УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Основные стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
умеет
Оформлять техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
владеет навыками
Практическими приемами по оформлению технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной си-стемы
Основные стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; принципы разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями
умеет
Применять стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; применять принципы разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями
владеет навыками
Терминологией при оформлении технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; принципами разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими
Нормы и правила для настройки инфокоммуникационные сетей и оценки качества процесса эксплуатации инфокоммуникационных систем
умеет
Разрабатывать эксплуатационно-техническую документацию пользователя с использованием стандартов, норм и правил для настройки инфокоммуникационные сетей и оценки качества процесса эксплуатации инфокоммуникационных систем
владеет навыками
Методами настройки инфокоммуникационных сетей и оценки качества процесса эксплуатации инфокоммуникационных систем
Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Управление жизненным циклом информационных систем».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Управление жизненным циклом информационных систем».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Управление жизненным циклом информационных систем».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Управление жизненным циклом информационных систем» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Тема 1. Теоретические аспекты жизненного цикла информационных систем.
1. Основные понятия управления.
2. Понятие информационной системы.
3. Структура и состав автоматизированной информационной системы (АИС). Виды обеспечения АИС.
4. Классификация информационных систем: по масштабу; по характеру решаемых задач; по обслуживаемым предметным областям; по видам объектов управления; по уровню управления организацией; по поддерживаемым концепциям (стандартам) управления.
5. Понятие информационной модели организации.
6. Понятие корпоративной информационной системы (КИС).
7. Архитектура КИС.
8. Понятие внешней и внутренней среды предприятия.
Тема 2. Модели жизненного цикла информационных систем
Вопросы для собеседования
1. Понятие об автоматизации производственных процессов, виды используемых технических средств.
2. Виды программного обеспечения. Назначение и место системного программного обеспечения.
3. Назначение и функции операционной системы.
4. Стандарты в области операционных систем.
5. Сетевая операционная система.
6. Задачи сетевой операционной системы.
7. Структура сетевой операционной системы.
8. Организация управления ресурсами сети.
9. Особенности корпоративных операционных систем.
10. Понятие компьютерной сети. Роль компьютерных сетей в экономике.
Вопросы к зачету
1. Жизненный цикл ИС и ее модели.
2. Требования к информационной системе и модели жизненного цикла.
3. Основные понятия и классификация CASE-технологий
4. Функционально-ориентированное проектирование ИС
5. Стандарты и методики разработки IT систем
6. Методика ORACLE CDM (Custom Development Method)
7. Международные стандарты и ГОСТы
8. Основные ресурсы для обеспечения жизненного цикла сложных программных средств
9. Ресурсы специалистов для обеспечения жизненного цикла сложных программных средств
10. Ресурсы для обеспечения функциональной пригодности при разработке сложных программных средств
11. Ресурсы на реализацию конструктивных характеристик качества про-граммных средств
12. Ресурсы на имитацию внешней среды для обеспечения тестирования и испыта-ний программных средств
13. Технология Rational Unified Process (IBM Rational Software)
14. Технология Oracle
15. Технология Borland
16. Технология Computer Associates
17. Каноническое проектирование ИС
18. Типовое проектирование ИС
19. Полная бизнес-модель компании
20. Шаблоны организационного бизнес-моделирования
21. Построения организационно-функциональной модели компании
22. Организационные структуры проектирования корпоративной информационной си-стемы
23. Информационный менеджмент как управление проектами.
24. Состав и содержание работ на предпроектной стадии создания ЭИС
25. Внедрение и эксплуатация информационной системы.
26. ГОСТ 34.601-90
27. В-2. ISO/IEC 12207:2008 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010)
28. В-3. ISO/IEC 15288 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005)
Контрольная точка №1 по дисциплине Корпоративные информационные системы
Тестовый вопрос №1
Вопрос:
Методология проектирования информационных систем описывает
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности
2) состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ при проектировании ИС
3) процесс коллективной разработки ИС
4) процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла ИС
Тестовый вопрос №2
Вопрос:
Жизненный цикл ИС можно представить
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) как рад действий необходимых для организации процесса создания ИС
3) как ряд событий, происходящих в процессе создания системы без ее сопровождения
4) как ряд событий предназначенных для самой системы
Тестовый вопрос №3
Вопрос:
Модель жизненного цикла отражает :
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в дан-ной ИС и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления
2) различные состояния системы, начиная с момента ее разработки и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления
3) различные состояния системы, при ее проектировании
4) различные состояния системы, с момента ввода в эксплуатацию и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления
Тестовый вопрос №4
Вопрос:
Каскадная модель
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) предусматривает выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке, причем очередной этап зависит от предыдущего.
2) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта с последующей корректировкой.
3) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке.
4) предусматривает выполнение этапов проекта в каскадном порядке.
Тестовый вопрос №5
Вопрос:
Поэтапная модель с промежуточным контролем
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами
2) выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего этапа
3) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке
4) на каждом этапе выполняется создание очередной версии, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего этапа
Тестовый вопрос №6
Вопрос:
На практике наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) спиральная модель
2) каскадная модель
3) с множественным циклом
4) поэтапная
Тестовый вопрос №7
Вопрос:
В простых ИС каждое приложение представляет собой
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) систему работающую автономно
3) единый, функционально и информационно независимый блок
4) комплекс программ для работы системы в целом
Тестовый вопрос №8
Вопрос:
комплекс программ для работы системы в целом
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) построении относительно простых ИС, когда в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования к системе
2) построении простых ИС, когда в самом начале разработки не возможно достаточно точно и полно сформулировать все требования к системе, поскольку система не дает такой возможности
3) построении относительно сложных ИС, когда в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования к системе
4) построении относительно простых ИС, когда в самом начале разработки не возможно достаточно точно и полно сформулировать все требования к системе
Тестовый вопрос №9
Вопрос:
Спиральная модель ЖЦ была предложена
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) для декомпозиции решающей задачи
2) для простоты работы программиста
3) для облегчения работы предыдущих моделей
4) для реализации сложных систем
Тестовый вопрос №10
Вопрос:
Проблема спирального цикла
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) сложность самой модели
2) определение момента перехода на следующий этап
3) сложный переход на следующий этап
4) не возможность определения момента перехода на следующий этап
Тестовый вопрос №11
Вопрос:
Какой стандарт не относится к жизненным циклам
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) CDM
2) ISO/IEC 12207:1995
3) ISO/IEC 12307:1996
4) ГОСТ 34.601-90
Тестовый вопрос №12
Вопрос:
ГОСТ 34.601-90 (выбрать значение)
Выберите один из 6 вариантов ответа:
1) ориентирована на разработку бизнес-приложений
2) создание и сопровождение моделей на базе UML
3) командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в те-чение всего проекта по разработке ИС
4) распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания
5) распространяется на все виды заказного ПО
Тестовый вопрос №13
Вопрос:
ISO/IEC 12207:1995 (выбрать значение)
Выберите один из 6 вариантов ответа:
1) командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в те-чение всего проекта по разработке ИС
2) распространяется на все виды заказного ПО
3) создание и сопровождение моделей на базе UML
4) для классической модели ЖЦ
5) ориентирована на разработку бизнес-приложений
6) распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания
Тестовый вопрос №14
Вопрос:
CDM (выбрать значение)
Выберите один из 6 вариантов ответа:
1) создание и сопровождение моделей на базе UML
2) ориентирована на разработку бизнес-приложений
3) распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания
4) командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в те-чение всего проекта по разработке ИС
5) распространяется на все виды заказного ПО
6) для классической модели ЖЦ
Тестовый вопрос №15
Вопрос:
RUP (выбрать значение)
Выберите один из 6 вариантов ответа:
1) ориентирована на разработку бизнес-приложений
2) создание и сопровождение моделей на базе UML
3) распространяется на все виды заказного ПО
4) распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания
5) для классической модели ЖЦ
6) командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в те-чение всего проекта по разработке ИС
Тестовый вопрос №16
Вопрос:
MSF (выбрать значение)
Выберите один из 6 вариантов ответа:
1) командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в те-чение всего проекта по разработке ИС
2) распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания
3) для классической модели ЖЦ
4) распространяется на все виды заказного ПО
5) ориентирована на разработку бизнес-приложений
6) создание и сопровождение моделей на базе UML
Вопрос:
XP (выбрать значение)
Выберите один из 6 вариантов ответа:
1) для классической модели ЖЦ
2) командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в те-чение всего проекта по разработке ИС
3) распространяется на все виды заказного ПО
4) ориентирована на разработку бизнес-приложений
5) создание и сопровождение моделей на базе UML
6) распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания
Тестовый вопрос №18
Вопрос:
В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на следующие группы:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Дополнительные
2) Вспомогательные
3) Основные
4) Организационные
Тестовый вопрос №19
Вопрос:
Приобретение; поставка; разработка; эксплуатация; сопровождение относятся к :
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) основному процессу
2) дополнительному процессу
3) вспомогательному процессу
4) организационному процессу
Тестовый вопрос №20
Вопрос:
Документирование; управление конфигурацией; обеспечение качества; разрешение про-блем; аудит; аттестация; совместная оценка; верификация относятся к :
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) вспомогательному процессу
2) дополнительному процессу
3) основному процессу
4) организационному процессу
Тестовый вопрос №21
Вопрос:
Создание инфраструктуры; управление; обучение; усовершенствование.
относятся к :
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) вспомогательному процессу
2) организационному процессу
3) дополнительному процессу
4) основному процессу
Тестовый вопрос №22
Вопрос:
Основные компоненты ИС включают в себя:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) информационное обеспечение
2) программное обеспечение
3) средства учета данных
4) обслуживающий персонал
5) технические средства
Тестовый вопрос №23
Вопрос:
В разделе требования к функциональным характеристикам:
Выберите один из 7 вариантов ответа:
1) указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных
2) указывается необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик
3) определяется подход к информационным структурам на входе и выходе, методам реше-ния, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой
4) описывается необходимое обслуживание, которое требуется для работы системы
5) определены требования к обеспечению надежного функционирования: контроль вход-ной и выходной информации, время и механизмы восстановления после программных и аппаратных отказов
6) определяются требования к адаптационным возможностям ПО, то есть указывается, ка-кие изменения в методах управления и бизнес процессах должны быть предусмотрены
7) указывается предварительный состав программной документации, и при необходимо-сти, специальные требования к ней
Тестовый вопрос №24
Вопрос:
В разделе требования к надежности:
Выберите один из 7 вариантов ответа:
1) определены требования к информационным структурам на входе и выходе, методам ре-шения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой
2) указывается предварительный состав программной документации, и при необходимо-сти, специальные требования к ней
3) определяются требования к адаптационным возможностям ПО, то есть указывается, ка-кие изменения в методах управления и бизнес процессах должны быть предусмотрены
4) определены требования к обеспечению надежного функционирования: контроль вход-ной и выходной информации, время и механизмы восстановления после программных и аппаратных отказов
5) указывается необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик
6) описывается необходимое обслуживание, которое требуется для работы системы
7) указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выход-ных данных
Тестовый вопрос №25
Вопрос:
В разделе настраиваемость:
Выберите один из 7 вариантов ответа:
1) указывается необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик
2) указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выход-ных данных
4) определены требования к информационным структурам на входе и выходе, методам ре-шения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой
5) указывается предварительный состав программной документации, и при необходимо-сти, специальные требования к ней
6) определяются требования к адаптационным возможностям ПО, то есть указывается, ка-кие изменения в методах управления и бизнес процессах должны быть предусмотрены
7) определены требования к обеспечению надежного функционирования: контроль вход-ной и выходной информации, время и механизмы восстановления после программных и аппаратных отказов
Контрольная точка 2 по 3 и 4 лекции
Тестовый вопрос №1
Вопрос:
Успешное руководство бизнесом невозможно сегодня без
Выберите один из 4 вариантов ответа:
постоянной, объективной и всесторонней информации
эффективности и минимизации издержек управления
эффективной корпоративной информационной системы
стратегии реализации проекта
Тестовый вопрос №2
Вопрос:
Для повышения эффективности и минимизации издержек управления, разрабатываются и применяются:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
информационные системы предприятий
корпоративные информационные системы
управленческие решения
системы электронного документооборота
Тестовый вопрос №3
Вопрос:
С помощью эффективной корпоративной информационной системы можно значительно
Выберите один из 4 вариантов ответа:
провести анализ деятельности предприятия
разработать и реализовать корпоративную ИС
упростить процессы контроля и управления на предприятии любого уровня
провести обследование предприятия
Тестовый вопрос №4
Вопрос:
Корпоративные информационные системы сегодня являются
Выберите один из 4 вариантов ответа:
платформой в реализации технологий
системой принятия корпоративных решений
перспективным направлением развития
инструментом внедрения новых методов управления и реструктуризации предприятия
Тестовый вопрос №5
Вопрос:
Основная задача проектирования и внедрения корпоративных информационных систем, как результата системной интеграции
комплексная деятельность по решению бизнес-задач средствами современных информационных технологий
разработка проекта информационной системы
поставка оборудования и программного обеспечения
реинжиниринг бизнес-процессов
Тестовый вопрос №6
Вопрос:
Разработка проекта информационной системы ведется совместно
Выберите один из 4 вариантов ответа:
с клиентом
с разработчиком
с программистом
с должностным лицом
Тестовый вопрос №7
Вопрос:
Информационная система может строиться с применением
Выберите один из 4 вариантов ответа:
послойного принципа
однослойного принципа
многослойного принципа
донослойного принципа
Тестовый вопрос №8
Вопрос:
Что не является преимуществом внедрения корпоративных информационных систем:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации
получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании
увеличение эффективности
повышение эффективности управления компанией
Тестовый вопрос №9
Вопрос:
Повышение внутренней управляемости, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям увеличивает
Выберите один из 4 вариантов ответа:
эффективность компании
работоспособности сотрудников
эффективности самой системы
эффективность действий
Тестовый вопрос №10
Вопрос:
Вследствие внедрения КИС
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
увеличиваются объёмы продаж
уменьшаются складские запасы
увеличивается себестоимость
сокращаются сроки выполнения заказов
Тестовый вопрос №11
Постановка на базе КИС системы финансового контроллинга приводит к:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
ликвидации убыточных подразделений
снижению накладных затрат компании
увеличению эффективности предприятия
исключению нерентабельных продуктов
Тестовый вопрос №12
Вопрос:
В настоящее время для оценки эффективности IT-проектов применяется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
метод инвестиционного анализа
метод принятия управленческих решений
математический аппарат
метод контроллинга
Тестовый вопрос №13
Вопрос:
В снове СВА лежат
Выберите один из 4 вариантов ответа:
бизнес-процессы компании
бизнес-цели компании
бизнес-анализы компании
системы принятия решений
Тестовый вопрос №14
Вопрос:
К основным принципам построения КИС не относятся:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
принцип интеграции
принцип системности
принцип целостности
принцип комплексности
Тестовый вопрос №15
Вопрос:
Обследование и создание моделей деятельности организации, существую-щих КИС, формирование требований к КИС, разработка плана создания КИС влючает в себя этап:
Выберите один из 6 вариантов ответа:
анализа
проектирования
разработки
интеграции и тестирования
внедрения
сопровождения
Тестовый вопрос №16
Вопрос:
Разработка архитектуры КИС, проектирование общей модели данных, фор-мирование требований к приложениям влючает в себя этап:
Выберите один из 6 вариантов ответа:
анализа
проектирования
разработки
интеграции и тестирования
сопровождения
Тестовый вопрос №17
Вопрос:
Разработка, прототипирование и тестирование приложений, разработка ин-теграционных тестов, разработка пользовательской документации влючает в себя этап:
Выберите один из 6 вариантов ответа:
анализа
проектирования
разработки
интеграции и тестирования
внедрения
сопровождения
Тестовый вопрос №18
Вопрос:
Интеграция и тестирование приложений в составе системы, оптимизация приложений и баз данных, подготовка эксплуатационной документации, те-стирование системы влючает в себя этап:
Выберите один из 6 вариантов ответа:
анализа
проектирования
разработки
интеграции и тестирования
внедрения
сопровождения
Тестовый вопрос №19
Вопрос:
Обучение пользователей, развертывание системы на месте эксплуатации, ин-сталляция баз данных влючает в себя этап:
Выберите один из 6 вариантов ответа:
анализа
проектирования
разработки
интеграции и тестирования
внедрения
сопровождения
Тестовый вопрос №20
Вопрос:
Регистрация, диагностика и локализация ошибок, внесение изменений и те-стирование, управление режимами работы ИС влючает в себя этап:
Выберите один из 6 вариантов ответа:
анализа
проектирования
разработки
интеграции и тестирования
внедрения
сопровождения
Тестовый вопрос №21
Вопрос:
Для целей ав¬томатизации используются типы моделей, наиболее полная клас¬сификация которых содержится в стандарте:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
IDEF
ICAM
IDEF0
Тестовый вопрос №22
Вопрос:
Моделирование функций относится к стандарту
Выберите один из 4 вариантов ответа:
IDEF0
IDEF1
IDEF1X
IDEF2
Тестовый вопрос №23
Вопрос:
Информационное моделирование относится к стандарту
Выберите один из 4 вариантов ответа:
IDEF0
IDEF1
IDEF1X
IDEF2
Тестовый вопрос №24
Вопрос:
Моделирование данных относится к стандарту
Выберите один из 4 вариантов ответа:
IDEF0
IDEF1
IDEF1X
IDEF2
Тестовый вопрос №25
Вопрос:
Динамическое моделирование относится к стандарту
Выберите один из 4 вариантов ответа:
IDEF0
IDEF1
IDEF1X
IDEF2
Тестовый вопрос №26
Вопрос:
Описание процессов относится к стандату:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
IDEF3
IDEF4
IDEF8
IDEF10
IDEF14
Тестовый вопрос №27
Вопрос:
Объектно-ориентированные методы проектирования относятся к стандату:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
IDEF3
IDEF8
IDEF10
IDEF14
Тестовый вопрос №28
Вопрос:
Интерфейс пользователя относится к стандату:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
IDEF3
IDEF4
IDEF8
IDEF10
IDEF14
Тестовый вопрос №29
Вопрос:
Техническое проектирование относится к стандату:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
IDEF3
IDEF4
IDEF8
IDEF10
IDEF14
Тестовый вопрос №30
Вопрос:
Проектирование вычислительных сетей относится к стандату:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
IDEF3
IDEF4
IDEF8
IDEF10
IDEF14
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, дока-зательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффектив-ность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и опреде-ляет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих за-даний, рефератов, решение контекстных задач).
Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способ-
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Под-готовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. Повторение материала облег-чает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебни-ку, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.
Лабораторные занятия
Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных спо-собностей.
Являясь частью образовательного процесса, семинар преследует ряд основополагающих за-дач:
- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;
- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение ос-новной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаи-вать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;
- формирование установок на творчество;
- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекаю-щие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств со-знательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.
Для эффективной работы на практическом занятии студенту необходимо учесть и выпол-нить следующие требования по подготовке к нему:
1. Внимательно прочитать, как сформулирована тема, определить ее место в учебном плане курса, установить взаимосвязи с другими разделами.
2. Познакомиться с целью и задачами работы на практическом занятии, обратив внимание на то, какие знания, умения и навыки студент должен приобрести в результате активной познава-тельной деятельности.
3. Проработать основные вопросы и проблемы (задания), которые будут рассматриваться и обсуждаться в ходе практического занятия.
4. Подобрать литературу по теме занятия; найти соответствующий раздел в лекциях и в ре-комендуемых пособиях.
5. Добросовестно проработать имеющуюся научную литературу (просмотреть и подобрать информацию, сделать выписки (конспектирование узловых проблем), обработать их в соответ-ствии с задачами практического занятия.
6. Обдумать и предложить свои выводы и мысли на основании полученной информации
7. Продумать развернутые законченные ответы на предложенные вопросы, предлагаемые творческие задания и контекстные задачи, опираясь на материал лекций, расширяя и дополняя его данными из учебника, дополнительной литературы, составить план ответа, выписать терминоло-гию.
Видами заданий на практических занятиях:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной лите-ратуры), работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литерату-ры, аудио и видеозаписей, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста, под-готовка мультимедиа сопровождения к защите рефератов, и др.
- для формирования умений: решение контекстных задач, подготовка к деловым играм, вы-полнение творческих заданий, анализ профессиональных умений с использованием аудио- и ви-деотехники и др.
Работа с научной и учебной литературой
Важнейшим средством информации, распространения знаний является книга. Работа с кни-гой состоит в том, чтобы облегчить специалистам возможность добывать из книги необходимы знания, отобрать нужную информацию наиболее эффективно и при возможно меньших затратах времени.
Приступая к изучению дисциплины необходимо внимательно просмотреть список основной и дополнительной литературы, определить круг поиска нужной информации. Если книг на одну тему несколько, то необходимо, прежде всего, просмотреть их, ознакомиться с оглавлением, со-держанием предисловием, аннотацией или введением, характером и стилем изложения материала. Выбор необходимой литературы и периодики осуществляется самостоятельно, так как даже опыт-ный библиограф не в состоянии учесть индивидуальные интересы.
Обучающийся должен внимательно изучить электронные каталоги и картотеки. Лаконич-ные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его под-заголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Обязательный справочный материал поможет вам в подборе необходимой ли-тературы.
Изучение книги целесообразно начинать с предварительного знакомства с ней: просмотреть введение, оглавление, заключение, библиографию или список использованной литературы. Во введении или предисловии автор обычно формулирует задачи, которые ставятся в книге. Внима-тельно изучив оглавление, студент узнает общий план книги, содержание ее, а в научных трудах и основные мысли автора. К оглавлению полезно обращаться не только при предварительном зна-комстве с книгой, но и в процессе повторного и выборочного чтения, завершения его.
После предварительного знакомства с книгой следует приступить к первому чтению, глав-ная цель которого - понять содержание в целом. Это предварительное чтение - знакомство с книгой и выделение в ней всего того, что наиболее существенно и требует детальной проработки в другое время.
Следующим этапом является повторное чтение или чтение с проработкой материала - это критический разбор читаемого с целью глубокого проникновения в его сущность, конспектирова-ния.
Э-184
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, персональные компьютеры – 25 шт., мультимедийный проектор Epson EB -965H– 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., сервер Hp, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
Э-184
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, персональные компьютеры – 25 шт., мультимедийный проектор Epson EB -965H– 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., сервер Hp, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.