2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Социальный менеджмент_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.02 Социальный менеджмент
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Социальный менеджмент» является приобретение маги-странтами систематизированных научных знаний об особенностях, закономерностях, принципах, мето-дах, подходах и приёмах управления социальными системами и процессами, действовать в нестандарт-ных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, обеспечение це-ленаправленного воздействия на управляемый объект с целью поддержания равновесия и развития, умений и навыков руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерант-но воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними. Вырабатывает стратегию действий.
знает

какие именно управленческие решения необходимо при-нимать в организации в нестандартных ситуациях

умеет

осуществлять работу исполнителей, проводить поиск ин-формации, сбор, анализ данных, необходимых для приня-тия решения в процессе управления в организации; дей-ствовать в нестандартных ситуациях; выявлять проблемы работы в команде

владеет навыками

методами и приемами организации работы исполнителей при принятии управленческого решения

 
 
 
 
 
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
знает

основные концепций командной работы в социальном менеджменте

умеет

выявлять проблемы работы в команде

владеет навыками

знаниями социальной и этической ответственно-сти за принятые решения; применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях в сфере социального менеджмента

 
 
 
 
 
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.2 Обладает навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон
знает

основные концепции командной работы в социальном менеджменте; социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий коллектива

умеет

выявлять проблемы работы в команде;

 
толерантно вос-принимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в сфере социального менеджмента

владеет навыками

применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культур-ных различиях в сфере социального менеджмента; управления коллективом и налаживания социально-психологического климата

 
 
 
 
 
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений
знает

основные концепции командной работы в социальном менеджменте

умеет

выявлять проблемы работы в команде

владеет навыками

применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культур-ных различиях в сфере социального менеджмента

 
 
 
 
 
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
знает

социальную и этическую ответственности за принятые решения; социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий коллектива

умеет

толерантно воспринимать социальные, этнические, кон-фессиональные и культурные различия в сфере социаль-ного менеджмента

владеет навыками

применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культур-ных различиях в сфере социального менеджмента

 
 
 
 
 
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.2 Владеет навыками создания не дискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач.
знает

какие именно управленческие решения необходимо при-нимать в организации в нестандартных ситуациях

умеет

действовать в нестандартных ситуациях

владеет навыками

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Социальный менеджмент» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Социальный менеджмент» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Современные экологические проблемы
 
Экологическая проектная деятельность
 
Производственный экологический контроль
 
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
 
Государственный и муниципальный экологический надзор
 
Международное сотрудничество в области устойчивого развития
 
Философия и методология науки
 
Международные деловые коммуникации
 
Освоение дисциплины «Социальный менеджмент» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Социальный менеджмент» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
72/2
4
18
50
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Социальный менеджмент
1.
 
Система,  функции и принципы социального менеджмента
3
8
4
2
КТ 1
1.1.
2
Устный опрос, Реферат
 
Методы социального ме-неджмента
3
8
4
2
КТ 1
1.2.
2
Устный опрос, Задачи
 
Социальная полити-ка как инструмент социального ме-неджмента на мак-роуровне
3
8
2
2
КТ 2
1.3.
Устный опрос, Задачи
 
Социальный механизм управления
3
8
2
2
КТ 2
1.4.
Устный опрос, Реферат
 
Социальная защита населения в услови-ях рынка
3
8
2
2
КТ 3
1.5.
Устный опрос, Задачи
 
Социальная работа, ее направления и методы
3
10
8
8
КТ 3
1.6.
Устный опрос, Реферат
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
50
72
18
4
 
Итого
50
72
18
4
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Система,  функции и принципы социального менеджмента
Система, функции и принципы социального менеджмента
2/-
 
Методы социального ме-неджмента
Методы социального ме-неджмента
2/-
 
Итого
4
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Система,  функции и принципы социального менеджмента
Система, функции и принципы социального менеджмента
Пр
2/-/-
 
Методы социального ме-неджмента
Методы социального ме-неджмента
Пр
2/-/-
 
Социальная полити-ка как инструмент социального ме-неджмента на мак-роуровне
Социальная полити-ка как инструмент социального ме-неджмента на мак-роуровне
Пр
2/-/-
 
Социальный механизм управления
Социальный механизм управления
Пр
2/-/-
 
Социальная защита населения в услови-ях рынка
Социальная защита населения в услови-ях рынка
Пр
2/-/-
 
Социальная работа, ее направления и 
Социальная работа, ее направления и методы
Пр
8/-/-
 
методы
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Система, функции и принципы социального менеджмента
8
 
Методы социального ме-неджмента
8
 
Социальная полити-ка как инструмент социального ме-неджмента на мак-роуровне
8
 
Социальный механизм управления
8
 
Социальная защита населения в услови-ях рынка
8
 
Социальная работа, ее направления и методы
10
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Социальный менеджмент» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Социальный менеджмент».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Социальный менеджмент».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Социальный менеджмент».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (реферат,задачи).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Система,  функции и принципы социального менеджмента
 
2
Методы социального ме-неджмента
 
3
Социальная полити-ка как инструмент социального ме-неджмента на мак-роуровне
 
4
Социальный механизм управления
 
5
Социальная защита населения в услови-ях рынка
 
6
Социальная работа, ее направления и методы
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Социальный менеджмент»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
УК-1.1:Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними. Вырабатывает стратегию действий.
Современные экологические проблемы
x
Философия и методология науки
x
Экологическая проектная деятельность
x
x
УК-3.1:Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
Государственный и муниципальный экологический надзор
x
Мониторинг безопасности
x
Психология саморазвития личности
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
УК-3.2:Обладает навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон
Психология саморазвития личности
x
УК-3.3:Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений
Психология саморазвития личности
x
УК-5.1:Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
x
Международное сотрудничество в области устойчивого развития
x
Международные деловые коммуникации
x
УК-5.2:Владеет навыками создания не дискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
x
Международное сотрудничество в области устойчивого развития
x
Международные деловые коммуникации
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Социальный менеджмент» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Социальный менеджмент» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
5
 
КТ 1
Реферат
7
 
КТ 1
Задачи
8
 
КТ 2
Устный опрос
5
 
КТ 2
Реферат
7
 
КТ 2
Задачи
8
 
КТ 3
Устный опрос
5
 
КТ 3
Реферат
7
 
КТ 3
Задачи
8
 
Итого
130
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
60
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
5
 
КТ 1
Реферат
7
 
КТ 1
Задачи
8
 
КТ 2
Устный опрос
5
 
КТ 2
Реферат
7
 
КТ 2
Задачи
8
 
КТ 3
Устный опрос
5
 
КТ 3
Реферат
7
 
КТ 3
Задачи
8
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Социальный менеджмент» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Социальный менеджмент»
Тема 1.

1. Различные подходы к определению содержания понятия «социальная сфера», их специфика.

2. Интересы, потребности, ожидания и стимулы, обеспечивающие связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

3. Управленческое воздействие и управленческое решение.

4. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.

Тема 2.

1.Что такое социальная сфера, и какова ее специфика?

2. Какие организации реализуют функции социальной сферы?

3. В чем отличие и специфика управленческого решения и управленческого воздействия?

4. Раскройте специфику социальных проблем.

5. Назовите основные субъекты управления в социальной сфере?

Тема 3.

1. Социальные проблемы как предмет управления в социальной сфере.

2. Объективно-субъективная природа социальных проблем.

3. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.

4. Структура и функции органов государственного управления в социальной сфере.

Тема 4.

1. Роль государственных органов власти в решении социальных проблем.

2. Изменения роли государства в решении социальных проблем: мировой опыт.

3. Основы социальной политики.

Тема 5.

1. Назовите основные критерии эффективности управленческих решений?

2. Объясните понятие «социальныйпорядок»?

3. Что такое социальная политика? Какие цели она преследует?

4. Что такое социальная программа?

5. Дайте определение и раскройте особенности социального государства.

6. Перечислите основные источники финансирования социальной политики.

Тема 6.

1. Принципы реализации социальной политики.

2. Особенности инфраструктуры социальной сферы.

3. Источники финансирования социальной политики.

4. Кризис государства благосостояния.

Тематика статей, рефератов

1. Менеджмент, как система управления процессами во всех сферах жизнедеятельности общества.

2. Исторические аспекты возникновения и развития социального менеджмента.

 
Основные школы менеджмента.

3. Организация, как ключевой элемент управления молодежными процессами в обществе.

4. Понятие и виды организаций.

5. Структура организации.

6. Основные виды структур организации.

7. Специфика поведения людей в организации. Взаимоотношения организации: широкий взгляд.

8. Маркетинговый подход в реализации молодежных целевых программ.

9. Принципы «4С» и «4П» в управлении молодежными процессами. Процесс обмена в управления молодежной политикой.

10. Социальное одобрение как результат, эффективного обмена.

11. Сегментационный подход в формировании целевых программ  

12. Принцип взаимоотношений в формировании социальных проектов.

13. Понятие и сущность технологии социального управления на предприятии.

14. Методы социального менеджмента на предприятии. Виды социальных гарантий, льгот и ком-пенсаций и их значение для работников предприятия.

15. Социальная служба организации.

16. Структура и полномочия социальных служб.

17. Служба социального развития предприятия.

18. Функциональные обязанности, права и ответственность руководителей подразделений/служб социального развития.

19. Стратегии поведения предприятия на рынке с учетом состояния внешней социальной среды.

20. Социальная стратегия и корпоративная социальная политика предприятия.

21. Оперативное и стратегическое управление социальной сферой предприятия Сущность социаль-ного партнерства.

22. Социальное проектирование как форма связи теории и практики.

23. Социальное планирование в системе внутрифирменного планирования.

24. Социальные проекты и программы организации.

25. Планирование и реализация социальной работы на предприятии.

26. Социальный контроль: понятие, виды, назначение.

27. Социальный мониторинг (мониторинг социальных процессов на предприятии).

28. Технологии социального менеджмента при реформировании организации.

Тема 1.

1. Различные подходы к определению содержания понятия «социальная сфера», их специфика.

2. Интересы, потребности, ожидания и стимулы, обеспечивающие связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

3. Управленческое воздействие и управленческое решение.

4. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.

Тема 2.

1.Что такое социальная сфера, и какова ее специфика?

2. Какие организации реализуют функции социальной сферы?

3. В чем отличие и специфика управленческого решения и управленческого воздействия?

4. Раскройте специфику социальных проблем.

5. Назовите основные субъекты управления в социальной сфере?

Тема 3.

1. Социальные проблемы как предмет управления в социальной сфере.

2. Объективно-субъективная природа социальных проблем.

3. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.

4. Структура и функции органов государственного управления в социальной сфере.

 
Тема 4.

1. Роль государственных органов власти в решении социальных проблем.

2. Изменения роли государства в решении социальных проблем: мировой опыт.

3. Основы социальной политики.

Тема 5.

1. Назовите основные критерии эффективности управленческих решений?

2. Объясните понятие «социальныйпорядок»?

3. Что такое социальная политика? Какие цели она преследует?

4. Что такое социальная программа?

5. Дайте определение и раскройте особенности социального государства.

6. Перечислите основные источники финансирования социальной политики.

Тема 6.

1. Принципы реализации социальной политики.

2. Особенности инфраструктуры социальной сферы.

3. Источники финансирования социальной политики.

4. Кризис государства благосостояния.

Тематика статей, рефератов

1. Менеджмент, как система управления процессами во всех сферах жизнедеятельности общества.

2. Исторические аспекты возникновения и развития социального менеджмента. Основные школы менеджмента.

3. Организация, как ключевой элемент управления молодежными процессами в обществе.

4. Понятие и виды организаций.

5. Структура организации.

6. Основные виды структур организации.

7. Специфика поведения людей в организации. Взаимоотношения организации: широкий взгляд.

8. Маркетинговый подход в реализации молодежных целевых программ.

9. Принципы «4С» и «4П» в управлении молодежными процессами. Процесс обмена в управления молодежной политикой.

10. Социальное одобрение как результат, эффективного обмена.

11. Сегментационный подход в формировании целевых программ  

12. Принцип взаимоотношений в формировании социальных проектов.

13. Понятие и сущность технологии социального управления на предприятии.

14. Методы социального менеджмента на предприятии. Виды социальных гарантий, льгот и ком-пенсаций и их значение для работников предприятия.

15. Социальная служба организации.

16. Структура и полномочия социальных служб.

17. Служба социального развития предприятия.

18. Функциональные обязанности, права и ответственность руководителей подразделений/служб социального развития.

19. Стратегии поведения предприятия на рынке с учетом состояния внешней социальной среды.

20. Социальная стратегия и корпоративная социальная политика предприятия.

21. Оперативное и стратегическое управление социальной сферой предприятия Сущность социаль-ного партнерства.

22. Социальное проектирование как форма связи теории и практики.

23. Социальное планирование в системе внутрифирменного планирования.

24. Социальные проекты и программы организации.

25. Планирование и реализация социальной работы на предприятии.

26. Социальный контроль: понятие, виды, назначение.

27. Социальный мониторинг (мониторинг социальных процессов на предприятии).

28. Технологии социального менеджмента при реформировании организации.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины

Для более глубокого усвоения магистрантами предмета, понимания теоретических и практиче-ских основ социального менеджмента:

 при работе с литературой необходимо вести запись основных положений (конспектиро-вать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);

 необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего, учебные посо-бия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые вопросы курса.

Главным звеном цикла обучения является лекция. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения магистрантами учебного материала. Лекция выполняет следую-щие функции:  

 информационную (излагает необходимые сведения);

 стимулирующую (пробуждает интерес к теме);

 развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление);

 ориентирующую (в проблеме, в литературе);

 разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки);

 убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

При слушании лекции нужно усвоить:

■ научную сущность изучаемого материала;

■ научную логику связи теории с  практикой;

■ взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками;

■ глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные фак-ты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.

Важными условиями эффективного усвоения изложенного матери-ала в лекции являются: до-стижение устойчивого внимания, развитие определенного свойственного обучаемому вида памяти и умение продуктивно вести записи лекции. В процессе лекционного занятия магистрант должен выде-лять важные моменты, выводы, основные положения, выделять ключевые слова, термины. Обозна-чить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удаётся разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на занятии.

Глубина, прочность запоминания и качество знаний определяется не количеством прочтения материала темы, а ее качественным осмыслением.

Одной из основных форм организации учебного процесса, представляющей собой коллективное обсуждение магистрантами теоретических вопросов и решение практических задач под руководством преподавателя, является практические занятия. Основной целью данного вида занятий является про-верка понимания магистрантом рассматриваемой темы, изучаемого материала, умения изложить его содержание ясным, четким и грамотным языком, а также способствует развитию самостоятельного мышления и творческой активности у магистранта.

На практических занятиях, магистранты получают навыки использования основных методов и подходов к управлению. При  занятиях рассматриваются наиболее важные и сложные вопросы,

 
кото-рые труднее всего усваиваются магистрантами. Для этого готовиться к практическим занятиям  всегда нужно заранее. Подготовка к занятию включает в себя следующее:

 изучение конспектов лекций, соответствующих разделов учебно-методического ком-плекса, содержания рекомендованных и других документов;

 запоминание и понимание новых терминов;

 попытку сформулировать свое собственное мнение по каждому изучаемому вопросу, ар-гументировано обосновать его;

 записывание вопросов, возникшие во время самостоятельной работы, чтобы на занятии получить ответы на них.

На занятии  магистрант демонстрирует свое знание предмета, корректирует информацию, полу-ченную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя.

Для проверки полученных знаний на занятиях по курсу проводится:

 устный или письменный опрос;

 решение практико-ориентированных задач.

Наряду с чтением лекций и проведением занятий преподаватель  кафедры менеджмента по дис-циплине «Социальный менеджмент» предполагает проведение магистрантами самостоятельной работы. Она является неотъемлемым элементом учебного процесса, одним из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельно-сти. При самостоятельной работе достигается усвоение учебного материала, необходимые для совре-менной подготовки специалистов.

Формы самостоятельной работы магистрантов: изучение соответствующих учебников, перио-дической литературы и нормативно-правовых документов, рекомендуемых преподавателем кафедры, выполнение практических заданий.

Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисципли-ны:

 изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут;

 изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут;

 изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.

Всего в неделю – 4 часа.

2. Описание последовательности действий магистранта, или «сценарий изучения дисципли-ны». Пожелания по изучению отдельных тем курса.

Овладением необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками должно за-вершиться изучение дисциплины. Данный результат может быть достигнут только после значительных усилий. При этом важное значение имеют не только старание и способности, но и хорошо продуманная организация труда магистранта, и прежде всего правильная организация времени.

Для сокращения затрат времени на изучение дисциплины в первую очередь, необходимо свое-временно, после сдачи экзаменов и зачетов за предшествующий семестр, выяснить, какой объем ин-формации следует усвоить, какие умения приобрести для успешного освоения дисциплины, какие за-дания выполнить для того, чтобы получить достойную оценку. Сведения об этом (перечень рекомен-дуемой литературы, темы практических занятий, задания, а также другие необходимые материалы) имеются в рабочей программе.

Регулярное посещение лекций и практических занятий не только способствует успешному овла-дению профессиональными знаниями, но и помогает наилучшим образом организовать время, т.к. все виды занятий распределены в семестре планомерно, с учетом необходимых временных затрат.

Важной частью работы магистранта является знакомство с дополнительной литературой и дру-гими рекомендуемыми преподавателем источниками информации, поскольку учебник, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, содержит лишь минимум необходимых теоретических сведений. Университетское образование предполагает более глубокое знание предмета. Для этого необходимо изучать и самостоятельно анализировать статьи периодических изданий и Интернет-ресурсы.

 
3. Рекомендации по использованию учебно-методических материалов и  работе с литературой

Основным методом самостоятельного овладения знаниями является работа с литературой. Это сложный процесс, требующий выработки определенных навыков, поэтому магистранту нужно обяза-тельно научиться работать с книгой.

Осмысление литературы требует системного подхода к освоению материала. В работе с литера-турой системный подход предусматривает не только внимательное чтение текста и изучение специаль-ной литературы, но и обращение к дополнительным источникам – справочникам, словарям, которые являются основными помощниками в самостоятельной работе не только магистрантов, но и специали-стов организаций. Глубокое изучение именно их материалов позволит магистранту освоить професси-ональную терминологию, а затем самостоятельно оперировать теоретическими категориями и поняти-ями, а также знать и уметь пользоваться соответствующими источниками информации в будущей профессиональной деятельности. Работа с литературой обеспечивает решение магистрантом поставлен-ной перед ним задачи и в текущем периоде (подготовка к практическому занятию, выполнение заданий и т.д.).

Литература для изучения обычно выбирается из списка литературы, выданного преподавателем, а также путем самостоятельного поиска материалов. После этого непосредственно начинается изучение материала, изложенного в основных учебных пособиях.

При изучении материалов глав и параграфов необходимо обращать внимание на комментарии и примечания, которыми сопровождается текст. Они разъясняют отдельные места текста, дополняют из-ложенный материал, указывают ссылки на цитируемые источники, исторические сведения о лицах, фактах, объясняют малоизвестные или иностранные слова.

Во время изучения литературы следует конспектировать и составлять рабочие записи прочитан-ного, которые могут быть сделаны и в виде простого и развернутого плана, цитирования, тезисов, ре-зюме, аннотации, конспекта. Такие записи удлиняют процесс проработки, изучения книги, но способ-ствуют ее лучшему осмыслению и усвоению, выработке навыков кратко и точно излагать материал.

Наиболее надежный способ собрать нужный материал – составить конспект – краткое изложение своими словами содержания источника. Конспекты позволяют восстановить в памяти ранее прочитан-ное без дополнительного обращения к книге, статье, документу. При их составлении следует пользо-ваться различными приемами выделения отдельных частей текста, ключевых выражений, терминов, основных понятий (выделение абзацев, подчеркивание, написание жирным шрифтом, курсивом, ис-пользование текстовыделителей и т.п.). Желательно оставлять поля для внесения дополнений, попра-вок или фиксации собственных мыслей по данной записи, возможно несовпадающих с авторской точ-кой зрения.

При изучении литературы особое внимание следует обращать на новые термины и понятия. По-нимание сущности и значения терминов способствует формированию способности логического мыш-ления, что важно при усвоении дисциплины «Социальный менеджмент». Поэтому при изучении темы курса магистранту следует активно использовать универсальные и специализированные словари, иную справочную литературу.

Вся рекомендуемая для изучения курса литература подразделяется на основную и дополни-тельную. К основной литературе относятся источники, необходимые для полного и твердого усвоения учебного материала. Потребность изучения дополнительной литературы диктуется прежде всего тем, что в учебной литературе нередко остаются неосвещенными современные проблемы, а также не нахо-дят отражение новые документы, события, явления, научные открытия последних лет. Поэтому допол-нительная литература рекомендуется для более углубленного изучения программного материала.

Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подго-товки к зачету, поскольку позволяют магистранту оценить уровень собственных знаний и своевремен-но восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно решить задачи.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
4. Аппаратно-программный комплекс«ARGUS-KARYO» - 
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Аппаратно-программный комплекс«ARGUS-KARYO» - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-167

Специализированная мебель на 77 посадочных мест, стол президиума – 1 шт., трибуна для преподавателя – 1 шт., персональный компьютер – 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт., интерактивная доска Starboard Hitachi FX-77 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, тематические плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Читальный зал научной библиотеки
Читальный зал научной библиотеки
Специализированная мебель на 100 посадочных мест, персональные компьютеры – 56 шт., телевизор – 1шт., принтер – 1шт., цветной принтер – 1шт., копировальный аппарат – 1шт., сканер – 1шт.,Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

 
5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Социальный менеджмент»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.э.н Сергиенко Е.Г
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.э.н Тенищев А.В
 
Рабочая программа дисциплины «Социальный менеджмент» рассмотрена на заседании Кафедра менеджмента и устойчивого развития протокол № 32 от 12.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Левушкина Светлана Владимировна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Социальный менеджмент» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование