УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Методические материалы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (40.1176, С/02.6, Зн.2)
умеет
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды (40.1176, С/02.6, У.2)
владеет навыками
навыками проведения экологического анализа подготовки производства к выпуску новой продукции в организации (40.1176, С/02.6, Тд.2)
Основные направления рационального использования природных ресурсов; Основные источники опасностей для потребителей при использовании (эксплуатации) продукции (40.1176, С/02.6, Зн.3, Зн.7)
умеет
Выполнять поиск данных о конструкторской и технологической документации на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов в электронных справочных системах и библиотеках (40.1176, С/02.6, У.3)
владеет навыками
навыками яыявления основных источников опасностей для потребителей при эксплуатации продукции(40.1176, С/02.6, Тд.3)
Технологическое оборудование организации и принципы его работы; Порядок проведения экологической сертификации продукции(40.1176, С/02.6, Зн.4, Зн.8)
умеет
Организовывать экологическую сертификацию
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаЭкологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаЭкологическая агрохимия
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаЭкология почв
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаМетоды экологических исследований
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаЛандшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаЭкологическая сертификация
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаКомплексная экологическая оценка территории
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаКомплексная экологическая оценка предприятия
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаОзнакомительная практика
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаТехнологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаТехнологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаПриродные ресурсы Ставропольского края
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаЭкологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологическая сертификация
Экология почв
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Ознакомительная практикаБиологическая защита экосистем
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
1. Рабочую программу дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания».
2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания».
3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)
5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Задания на проверку умений и навыков
5 баллов Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
4 балла Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами.
2 баллов Задания выполнены с задержкой, письменный отчет с недочетами. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задания выполнены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задания выполнены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
1.Предмет и задачи курса.
2.Понятия качества, системы качества.
3.Стандарты ИСО. Общественный контроль.
4.Закон «О защите прав потребителей».
5.Маркировка производственных товаров, потребительской упаковки. Транспортная маркировка.
6.Понятие пищевых продуктов. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
7.Классификация вредных и посторонних веществ в сырье, питьевой воде и продуктах питания.
8.Классификация по токсичности. Меры токсичности веществ.
9.Заболевания, вызываемые загрязнениями и меры профилактики.
10.Микотоксины. Афлатокины. Охратоксины. Трихотецены. Патулин.
11.Методы определения микотоксинов и контроль за загрязнением пищевых продуктов.
12.Токсичные элементы. Ртуть. Свинец. Кадмий. Алюминий. Мышьяк. Медь. Цинк. Олово. Железо.
13.Классификация загрязнителей группы.
14. Пестициды. Классификация по степени токсичности, по кумулятивным свойствам, по стойкости. Аккумуляция и передача по пищевым цепям.
15.Удобрения. Регуляторы роста растений (РРР). Естественные и искусственные РРР, их влияние на организм человека.
16.Средства против прорастания. Средства, ускоряющие созревания плодов.
17.Нитраты, нитриты, нитрозоамины. Источники загрязнения нитритами, токсичное действие.
18.Антибактериальные вещества. Антибиотики. Сульфаниламиды. Нитрофураны.
19.Гормональные препараты. Транквилизаторы.
20.Антиоксиданты в пище животных. Их негативное влияние на организм человека через животноводческую продукцию.
21.Диоксины. Полициклические ароматические углеводороды.
22.Источники радиоактивности. Радионуклиды. Радон. Пути попадания радиоактивных веществ в организм человека.
23.Этапы радиационного поражения клетки.
24.Классификация радиоактивных веществ по характеру распределения в организме человека. Принципы радиозащитного питания.
25.Понятие антиалиментарных факторов питания. Ингибиторы пищеварительных ферментов.
26.Цианногенные гликозиды. Биогенные амины. Алкалоиды. Антивитамины. Лейцин.
27.Факторы, снижающие усвоение минеральных веществ. Алкоголь.
28.Понятие фальсификации. Генетически модифицированные (трансгенные) продукты питания.
29.Постановление «О порядке гигиенической оценки и регистрации пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников».
30.Виды фальсификации.
Темы рефератов:
1.Предмет и задачи курса.
2.Понятия качества, системы качества.
3.Стандарты ИСО. Общественный контроль.
4.Закон «О защите прав потребителей».
5.Маркировка производственных товаров, потребительской упаковки. Транспортная маркировка.
6.Понятие пищевых продуктов. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья.
7.Классификация вредных и посторонних веществ в сырье, питьевой воде и продуктах питания.
8.Классификация по токсичности. Меры токсичности веществ.
9.Заболевания, вызываемые загрязнениями и меры профилактики.
10.Микотоксины. Афлатокины. Охратоксины. Трихотецены. Патулин.
11.Методы определения микотоксинов и контроль за загрязнением пищевых продуктов.
12.Токсичные элементы. Ртуть. Свинец. Кадмий. Алюминий. Мышьяк. Медь. Цинк. Олово. Железо.
13.Классификация загрязнителей группы.
14. Пестициды. Классификация по степени токсичности, по кумулятивным свойствам, по стойкости. Аккумуляция и передача по пищевым цепям.
15.Удобрения. Регуляторы роста растений (РРР). Естественные и искусственные РРР, их влияние на организм человека.
16.Средства против прорастания. Средства, ускоряющие созревания плодов.
17.Нитраты, нитриты, нитрозоамины. Источники загрязнения нитритами, токсичное действие.
18.Антибактериальные вещества. Антибиотики. Сульфаниламиды. Нитрофураны.
19.Гормональные препараты. Транквилизаторы.
20.Антиоксиданты в пище животных. Их негативное влияние на организм человека через животноводческую продукцию.
Вопросы для подготовки к контрольной точке
Вариант 1
1.Микотоксины.
2.Афлатокины.
3.Охратоксины.
4.Трихотецены.
5.Патулин.
6.Методы определения микотоксинов и контроль за загрязнением пищевых продуктов.
Вариант 2
1.Диоксины.
2.Полициклические ароматические углеводороды.
Вариант 3
1.Пестициды. Классификация по степени токсичности, по кумулятивным свойствам, по стойкости. Аккумуляция и передача по пищевым цепям.
2.Удобрения. Регуляторы роста растений (РРР). Естественные и искусственные РРР, их влияние на организм человека.
3.Средства против прорастания. Средства, ускоряющие созревания плодов.
4.Нитраты, нитриты, нитрозоамины. Источники загрязнения нитритами, токсичное
Вариант 4
1.Понятие антиалиментарных факторов питания.
2.Ингибиторы пищеварительных ферментов.
3.Цианногенные гликозиды.
4.Биогенные амины. Алкалоиды. Характеристика, источники и токсикологическая оценка.
5.Антивитамины. Лейцин. Аскорбатоксидаза. Характеристика, источники и токсикологическая оценка.
6.Тиаминаза. Линатин. Гидрогенизированные жиры. Авидин. Характеристика, источники и токсикологическая оценка.
7.Факторы, снижающие усвоение минеральных веществ. Алкоголь.
Примерные вопросы для технологического диктанта
1. Под брожением понимают превращение углеводов и некоторых других органических соединений под воздействием ферментов, продуцируемых микроорганизмами, в новые вещества.
2. Гетероферментативные молочнокислые бактерии наряду с молочной кислотой образуют летучие кислоты (в основном уксусную), спирт и диоксид углерода.
3. Верховые дрожжи вида сахаромицетов, которые обладают наибольшей энергией брожения, образуют максимум спирта и сбраживают моно- и дисахариды, а также часть декстринов.
4. Микроорганизмы, обладающие лабильным обменом веществ, т. е. живущие за счет окисления кислородом воздуха и сопряженных окислительно-восстановительных реакций без участия кислорода воздуха, называют -факультативными аэробами.
5. Дезинфекцией (обеззараживанием) -называется уничтожение вредителей данного производства, которые вызывают порчу сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также патогенных микроорганизмов — возбудителей пищевых инфекций и отравлений.
6. К физическим методам обеззараживания относятся различные способы стерилизации, основанные на губительном действии высоких температур на микроорганизмы: кварцевое и ультрафиолетовое облучение, ультразвук, действие высоких температур (обжигание, прокаливание, кипячение, ошпаривание посуды, тары и оборудования, обработка острым паром).
7. К химическим средствам обеззараживания относится большое количество различных дезинфицирующих веществ, обладающих антимикробным действием.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к устному опросу, контрольной работе или коллоквиуму;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на лабораторных занятиях, выполнения контрольных работ, коллоквиумов по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.