УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
языки и технологии программирования при решении профессиональных задач
умеет
применять языки и технологии программирования при решении профессиональных задач
владеет навыками
методами алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач
методы проведение экспериментальных наблюдений, обобщения и обработки информации
умеет
оформлять результаты научно-исследовательских и кон-структорских работ
владеет навыками
навыками сбора, обработки, анализа и обобщения результатов экспериментов и исследований в соответствующей области знаний
отечественный и международный опыт в соответствующей области исследований
умеет
применять методы проведения экспериментов
владеет навыками
навыками составление отчетов (разделов отче-тов) по теме или по результатам про-веденных экспериментов
методов разработки технической документации
оформлять элементы технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ
владеет навыками
проведение работ по формированию элементов технической документа-ции на основе внедрения ре-зультатов научно-исследовательских работ
методы алгоритмизации, языков и технологий программирования при решении профессиональных задач
умеет
применять методы алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач
владеет навыками
Навыками применения методов ал-горитмизации, языков и технологий программирования при решении профессиональных задач
Правила автоматизированной системы управления организацией
умеет
Выполнять расчеты для разработки комплекта конструкторской документации для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электроснабжения объектов капитального строи-тельства
владеет навыками
Сбор информации по существующим техническим решениям систем электроснабжения объекта капитального строительства
Требования нормативных технических документов к устройству системы электроснабжения объекта капитального строительства
умеет
Разрабатывать концепции системы электроснабжения объекта ПД
владеет навыками
Разработка вариантов структурных схем системы электроснабжения объекта капитального строительства и выбор оптимальной структурной схемы
Правила устройства электроустановок
Типовые проектные решения системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Выбор оборудования для системы электроснабжения объектов капитального строительства
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено,
1. Повреждения и ненормальные режимы работы электроэнергетических систем.
2. Первичные измерительные преобразователи напряжения.
3. Первичные измерительные преобразователи тока и схемы их соединения.
4. Устройство и принцип работы токовых измерительных органов.
5. Устройство и принципы работы реле напряжения.
6. Дайте основные понятия системы электроснабжения (СЭС) и АСУ ЭС промышленных объектов
7. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к системам электроснабжения (СЭС).
8. Что входит в состав системы электроснабжения? Опишите ее основные составляющие
9. Схемы управления выключателями и контроль их исправности.
10. Тарифы на электроэнергию.
11. Что из себя представляет АСУ ЭС промышленных объектов? Назовите основные объекты, которыми управляет эта система.
12. Какие основные задачи решает автоматизированная система диспетчерского управления электроснабжением крупным предприятием с помощью мнемосхемы?
13. Система оперативно-диспетчерского управления в электрических сетях.
14. Назовите основные подсистемы многоуровневой многофункциональной АСУ ЭС. Опишите их основное назначение.
15. Устройства автоматики в электроэнергетических системах.
16. Что из себя представляет локальная система контроля и управления (ЛСКУ) и какие основные задачи она решает
17. Сетевая модель и ее основные элементы.
18. Автоматическое повторное включение.
19. Роль и место АРМ в АСУ ЭС. Какие задачи они решают?
20. Опишите состав АСДУЭ в соответствии с ее назначением и опишите основные задачи, решаемые ее элементами
21. Опишите основное оборудование АСДУЭ и его функциональное назначение.
22. Расскажите о структуре и принципах функционирования локальной и региональной АСКУЭ.
23. Сетевая модель и ее основные элементы.
24. Представьте назначение и модульный состав технического компонента АСДУЭ
25. Каким основным требованиям должна соответствовать современная АСКУЭ?
26. Опишите основное оборудование АСДУЭ и его функциональное назначение. Этапы проведения пусконаладочных работ в электроустановках.
27. Перечислите основные задачи, решаемые с использования АСКУЭ в области электрической энергетики
28. Какие основные задачи решает автоматизированная система диспетчерского управления электроснабжением крупным предприятием с помощью мнемосхемы?
29. Представьте основные особенности структурной организации АСКУЭ.
30. Перечислите основные области применения АСКУЭ. Перечислите классы предприятий, для которых создаются эти системы.
31. Опишите основное функциональное назначению и работу основных компонентов АСДУЭ: мнемосхемы коллективного пользования диспетчера комбината по электроснабжению.
32. Представьте основные особенности коммерческих и технических АСКУЭ. В чем их
33. Автоматический ввод резерва.
1. Цифровые подстанции.
2. Основы АСУ.
3. "Умные" сети.
4. Системы реального времени.
5. Автоматизация и роботизация технологических процессов.
6. Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения.
7. Надежность электроснабжения.
8. Организация и управление электросетевыми предприятиями.
9. Основные виды автоматики и системы автоматизированного управления в распределительных электрических сетях.
10. Основные типы защит в распределительных электрических сетях.
11. Оборудование для реализации автоматизированного управления в распределительных электрических сетях 20-6 кВ.
12. Эксплуатационная эффективность устройств АСУ ТП электроэнергетических систем.
13. АСУ ТП электроэнергетических систем, электрических станций и подстанций, выполненных на микропроцессорной базе.
14. Оборудования для управления системами электроснабжения зданий, организаций и учреждений на напряжении до 1 кВ.
1. Повреждения и ненормальные режимы работы электроэнергетических систем
2. Первичные измерительные преобразователи тока и схемы их соединения
3. Первичные измерительные преобразователи напряжения
4. Устройство и принцип работы токовых измерительных органов.
5. Устройство и принципы работы реле напряжения
6. Реле направления мощности и способы их включения
7. Логическая и исполнительная часть устройств релейной защиты
8. Промежуточные реле, типы и назначение
9. Схемы управления выключателями и контроль их исправности.
10. Виды оперативного тока на подстанциях и способы его получения.
Работа на лекции
Умение достаточно полно записать содержание устного выступления - важнейший навык, без которого нельзя успешно учиться. Навык конспектирования легко поддается фор-мированию. Конспекты имеют свои особенности:
1. Конспект требует быстрой записи.
2. Конспект должен легко читаться и хорошо запоминаться.
3. В конспекте допускаются такие формы, которые понятны только автору.
4. Конспект - это запись смысла лекции.
Работа с литературой
Овладение методическими приемами работы с литературой - важная задача студента.
Работа с книгой включает следующие этапы.
1. Предварительное знакомство с содержанием всей книги или какого-то ее раздела.
2. Углубленное чтение текста книги должно преследовать следующие цели: усвоить основные положения; фактический материал; логическое обоснование главной мысли и выводов.
3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо тогда, когда работа не конспектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении курсовых, дипломных работ, для участия в научных исследованиях.
4. Составление тезисов или конспекта книги или ее части.
5. Написание реферата.
Тезисы надо писать своими словами, но наиболее важные положения изучаемой ра-боты лучше записать в виде цитаты. Цитат или выписки из книги можно рассматривать как дополнение к тезисам.
Конспект - это краткий пересказ своими словами содержания работы или ее части. Правильно составленный конспект определяет уровень, степень понимания и усвоения изу-чаемой работы. Оформление конспекта должно включать следующее: название работы, главы, сам текст конспекта.
Текст следует писать аккуратно и разборчиво, что облегчит использование конспекта, т.к. при последующем изучении все усилия будут направлены на осмысление содержания, а не на дешифровку. Каждая фраза в конспекте должна быть наполнена смысловым содержанием. Объем конспектов должен быть в 10-15 раз меньше объема конспектируемого текста. Многословие конспекта - не просто его недостаток, а свидетельство недостаточной четкости и ясности мышления. Конспектирование учебника следует начинать после изучения записей лекций, проработки учебных пособий. В таком случае, конспектирование станет логическим продолжением и развитием известных студенту положений.
Важно не ограничиваться одним изложением текста, в конспект следует вносить соб-ственные мысли, комментарии к содержанию изучаемой работы. Это наиболее существенный показатель творческого отношения к изучаемому разделу, как результат самостоятельного труда.
Как подготовиться к лабораторному занятию
Подготовка к лабораторным работам. Главная цель лабораторных занятий - осуще-ствить связь теоретических положений с практической действительностью, эксперименталь-ную проверку теоретических положений. Знакомство с оборудованием и выработка навыков работы с ним, уяснение хода выполнения лабораторной работы является обязательным усло-вием качественного выполнения работы. Кроме достижения главной цели - подтверждение теоретических положений на лабораторном занятии решаются и другие задачи.
Изучение актов расследований технологических нарушений и журналов диспет-черов
Акты расследования технологических нарушений, равно как и журнал диспетчера, со-держат информацию о преднамеренных и случайных отключениях электрооборудования как дежурным и обслуживающим персоналом, так и средствами релейной защиты и автоматики. При этом журнал диспетчера содержит краткую информацию (время отключения, причины, время включения) по своему типу сетей и номинальному напряжению. Акты расследования технологических нарушений содержат более детальную и полную информацию о месте по-вреждения, степени повреждения, работе автоматики и релейной защиты, причинах, вызвав-ших нарушение нормального режима работы электрооборудования. В акте расследования тех-нологических нарушений так же содержится детальная информация о времени вынужденного простоя электрооборудования. С помощью данной информации возможно установление дей-ствительных значений показателей надежности электроэнергетического оборудования.
Написание докладов
Доклад - это краткое изложение содержания научных трудов, литературных источ-ников по определенной теме или лекции, которая была пропущена студентом в силу объективных,
Выполнение письменной контрольной работы (контрольной работы для заочной формы обучения)
Контрольная работа состоит из теоретических вопросов (оценка знаний) и практикори-ентированных прикладных задач для оценки умений и навыков. Перечень вопросов формиру-ется индивидуально для каждого студента посредством варианта задания, выдаваемого препо-давателем. При подготовке ответов на вопросы студент может использовать все виды источ-ников информации (книги, электронные ресурсы и т.д.) с целью сформировать наиболее пол-ный, лаконичный и краткий ответ на поставленный вопрос. При этом не рекомендуется отве-чать в виде цитат из общеизвестных источников и приводить заведомо больший объем ин-формации. Ответ должен содержать конкретные выдержки из источников, отражающие суть вопроса. При ответе поощряется приведение схем, графиков, рисунков и других мультиме-дийных материалов, которые могут быть приложены к ответам в электронном виде на различ-ных носителях (а так же с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Ин-тернет"). Крайне нежелательным при ответе является приведение длинных выводов промежу-точных формул, описание процессов и объектов, не имеющих непосредственное отношение к теме вопроса.
Решение задач производится в соответствии с индивидуальным вариантом задания, который студент получает от преподавателя. При решении задачи необходимо четко сформулировать струк-тур задачи, определить искомые величины, привести формулы для их расчета. Если в задании от-сутствуют справочные данные, их необходимо самостоятельно найти в дополнительной литературе или информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При возможном диапазоне исходных данных указывается конкурентное применяемое значение. Все величины, входящие в расчетные формулы, должны иметь численное значение с указанием размерности. Не рекомендуется прописывать подстановку численных значений в формулы. Задача считается решенной правильно, если полученные конечные численные значения соответствуют искомым правильным значениям и не противоречат здравому смыслу.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.