УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Методики определения параметров технического состояния оборудования и его оценки; основные нормативные документы в области электробезопасности и эксплуатации оборудования
умеет
Оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте; применять методики определения параметров технического состояния оборудования и его оценки, применять нормативные документы в области электробезопасности и эксплуатации оборудования
владеет навыками
Методиками определения параметров технического состояния оборудования и его оценки
нормативы проектов планов-графиков и программ технического обслуживания и ремонта оборудования
умеет
Планировать производственную деятельность, осуществлять контроль за электробезопасностью оборудования
владеет навыками
Подготовкой проектов планов-графиков и программ технического обслуживания и электробезопасности оборудования подстанций
методы безопасного проведения работ при ремонте, испытаниях и диагностике систем электроснабжения и их элементов
умеет
выполнять требования нормативно-технической документации при
владеет навыками
навыками разработки технической документации по ремонту электрооборудования
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
электробезопасности
электрического тока на организм
человека
устройства электроустановок
прикосновения к токоведущим
частям в однофазных
электрических сетях
прикосновения к токоведущим
частям в трехфазных
электрических сетях
прикосновения к токопроводящим
частям электроустановок.
территории подстанций
электроустановок
электроустановок
контролю
прикосновения к токоведущим
частям в однофазных
электрических сетях
электроустановок
1. Рабочую программу дисциплины «Электробезопасность».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Электробезопасность».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Электробезопасность».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Электробезопасность» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Вопросы к экзамену
1. Система электробезопасности. Основные понятия.
2. Электротравматизм. Основные понятия.
3. Механизм поражения человека электрическим током.
4. Факторы, определяющие степень опасности воздействия тока на человека.
5. Влияние параметров тока на исход поражения человека.
7. Факторы, определяющие степень опасности воздействия ЭМП на человека.
8. Шаровой заземлитель. Причины стекания тока в землю и потенциал заземлителя.
9. Шаровой заземлитель. Уравнение потенциальной кривой.
10. Распределение потенциала на поверхности земли вокруг полушарового заземлителя.
11. Стержневой заземлитель. Уравнение потенциальной кривой заземлителя.
12.Дисковый заземлитель. Распределение потенциала на поверхности земли.
13. Суммарная потенциальная кривая группового заземлителя.
14. Собственный и наведенный потенциал группового заземлителя.
15. Коэффициент использования группового заземлителя.
16. Классификация систем заземления электроустановок.
17. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TN-C.
18. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TN-S.
19. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TN-C-S.
20. Электрическая схема и принцип действия системы заземления IT.
21. Электрическая схема и принцип действия системы заземления TT.
22. Потенциальная кривая и напряжение прикосновения при одиночном заземлителе.
23. Потенциальная кривая и напряжение прикосновения при одиночном заземлителе.
24. Потенциальная кривая и напряжение шага при одиночном заземлителе.
25. Потенциальная кривая и напряжение шага при групповом заземлителе.
26. Назначение защитного заземления электроустановок.
27. Назначение рабочего заземления электроустановок.
28. Состав и принцип действия защитного заземления электроустановок.
29. Выносные заземляющие устройства электроустановок.
30. Контурные заземляющие устройства электроустановок.
31. Назначение и конструкция заземляющих устройств.
32. Меры защиты при косвенном прикосновении к токопроводящим частям электроустановок.
33. Автоматическое отключение питания электроустановок.
34. Назначение, состав и применение защитного зануления электроустановок.
35. Назначение, состав и принцип действия систем уравнивания потенциалов электроустановок.
36. Назначение, состав и принцип действия систем выравнивания потенциалов электроустановок.
37. Область и порядок применения правил по охране труда (ПОТ) при эксплуатации электроустановок.
38. Требования к персоналу электроустановок.
39. Требования к персоналу со второй группой по электробезопасности.
40. Содержание удостоверения на право самостоятельной работы в электроустановках.
41. Что должен знать человек оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.
42. Что должен уметь человек, оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.
43. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
44. Порядок освобождения человека от действия тока в электроустановках напряжением до 1000В.
45. Порядок освобождения человека от действия тока в электроустановках напряжением выше 1000В.
46. Оказание первой помощи человеку пострадавшему от электрического тока.
47. Порядок производства работ на электроустановках напряжением до 1кВ.
48. Назначение и область применения электрозащитных средств.
49. Изолирующие электрозащитные средства.
50. Ограждающие электрозащитные средства.
51. Вспомогательные электрозащитные средства.
52. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до 1кВ.
53. Дополнительные защитные средства в электроустановках напряжением до 1кВ.
55. Дополнительные электрозащитные средства в электроустановках напряжением выше 1кВ.
56. Порядок использования и содержания электрозащитных средств.
57. Плакаты и знаки по электробезопасности.
58. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках.
59. Лица ответственные за безопасное ведение работ в электроустановках.
60. Порядок выполнения работ в электроустановках по наряду-допуску.
61. Порядок выполнения работ в электроустановках по распоряжению.
62. Выполнение технического обслуживания в электроустановках по перечню работ.
63. Порядок выполнения технических мероприятий в электроустановках.
64. Технические мероприятия. Выполнение отключений электроустановок.
65. Технические мероприятия. Вывешивание запрещающих плакатов.
66. Технические мероприятия. Проверка отсутствия напряжения.
67. Технические мероприятия. Установка заземления.
68. Технические мероприятия. Ограждение рабочего места, вывешивание плакатов
69. Порядок выполнения технических мероприятий в электроустановках.
70. Порядок оказания первой помощи при поражении электрическим током.
71. Выполнение работ в электроустановках по распоряжению.
72. Меры безопасности при выполнении работ на электрических генераторах.
73. Меры безопасности при выполнении работ в зонах влияния электрического поля.
74. Меры безопасности при выполнении работ в зонах влияния магнитного поля.
75. Меры безопасности при выполнении работ на электрических двигателях.
76. Что должен знать человек оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.
77. Что должен уметь человек оказывающий первую помощь при поражении электрическим током.
78. Меры безопасности при выполнении работ на трансформаторных подстанциях.
79. Меры безопасности при выполнении работ на силовых трансформаторах.
80. Меры безопасности при работах на измерительных трансформаторах тока.
81. Меры безопасности при выполнении работ на аккумуляторных батареях.
82. Меры безопасности при выполнении работ на конденсаторных установках.
83. Меры безопасности при выполнении работ электрическими котлами.
84. Меры безопасности при выполнении работ на электрических фильтрах.
85. Меры безопасности при выполнении работ на кабельных линиях электропередачи.
86. Меры безопасности при работах на опорах воздушных линий электропередачи.
87. Меры безопасности при работах на вводах линий электропередачи в здания.
88. Меры безопасности при обслуживании сетей уличного освещения.
89. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением выше 1кВ.
90. Меры безопасности при выполнении работ со средствами измерений.
91. Меры безопасности при выполнении работ с переносным электроинструментом.
92. Меры безопасности при выполнении работ со светильниками в помещениях.
93. Меры безопасности при выполнении работ на электрической части устройств тепловой автоматики
электроустановок.
94. Меры безопасности при выполнении работ на электрической части электроустановок
теплотехнических измерений.
95. Меры безопасности при выполнении работ на электроустановках с применением автомобилей.
96. Меры безопасности при выполнении работ с применением грузоподъемных машин.
97. Меры безопасности при выполнении работ на электроустановках с применением механизмов.
98. Меры безопасности при выполнении работ на электроустановках с применением лестниц.
1. Электротравматизм в сельском хозяйстве.
2. Механизм поражения работника электрическим током электроустановок.
3. Механизм воздействия электромагнитного поля на человека.
4. Факторы, определяющие степень опасности воздействия ЭМП на человека.
5. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TN-C.
6. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TN-S.
7. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TN-C-S.
8. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления IT.
9. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TT.
10. Защитное заземление электроустановок напряжением до 1000В.
11. Рабочее заземление электроустановок напряжением до 1000В
12. Заземление электроустановок напряжением выше 1000В.
13. Оказание первой помощи человеку пострадавшему от электрического тока.
14. Порядок производства работ на электроустановках напряжением до 1000В.
15. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.
16. Дополнительные защитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.
17. Порядок выполнения работ в электроустановках по наряду-допуску.
18. Порядок выполнения работ в электроустановках по распоряжению.
19. Выполнение технического обслуживания в электроустановках по перечню работ, выполняемых
в порядке текущей эксплуатации.
Тематика контрольных работ
1. Механизм поражения работника электрическим током электроустановок.
2. Механизм воздействия электромагнитного поля на человека.
3. Факторы, определяющие степень опасности воздействия ЭМП на человека.
4. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TN-C.
5. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TN-S.
6. Современные системы заземления электроустановок напряжением до 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TN-C-S.
7. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления IT.
8. Современные системы заземления электроустановок напряжением выше 1000В. Электрическая
схема и принцип действия системы заземления TT.
9. Защитное заземление электроустановок напряжением до 1000В.
10. Рабочее заземление электроустановок напряжением до 1000В
11. Заземление электроустановок напряжением выше 1000В.
13. Порядок производства работ на электроустановках напряжением до 1000В.
14. Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.
15. Дополнительные защитные средства в электроустановках напряжением до и выше 1000В.
16. Порядок выполнения работ в электроустановках по наряду-допуску.
17. Порядок выполнения работ в электроустановках по распоряжению.
18. Порядок выполнения работ в электроустановках по перечню работ, выполняемых в порядке
текущей эксплуатации.
При подготовке к лабораторным занятиям рекомендуется следующий порядок действий:
1. Внимательно проанализировать поставленные теоретические вопросы, определить объем
теоретического материала, который необходимо усвоить.
2. Изучить лекционные материалы, соотнося их с вопросами, вынесенными на обсуждение.
3. Прочитать рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, дополняя
лекционный материал (желательно делать письменные заметки).
4. Отметить положения, которые требуют уточнения, зафиксировать возникшие вопросы.
Особое внимание следует обратить на примеры, факты, которыми Вы будете оперировать при
рассмотрении отдельных теоретических положений.
5. После усвоения теоретического материала необходимо приступать к выполнению
практического задания. Практическое задание рекомендуется выполнять письменно.
При подготовке к лабораторным занятиям, обучающимся необходимо изучить основную
литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических
изданиях: журналах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной
программы. В ходе подготовки к лабораторным занятиям необходимо освоить основные понятия и
методики расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. В течении лабораторного занятия
студенту необходимо выполнить задания, выданные преподавателем, что зачитывается как текущая
работа студента и оценивается по критериям, представленным в рабочей программе.
При подготовке к лабораторным занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать
основные понятия и подходы по теме домашнего задания. При выполнении упражнения или задачи
нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать,
наметить план решения задачи.
Подготовка к контрольным мероприятиям
Текущий контроль осуществляется в виде устных, тестовых опросов по теории, коллоквиумов.
При подготовке к опросу студенты должны освоить теоретический материал по блокам тем,
выносимых на этот опрос. При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо
повторить материал лекционных и практических занятий по отмеченным преподавателям темам.
Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме
«заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем
дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить
несколько упражнений на данную тему.
При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к
оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку
задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать
итог решения.
Лекции, лабораторные занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами
подготовки к экзамену, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и
своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к экзамену
первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно
решить задачи, заданные преподавателем.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.