2024-2025_13_03_02-набор_2021-Электроэнергетика_plx_Электробезопасность_Системы электроснабжения городов_ промышленных предприятий_ сельского хозяйства и их объектов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.03 Электробезопасность
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2021
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к производственной деятельности в сфере передачи и распределения электрической энергии,  обслуживания, диагностики и мониторинга электроэнергетического оборудования в соответствии с профилем подготовки с соблюдениями требований защиты окружающей среды, обеспечения здоровья персонала и безопасности производства.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-3 Способен проводить инженерно-техническое сопровождение деятельности по техническому обслуживанию и ремонту объектов ПД
ПК-3.1 Мониторинг технического состояния электрооборудования объектов ПД
знает

Методики определения параметров технического состояния оборудования и его оценки; основные нормативные документы в области электробезопасности и эксплуатации оборудования

умеет

Оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте; применять методики определения параметров технического состояния оборудования и его оценки, применять  нормативные документы в области электробезопасности и эксплуатации оборудования

владеет навыками

Методиками определения параметров технического состояния оборудования и его оценки 

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен проводить инженерно-техническое сопровождение деятельности по техническому обслуживанию и ремонту объектов ПД
ПК-3.2 Обоснование планов и программ технического обслуживания и ремонта электрооборудования объектов ПД
знает

нормативы проектов планов-графиков и программ технического обслуживания и ремонта оборудования

умеет

Планировать производственную деятельность, осуществлять контроль за электробезопасностью оборудования

владеет навыками

Подготовкой проектов планов-графиков и программ технического обслуживания и электробезопасности оборудования подстанций

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен проводить инженерно-техническое сопровождение деятельности по техническому обслуживанию и
ПК-3.3 Разработка нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования объектов ПД
знает

методы безопасного проведения работ при ремонте, испытаниях и диагностике систем электроснабжения и их элементов

умеет

выполнять требования нормативно-технической документации при

 
ремонту объектов ПД
ремонте, испытаниях и техническому обслуживанию электрооборудования

владеет навыками

навыками разработки технической документации по ремонту электрооборудования

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Электробезопасность» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Электробезопасность» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Введение в специальность
 
Высшая математика
 
Физика
 
Теоретические основы электротехники
 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
 
Освоение дисциплины «Электробезопасность» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Подготовка и ведение нормативно-технической документации
 
Электрическая часть электростанций и подстанций
 
Электроэнергетические системы и сети
 
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
 
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
 
Техника высоких напряжений
 
Ремонт электрооборудования
 
Монтаж электрооборудования
 
Организация и управление электросетевыми предприятиями
 
Энергетическое обследование объектов электроэнергетики
 
Эксплуатационная практика
 
Диагностика электроэнергетического оборудования
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Электробезопасность» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
144/4
18
36
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
18
36
54
 
 
Семестр
Трудоемк
Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
 
ость

час/з.е.

Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
144/4
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Общие вопросы электробезопасности
1.
 
Система электробезопасности
3
27
30
КТ 1, КТ 2
1.1.
12
18
Устный опрос
ПК-3.1, ПК-3.2
 
2 раздел. раздел 2. Мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в действующих электроустановках
2.
 
Мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в действующих электроустановках
3
27
24
КТ 3
2.1.
6
18
Защита лабораторной работы
ПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
54
144
18
36
 
Итого
54
144
18
36
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Система электробезопасности
Система

электробезопасности

2/-
 
Система электробезопасности
Воздействие

электрического тока на организм

человека

2/2
 
Система электробезопасности
Заземляющие

устройства электроустановок

2/2
 
Система электробезопасности
Опасность

прикосновения к токоведущим

частям в однофазных

электрических сетях

2/-
 
Система электробезопасности
Опасность

прикосновения к токоведущим

частям в трехфазных

электрических сетях

2/-
 
Система электробезопасности
Напряжение

прикосновения к токопроводящим

частям электроустановок.

2/-
 
Мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в действующих электроустановках
Напряжение шага на

территории подстанций

2/-
 
Мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в действующих электроустановках
Защитное заземление

электроустановок

2/-
 
Мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в действующих электроустановках
Защитное отключение

электроустановок

2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Опасность

прикосновения к токоведущим

частям в однофазных

электрических сетях

27
 
Защитное заземление

электроустановок

27
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Электробезопасность» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Электробезопасность».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Электробезопасность».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Электробезопасность».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Система электробезопасности
Л1.1, Л1.2
Л2.2
Л3.2
 
2
Мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в действующих электроустановках
Л1.1, Л1.2
Л2.2
Л3.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Электробезопасность»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-3.1:Мониторинг технического состояния электрооборудования объектов ПД
Введение в специальность
x
Диагностика электроэнергетического оборудования
x
Монтаж электрооборудования
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Ремонт электрооборудования
x
Техника высоких напряжений
x
Эксплуатационная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергетическое обследование объектов электроэнергетики
x
ПК-3.2:Обоснование планов и программ технического обслуживания и ремонта электрооборудования объектов ПД
Диагностика электроэнергетического оборудования
x
Монтаж электрооборудования
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Ремонт электрооборудования
x
Техника высоких напряжений
x
Эксплуатационная практика
x
ПК-3.3:Разработка нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования объектов ПД
Диагностика электроэнергетического оборудования
x
Монтаж электрооборудования
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
x
Подготовка и ведение нормативно-технической документации
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Ремонт электрооборудования
x
Техника высоких напряжений
x
Эксплуатационная практика
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Электробезопасность» проводится в форме текущего
 
контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Электробезопасность» проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Защита лабораторной работы
10
 
Итого
80
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
10
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Защита лабораторной работы
10
10 баллов выставляется студенту, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине. 8 баллов дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 6 баллов дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. 4 баллов дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, 
 
теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. 0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с

Критерии оценки ответа на экзамене
 
существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Электробезопасность»

Вопросы к экзамену

1. Система электробезопасности. Основные понятия.

2. Электротравматизм. Основные понятия.

3. Механизм поражения человека электрическим током.

4. Факторы, определяющие степень опасности воздействия тока на человека.

5. Влияние параметров тока на исход поражения человека.

 
6. Механизм воздействия электромагнитного поля на человека.

7. Факторы, определяющие степень опасности воздействия ЭМП на человека.

8. Шаровой заземлитель. Причины стекания тока в землю и потенциал заземлителя.

9. Шаровой заземлитель. Уравнение потенциальной кривой.

10. Распределение потенциала на поверхности земли вокруг полушарового заземлителя.

11. Стержневой заземлитель. Уравнение потенциальной кривой заземлителя.

12.Дисковый заземлитель. Распределение потенциала на поверхности земли.

13. Суммарная потенциальная кривая группового заземлителя.

14. Собственный и наведенный потенциал группового заземлителя.

15. Коэффициент использования группового заземлителя.

16. Классификация систем заземления электроустановок.

17. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TN-C.

18. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TN-S.

19. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TN-C-S.

20. Электрическая схема и принцип действия системы заземления IT.

21. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TT.

22. Потенциальная кривая и напряжение прикосновения при одиночном заземлителе.

23. Потенциальная кривая и напряжение прикосновения при одиночном заземлителе.

24. Потенциальная кривая и напряжение шага при одиночном заземлителе.

25. Потенциальная кривая и напряжение шага при групповом заземлителе.

26. Назначение защитного заземления электроустановок.

27. Назначение рабочего заземления электроустановок.

28. Состав и принцип действия защитного заземления электроустановок.

29. Выносные заземляющие устройства электроустановок.

30. Контурные заземляющие устройства электроустановок.

31. Назначение и конструкция заземляющих устройств.

32. Меры защиты при косвенном прикосновении к токопроводящим частям электроустановок.

33. Автоматическое отключение питания электроустановок.

34. Назначение, состав и применение защитного зануления электроустановок.

35. Назначение, состав и принцип действия систем уравнивания потенциалов электроустановок.

36. Назначение, состав и принцип действия систем выравнивания потенциалов электроустановок.

37. Область и порядок применения правил по охране труда (ПОТ) при эксплуатации электроустановок.

38. Требования к персоналу электроустановок.

39. Требования к персоналу со второй группой по электробезопасности.

40. Содержание удостоверения на право самостоятельной работы в электроустановках.

41. Что должен знать человек оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.

42. Что должен уметь человек, оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.

43. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

44. Порядок освобождения человека от действия тока в электроустановках напряжением до 1000В.

45. Порядок освобождения человека от действия тока в электроустановках напряжением выше 1000В.

46. Оказание первой помощи человеку пострадавшему от электрического тока.

47. Порядок производства работ на электроустановках напряжением до 1кВ.

48. Назначение и область применения электрозащитных средств.

49. Изолирующие электрозащитные средства.

50. Ограждающие электрозащитные средства.

51. Вспомогательные электрозащитные средства.

52. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до 1кВ.

53. Дополнительные защитные средства в электроустановках напряжением до 1кВ.

 
54. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением выше 1кВ.

55. Дополнительные электрозащитные средства в электроустановках напряжением выше 1кВ.

56. Порядок использования и содержания электрозащитных средств.

57. Плакаты и знаки по электробезопасности.

58. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках.

59. Лица ответственные за безопасное ведение работ в электроустановках.

60. Порядок выполнения работ в электроустановках по наряду-допуску.

61. Порядок выполнения работ в электроустановках по распоряжению.

62. Выполнение технического обслуживания в электроустановках по перечню работ.

63. Порядок выполнения технических мероприятий в электроустановках.

64. Технические мероприятия. Выполнение отключений электроустановок.

65. Технические мероприятия. Вывешивание запрещающих плакатов.

66. Технические мероприятия. Проверка отсутствия напряжения.

67. Технические мероприятия. Установка заземления.

68. Технические мероприятия. Ограждение рабочего места, вывешивание плакатов

69. Порядок выполнения технических мероприятий в электроустановках.

70. Порядок оказания первой помощи при поражении электрическим током.

71. Выполнение работ в электроустановках по распоряжению.

72. Меры безопасности при выполнении работ на электрических генераторах.

73. Меры безопасности при выполнении работ в зонах влияния электрического поля.

74. Меры безопасности при выполнении работ в зонах влияния магнитного поля.

75. Меры безопасности при выполнении работ на электрических двигателях.

76. Что должен знать человек оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.

77. Что должен уметь человек оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.

78. Меры безопасности при выполнении работ на трансформаторных подстанциях.

79. Меры безопасности при выполнении работ на силовых трансформаторах.

80. Меры безопасности при работах на измерительных трансформаторах тока.

81. Меры безопасности при выполнении работ на аккумуляторных батареях.

82. Меры безопасности при выполнении работ на конденсаторных установках.

83. Меры безопасности при выполнении работ электрическими котлами.

84. Меры безопасности при выполнении работ на электрических фильтрах.

85. Меры безопасности при выполнении работ на кабельных линиях электропередачи.

86. Меры безопасности при работах на опорах воздушных линий электропередачи.

87. Меры безопасности при работах на вводах линий электропередачи в здания.

88. Меры безопасности при обслуживании сетей уличного освещения.

89. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением выше 1кВ.

90. Меры безопасности при выполнении работ со средствами измерений.

91. Меры безопасности при выполнении работ с переносным электроинструментом.

92. Меры безопасности при выполнении работ со светильниками в помещениях.

93. Меры безопасности при выполнении работ на электрической части устройств тепловой автоматики

электроустановок.

94. Меры безопасности при выполнении работ на электрической части электроустановок

теплотехнических измерений.

95. Меры безопасности при выполнении работ на электроустановках с применением автомобилей.

96. Меры безопасности при выполнении работ с применением грузоподъемных машин.

97. Меры безопасности при выполнении работ на электроустановках с применением механизмов.

98. Меры безопасности при выполнении работ на электроустановках с применением лестниц.

 
Тематика докладов с презентацией, рефератов, статей

1. Электротравматизм в сельском хозяйстве.

2. Механизм поражения работника электрическим током электроустановок.

3. Механизм воздействия электромагнитного поля на человека.

4. Факторы, определяющие степень опасности воздействия ЭМП на человека.

5. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TN-C.

6. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TN-S.

7. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TN-C-S.

8. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления IT.

9. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TT.

10. Защитное заземление электроустановок напряжением до 1000В.

11. Рабочее заземление электроустановок напряжением до 1000В

12. Заземление электроустановок напряжением выше 1000В.

13. Оказание первой помощи человеку пострадавшему от электрического тока.

14. Порядок производства работ на электроустановках напряжением до 1000В.

15. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.

16. Дополнительные защитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.

17. Порядок выполнения работ в электроустановках по наряду-допуску.

18. Порядок выполнения работ в электроустановках по распоряжению.

19. Выполнение технического обслуживания в электроустановках по перечню работ, выполняемых

в порядке текущей эксплуатации.

Тематика контрольных работ

1. Механизм поражения работника электрическим током электроустановок.

2. Механизм воздействия электромагнитного поля на человека.

3. Факторы, определяющие степень опасности воздействия ЭМП на человека.

4. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TN-C.

5. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TN-S.

6. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TN-C-S.

7. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления IT.

8. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая

схема и принцип действия системы заземления TT.

9. Защитное заземление электроустановок напряжением до 1000В.

10. Рабочее заземление электроустановок напряжением до 1000В

11. Заземление электроустановок напряжением выше 1000В.

 
12. Оказание первой помощи человеку пострадавшему от электрического тока.

13. Порядок производства работ на электроустановках напряжением до 1000В.

14. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.

15. Дополнительные защитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.

16. Порядок выполнения работ в электроустановках по наряду-допуску.

17. Порядок выполнения работ в электроустановках по распоряжению.

18. Порядок выполнения работ в электроустановках по перечню работ, выполняемых в порядке

текущей эксплуатации.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Привалов Е. Е., Ефанов А. В. Электробезопасность [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Ставрополь: Издательство "Параграф", 2018. - 168 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=976991 
 
Л1.2 Менумеров Р. М. Электробезопасность [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 196 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/180870 
 
дополнительная
 
Л2.1 Гордеев А. С., Огородников Д. Д., Юдаев И. В. Энергосбережение в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 400 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=42193 
 
Л2.2 Дацков И. И. Электробезопасность в АПК [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 132 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212999 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Протасевич А. М. Энергосбережение в системах теплогазоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Минск: Новое знание, 2012. - 286 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2938 
 
Л3.2 Белов Н. В., Волков Ю. С. Электротехника и основы электроники [Электронный ресурс]:учебное пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 432 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3553 
 
Л3.3 Никитенко Г. В. Электропривод производственных механизмов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 208 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=5846 
 
Л3.4 Дайнеко В. А., Забелло Е. П., Прищепова Е. М. Эксплуатация электрооборудования и устройств автоматики [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Минск: Новое знание, 2014. - 333 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49457 
 
Л3.5 Щербаков Е. Ф., Александров Д. С., Дубов А. Л. Электроснабжение и электропотребление в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 392 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/130498 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Электробезопасность для работников
https://xn----8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/
1
 
Основы электробезопасности
https://primtrud.ru/
2
 
Научная электронная библиотека
http://elibrary.ru /
3
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические рекомендации к лабораторным занятиям

При подготовке к лабораторным занятиям рекомендуется следующий порядок действий:

1. Внимательно проанализировать поставленные теоретические вопросы, определить объем

теоретического материала, который необходимо усвоить.

2. Изучить лекционные материалы, соотнося их с вопросами, вынесенными на обсуждение.

3. Прочитать рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, дополняя

лекционный материал (желательно делать письменные заметки).

4. Отметить положения, которые требуют уточнения, зафиксировать возникшие вопросы.

Особое внимание следует обратить на примеры, факты, которыми Вы будете оперировать при

рассмотрении отдельных теоретических положений.

5. После усвоения теоретического материала необходимо приступать к выполнению

практического задания. Практическое задание рекомендуется выполнять письменно.

При подготовке к лабораторным занятиям, обучающимся необходимо изучить основную

литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических

изданиях: журналах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной

программы. В ходе подготовки к лабораторным занятиям необходимо освоить основные понятия и

методики расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. В течении лабораторного занятия

студенту необходимо выполнить задания, выданные преподавателем, что зачитывается как текущая

работа студента и оценивается по критериям, представленным в рабочей программе.

При подготовке к лабораторным занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать

основные понятия и подходы по теме домашнего задания. При выполнении упражнения или задачи

нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать,

наметить план решения задачи.

Подготовка к контрольным мероприятиям

Текущий контроль осуществляется в виде устных, тестовых опросов по теории, коллоквиумов.

При подготовке к опросу студенты должны освоить теоретический материал по блокам тем,

выносимых на этот опрос. При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо

повторить материал лекционных и практических занятий по отмеченным преподавателям темам.

Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме

«заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем

дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить

несколько упражнений на данную тему.

При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к

оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку

 
типовых

задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать

итог решения.

Лекции, лабораторные занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами

подготовки к экзамену, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и

своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к экзамену

первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно

решить задачи, заданные преподавателем.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
ЭЛ-206
Оснащение: специализированная мебель на 117 посадочных мест, персональный компьютер – 1шт., телевизор LG 65UH LED -1 шт.,   Звуковая аппаратура  – 1 шт.,, документ-камера портативная  Aver Vision – 1 шт., коммутатор Compex DS  – 1 шт., магнитно-маркерная доска 90х180 – 1шт, учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Электробезопасность»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к т н Логачева Елена Анатольевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к т н  Коноплев Павел Викторович
 
_______________________ доцент , к т н Коноплев Евгений Викторович
 
Рабочая программа дисциплины «Электробезопасность» рассмотрена на заседании Кафедра электроснабжения и эксплуатации электрооборудования протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Шарипов Ильдар Курбангалиевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Электробезопасность» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника