УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- системы розничных финансовых услуг, применяемых при управлении личными финансами домохозяйств (инвестиционные, кредитные, страховые, пенсионные), их качественные, количественные характеристики,
- юридические права потребителя финансовых услуг и способов их защиты
умеет
- составлять личный финансовый план, планирования сбережения и инвестирование;
-выбирать инструменты накопления и инвестирования, исходя из степени риска и возможности его минимизации;
- оценивать будущие денежные потоки по вкладам, кредитам, иным финансовым инструментам
владеет навыками
-навыками расчета простых и сложных процентных ставок, аннуитетных платежей;
-навками анализа депозитных, кредитных и иных банковских продуктов для физических лиц с целью выбора наиболее оптимального по заданным критериям;
- навыками финансового планирования в личных целях; прогнозирования будущих денежных потоков
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Финансовая грамотность».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Финансовая грамотность».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Финансовая грамотность».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Финансовая грамотность» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Важность планирования расходов.
2. Инфляция и ее влияние на личные финансы.
3. Проверка возможности достижения цели и оптимизация вариантов достижения
4. Важность управления личными (семейными) финансами.
5. Оптимизация расходы и планирование бюджета.
7. Варианты увеличения доходов
8. Основные правила формирования сбережений.
Контрольная точка
Вопрос 1. Какие финансовые ошибки совершает человек, если не планирует свои доходы и рас-ходы? (несколько вариантов ответов)
f) Переплата за покупки и поездки
g) Покупки в кредит не всегда нужных вещей
h) Пренебрежение кэшбэками и бонусами
i) Отсутствие накоплений
j) Неполучение налоговых вычетов
Вопрос 2. Вам нужно купить смартфон вместо старого мобильного телефона. Какой вариант вы выберите?
d) Купить дорогой смартфон в кредит или в рассрочку
e) Купить смартфон, одолжив деньги у друзей
f) Купить смартфон, доступный по цене для своего бюджета
Вопрос 3. Какие вопросы нужно задать себе при формулировке финансовой цели? (несколько вариантов ответов)
f) Что я хочу?
g) Когда это у меня будет?
h) Сколько стоит?
i) Что у меня есть для этого?
j) У кого одолжить денег?
Вопрос 4. Выберите правильную формулировку финансовой цели:
d) Я мечтаю о новой машине и достойном образовании для дочери.
e) Я хочу поменять свой Шевроле Лачетти (150 000 руб.) на Пежо 207 (350 000 руб.) в феврале 2021 г. К июню 2026 г. мне необходимо 2 млн. рублей для оплаты обучения дочери в ВУЗе.
f) Мечты не нужно формулировать, иначе они не сбудутся
Вопрос 5. Как сделать достижение финансовой цели реальной? (несколько вариантов ответов)
g) Снизить стоимость цели
h) Увеличить срок до покупки цели
i) Снизить расходы
j) Увеличить расходы
k) Увеличить доходы
l) Одолжить денег у друзей
Вопрос 6. Как рассчитать скорость движения к цели?
c) Ежемесячную зарплату умножить на 12 месяцев
d) Будущую стоимость цели разделить на количество месяцев до достижения цели
Вопрос 7. Я могу достичь своих жизненных целей (например, купить новый автомобиль, съез-дить в отпуск или сделать ремонт в квартире) следующими способами:
d) Взяв деньги в долг у родственников и на них совершать покупки
e) Оценить свою цель в денежном выражении и рассчитать сколько я могу откладывать для ее достижения каждый месяц, в том числе с использованием банковского вклада
f) Найти изображение цели, распечатать его и регулярно представлять ее достижение
e) 100 000 руб.
f) 97 000 руб.
g) 107 000 руб.
h) 110 000 руб.
Вопрос 9. Основное правило устойчивого семейного бюджета и финансовой стабильности:
d) Мои доходы должны быть больше расходов
e) Мои доходы должны быть равны расходам
f) Мои расходы должны быть больше доходов
Вопрос 10. Сколько нужно откладывать в месяц, если поставить цель накопить 500 000 рублей в течение 5 лет, просто откладывая на отдельный счет под 0% годовых?
d) 5 480 руб.
e) 8 333 руб.
f) 13 000 руб.
Вопросы к зачету
1. Личное финансовое планирование.
2. Семейный бюджет.
3. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых органи-заций.
4. Валюта в современном мире.
5. Виды валют.
6. Конвертация валюты.
7. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.
8. Кредитование. Виды кредитов.
9. Капитализация.
10. Управление рисками и план финансовой защиты.
11. Инвестирование. Выбор стратегии.
12. Финансовые риски.
13. Способы защиты от финансовых рисков.
14. Бизнес, тенденции его развития и риски.
15. Страхование как способ сокращения финансовых потерь.
16. Альтернативные виды инвестиций.
17. Способы увеличения пенсии.
18. Пенсионное обеспечение.
19. Доходы от активов.
20. Движение денежных потоков.
21. Банки. Банковский депозит.
22. Финансовое мошенничество
Тематика докладов
1. Финансовая пирамида и ее признаки.
2. Особенности и риски, связанные с платежными услугами и необходимые правила без-опасности при их осуществлении.
3. Особенности и риски, связанные с цифровыми финансовыми услугами и каналами вза-имодействия и необходимые правила безопасности при их осуществлении.
4. Телефонные мошенничества и способы защиты.
5. Интернет мошенничества и способы защиты.
6. Новые виды инвестиционного мошенничества и прочие финансовые «разводы».
1. Этапы построения финансового плана.
2. Понятие и виды банковских вкладов.
3. Процентные ставки по вкладам, факторы, влияющие на их изменение.
5. Основные условия кредитования населения.
6. Платежные карты и их виды.
7. Электронные средства платежа.
8. Сущность страхования. Виды рисков.
9. Характеристика личного страхования.
10. Медицинское страхование населения.
11. Страхование автогражданской ответственности.
12. Cущность фондовой биржи. Биржевой индекс.
13. Виды ценных бумаг.
14. Паевые инвестиционные фонды.
15. Индивидуальные инвестиционные счета.
16. Типы пенсионной системы.
17. Пенсионная система РФ.
18. Состав пенсии на современном этапе развития экономики.
19. Основные составляющие пенсии в будущем.
20. Формирование накоплений в негосударственном пенсионном фонде.
21. Понятие и классификация налогов.
22. Налоги, установленные для физических лиц.
23. Налоговые вычеты.
24. Налоговая ответственность при уклонении от уплаты налогов.
25. Наиболее распространенные виды мошенничества и иных незаконных действий в
отношении финансов населения
26. Финансовые пирамиды
27. Телефонные мошенничества
28. «Письма счастья» как вид мошенничества
29. Мошенничества в банковской сфере и коллекторские агентства
Тестовые задания
Вопрос 1. Какие финансовые ошибки совершает человек, если не планирует свои доходы и рас-ходы? (несколько вариантов ответов)
a) Переплата за покупки и поездки
b) Покупки в кредит не всегда нужных вещей
c) Пренебрежение кэшбэками и бонусами
d) Отсутствие накоплений
e) Неполучение налоговых вычетов
Вопрос 2. Вам нужно купить смартфон вместо старого мобильного телефона. Какой вариант вы выберите?
a) Купить дорогой смартфон в кредит или в рассрочку
b) Купить смартфон, одолжив деньги у друзей
c) Купить смартфон, доступный по цене для своего бюджета
Вопрос 3. Какие вопросы нужно задать себе при формулировке финансовой цели? (несколько вариантов ответов)
a) Что я хочу?
b) Когда это у меня будет?
c) Сколько стоит?
d) Что у меня есть для этого?
e) У кого одолжить денег?
Вопрос 4. Выберите правильную формулировку финансовой цели:
a) Я мечтаю о новой машине и достойном образовании для дочери.
b) Я хочу поменять свой Шевроле Лачетти (150 000 руб.) на Пежо 207 (350 000 руб.) в
c) Мечты не нужно формулировать, иначе они не сбудутся
Вопрос 5. Как сделать достижение финансовой цели реальной? (несколько вариантов ответов)
a) Снизить стоимость цели
b) Увеличить срок до покупки цели
c) Снизить расходы
d) Увеличить расходы
e) Увеличить доходы
f) Одолжить денег у друзей
Вопрос 6. Как рассчитать скорость движения к цели?
a) Ежемесячную зарплату умножить на 12 месяцев
b) Будущую стоимость цели разделить на количество месяцев до достижения цели
Вопрос 7. Я могу достичь своих жизненных целей (например, купить новый автомобиль, съез-дить в отпуск или сделать ремонт в квартире) следующими способами:
a) Взяв деньги в долг у родственников и на них совершать покупки
b) Оценить свою цель в денежном выражении и рассчитать сколько я могу откладывать для ее достижения каждый месяц, в том числе с использованием банковского вклада
c) Найти изображение цели, распечатать его и регулярно представлять ее достижение
Вопрос 8. Сколько денег потребуется на реализацию финансовой цели через 1 года при инфля-ции 7%, если сейчас цель стоит 100 000 руб.
a) 100 000 руб.
b) 97 000 руб.
c) 107 000 руб.
d) 110 000 руб.
Вопрос 9. Основное правило устойчивого семейного бюджета и финансовой стабильности:
a) Мои доходы должны быть больше расходов
b) Мои доходы должны быть равны расходам
c) Мои расходы должны быть больше доходов
Вопрос 10. Сколько нужно откладывать в месяц, если поставить цель накопить 500 000 рублей в течение 5 лет, просто откладывая на отдельный счет под 0% годовых?
a) 5 480 руб.
b) 8 333 руб.
c) 13 000 руб.
Вопрос 11. Для чего нужно вести учет расходов и доходов:
a) Не нужно вести учет расходов, денег от этого не прибавится.
b) Для того, чтобы найти резервы и больше откладывать на финансовые цели.
Вопрос 12. Укажите эффективные способы учета доходов и расходов, ведения семейного бюд-жета (несколько вариантов)
a) Завести специальную тетрадь
b) Держать все цифры в голове
c) Использовать программу электронных таблиц (например, Excel)
d) Установить приложение на смартфоне
Вопрос 13. Каковы могут быть первые шаги на пути повышения финансовой грамотности и увеличения благосостояния:
a) Ведение бюджета, принятие осознанных финансовых решений, увеличение доходов
b) Покупка дорогостоящих товаров (автомобиль, смартфон, одежда) в кредит
c) Позитивные мысли о деньгах, визуализация богатства, использование денежных талисманов.
Вопрос 14. Какую часть бюджета рекомендуется направлять на финансовые цели?
a) Не менее 30% - 50%
b) 2%
c) 5% - 20%
Вопрос 15. К регулярным источникам дохода можно отнести (несколько вариантов ответов)
a) Доходы по основному месту работы в виде заработной платы
b) Выигрыш в лотерею
c) Доходы от сдачи в аренду квартиры, дома, гаража, иной собственности
d) Доходы по банковским вкладам
e) Получение наследства от дальнего родственника
Практико-ориентированные задачи (решение задач)
1. Ежемесячная заработная плата Евгения 70 тыс. руб. Евгений открыл ИИС и внес де-нежные средства: 1 год – 400 000, 2 год – 300 000, 3 год – 200 000. Евгений инвестировал в ОФЗ с доходностью 8% годовых зная, что с 1 января 2021г. купонный доход по ОФЗ облагается НДФЛ, определить доходность за 1-й год. Ответ запишите в %
2. Банк выдал кредит в размере 700 тыс. руб. на шесть месяцев по простой ставке про-центов 16% годовых. Требуется определить сумму процентов за кредит
3. 1 августа 2020 года Петр взял в банке 1,7 млн. рублей в кредит. Схема выплаты креди-та следующая – 1-го числа каждого следующего месяца банк начисляет 8% на оставшуюся сумму долга, затем Петр переводит в банк платёж. На какое минимальное количество месяцев Петр может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 360 тыс. рублей?
4. У Ольги имеется 280 000 рублей, какие условия приобретения депозитного сертифи-ката на 5 лет будут выгоднее: под 20% годовых на основе сложного процента или под 22% годовых на основе простого процента с выплатой 1 раз по окончании срока? (в ответе указать процент 20 или 22)
Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция и практическое занятие.
Лекционные занятия предназначены для обсуждения наиболее важных тем, вызывающих затруднения при самостоятельном изучении учебного материала. Лекции, прочитанные в период контактного обучения, помогают наметить план самостоятельного изучения дисциплины, определяют темы, на которые необходимо обратить особое внимание.
В ходе лекционных занятий необходимо кратко вести конспектирование учебного материала. Следует обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, характерные особенности, а также сведения, которые может не найти в учебных издания по дисциплине.
Обучающемуся необходимо регулярно отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Практические занятия составляют важную часть профессиональной подготовки. Основная цель проведения практических занятий – формирование у обучающихся аналитического, творческого мышления путем приобретения практических навыков.
При подготовке к практическим занятиям необходимо просмотреть конспекты лекций и методические указания, рекомендованную литературу по данной теме; подготовиться к ответу на контрольные вопросы.
По дисциплине проводится собеседование с обучающимися для контроля усвоения ими основных теоретических и практических знаний по теме практического занятия (обучающиеся должны знать ответы на поставленные вопросы). По результатам и опроса выставляется оценка за практическое занятие.
В ходе изучения дисциплины обучающимися решаются практико-ориентированные задачи.
Э-148
ИТФЦ «Аналитика и финансовые технологии» Оснащение: специализированная мебель на 36 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., персональный компьютер – 2 шт., ноутбук - 1 шт., интерактивная панель Sharp PN-70TB3, напольная интерактивная сенсорная панель RoHS 52P32, телевизор Toshiba (40//), терминал для безналичных операций, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.