2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_ГИС в охране окружающей среды_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.12.02 ГИС в охране окружающей среды
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «ГИС в экологии и природопользовании» является приобретение студентами комплексных знаний по использованию географических информационных систем в экологии и природопользовании. Освоение операций векторного и растрового ГИС-анализа, техно-логий трехмерного моделирования в среде ГИС для целей экологии
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-5 Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ОПК-5.1 Использует современные методы поиска, обработки и анализа информации из различных источников и баз данных (с учетом основных требований информационной безопасности)
знает

Использования методов анализа и об-работки различных данных

умеет

Понимать особенности применения информации из различных источников и баз данных

владеет навыками

Отличать методы представления ин-формации из различных источников и баз дан-ных

 
 
 
 
 
ОПК-5 Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ОПК-5.2 Применяет знания в области геоинформатики и ГИС-технологий, пользуется стандартными программными продуктами для обработки и визуализации экологических данных
знает

Специфики использования ГИС-технологий при обработки и визуализации экологических данных

умеет

Правильно визуализировать информацию в цифровом и электронном виде сред-ствами ГИС

владеет навыками

Использования ГИС технологий в це-лях экологической цифровизации

 
 
 
 
 
Дисциплина  «ГИС в охране окружающей среды» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «ГИС в охране окружающей среды» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Картографирование в природопользовании
 
Ознакомительная практика
 
Информационные технологии
 
Освоение дисциплины «ГИС в охране окружающей среды» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная  практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «ГИС в охране окружающей среды» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
4
108/3
18
36
54
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
4
6
14
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. ГИС в охране окружающей среды
1.
 
Определение и классификация ГИС. История раз-вития и современные проблемы создания экологических ГИС.
4
8
4
1.1.
2
2
 
Источники данных для ГИС в экологии и природопользовании.
4
8
6
1.2.
2
4
 
Ввод данных в ГИС. Технологии совместного использования данных. Классификаторы
4
8
8
1.3.
2
6
 
Модели данных для ГИС в экологии и природопользовании
4
8
10
1.4.
4
6
 
Электронные карты и атласы. Качество цифровых карт экологической направленности
4
8
10
1.5.
4
6
 
Дистанционное зон-дирование. Картографирование по материалам космических съемок
4
8
8
1.6.
2
6
 
Особенности применения ГИС в экологии. Создание экологических карт в среде МаpInfo
4
6
8
1.7.
2
6
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
54
108
18
36
 
Итого
54
108
18
36
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Определение и классификация ГИС. История раз-вития и современные проблемы создания экологических ГИС.
2/-
 
Источники данных для ГИС в экологии и природопользовании.
2/2
 
Ввод данных в ГИС. Технологии совместного использования данных. Классификаторы
2/-
 
Модели данных для ГИС в экологии и природопользовании
4/2
 
Электронные карты и атласы. Качество цифровых карт экологической направленности
4/-
 
Дистанционное зон-дирование. Картографирование по материалам космических съемок
2/-
 
Особенности применения ГИС в экологии. Создание экологических карт в среде МаpInfo
2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
8
 
8
 
8
 
8
 
8
 
8
 
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «ГИС в охране окружающей среды» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «ГИС в охране окружающей среды».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «ГИС в охране окружающей среды».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «ГИС в охране окружающей среды».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Определение и классификация ГИС. История раз-вития и современные проблемы создания экологических ГИС.
 
2
Источники данных для ГИС в экологии и природопользовании.
 
3
Ввод данных в ГИС. Технологии совместного использования данных. Классификаторы
 
4
Модели данных для ГИС в экологии и природопользовании
 
5
Электронные карты и атласы. Качество цифровых карт экологической направленности
 
6
Дистанционное зон-дирование. Картографирование по материалам космических съемок
 
7
Особенности применения ГИС в экологии. Создание экологических карт в среде МаpInfo
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «ГИС в охране окружающей среды»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-5.1:Использует современные методы поиска, обработки и 
Информационные технологии
x
Ознакомительная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
анализа информации из различных источников и баз данных (с учетом основных требований информационной безопасности)
Преддипломная  практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
x
ОПК-5.2:Применяет знания в области геоинформатики и ГИС-технологий, пользуется стандартными программными продуктами для обработки и визуализации экологических данных
Картографирование в природопользовании
x
Ознакомительная практика
x
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «ГИС в охране окружающей среды» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «ГИС в охране окружающей среды» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «ГИС в охране окружающей среды»
1. Определения и задачи геоинформатики.

2. Общее представление о ГИС.

 
3. Основные этапы развития ГИС

4. География и ГИС.

5. Карты как основа ГИС. Понятие о геоинформационном картографировании

6. Типы ГИС

7. Источники данных

8. Модели пространственных данных.

9. Аналого-цифровое преобразование данных.

10. Базы данных и управление ими.

11. Геоанализ и моделирование

12. Визуализация данных

13. Организация и обработка информации в ГИС.

14. Модели организации пространственных данных

15. Принципы организации информации в ГИС

16. Анализ информации в ГИС

17. Организация и обработка информации в ГИС.

18. Модели организации пространственных данных

19. Принципы организации информации в ГИС

20. Ввод информации в ГИС

21. Ввод данных в ГИС с растровой моделью данных

22. Анализ информации в ГИС

23. Требования к техническому и программному обеспечению ГИС

24. Подсистемы реализации ГИС-технологий в ГИС.

25. Характеристика технических средств ГИС

26. Технологии ввода графической информации

27. Преобразования форматов данных.

28. Графическая визуализация информации

29. Преобразование систем координат

30. Трансформирование картографических изображений при известных параметрах проекций.

31. Трансформирование изображений при неопределенных проекциях

32. Географическая привязка.

33. Прямая географическая привязка.

34. Косвенная географическая привязка и ее виды.

Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) учебным планом не предусмотрен.

Определение и классификация ГИС. История развития

А) Вопросы для беседы (устный опрос):

Определения и задачи геоинформатики.

Общее представление о ГИС.

Основные этапы развития ГИС

География и ГИС.

Карты как основа ГИС. Понятие о геоинформационном картографировании

Типы ГИС

Источники данных для ГИС в экологии и природопользовании

А) Вопросы для беседы (устный опрос):

Источники данных

Модели пространственных данных.

Аналого-цифровое преобразование данных.

Базы данных и управление ими.

Геоанализ и моделирование

Визуализация данных

Б) Темы для подготовки рефератов:

Периодизация в развитии геоинформатики

Атласные информационные системы для принятия решений

ГИС и геология.

ГИС и земельный кадастр.

 
ГИС и лесная отрасль.

ГИС и экология.

Модели данных ГИС в экологии и природопользовании

А) Вопросы для подготовки к коллоквиуму:

Организация и обработка информации в ГИС.

Модели организации пространственных данных

Принципы организации информации в ГИС

Анализ информации в ГИС

Ввод данных в ГИС. Технологии совместного использования данных. Классификаторы

А) Темы для подготовки докладов:

Организация и обработка информации в ГИС.

Модели организации пространственных данных

Принципы организации информации в ГИС

Ввод информации в ГИС

Ввод данных в ГИС с растровой моделью данных

Анализ информации в ГИС

Б) Вопросы для коллоквиума:

1. Требования к техническому и программному обеспечению ГИС

2. Подсистемы реализации ГИС-технологий в ГИС.

3. Характеристика технических средств ГИС

4. Технологии ввода графической информации

5. Преобразования форматов данных.

6. Графическая визуализация информации

Электронные карты и атласы. Качество цифровых карт экологической направленности

А) Вопросы для коллоквиума:

Преобразование систем координат

Трансформирование картографических изображений при известных параметрах проекций.

Трансформирование изображений при неопределенных проекциях

Географическая привязка.

Прямая географическая привязка.

Косвенная географическая привязка и ее виды.

Б) Темы для подготовки рефератов:

Нейронные сети и ГИС

Системы поддержки принятия решений.

Технологии искусственного интеллекта и экспертные системы

Программные средства разработки ГИС.

Инструментальная ГИС ARC/INFO

Программные продукты Mapinfo

Программные модули комплекса Credo

Дистанционное зондирование. Картографирование по материалам космических съемок

А) Вопросы для собеседования:

1.Средства дистанционного зондирования.

2. Применение материалов дистанционного зондирования для создания ГИС.

3. Методика составления экологических карт на основе дешифрирования материалов космиче-ских съемок.

4. Подготовка к разработке карт.

5. Дешифрирование космоснимков, привязка, обнаружение и опознавание объектов. 6.Принципы составления экологических карт на основе космических фотоснимков.

Особенности применения ГИС в экологии. Создание экологических карт в среде МаpInfo

А) Вопросы для докладов:

Основные возможности и применение ГИС MapInfo.

Основные понятия ГИС MapInfo – таблица, ее структура и состав

Атрибутивные данные в ГИС MapInfo, структура, состав и файл хранения.

Назначение и понятие в MapInfo Рабочего набора.

Назначение форматов mif/mid.

Назначение и понятие диалога Управление слоями.

 
Что такое косметический слой?

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится изложение современных научных материалов по картографии. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования дела-ются необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись.

Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется пере-читать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к занятиям, при подготовке к зачету, контрольным вопросам, при выполнении самостоятельных заданий.

Лабораторные занятия. Лабораторные занятия по дисциплине «ГИС в экологии и природопользовании» имеют цель познакомить студентов с общими принципами создания ГИС, вопросами использования электронных карт и глобальных систем позиционирования, общей теории изображений на элек-тронной карте и др.

Прохождение всего цикла лабораторных занятий и выполнения всех работ является условием допуска студента к зачету.

В ходе практических занятий студент под руководством преподавателя выполняет задания, позволяющие закрепить лекционный материал по изучаемым темам, научиться выполнять привязку и векторизацию картографических произведений, составлять тематические карты и 3D-карты.

Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения об-щего в частном и, наоборот, частного в общем.

Реферат. Реферат по специальности - самостоятельное научное исследование по направлению, спе-циальности (специализации), выполняемое студентом по заданию преподавателя кафедры и служащее углубленному познанию избранной темы. Научность исследования выражается в решении некоторой познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.

Реферат является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс (семестр).

Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка тем рефе-рата. Изменение темы реферата допускается по согласованию с преподавателем.

Подбор литературы по теме реферата осуществляется студентом самостоятельно. Преподаватель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно найти. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Ин-тернет.

План выполнения реферата составляется студентом самостоятельно и согласовывается с

 
преподавателем. Содержание реферата должно соответствовать теме и плану.

Реферат должен включать следующие основные разделы:

- Титульный лист.

- Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

- Введение. В нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, а также указывает цель и задачи проводимого исследования.

- Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Структура основной части устанавливается научными руководи-телями и кафедрами самостоятельно.

- Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.

- Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

- Приложения. Приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др. (ана-литические табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).

В ходе выполнения работы студент по мере необходимости обращается за консультацией к преподавателю.

Выполненный и оформленный реферат в сброшюрованном виде сдается на проверку преподавателю, которая оценивается и учитывается при аттестации студента (зачет).

Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

- изучение отдельных разделов тем дисциплины;

- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

- подготовку к лабораторным занятиям;

- работу с Интернет - источниками;

- подготовку к различным формам контроля.

Последовательность всех контрольных мероприятий изложена в календарном плане, который доводится до сведения каждого студента в начале семестра, в учебно-методической карте а так-же размещен на сайте кафедры.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регу-лярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе.

Одной из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины предлагается тема – «История развития картографии». Для изучения темы следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положе-ний, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и для освоения последующих разделов курса.

Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем на лекционных занятиях.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «ГИС в охране окружающей среды»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент  , к. геогр. н. Одинцов С.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к. с.-х. н.  Коростылев С.А.
 
_______________________ доцент , д. с.-х. н. Власова О.И.
 
Рабочая программа дисциплины «ГИС в охране окружающей среды» рассмотрена на заседании Кафедра землеустройства и кадастра протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Лошаков Александр Викторович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «ГИС в охране окружающей среды» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование