. Экология [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 615 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=364714 
 
дополнительная
 
Л2.1 Гавриков В. Л. Рост леса: уровни описания и моделирования [Электронный ресурс]:моногр.. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. - 176 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=492756 
 
Л2.2 Медведева С. А., Тимофеева С. С. Экология техносферы: практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2020. - 200 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1042609 
 
Л2.3 Дмитренко В. П., Сотникова Е. В., Черняев А. В. Экологический мониторинг техносферы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 368 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/210986 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: О. Ю. Гудиев, Ю. А. Мандра, С. В. Окрут ; СтГАУ Альтернативная энергетика и зеленые технологии:метод. рекомендации к выполнению реферата направления 05.04.06 - Экология и природопользование, магистерская программа "Инновационные технологии в сфере энергосбережения и энергетического контроля" (квалификация - магистр). - Ставрополь, 2016. - 130 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения учебной дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структур- но-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
 
2. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
3. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
4. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана васильевна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.с/х.н Шутко Анна Петровна
 
Рабочая программа дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Альтернативная энергетика и зеленые технологии» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 8 от 19.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование