2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Финансовая грамотность_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.07 Финансовая грамотность
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Формирование культуры экономического мышления и базовых компетенций в области финансовой грамотности, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
знает

- системы розничных финансовых услуг, применяемых при управлении личными финансами домохозяйств (инвестиционные, кредитные, страховые, пенсионные), их качественные, количественные характеристики,

- юридические права потребителя финансовых услуг и способов их защиты

умеет

- составлять личный финансовый план, планирования сбережения и инвестирование;

-выбирать инструменты накопления и инвестирования, исходя из степени риска и возможности его минимизации;

- оценивать будущие денежные потоки по вкладам, кредитам, иным финансовым инструментам

владеет навыками

-навыками  расчета простых и сложных процентных ставок, аннуитетных платежей;

-навками анализа депозитных, кредитных и иных банковских продуктов для физических лиц с целью выбора наиболее оптимального по заданным критериям;

- навыками финансового планирования в личных целях; прогнозирования будущих денежных потоков

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Финансовая грамотность» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Финансовая грамотность» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Высшая математика
 
Введение в профессиональную деятельность
 
Освоение дисциплины «Финансовая грамотность» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Проектная работа
 
Преддипломная практика
 
Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере
 
Оценка эффективности бизнес-проектов
 
Анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами
 
Экономика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Финансовая грамотность» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Темы
1.
 
Личное финансовое планирование
1
4
4
2
1.1.
2
Тест
УК-9.2
 
Налогообложение организаций и домохозяйств
1
4
4
2
1.2.
2
УК-9.2
 
Риски и финансовая безопасность
1
4
4
2
1.3.
2
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-9.2
 
Страхование
1
2
3
1
1.4.
2
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-9.2
 
Контрольная точка 1 
1
4
4
2
КТ 1
1.5.
2
Тест
УК-9.2
 
Банки и банковские операции
1
2
1
1
1.6.
УК-9.2
 
Возможности пенсионного накопления 
1
4
4
2
1.7.
2
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-9.2
 
Финансовые риски и способы защиты от них
1
4
4
2
1.8.
2
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-9.2
 
Виды финансового мошенничества
1
4
3
1
1.9.
2
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-9.2
 
Управление кредитной нагрузкой
1
2
4
2
1.10.
2
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-9.2
 
Контрольная точка 2
1
2
1
1
КТ 2
1.11.
Тест
УК-9.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Личное финансовое планирование
Личное финансовое планирование
2/-
 
Налогообложение организаций и домохозяйств
Банки и банковские операции
2/1
 
Риски и финансовая безопасность
Инвестиции и ценные бумаги
2/-
 
Страхование
Страхование
2/1
 
Контрольная точка 1 
Налогообложение организаций и домохозяйств 
2/-
 
Возможности пенсионного накопления 
Возможности пенсионного накопления
2/1
 
Финансовые риски и способы защиты от них
Финансовые риски и способы защиты от них
2/-
 
Виды финансового мошенничества
Виды финансового мошенничества
2/1
 
Управление кредитной нагрузкой
Создание собственного бизнеса
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Личное финансовое планирование
Личное финансовое планирование
Пр
2/-/-
 
Налогообложение организаций и домохозяйств
Банки и банковские операции
Пр
2/-/-
 
Риски и финансовая безопасность
Инвестиции и ценные бумаги
Пр
2/2/-
 
Страхование
Страхование
Пр
1/-/-
 
Контрольная точка 1 
Налогообложение организаций и домохозяйств 
Пр
2/-/-
 
Банки и банковские операции
Контрольная точка 1
Пр
1/-/-
 
Возможности пенсионного накопления 
Возможности пенсионного накопления
Пр
2/-/-
 
Финансовые риски и способы защиты от них
Финансовые риски и способы защиты от них
Пр
2/1/-
 
Виды финансового мошенничества
Виды финансового мошенничества
Пр
1/-/-
 
Управление кредитной нагрузкой
Создание собственного бизнеса
Пр
2/1/-
 
Контрольная точка 2
Контрольная точка 2
Пр
1/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Личное финансовое планирование
4
 
Банки и банковские операции
4
 
Инвестиции и ценные бумаги
4
 
Страхование
2
 
Налогообложение организаций и домохозяйств 
4
 
Контрольная точка 1
2
 
Возможности пенсионного накопления
4
 
Финансовые риски и способы защиты от них
4
 
Виды финансового мошенничества
4
 
Создание собственного бизнеса
2
 
Контрольная точка 2
2
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Финансовая грамотность» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Финансовая грамотность».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Финансовая грамотность».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Финансовая грамотность».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Личное финансовое планирование
Л1.5, Л1.6
Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.3
 
2
Налогообложение организаций и домохозяйств
Л1.3, Л1.4, Л1.6
Л2.1, Л2.3
Л3.2, Л3.3
 
3
Риски и финансовая безопасность
Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2
Л3.2, Л3.3
 
4
Страхование
Л1.3, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.3
 
5
Контрольная точка 1 
Л1.3, Л1.5, Л1.6
Л2.2
Л3.2, Л3.3
 
6
Банки и банковские операции
Л1.3, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2
Л3.1, Л3.3
 
7
Возможности пенсионного накопления 
Л1.4, Л1.5
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.3
 
8
Финансовые риски и способы защиты от них
Л1.3, Л1.4, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.2, Л3.3
 
9
Виды финансового мошенничества
Л1.4, Л1.6
Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
10
Управление кредитной нагрузкой
Л1.3, Л1.6
Л2.1, Л2.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
11
Контрольная точка 2
Л1.3, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2
Л3.2, Л3.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Финансовая грамотность»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-9.2:Применяет методы личного экономического и финансового 
Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере
x
Преддипломная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
планирования для достижения текущих и долгосрочных целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Проектная работа
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Финансовая грамотность» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Финансовая грамотность» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
15
 
Итого
85
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
15
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
15
11-15 баллов выставляется обучающемуся, если тестовые задания выполняются на 85% и выше; 8-10 баллов выставляется обучающемуся, если тестовые задания выполняются на 70 - 84%; 5-7 баллов выставляется обучающемуся, если тестовые задания выполняются на 55 – 69 %; 1-4 балла выставляется обучающемуся, если тестовые задания выполняются на 45 – 54%; 0 баллов выставляется обучающемуся, если тестовые задания выполняются на 44% и меньше.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Финансовая грамотность» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Финансовая грамотность»
Вопросы для собеседования

1. Важность планирования расходов.

2. Инфляция и ее влияние на личные финансы.

3. Проверка возможности достижения цели и оптимизация вариантов достижения

4. Важность управления личными (семейными) финансами.

5. Оптимизация расходы и планирование бюджета.

 
6. Программы для ведения и планирования личных финансов.

7. Варианты увеличения доходов

8. Основные правила формирования сбережений.

Контрольная точка

Вопрос 1. Какие финансовые ошибки совершает человек, если не планирует свои доходы и рас-ходы? (несколько вариантов ответов)

f) Переплата за покупки и поездки

g) Покупки в кредит не всегда нужных вещей

h) Пренебрежение кэшбэками и бонусами

i) Отсутствие накоплений

j) Неполучение налоговых вычетов

Вопрос 2. Вам нужно купить смартфон вместо старого мобильного телефона. Какой вариант вы выберите?

d) Купить дорогой смартфон в кредит или в рассрочку

e) Купить смартфон, одолжив деньги у друзей

f) Купить смартфон, доступный по цене для своего бюджета

Вопрос 3. Какие вопросы нужно задать себе при формулировке финансовой цели? (несколько вариантов ответов)

f) Что я хочу?

g) Когда это у меня будет?

h) Сколько стоит?

i) Что у меня есть для этого?

j) У кого одолжить денег?

Вопрос 4. Выберите правильную формулировку финансовой цели:

d) Я мечтаю о новой машине и достойном образовании для дочери.

e) Я хочу поменять свой Шевроле Лачетти (150 000 руб.) на Пежо 207 (350 000 руб.) в феврале 2021 г. К июню 2026 г. мне необходимо 2 млн. рублей для оплаты обучения дочери в ВУЗе.

f) Мечты не нужно формулировать, иначе они не сбудутся

Вопрос 5. Как сделать достижение финансовой цели реальной? (несколько вариантов ответов)

g) Снизить стоимость цели

h) Увеличить срок до покупки цели

i) Снизить расходы

j) Увеличить расходы

k) Увеличить доходы

l) Одолжить денег у друзей

Вопрос 6. Как рассчитать скорость движения к цели?

c) Ежемесячную зарплату умножить на 12 месяцев

d) Будущую стоимость цели разделить на количество месяцев до достижения цели

Вопрос 7. Я могу достичь своих жизненных целей (например, купить новый автомобиль, съез-дить в отпуск или сделать ремонт в квартире) следующими способами:

d) Взяв деньги в долг у родственников и на них совершать покупки

e) Оценить свою цель в денежном выражении и рассчитать сколько я могу откладывать для ее достижения каждый месяц, в том числе с использованием банковского вклада

f) Найти изображение цели, распечатать его и регулярно представлять ее достижение

 
Вопрос 8. Сколько денег потребуется на реализацию финансовой цели через 1 года при инфля-ции 7%, если сейчас цель стоит 100 000 руб.

e) 100 000 руб.

f) 97 000 руб.

g) 107 000 руб.

h) 110 000 руб.

Вопрос 9. Основное правило устойчивого семейного бюджета и финансовой стабильности:

d) Мои доходы должны быть больше расходов

e) Мои доходы должны быть равны расходам

f) Мои расходы должны быть больше доходов

Вопрос 10. Сколько нужно откладывать в месяц, если поставить цель накопить 500 000 рублей в течение 5 лет, просто откладывая на отдельный счет под 0% годовых?

d) 5 480 руб.

e) 8 333 руб.

f) 13 000 руб.

Вопросы к зачету

1. Личное финансовое планирование.

2. Семейный бюджет.

3. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых органи-заций.

4. Валюта в современном мире.

5. Виды валют.

6. Конвертация валюты.

7. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.

8. Кредитование. Виды кредитов.

9. Капитализация.

10. Управление рисками и план финансовой защиты.

11. Инвестирование. Выбор стратегии.

12. Финансовые риски.

13. Способы защиты от финансовых рисков.

14. Бизнес, тенденции его развития и риски.

15. Страхование как способ сокращения финансовых потерь.

16. Альтернативные виды инвестиций.

17. Способы увеличения пенсии.

18. Пенсионное обеспечение.

19. Доходы от активов.

20. Движение денежных потоков.

21. Банки. Банковский депозит.

22. Финансовое мошенничество

Тематика докладов

1. Финансовая пирамида и ее признаки.

2. Особенности и риски, связанные с платежными услугами и необходимые правила без-опасности при их осуществлении.

3. Особенности и риски, связанные с цифровыми финансовыми услугами и каналами вза-имодействия и необходимые правила безопасности при их осуществлении.

4. Телефонные мошенничества и способы защиты.

5. Интернет мошенничества и способы защиты.

6. Новые виды инвестиционного мошенничества и прочие финансовые «разводы».

1. Этапы построения финансового плана.

2. Понятие и виды банковских вкладов.

3. Процентные ставки по вкладам, факторы, влияющие на их изменение.

 
4. Характеристика и назначение кредитов для населения.

5. Основные условия кредитования населения.

6. Платежные карты и их виды.

7. Электронные средства платежа.

8. Сущность страхования. Виды рисков.

9. Характеристика личного страхования.

10. Медицинское страхование населения.

11. Страхование автогражданской ответственности.

12. Cущность фондовой биржи. Биржевой индекс.

13. Виды ценных бумаг.

14. Паевые инвестиционные фонды.

15. Индивидуальные инвестиционные счета.

16. Типы пенсионной системы.

17. Пенсионная система РФ.

18. Состав пенсии на современном этапе развития экономики.

19. Основные составляющие пенсии в будущем.

20. Формирование накоплений в негосударственном пенсионном фонде.

21. Понятие и классификация налогов.

22. Налоги, установленные для физических лиц.

23. Налоговые вычеты.

24. Налоговая ответственность при уклонении от уплаты налогов.

25. Наиболее распространенные виды мошенничества и иных незаконных действий в

отношении финансов населения

26. Финансовые пирамиды

27. Телефонные мошенничества

28. «Письма счастья» как вид мошенничества

29. Мошенничества в банковской сфере и коллекторские агентства

Тестовые задания

Вопрос 1. Какие финансовые ошибки совершает человек, если не планирует свои доходы и рас-ходы? (несколько вариантов ответов)

a) Переплата за покупки и поездки

b) Покупки в кредит не всегда нужных вещей

c) Пренебрежение кэшбэками и бонусами

d) Отсутствие накоплений

e) Неполучение налоговых вычетов

Вопрос 2. Вам нужно купить смартфон вместо старого мобильного телефона. Какой вариант вы выберите?

a) Купить дорогой смартфон в кредит или в рассрочку

b) Купить смартфон, одолжив деньги у друзей

c) Купить смартфон, доступный по цене для своего бюджета

Вопрос 3. Какие вопросы нужно задать себе при формулировке финансовой цели? (несколько вариантов ответов)

a) Что я хочу?

b) Когда это у меня будет?

c) Сколько стоит?

d) Что у меня есть для этого?

e) У кого одолжить денег?

Вопрос 4. Выберите правильную формулировку финансовой цели:

a) Я мечтаю о новой машине и достойном образовании для дочери.

b) Я хочу поменять свой Шевроле Лачетти (150 000 руб.) на Пежо 207 (350 000 руб.) в

 
феврале 2021 г. К июню 2026 г. мне необходимо 2 млн. рублей для оплаты обучения дочери в ВУЗе.

c) Мечты не нужно формулировать, иначе они не сбудутся

Вопрос 5. Как сделать достижение финансовой цели реальной? (несколько вариантов ответов)

a) Снизить стоимость цели

b) Увеличить срок до покупки цели

c) Снизить расходы

d) Увеличить расходы

e) Увеличить доходы

f) Одолжить денег у друзей

Вопрос 6. Как рассчитать скорость движения к цели?

a) Ежемесячную зарплату умножить на 12 месяцев

b) Будущую стоимость цели разделить на количество месяцев до достижения цели

Вопрос 7. Я могу достичь своих жизненных целей (например, купить новый автомобиль, съез-дить в отпуск или сделать ремонт в квартире) следующими способами:

a) Взяв деньги в долг у родственников и на них совершать покупки

b) Оценить свою цель в денежном выражении и рассчитать сколько я могу откладывать для ее достижения каждый месяц, в том числе с использованием банковского вклада

c) Найти изображение цели, распечатать его и регулярно представлять ее достижение

Вопрос 8. Сколько денег потребуется на реализацию финансовой цели через 1 года при инфля-ции 7%, если сейчас цель стоит 100 000 руб.

a) 100 000 руб.

b) 97 000 руб.

c) 107 000 руб.

d) 110 000 руб.

Вопрос 9. Основное правило устойчивого семейного бюджета и финансовой стабильности:

a) Мои доходы должны быть больше расходов

b) Мои доходы должны быть равны расходам

c) Мои расходы должны быть больше доходов

Вопрос 10. Сколько нужно откладывать в месяц, если поставить цель накопить 500 000 рублей в течение 5 лет, просто откладывая на отдельный счет под 0% годовых?

a) 5 480 руб.

b) 8 333 руб.

c) 13 000 руб.

Вопрос 11. Для чего нужно вести учет расходов и доходов:

a) Не нужно вести учет расходов, денег от этого не прибавится.

b) Для того, чтобы найти резервы и больше откладывать на финансовые цели.

Вопрос 12. Укажите эффективные способы учета доходов и расходов, ведения семейного бюд-жета (несколько вариантов)

a) Завести специальную тетрадь

b) Держать все цифры в голове

c) Использовать программу электронных таблиц (например, Excel)

d) Установить приложение на смартфоне

Вопрос 13. Каковы могут быть первые шаги на пути повышения финансовой грамотности и увеличения благосостояния:

a) Ведение бюджета, принятие осознанных финансовых решений, увеличение доходов

 
и сни-жение расходов

b) Покупка дорогостоящих товаров (автомобиль, смартфон, одежда) в кредит

c) Позитивные мысли о деньгах, визуализация богатства, использование денежных талисманов.

Вопрос 14. Какую часть бюджета рекомендуется направлять на финансовые цели?

a) Не менее 30% - 50%

b) 2%

c) 5% - 20%

Вопрос 15. К регулярным источникам дохода можно отнести (несколько вариантов ответов)

a) Доходы по основному месту работы в виде заработной платы

b) Выигрыш в лотерею

c) Доходы от сдачи в аренду квартиры, дома, гаража, иной собственности

d) Доходы по банковским вкладам

e) Получение наследства от дальнего родственника

Практико-ориентированные задачи (решение задач)

1. Ежемесячная заработная плата Евгения 70 тыс. руб. Евгений открыл ИИС и внес де-нежные средства: 1 год – 400 000, 2 год – 300 000, 3 год – 200 000. Евгений инвестировал в ОФЗ с доходностью 8% годовых зная, что с 1 января 2021г. купонный доход по ОФЗ облагается НДФЛ, определить доходность за 1-й год. Ответ запишите в %

2. Банк выдал кредит в размере 700 тыс. руб. на шесть месяцев по простой ставке про-центов 16% годовых. Требуется определить сумму процентов за кредит

3. 1 августа 2020 года Петр взял в банке 1,7 млн. рублей в кредит. Схема выплаты креди-та следующая – 1-го числа каждого следующего месяца банк начисляет 8% на оставшуюся сумму долга, затем Петр переводит в банк платёж. На какое минимальное количество месяцев Петр может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 360 тыс. рублей?

4. У Ольги имеется 280 000 рублей, какие условия приобретения депозитного сертифи-ката на 5 лет будут выгоднее: под 20% годовых на основе сложного процента или под 22% годовых на основе простого процента с выплатой 1 раз по окончании срока? (в ответе указать процент 20 или 22)

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Коган, Е. А., Юрченко А. А. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс]:учебник. - НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 250 с – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398687 
 
Л1.2 Щербаков Г. Г., Коробов А. В., Анохин Б. М., Карпуть И. М., Кондрахин И. П., Костиков В. В., Копылов С. Н., Соколова Л. Н., Старченков С. В., Уша Б. В., Федюк В. И., Яшин А. В. Внутренние болезни животных. Профилактика и терапия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2009. - 736 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=201 
 
Л1.3 Поветкина Н. А., Кудряшова Е. В. Финансовая грамотность и устойчивое развитие в цифровую эпоху (правовое  измерение) [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2022. - 104 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=386798 
 
Л1.4 Сычева-Передеро О. В., Секлецова О. В., Корчагина И. В. Финансовая грамотность [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Кемерово: КемГУ, 2021. - 116 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/186377 
 
Л1.5 Лупей Н. А., Соболев Финансы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "Магистр", 2022. - 448 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=391812 
 
Л1.6 Слепов В. А., Бондарева С. А. Персональные финансы [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Москва: Издательство "Магистр", 2022. - 240 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=394259 
 
дополнительная
 
Л2.1 Попова И. В. Финансы, денежное обращение и ипотека [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 304 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1009040 
 
Л2.2 Туманян Ю. Р., Ищенко-Падукова О. А. Финансовая грамотность [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2020. - 212 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=375039 
 
Л2.3 Сычева-Передеро О. В., Секлецова О. В., Корчагина И. В. Финансовая грамотность [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Кемерово: КемГУ, 2021. - 116 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/186377 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Богдашевский А. Основы финансовой грамотности [Электронный ресурс]:крат. курс. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2018. - 304 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1002829 
 
Л3.2 Зверев В. А., Зверева А. В. Как защититься от мошенничества на финансовом рынке [Электронный ресурс]:пособие по финансовой грамотности. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2021. - 134 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=370995 
 
Л3.3 Кашин В. А., Панков В. В. Стратегическое управление финансами: как добиться личного финансового благополучия [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: Издательство "Магистр", 2021. - 176 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=379902 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Оцифициальный сайт ЦБ РФ
https://cbr.ru/
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение по дисциплине «Финансовая грамотность» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы обучающихся. Практические занятия дисциплины «Финансовая грамотность» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций. Изучение дисциплины завершается экзаменом.

Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

           Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями,     представляет собой лекция и практическое занятие.

Лекционные занятия предназначены для обсуждения наиболее важных тем, вызывающих затруднения при самостоятельном изучении учебного материала. Лекции, прочитанные в период контактного обучения, помогают наметить план самостоятельного изучения дисциплины, определяют темы, на которые необходимо обратить особое внимание.

В ходе лекционных занятий необходимо кратко вести конспектирование учебного материала. Следует обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, характерные особенности, а также сведения, которые может не найти в учебных издания по дисциплине.

Обучающемуся необходимо регулярно отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

Практические занятия составляют важную часть профессиональной подготовки. Основная цель проведения практических занятий – формирование у обучающихся аналитического, творческого мышления путем приобретения практических навыков.

При подготовке к практическим занятиям необходимо просмотреть конспекты лекций и методические указания, рекомендованную литературу по данной теме; подготовиться к ответу на контрольные вопросы.

По дисциплине проводится собеседование с обучающимися для контроля усвоения ими основных теоретических и практических знаний по теме практического занятия (обучающиеся должны знать ответы на поставленные вопросы). По результатам и опроса выставляется оценка за практическое занятие.

В ходе изучения дисциплины обучающимися решаются практико-ориентированные задачи.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-130
Оснащение: специализированная мебель в составе аудиторных кресел и столов - 182 шт., Монитор 17” LCD NEC-173V – 4 шт., Проектор Sanyo PLC – XM150L – 1 шт.,Видеокамера управляемая Soni EVI-D70P – 1 шт., Экран с электроприводом DraperdRolleramic 508/200*300*401– 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт.,Стол руководителя пр ЮВШ 56.01.03.00-01 – 2 шт., микрофон настольный Beyerdynamic MTS 67/5 – 4 шт., микрофон врезной Beyerdynamic SHM 815A – 1 шт., Устройство регулирования температуры воздуха ALHi-H48 A5/S – 2 шт., Цветная проводная сенсорная панель 6,4”Crestron TPS-3100LB – 1 шт., коммутатор Kramer VP – 8x8A – 1 шт., выход в корпоративную сеть университета
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-140

Бизнес центр «Лаборатория банковских технологий и аналитики»  Оснащение: специализированная мебель на 36 посадочных мест, персональный компьютер (моноблок) - 1шт., ноутбуки – 10 шт., флип-чарт – 1 шт., интерактивная панель, учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные стенды, интерактивная карта СКФО, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Читальный зал научной библиотеки
Читальный зал научной библиотеки
Специализированная мебель на 100 посадочных мест, персональные компьютеры – 56 шт., телевизор – 1шт., принтер – 1шт., цветной принтер – 1шт., копировальный аппарат – 1шт., сканер – 1шт.,Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

Э-148

ИТФЦ «Аналитика и финансовые технологии»   Оснащение: специализированная мебель на 36 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., персональный компьютер – 2 шт., ноутбук - 1 шт., интерактивная панель Sharp PN-70TB3, напольная интерактивная сенсорная панель RoHS 52P32, телевизор Toshiba (40//), терминал для безналичных операций, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Финансовая грамотность»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ проф. , доктор экономических наук Склярова Ю. М.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , кандидат экономических наук Латышева Л. А.
 
_______________________ доцент , кандидат экономических наук  Томидина Е.П.
 
Рабочая программа дисциплины «Финансовая грамотность» рассмотрена на заседании Кафедра финансов и кредита протокол № 26 от 25.03.2025 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Склярова Юлия Михайловна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Финансовая грамотность» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол № 8 от 26.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии