УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Знания:
- методов применения профессиональных, в том числе инновационных знаний технологического и методического характера;
- теоретических основ исследований картографического материала
умеет
Умения:
- находить необходимую информацию посредством картографического материала
владеет навыками
Навыки и/или трудовые действия
-выполнения комплекса работ по определению и установлению координат характерных объектов;
Знания:
- Электронные справочные системы и библиотеки: наименования, возможности и порядок работы в них;
- Браузеры для работы с информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет": наименования, возможности и порядок работы в них;
- Поисковые системы для поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": наименования, возможности и порядок работы в них;
умеет
Умения:
- применять методы обработки картографических произведений;
- визуализировать природные
владеет навыками
Навыки и/или трудовые действия
-выполнения комплекса работ по определению и установлению координат характерных объектов;
- организации и координации разработки прогнозной и проектной технической документации, в области экологии, природопользования;
- проведения процедур согласования и утверждения картографического материала
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Картографирование в природопользовании».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Картографирование в природопользовании».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Картографирование в природопользовании».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Картографирование в природопользовании» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Определение и структура картографии, ее взаимосвязь с другими науками
2. Определение карты, ее элементы
3. Свойства карты
4. Классификация карт
5. Определение масштаба карты, главного, частного. Виды масштабов.
6. Классификация проекций по характеру искажений. Их краткая характеристика.
7. Классификация проекций по способу изображений. Их краткая характеристика.
8. Способ псевдоизолиний
9. Способ качественного фона
10. Способ количественного фона
11. Способ локализованных диаграмм
12. Точечный способ
13. Способ ареалов
14. Знаки движения
15. Картодиаграммы
16. Картограммы
17. Астрономо-геодезические источники создания карт
19. Натурные наблюдения и измерения
20. Гидрометеорологические наблюдения
21. Экономико-статистические данные
22. Текстовые источники
23. Анализ и оценка карт
24. Оценка атласов
25. Этапы создания карт
26. Составление карт
27. ГИС. Подсистемы ГИС
28. Геоинформационное картографирование
29. Виртуальное картографирование
30. Электронные атласы
Тематика докладов для студентов очной формы обучения
1. Анализ тематических карт на весь мир, представленных в сети Internet.
2. Анализ атласов, представленных в сети Internet.
3. Подбор источников для создания определённой тематической карты.
4. Написание текста для раздела атласа.
5. Связь картографии и искусства.
6. Опыт использования ГИС-технологий для решения проблем окружающей среды.
7. Картографирование экологических ситуаций и проблем.
8. Оперативное картографирование.
9. Картографирование загрязнения окружающей среды.
10. Мультимасштабное картографирование.
11. Мультимедийное картографирование.
12. Геопорталы, понятие, определение, анализ, представленных в сети Internet.
13. Национальные атласы в сети Internet.
Вариант № 1
Тема 1. Предмет «Картография». Виды картографирования. Связь картографии с другими дисциплинами.
1. Что такое «Картография».
2. Виды картографии.
3. Связь картографии с другими дисциплинами.
Тема 2. Географическая карта и ее значение. Классификация карт
1. Предназначение географической карты.
2. Классификации карт.
3. Значение географической карты.
Тема 3. Математическая основа карты. Элементы карты.
1. Что относится к математической основе карты.
2. Элементы карты.
3. Что такое генерализация карты.
Тема 4. Основные особенности содержания карты. Понятие об ее оснащении.
1. Основные особенности содержания карты.
2. Понятия об ее оснащении.
3. Что такое легенда.
Вариант № 2
Тема 5. Картографические проекции. Проекция Гаусса-Крюгера
1. Картографические проекции.
3. Проекция Гаусса-Крюгера.
Тема 6. Картографические знаки и способы картографического изображения тематического содержания карт
1. Картографические знаки.
2. Что такое тематическое содержание карт.
3. Способы картографического изображения тематического содержания карт.
Вариант № 3
Тема 7. Изображение рельефа. Картографическая генерализация
1. Что такое рельеф.
2. Дайте определение картографической генерализации.
3. Как изображается рельеф на карте.
Тема 8. Источники для создания карт и атласов. Виды источников. Анализ и оценка карт и атласов. поиск, хранение, обработка и анализ информации из различных источников и баз данных, представление ее в требуемом формате, с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий.
1. Источники для создания карт и атласов.
2. Виды источников.
3. Анализ и оценка карт и атласов.
Тема 9. Основные этапы создания карт. Программа карты. Автоматизация процессов создания картографических произведений. Использование карт и знаний современных технологий при проведении землеустроительных и кадастровых работ.
1. Основные этапы создания карт.
2. Программа карты.
3. Автоматизация процессов создания картографических произведений.
Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к занятиям, при подготовке к зачету, контрольным вопросам, при
Семинарские занятия. Семинарские занятия по дисциплине «Картографирование в природопользовании» имеют цель познакомить студентов с общими принципами создания картографических произведений, вопросами использования электронных карт в глобальных систем позиционирования, общей теории изображений на электронной карте и др. .
Прохождение всего цикла практических занятий и выполнения всех работ является условием допуска студента к зачету.
В ходе практических занятий студент под руководством преподавателя выполняет задания, позволяющие закрепить лекционный материал по изучаемым темам, научиться выполнять расчет и построение картографических проекций, распознавать проекции, создавать тематические карты.
Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения общего в частном и, наоборот, частного в общем.
Реферат. Реферат по специальности - самостоятельное научное исследование по направлению, специальности (специализации), выполняемое студентом по заданию преподавателя кафедры и служащее углубленному познанию избранной темы. Научность исследования выражается в решении некоторой познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.
Реферат является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс (семестр).
Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка тем реферата. Изменение темы реферата допускается по согласованию с преподавателем.
Подбор литературы по теме реферата осуществляется студентом самостоятельно. Преподаватель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно найти. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет.
План выполнения реферата составляется студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Содержание реферата должно соответствовать теме и плану.
Реферат должен включать следующие основные разделы:
- Титульный лист.
- Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.
- Введение. В нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, а также указывает цель и задачи проводимого исследования.
- Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Структура основной части устанавливается научными руководителями и кафедрами самостоятельно.
- Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.
- Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
- Приложения. Приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др. (аналитические табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).
В ходе выполнения работы студент по мере необходимости обращается за консультацией к преподавателю.
Выполненный и оформленный реферат в сброшюрованном виде сдается на проверку преподавателю, которая оценивается и учитывается при аттестации студента (зачет).
Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:
- изучение отдельных разделов тем дисциплины;
- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала
- подготовку к лабораторным занятиям;
- работу с Интернет - источниками;
- подготовку к различным формам контроля.
Последовательность всех контрольных мероприятий изложена в календарном плане, который доводится до сведения каждого студента в начале семестра, в учебно-методической карте а также размещен на сайте кафедры.
Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе.
Одной из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины предлагается тема – «История развития картографии». Для изучения темы следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и для освоения последующих разделов курса.
Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем на лекционных занятиях.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.