2024-2025_13_03_02-набор_2022-Электроэнергетика_plx_Теоретические основы электротехники_Системы электроснабжения городов_ промышленных предприятий_ сельского хозяйства и их объектов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.16 Теоретические основы электротехники
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2022
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины  «Теоретические основы электротехники» является овладение теоретической базой для изучения комплекса специальных электротехнических дисциплин.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-4 Способен использовать методы анализа и моделирования электрических цепей и электрических машин
ОПК-4.1 Использует методы анализа и моделирования линейных и нелинейных цепей постоянного и переменного тока
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ОПК-4 Способен использовать методы анализа и моделирования электрических цепей и электрических машин
ОПК-4.2 Использует методы расчета переходных процессов в электрических цепях постоянного и переменного тока
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ОПК-4 Способен использовать методы анализа и моделирования электрических цепей и электрических машин
ОПК-4.3 Применяет знания основ теории электромагнитного поля и цепей с распределенными параметрами
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ОПК-4 Способен использовать методы анализа и моделирования электрических цепей и электрических машин
ОПК-4.4 Демонстрирует понимание принципа действия электронных устройств
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Теоретические основы электротехники» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2, 3, 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Теоретические основы электротехники» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Высшая математика
 
Физика
 
Освоение дисциплины «Теоретические основы электротехники» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Электрические и электронные аппараты
 
Электрический привод
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Теоретические основы электротехники» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
72/2
18
18
36
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
3
108/3
18
36
54
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
4
144/4
18
36
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
72/2
0.12
3
108/3
0.12
4
144/4
2
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Физические основы электротехники
1.
 
Физические основы электротехники
3
12
12
КТ 1
1.1.
6
6
Устный опрос
 
2 раздел. Линейные электрические цепи постоянного тока 
2.
 
Линейные электрические цепи постоянного тока 
3
12
12
КТ 1
2.1.
6
6
Устный опрос
 
3 раздел. Линейные электрические цепи синусоидального тока
3.
 
Линейные электрические цепи синусоидального тока
3
12
12
КТ 2
3.1.
6
6
Устный опрос
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
36
288
18
18
 
 
4 раздел. Трехфазные цепи
4.
 
Трехфазные цепи
4
8
8
КТ 1
4.1.
4
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
5 раздел. Линейные электрические цепи несинусоидального тока
5.
 
Линейные электрические цепи несинусоидального тока
4
14
4
КТ 1
5.1.
2
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
6 раздел. Переходные процессы в линейных электрических цепях
6.
 
Переходные процессы в линейных электрических цепях
4
6
12
КТ 2
6.1.
8
4
Устный опрос
 
7 раздел. Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока
7.
 
Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока
4
8
12
КТ 3
7.1.
4
8
Устный опрос
 
8 раздел. Магнитные цепи 
8.
 
Магнитные цепи 
4
8
8
КТ 1
8.1.
4
4
Устный опрос
 
9 раздел. Основы теории четырехполюсников
9.
 
Основы теории четырехполюсников
4
8
4
КТ 2
9.1.
2
2
Устный опрос
 
10 раздел. Цепи с распределенными параметрами 
10.
 
Цепи с распределенными параметрами 
4
14
16
КТ 2
10.1.
8
8
 
11 раздел. Основы теории поля 
11.
 
Основы теории поля 
4
6
8
КТ 3
11.1.
4
4
Устный опрос
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
72
288
36
36
 
Итого
108
288
54
54
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Физические основы 
Физические процессы в электрических цепях,
2/-
 
электротехники
их описание понятиями тока и напряжения
 
Физические основы электротехники
Система уравнений Максвелла для электромагнитного поля
2/-
 
Физические основы электротехники
Модели и элементы электрических цепей
2/-
 
Линейные электрические цепи постоянного тока 
Электрические цепи с источниками постоянных ЭДС и токов
2/-
 
Линейные электрические цепи постоянного тока 
Методы преобразования электрических схем
2/2
 
Линейные электрические цепи постоянного тока 
Расчет электрических цепей в матричной форме
2/-
 
Линейные электрические цепи синусоидального тока
Синусоидальные ЭДС, напряжения и токи, векторные диаграммы
2/-
 
Линейные электрические цепи синусоидального тока
Свойства элементов r, L и С, их последовательного и параллельного соединений при синусоидальных напряжениях и токах. Комплексные сопротивления и проводимости
2/2
 
Линейные электрические цепи синусоидального тока
Активная, реактивная и полная мощности. Комплексная мощность. Баланс мощностей в цепи синусоидального тока
2/-
 
Трехфазные цепи
Трехфазные цепи и системы ЭДС, напряжений и токов. Расчет трехфазных цепей при симметричных и несимметричных режимах
2/-
 
Трехфазные цепи
Получение вращающегося магнитного поля. Метод симметричных составляющих и его применение к расчету трехфазных цепей
2/-
 
Линейные электрические цепи несинусоидального тока
Методика расчета электрических цепей при несинусоидальных периодических ЭДС, напряжениях и токах
2/-
 
Переходные процессы в линейных электрических цепях
Причины возникновения переходных процессов в электрических цепях. Законы коммутации
2/-
 
Переходные процессы в линейных электрических цепях
Классический метод расчета переходных процессов. Способы составления характеристического уравнения
2/-
 
Переходные процессы в линейных электрических цепях
Расчет переходных процессов в цепях первого и второго порядка при включении на постоянное и синусоидальное напряжение
2/-
 
Переходные процессы в линейных электрических цепях
Расчет переходных процессов методом переменных состояния
2/-
 
Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока
Основные свойства и методы расчета нелинейных электрических и магнитных цепей при постоянных токах и потоках. Графические, графоаналитические и численные методы расчета при последовательном, параллельном и смешанном соединении элементов
2/-
 
Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока
Расчет сложных нелинейных цепей. Дискретные модели нелинейных резистивных цепей
2/-
 
Магнитные цепи 
Расчет магнитных цепей
2/-
 
Магнитные цепи 
Аналогия уравнений магнитных и электрических нелинейных цепей
2/-
 
Основы теории четырехполюсников
Различные виды уравнений пассивного четырехполюсника. Уравнения в матричной форме
2/-
 
Цепи с распределенными параметрами 
Линии передачи энергии и информации. Параметры однородной линии и ее уравнения
2/-
 
Цепи с распределенными параметрами 
Уравнения при установившихся процессах с синусоидальными токами и напряжениями. Волновое сопротивление и коэффициент распространения волн. Коэффициент отражения волн
2/-
 
Цепи с распределенными параметрами 
Линия при согласованной нагрузке. Линия без потерь
2/2
 
Цепи с распределенными параметрами 
Переходные процессы в однородных линиях. Общее решение уравнений линии без потерь, прямые и обратные волны
2/2
 
Основы теории поля 
Выражения основных законов электромагнитного поля в дифференциальной форме. Полная система уравнений электромагнитного поля
2/2
 
Основы теории поля 
Уравнения Пуассона и Лапласа. Граничные условия. Теорема единственности и ее следствия. Поле двух заряженных осей
2/-
 
Итого
54
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Физические основы электротехники
12
 
Линейные электрические цепи постоянного тока
12
 
Линейные электрические цепи синусоидального тока

12
 
Трехфазные цепи
8
 
Линейные электрические цепи несинусоидального тока
14
 
Переходные процессы в линейных электрических цепях
6
 
Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока
8
 
Магнитные цепи
8
 
Основы теории четырехполюсников
8
 
Цепи с распределенными параметрами
14
 
Основы теории поля
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Теоретические основы электротехники» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Теоретические основы электротехники».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Теоретические основы электротехники».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Теоретические основы электротехники».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Физические основы электротехники
Л1.2
 
2
Линейные электрические цепи постоянного тока 
Л1.2
 
3
Линейные электрические цепи синусоидального тока
Л1.2
Л2.1
 
4
Трехфазные цепи
Л1.2
Л2.1
 
5
Линейные электрические цепи несинусоидального тока
Л1.1
Л2.1
 
6
Переходные процессы в линейных электрических цепях
Л1.2
 
7
Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока
Л1.1
 
8
Магнитные цепи 
Л1.1
 
9
Основы теории четырехполюсников
Л1.1
Л2.1
 
10
Цепи с распределенными параметрами 
Л1.1
Л2.1
 
11
Основы теории поля 
Л1.2
Л2.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Теоретические основы электротехники»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-4.1:Использует методы анализа и моделирования линейных и нелинейных цепей 
Промышленная электроника
x
Электрические и электронные аппараты
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
постоянного и переменного тока
Электрический привод
x
Электромагнитная совместимость
x
ОПК-4.2:Использует методы расчета переходных процессов в электрических цепях постоянного и переменного тока
Промышленная электроника
x
Электрические и электронные аппараты
x
Электрический привод
x
Электромагнитная совместимость
x
ОПК-4.3:Применяет знания основ теории электромагнитного поля и цепей с распределенными параметрами
Промышленная электроника
x
Электрические и электронные аппараты
x
Электрический привод
x
Электромагнитная совместимость
x
ОПК-4.4:Демонстрирует понимание принципа действия электронных устройств
Промышленная электроника
x
Электрические и электронные аппараты
x
Электрический привод
x
Электромагнитная совместимость
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Теоретические основы электротехники» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Теоретические основы электротехники» проводится в виде Зачет с оценкой, Экзамен, Курсовая работа.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
4 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
4 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
 
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

Критерии оценки ответа на экзамене
 
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Теоретические основы электротехники»

Тема 1. Физические основы электротехники

1. Система уравнений Максвелла для электромагнитного поля.

2. Модели и элементы электрических цепей.

Тема 2. Линейные электрические цепи постоянного тока

1.Законы Ома и Кирхгофа и их использование для расчетов цепей постоянного тока.

2. Режимы работы электрических цепей.

3. Расчет цепей постоянного тока с одним источником тока.

Тема 3. Линейные электрические цепи синусоидального тока

1. Сопротивления и мощности в цепях переменного тока. Треугольники

напряжений, сопротивлений, мощностей.

2. Цепи переменного тока с единичными элементами R, L, C.

3. Цепь переменного тока с последовательным соединением элементов

R, L, C.

Тема 4. Трехфазные цепи

1. Трансформаторы. Устройство, принцип действия, режимы работы.

2. Опыты холостого хода и короткого замыкания трансформатора.

3. Внешняя характеристика и К.П.Д. трансформатора. Трехфазные

трансформаторы.

Тема 5. Линейные электрические цепи несинусоидального тока

1. Влияние параметров цепи на форму кривых тока и напряжения.

2. Действующие значения несинусоидальных ЭДС, напряжений и токов.

3. Активная мощность при несинусоидальных напряжениях и токах. П

Тема 6. Переходные процессы в линейных электрических цепях

1. Расчет переходных процессов в цепях первого и второго порядка при включении на постоянное и синусоидальное напряжение.

2. Переходные процессы при мгновенном изменении параметров цепи. Расчет переход-ных процессов методом переменных состояния.

3. Операторные схемы.

4. Расчет переходных процессов при воздействии ЭДС произвольной формы.

5. Переходные и импульсные характеристики. Интеграл Дюамеля.

Тема 7. Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока

1. Графические, графоаналитические и численные методы расчета при последова-тельном, параллельном и смешанном соединении элементов.

2. Расчет сложных нелинейных цепей.

3. Дискретные модели нелинейных резистивных цепей.

4. Расчет цепей при периодических воздействиях, методы гармонической линеаризации и гармонического баланса, эквивалентных синусоид, расчет по мгновенным значениям.

 
5. Понятие о феррорезонансе.

Тема 8. Магнитные цепи

1. Расчет магнитных цепей.

2. Аналогия уравнений магнитных и электрических нелинейных цепей.

3. О расчете магнитных цепей с постоянными магнитами.

Тема 9. Основы теории четырехполюсников

1. Системы параметров четырехполюсника и их взаимосвязь.

2. Схемы замещения четырехполюсника.

3. Передаточные функции четырехполюсников. Характеристические параметры четырех-полюсников. Цепные схемы.

Тема 10. Цепи с распределенными параметрами

1. Уравнения при установившихся процессах с синусоидальными токами и напряжения-ми. Волновое сопротивление и коэффициент распространения волн.

2. Коэффициент отражения волн. Линия при согласованной нагрузке. Линия без потерь. Различные режимы работы линии без потерь.

3. Линия как четырехполюсник, схемы замещения. Моделирование однородной линии цепной схемой. Переходные процессы в однородных линиях.

Тема 11. Основы теории поля

1. Теорема единственности и ее следствия. Поле двух заряженных осей. Поле и емкость параллельных цилиндров. Метод зеркальных изображений. Связь между зарядами и потенциалами в системе заряженных тел.

2. Потенциальные и емкостные коэффициенты, частичные емкости. Емкость двухпроводной линии с учетом влияния земли. Емкость трехфазной линии.

3. Примеры решения уравнения Лапласа. Диэлектрический и проводящий цилиндр и шар в однородном поле. Уравнения электрического поля постоянных токов. Граничные условия. Аналогия электрического поля в проводящей среде с электростатическим полем.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Атабеков Г. И., Купалян С. Д., Тимофеев А. Б., Хухриков С. С. Теоретические основы электротехники. Нелинейные электрические цепи. Электромагнитное поле [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 432 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/134338 
 
Л1.2 Потапов Л. А. Теоретические основы электротехники: краткий курс [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО -  Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 376 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212393 
 
дополнительная
 
Л2.1 Аполлонский С. М. Теоретические основы электротехники. Практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 320 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/209885 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине "Теоретические основы электротехники"
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
ЭЛ-206
Оснащение: специализированная мебель на 117 посадочных мест, персональный компьютер – 1шт., телевизор LG 65UH LED -1 шт.,   Звуковая аппаратура  – 1 шт.,, документ-камера портативная  Aver Vision – 1 шт., коммутатор Compex DS  – 1 шт., магнитно-маркерная доска 90х180 – 1шт, учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы электротехники»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , Кандидат технических наук Воротников Игорь Николаевич
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Коноплев Евгений Викторович
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Жданов Валерий Георгиевич
 
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы электротехники» рассмотрена на заседании Кафедра электротехники, физики и охраны труда протокол № 16 от 17.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Воротников Игорь Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы электротехники» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника