УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
методами управления доступом к данным систем поддержки принятия решений
умеет
управлять доступом к данным систем поддержки принятия решений
владеет навыками
навыками управления доступом к данным систем поддержки принятия решений
методы визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе систем поддержки принятия решений
умеет
применять методы визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе систем поддержки принятия решений
владеет навыками
методами визуализации данных на основе обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе систем поддержки принятия решений
Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
иерархий.
парных сравнений.
векторов. Определение вектора предпочтений
(MAUT)
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Системы поддержки принятия решений».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Системы поддержки принятия решений».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Системы поддержки принятия решений».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Системы поддержки принятия решений» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Классификация задач принятия решений.
3. Многокритериальные задачи.
4. Классификация методов принятия решений.
5. Назначение и краткая характеристика систем поддержки принятия решений.
6. Характеристика методов теории полезности.
7. Схема процесса принятия решений.
8. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
9. Понятие экспертной системы.
10. Метод анализа иерархий.
11. Базовые функции экспертной системы
12. Основные компоненты систем поддержки принятия решений.
13. Пространство Эджворта-Парето.
14. Формирование набора критериев. Оценка важности критериев.
15. Многокритериальные задачи.
16. Методы векторной оптимизации.
17. Понятие нечеткого множества. Функция принадлежности.
18. Методы определения значений нечетких переменных.
19. Метод ЗАПРОС.
20. Оценка вариантов решений методом отношений предпочтения ЛПР.
21. Оценка вариантов решений методом анализа иерархий.
22. Согласование групповых решений.
23. Метод ранжирования по Парето.
24. Согласование групповых решений.
25. Согласование шкал и весов критериев.
26. Метод Дельфи и его модификации.
27. Методы ЭЛЕКТРА.
28. Принятие решений в условиях определенности.
29. Методы комплексной оценки вариантов.
30. Методы векторной оптимизации.
31. Обобщенный анализ существующих интерактивных методов многокритериальной оптимизации.
32. Парадокс Алле.
33. Учёт предпочтений ЛПР.
34. Многокритериальная теория полезности.
35. Методы построения функций полезности ЛПР.
36. Принятие решений в условиях неопределѐнности.
37. Теория нечётких множеств.
38. Применение нечетких систем в СППР.
39. Экспертные системы в поддержке принятия решений.
40. Распределённые СППР.
1. Современные подходы к автоматизации процесса принятия решений
2. Системы поддержки принятия решений и системы информационной поддержки
принятия решений
3. Основные подходы к решению задачи сравнения и выбора альтернатив. Условия
применимости и уровень «теоретической» обоснованности
4. Технологии дерева решений и их использование при автоматизации процесса
принятия решений
5. Использование методов статистической обработки данных при автоматизации
процесса принятия решений
6. Особенности автоматизации процесса принятия решений для полностью и
частично формализуемых задач
7. Функциональная структура процесса принятия решений и подходы к
распределению функций при интерактивном решении задач выбора оптимального
8. Приоритеты использования человека и компьютера в информационных системах
и системах принятия решений
9. Компьютерная поддержка принятия решений в общей концепции управления
современными фирмами
10. Особенности принятия решений в конкурентных средах. Рефлексивные
системы. Подходы к автоматизации
11. Принятие решений в иерархических структурах
12. Типовые технологии информационной поддержки принятия решений и
используемые программные средства
13. Типовые технологии поддержки принятия решений и используемые
программные средства
14. Иерархия задач, связанных с информационной поддержкой процесса принятия
решений
15. Иерархия задач, связанных с поддержкой процесса принятия решений
16. Полииерархические структуры принятия решений
17. Неопределенность при принятии решений и ее учет в процессе автоматизации
18. Анализ данных и поддержка процесса принятия решений. Варианты
объединения технологий
19. Data Mining и OLAP технологии. В чем основные отличия технологии Data
Mining от OLAP-систем
20. Требования к OLAP-средствам. Уровни многомерности OLAP-средств. Виды
OLAP (ROLAP,
21. MOLAP, HOLAP) их характеристика и различия
22. Концепция Хранилищ данных и современные варианты ее реализации
23. Хранилища данных и информационная поддержка процесса принятия решений
24. Web-технологии и информационная поддержка процесса принятия решений
25. Проблематика BigDate и ее связь с технологиями поддержки принятия
решений
Тестовые задания:
1. Основная задача экспертов:
а) Выявление недостатков концепции, заложенной в технологию принятия решения;
б) Подготовка альтернативных решений;
в) Выявление недостатков и достоинств, представленных вариантов принятия решений;
г) Оценка последствий выбора того или иного варианта принятия решений.
2. Специалисты в области принятия решений должны обладать:
а) Знаниями о существующих методах поддержки принятия решений;
б) Умениями и навыками работы со средствами поддержки принятия решений;
в) Способностями в области математического моделирования планируемых процессов;
г) Умениями применять на практике накопленный опыт принятия решений.
3. Какими значениями обладает слово «решение»:
а) Множество рассматриваемых возможностей, выделенных человеком,
делающим выбор;
б) Процесс поиска наиболее предпочтительного варианта (обдумывание,
изучение вопроса или задачи, нахождение правильного ответа);
в) Полученный ответ в ходе поиска, один или несколько выбранных вариантов, результат анализа проблемы или задачи, нахождение правильного
ответа;
г) Указы, постановления, распоряжения, приказы, акты органов законодательной и исполнительной власти, судебные и иные решения.
4. Выберите правильное определение термина «Принятие решения»:
а) Спектр человеческой деятельности, состоящий в оптимальном выборе
б) Процесс поиска наиболее предпочтительного варианта без учета критериев оценки;
в) Поиск вариантов, направленных на решение поставленной проблемы
или задачи;
г) Особый вид человеческой деятельности, состоящий в обоснованном
выборе наилучшего в некотором смысле варианта из имеющихся возможных.
5. При принятии решения следует:
а) Рассмотреть различные варианты;
б) Оценить возможные варианты;
в) Сопоставить однотипные варианты;
г) Учесть разные точки зрения экспертов, консультантов, аналитиков.
6. При принятии политических, экономических, производственных и
др. решений следует:
а) Учитывать интересы заинтересованных сторон;
б) Абстрагироваться от возможных вариантов;
в) Прислушиваться к собственной интуиции и своим предпочтениям;
г) Отыскивать и анализировать разнообразную информацию.
7. Для сравнения различных вариантов необходимо:
а) Провести всесторонний анализ проблемной ситуации;
б) Выбрать из предложенных вариантов наиболее привлекательный вари ант;
в) Использовать средства вычислительной техники и необходимое программное обеспечение (в том числе, Системы поддержки принятия решений);
г) Разработать специальные (в том числе и математические) модели.
8. Лицо, принимающее решение должно:
а) Оперативно принимать решения в любых ситуациях;
б) Выбирать из предложенных вариантов тот, который соответствует его
точке зрения;
в) Абстрагироваться от возможной ответственности;
г) Всегда основываться на применении математических моделей.
9. Менеджер, решая конкретные задачи на своем уровне управления, должен:
а) Увязывать интересы разных сторон;
б) Учитывать сложившиеся связи;
в) Оценивать последствия принятого решения;
г) Думать о продвижении по карьерной лестнице.
10. Современный руководитель в условиях необходимости повышения качества управления должен принимать решения:
а) Интуитивно;
б) С использованием инструментария для поиска лучшего варианта;
в) С обоснованием принятого решения;
г) Персонально, с учетом собственных предпочтений.
11. Для подготовки и принятия обоснованного решения следует
привлекать:
а) Специалистов-экспертов;
б) Консультантов;
в) Системных аналитиков;
г) В первую очередь, свой личный опыт работы.
12. Современные СППР (Decision Support System, DSS), возникшие как естественное развитие автоматизированных систем управления
a) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении неструктурированных задач;
б) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении слабоструктурированных задач многокритериальных;
в) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении чисто информационных задач;
г) системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении неструктурированных и слабоструктурированных задач.
13. Выберите свойства, общепризнанные специалистами для
СППР:
a) использование и данных, и моделей, а также решение слабоструктурированных и неструктурированных задач;
б) решение задач, связанных с использованием вероятностных методов и теории массового обслуживания;
в) поддерживают, а не заменяют, выработку решений ЛПР;
г) СППР целенаправленны на повышение эффективности (оперативность и обоснованность и др.) решений, обеспечивающих потенциальные
возможности объекта управления.
14. Выделите среди предложенных правильную архитектурно -
технологическую схему информационно-аналитической поддержки принятия решений:
a) Метаданные -> Хранилище данных -> анализ данных -> интеллектуальный анализ;
б) Оперативные данные -> Хранилище данных -> анализ данных ->
интеллектуальный анализ;
в) Модели данных -> СУМД -> анализ данных -> интеллектуальный
анализ;
г) Данные -> СУБД -> Извлечение данных -> анализ данных.
15. Современные СППР (Decision Support System, DSS) могут содержать такие блоки, как:
а) База данных и/или База знаний;
б) СУБД и/или систему управления базой знаний;
в) Системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении чисто информационных задач;
г) Системы, приспособленные к решению задач управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь ЛПР в решении неструктурированных и слабоструктурированных задач.
16. Выделите правильную последовательность процедур технологии
генерации решения с помощью СППР (интеллектуальной):
а) Анализ полученного варианта решения (варианты) и в случае надобности изменение условий их получения.
б) Выполнение постановки задачи и выбор модели базы знаний;
в) Наполнение системы знаниями и данными;
г) Формирование проблемы, цели или гипотезы, а также выбор критерия оценки принятого решения
17. К современным информационным системам относят:
a) Компиляторы языков программирования;
б) Системы поддержки принятия решений;
в) Текстовые редакторы;
г) Электронные таблицы.
а) Системы поддержки генерации решений;
б) Системы управления базами данными;
в) Системы имитационного моделирования;
г) Системы поддержки выбора решений.
19. Какие методы используют в системах поддержки принятия решений?
a) Метод аналитических сетевых процессов;
б) Метод Гаусса;
в) Метод аналитических иерархических процессов;
г) Методы математического моделирования.
6. Как можно классифицировать системы поддержки принятия
решений?
а) На уровне пользователя;
б) В зависимости от языка программирования;
в) На концептуальном уровне;
г) В зависимости от области применения
20. Какая система поддержки принятия решений позволяет модифицировать решения системы, опирающиеся на большие объемы данных из разных источников?
a) Активная СППР;
б) Стратегическая СППР;
в) Оперативная СППР;
г) СППР, управляемая данными.
21. К какому классу относится система поддержки принятия решения, основанная на использовании базы знаний?
а) Транзакционные системы;
б) Информационно-поисковые системы;
в) Интеллектуальные информационные системы принятия решений;
г) Информационно-справочные системы.
22. Какие архитектуры систем поддержки принятия решений бывают?
a) Независимые витрины данных;
б) Зависимые витрины данных;
в) Трехуровневое хранилище данных;
г) Одноуровневое хранилище данных;
23. Данные хранятся в одном в единственном экземпляре при архитектуре?
а) Трехуровневое хранилище данных
б) Двухуровневое хранилище данных
в) Функциональной системы
г) Четырехуровневое хранилище данных.
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, доказательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, рефератов, решение контекстных задач).
Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не должно быть более 10–15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.
Лабораторные занятия
Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.
Являясь частью образовательного процесса, лабораторные занятия преследует ряд
- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;
- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение основной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;
- формирование установок на творчество;
- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекающие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств сознательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.
Рекомендации по подготовке к зачету
Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.
Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.
Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:
1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);
2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).
423/НК
Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
422/НК
Оснащение: специализированная мебель на 38 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Philips 23", Клавиатура + мышь - 25шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.