УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
какие именно управленческие решения необходимо при-нимать в организации в нестандартных ситуациях
умеет
осуществлять работу исполнителей, проводить поиск ин-формации, сбор, анализ данных, необходимых для приня-тия решения в процессе управления в организации; дей-ствовать в нестандартных ситуациях; выявлять проблемы работы в команде
владеет навыками
методами и приемами организации работы исполнителей при принятии управленческого решения
основные концепций командной работы в социальном менеджменте
умеет
выявлять проблемы работы в команде
владеет навыками
знаниями социальной и этической ответственно-сти за принятые решения; применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культурных различиях в сфере социального менеджмента
основные концепции командной работы в социальном менеджменте; социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий коллектива
умеет
выявлять проблемы работы в команде;
владеет навыками
применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культур-ных различиях в сфере социального менеджмента; управления коллективом и налаживания социально-психологического климата
основные концепции командной работы в социальном менеджменте
умеет
выявлять проблемы работы в команде
владеет навыками
применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культур-ных различиях в сфере социального менеджмента
социальную и этическую ответственности за принятые решения; социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий коллектива
умеет
толерантно воспринимать социальные, этнические, кон-фессиональные и культурные различия в сфере социаль-ного менеджмента
владеет навыками
применением методик работы в команде, основываясь на социальных, этнических, конфессиональных и культур-ных различиях в сфере социального менеджмента
какие именно управленческие решения необходимо при-нимать в организации в нестандартных ситуациях
умеет
действовать в нестандартных ситуациях
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Социальный менеджмент».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Социальный менеджмент».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Социальный менеджмент».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (реферат,задачи).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Социальный менеджмент» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Различные подходы к определению содержания понятия «социальная сфера», их специфика.
2. Интересы, потребности, ожидания и стимулы, обеспечивающие связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.
3. Управленческое воздействие и управленческое решение.
4. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.
Тема 2.
1.Что такое социальная сфера, и какова ее специфика?
2. Какие организации реализуют функции социальной сферы?
3. В чем отличие и специфика управленческого решения и управленческого воздействия?
4. Раскройте специфику социальных проблем.
5. Назовите основные субъекты управления в социальной сфере?
Тема 3.
1. Социальные проблемы как предмет управления в социальной сфере.
2. Объективно-субъективная природа социальных проблем.
3. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.
4. Структура и функции органов государственного управления в социальной сфере.
Тема 4.
1. Роль государственных органов власти в решении социальных проблем.
2. Изменения роли государства в решении социальных проблем: мировой опыт.
3. Основы социальной политики.
Тема 5.
1. Назовите основные критерии эффективности управленческих решений?
2. Объясните понятие «социальныйпорядок»?
3. Что такое социальная политика? Какие цели она преследует?
4. Что такое социальная программа?
5. Дайте определение и раскройте особенности социального государства.
6. Перечислите основные источники финансирования социальной политики.
Тема 6.
1. Принципы реализации социальной политики.
2. Особенности инфраструктуры социальной сферы.
3. Источники финансирования социальной политики.
4. Кризис государства благосостояния.
Тематика статей, рефератов
1. Менеджмент, как система управления процессами во всех сферах жизнедеятельности общества.
2. Исторические аспекты возникновения и развития социального менеджмента.
3. Организация, как ключевой элемент управления молодежными процессами в обществе.
4. Понятие и виды организаций.
5. Структура организации.
6. Основные виды структур организации.
7. Специфика поведения людей в организации. Взаимоотношения организации: широкий взгляд.
8. Маркетинговый подход в реализации молодежных целевых программ.
9. Принципы «4С» и «4П» в управлении молодежными процессами. Процесс обмена в управления молодежной политикой.
10. Социальное одобрение как результат, эффективного обмена.
11. Сегментационный подход в формировании целевых программ
12. Принцип взаимоотношений в формировании социальных проектов.
13. Понятие и сущность технологии социального управления на предприятии.
14. Методы социального менеджмента на предприятии. Виды социальных гарантий, льгот и ком-пенсаций и их значение для работников предприятия.
15. Социальная служба организации.
16. Структура и полномочия социальных служб.
17. Служба социального развития предприятия.
18. Функциональные обязанности, права и ответственность руководителей подразделений/служб социального развития.
19. Стратегии поведения предприятия на рынке с учетом состояния внешней социальной среды.
20. Социальная стратегия и корпоративная социальная политика предприятия.
21. Оперативное и стратегическое управление социальной сферой предприятия Сущность социаль-ного партнерства.
22. Социальное проектирование как форма связи теории и практики.
23. Социальное планирование в системе внутрифирменного планирования.
24. Социальные проекты и программы организации.
25. Планирование и реализация социальной работы на предприятии.
26. Социальный контроль: понятие, виды, назначение.
27. Социальный мониторинг (мониторинг социальных процессов на предприятии).
28. Технологии социального менеджмента при реформировании организации.
Тема 1.
1. Различные подходы к определению содержания понятия «социальная сфера», их специфика.
2. Интересы, потребности, ожидания и стимулы, обеспечивающие связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.
3. Управленческое воздействие и управленческое решение.
4. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.
Тема 2.
1.Что такое социальная сфера, и какова ее специфика?
2. Какие организации реализуют функции социальной сферы?
3. В чем отличие и специфика управленческого решения и управленческого воздействия?
4. Раскройте специфику социальных проблем.
5. Назовите основные субъекты управления в социальной сфере?
Тема 3.
1. Социальные проблемы как предмет управления в социальной сфере.
2. Объективно-субъективная природа социальных проблем.
3. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере.
4. Структура и функции органов государственного управления в социальной сфере.
1. Роль государственных органов власти в решении социальных проблем.
2. Изменения роли государства в решении социальных проблем: мировой опыт.
3. Основы социальной политики.
Тема 5.
1. Назовите основные критерии эффективности управленческих решений?
2. Объясните понятие «социальныйпорядок»?
3. Что такое социальная политика? Какие цели она преследует?
4. Что такое социальная программа?
5. Дайте определение и раскройте особенности социального государства.
6. Перечислите основные источники финансирования социальной политики.
Тема 6.
1. Принципы реализации социальной политики.
2. Особенности инфраструктуры социальной сферы.
3. Источники финансирования социальной политики.
4. Кризис государства благосостояния.
Тематика статей, рефератов
1. Менеджмент, как система управления процессами во всех сферах жизнедеятельности общества.
2. Исторические аспекты возникновения и развития социального менеджмента. Основные школы менеджмента.
3. Организация, как ключевой элемент управления молодежными процессами в обществе.
4. Понятие и виды организаций.
5. Структура организации.
6. Основные виды структур организации.
7. Специфика поведения людей в организации. Взаимоотношения организации: широкий взгляд.
8. Маркетинговый подход в реализации молодежных целевых программ.
9. Принципы «4С» и «4П» в управлении молодежными процессами. Процесс обмена в управления молодежной политикой.
10. Социальное одобрение как результат, эффективного обмена.
11. Сегментационный подход в формировании целевых программ
12. Принцип взаимоотношений в формировании социальных проектов.
13. Понятие и сущность технологии социального управления на предприятии.
14. Методы социального менеджмента на предприятии. Виды социальных гарантий, льгот и ком-пенсаций и их значение для работников предприятия.
15. Социальная служба организации.
16. Структура и полномочия социальных служб.
17. Служба социального развития предприятия.
18. Функциональные обязанности, права и ответственность руководителей подразделений/служб социального развития.
19. Стратегии поведения предприятия на рынке с учетом состояния внешней социальной среды.
20. Социальная стратегия и корпоративная социальная политика предприятия.
21. Оперативное и стратегическое управление социальной сферой предприятия Сущность социаль-ного партнерства.
22. Социальное проектирование как форма связи теории и практики.
23. Социальное планирование в системе внутрифирменного планирования.
24. Социальные проекты и программы организации.
25. Планирование и реализация социальной работы на предприятии.
26. Социальный контроль: понятие, виды, назначение.
27. Социальный мониторинг (мониторинг социальных процессов на предприятии).
28. Технологии социального менеджмента при реформировании организации.
Для более глубокого усвоения магистрантами предмета, понимания теоретических и практиче-ских основ социального менеджмента:
при работе с литературой необходимо вести запись основных положений (конспектиро-вать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);
необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего, учебные посо-бия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые вопросы курса.
Главным звеном цикла обучения является лекция. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения магистрантами учебного материала. Лекция выполняет следую-щие функции:
информационную (излагает необходимые сведения);
стимулирующую (пробуждает интерес к теме);
развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление);
ориентирующую (в проблеме, в литературе);
разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки);
убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
При слушании лекции нужно усвоить:
■ научную сущность изучаемого материала;
■ научную логику связи теории с практикой;
■ взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками;
■ глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные фак-ты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.
Важными условиями эффективного усвоения изложенного матери-ала в лекции являются: до-стижение устойчивого внимания, развитие определенного свойственного обучаемому вида памяти и умение продуктивно вести записи лекции. В процессе лекционного занятия магистрант должен выде-лять важные моменты, выводы, основные положения, выделять ключевые слова, термины. Обозна-чить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удаётся разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на занятии.
Глубина, прочность запоминания и качество знаний определяется не количеством прочтения материала темы, а ее качественным осмыслением.
Одной из основных форм организации учебного процесса, представляющей собой коллективное обсуждение магистрантами теоретических вопросов и решение практических задач под руководством преподавателя, является практические занятия. Основной целью данного вида занятий является про-верка понимания магистрантом рассматриваемой темы, изучаемого материала, умения изложить его содержание ясным, четким и грамотным языком, а также способствует развитию самостоятельного мышления и творческой активности у магистранта.
На практических занятиях, магистранты получают навыки использования основных методов и подходов к управлению. При занятиях рассматриваются наиболее важные и сложные вопросы,
изучение конспектов лекций, соответствующих разделов учебно-методического ком-плекса, содержания рекомендованных и других документов;
запоминание и понимание новых терминов;
попытку сформулировать свое собственное мнение по каждому изучаемому вопросу, ар-гументировано обосновать его;
записывание вопросов, возникшие во время самостоятельной работы, чтобы на занятии получить ответы на них.
На занятии магистрант демонстрирует свое знание предмета, корректирует информацию, полу-ченную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя.
Для проверки полученных знаний на занятиях по курсу проводится:
устный или письменный опрос;
решение практико-ориентированных задач.
Наряду с чтением лекций и проведением занятий преподаватель кафедры менеджмента по дис-циплине «Социальный менеджмент» предполагает проведение магистрантами самостоятельной работы. Она является неотъемлемым элементом учебного процесса, одним из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельно-сти. При самостоятельной работе достигается усвоение учебного материала, необходимые для совре-менной подготовки специалистов.
Формы самостоятельной работы магистрантов: изучение соответствующих учебников, перио-дической литературы и нормативно-правовых документов, рекомендуемых преподавателем кафедры, выполнение практических заданий.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисципли-ны:
изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут;
изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут;
изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Всего в неделю – 4 часа.
2. Описание последовательности действий магистранта, или «сценарий изучения дисципли-ны». Пожелания по изучению отдельных тем курса.
Овладением необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками должно за-вершиться изучение дисциплины. Данный результат может быть достигнут только после значительных усилий. При этом важное значение имеют не только старание и способности, но и хорошо продуманная организация труда магистранта, и прежде всего правильная организация времени.
Для сокращения затрат времени на изучение дисциплины в первую очередь, необходимо свое-временно, после сдачи экзаменов и зачетов за предшествующий семестр, выяснить, какой объем ин-формации следует усвоить, какие умения приобрести для успешного освоения дисциплины, какие за-дания выполнить для того, чтобы получить достойную оценку. Сведения об этом (перечень рекомен-дуемой литературы, темы практических занятий, задания, а также другие необходимые материалы) имеются в рабочей программе.
Регулярное посещение лекций и практических занятий не только способствует успешному овла-дению профессиональными знаниями, но и помогает наилучшим образом организовать время, т.к. все виды занятий распределены в семестре планомерно, с учетом необходимых временных затрат.
Важной частью работы магистранта является знакомство с дополнительной литературой и дру-гими рекомендуемыми преподавателем источниками информации, поскольку учебник, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, содержит лишь минимум необходимых теоретических сведений. Университетское образование предполагает более глубокое знание предмета. Для этого необходимо изучать и самостоятельно анализировать статьи периодических изданий и Интернет-ресурсы.
Основным методом самостоятельного овладения знаниями является работа с литературой. Это сложный процесс, требующий выработки определенных навыков, поэтому магистранту нужно обяза-тельно научиться работать с книгой.
Осмысление литературы требует системного подхода к освоению материала. В работе с литера-турой системный подход предусматривает не только внимательное чтение текста и изучение специаль-ной литературы, но и обращение к дополнительным источникам – справочникам, словарям, которые являются основными помощниками в самостоятельной работе не только магистрантов, но и специали-стов организаций. Глубокое изучение именно их материалов позволит магистранту освоить професси-ональную терминологию, а затем самостоятельно оперировать теоретическими категориями и поняти-ями, а также знать и уметь пользоваться соответствующими источниками информации в будущей профессиональной деятельности. Работа с литературой обеспечивает решение магистрантом поставлен-ной перед ним задачи и в текущем периоде (подготовка к практическому занятию, выполнение заданий и т.д.).
Литература для изучения обычно выбирается из списка литературы, выданного преподавателем, а также путем самостоятельного поиска материалов. После этого непосредственно начинается изучение материала, изложенного в основных учебных пособиях.
При изучении материалов глав и параграфов необходимо обращать внимание на комментарии и примечания, которыми сопровождается текст. Они разъясняют отдельные места текста, дополняют из-ложенный материал, указывают ссылки на цитируемые источники, исторические сведения о лицах, фактах, объясняют малоизвестные или иностранные слова.
Во время изучения литературы следует конспектировать и составлять рабочие записи прочитан-ного, которые могут быть сделаны и в виде простого и развернутого плана, цитирования, тезисов, ре-зюме, аннотации, конспекта. Такие записи удлиняют процесс проработки, изучения книги, но способ-ствуют ее лучшему осмыслению и усвоению, выработке навыков кратко и точно излагать материал.
Наиболее надежный способ собрать нужный материал – составить конспект – краткое изложение своими словами содержания источника. Конспекты позволяют восстановить в памяти ранее прочитан-ное без дополнительного обращения к книге, статье, документу. При их составлении следует пользо-ваться различными приемами выделения отдельных частей текста, ключевых выражений, терминов, основных понятий (выделение абзацев, подчеркивание, написание жирным шрифтом, курсивом, ис-пользование текстовыделителей и т.п.). Желательно оставлять поля для внесения дополнений, попра-вок или фиксации собственных мыслей по данной записи, возможно несовпадающих с авторской точ-кой зрения.
При изучении литературы особое внимание следует обращать на новые термины и понятия. По-нимание сущности и значения терминов способствует формированию способности логического мыш-ления, что важно при усвоении дисциплины «Социальный менеджмент». Поэтому при изучении темы курса магистранту следует активно использовать универсальные и специализированные словари, иную справочную литературу.
Вся рекомендуемая для изучения курса литература подразделяется на основную и дополни-тельную. К основной литературе относятся источники, необходимые для полного и твердого усвоения учебного материала. Потребность изучения дополнительной литературы диктуется прежде всего тем, что в учебной литературе нередко остаются неосвещенными современные проблемы, а также не нахо-дят отражение новые документы, события, явления, научные открытия последних лет. Поэтому допол-нительная литература рекомендуется для более углубленного изучения программного материала.
Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подго-товки к зачету, поскольку позволяют магистранту оценить уровень собственных знаний и своевремен-но восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно решить задачи.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.