2024-2025_13_03_02-набор_2022-Электроэнергетика_plx_Энергосбережение_Системы электроснабжения городов_ промышленных предприятий_ сельского хозяйства и их объектов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ФТД.01 Энергосбережение
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2022
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
«Энергосбережение»: получение студентами основных научно-практических знаний в области проведения энергосберегающих мероприятий в свете действующего законодательства РФ и в рамках регионального и международного сотрудничества, необходимых для решения практических задач в производственной деятельности.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по отдельным разделам темы научных исследований
ПК-1.1 Осуществление проведения работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в соответствующей области знаний
знает

Цели и задачи проводимых исследований и разработок

умеет

Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний

владеет навыками

Сбор, обработка, анализ и обобщение пере-дового отечественного и международного опыта в соответствующей области исследований

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.2 Разработка проектной и рабочей документации отдельных разделов проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
знает

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

умеет

Применять правила разработки проектов системы электроснабжения объектов капитального строительства, процедуры и методики системы менеджмента качества, стандартов организации, правила автоматизированной системы управления организацией для организации авторского надзора за изготовлением, испытанием, внедрением и эксплуатацией системы электроснабжения объектов капитального стро-ительства

владеет навыками

Контроль изготовления, испытания, внедрения и эксплуатации системы электроснабжения объектов капитального строительства

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Энергосбережение» является дисциплиной факультативной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Энергосбережение» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Введение в специальность
 
Научно-исследовательская практика
 
Электроснабжение
 
Реконструкция электрических сетей
 
Технико-экономические расчеты в энергетике
 
Моделирование в электроэнергетике
 
Автоматика
 
Математические задачи электроэнергетики
 
Экономика электроэнергетики
 
Освоение дисциплины «Энергосбережение» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Потери и хищение электроэнергии в электрических сетях
 
Преддипломная практика
 
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
 
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
 
Техника высоких напряжений
 
Ремонт электрооборудования
 
Организация и управление электросетевыми предприятиями
 
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
 
Автономные системы электроснабжения
 
Надежность электроснабжения
 
Энергосбытовая деятельность
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Энергосбережение» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
6
108/3
18
36
54
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
18
36
54
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
6
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1.  Современное состояние и пути решения проблемы энергосбережения. Энергетический менеджмент и экономия электро-энергии 
1.
 
  Современное состояние и пути решения проблемы энергосбережения. Энерге-тический менеджмент и экономия электро-энергии 
6
13
13
9
КТ 1
1.1.
4
Устный опрос
ПК-1.1, ПК-2.2
 
2 раздел. Раздел 2.  Экономия электроэнергии в электрических сетях
2.
 
Экономия электроэнергии в электрических сетях
6
13
13
9
КТ 1
2.1.
4
Устный опрос
ПК-1.1, ПК-2.2
 
3 раздел. Раздел 3.  Хищение электро-энергии в электрических сетях
3.
 
  Хищение электро-энергии в электрических сетях
6
13
13
9
КТ 1
3.1.
4
Устный опрос
ПК-1.1, ПК-2.2
 
4 раздел. Раздел 4. Экономия электро-энергии при использовании электродвигательной нагрузки, общепромышленных тех-нических и осветительных установок
4.
 
Раздел 4. Экономия электро-энергии при использовании электродвигательной нагрузки, общепромышленных тех-нических и осветительных установок
6
15
9
КТ 1
4.1.
6
Устный опрос
ПК-1.1, ПК-2.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
39
108
36
18
 
Итого
54
108
36
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
  Современное состояние и пути решения проблемы энергосбережения. Энерге-тический менеджмент и экономия электро-энергии 
Раздел 1.  Современное состояние и пути решения проблемы энергосбережения. Энергетический менеджмент и экономия электро-энергии 
4/-
 
Экономия электроэнергии в электрических сетях
  Экономия электроэнергии в электрических сетях
4/-
 
  Хищение электро-энергии в электрических сетях
Хищение электро-энергии в электрических сетях
4/2
 
Раздел 4. Экономия электро-энергии при использовании электродвигательной нагрузки, общепромышленных тех-нических и осветительных установок
Экономия электро-энергии при использовании электродвигательной нагрузки, общепромышленных тех-нических и осветительных установок
6/2
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
  Современное состояние и пути решения проблемы энергосбережения. Энерге-тический менеджмент и экономия электро-энергии 
Уровень потерь электроэнергии в различных звеньях электро-энергетической системы.

Причины недостаточного про-ведения энергосберегающих мероприятий в нашей стране.

Пр
9/-/9
 
Экономия электроэнергии в электрических сетях
Основные направления экономии электроэнергии
Пр
9/-/9
 
  Хищение электро-энергии в электрических сетях
Предпосылки для хищений.

Способы хищений электроэнергии.

Обнаружение и предотвращение хищений электроэнергии.

Пр
9/2/9
 
Раздел 4. Экономия электро-энергии при использовании 
Пути экономии при использо-вании электродвигателей.

Основные энергосберегающие мероприятия 

Пр
9/2/9
 
электродвигательной нагрузки, общепромышленных тех-нических и осветительных установок
в осветительных установках.

Экономия электроэнергии при использовании общетехниче-ских установок и в коммуналь-но-бытовой сфере

 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
13
 
13
 
13
 
15
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Энергосбережение» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Энергосбережение».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Энергосбережение».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Энергосбережение».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
  Современное состояние и пути решения проблемы энергосбережения. Энерге-тический менеджмент и экономия электро-энергии 
 
2
Экономия электроэнергии в электрических сетях
 
3
  Хищение электро-энергии в электрических сетях
 
4
Раздел 4. Экономия электро-энергии при использовании электродвигательной нагрузки, общепромышленных тех-нических и осветительных установок
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Энергосбережение»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.1:Осуществление проведения работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в соответствующей области знаний
Автоматика
x
Автономные системы электроснабжения
x
Введение в специальность
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Моделирование в электроэнергетике
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Надежность электроснабжения
x
Научно-исследовательская практика
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Электроснабжение
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.2:Разработка проектной и рабочей документации отдельных разделов проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
Автоматика
x
Автономные системы электроснабжения
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбытовая деятельность
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Энергосбережение» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Энергосбережение» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
6 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
6 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Энергосбережение» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Энергосбережение»

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответ-ствии с профилем ОП.

1. Методические указания по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения по дисциплине «Энергосбережение».

2. Пособие по самостоятельной работе.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Энергосбережение»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент кафедры ЭиЭЭО , Кандидат технических наук Жданов В.Г.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , Кандидат технических наук Воротников И.Н.
 
Рабочая программа дисциплины «Энергосбережение» рассмотрена на заседании Кафедра электроснабжения и эксплуатации электрооборудования протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Шарипов Ильдар Курбангалиевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Энергосбережение» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника