2024-2025_09_03_02-набор_2021-ИСИТ_plx_Системы поддержки принятия решений_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.11 Системы поддержки принятия решений
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2021
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Системы поддержки принятия решений» является формирование знаний в области систем поддержки принятия решений, изучение методов, применяемых в системах поддержки принятия решений.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-2 Способен выполнять работы по созданию (модификации) и сопровождению информационных систем
ПК-2.3 Применяет методы управления доступом к данным
знает

методами управления доступом к данным систем поддержки принятия решений

умеет

управлять доступом к данным систем поддержки принятия решений

владеет навыками

навыками управления доступом к данным систем поддержки принятия решений

 
 
 
 
 
ПК-4 Способен выполнять эвристическую оценку графического пользовательского интерфейса
ПК-4.3 Применяет различные методы визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе программного продукта
знает

методы визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе систем поддержки принятия решений

умеет

применять методы визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе систем поддержки принятия решений

владеет навыками

методами визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе систем поддержки принятия решений

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Системы поддержки принятия решений» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Системы поддержки принятия решений» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Интернет-технологии
 
Web-программирование
 
Конфигурирование в информационных системах
 
Базы данных
 
Управление данными
 
Разработка программных приложений
 
Освоение дисциплины «Системы поддержки принятия решений» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Преддипломная практика
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Программная инженерия
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Системы поддержки принятия решений» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
108/3
16
32
60
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
16
32
60
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 1
1.
 
Основные понятия теории принятия решений
7
12
12
КТ 1
1.1.
4
8
Устный опрос
ПК-4.3, ПК-2.3
 
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
7
24
24
КТ 2
1.2.
8
16
Устный опрос
ПК-4.3, ПК-2.3
 
Прикладные системы поддержки принятия решений
7
24
12
КТ 3
1.3.
4
8
Устный опрос
ПК-4.3, ПК-2.3
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
60
108
16
32
 
Итого
60
108
16
32
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Основные понятия теории принятия решений
Основные определения телории принятия решений. 
2/-
 
Основные понятия теории принятия решений
Процессы и задачи принятия решений
2/-
 
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Принятие решений на основе метода анализа

иерархий.

2/2
 
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Построение иерархии. Формирование матриц

парных сравнений. 

2/2
 
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Вычисление собственных

векторов. Определение вектора предпочтений

2/-
 
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Многокритериальная теория полезности

(MAUT) 

2/-
 
Прикладные системы поддержки принятия решений
Характеристика и назначение систем поддержки принятия решений
2/-
 
Прикладные системы поддержки принятия решений
Групповые системы поддержки принятия решений
2/-
 
Итого
16
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторным занятиям
18
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Системы поддержки принятия решений» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Системы поддержки принятия решений».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Системы поддержки принятия решений».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Системы поддержки принятия решений».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Основные понятия теории принятия решений
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
2
Основные понятия теории принятия решений
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
3
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
4
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
5
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
6
Методики принятия решений на основе метода анализа иерархий
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
7
Прикладные системы поддержки принятия решений
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
8
Прикладные системы поддержки принятия решений
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Системы поддержки принятия решений»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-2.3:Применяет методы управления доступом к данным
Анализ данных
x
Базы данных
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Управление данными
x
ПК-4.3:Применяет 
Анализ данных
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
различные методы визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе программного продукта
Интернет-технологии
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Управление данными
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Системы поддержки принятия решений» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Системы поддержки принятия решений» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Системы поддержки принятия решений»
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой  

 
1. Основные термины и определения теории принятия решений.

2. Классификация задач принятия решений.

3. Многокритериальные задачи.

4. Классификация методов принятия решений.

5. Назначение и краткая характеристика систем поддержки принятия решений.

6. Характеристика методов теории полезности.

7. Схема процесса принятия решений.

8. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений.

9. Понятие экспертной системы.

10. Метод анализа иерархий.

11. Базовые функции экспертной системы

12. Основные компоненты систем поддержки принятия решений.

13. Пространство Эджворта-Парето.

14. Формирование набора критериев. Оценка важности критериев.

15. Многокритериальные задачи.

16. Методы векторной оптимизации.

17. Понятие нечеткого множества. Функция принадлежности.

18. Методы определения значений нечетких переменных.

19. Метод ЗАПРОС.

20. Оценка вариантов решений методом отношений предпочтения ЛПР.

21. Оценка вариантов решений методом анализа иерархий.

22. Согласование групповых решений.

23. Метод ранжирования по Парето.

24. Согласование групповых решений.

25. Согласование шкал и весов критериев.

26. Метод Дельфи и его модификации.

27. Методы ЭЛЕКТРА.

28. Принятие решений в условиях определенности.

29. Методы комплексной оценки вариантов.

30. Методы векторной оптимизации.

31. Обобщенный анализ существующих интерактивных методов многокритериальной оптимизации.

32. Парадокс Алле.

33. Учёт предпочтений ЛПР.

34. Многокритериальная теория полезности.

35. Методы построения функций полезности ЛПР.

36. Принятие решений в условиях неопределѐнности.

37. Теория нечётких множеств.

38. Применение нечетких систем в СППР.

39. Экспертные системы в поддержке принятия решений.

40. Распределённые СППР.

1. Современные подходы к автоматизации процесса принятия решений

2. Системы поддержки принятия решений и системы информационной поддержки

принятия решений

3. Основные подходы к решению задачи сравнения и выбора альтернатив. Условия

применимости и уровень «теоретической» обоснованности

4. Технологии дерева решений и их использование при автоматизации процесса

принятия решений

5. Использование методов статистической обработки данных при автоматизации

процесса принятия решений

6. Особенности автоматизации процесса принятия решений для полностью и

частично формализуемых задач

7. Функциональная структура процесса принятия решений и подходы к

распределению функций при интерактивном решении задач выбора оптимального

 
решения

8. Приоритеты использования человека и компьютера в информационных системах

и системах принятия решений

9. Компьютерная поддержка принятия решений в общей концепции управления

современными фирмами

10. Особенности принятия решений в конкурентных средах. Рефлексивные

системы. Подходы к автоматизации

11. Принятие решений в иерархических структурах

12. Типовые технологии информационной поддержки принятия решений и

используемые программные средства

13. Типовые технологии поддержки принятия решений и используемые

программные средства

14. Иерархия задач, связанных с информационной поддержкой процесса принятия

решений

15. Иерархия задач, связанных с поддержкой процесса принятия решений

16. Полииерархические структуры принятия решений

17. Неопределенность при принятии решений и ее учет в процессе автоматизации

18. Анализ данных и поддержка процесса принятия решений. Варианты

объединения технологий

19. Data Mining и OLAP технологии. В чем основные отличия технологии Data

Mining от OLAP-систем

20. Требования к OLAP-средствам. Уровни многомерности OLAP-средств. Виды

OLAP (ROLAP,

21. MOLAP, HOLAP) их характеристика и различия

22. Концепция Хранилищ данных и современные варианты ее реализации

23. Хранилища данных и информационная поддержка процесса принятия решений

24. Web-технологии и информационная поддержка процесса принятия решений

25. Проблематика BigDate и ее связь с технологиями поддержки принятия

решений

Тестовые задания:

1. Основная задача экспертов:

а) Выявление недостатков концепции, заложенной в технологию принятия решения;

б) Подготовка альтернативных решений;

в) Выявление недостатков и достоинств, представленных вариантов принятия решений;

г) Оценка последствий выбора того или иного варианта принятия решений.

2. Специалисты в области принятия решений должны обладать:

а) Знаниями о существующих методах поддержки принятия решений;

б) Умениями и навыками работы со средствами поддержки принятия решений;

в) Способностями в области математического моделирования планируемых процессов;

г) Умениями применять на практике накопленный опыт принятия решений.

3. Какими значениями обладает слово «решение»:

а) Множество рассматриваемых возможностей, выделенных человеком,

делающим выбор;

б) Процесс поиска наиболее предпочтительного варианта (обдумывание,

изучение вопроса или задачи, нахождение правильного ответа);

в) Полученный ответ в ходе поиска, один или несколько выбранных вариантов, результат анализа проблемы или задачи, нахождение правильного

ответа;

г) Указы, постановления, распоряжения, приказы, акты органов законодательной и исполнительной власти, судебные и иные решения.

4. Выберите правильное определение термина «Принятие решения»:

а) Спектр человеческой деятельности, состоящий в оптимальном выборе

 
наилучшего варианта из имеющихся с учетом критериев оптимизации;

б) Процесс поиска наиболее предпочтительного варианта без учета критериев оценки;

в) Поиск вариантов, направленных на решение поставленной проблемы

или задачи;

г) Особый вид человеческой деятельности, состоящий в обоснованном

выборе наилучшего в некотором смысле варианта из имеющихся возможных.

5. При принятии решения следует:

а) Рассмотреть различные варианты;

б) Оценить возможные варианты;

в) Сопоставить однотипные варианты;

г) Учесть разные точки зрения экспертов, консультантов, аналитиков.

6. При принятии политических, экономических, производственных и

др. решений следует:

а) Учитывать интересы заинтересованных сторон;

б) Абстрагироваться от возможных вариантов;

в) Прислушиваться к собственной интуиции и своим предпочтениям;

г) Отыскивать и анализировать разнообразную информацию.

7. Для сравнения различных вариантов необходимо:

а) Провести всесторонний анализ проблемной ситуации;

б) Выбрать из предложенных вариантов наиболее привлекательный вари ант;

в) Использовать средства вычислительной техники и необходимое программное обеспечение (в том числе, Системы поддержки принятия решений);

г) Разработать специальные (в том числе и математические) модели.

8. Лицо, принимающее решение должно:

а) Оперативно принимать решения в любых ситуациях;

б) Выбирать из предложенных вариантов тот, который соответствует его

точке зрения;

в) Абстрагироваться от возможной ответственности;

г) Всегда основываться на применении математических моделей.

9. Менеджер, решая конкретные задачи на своем уровне управления, должен:

а) Увязывать интересы разных сторон;

б) Учитывать сложившиеся связи;

в) Оценивать последствия принятого решения;

г) Думать о продвижении по карьерной лестнице.

10. Современный руководитель в условиях необходимости повышения качества управления должен принимать решения:

а) Интуитивно;

б) С использованием инструментария для поиска лучшего варианта;

в) С обоснованием принятого решения;

г) Персонально, с учетом собственных предпочтений.

11. Для подготовки и принятия обоснованного решения следует

привлекать:

а) Специалистов-экспертов;

б) Консультантов;

в) Системных аналитиков;

г) В первую очередь, свой личный опыт работы.

12. Современные СППР (Decision Support System, DSS), возникшие как естественное развитие автоматизированных систем управления

 
и систем управления базами данных, представляют собой:

a) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении неструктурированных задач;

б) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении слабоструктурированных задач многокритериальных;

в) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении чисто информационных задач;

г) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении неструктурированных и слабоструктурированных задач.

13. Выберите свойства, общепризнанные специалистами для

СППР:

a) использование и данных, и моделей, а также решение слабоструктурированных и неструктурированных задач;

б) решение задач, связанных с использованием вероятностных методов и теории массового обслуживания;

в) поддерживают, а не заменяют, выработку решений ЛПР;

г) СППР целенаправленны на повышение эффективности (оперативность и обоснованность и др.) решений, обеспечивающих потенциальные

возможности объекта управления.

14. Выделите среди предложенных правильную архитектурно -

технологическую схему информационно-аналитической поддержки принятия решений:

a) Метаданные -> Хранилище данных -> анализ данных -> интеллектуальный анализ;

б) Оперативные данные -> Хранилище данных -> анализ данных ->

интеллектуальный анализ;

в) Модели данных -> СУМД -> анализ данных -> интеллектуальный

анализ;

г) Данные -> СУБД -> Извлечение данных -> анализ данных.

15. Современные СППР (Decision Support System, DSS) могут содержать такие блоки, как:

а) База данных и/или База знаний;

б) СУБД и/или систему управления базой знаний;

в) Системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении чисто информационных задач;

г) Системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении неструктурированных и слабоструктурированных задач.

16. Выделите правильную последовательность процедур технологии

генерации решения с помощью СППР (интеллектуальной):

а) Анализ полученного варианта решения (варианты) и в случае надобности изменение условий их получения.

б) Выполнение постановки задачи и выбор модели базы знаний;

в) Наполнение системы знаниями и данными;

г) Формирование проблемы, цели или гипотезы, а также выбор критерия оценки принятого решения

17. К современным информационным системам относят:

a) Компиляторы языков программирования;

б) Системы поддержки принятия решений;

в) Текстовые редакторы;

г) Электронные таблицы.

 
18. Какие подсистемы входят в системы поддержки принятия решений?

а) Системы поддержки генерации решений;

б) Системы управления базами данными;

в) Системы имитационного моделирования;

г) Системы поддержки выбора решений.

19. Какие методы используют в системах поддержки принятия решений?

a) Метод аналитических сетевых процессов;

б) Метод Гаусса;

в) Метод аналитических иерархических процессов;

г) Методы математического моделирования.

6. Как можно классифицировать системы поддержки принятия

решений?

а) На уровне пользователя;

б) В зависимости от языка программирования;

в) На концептуальном уровне;

г) В зависимости от области применения

20. Какая система поддержки принятия решений позволяет модифицировать решения системы, опирающиеся на большие объемы данных из разных источников?

a) Активная СППР;

б) Стратегическая СППР;

в) Оперативная СППР;

г) СППР, управляемая данными.

21. К какому классу относится система поддержки принятия решения, основанная на использовании базы знаний?

а) Транзакционные системы;

б) Информационно-поисковые системы;

в) Интеллектуальные информационные системы принятия решений;

г) Информационно-справочные системы.

22. Какие архитектуры систем поддержки принятия решений бывают?

a) Независимые витрины данных;

б) Зависимые витрины данных;

в) Трехуровневое хранилище данных;

г) Одноуровневое хранилище данных;

23. Данные хранятся в одном в единственном экземпляре при архитектуре?

а) Трехуровневое хранилище данных

б) Двухуровневое хранилище данных

в) Функциональной системы

г) Четырехуровневое хранилище данных.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Макшанов А. В., Журавлев А. Е., Тындыкарь Л. Н. Системы поддержки принятия решений [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 108 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/176903 
 
Л1.2 Чернобай Н. Б. Теория принятия решений:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 1,00 МБ
 
дополнительная
 
Л2.1 Прокопенко Н. Ю. Аналитические информационные системы поддержки принятия решений [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2020. - 142 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/164866 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Учебное пособие
https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/programming/866785.pdf
1
 
Учебно-методическое пособие
https://books.ifmo.ru/file/pdf/2602.pdf
2
 
Видеолекция
https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=107413
3
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Лекционные занятия

Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.

Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях –  внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, доказательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, рефератов, решение контекстных задач).

Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами.  Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не должно быть более 10–15.  Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).

Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции.  Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.

Лабораторные занятия

Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

Являясь частью образовательного процесса, лабораторные занятия преследует ряд

 
основополагающих задач:  

- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;

- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение основной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);

- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;

- формирование установок на творчество;

- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;

- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;

- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекающие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств сознательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.

Рекомендации по подготовке к зачету

Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.

Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.

Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:

1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);

2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
4. Fidelio - Подсистема интеграции с партнерами и GDS. инструмент для интеграции системы бронирования отеля с различными партнерскими сетями и системами глобальной дистрибуции (GDS). 
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-184
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, персональные компьютеры – 25 шт., мультимедийный проектор Epson EB -965H– 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., сервер Hp, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

423/НК

Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Э-109
Э-109
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, рабочие станции 12 шт., проектор BENQ SP831 – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

422/НК

Оснащение: специализированная мебель на 38 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Philips 23",  Клавиатура + мышь - 25шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Системы поддержки принятия решений»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ заведующий кафедрой , к.т.н. Хабаров Алексей Николаевич
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаев Дмитрий Валерьевич
 
_______________________ доцент , к.т.н.. Трошков Александр Михайлович
 
Рабочая программа дисциплины «Системы поддержки принятия решений» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол № 8 от 04.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров Алексей Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Системы поддержки принятия решений» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии