2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Менеджмент_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.09 Менеджмент
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Менеджмент» является формирование системы знаний, умений и практических навыков, необходимых для управления современной организацией на разных уровнях менеджмента, и развитие способности и готовности адекватно и эффективно использовать их для достижения целей развития организации.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Определяет цель проекта и формулирует совокупность задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определяет связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
знает

Cистемы целей и функций организации при построении эффективных процессов управления посредством обеспечения связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения

умеет

Cтавить цели и формулировать задачи на основе определения закономерностей развития организации и порядка реализации функций менеджмента; обеспечивать связь между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения

владеет навыками

Навыками формирования системы показателей, характеризующих уровень достижения ожидаемых результатов при реализации решений и качество выполнения функций менеджмента 

 
 
 
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
знает

Действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения среды организации; модели и теории менеджмента для определения способов решения задач; виды управленческих решений и требований,  предъявляемых к ним; системы показателей, определяющих эффективность решения задач

умеет

Определять модели и методы менеджмента для выбора оптимального способа решения задач; разрабатывать и принимать управленческие решения в условиях действующих правовых норм и имеющихся условий, ресурсов и ограничений;

 
оценивать эффективность решения организационных задач

владеет навыками

Навыками применения моделей и методов менеджмента для Навыками выбора оптимального способа решения задач; раз-работки оптимальных решений с учетом условий среды организации; расчета эффективности реализации решений

 
 
 
 
 
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
знает

Инструменты и методы управления временем для достижения поставленных целей

умеет

Использовать инструментами и методами тайм-менеджмента

владеет навыками

Навыками управления поглотителями времени (хронофагами) и планирования жестких и гибких задач при достижении поставленных целей

 
 
 
 
 
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.2 Реализует намеченные цели с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда на основе принципов образования в течении всей жизни
знает

Основы планирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда

умеет

Расставлять приоритеты профессиональной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки; планировать самостоятельную деятельность в решении профессиональных задач; подвергать критическому ана-лизу проделанную работу; находить и творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития

владеет навыками

Навыками выявления стимулов для саморазвития; определения реалистических целей профессионального роста на основе принципов образования

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Менеджмент» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Менеджмент» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Введение в профессиональную деятельность
 
Психология профессионально-личностного развития
 
Проектная деятельность
 
Правоведение и гражданская позиция
 
Освоение дисциплины «Менеджмент» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная  практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Менеджмент» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
4
72/2
18
18
36
За
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Менеджмент
1.
 
Менеджмент как наука и профессия
4
6
4
2
1.1.
2
Тест, Реферат, Контрольная работа
УК-6.1, УК-2.1
 
Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
4
6
3
1
1.2.
2
Контрольная работа, Реферат, Собеседование 
УК-6.1, УК-2.1
 
Организация как объект управления
4
2
4
2
1.3.
2
Контрольная работа, Реферат
УК-6.1, УК-2.1
 
Контрольная точка № 1 по темам 1-3
4
1
1
1
КТ 1
1.4.
Контрольная работа
УК-6.1, УК-2.1
 
Внутренняя и внешняя среда организации
4
2
4
2
1.5.
2
Контрольная работа, Деловая и/или ролевая игра
УК-6.2, УК-2.2
 
Функции менеджмента 
4
2
4
2
1.6.
2
Контрольная работа, Деловая и/или ролевая игра
УК-6.2, УК-2.2
 
Эффективность менеджмента
4
2
4
2
1.7.
2
Контрольная работа, Собеседование , Реферат
УК-6.2, УК-2.2
 
Контрольная точка № 2 по темам 4-5
4
2
1
1
КТ 2
1.8.
Контрольная работа
УК-6.2, УК-2.2
 
Основы лидерства и командообразования
4
2
4
2
1.9.
2
Контрольная работа, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2
 
Специфика самоменеджмента
4
3
3
1
1.10.
2
Контрольная работа, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2
 
Система тайм-менеджмента
4
6
3
1
1.11.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Контрольная работа
УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2
 
Контрольная точка № 3 по темам 7-9
4
2
1
1
КТ 3
1.12.
Контрольная работа
УК-6.1, УК-6.2, УК-2.1, УК-2.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Менеджмент как наука и профессия
Менеджмент как наука и профессия
2/-
 
Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
2/-
 
Организация как объект управления
Организация как объект управлеъния
2/-
 
Внутренняя и внешняя среда организации
Внутренняя и внешняя среда организации
2/-
 
Функции менеджмента 
Функции менеджмента 
2/-
 
Эффективность менеджмента
Эффективность менеджмента
2/-
 
 
Основы лидерства и командообразования
Основы лидерства и командообразования
2/-
 
Специфика самоменеджмента
Специфика самоменеджмента
2/-
 
Система тайм-менеджмента
Система тайм-менеджмента
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Менеджмент как наука и профессия
Менеджмент как наука и профессия
Пр
2/-/-
 
Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
Пр
1/-/-
 
Организация как объект управления
Организация как объект управления
Пр
2/-/-
 
Контрольная точка № 1 по темам 1-3
Контрольная точка № 1 по темам 1-3
Пр
1/-/-
 
Внутренняя и внешняя среда организации
Внутренняя и внешняя среда организации
Пр
2/-/-
 
Функции менеджмента 
Функции менеджмента 
Пр
2/-/-
 
Эффективность менеджмента
Эффективность менеджмента
Пр
2/-/-
 
Контрольная точка № 2 по темам 4-5
Контрольная точка № 2 по темам 4-5
Пр
1/-/-
 
Основы лидерства и командообразования
Основы лидерства и командообразования
Пр
2/-/-
 
Специфика самоменеджмента
Специфика самоменеджмента
Пр
1/-/-
 
Система тайм-менеджмента
Система тайм-менеджмента
Пр
1/-/-
 
Контрольная точка № 3 по темам 7-9
Контрольная точка № 3 по темам 7-9
Пр
1/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Менеджмент как наука и профессия
6
 
Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
6
 
Организация как объект управления
2
 
Контрольная точка № 1 по темам 1-3
1
 
Внутренняя и внешняя среда организации
2
 
Функции менеджмента 
2
 
Эффективность менеджмента
2
 
Контрольная точка № 2 по темам 4-5
2
 
Основы лидерства и командо-образования
2
 
Специфика самоменеджмента
3
 
Система тайм-менеджмента
6
 
Контрольная точка № 3 по темам 7-9
2
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Менеджмент» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Менеджмент».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Менеджмент».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Менеджмент».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Менеджмент как наука и профессия
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.4
 
2
Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.3
 
3
Организация как объект управления
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.3
 
4
Контрольная точка № 1 по темам 1-3
Л1.1
Л2.1
Л3.4
 
5
Внутренняя и внешняя среда организации
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.3
 
6
Функции менеджмента 
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.3
 
7
Эффективность менеджмента
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.3
 
8
Контрольная точка № 2 по темам 4-5
Л1.2
Л2.3
Л3.1
 
9
Основы лидерства и командообразования
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.2
 
10
Специфика самоменеджмента
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.4
 
11
Система тайм-менеджмента
Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л1.7, Л1.8, Л1.9, Л1.10, Л1.11, Л1.13, Л1.14, Л1.15
Л2.4, Л2.5, Л2.6
Л3.3
 
12
Контрольная точка № 3 по темам 7-9
Л1.1
Л2.1
Л3.4
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Менеджмент»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-2.1:Определяет цель проекта и формулирует совокупность задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определяет связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
УК-2.2:Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
Правоведение и гражданская позиция
x
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
УК-6.1:Использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
УК-6.2:Реализует намеченные цели с учетом условий, средств, 
Введение в профессиональную деятельность
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда на основе принципов образования в течении всей жизни
Психология профессионально-личностного развития
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Менеджмент» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Менеджмент» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
10
 
КТ 2
Контрольная работа
10
 
КТ 3
Контрольная работа
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
10
2 теоретических вопроса по 3 балла, 1 задача 4 балла
 
КТ 2
Контрольная работа
10
2 теоретических вопроса по 3 балла, 1 задача 4 балла
 
КТ 3
Контрольная работа
10
2 теоретических вопроса по 3 балла, 1 задача 4 балла
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Менеджмент» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Менеджмент»
Контрольная точка №1.

Вариант 1

Типовые вопросы (оценка знаний)

1. Основные социально-культурные особенности Восточной цивилизации(2 балла)

2. Факторы и условия становления и развития промышленного капитализма

(2 балла)

3. Предшественники научного менеджмента. (2 балла)

Примерные темы рефератов

1. Современный менеджмент: проблемы и тенденции

2. Портрет современного менеджера

3. Значение менеджмента в современном обществе

4. Карьера успешного менеджера в современном бизнесе: проблемы и возможности

5. Конфликты в организациях - беда или шаг к победе?

6. Деловой мир и место для мечты в нем.

7. Ролевой репертуар менеджера.

8. Управлять сотрудником - управлять личностью

9. Менеджмент – искусство управлять.

10. Что влияет на эффективность менеджера.

11. Женщина менеджер.

12. Управление стрессом на рабочем месте.

 
13. История успеха, которая меня вдохновила

Типовые вопросы для собеседования

Тема 2.  Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента

1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от обществ «азиатского способа производства».

2. Факторы и условия становления и развития промышленного капитализма.

3. Управленческие революции.

4. Становление и развитие школы научного менеджмента.

5. Основные положения административной школы менеджмента (А. Файоль, М. Ве-бер, Муни, Рейли, Гьюлик и Урвик).

6. Основные положения школы человеческих отношений (М. П. Фоллет, Мюнстен-берг, Э. Мэйо, Диксон, Ротлисбергер).

Типовые тестовые задания

1. Конечной целью менеджмента является:

a. развитие технико-экономической базы фирмы

b. обеспечение прибыльность фирмы

c. рациональная организация производства

d. повышение квалификации и творческой активности работника

2.  Организация - это

a. группа людей, объединенная общей целью

b. группа людей, владеющая средствами производства

c. группа людей, деятельность которых координируется

d. группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения об-щей цели

3. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

a. акционеры, конкуренты, поставщики

b. потребители, торговые предприятия, местные органы власти

c. правительственные органы, местные органы власти

d. все перечисленное

4. К какой  категории  менеджеров  можно  отнести  заместителя исполнительного дирек-тора компании по маркетингу?

a. линейный менеджер

b. аппаратный (штабной) менеджер

c. функциональный менеджер

5. Ситуация: предприятием управляет генеральный директор; в настоящее время на дан-ной фирме осуществляются три программы. Каждой программой руководит директор, они отвечают полностью за материальные, кадровые и финансовые ресурсы своих про-грамм. Какую организационную структуру создал генеральный директор на своем пред-приятии?

a. матричная

b. функциональная

c. линейная

6. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?

a. созданы филиалы предприятия в пяти городах

b. созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам

c. созданы цеха на предприятии по производству мягкой мебели, кухонной мебели, офисной мебели

d. созданы отделы на предприятии, равные по численности

7. Какому типу отношений соответствует взаимоотношения мастера и начальника цеха?

a. функциональные отношения

b. материальные отношения

c. линейные отношения

d. отношения управленческого аппарата

 
Примерные темы рефератов

1. Современный менеджмент: проблемы и тенденции

2. Портрет современного менеджера

3. Значение менеджмента в современном обществе

4. Карьера успешного менеджера в современном бизнесе: проблемы и возможности

5. Конфликты в организациях - беда или шаг к победе?

6. Деловой мир и место для мечты в нем.

7. Ролевой репертуар менеджера.

8. Управлять сотрудником - управлять личностью

9. Менеджмент – искусство управлять.

10. Что влияет на эффективность менеджера.

11. Женщина менеджер.

12. Управление стрессом на рабочем месте.

13. История успеха, которая меня вдохновила

Типовая кейс-задача

Составление организационной структуры предприятия

Наименование предприятия __________________________________________________

_________________________________________________________________________

Вид деятельности __________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Наименование продукции (работ, услуг) ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество работников_____________ чел.

в т.ч.

• административно-управленческий персонал ________ чел

• обслуживающий персонал ____________ чел

• рабочие _______ чел

• ___________________ персонал __________ чел

Удельный вес рабочих в общей численности персонала ______ %

Составить схему организационной структуры предприятия, определить ее тип, описать взаимосвязи между отдельными звеньями предприятия. Описать внешнюю среду данной организации.

Типовая деловая игра «ПОЛЕТ НА ЛУНУ»

Описание игровой ситуации.

Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудач-ную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вари-ант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивиду-ально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоя-нии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипа-жу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нель-зя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы опре-делить последовательность выбрасывания груза.

Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать ме-нее

 
нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обо-значается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо кон-сультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предме-тов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости при-влекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а остав-шуюся половину – на освещенной.

Типовая контрольная точка для очной формы обучения

Контрольная точка №1.

Вариант 1

Типовые вопросы (оценка знаний)

1. Основные социально-культурные особенности Восточной цивилизации(2 балла)

2. Факторы и условия становления и развития промышленного капитализма

(2 балла)

3. Предшественники научного менеджмента. (2 балла)

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Коган, Е. А., Юрченко А. А. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс]:учебник. - НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 250 с – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398687 
 
Л1.14 Свистунова И. Г. Основы менеджмента:учеб. пособие. - Ставрополь: Секвойя, 2020. - 1,12 МБ
 
Л1.13 Звягинцева О. С. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Менеджмент":направления "Бизнес-информатика" профиль «Архитектура предприятия», «Электронный бизнес». - Ставрополь: Секвойя, 2019. - 377 КБ
 
Л1.12 Коршикова М. В. Менеджмент в сервисе:рабочая тетр. для проведения практ. занятий со студентами экон. специальностей. - Ставрополь, 2019. - 0,99 МБ
 
Л1.11 сост.: А. В. Назаренко, О. Н. Бабкина, Д. С. Кенина, И. Г. Свистунова, М. В. Коршикова ; Ставропольский ГАУ Менеджмент:учеб. пособие. - Ставрополь, 2019. - 1,03 МБ
 
Л1.10 А. Н. Байдаков, А. В. Назаренко, Д. В. Запорожец, О. С. Звягинцева, Д. С. Кенина, О. Н. Бабкина, А. П. Исаенко ; СтГАУ Менеджмент:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2018. - 5,13 МБ
 
Л1.9 Маслова Е. Л. Менеджмент [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Дашков и К, 2022. - 336 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/277358 
 
Л1.7 Балашов А. П. Менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Москва: Вузовский учебник, 2022. - 271 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=399994 
 
Л1.8 Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Специалитет, Аспирантура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 328 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=400853 
 
Л1.5 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: Издательство "Магистр", 2022. - 656 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=385853 
 
Л1.4 Егоршин А. П. Основы менеджмента [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 350 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=363428 
 
Л1.3 Сапожников А. Ф., Конопельцев И. Г., Андреева С. Д., Бакина Т. А. Местное обезболивание и методы  новокаиновой  терапии  животных [Электронный ресурс]:учеб.-метод. пособие ; ВО - Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2011. - 176 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1545 
 
Л1.2 Стекольников А. А., Кузнецов А. Ф., Виль А. В., Хохрин С. Н., Щербаков Г. Г., Старченков С. В., Тарнуев Ю. А., Лютинский С. И., Эленшлегер А. А., Копылов С. Н., Семенов Б. С., Суховольский О. К., Тимофеев С. В., Андреев Г. М., Племяшов К. В., Громов Г. М., Кавенькин Н. А., Шустрова М. В., Яшин А. В., Егорова Г. Г. Содержание, кормление и болезни лошадей [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2007. - 624 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=383 
 
Л1.6 Радюкова Я. Ю., Беспалов М. В. Основы менеджмента [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 297 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=390574 
 
Л1.15 Семенов А. К., Набоков В. И. Теория менеджмента [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2022. - 490 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=432077 
 
дополнительная
 
Л2.6 Сергиенко Е. Г. Менеджмент:учеб. пособие для самостоят. работы студентов экон. направления подготовки. - Ставрополь: Секвойя, 2022. - 3,23 МБ
 
Л2.3 Вобликов Е. М. Технология элеваторной промышленности [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2010. - 376 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=579 
 
Л2.4 Коршикова М. В. Менеджмент:учеб.-метод. рекомендации для проведений практ. занятий студентами экон. специальностей. - Ставрополь, 2019. - 1,14 МБ
 
Л2.2 Кузнецов А. Ф., Алемайкин И. Д., Андреев Г. М., Белова Л. М., Гаврилова Н. А., Громов Г. М., Ещенко И. Д., Киндрас Т. М., Ковалев С. П., Кольцов И. В., Конопатов Ю. В., Кузьмин В. А., Литвяков С. В., Нифантова В. П., Святковский А. В., Сердюк Г. Н., Серко С. А., Стекольников А. А., Шустрова М. В., Хохрин С. Н. Свиньи: содержание, кормление и болезни [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2007. - 544 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=218 
 
Л2.1 Щербаков Г. Г., Коробов А. В., Анохин Б. М., Карпуть И. М., Кондрахин И. П., Костиков В. В., Копылов С. Н., Соколова Л. Н., Старченков С. В., Уша Б. В., Федюк В. И., Яшин А. В. Внутренние болезни животных. Профилактика и терапия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2009. - 736 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=201 
 
Л2.5 Бабкина О. Н. Менеджмент:рабочая тетр. для практ. и семинарских занятий по направлению «Туризм»; специальности 38.05.01 - Экономическая безопасность. - Ставрополь: АГРУС, 2020. - 1,48 МБ
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Макаров В. В., Святковский А. В., Кузьмин В. А., Сухарев О. И. Эпизоотологический метод исследования [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2009. - 224 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=249 
 
Л3.2 Пасынков В. В., Чиркин Л. К. Полупроводниковые приборы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2009. - 480 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=300 
 
Л3.3 Киседобрев В. П., Кострюкова О. Н. Менеджмент в туризме [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 152 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398698 
 
Л3.4 сост.: А. В. Назаренко, И. А. Семко, Л. А. Алтухова, С. В. Левушкина, О. С. Звягинцева ; Ставропольский ГАУ Менеджмент в туристской индустрии:учеб. пособие. - Ставрополь, 2019. - 904 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mevriz.ru/
http://www.mevriz.ru/
1
 
Ведущий портал о кадровом менеджменте [Электронный ресурс].http://hrm.ru/db/hrm/E764AEB5227CC0B0C32569BB00523311/category.html
http://hrm.ru/db/hrm/E764AEB5227CC0B0C32569BB00523311/category.html
2
 
Журнал «Менеджмент сегодня» [Электронный ресурс].grebennikon.ru/journal-6.html
grebennikon.ru/journal-6.html
3
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплины «Менеджмент» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса ра-бочим учебным планом.

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по ос-новным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам кур-са;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, контрольной работе;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, тестового контроля по

 
теоретическому курсу дисциплины.

Зачет по дисциплине «Менеджмент» как форма контроля представляет собой форму периодической отчетности студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению 35.03.06 Агроинженерия (Технические системы в агробизнесе). Зачет по дисциплине служит для оценки работы студента в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.  

Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.  

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материа-ла или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Успешный ответ на вопрос по дисциплине предполагает процесс продумывания логики изложения материала по каждому вопросу, запоминание примеров.  

При подготовке к зачету у студента должен быть учебник или конспект лекций, прочитанные по указанию преподавателя в течение семестра.  

Советы студенту:  

1. распределите предложенные вопросов для собеседования по разделам и темам курса;  

2. выясните наличие теоретических источников (конспект лекций, хрестоматия, учебники и др.);  

3. при чтении материала выделяйте основные понятия и определения и записывайте их;  

4. выделите опорные понятия, это даст возможность систематизировать представления по дисциплине и лучше подготовиться к зачету.  

В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание рефератов, вы-полнение контрольных заданий, результаты промежуточных тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой оценке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка, которая служит ос-нованием для допуска к зачету.  

Зачет может быть получен автоматически при условии выполнения и своевременной выполнения всех практических и самостоятельных заданий, систематической и плодотворной работы на семинарских и аудиторных занятиях.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
4. Аппаратно-программный комплекс«ARGUS-KARYO» - 
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Аппаратно-программный комплекс«ARGUS-KARYO» - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-160
Специализированная мебель на 180 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., проектор Panasonic EX620 X6A – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., микрофон – 1 шт., мониторы - 3 шт., плазменная панель - 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-169

Оснащение:  рабочее место преподавателя, 32 посадочных места, рабочие места для обучающихся, монитор Philips, проектор Lg, системный блок, 14 моноблоков, выход в интернет и корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Читальный зал научной библиотеки
Читальный зал научной библиотеки
Специализированная мебель на 100 посадочных мест, персональные компьютеры – 56 шт., телевизор – 1шт., принтер – 1шт., цветной принтер – 1шт., копировальный аппарат – 1шт., сканер – 1шт.,Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Менеджмент»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ проф. , дэн Беликова Ирина Петровна 
 
Рецензенты
 
_______________________ Доцент , Кандидат экономических наук Косинова Е.А.
 
_______________________ Доцент , Кандидат экономических наук Шевченко Е.А.
 
Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» рассмотрена на заседании Кафедра менеджмента и устойчивого развития протокол № 22 от 18.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Левушкина Светлана Владимировна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 8 от 29.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование