УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
умеет
Осуществлять сбор, обработку и анализ справочной и реферативной информации по объекту капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
владеет навыками
Анализ частного технического задания на предпроектное обследование объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
Правила проектирования системы элек-троснабжения объекта капитального строительства
умеет
Выполнять расчеты для разработки комплекта конструкторской документации для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Выбор оптимальных технических решений для разработки отдельных разделов на различных стадиях проекта системы электроснабжения объекта капитального строительства
Требования нормативных технических документов к устройству системы электроснабжения объекта капитального строительства
умеет
владеет навыками
Разработка вариантов структурных схем системы электроснабжения объекта капитального строительства и выбор оптимальной структурной схемы
Типовые проектные решения системы электроснабжения объектов капитального строительства
умеет
Применять правила разработки проектов системы электроснабжения объектов капитального строительства, процедуры и методики системы менеджмента качества, стандартов организации, правила автоматизированной системы управления организацией для сдачи заказчику проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Выбор оборудования для системы электроснабжения объектов капитального строительства
Правила эксплуатации и организации ремонта электрических сетей
умеет
Самостоятельно поддерживать и повышать уровень профессиональной квалификации
владеет навыками
Изучение и анализ информации о работе оборудования подстанций, технических данных, их обобщение и систематизация
Изучение дисциплины осуществляется в 5, 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Электроэнергетические системы и сети».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Электроэнергетические системы и сети».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Электроэнергетические системы и сети».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Электроэнергетические системы и сети» проводится в виде Зачет, Экзамен, Курсовой проект.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Дать определение понятия:
- электростанция;
- подстанция;
- центр, источник электропитания;
- распределительное устройство;
- линия электропередачи;
- потребитель ЭЭ, электроприемник (ЭП);
- электрическая сеть;
- электроэнергетическая (электрическая) система (ЭЭС);
- энергетическая система (энергосистема).
Привести классификация электрических сетей:
- по роду тока;
- номинальному напряжению;
- выполняемым функциям;
-характеру потребителя;
- конфигурации схемы сети.
Система обозначений
- соотношения между линейным и фазным напряжением;
- полная, активная и реактивная мощность
- ток в узле;
- потери мощности в линии.
Определение схемы замещения элемента электрической сети.
Схемы замещения воздушных и кабельных линий;
Определение параметров схем замещения.
Особенности определения параметров схем замещения линий с расщепленными проводами.
Схемы замещения двух трансформаторов;
Схемы замещения трехобмоточных трансформаторов;
Определение параметров схем замещения трансформаторов по паспортным и каталожным данным
Особенности режимов работы автотрансформаторов, их схемы замещения.
Потери мощности в трансформаторах.
Общая характеристика изменения нагрузок во времени и от параметров режима.
Графики электрических нагрузок и их характеристики.
Статические характеристики электрических нагрузок.
Обобщенные характеристики комплексных нагрузок по напряжению и частоте.
Представление нагрузок при расчетах режимов электрических сетей.
Расчетные нагрузки подстанций.
Типовые практико-ориентированные задачи для сдачи контрольной точки №1 (по разделам 1-2)
Задание 1
Задание 2
Определить удельные параметры одноцепной воздушной линии 110 кВ с проводами марки АС 95/16, расположенными на П-образных деревянных опорах с расстоянием между проводами 4,3 м, и вычислить параметры схемы замещения двухцепной линии длиной 100 км.
Вопросы к практическому занятию:
Какие схемы замещения применяются для воздушных и кабельных линий?
Как изменяется индуктивное сопротивление линии при увеличении расстояния между проводами и уменьшении радиуса проводов?
Как снизить потери мощности на корону в линии электропередачи?
Задание 3
Определить параметры схемы замещения двухобмоточного трансформатора типа ТМ-40/6, приведенные к номинальным напряжениям первичной и вторичной обмоток.
Задание 4
Определить приведенные к стороне высшего напряжения параметры схемы замещения двух параллельно включенных трансформаторов ТДН-16000/110.
Задание 5
Определить параметры схемы замещения трехобмоточного трансформатора типа ТДНТ-10000/110, приведенные к стороне высшего напряжения.
Вопросы к задачам:
Какие схемы замещения применяются для трансформаторов и автотрансформаторов?
Как изменяются сопротивления трансформаторов и потери мощности в них с ростом номинального напряжения?
Как вычисляются потери мощности в трансформаторах?
Типовые вопросы для сдачи контрольной точки №2 (по разделу 3)
Задачи расчетов режимов линий электропередачи (ЛЭП) и электрических сетей.
Векторная диаграмма токов и напряжений ЛЭП.
Падение и потеря напряжения в элементах электрической сети.
Электрический расчет ЛЭП по току нагрузки.
Электрический расчет ЛЭП мощности нагрузки по данным конца.
Электрический расчет ЛЭП мощности нагрузки по данным начала.
Анализ режимов работы линии с помощью векторных диаграмм.
Потери мощности в линиях и трансформаторах.
Расчет разомкнутой сети по мощностям и токам нагрузок.
Метод последовательных приближений (расчет в два этапа).
Расчет ЛЭП с учетом трансформаторов.
Совместный расчет сетей нескольких номинальных напряжений.
Расчет распределительных электрических сетей.
Расчеты простых замкнутых сетей и линий с двухсторонним питанием.
Типовые практико-ориентированные задачи для сдачи контрольной точки №2 (по разделу 3)
Задание 6
Нагрузка S2=11+j10 МВА питается от шин электростанции по одноцепной линии 110 кВ
Определить мощность S1, вырабатываемую электростанцией, и напряжение в конце линии U2. Расчет проведем в два этапа.
Рисунок 1 – схема замещения линии для расчета при заданной мощности нагрузки
Задание 7
Определить падение и потерю напряжения в линии, рассмотренной в примере 6, по известным мощности нагрузки S2=11+j10 МВА и напряжению в конце линии U2=103,48 – j1,54 кВ.
Задание 8
Определить падение и потерю напряжения в линии, рассмотренной в примере 6, по известным мощности в начале линии Sн12=11,40+j9,30 МВА и напряжению в начале линии U1 = 109 кВ.
Вопросы к практическому занятию:
В чем состоит различие между падением и потерей напряжения? Проиллюстрируйте это различие с помощью векторной диаграммы напряжений.
Чем различаются продольная и поперечная составляющие падения напряжения и как они выражаются через потоки мощности в линии?
Как рассчитать в два этапа режим линии из двух участков при заданном напряжении в начале первого участка?
Задание 9
Определить расчетные нагрузки подстанций, 2, 3, 4 (рисунок 2). Активные мощности нагрузок P2н=22 МВт, P3н=17 МВт, P4н =30 МВт, коэффициенты мощности всех нагрузок cos φ= 0,86. Длины участков и марки использованных проводов 110 кВ указаны на рисунке 4.2, а. На подстанциях 2–4 установлены по два трансформатора следующих типов: подстанция 2–ТРДН-25000/110; под-станция 3–ТДН-16000/110, подстанция 4–ТРДН-40000/110.
Рисунок 2 – Расчет режима разомкнутой питающей сети:
а – схема сети из трех линий: б – схема замещения сети из трех линий
Вопросы к задачам:
Для чего в схему сети вводят расчетные нагрузки?
Как определить расчетные нагрузки подстанций?
Какие данные о нагрузке и сети необходимы для определения расчетных нагрузок?
Задание 10
Рассчитать рабочие режимы линий питающей сети, схема которой изображена на рисунке 2, а. Мощности нагрузок на стороне ВН трансформаторов
S2 =22,117+j14,787 МВА; S3=17,103+j11,592 МВА; S4 =30,136+j19,917 МВА.
Длины линий и марки использованных проводов указаны на схеме (рисунок 5.2, а). Напряжение в ЦП поддерживается равным 117,7 кВ.
Вопросы к практическому занятию:
Каковы допущения при расчете сети в 2 этапа?
На какие параметры режима сети оказывают наибольшее влияние принимаемые допущения?
Возможно ли провести расчет в 2 этапа без определения расчетных нагрузок?
Задание 11
Рисунок 3 – Распределение потоков мощности в линии с двухсторонним питанием:
а – схема кольцевой сети 110 кВ; б – схема замещения линии с четырьмя узлами.
Вопросы к задачам:
Как определить точку потокораздела в простой замкнутой сети?
Возможно ли провести расчет замкнутой сети без определения расчетных нагрузок?
Всегда ли точки потокораздела активной и реактивной мощности совпадают в однородной сети?
Типовые вопросы для сдачи контрольной точки №3 (по разделам 4-5)
Общие сведения о проектировании электрических сетей.
Состав задач проектирования и элементы САПР электрических систем и сетей.
Учет многокритериальности при проектировании электрических систем, основные критерии.
Капиталовложения в элементы энергосистем.
Расходы по эксплуатации электрической сети.
Себестоимость производства, передачи, а также потерь электроэнергии.
Основные принципы технико-экономических расчетов при проектировании электрических систем.
Приведенные затраты.
Срок окупаемости.
Чистый дисконтированный доход.
Учет разновременности затрат.
Принципы построения схем электрических сетей и требования к ним.
Надежность схем.
Повреждаемость элементов электрических сетей.
Расчеты надежности.
Ущерб от аварийных нарушений электроснабжения: системный ущерб и ущерб потребите-лей.
Выбор конфигурации электрических сетей по критериям экономичности и надежности.
Методы прогнозирования нагрузок энергосистем.
Выбор номинального напряжения сети.
Методы выбора сечений ЛЭП
Выбор сечений ЛЭП по методу экономической плотности тока.
Выбор сечений проводов с помощью экономических интервалов тока и мощности
Выбор проводов и кабелей распределительных сетей
Выбор сечений проводов и жил кабелей распределительных сетей по допустимым потерям и отклонениям напряжения.
Длительно допустимые нагрузки на провода и кабели по условиям их нагрева.
Проверка сечения по условиям допустимого нагрева.
Плавкие предохранители.
Расстановка и выбор плавких предохранителей в электрических сетях.
Типовые практико-ориентированные задачи для сдачи контрольной точки №3 (по разделам 4-5)
На рисунке 4 показана схема географического расположения источника питания района и пунктов потребления электроэнергии. Нагрузки подстанций равны: P2=36 МВт, P3=39 МВт, P4=22 МВт, P5=17 МВт, P6=41 МВт. Определить мощности нагрузок, рассчитать баланс активной мощности в сети и расставить компенсирующие устройства на шинах 10 кВ понижающих подстанций.
Рисунок 4 – Схема географического расположения
Вопросы к заданию 1:
Какова связь между балансом активной мощности и регулированием частоты?
Каково назначение батарей конденсаторов и синхронных компенсаторов в электрических сетях?
Каковы критерии расстановки КУ?
Задание 2
Определить потокораспределение активной мощности и номинальное напряжение линий для схемы варианта 1 рисунок 5.
Рисунок 5 – Варианты схемы сети
Задание 3
Определить потокораспределение активной мощности и номинальное напряжение линий для схемы варианта 2 рисунок 5.
Вопросы к заданию 2, 3:
От каких факторов зависит экономически целесообразное номинальное напряжение проектируемой сети?
Каковы преимущества и недостатки применения более высокого номинального напряжения?
Каковы недостатки применения более высокого номинального напряжения?
Задание 4
Оценить баланс реактивной мощности для сети вариант 1 и определить потокораспределение реактивной мощности. Коэффициент мощности системы, в которую входит проектируемая сеть, равен cos φэс=0,9.
Задание 5
Оценить баланс реактивной мощности для сети вариант 2 и определить потокораспределение реактивной мощности. Коэффициент мощности системы, в которую входит проектируемая сеть, равен cos φэс=0,9.
Вопросы к заданиям 4, 5:
Какова связь между балансом реактивной мощности и регулированием напряжения?
При каком условии в линиях 110 кВ допускается принимать равными величины потерь и генерации реактивной мощности?
В электрических сетях двух номинальных напряжений (например, 220/110 кВ) следует в первую очередь устанавливать компенсирующие устройства на шинах 10 кВ подстанций сети более низкого номинального напряжения (110 кВ) или более высокого (220 кВ)?
Задание 6
Выбрать экономически целесообразные сечения проводов для схемы варианта 1, принимая для всех подстанций одно и то же время наибольшей нагрузки Тнб=3800 ч. Действительные мощности нагрузок подстанций принять по результатам выполнения задания 4.
Выбрать экономически целесообразные сечения проводов для схемы варианта 2, принимая для всех подстанций одно и то же время наибольшей нагрузки Тнб=3800 ч. Действительные мощности нагрузок подстанций принять по результатам выполнения задания 5.
Задание 8
Произвести проверку выбранных сечений в задании 6: по условию длительно допустимого нагрева; по допустимым потерям напряжения. Район проектирования сети Северный Кавказ.
Задание 9
Произвести проверку выбранных сечений в задании 7: по условию длительно допустимого нагрева; по допустимым потерям напряжения. Район проектирования сети Северный Кавказ.
Вопросы к заданиям 6-9:
От каких факторов зависит расчетная токовая нагрузка?
В чем существо метода экономической плотности тока для определения сечений проводов?
Каковы условия проверки выбранных проводов?
Чем обусловлена допустимая температура для кабелей и проводов?
Какие режимы работы проводов должны проверяются по допустимому току?
Задание 10
Выбрать силовые трансформаторы для проектируемой сети вариант 1 и вариант 2. Определение потерь мощности в нормальном режиме наибольших нагрузок для вариантов 1 и 2. В состав потребителей всех подстанций входят потребители I категория.
Вопросы к заданию 10:
Чем определяется выбор числа трансформаторов на подстанции?
Что такое перегрузочная способность трансформаторов?
От каких параметров работы трансформатора зависит его перегрузочная способность?
Типовые вопросы для сдачи контрольной точки №3 (по разделам 6-7)
Линейные уравнения узловых напряжений.
Линейные уравнения узловых напряжений (УУН) в матричной форме.
Методы решения линейных УУН.
Точные методы решения линейных УУН.
Итерационные методы решения линейных УУН.
Методы решения нелинейных УУН.
Применение точных методы для решения нелинейных УУН.
Итерационные методы решения нелинейных УУН.
Метод Ньютона
Преобразование сети и исключение узлов.
Расчеты однородных сетей.
Учет слабой заполненности матриц.
Методы эквивалентирования сети.
Классификация потерь энергии в сетях.
Методы расчета нагрузочных потерь энергии.
Определение потерь по графикам нагрузок и времени наибольших потерь.
Метод средних нагрузок.
Типовые практико-ориентированные задачи для сдачи контрольной точки №3 (по разделам 6-7)
Задание 1
Определение и расчет параметров схемы замещения сложнозамкнутой электрической сети
Подготовка исходных данных для расчета режимов сложнозамкнутой электрической сети на ЭВМ с использованием промышленного программного комплекса RastrWin.
Задание 3
Выполнение расчетов на ЭВМ с использованием промышленного программного комплекса RastrWin для максимального, минимального и послеаварийного режимов.
Задание 4
Произвести выбор регулировочных ответвлений на трансформаторах понизительных под-станций на основании расчетов по программе RastrWin для максимального, минимального и после-аварийного режимов.
Вопросы для подготовки к экзамену в 6 семестре:
1. Капиталовложения в элементы энергосистем
2. Расходы по эксплуатации электрической сети
3. Технико-экономическое сравнение вариантов сети
4. Категории надежности электроснабжения потребителей
5. Технико-экономическое сравнение вариантов сети с учетом ущерба
6. Методы прогнозирования нагрузок энергосистем
7. Выбор номинального напряжения сети
8. Чистый дисконтированный доход
9. Выбор сечения проводов по экономической плотности тока
10. Выбор сечений проводов по экономическим интервалам
11. Выбор сечения линии по допустимой потере напряжения при условии равенства сечения на всех участках линии
12. Выбор сечения линии по допустимой потере напряжения при условии минимума суммар-ных потерь активной мощности
13. Выбор сечения линии по допустимой потере напряжения при условии минимума расхода проводникового материала
14. Температура, допустимая по нагреву проводов и кабелей
15. Ток, допустимый по нагреву проводов и кабелей
16. Проверка сечений по условиям нагрева
17. Аппараты, защищающие сеть от перегрева
18. Выбор аппаратов, защищающих сеть от перегрева
19. Линейные уравнения узловых напряжений
20. Метод Гаусса решения линейных уравнений узловых напряжений
21. Применение обратной матрицы для решения линейных уравнений узловых напряжений.
22. Метод простой итерации решения линейных уравнений узловых напряжений
23. Метод Зейделя решения линейных уравнений узловых напряжений
24. Нелинейные уравнения узловых напряжений
25. Метод Гаусса решения нелинейных уравнений узловых напряжений
26. Применение обратной матрицы для решения нелинейных уравнений узловых напряжений.
27. Метод простой итерации решения нелинейных уравнений узловых напряжений
28. Метод Зейделя решения нелинейных уравнений узловых напряжений
29. Метод Ньютона решения нелинейных уравнений узловых напряжений
30. Упрощение схем замещения сетей путем замены нескольких линий одной
31. Упрощение схем замещения сетей путем переноса нагрузки
32. Преобразования треугольника в звезду и обратно
33. Учет слабой заполненности матриц
34. Классификация потерь энергии
35. Расчет потерь электроэнергии по графику нагрузки
37. Расчет потерь электроэнергии методом τР τQ
38. Расчет потерь электроэнергии методом двух τ
39. Расчет потерь электроэнергии методом средних нагрузок
40. Расчет потерь электроэнергии методом характерных режимов
41.Условно-постоянные потери в трансформаторах, ЛЭП и оборудовании
42. Мероприятия по снижению технических потерь энергии
В лекциях излагаются основные теоретические сведения, составляющие научную концепцию курса. Для успешного освоения лекционного материала рекомендуется: - после прослушивания лек-ции прочитать её в тот же день; - выделить маркерами основные положения лекции; - структуриро-вать лекционный материал с помощью помет на полях в соответствии с примерными вопросами для подготовки. В процессе лекционного занятия студент должен выделять важные моменты, выводы, основные положения, выделять ключевые слова, термины. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Ес-ли самостоятельно не удаётся разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на занятии.
Студенту рекомендуется во время лекции участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать и аргументировать своё мнение. Это способствует лучшему усвоению материала лек-ции и облегчает запоминание отдельных выводов. Прослушанный материал лекции студент должен
В ходе лекционных занятий обучающимся рекомендуется выполнять следующие действия. Ве-сти конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, рас-крывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические реко-мендации по их применению. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения тео-ретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисципли-ны:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последователь-ность действий:
1. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
2. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
3. В течение недели выбрать время (1-час) для работы с литературой в библиотеке.
Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя.
Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослуши-ванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понима-ния изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного парагра-фа выполнить несколько простых упражнений на данную тему. Кроме того, очень полезно мыслен-но задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
Методические рекомендации к лабораторным занятиям
При подготовке к лабораторным занятиям рекомендуется следующий порядок действий: 1. Внимательно проанализировать поставленные теоретические вопросы, определить объем теорети-ческого материала, который необходимо усвоить. 2. Изучить лекционные материалы, соотнося их с вопросами, вынесенными на обсуждение. 3. Прочитать рекомендованную обязательную и дополни-тельную литературу, дополняя лекционный материал (желательно делать письменные заметки). 4. Отметить положения, которые требуют уточнения, зафиксировать возникшие вопросы. Особое вни-мание следует обратить на примеры, факты, которыми Вы будете оперировать при рассмотрении отдельных теоретических положений. 5. После усвоения теоретического материала необходимо приступать к выполнению практического задания. Практическое задание рекомендуется выполнять письменно.
При подготовке к лабораторным занятиям, обучающимся необходимо изучить основную лите-ратуру, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изда-ниях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. В ходе подготовки к лабораторным занятиям необходимо освоить основные понятия и методики расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. В течении лабораторного занятия студенту необходимо выполнить задания, выданные преподавателем, что зачитывается как текущая работа студента и оценивается по критериям, представленным в рабочей программе.
При подготовке к лабораторным занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать ос-новные понятия и подходы по теме домашнего задания. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать,
Подготовка к контрольным мероприятиям
Текущий контроль осуществляется в виде устных, тестовых опросов по теории, коллоквиумов. При подготовке к опросу студенты должны освоить теоретический материал по блокам тем, выно-симых на этот опрос. При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо по-вторить материал лекционных и практических занятий по отмеченным преподавателям темам.
Дополнительно к изучению конспектов лекции необходимо пользоваться учебником. Кроме «заучивания» материала экзамена, очень важно добиться состояния понимания изучаемых тем дис-циплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько упражнений на данную тему.
При подготовке к экзамену нужно изучить теорию: определения всех понятий и подходы к оцениванию до состояния понимания материала и самостоятельно решить по нескольку типовых задач из каждой темы. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.
Лекции, лабораторные занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами под-готовки к зачету, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевре-менно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первона-чально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно решить задачи.
Подготовка к экзамену осуществляется студентами самостоятельно.
ЭЛ-307
Оснащение: специализированная учебная мебель на 24 посадочных мест, Интерактивная доска Smart Board 680 – 1 шт, Автоматическое рабочее место специалиста(тип 5)(Kraftway Credo KC 36) – 1 шт.; Компьютер PC "FALCON" – 1 шт.; Люксметр ТКА-ПКМ(модель 31) – 8 шт.; Люксметр+УФ-Радиометр ТКА-ПКМ – 2 шт.; Проекктор BenQ MS621 – 1 шт.; Осцилограф цифровой GOOD WIL GRS-6032A – 2 шт.; Стол регулировщика радиоаппаратуры – 2 шт. подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.