2024-2025_13_03_02-набор_2021-Электроэнергетика_plx_Общая энергетика_Системы электроснабжения городов_ промышленных предприятий_ сельского хозяйства и их объектов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.25 Общая энергетика
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2021
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью изучения  учебной дисциплины  является формирование у студентов знаний о видах природных источников энергии и способах преобразования их в электрическую и тепловую энергию, освоение обучающимися основных типов энергетических установок и способов получения тепловой и электрической энергии на базе возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-3 Способен применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач
ОПК-3.1 Применяет соответствующий математический аппарат, методы анализа и моделирования при решении профессиональных задач
знает

Основные законы термодинамики и тепломассообмена.

умеет

Решать теплотехнические задачи с применением законов термодинамики и тепломассобмена.

владеет навыками

Расчета отопления, горячего водоснабжения и кондиционирования сельскохозяйственных сооружений и помещений.

 
 
 
 
 
ОПК-3 Способен применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач
ОПК-3.2 Демонстрирует понимание физических явлений и применяет законы физики про решении профессиональных задач
знает

Устройство тепловых электростанций, гидроэлектростанций, ветровых и атомных электростанций.

умеет

Применять математический аппарат для расчета основных характеристик электростанций.

владеет навыками

Навыками расчета термодинамических циклов работы основных видов электростанций.

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Общая энергетика» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Общая энергетика» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Ознакомительная практика
 
Физика
 
Высшая математика
 
Освоение дисциплины «Общая энергетика» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Общая энергетика» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
5
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Теоретические основы технической термодинамики
1.
 
Основные понятия термодинамики
5
18
8
КТ 1
1.1.
4
4
Коллоквиум
ОПК-3.1, ОПК-3.2
 
2 раздел. Виды электростанций и термодинамические принципы их работы
2.
 
Термодинамические диаграммы электростанций
5
18
22
КТ 2
2.1.
10
12
Коллоквиум
ОПК-3.1, ОПК-3.2
 
3 раздел. Особенности получение электроэнергии на электростанциях различного типа
3.
 
Расчет микроклимата сельско-хозяйственных помещений
5
6
КТ 2
3.1.
4
2
Коллоквиум
ОПК-3.1, ОПК-3.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Основные понятия термодинамики
Введение в дисциплину. Виды энергии. Способы преобразования энергии в электрическую
2/2
 
Основные понятия термодинамики
Основные понятия термодинамики. Законы термодинамики
2/-
 
Термодинамические диаграммы электростанций
Топливо и основы горения. Теплогенерирующие установки.
2/-
 
Термодинамические диаграммы электростанций
Топливо и основы горения. Теплогенерирующие установки.
2/-
 
Термодинамические диаграммы электростанций
Отопление и горячее водоснабжение
2/-
 
Термодинамические диаграммы электростанций
Гидроэлектростанции
2/-
 
Термодинамические диаграммы электростанций
Ветровые и солнечные электростанции
2/-
 
Расчет микроклимата сельско-хозяйственных помещений
Потребители электрической и тепловой энергии
2/-
 
Расчет микроклимата сельско-хозяйственных помещений
Потери энергии и вопросы энергосбережения
2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Теоретические основы технической термодинамики
18
 
Виды электростанций и термодинамические принципы их работы
18
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Общая энергетика» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Общая энергетика».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Общая энергетика».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Общая энергетика».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Основные понятия термодинамики
Л1.1, Л1.2
 
2
Термодинамические диаграммы электростанций
Л1.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Общая энергетика»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-3.1:Применяет соответствующий математический аппарат, методы анализа и моделирования при решении профессиональных задач
Высшая математика
x
x
x
x
ОПК-3.2:Демонстрирует понимание физических явлений и применяет законы физики про решении профессиональных задач
Ознакомительная практика
x
Физика
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Общая энергетика» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и

 
оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Общая энергетика» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
0
 
КТ 2
Коллоквиум
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
0
 
КТ 2
Коллоквиум
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Общая энергетика» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Общая энергетика»
1. Теплотехника. Техническая термодинамика. Основные понятия: термодинамическая система, параметры состояния термодинамической системы, термодинамический процесс.

2. Давление: определение, единицы измерения, атмосферное (барометрическое), избыточное, разреженное (вакуумметрическое). Абсолютное давление, удельный объем, плотность.

3. Температура, определение, связь с энергией молекул. Абсолютная температура. Связь между шкалами температур.

4. Равновесные и неравновесные состояния в термодинамике. Изолированная, полуизолированная, неизолированная термодинамическая система.

5. Теплоемкость газа. Истинная теплоемкость, виды теплоемкостей, средняя теплоемкость. Показатель адиабаты. Количество теплоты подводимой или отводимой в термодинамическом процессе. Уравнение Майера.

6. Уравнение Клапейрона (два вида: с объемом и с удельным объемом). Моль, молярный объем, молярная масса, закон и постоянная Авогадро. Уравнение Менделеева - Клапейрона.

7. Идеальные и реальные газы. Законы идеальных газов  (записать  и дать формулировки). Графики в pv-координатах.

8. Адиабатный и обобщенный политропный процесс.

9. Первый закон термодинамики. Четыре формулировки. Математическая запись.

10. Закон идеальных газов (закон Джоуля). Теплота, внутренняя энергия, работа. Энтальпия термодинамической системы.

11. Работа и теплота в изобарном, изотермическом и изохорном процессе. Формулы.

12. Второй закон термодинамики. Три формулировки. Математическая запись. Энтропия термодинамической системы. Физический смысл и свойства энтропии.

13. Круговой цикл тепловой машины. Цикл Карно. Работа и КПД цикла Карно.

14. Обратный цикл Карно. Холодильные машины. Холодильный коэффициент. Тепловые насосы.

15. Циклы ДВС Цикл Отто. График pv-координатах, работа и КПД цикла Отто. Характеристики циклов ДВС.

16. Циклы ДВС Цикл Дизеля. График pv-координатах, работа и КПД цикла Дизеля. Характеристики циклов ДВС.

17. Циклы ДВС. Цикл Тринклера. График pv-координатах, работа и КПД цикла Тринклера. Характеристики циклов ДВС.

18. Уравнение состояния реальных газов. Смеси газов.

19. Водяной пар. Диаграмма процесса парообразования. Влажный насыщенный пар, сухой насыщенный пар.

20. Влажный воздух. Точка росы. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Влагосодержание.

21. Физическая сущность процесса передачи теплоты теплопроводностью.

22. Температурное поле стационарное, нестационарное.

23. Изотермическая поверхность.

24. Понятие градиента температуры.

 
25. Теплопроводность материала.

26. Плотность теплового потока. Тепловой поток.

27. Определение количества теплоты, прошедшей через однослойную стенку.

28. Термическое сопротивление однослойной стенки.

29. Коэффициент теплопередачи теплопроводностью через однослойную стенку.

30. Термическое сопротивление многослойной стенки.

31. Коэффициент теплопередачи теплопроводностью через многослойную стенку.

32. Определение количества теплоты, прошедшей через многослойную стенку.  

33. Физическая сущность передачи теплоты конвективным способом.

34. Физический смысл коэффициента теплоотдачи.

35. Размерность коэффициента теплоотдачи.

36. Плотность теплового потока, тепловой поток.

37. Определение количества теплоты, переданной конвективным способом.

38. Термическое сопротивление конвективному теплообмену.

39. Коэффициент теплопередачи конвективным теплообменом.

40. Теория подобия в тепловых процессах.

41. Механизм передачи теплоты излучением.

42. Основные законы лучистого теплообмена.

43. Определение количества энергии, излучаемой поверхностью тела.

44. Общие сведения об использовании теплоты в сельскохозяйственном производстве.

45. Котельные установки, их классификация и характеристика.

46. Конструктивные особенности газотрубных и водотрубных паровых котлов.

47. Вспомогательные устройства котельной установки.

48. Топочные устройства (топки).

49. Форсунки и горелки для сжигания топлива.

50. Теплогенераторы.

51. Водонагреватели.

52. Газовые отопительные приборы.

53. Понятие сложного теплопереноса.

54. Термическое сопротивление сложному теплопереносу.

55. Коэффициент теплопередачи сложным теплопереносом.

56. Плотность теплового потока, тепловой поток, количество теплоты, переданное сложным теплопереносом.    

57. Виды теплообменных аппаратов.

58. Схемы движения теплоносителей в рекуперативных теплообменных аппаратах.

59. Тепловой расчет рекуперативных теплообменников.

60. Коэффициент теплопередачи в рекуперативных теплообменниках.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Гордеев А. С., Огородников Д. Д., Юдаев И. В. Энергосбережение в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 400 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=42193 
 
Л1.2 Пискунов В. М., Шелудько О. В. Общая энергетика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2016. - 134 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=561337 
 
Л1.3 Лебедев В. А., Пискунов В. М. Основы энергетики [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 140 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206309 
 
Л1.4 Полищук В. И. Общая энергетика [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 208 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=427864 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
ЭЛ-206
Оснащение: специализированная мебель на 117 посадочных мест, персональный компьютер – 1шт., телевизор LG 65UH LED -1 шт.,   Звуковая аппаратура  – 1 шт.,, документ-камера портативная  Aver Vision – 1 шт., коммутатор Compex DS  – 1 шт., магнитно-маркерная доска 90х180 – 1шт, учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

ЭЛ-304

Оснащение: доска аудиторная – 1 шт, специализированная мебель на 25 посадочных мест, ноутбук LENOVO– 1 шт. подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Общая энергетика»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ зав. каф. , кфмн Яновский Александр Александрович
 
_______________________ заведующий кафедрой Физики, теплотехники и охраны труда , кандидат физико-математических наук Яновский Александр Александрович
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , ктн Гринченко Виталий Анатольевич
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Рубцова Елена Ивановна
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Гринченко Виталий Анатольевич
 
Рабочая программа дисциплины «Общая энергетика» рассмотрена на заседании Кафедра электротехники, физики и охраны труда протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Яновский Александр Александрович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Общая энергетика» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника