УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Цели и задачи проводимых исследований и разработок
умеет
Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Навыки и/или трудовые действия:
Сбор, обработка, анализ и обобщение передо-вого отечественного и международного опыта в соответствующей области исследований
Отечественный и международный опыт в соответствующей области исследований
умеет
Применять актуальную нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Навыки и/или трудовые действия:
Составление отчетов (разделов отчетов) по теме или по результатам проведенных экспериментов
Методы и средства планирования и организации научных исследовании и опытно-конструкторских разработок
умеет
Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Проведение работ по формированию элементов технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ
умеет
Осуществлять сбор, обработку и анализ справочной и реферативной информации по объекту капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
владеет навыками
Определение характеристик объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Методики и процедуры системы менеджмента качества, стандартов организации.
умеет
Применять методики и процедуры системы менеджмента качества, стандартов организации, правила автоматизированной системы управления организацией, требования частного технического задания на проведение обследования объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения, для определения полноты данных, необходимых для проведения обследования
владеет навыками
Анализ частного технического задания,определение характеристик, подготовка материалов для отчета по результатам обследования объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
Требования нормативных технических доку-ментов к устройству системы электроснабжения объекта капитального строительства
умеет
Применять методы и средства планирования и организации научных исследовании и опытно-конструкторских разработок и методы разработки технической документации
владеет навыками
Разработка частного технического задания на обследование, ознакомление с отчетом по ре-зультатам обследования, сбор информации об объекте капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения, и используемом оборудовании ведущих производителей
Правила разработки комплектов проектной и рабочей документации, типовые проектные решения системы электроснабжения объектов капитального строительства,правила закрытия договора на разработку проекта, правила ведения деловых переговоров, правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, правила устройства электроустановок
умеет
Применять правила разработки проектов системы электроснабжения объектов капитального строительства, процедуры и методики системы менеджмента качества, стандартов организации, правила автоматизированной системы управления организацией для сдачи заказчику проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Выбор оборудования, объединение отдельных частей проекта, выполненных работниками, осуществляющими проектирование, в единый комплект проектной и/или рабочей документации, разработка пояснительной записки, представление, согласование и приёмка результатов работ по подготовке проектной документации,утверждение проектной документации по системам электроснабжения
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Электроснабжение».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Электроснабжение».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Электроснабжение».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Электроснабжение» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Электроприёмники и потребители электроэнергии, их классификация.
2. Режимы работы электроприемников.
3. Деление потребителей по надёжности электроснабжения.
4. Деление потребителей по характеру преобразования электроэнергии.
5. Обобщенная структура электропривода как электроприёмника.
6. Осветительные и облучательные установки.
8. Структура электрических плавильных и термических установок.
9. Цифровые технические системы (ЦТС). Структура цифровых технических систем.
10. Понятие процесса электроснабжения и системы электроснабжения, её место в электроэнергетике.
11. Структурная схема электроэнергетической системы.
12. Обобщённая структура системы электроснабжения.
13. Система внутреннего и внешнего электроснабжения.
14. Принципы построения систем электроснабжения при их проектировании.
15. Особенности СЭС как электроэнергетических объектов, которые необходимо учитывать при их эксплуатации и проектировании.
16. Роль распределительных пунктов в распределительных сетях, древовидная структура СЭС.
17. Требования, предъявляемые к системам электроснабжения.
18. Схемные решения элементов СЭС, их конструктивное исполнение.
19. Центр электрического питания. Главная понижающая подстанция.
20. Схема ГПП с распределительным устройством высшего напряжения на выключателях.
21. Типы трансформаторов, применяемых на ГПП.
22. Типы распределительных устройств низкого напряжения, применяемых на территории городов и промышленных предприятий.
23. Центральный распределительный пункт. Назначение и основные принципы выполнения.
24. Комплектные распределительные устройства и их конструктивные исполнения.
25. Высоковольтная распределительная сеть. Основные факторы, влияющими на выбор её схемы.
26. Типовые схемные решения электрических сетей.
27. Основные варианты выполнения высоковольтных электрических сетей.
28. Конструкция проводов и тросов воздушных линий электропередач.
29. Конструкция кабелей.
30. Основные виды линейной арматуры, применяемой для крепления проводов к изоляторам и изоляторов к опорам.
31. Типы опор воздушных ЛЭП.
32. Способ прокладки кабельных линий.
33. Токопроводы напряжением 6...35 кВ, их конструкции.
34. Трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ. Виды схем РУВН подстанции 10/0,4 кВ.
35. Виды трансформаторных подстанций, на которые они подразделяются по своему местоположению.
36. Низковольтные распределительные сети. Силовые сети.
37. Особенности низковольтных распределительных сетей, учитываемых при их проектировании.
38. Номинальное напряжение низковольтных распределительных сетей. Ряд номинальных напряжений электроприёмников.
39. Качество напряжения. Нормативные документы.
40. Структура силовых электрических сетей.
41. Осветительные сети, их назначение и конструктивное выполнение.
42. Классификация способов конструктивного исполнения низковольтных распределительных сетей.
43. Виды закрытых комплектных шинопроводов переменного тока.
44. Распределительные пункты в низковольтных распределительных сетях.
45. Силовые пункты с плавкими предохранителями. Силовые пункты с автоматическими выключателями.
46. Понятие электрической нагрузки.
47. Графики электрических нагрузок, их числовые характеристики.
48. Понятие расчетной нагрузки как эквивалентной по нагреву.
50. Метод коэффициента использования и коэффициента максимума (метод упорядоченных диаграмм).
51. Метод коэффициента спроса.
52. Метод удельной плотности нагрузок.
53. Метод удельного расхода электроэнергии.
54. Метод прямого расчета группового графика нагрузки.
55. Расчет нагрузки электрического освещения.
56. Расчет нагрузки высоковольтных электроприемников.
57. Расчет электрических нагрузок в СЭС промышленных предприятий.
58. Расчет электрических нагрузок жилых зданий.
59. Расчет электрических нагрузок общественных зданий.
60. Расчет однофазных нагрузок.
61. Пиковые нагрузки.
62. Расчет потерь мощности и электроэнергии в элементах системы электроснабжения.
63. Оценка числа и мощности трансформаторов подстанций, выбор места их установки.
64. Выбор сечения проводов линий электропередачи.
65. Выбор сечений проводников по допустимому нагреву.
66. Выбор сечений проводников по допустимой потере напряжения.
67. Расчет режима электрической сети по напряжению. Векторная диаграмма для двухэлементной схемы замещения ЛЭП.
68. Выбор сечений по экономической плотности тока.
69. Расчёт токов короткого замыкания в электроустановках.
70. Расчёт параметров электрических сетей.
71. Проверка оборудования на действия токов коротких замыканий
72. Термические и динамические процессы в элементах СЭС.
73. Проверка элементов СЭС на действия токов коротких замыканий.
74. Выбор электрических аппаратов.
75. Выбор предохранителей до 1000 В.
76. Выбор автоматических выключателей до 1000 В.
77. Выбор устройств защитного отключения.
78. Выбор тока для установки расчётных счётчиков электрической энергии.
79. Электроустановки и их части, подлежащие защитному заземлению и защитному заземлению.
80. Требования, предъявляемые к выполнению заземляющих устройств в электроустановках до 1000 В.
81. Особенности заземления электроустановок в электрических сетях системы ТN.
82. Особенности заземления электроустановок в электрических сетях системы ТТ.
83. Особенности заземления электроустановок в электрических сетях системы IТ.
84. Расчёты при выборе заземляющих устройств.
85. Определение электрических характеристик грунта.
86. Расчёт искусственного заземляющего устройства виде заземляющей сетки.
87. Расчёт параметров заземляющих устройств и зануления.
88. Расчёт сопротивления растеканию электрического тока с заземлителей в неоднородной земле.
89. Особенности расчета заземляющих свойств строительных конструкций.
90. Упрощенный расчет заземляющих устройств.
Темы рефератов для выполнения самостоятельной работы:
1. Расчет однофазных нагрузок.
2. Пиковые нагрузки.
3. Расчет потерь мощности и электроэнергии в элементах системы электроснабжения.
4. Оценка числа и мощности трансформаторов подстанций, выбор места их установки.
5. Выбор сечения проводов линий электропередачи.
6. Выбор сечений проводников по допустимому нагреву.
7. Выбор сечений проводников по допустимой потере напряжения.
9. Выбор сечений по экономической плотности тока.
10. Расчёт токов короткого замыкания в электроустановках.
11. Расчёт параметров электрических сетей.
12. Проверка оборудования на действия токов коротких замыканий
13. Термические и динамические процессы в элементах СЭС.
14. Проверка элементов СЭС на действия токов коротких замыканий.
15. Выбор электрических аппаратов.
16. Выбор предохранителей до 1000 В.
17. Выбор автоматических выключателей до 1000 В.
18. Выбор устройств защитного отключения.
19. Выбор тока для установки расчётных счётчиков электрической энергии.
20. Электроустановки и их части, подлежащие защитному заземлению и защитному заземлению.
21. Требования, предъявляемые к выполнению заземляющих устройств в электроустановках до 1000 В.
22. Особенности заземления электроустановок в электрических сетях системы ТN.
23. Особенности заземления электроустановок в электрических сетях системы ТТ.
24. Особенности заземления электроустановок в электрических сетях системы IТ.
25. Расчёты при выборе заземляющих устройств.
26. Определение электрических характеристик грунта.
27. Расчёт искусственного заземляющего устройства виде заземляющей сетки.
28. Расчёт параметров заземляющих устройств и зануления.
29. Расчёт сопротивления растеканию электрического тока с заземлителей в неоднородной земле.
30. Особенности расчета заземляющих свойств строительных конструкций.
31. Упрощенный расчет заземляющих устройств.
Тестовые задания по дисциплине:
«Электроснабжение»
__________________________________ , 3 курс ______ группа
Фамилия, инициалы
« ___» __________ 202__ г.
Содержание и структура тестовых материалов
Тематическая структура
Воздушные и кабельные линии
Потери напряжения, мощности, энергии, линии с двухсторонним питанием, емкостная компенсация регулиро-вание напряжения
Токи короткого замыкания
Электрические нагрузки с.х. потребителей
Содержание тестовых материалов
Воздушные и кабельные линии
1. Задание {{ 16 }} ТЗ № 16
Недостатком кабельной линии является
низкая надежность
высокая стоимость кабельной линии
низкое качество электроэнергии
низкая морозоустойчивость
2. Задание {{ 17 }} ТЗ № 17
Концевая опора устанавливается
на ответвлениях линии
во всех перечисленных случаях
на мостах
3. Задание {{ 18 }} ТЗ № 18
Погонное реактивное сопротивление провода находят по выражению
уменьшатся на 2% в режиме S100
4. Задание {{ 19 }} ТЗ № 19
Сечение провода по экономической плотности тока выбирают
5. Задание {{ 20 }} ТЗ № 20
Анкерные опоры:
устанавливают в местах изменения направления воздушной линии
сооружают при переходах через реки и ущелья
закрепляют жестко и рассчитывают на обрыв части проводов
сооружают при переходах через железные дороги
6. Задание {{ 21 }} ТЗ № 21
Удельное индуктивное сопротивление проводов ВЛ определяется по формуле:
, где Dср:
среднестатистическое значение диаметра провода
среднее геометрическое расстояние между проводами
диаметр провода ВЛ при среднегодовой температуре
среднее расстояние между опорами ВЛ
7. Задание {{ 22 }} ТЗ № 22
Глубоким вводом в системе электроснабжения сельских потребителей называют непосредственную трансфор-мацию
35 кВ на 10 кВ
35 кВ на 0,38 кВ
10 кВ на 0,38 кВ
35 кВ на 6 кВ
8. Задание {{ 23 }} ТЗ № 23
Удельное индуктивное сопротивление проводов воздушной линии электропередачи марки А определяется, в основном
плотностью проходящего по ним тока
расстоянием между проводами линии
диаметром проводов линии
относительной магнитной проницаемостью материала проводов
9. Задание {{ 24 }} ТЗ № 24
Минимальное сечение нулевого провода в % от фазного согласно требований ПУЭ при равномерной нагрузке фаз равно
20%
30%
50%
90%
10. Задание {{ 25 }} ТЗ № 25
Промежуточные опоры служат для
закрепления в них проводов в начале и конце линии
поддержания проводов на прямых участках линии
для перехода воздушной линии в кабельную
11. Задание {{ 26 }} ТЗ № 26
На воздушную линию электропередачи действует
вес гололеда и давление ветра
собственный вес провода
только давление ветра
собственный вес грозозащитных тросов
12. Задание {{ 27 }} ТЗ № 27
Порядок расчета трехфазных сетей с неравномерной нагрузкой фаз:
4: сравнивают расчетную и допустимую потери напряжения
2: распределяют по участкам сети допустимую потерю напряжения
5: проводят проверочный расчет
3: определяют потерю напряжения
1: задаются сечениями проводов для каждого участка сети
13. Задание {{ 28 }} ТЗ № 28
Электрические сети должны обеспечивать
низкую себестоимость передачи электроэнергии
надёжное электроснабжение потребителей
требуемое качество электроэнергии
удобство обслуживания и капитального ремонта
14. Задание {{ 29 }} ТЗ № 29
Воздушные линии электропередач состоят из трёх основных элементов
проводов
изоляторов
опор
грозозащитных тросов
заземляющих проводников
15. Задание {{ 30 }} ТЗ № 30
Длина пролёта это
расстояние между двумя соседними опорами
расстояние между анкерными опорами
расстояние между анкерной и концевой опорами
расстояние между концевыми опорами
16. Задание {{ 31 }} ТЗ № 31
Специальные опоры сооружают при
передаче большой мощности
значительных ветровых и гололёдных нагрузках
высоких летних и низких зимних температурах окружающего воздуха
переходах через реки железные дороги, ущелья и т.п.
17. Задание {{ 32 }} ТЗ № 32
Основное назначение изоляторов воздушных линий электропередач
изолировать провода от опор и других несущих конструкций
крепить провода к опоре
не позволять проводам движение в вертикальном направлении
не позволять проводам различных фаз сближаться между собой
18. Задание {{ 33 }} ТЗ № 33
Изоляторы воздушных линий электропередач в зависимости от способа их крепления на опоре разделяют на
штыревые
подвесные
опорные
проходные
19. Задание {{ 34 }} ТЗ № 34
В гирляндах подвесных изоляторов на напряжение 6…10 кВ должно быть
два изолятора
четыре изолятора
один изолятор
20. Задание {{ 35 }} ТЗ № 35
Активное сопротивление проводов из цветных металлов зависит от
температуры окружающего воздуха
тока, проходящего по проводу
коэффициента мощности нагрузки
влажности окружающего воздуха
давления
21. Задание {{ 36 }} ТЗ № 36
Сопротивление проводов линии электропередач
пропорционально длине линии
пропорционально величине сечения проводов
обратно-пропорционально величине сечения проводов
пропорционально удельному сопротивлению материала провода
пропорционально магнитной проницаемости материала провода
22. Задание {{ 38 }} ТЗ № 38
. Индуктивное сопротивление провода из цветных металлов зависит от
угловой частоты переменного тока
величины тока
среднегеометрического расстояния между проводами
радиуса провода
высоты опоры линии электропередач
относительной магнитной проницаемости материала провода
23. Задание {{ 39 }} ТЗ № 39
Внешнее индуктивное сопротивление провода тем выше чем
выше напряжение линии электропередач
больше расстояние между проводами
выше относительная магнитная проницаемость материала провода
больше диаметр провода
24. Задание {{ 40 }} ТЗ № 40
При расчёте кабельных линий напряжением 0,38 кВ их индуктивное сопротивление
не учитывают
учитывают
учитывают для кабелей с медными жилами
учитывают для кабелей в свинцовой оболочке
25. Задание {{ 41 }} ТЗ № 41
Количество теплоты, выделяемой проходящем по линии электропередач током, пропорционально
коэффициенту мощности нагрузки
напряжению линии электропередач
квадрату тока
активному сопротивлению тока
времени максимальных потерь
времени использования максимальной нагрузки
В лекциях излагаются основные теоретические сведения, составляющие научную концепцию курса. Для успешного освоения лекционного материала рекомендуется: - после прослушивания лек-ции прочитать её в тот же день; - выделить маркерами основные положения лекции; - структуриро-вать лекционный материал с помощью помет на полях в соответствии с примерными вопросами для подготовки. В процессе лекционного занятия студент должен выделять важные моменты, выводы, основные положения, выделять ключевые слова, термины. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Ес-ли самостоятельно не удаётся разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на занятии.
Студенту рекомендуется во время лекции участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать и аргументировать своё мнение. Это способствует лучшему усвоению материала лек-ции и облегчает запоминание отдельных выводов. Прослушанный материал лекции студент должен проработать. От того, насколько эффективно это будет сделано, зависит и прочность усвоения зна-ний. Рекомендуется перечитать текст лекции, выявить основные моменты в каждом вопросе, затем ознакомиться с изложением соответствующей темы в учебниках, проанализировать дополнитель-ную учебно-методическую и научную литературу по теме, расширив и углубив свои знания. В про-цессе рекомендуется выписывать из изученной литературы и подбирать свои примеры к изложен-ным на лекции положениям.
В ходе лекционных занятий обучающимся рекомендуется выполнять следующие действия. Ве-сти конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, рас-крывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические реко-мендации по их применению. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения тео-ретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисципли-ны:
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последователь-ность действий:
1. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
2. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
3. В течение недели выбрать время (1-час) для работы с литературой в библиотеке.
Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя.
Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослуши-ванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понима-ния изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного парагра-фа выполнить несколько простых упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мыслен-но задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
Методические рекомендации к лабораторным занятиям
При подготовке к лабораторным занятиям рекомендуется следующий порядок действий: 1. Внимательно проанализировать поставленные теоретические вопросы, определить объем теорети-ческого материала, который необходимо усвоить. 2. Изучить лекционные материалы, соотнося их с вопросами, вынесенными на обсуждение. 3. Прочитать рекомендованную обязательную и дополни-тельную литературу, дополняя лекционный материал (желательно делать письменные заметки). 4. Отметить положения, которые требуют уточнения, зафиксировать возникшие вопросы. Особое вни-мание следует обратить на примеры, факты, которыми Вы будете оперировать при рассмотрении отдельных теоретических положений. 5. После усвоения теоретического материала необходимо приступать к выполнению практического задания. Практическое задание рекомендуется выполнять письменно.
При подготовке к лабораторным занятиям, обучающимся необходимо изучить основную лите-ратуру, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изда-ниях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. В ходе подготовки к лабораторным занятиям необходимо освоить основные понятия и методики расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. В течении лабораторного занятия студенту необходимо выполнить задания, выданные преподавателем, что зачитывается как текущая работа студента и оценивается по критериям, представленным в рабочей программе.
При подготовке к лабораторным занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать ос-новные понятия и подходы по теме домашнего задания. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Подготовка к контрольным мероприятиям
Текущий контроль осуществляется в виде устных, тестовых опросов по теории, коллоквиумов. При подготовке к опросу студенты должны освоить теоретический материал по блокам тем, выно-симых на этот опрос. При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо по-вторить материал лекционных и практических занятий по отмеченным преподавателям темам.
Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дис-циплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему.
При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.
Лекции, лабораторные занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами под-
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.