УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Использования методов анализа и об-работки различных данных
умеет
Понимать особенности применения информации из различных источников и баз данных
владеет навыками
Отличать методы представления ин-формации из различных источников и баз дан-ных
Специфики использования ГИС-технологий при обработки и визуализации экологических данных
умеет
Правильно визуализировать информацию в цифровом и электронном виде сред-ствами ГИС
владеет навыками
Использования ГИС технологий в це-лях экологической цифровизации
Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «ГИС в охране окружающей среды».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «ГИС в охране окружающей среды».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «ГИС в охране окружающей среды».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «ГИС в охране окружающей среды» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Общее представление о ГИС.
4. География и ГИС.
5. Карты как основа ГИС. Понятие о геоинформационном картографировании
6. Типы ГИС
7. Источники данных
8. Модели пространственных данных.
9. Аналого-цифровое преобразование данных.
10. Базы данных и управление ими.
11. Геоанализ и моделирование
12. Визуализация данных
13. Организация и обработка информации в ГИС.
14. Модели организации пространственных данных
15. Принципы организации информации в ГИС
16. Анализ информации в ГИС
17. Организация и обработка информации в ГИС.
18. Модели организации пространственных данных
19. Принципы организации информации в ГИС
20. Ввод информации в ГИС
21. Ввод данных в ГИС с растровой моделью данных
22. Анализ информации в ГИС
23. Требования к техническому и программному обеспечению ГИС
24. Подсистемы реализации ГИС-технологий в ГИС.
25. Характеристика технических средств ГИС
26. Технологии ввода графической информации
27. Преобразования форматов данных.
28. Графическая визуализация информации
29. Преобразование систем координат
30. Трансформирование картографических изображений при известных параметрах проекций.
31. Трансформирование изображений при неопределенных проекциях
32. Географическая привязка.
33. Прямая географическая привязка.
34. Косвенная географическая привязка и ее виды.
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) учебным планом не предусмотрен.
Определение и классификация ГИС. История развития
А) Вопросы для беседы (устный опрос):
Определения и задачи геоинформатики.
Общее представление о ГИС.
Основные этапы развития ГИС
География и ГИС.
Карты как основа ГИС. Понятие о геоинформационном картографировании
Типы ГИС
Источники данных для ГИС в экологии и природопользовании
А) Вопросы для беседы (устный опрос):
Источники данных
Модели пространственных данных.
Аналого-цифровое преобразование данных.
Базы данных и управление ими.
Геоанализ и моделирование
Визуализация данных
Б) Темы для подготовки рефератов:
Периодизация в развитии геоинформатики
Атласные информационные системы для принятия решений
ГИС и геология.
ГИС и земельный кадастр.
ГИС и экология.
Модели данных ГИС в экологии и природопользовании
А) Вопросы для подготовки к коллоквиуму:
Организация и обработка информации в ГИС.
Модели организации пространственных данных
Принципы организации информации в ГИС
Анализ информации в ГИС
Ввод данных в ГИС. Технологии совместного использования данных. Классификаторы
А) Темы для подготовки докладов:
Организация и обработка информации в ГИС.
Модели организации пространственных данных
Принципы организации информации в ГИС
Ввод информации в ГИС
Ввод данных в ГИС с растровой моделью данных
Анализ информации в ГИС
Б) Вопросы для коллоквиума:
1. Требования к техническому и программному обеспечению ГИС
2. Подсистемы реализации ГИС-технологий в ГИС.
3. Характеристика технических средств ГИС
4. Технологии ввода графической информации
5. Преобразования форматов данных.
6. Графическая визуализация информации
Электронные карты и атласы. Качество цифровых карт экологической направленности
А) Вопросы для коллоквиума:
Преобразование систем координат
Трансформирование картографических изображений при известных параметрах проекций.
Трансформирование изображений при неопределенных проекциях
Географическая привязка.
Прямая географическая привязка.
Косвенная географическая привязка и ее виды.
Б) Темы для подготовки рефератов:
Нейронные сети и ГИС
Системы поддержки принятия решений.
Технологии искусственного интеллекта и экспертные системы
Программные средства разработки ГИС.
Инструментальная ГИС ARC/INFO
Программные продукты Mapinfo
Программные модули комплекса Credo
Дистанционное зондирование. Картографирование по материалам космических съемок
А) Вопросы для собеседования:
1.Средства дистанционного зондирования.
2. Применение материалов дистанционного зондирования для создания ГИС.
3. Методика составления экологических карт на основе дешифрирования материалов космиче-ских съемок.
4. Подготовка к разработке карт.
5. Дешифрирование космоснимков, привязка, обнаружение и опознавание объектов. 6.Принципы составления экологических карт на основе космических фотоснимков.
Особенности применения ГИС в экологии. Создание экологических карт в среде МаpInfo
А) Вопросы для докладов:
Основные возможности и применение ГИС MapInfo.
Основные понятия ГИС MapInfo – таблица, ее структура и состав
Атрибутивные данные в ГИС MapInfo, структура, состав и файл хранения.
Назначение и понятие в MapInfo Рабочего набора.
Назначение форматов mif/mid.
Назначение и понятие диалога Управление слоями.
Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется пере-читать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к занятиям, при подготовке к зачету, контрольным вопросам, при выполнении самостоятельных заданий.
Лабораторные занятия. Лабораторные занятия по дисциплине «ГИС в экологии и природопользовании» имеют цель познакомить студентов с общими принципами создания ГИС, вопросами использования электронных карт и глобальных систем позиционирования, общей теории изображений на элек-тронной карте и др.
Прохождение всего цикла лабораторных занятий и выполнения всех работ является условием допуска студента к зачету.
В ходе практических занятий студент под руководством преподавателя выполняет задания, позволяющие закрепить лекционный материал по изучаемым темам, научиться выполнять привязку и векторизацию картографических произведений, составлять тематические карты и 3D-карты.
Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения об-щего в частном и, наоборот, частного в общем.
Реферат. Реферат по специальности - самостоятельное научное исследование по направлению, спе-циальности (специализации), выполняемое студентом по заданию преподавателя кафедры и служащее углубленному познанию избранной темы. Научность исследования выражается в решении некоторой познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.
Реферат является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс (семестр).
Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка тем рефе-рата. Изменение темы реферата допускается по согласованию с преподавателем.
Подбор литературы по теме реферата осуществляется студентом самостоятельно. Преподаватель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно найти. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Ин-тернет.
План выполнения реферата составляется студентом самостоятельно и согласовывается с
Реферат должен включать следующие основные разделы:
- Титульный лист.
- Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.
- Введение. В нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, а также указывает цель и задачи проводимого исследования.
- Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Структура основной части устанавливается научными руководи-телями и кафедрами самостоятельно.
- Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.
- Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
- Приложения. Приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др. (ана-литические табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).
В ходе выполнения работы студент по мере необходимости обращается за консультацией к преподавателю.
Выполненный и оформленный реферат в сброшюрованном виде сдается на проверку преподавателю, которая оценивается и учитывается при аттестации студента (зачет).
Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:
- изучение отдельных разделов тем дисциплины;
- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;
- подготовку к лабораторным занятиям;
- работу с Интернет - источниками;
- подготовку к различным формам контроля.
Последовательность всех контрольных мероприятий изложена в календарном плане, который доводится до сведения каждого студента в начале семестра, в учебно-методической карте а так-же размещен на сайте кафедры.
Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регу-лярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе.
Одной из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины предлагается тема – «История развития картографии». Для изучения темы следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положе-ний, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и для освоения последующих разделов курса.
Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем на лекционных занятиях.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.