2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.13.03 Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» является формирование компетенций, направленных на овладение теоретических знаний и практических умений, и навыков организации и ведения предпринимательской деятельности.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.3 Оценивает решение поставленных задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
знает

основ принятия решений с учетом фактора неопределенности внешней среды при разработке бизнес-плана

умеет

корректировать способы решения задач с учетом внешних и внутренних факторов субъектов бизнеса

владеет навыками

навыками оценивания принятых решений с учетом собственной ответственности в соответствии с запланированными результатами контроля в предпринимательской среде.

 
 
 
 
 
УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
знает

методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей в предпринимательской среде

умеет

применять на практике знания для управления личными финансами (личным бюджетом), в рамках осуществления предпринимательской деятельности при помощи различных финансовых инструментов.

владеет навыками

навыками контроля над собственной и предпринимательской деятельности с целью минимизировать влияние от различных экономических и финансовых рисков

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Финансовая грамотность
 
Экономика
 
Менеджмент
 
Проектная деятельность
 
Правоведение и гражданская позиция
 
Общественный проект "Обучение служением"
 
Освоение дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
4
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
8
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.
 
Тема 1. История развития, сущность и со-держание пред-принимательства
4
4
4
2
КТ 1
1.1.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Тема 2. Формы и виды предприниматель-ской деятельности. 
4
4
4
2
КТ 1
1.2.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Тема 3. Предпринимательская среда
4
4
4
2
КТ 1
1.3.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
2 раздел. Раздел 2. Практика предпринимательской деятельности
2.
 
Тема 4. Организационно-правовые формы предприниматель-ской деятельности
4
4
4
2
КТ 2
2.1.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Тема 5. Бизнес-планирование предприниматель-ской деятельности 
4
4
4
2
КТ 2
2.2.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Тема 6. Конкуренция в бизнесе: сущ-ность, виды, особенности
4
4
4
2
КТ 2
2.3.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Тема 7. Налогообложение предприниматель-ской деятельности
4
4
4
2
КТ 3
2.4.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Тема 8. Риски в предпринимательстве 
4
4
4
2
КТ 3
2.5.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Тема 9. Культура и этика в предпринимательстве. Ответственность предпринимателя
4
4
4
2
КТ 3
2.6.
2
Тест, Задачи
УК-2.3, УК-9.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Тема 1. История развития, сущность и со-держание пред-принимательства
История развития, сущность и со-держание пред-принимательства
2/-
 
Тема 2. Формы и виды предприниматель-ской деятельности. 
Формы и виды предприниматель-ской деятельности
2/-
 
Тема 3. Предпринимательская среда
Предпринимательская среда
2/2
 
Тема 4. Организационно-правовые формы предприниматель-ской деятельности
Организационно-правовые формы предприниматель-ской деятельности
2/2
 
Тема 5. Бизнес-планирование предприниматель-ской деятельности 
Бизнес-планирование предприниматель-ской деятельности 
2/-
 
Тема 6. Конкуренция в бизнесе: сущ-ность, виды, особенности
Конкуренция в бизнесе: сущ-ность, виды, осо-бенности
2/-
 
Тема 7. Налогообложение предприниматель-ской деятельности
Налогообложение предприниматель-ской деятельно-сти
2/-
 
Тема 8. Риски в предпринимательстве 
Риски в предпринимательстве 
2/-
 
Тема 9. Культура и этика в предпринимательстве. Ответственность предпринимателя
Культура и этика в предпринимательстве. Ответственность предпринимателя
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Тема 1. История развития, сущность и со-держание пред-принимательства
История развития, сущность и со-держание пред-принимательства
Пр
2/-/-
 
Тема 2. Формы и виды предприниматель-ской деятельности. 
Формы и виды предпринимательской деятельности
Пр
2/2/-
 
Тема 3. Предпринимательская среда
Предпринимательская среда
Пр
2/-/-
 
Тема 4. Организационно-правовые формы предприниматель-ской деятельности
Организационно-правовые формы предприниматель-ской деятельности
Пр
2/-/-
 
Тема 5. Бизнес-планирование предприниматель-ской деятельности 
Бизнес-планирование предприниматель-ской деятельности 
Пр
2/2/-
 
Тема 6. Конкуренция в бизнесе: сущ-ность, виды, особенности
Конкуренция в бизнесе: сущ-ность, виды, осо-бенности
Пр
2/2/-
 
Тема 7. Налогообложение предприниматель-ской деятельности
Налогообложение предприниматель-ской деятельно-сти
Пр
2/2/-
 
Тема 8. Риски в предпринимательстве 
Риски в предпринимательстве 
Пр
2/-/-
 
Тема 9. Культура и этика в предпринимательстве. Ответственность предпринимателя
Культура и этика в предпринимательстве. Ответственность предпринимателя
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
История развития, сущность и со-держание пред-принимательства
4
 
Формы и виды предприниматель-ской деятельно-сти
4
 
Предпринимательская среда
4
 
Организационно-правовые формы предприниматель-ской деятельности
4
 
Бизнес-планирование предприниматель-ской деятельности 
4
 
Конкуренция в бизнесе: сущ-ность, виды, осо-бенности
4
 
Налогообложение предприниматель-ской деятельно-сти
4
 
Риски в предпринимательстве 
4
 
Культура и этика в предпринимательстве. Ответственность предпринимателя
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Тема 1. История развития, сущность и со-держание пред-принимательства
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
2
Тема 2. Формы и виды предприниматель-ской деятельности. 
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
3
Тема 3. Предпринимательская среда
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
4
Тема 4. Организационно-правовые формы предприниматель-ской деятельности
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
5
Тема 5. Бизнес-планирование предприниматель-ской деятельности 
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
6
Тема 6. Конкуренция в бизнесе: сущ-ность, виды, особенности
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7
Тема 7. Налогообложение предприниматель-ской деятельности
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
8
Тема 8. Риски в предпринимательстве 
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
9
Тема 9. Культура и этика в предпринимательстве. Ответственность предпринимателя
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-2.3:Оценивает решение поставленных 
Общественный проект "Обучение служением"
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
УК-9.2:Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Преддипломная практика
x
Проектная работа
x
x
Финансовая грамотность
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
5
 
КТ 1
Задачи
5
 
КТ 2
Тест
5
 
КТ 2
Задачи
5
 
КТ 3
Тест
5
 
КТ 3
Задачи
5
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
5
5 баллов - студент правильно выполнил все тестовые задания 4 балла - студент правильно выполнил до 80% тестовых заданий 3 балла - студент правильно выполнил до 60% тестовых заданий 2 балла - студент правильно выполнил до 40% тестовых заданий 1 балл - студент правильно выполнил до 20% тестовых заданий
 
КТ 1
Задачи
5
5 баллов - студент правильно выполнил все  задания 4 балла - студент правильно выполнил до 80% заданий 3 балла - студент правильно выполнил до 60% заданий 2 балла - студент правильно выполнил до 40% заданий 1 балл - студент правильно выполнил до 20% заданий
 
КТ 2
Тест
5
5 баллов - студент правильно выполнил все тестовые задания 4 балла - студент правильно выполнил до 80% тестовых заданий 3 балла - студент правильно выполнил до 60% тестовых заданий 2 балла - студент правильно выполнил до 40% тестовых заданий 1 балл - студент правильно выполнил до 20% тестовых заданий
 
КТ 2
Задачи
5
5 баллов - студент правильно выполнил все  задания 4 балла - студент правильно выполнил до 80% заданий 3 балла - студент правильно выполнил до 60% заданий 2 балла - студент правильно выполнил до 40% заданий 1 балл - студент правильно выполнил до 20% заданий
 
КТ 3
Тест
5
5 баллов - студент правильно выполнил все тестовые задания 4 балла - студент правильно выполнил до 80% тестовых заданий 3 балла - студент правильно выполнил до 60% тестовых заданий 2 балла - студент правильно выполнил до 40% тестовых заданий 1 балл - студент правильно выполнил до 20% тестовых заданий
 
КТ 3
Задачи
5
5 баллов - студент правильно выполнил все  задания 4 балла - студент правильно выполнил до 80% заданий 3 балла - студент правильно выполнил до 60% заданий 2 балла - студент правильно выполнил до 40% заданий 1 балл - студент правильно выполнил до 20% заданий
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере»
Вопросы и задачи к зачету

Теоретические вопросы

1. Эволюция понятия «предпринимательство»

2. Этапы развития предпринимательства в России

3. Сущность и признаки предпринимательства

4. Цели и задачи предпринимательства

5. Функции предпринимательства

 
6. Концепции предпринимательства

7. Классификация предпринимательской деятельности

8. Формы предпринимательства

9. Виды предпринимательской деятельности

10. Производственное предпринимательство

11. Коммерческое предпринимательство

12. Финансовое предпринимательство

13. Посредническое предпринимательство

14. Консультативное предпринимательство

15. Страховое предпринимательство

16. Сущность предпринимательской среды

17. Внутренняя предпринимательская среда

18. Внешняя предпринимательская среда

19. Конкуренция в предпринимательстве

20. Виды конкуренции

21. Методы анализа конкуренции

22. Конкурентоспособность товара

23. Оценка конкурентоспособности товара

24. Критерии конкурентоспособности товара

25. Объекты предпринимательства

26. Классификация товаров

27. Характеристика рыночных атрибутов товара

28. Субъекты предпринимательства

29. Права и обязанности субъектов предпринимательства

30. Организационно-правовые формы предпринимательства

31. Характеристика и особенности ООО

32. Характеристика и особенности ИП

33. Прекращение деятельности юридического лица

34. Прекращение деятельности физического лица

35. Сущность и особенности предпринимательских идей

36. Источники формирования предпринимательских идей

37. Технология принятия предпринимательского решения

38. Товарная стратегия предпринимательской деятельности

39. Ценовая стратегия предпринимательской деятельности

40. Финансовая стратегия предпринимательской деятельности

41. Сущность и значение бизнес-плана

42. Цели и задачи бизнес-плана

43. Функции бизнес-плана

44. Виды бизнес-плана

45. Структура бизнес-плана и требования к его разработке

46. Показатели оценки эффективности бизнес-плана

47. Сущность и причины возникновения предпринимательского риска

48. Классификация предпринимательских рисков

49. Зоны рисков и потери от риска

50. Методы оценки предпринимательского риска

51. Способы снижения предпринимательских рисков

52. Сущность культуры предпринимательства

53. Основные качества предпринимателя

54. Предпринимательская этика

55. Сущность и виды ответственности предпринимателя

56. Понятие и функции налогов

57. Виды систем налогообложения предпринимателей

58. Сущность и методы государственного регулирования предпринимательства

59. Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность

60. Направления государственной поддержки развития предпринимательства

Практико-ориентированные задачи

 
1) Предприниматель производит 200 единиц продукции. Одна четверть продукции была реа-лизована по цене 250 руб./шт., остальная часть была продана со скидкой 30%. Определить выручку от реализации продукции.

2) Предприниматель производит 300 единиц продукции. Средние переменные издержки – 80 руб./шт., средние постоянные – 50 руб./шт. Прибыль составила 51000 руб. Определить, по какой цене была реализована продукция?

3) Предприниматель производит 2 вида продукции. Объем производства продукции первого вида составил 1000 единиц, а второго – в 1,5 раза больше. Цена единицы продукции первого вида – 250 руб./шт., а второго вида – на 50 руб. меньше. Определить суммарную выручку от реализации продукции.

4) Предприниматель производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки со-ставляют 90 руб./шт. Средние постоянные издержки – 50 руб./шт. Цена единицы продукции состав-ляет 200 руб./шт. Определить прибыль предприятия.

5) Предприниматель производит 2 вида продукции. Объем производства продукции первого вида составил 2000 единиц, а второго – в 2,5 раза больше. Цена единицы продукции первого вида – 175 руб./шт., а второго вида – на 50 руб. меньше. Средние переменные издержки продукции первого вида составили 80 руб./шт., а второго вида – на 30% больше. Общие постоянные издержки состав-ляют 120000 руб. Определить прибыль предприятия.

6) Согласно проведенным исследованиям в населенном пункте за год объем расхода зубной пасты составил 20 г в день на одного человека. Общая численность населения – около 300000 чело-век. Определить годовую емкость рынка, учитывая, что зубной пастой пользовались только 80% населения.

7) Согласно проведенным исследованиям в населенном пункте за месяц объем потребления сливочного масла составил 10 г в день на одного человека. Общая численность населения – около 25000 человек. Определить месячную емкость рынка, учитывая, что масло употребляли 70% населе-ния.

8) Согласно проведенным исследованиям в населенном пункте потребителями макаронных изделий являются только 70% населения. Средняя частота покупки – 4 раза в месяц, средний размер покупки – 1 кг. Определить годовую емкость рынка, учитывая, что численность населения составля-ет 50000 чел.

9) Согласно проведенным исследованиям в населенном пункте потребителями замороженных овощей являются только 30% населения. Средняя частота покупки – 3 раза в месяц, средний размер покупки – 2 кг. Определить месячную емкость рынка, учитывая, что численность населения состав-ляет 250000 чел.

10) В населенном пункте функционируют 20 продуктовых магазинов с практически одинако-вым ассортиментом продукции, принадлежащих двум предпринимателям. Один предприниматель, которому принадлежат 8 магазинов, планирует дополнительно открыть еще 2 магазина. Определить, какую долю рынка потеряет второй предприниматель.

11) В населенном пункте функционируют 30 хозяйственных магазинов с практически одина-ковым ассортиментом продукции, принадлежащих двум предпринимателям. Один предпринима-тель, которому принадлежат 17 магазинов, планирует дополнительно открыть еще 3 магазина. Определить, на сколько процентов увеличится его доля рынка.

12) Предприниматель планирует увеличить долю своей фирмы на рынке с 15% до 19%. Ем-кость рынка не меняется и составляет 30000 единиц продукции. Прибыль, которую может принести единица продукции, составляет 500 руб. Затраты на реализацию продукции – 100000 руб. Опреде-лить дополнительную прибыль фирмы при увеличении ее доли на рынке.

13) Предприниматель планирует увеличить долю своей фирмы на рынке с 14% до 18%. Ем-кость рынка не меняется и составляет 50000 единиц продукции. Себестоимость единицы продукции равна 150 руб. Затраты на реализацию дополнительной продукции – 50000 руб. в год. Определить дополнительную прибыль фирмы, если предприниматель планирует реализовывать продукцию по цене 225 руб. за единицу.

14) Предприниматель закупает продукцию по 125 руб. за единицу, а продает с в 2 раза дороже. Объем реализации составляет в среднем 300 единиц продукции в месяц. Учитывая появление кон-курента, реализующего аналогичную продукцию по более низкой цене, принято решение снизить цену в следующем месяце на 20%. Определить, сколько единиц продукции необходимо реализовать, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне.

 
15) Предприниматель с целью оценки спроса покупателей на новый товар приобрел оптом 500 единиц продукции по цене 150 руб. Затраты на реализацию составили 5000 руб. Три четверти про-дукции удалось реализовать по цене 200 руб. за единицу. Оставшуюся часть продукции пришлось продать со скидкой 20%. Определить прибыль фирмы от реализации продукции.

16) Объем производства продукции 1300 шт. Себестоимость единицы продукции 400 руб. Уровень рентабельности продукции 18%. Принято решение снизить цену на продукцию на 20%. Определить финансовый результат при снижении цен.

17) Объем производства продукции 1100 шт. Себестоимость единицы продукции 550 руб. Уровень рентабельности продукции 23%. Принято решение снизить цену на продукцию на 10%. Определить финансовый результат при снижении цен.

18) Себестоимость единицы продукции составляет 55 руб. Уровень рентабельности затрат – 20%. Наценка посреднических организаций – 7 руб./ед. Торговая надбавка – 15% к отпускной цене посредников. Определить оптовую и розничную цену продукции.

19) Предприятие производит и реализует продукцию одного вида. Объем производства – 700 шт. Цена реализации единицы продукции – 150 руб. Себестоимость единицы продукции – 70 руб. Предприниматель планирует увеличить объем реализации на 10% при незначительном снижении цены. Определить прибыль предприятия при снижении цены на 10 рублей.

20) Предприятие производит 300 единиц продукции. Цена реализации единицы продукции – 100 руб. Средние переменные издержки – 50 руб./шт. Средние постоянные издержки – 20 руб./шт. Определить уровень рентабельности производства.

21) Предприятие производит 1000 единиц продукции. Цена реализации единицы продукции составляет 50 руб. Себестоимость производства единицы продукции – 40 руб. Как изменится уро-вень рентабельности производства, если в этих условиях повысить цену реализации на 5%?

22) Предприятие производит 1000 единиц продукции. Цена реализации единицы продукции составляет 50 руб. Себестоимость производства единицы продукции – 40 руб. Как изменится уро-вень рентабельности производства, если в этих условиях снизить себестоимость продукции на 10%?

23) Предприятие производит 300 единиц продукции. Цена реализации единицы продукции составляет 750 руб./шт. Себестоимость производства единицы продукции – 500 руб. Определить, на сколько рублей необходимо повысить цену реализации, чтобы достичь уровня рентабельности, рав-ного 70%.

24) Предприятие производит продукцию одного вида. Постоянные издержки в отчетном пери-оде составили 21000 рублей, а средние переменные издержки – 22 руб./шт. Производственная мощ-ность предприятия – 2800 единиц продукции. Цена продукции – 36 руб./шт. Определить, насколько возможно в этих условиях снизить цену реализации, чтобы покрыть общие издержки при полной загрузке.

25) Предприятие производит продукцию одного вида. Постоянные издержки в отчетном пери-оде составили 21000 рублей, а средние переменные издержки – 22 руб./шт. Производственная мощ-ность предприятия – 2800 единиц продукции. Цена продукции – 36 руб./шт. Получен заказ только на 1250 единиц продукции, что недостаточно для достижения нулевой рентабельности. Принято решение, что оптимизация прибыли должна осуществляться за счет снижения постоянных издержек. Определить предельно минимальную величину постоянных издержек.

26) Предприятие производит продукцию одного вида. На текущий год имеется информация о его деятельности: цена реализации – 50 руб./шт.; средние переменные издержки – 20 руб./шт.; посто-янные издержки – 300000 рублей; выручка – 150000 рублей. Определить фактический объем произ-водства и объем производства, при котором обеспечивается безубыточная работа предприятия.

27) Предприятие производит продукцию одного вида. На текущий год имеется информация о его деятельности: цена реализации – 50 руб./шт.; средние переменные издержки – 20 руб./шт.; посто-янные издержки – 300000 рублей; выручка – 150000 рублей.Для обеспечения роста прибыли на предприятии были разработаны два альтернативных предложения: 1) увеличить объем производства и продаж на 10% за счет снижения цены реализации на 12%; 2) увеличить цену реализации на 15%, но при этом объем продаж снизится на 8%. Определить, какой вариант решения необходимо при-нять руководству.

28) Предприятие производит продукцию одного вида и имеет производственную мощность 1000 единиц в месяц. Средние переменные издержки составляют 50 руб./шт., а постоянные издерж

 
-ки – 40000 рублей в месяц. Цена продукции – 100 руб./шт. Определить критический объем продаж при этих условиях и прибыль предприятия при полной загрузке мощностей?

29) Предприятие производит продукцию одного вида и имеет производственную мощность 1000 единиц в месяц. Средние переменные издержки составляют 50 руб./шт., а постоянные издерж-ки – 40000 рублей в месяц. Цена продукции – 100 руб./шт. Какое количество изделий необходимо изготовить и продать, чтобы получить прибыль в размере 20000 рублей?

30) Предприятие производит продукцию одного вида и имеет производственную мощность 2000 единиц в месяц. Средние переменные издержки составляют 150 руб./шт., а постоянные из-держки – 80000 рублей в месяц. Цена продукции – 200 руб./шт. Определить, как изменится критиче-ский объем продаж, если постоянные расходы возрастут на 20%, цена реализации продукции упадет на 15%, средние переменные расходы снизятся до 120 рублей.

Темы рефератов

Эволюция понятия «предпринимательство»

Направления развития теории предпринимательства

Этапы развития предпринимательства в России

Современные тенденции предпринимательства

Сущность и признаки предпринимательства

Цели и задачи предпринимательства

Функции предпринимательства

Концепции предпринимательства

Классификация предпринимательской деятельности

Формы предпринимательства

Виды предпринимательской деятельности

Производственное предпринимательство

Коммерческое предпринимательство

Финансовое предпринимательство

Посредническое предпринимательство

Консультативное предпринимательство

Страховое предпринимательство

Сущность предпринимательской среды

Характеристика внутренней предпринимательской среды

Характеристика внешней предпринимательской среды

Конкуренция в предпринимательстве

Виды конкуренции

Методы анализа конкуренции

Конкурентоспособность товара

Оценка конкурентоспособности товара

Контрольная точка №1

1. Тестовые задания:

1) Впервые стал рассматривать организаторскую деятельность в качестве фактора производ-ства и дал ему современное его название – предпринимательство:

а) Адам Смит

б) Иоганн фон Тюнен

в) Йозеф Шумпетер

г) Ричард Кантильон

2) Главной целью предпринимательской деятельности является:

а) производство нового продукта в условиях риска для удовлетворения спроса населения

б) получение прибыли, необходимой для расширенного воспроизводства, развития соци-альной сферы и материального стимулирования работников

в) прогноз потребности в ресурсах (трудовых, материально-технических, финансовых), до-статочных для достижения стратегических целей, а также обоснование источников поступления этих ресурсов (собственных и заемных)

3) В современной экономической науке существуют различные концептуальные подходы к определению (концепция – система взглядов) предпринимательства:

 
а) позитивная, негативная, нейтральная

б) оптимистическая, пессимистическая, реалистическая

в) позитивная, критическая, прагматическая

4) Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприя-тиями и государственными органами:

а) верно

б) неверно

5) Организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, спо-собствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов:

а) финансовый рынок

б) фондовая биржа

в) рынок капитала

6) Коммерческое предпринимательство обеспечивает рентабельность предприятия в размере:

а) 10-12%

б) 20-30%

в) 30-50%

7) Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую эко-номическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленную на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики:

а) верно

б) неверно

8) Способность товаров более полно удовлетворять запросы покупателей в сравнении с анало-гичными товарами конкурентов на рынке:

а) качество

б) конкуренция

в) конкурентоспособность

9) Принято различать две основные формы конкуренции:

а) ценовую и неценовую

б) совершенную и несовершенную

в) внутриотраслевую и межотраслевую

10) Что из нижеперечисленного не является характерными признаками предпринимательства:

а) стандартная и унифицированная деятельность

б) рисковая и законная деятельность

в) самостоятельная и инициативная деятельность

г) мотивированная и систематическая деятельность

2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

1) Предприятие производит 50 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 5 руб./шт. Средние постоянные издержки – в 1,5 раза больше. Определить общие издержки.

2) Предприятие производит 100 единиц продукции. Средние переменные издержки – 50 руб./шт., средние постоянные – 20 руб./шт. Прибыль составила 10000 руб. Определить, по какой цене была реализована продукция?

3) Предприятие производит 2 вида продукции. Объем производства продукции первого вида составил 10 шт., а второго – в 1,5 раза больше. Цена единицы продукции первого вида – 100 руб./шт., а второго вида – на 50 руб. меньше. Определить суммарную выручку от реализации про-дукции.

4) Предприятие производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составля-ют 55 руб./шт. Средние постоянные издержки – 30 руб./шт. Цена единицы продукции составляет 200 руб./шт. Определить прибыль предприятия.

5) Предприятие производит 2 вида продукции. Объем производства продукции первого вида составил 500 шт., а второго – в 2,5 раза больше. Цена единицы продукции первого вида – 100

 
руб./шт., а второго вида – на 30 руб. меньше. Средние переменные издержки продукции первого ви-да составили 25 руб./шт., а второго вида – на 40% больше. Общие постоянные издержки составляют 15000 руб. Определить прибыль предприятия.

1) В таблице дана зависимость объема производства и издержек. Определить выручку, при-быль и все виды издержек и заполнить таблицу. Найти точку нулевой прибыли, если цена на рынке – 100 рублей за единицу товара.

Показатели Объем производства, шт.

0 1 2 3 4

Постоянные издержки, руб. 120 120 120 120 120

Переменные издержки, руб. 0 60 80 90 100

Общие издержки, руб.

Средние постоянные издержки, руб.

Средние переменные издержки, руб.

Средние общие издержки, руб.

Предельные издержки, руб.

Общая выручка, руб.

Прибыль, руб.

Предельный доход, руб.

Контрольная точка №2

1. Тестовые задания:

1) Объект предпринимательства:

а) лицо, занятое в предпринимательской деятельности

б) вид деятельности предпринимателя

2) Способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности:

а) вид предпринимательства

б) форма предпринимательства

в) организационно-правовая форма

3) Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, реги-стрируется как:

а) индивидуальная

б) коллективная

в) корпоративная

4) Отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания иметь тот или иной товар, который будет произведен предпринимателем:

а) предпринимательское решение

б) предпринимательская идея

в) предпринимательская стратегия

5) Минимальный уровень цены на товар определяется издержками производства и реализации продукции:

а) верно

б) неверно

6) Виды стратегий предпринимательской деятельности:

а) ценовая и неценовая

б) товарная, ценовая, финансовая

в) рыночная, стоимостная, экономическая

г) кратковременная и долговременная

7) Документ, в котором дается описание основных разделов развития фирмы на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых воз-можностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов:

а) стратегия развития

б) бизнес-план

в) производственно-финансовый план

8) Прибыль от инвестиций, срок окупаемости проекта, простая норма прибыли относятся к

 
ме-тодам:

а) основанным на учетных оценках

б) основанным на дисконтированных оценках

9) Для третьего года составлять бизнес-план рекомендуется:

а) в помесячной разбивке

б) в квартальной разбивке

в) в годовой разбивке

10) С 01.01.2018 года размеры пенсионных и медицинских взносов индивидуального пред-принимателя:

а) устанавливаются ежегодно

б) зависят от величины минимального размера оплаты труда

в) зависят от величины прожиточного минимума

2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

1) Согласно проведенным исследованиям в населенном пункте за год объем расхода зубной пасты составил 10 г в день на одного человека. Общая численность населения – около 100000 чело-век. Определить емкость рынка в год, учитывая, что зубной пастой пользовались только 50% насе-ления.

2) Согласно проведенным исследованиям в населенном пункте потребителями продукции яв-ляются только 20% населения. Средняя частота покупки – 3 раза в месяц, средний размер покупки – 1 кг. Определить годовую емкость рынка, учитывая, что численность населения составляет 50000 чел.

3) В населенном пункте функционируют 20 продуктовых магазинов с практически одинако-вым ассортиментом продукции, принадлежащих двум предпринимателям. Один предприниматель, которому принадлежат 8 магазинов, планирует дополнительно открыть еще 2 магазина. Определить, какую долю рынка потеряет второй предприниматель.

4) Предприниматель планирует увеличить долю своей фирмы на рынке с 14% до 18%. Емкость рынка не меняется и составляет 20000 единиц продукции. Себестоимость единицы продукции равна 150 руб. Затраты на реализацию дополнительной продукции – 50000 руб. в год. Определить допол-нительную прибыль фирмы, если предприниматель планирует реализовывать продукцию по цене 225 руб. за единицу.

5) Предприниматель с целью оценки спроса покупателей на новый товар приобрел оптом 500 единиц продукции по цене 150 руб. Затраты на реализацию составили 5000 руб. Три четверти про-дукции удалось реализовать по цене 300 руб. за единицу. Оставшуюся часть продукции пришлось продать со скидкой 10%. Определить суммарную прибыль фирмы.

1) Предприниматель производит два вида продукции. Объем производства продукции А со-ставляет 100 шт., Б – 50 шт. Себестоимость единицы продукции А – 400 руб., Б – 325 руб. Уровень рентабельности продукции А – 18%, Б – 15%. Принято решение снизить цены на продукцию А – на 20%, на продукцию Б – на 10%. Определить финансовый результат при снижении цен.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Филатов О. К., Рябова Т. Ф., Минаева Е. В. Экономика предприятий (организаций):учебник для студентов вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям). - М.: Финансы и статистика, 2008. - 512 с.
 
Л1.2 Салимжанов И. К. Ценообразование:учебник для студентов по специальностям: "Экон. теория", "Нац. экономика", "Экономика и упр. на предприятии (по отраслях)". - М.: КНОРУС, 2008. - 304 с.
 
дополнительная
 
Л2.1 Куренная В. В., Рыбасова Ю. В., Чередниченко О. А., Аливанова С. В. Экономическая диагностика и оценка деятельности организации:рабочая тетр. для практ. занятий и самостоят. работы для магистров направления: 38.03.01 - Экономика (Экономика предприятий и организаций). - Ставрополь, 2019. - 1,71 МБ
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Казакова Н. А. Управленческий анализ:  комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 261 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=422254 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Административно-управленческий портал 
http://www.aup.ru
1
 
Поддержка малого бизнеса: как открыть свое дело, управлять и развивать, бизнес идеи
https://bisgid.ru
2
 
Бизнес-навигатор МСП 
https://smbn.ru
3
 
Фонд поддержки предпринимателей СК 
http://фппск.рф
4
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Специфика изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавров и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рас-смотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического по-строения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, контрольной работе;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутриву-зовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленное свободное посещение занятий.

 
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лек-ций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисци-плине.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ и тестового контроля по теоретиче-скому курсу дисциплины.

Методические указания к анализу кейс-задач.

Кейс (в переводе с англ. – случай) представляет собой проблемную ситуацию, предлагаемую студентам в качестве задачи для анализа и поиска решения.

Обычно кейс содержит схематическое словесное описание ситуации, статистические данные, а также мнения и суждения о ситуациях, которые трудно предсказать или измерить. Кейс, охватывает такие виды речевой деятельности как чтение, говорение и письмо.

Кейсы наглядно демонстрируют, как на практике применяется теоретический материал. Дан-ный материал необходим для обсуждения предлагаемых тем, направленных на развитие навыков общения и повышения профессиональной компетенции.

Зачастую в кейсах нет ясного решения проблемы и достаточного количества информации.

Типы кейсов:

- Структурированный (highlystructured) кейс, в котором дается минимальное количество до-полнительной информации.

- Маленькие наброски (shortvignettes) содержащие, как правило, 1-10 страниц текста.

- Большие неструктурированные кейсы (longunstructuredcases) объемом до 50 страниц.

Способы организации разбора кейса:

- ведет преподаватель;

- ведет студент;

- группы студентов представляют свои варианты решения;

- письменная домашняя работа.

Для успешного анализа кейсов следует придерживаться ряда принципов:

- используйте знания, полученные в процессе лекционного курса;

- внимательно читайте кейс для ознакомления с имеющейся информацией, не торопитесь с вы-водами;

- не смешивайте предположения с фактами.

Анализ кейса должен осуществляться в определенной последовательности:

1. Выделение проблемы.

2. Поиск фактов по данной проблеме.

3. Рассмотрение альтернативных решений.

4. Выбор обоснованного решения.

При проведении письменного анализа кейса помните, что основное требование, предъявляе-мое к нему, – краткость.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-160
Специализированная мебель на 180 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., проектор Panasonic EX620 X6A – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., микрофон – 1 шт., мониторы - 3 шт., плазменная панель - 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-173а

специализированная мебель на 12 посадочных мест, персональные компьютеры – 13 шт., интерактивная доска – 1 шт., проектор – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Э-173а
Э-173а
специализированная мебель на 12 посадочных мест, персональные компьютеры – 13 шт., интерактивная доска – 1 шт., проектор – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

Э-173а

специализированная мебель на 12 посадочных мест, персональные компьютеры – 13 шт., интерактивная доска – 1 шт., проектор – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.э.н Орел Ю.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаев Д.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» рассмотрена на заседании Кафедра агроэкономики и маркетинга протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Тельнова Наталья Николаевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии