УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
фундаментальными разделами наук о Земле в области экологии и природопользования
умеет
использовать знания наук о Земле
владеет навыками
Навыками использования фундаментальных знаний наук о Земле в области экологии и природопользования
рекомендуемые информационно-техническими справочниками наилучшие доступные технологиии в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
умеет
анализировать рекомендуемые информационно-техническими справочниками наилучшие доступные технологиии в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
владеет навыками
методами анализа информационно-технических справочников
Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Классификация сельскохозяйственных мелиораций.
3. Характер мелиоративных мероприятий по зонам страны.
4. Мелиорация как средство преобразования природы и повышения производительности труда в сельском хозяйстве.
5. Комплексность мелиораций.
6. Социальное значение мелиорации.
7. Орошение. Классификация оросительных мелиораций.
8. Потребность в орошении и его распространение.
9. Развитие оросительных мелиораций на земном шаре.
10. Развитие оросительных мелиораций в России.
11. Развитие оросительных мелиораций в Ставропольском крае.
12. Терско-Кумская ООС.
13. Кумо-Манычская ООС.
14. Право-Егорлыкская ООС.
15. Система Большого Ставропольского Канала (БСК).
16. Источники орошения и обводнения.
17. Требования, предъявляемые к качеству поливной воды.
18. Мероприятия по предотвращению загрязнения и истощения водных ресурсов.
19. Влияние орошения на почву, микроклимат, рост и развитие растений.
20. Требования растений к водно-воздушному режиму почвы.
21. Методы регулирования водного режима.
22. Режим орошения.
23. Оросительная норма, факторы, оказывающие влияние на ее величину.
24. Вневегетационные поливы, их характеристика.
25. Поливная норма влагозарядкового полива.
26. Вегетационные поливы, их характеристика.
27. Поливная норма вегетационного полива, факторы, оказывающие влияние на ее величину.
28. Продолжительность поливов, их зависимость от культуры.
29. Методы определения сроков проведения вегетационных поливов.
30. Расчёт и построение неукомплектованного графика водоподачи.
31. Укомплектование неукомплектованного графика.
32. Оросительная система, её элементы и задачи.
33. Проводящая оросительная сеть.
34. Требования, предъявляемые к каналам проводящей сети.
35. Временная оросительная сеть (или регулирующая).
36. Требования, предъявляемые к временной оросительной сети.
37. Схемы расположения временной оросительной сети.
38. Каналы, их элементы, конструкции и форма.
39. Сбросная cеть на оросительной системе.
40. Дренажная сеть на оросительной системе.
41. Гидротехнические сооружения на оросительной системе.
42. Головное водозаборное сооружение.
43. Водопроводящие гидротехнические сооружения на оросительной системе.
44. Водорегулирующие гидротехнические сооружения на оросительной системе.
45. Сопрягающие гидротехнические сооружения на оросительной системе.
46. Поливной участок.
47. Орошаемый участок.
48. Лесные полосы на оросительной системе.
49. Дорожная сеть на оросительной системе.
50. Коэффициент земельного использования орошаемых земель.
51. Капитальная и эксплуатационная планировка орошаемой территории.
52. Преимущества и недостатки дождевания.
53. Подпочвенное орошение.
55. Капельное орошение.
56. Мелкодисперсное дождевание.
57. Лиманное орошение.
58. Орошение сточными водами.
59. Мелиоративная служба. Организация наблюдений.
60. Типы и степень засоления почв.
61. Мероприятия по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.
62. Заболачивание и подтопление.
63.Факторы, вызывающие необходимость проведения рекультивации земель
64.Этапы рекультивации
65.Почвозащитное земледелие на рекультивированных землях
66.Экологические требования к водному режиму почв
67.Химическая мелиорация
68. Культуртехническая мелиорация
69. Гидромелиорация
1. Объекты и виды мелиорации, и характер их проведения по агроклиматическим зонам страны
2. Роль специалиста в организации мелиоративных мероприятий и использовании мелиорированных земель.
3. Понятие о сельскохозяйственной мелиорации, и задачи, стоящие перед ней
4. Развитие орошения в мире, России и Ставропольском крае
5. Влияние орошения на внешнюю среду развития растений и урожай
6. Влияние ирригации на орошаемую площадь и прилегающую территорию
7. Причины, вызывающие необходимость проведения оросительных мелиораций на Ставрополье
8. Характеристика ООС Ставрополья
9. Назначение временной сети и требования предъявляемые к ней
10. Типы дорог на оросительной системе и место их расположения
11. Группы и типы гидротехнических сооружений на оросительной и дорожной сети
12. Назначение лесных полос на оросительных системах, их расположение и конструкция
13. Требования, предъявляемые к оросительной системе
14. Источники орошения,меры борьбы с засорением, загрязнением и истощением водных источников, требования предъявляются к водным источникам, используемых для орошения
15. Мелиоративные приемы по борьбе с загрязнением окружающей среды
16. Водно-физические свойства почвы, требования растений к водно-воздушному режиму почвы
17. Техника полива и требования, предъявляемые к ней
18. Природные и хозяйственные факторы, влияющие на выбор техники полива, потери воды на оросительных системах и способы борьбы с ними
19. Обязанности категорий водопользователей
20. Влияние орошения на микроклимат, почву и растения
Контрольная точка № 1 (темы 1-2)
Тема 1 - Общие понятия о мелиорации
Вопросы:
Понятие о мелиорации и необходимость ее проведения.
2. Мелиорация - как наука.
3. Объекты и виды мелиорации и характер их проведения по агроклиматическим зонам страны.
4. Комплексность мелиораций.
5. Видные ученые-мелиораторы.
Тестовые задания:
1. Какие приемы относятся к мелиоративным:
1. культивация
2. вспашка
3. ликвидация мелкоконтурности
2. Культуртехническая мелиорация направлена на регулирование:
1. водного режима
2. питательного режима
3. на исправление дневной поверхности
3. Лесные насаждения влияют на:
1. скорость ветра
2. поверхность почвы
3. действие вулканов
4. В зоне избыточного увлажнения проводится:
1. осушение
2. обводнение
3. противоэрозийная обработка
5. На солонцовых почвах рекомендуется проводить:
1. известкование
2. гипсование
3. боронование
6. В степной зоне проводится:
1. осушение
2. орошение
3. известкование
7. Мелиоративные приемы свое действие сохраняют:
1. один день
2. один год
3. несколько лет
8. В пустынной зоне проводится:
1. вспашка
2. орошение
3. культивация
9. Одной из особенностей мелиоративных приемов является то, что они:
1. влияют на солнце
2. прикладывается к почве
3. влияют на скорость автомобиля
10. В полупустынной зоне проводится:
1. боронование
2. известкование
3. орошение
11. Гидромелиорации в основном влияют на режим:
1. световой
2. дневной
3. водный
12. На дерново-подзолистых почвах проводится:
1. гипсование
2. кольматация
3. известкование
13. Химические мелиорации осуществляются путем:
1. боронования
2. вспашки
3. гипсования
14. Полезащитные лесные насаждения высаживаются:
2. поперек поля
3. по границам поля
Контрольная точка № 2 (темы 3-4)
Тема 3 - Оросительная система
Вопросы:
1. Что такое оросительная система?
2.Составьте схему оросительной системы и укажите на ней все элементы (каналы, сооружения, дороги и пр.)
3. Что называется поливным участком, каким должны быть его форма и минимальные размеры в зависимости от специализации севооборотов?
4.Изложите, на основании, каких соображений размещаются магистральный и распределительный каналы. Начертите схему размещения этих каналов. Их назначение.
5. Для чего служат водосборно-сбросные каналы? Изложите основные принципы их размещения.
6. Начертите поперечную и продольную схемы расположения временных оросителей. В каком случае применяется та или иная схема? Назначение временной сети и требования предъявляемые к ней.
7. Назовите типы дорог на оросительной системе и место их расположения.
8. Назовите группы и типы гидротехнических сооружений на оросительной и дорожной сети, места их устройства и назначение.
9. Каково назначение лесных полос на оросительных системах, их расположение и конструкция?
10. Укажите назначение дренажа. Чему равно междренное расстояние и глубина закладки дрен в зависимости от типа почвогрунтов.
11. Какие способы водозабора существуют в ирригационной практике?
12. Перечислите основные типы водозаборов и требования, предъявляемые к водозаборам.
13. Что называется орошаемым участком, требования предъявляемые к нему?
14. Требования, предъявляемые к оросительной системе.
Вопросы для устного опроса:
1. Какие существуют источники орошения
2. Меры борьбы с засорением, загрязнением и истощением водных источников
3. Какие требования предъявляются к водным источникам, используемых для целей орошения
4. Значение воды в жизни человека
5. Краткая характеристика источников орошения
6. Перечислить показатели, по которым характеризуются источники орошения.
7. По каким показателям оценивается качество поливной воды
8. Чем вызывается необходимость строительства водохранилищ на реках в различных районах России
9. Основные пути по борьбе с загрязнением окружающей среды
10. Обязанности категорий водопользователей
11. Мелиоративные приемы по борьбе с загрязнением окружающей среды
12. Мероприятия по охране окружающей среды при применении удобрений и ядохимикатов
Тестовые задания:
1. В качестве источников орошения используются:
1. реки
2. плавательные бассейны
3. пожарные емкости
2. При оценке качества поливной воды следует принимать во внимание ее:
1. температуру
2. подвижность
3. теплопроводность
3. Количество минеральных солей и органических частиц, содержащихся в 1 л
1. сырой водой
2. мутностью воды
3. плотным остатком
4. Лабораторным методом вода оценивается по наличию в ней:
1. взвешенных частиц
2. молекул
3. пней
5. В целях экономии воды оптимальные нормы орошения с.-х. культур рассчитываются по:
1. испарению с поверхности
2. водопотреблению растений
3. влажности почвы
6. Протяженность речной сети на 1 м2 территории в лесной зоне составляет, м:
1. 250
2. 100
3. 50
7. Протяженность речной сети на 1 м2 территории в степной зоне составляет, м:
1. 50
2. 250
3. 350
8. ″Питание″ горных рек происходит в основном за счет:
1. подземных вод
2. таяния снегов, ледников
3. дождя
9. ″Питание″ равнинных рек происходит в основном за счет:
1. дождя
2. таяния снегов
3. поверхностных вод
10. По территории Ставропольского края из горных рек ″протекают″:
1. Егорлык
2. Кубань
3. Кума
11. По территории Ставропольского края из равнинных рек ″протекают″:
1. Кубань
2. Терек
3. Кума
12. Разновидностью равнинных рек являются:
1. степные
2. остепененные
3. воздушные
13. Необходимость создания регулирующих водохранилищ в южных районах вызывается с целью:
1. плавания кораблей
2. накопления воды для орошения
3. регулирования уровня грунтовых вод
14. Необходимость создания регулирующих водохранилищ в Сибири вызывается с целью:
1. регулирования уровня подземных вод
2. пополнения гидроресурсов
3. сплава древесины
Контрольная точка № 3 (темы 5-6)
Тема 5 - Режим орошения (поливов) декоративных культур
Вопросы:
1. Что понимается под водным режимом почвы?
2. Причины недостатка влаги в почве.
3. Дать определение влажности почвы.
5. Под действием, каких сил происходит процесс впитывания воды в почву?
6. Под действием, каких сил происходит фильтрация воды?
7. Виды влагоемкости.
8. Что такое водопроницаемость?
9. Дать определение объемной массы почвы.
10. Что понимается под активным слоем почвы?
11. От чего зависит глубина активного слоя?
12. Назвать глубину активного слоя для групп культур.
13. Что понимается под водопотреблением (коэффициент водопотребления)?
14. Что понимается под режимом орошения (режимом поливов)?
15. Требования, предъявляемые к режиму орошения.
16. Что понимается под оросительной нормой?
17. Формула для расчета оросительной нормы.
18. Что понимается под поливной нормой вегетационного полива?
19. Формула для расчета поливной нормы вегетационного полива.
20. Что понимается под поливной нормой влагозарядкового полива?
21. Формула для расчета поливной нормы влагозарядкового полива.
22. Формула для расчета расхода воды.
23. Что называется поливным периодом? (его продолжительность в зависимости от групп культур).
24. Что понимается под межполивным периодом? (его продолжительность в зависимости от групп культур).
25. Что понимается под графиком водоподачи?
26. Каким образом строится график водоподачи?
27. В связи, с чем возникает необходимость укомплектования неукомплектованного графика водоподачи?
28. Правила укомплектования неукомплектованного графика водоподачи.
29. Виды поливов.
30. Методы назначения сроков проведения вегетационных поливов.
Контрольная точка № 4 (темы 7-8)
Тема 7 - Использование вод местного стока для орошения
Вопросы:
1. Что называется лиманным орошением?
2. В чем заключаются преимущества и недостатки лиманного ороше¬ния?
3. Начертите схемы одноярусного и многоярусного лиманов, мелкого и глубокого затопления.
4. Какие культуры возделываются на лиманах с разной глубиной затопления
Тестовые задания:
1. Местным стоком называется:
1. сток осадков
2. дренажный сток
3. сток рек
2. Пруды и водохранилища, питающиеся поверхностным стоком, менее надежны как источник водоснабжения, так как запас воды в них зависит от:
1. зоны санитарной охраны
2. весеннего паводка
3. грунтовых вод
3. Продолжительность затопления сельскохозяйственных культур на лиманах равна:
1. одному месяцу
2. нескольким суткам
3. одному году
4. Ширина яруса лимана зависит от:
1. дождя
2. уклона
3. ветра
1. плоскими
2. одноярусными
3. кривыми
6. Мелководным лиманом считается такой, средняя глубина которого составляет, м
1. 0,2-0,3
2. 0,3-0,4
3. 0,4-0,5
7. Глубоководным лиманом считается такой, глубина которого составляет, м
1. 0,2-0,3
2. 0,3-0,4
3. 0,4-2
При изучении второй темы «Оросительные мелиорации» необходимо выявить влияние орошения на внешнюю среду развития растений и урожай;влияние ирригации на орошаемую площадь и прилегающую территорию. После изучения темы должны быть сформированны характерные аспекты для современных проектов обводнительно-оросительных систем, что позволит сделать выводы о значении существующих ООС на Ставрополье.
Третья тема «Оросительная система» знакомит с элементами, значениями и требованиями, предъявляемым к оросительным сетям. В рамках ее изучения необходимо рассмотреть назначение временной сети и требования предъявляемые к ней, типы дорог на оросительной системе и место их расположения, группы и типы гидротехнических сооружений на оросительной и дорожной сети, назначение лесных полос на оросительных системах, их расположение и конструкция, способы водозабора существуют в ирригационной практике типы водозаборов и требования, предъявляемые к водозаборам, требования, предъявляемые к оросительной системе, формы и элементы каналов.
В четвертой теме «Водные ресурсы» рассматриваются значение воды; источники орошения и их краткая характеристика, а также мелиоративные приемы по борьбе с загрязнением окружающей среды; мероприятия по охране окружающей среды при применении удобрений и ядохимикатов
Водно-физические свойства почвы, требования растений к водно-воздушному режиму почвы; методы регулирова¬ния водного режима почв, оросительная норма, поливная норма вегетационного полива, поливная норма влагозарядкового полива, графики водоподачи; виды поливов, методы назначения сроков проведения вегетационных поливов изучаются начиная с пятой темы «Режим орошения (поливов) декоративных культур». В ходе изучения темы необходимо применять знания, полученные в предыдущих темах.
Шестая тема «Способы полива» позволяет изучить понятие о способах и технике полива и их характерные особенности, полив по бороздам, полив по полосам, полив по чекам, планировку поверхности орошаемого участка, дождевание и классификация систем дождевания, характеристика дождевальных машин, техника безопасности при организации работы дождевальных машин, подпочвенный полив, техническая, биологическая и эксплуатационная оценка способов полива. В результате у студентов формируются навыки планировки поверхности орошаемого участка.
В рамках изучения седьмой темы «Использование вод местного стока для орошения» рассматриваются такие вопросы как: Что называется лиманным орошением. В чем заключаются преимущества и недостатки лиманного ороше¬ния, схемы одноярусного и многоярусного лиманов, мелкого и глубокого затопления. Какие культуры возделываются на лиманах с разной глубиной затопления.
В процессе изучения восьмой темы «Орошение сточными водами» студенты осваивают, классификация сточных вод удобрительное свойство сточных вод, особенности устройства оросительной сети на земледельческих полях орошения техника полива и режим орошения.
Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности. Это подтверждает учебный план, согласно которому при изучении дисциплины 54 часов предусмотрено на самостоятельную работу, и 52 часов – на аудиторные занятия.
Лекции, лабораторные занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к экзамену, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к экзамену первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно выполнить предложенные задания.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.