УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Основы определения цели проекта и формулирования задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определения связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения, в том числе при решении нестандартных профессиональных задач
умеет
Использовать основы определения цели проекта и формулирования задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определения связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения, в том числе при решении нестандартных профессиональных задач
владеет навыками
навыками определять цели проекта и формулировать задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определение связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения, в том числе при решении нестандартных профессиональных задач
основ применения методов теоретического и экспериментального исследования при инновационных разработках в сфере информационных технологий
умеет
использовать теоретические и практические знания полученные в результате исследований инновационных разработок в сфере информационных технологий, в том числе в новой или незнакомой среде
владеет навыками
основ структурирования, оформления и представления информации в виде научных публикаций на тему инноваций в сфере информационных систем и технологий
умеет
структурировать, оформлять и представлять информацию в виде научных публикаций на тему инноваций в сфере информационных систем и технологий с обоснованными выводами.
владеет навыками
навыками представлять полученную информацию в виде докладов, публикаций на тему инновационного развития информационных систем и технологий с обоснованными выводами и рекомендациями.
методологических основ и общих принципов исследований на тему выведения инновационного продукта на рынок.
умеет
понимать основные методологические основы и общие принципы исследований при выборе и обосновании источников финансирования инновационного –инвестиционного проекта.
владеет навыками
навыками применения методологических основ и общих принципов исследований на тему коммерциализации инновационного проекта.
основы принципов исследовательской работы, в том числе на тему развития инновации в сфере информационных систем и технологий
умеет
находить, сравнивать, оценивать и развивать методы инновационных исследований
владеет навыками
навыками применения результатов исследовательской работы в сфере инновационного развития информационных технологий.
новые научные принципы и методы проведения исследований в инновационной деятельности
умеет
проводить исследования для решения практических задач в сфере информационных технологий с учетом инновационного развития.
владеет навыками
навыками применения научных принципов и методов проведения исследований в инновационной деятельности в сфере информационных технологий
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Технологические инновации в сфере информационных систем и технологий».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Технологические инновации в сфере информационных систем и технологий».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологические инновации в сфере информационных систем и технологий».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её
Промежуточная аттестация по дисциплине «Технологические инновации в сфере информационных систем и технологий» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Понятие технологического предпринимательства
2. Анализ различных точек зрения на сущность предпринимательства и предпринимателей.
3. Философия и принципы совершенного предпринимательства
4. Деловая среда предпринимательства.
5. Субъекты и объекты предпринимательства. Инновационное предпринимательство.
Венчурный бизнес. Электронная торговля.
6. Формирование команды. Распределение ролей в команде.
7. Командный дух. Развитие команды.
8. Принципы сбора команды стартапа
9. Сущность и свойства инноваций.
10. Модели инновационного процесса.
11. Роль предпринимателя в инновационном процессе.
12. Классификация инноваций. Как возникают бизнес-идеи?
13. Формализация бизнес-модели.
14. Трансформация бизнес-модели в бизнес-план.
15. Основы маркетинговых исследований. Особенность маркетинговых исследований для
высокотехнологичных стартапов.
16. Оценка рынка и целевой сегмент. Комплекс маркетинга.
17. Особенности продаж инновационных продуктов. Уровни готовности технологий. Теория
решения изобретательских задач. Теория ограничений.
18. Умный жизненный цикл продукта. Концепция Customer development.
19. Методы моделирования потребительских потребностей.
20. Модель потребительского поведения
21. Что такое стартап? Методики развития стартапа.
22. Этапы развития стартапа.
23. Финансирование инновационной деятельности на различных этапах развития стартапа.
24. Общая структура эффективной презентации.
25. Виды презентаций.
26. Общие замечания по содержанию презентаций
Темы для эссе
⚫ Преимущество работы в команде при реализации бизнес-проектов. Самые успешные команды прошлого (описать на конкретном примере).
⚫ Проблемы формирования команды в бизнесе. Масштабные командные неудачи (описать на конкретном примере).
⚫ Командный дух в бизнесе и принципы его создания (описать на конкретном примере).
⚫ Как сохранить командный дух при провалах и неудачах в бизнесе (описать на конкретном примере).
⚫ Какие факторы макросреды в наибольшей степени влияют на развитие высокотехнологичных предприятий.
⚫ Как поменяются политики комплекса маркетинга в зависимости от типа рынка (В2В или В2С) и почему?
⚫ Каковы ключевые причины успеха концепции Customer Development?
⚫ Каковы основные минусы концепции Customer Development.
⚫ Выберите один из существующих сегодня на рынке стартапов. Проанализируйте путь его развития.
⚫ Причины провала стартапов.
⚫ Сравните шаблоны бизнес-моделей А. Остервальдера, Э. Маурьи, Ris Ventures и ФРИИ.
⚫ Как стартапу преодолеть «долину смерти»?
⚫ Особенности оценки эффективности и инвестиционной привлекательности стартапов.
⚫ Оценка ключевых факторов эффективности проекта.
⚫ Риски проекта: как сохранить баланс принятия, передачи, сокращения и избегания в вашем проекте.
⚫ Человеческий фактор в инновационном бизнесе и сопутствующие ему риски (на основе вашего инновационного проекта).
⚫ Предприниматель: каковы границы допустимой рисковости?
⚫ Роль государственной инновационной политики в социально-экономической повестке России.
Контрольная точка №1 (по темам 1-3)
Вариант 1
1. Теоретическая часть
1.1. Тестовые задания:
1. Инновации – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в:
а) новых продуктах
б) новом технологическом процессе
в) новом способе организации производства
г) новом дизайне упаковки продукта
2. Что из нижеперечисленного НЕ относится к малой группе?
а) пассажиры поезда
б) работники парикмахерской
в) рабочие строительной бригады
3. Что является основой возникновения бизнес-идеи?
а) возможности
б) ценности
в) получение прибыли
4. Какие этапы не обязательно должна пройти придуманная бизнес-идея, чтобы превратиться в готовый инновационный продукт?
а) этап прототипа (модели продукта)
б) этап патентования
в) этап производства
г) этап первых продаж
5. В группе низкая экспансивность, это:
а) мешает сформировать команду
б) помогает сформировать команду
в) никак не скажется на формировании команды
6. Эффективная бизнес-модель определяется следующими параметрами:
а) постоянный поиск новых возможностей, сочетание возможностей рынка и возможностей компании, интегрированность компании в создание цепочки ценностей, умение изменять
б) эффективное взаимодействие с рынком, поставщиками и конкурентами
в) эффективное управление, организация операционной деятельности, отличная идея, которую можно кому-нибудь продать
7. К улучшающим инновациям можно отнести (выберите несколько вариантов ответа):
а) освоение скотоводства
б) выпуск новой модели мобильных телефонов с функцией LTE
в) новый формат упаковки крема для лица Revitalift (50 мл, ранее – 100 мл)
г) смарт-часы Pebble (проект собрал на площадке KickStarter более 10 млн долларов)
8. К заповедям формирования командного духа относится:
а) безоговорочное подчинение
б) совместная работа
в) отказ от увольнения работников
9. Стратегические решения обладают следующими характеристиками:
а) необратимые, долгосрочные, имеющие ключевое влияние на компанию в целом, касаются всех сфер деятельности и управления
б) характерны только для крупных организаций, так как требуют большого штата сотрудников
в) принимаются руководителями и связаны со стратегической безопасностью организации
10. К обязательным свойствам инноваций НЕ относится:
а) научно-техническая новизна
б) производственная применимость
в) коммерческий потенциал
г) усовершенствованный дизайн
11. Что из нижеперечисленного характеризует командного лидера?
а) харизма
б) умение правильно распределять роли
в) либерализм
12. Бизнес-модель – это:
а) бизнес-идея, оформленная в виде бизнес-плана
б) система бизнес-решений, основанная на ценностном предложении и направленная на коммерциализацию идеи
в) концептуальная модель бизнеса, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли)
13. К механизмам работы компании по принципу «открытых инноваций» НЕ относится:
а) публичная презентация нового продукта
б) стратегические альянсы с другими компаниями
в) создание корпоративных венчурных фондов
г) заказы на НИОКР у внешних лабораторий и компаний
14. Работа в команде имеет следующее преимущество:
а) снижает время на принятие решений
б) упрощает процесс распределения прибыли
в) повышает креативность
15. Шаблон бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пенье включает в себя следующие блоки:
а) ценности, ценностное предложение, ключевые ресурсы, ключевые процессы, ключевые партнеры, потребители, ключевые конкуренты
б) потребительские сегменты, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, ценностное предложение, потоки поступления дохода, ключевые партнеры, основные виды деятельности, ключевые ресурсы, структура издержек
в) внутренняя среда организации, внешняя среда организации, ценности, структура, цели, процессы, конкуренты, потребители, поставщики
16. К псевдоинновациям можно отнести:
а) освоение скотоводства
б) выпуск новой модели мобильных телефонов с функцией LTE
в) новый формат упаковки крема для лица Revitalift (50 мл, ранее – 100 мл)
г) смарт-часы Pebble (проект собрал на площадке KickStarter более 10 млн долларов)
2.1. Практико-ориентированные задания:
Задание 1. Перечислите основные минусы при использовании линейной модели инноваций, основанной на гипотезе «технологического толчка» («от науки – к рынку»).
Задание 2. Определите, к какой гипотезе и к какой модели инновационного процесса (push или pull) относятся процессы, связанные с созданием приведенных ниже продуктов: 1) светодиодный фонарь; 2) нержавеющая сталь.
Задание 3. В компанию поступил заказ на сумму 1200 тыс. руб. Выполнить его могут 3 команды. Команда А из 6 человек, каждый из которых затратит 50 чел.-часов. Команда Б из 5 человек, каждый из которых затратит 30 чел.-часов. Команда В из 3 человек, каждый из которых затратит 40 чел.-часов.
Определите: 1) производительность труда одного сотрудника в каждой из команд в расчете на чел.-час; 2) в какой из команд производительность труда в расчете на человеко-час выше.
Задание 4. Перечислите девять структурных блоков шаблона бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пинье.
Контрольная точка №2 (по темам 4-6)
Вариант 1
1. Теоретическая часть
1.1. Тестовые задания:
1. Какие факторы не входят в маркетинговую среду фирмы? (выберите несколько вариантов ответа)
а) макрофакторы
б) микрофакторы
в) мезофакторы
г) мегафакторы
2. Стадии жизненного цикла товара (вычеркните ненужное):
а) выход на рынок
б) спад
в) рост
г) зрелость
д) обзвон клиентов
3. Опишите типичный путь развития стартапа, по мнению Стива Бланка:
а) бизнес-план – разработка продукта – альфа/бета-тест – запуск – первая поставка
б) гипотеза – тестирование – привлечение клиентов – создание компании/масштабирование
в) идея – полностью готовый продукт – выбор канала продаж – поиск клиентов – активные продажи
г) все ответы верные (возможны альтернативные пути развития)
д) нет верного ответа
4. Что такое time to market?
а) время, необходимое для выведения продукта на рынок
б) время на развитие рынка
в) время на поиск сегмента
г) время для проезда до рынка
5. Недостатками метода гибкой разработки являются (вычеркните лишний ответ):
а) не выглядит так «солидно», как жесткая каскадная схема.
б) некоторые клиенты не готовы идти на высокую вовлеченность в процесс разработки
в) продукт для демонстрации появляется только на поздних стадиях
г) менее подробная документация и стандартизация продукта
6. Стадии развития стартапа:
а) поиск product/market fit (идея – MVP) – соответствие продукта рынку – рост, «долина смерти» – укрепление позиций, дальнейшие рост, масштабирование, захват рынков – IPO
б) идея – PreSeed – Seed – раунд А – раунд В – раунд С – раунд D – IPO
в) идея – стартап – разработка – тестирование – стабилизация – масштабирование.
г) зарождение – первая версия продукта – доработка продукта – тестирование бизнес-модели – стабильная монетизация – масштабирование бизнеса (расширение базы клиентов, выход
д) все ответы верные
е) нет верного ответа
7. Что такое маркетинг-микс?
а) набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга
б) набор факторов, влияющих на маркетинг
в) комплекс стратегических партнеров
г) секретная формула продукта
8. Основным принципом теории ограничений является:
а) нужно учиться работать в условиях ограниченных ресурсов
б) в системе в каждый момент всегда есть только одно ограничение, только одно узкое место
в) ограничение требований на компетенции персонала существенно повышает эффективность производства
г) прибыль предприятия ограничена соотношением выручки и издержек
9. Венчурное финансирование относится:
а) к собственным финансовым средствам
б) к заемным финансовым средствам
в) к привлеченным финансовым средствам
г) к внутренним финансовым средствам
10. Каково базовое условие, обеспечивающее вам (вашей компании) возможность использовать бизнес-модель «Лицензирование»?
а) спрос на ваши (вашей компании) разработки со стороны конкурентов
б) наличие у потенциального «покупателя» ресурсов для выполнения собственных НИОКР, проведения патентного поиска и обеспечения правовой охраны вашей (вашей компании) разработки
в) наличие у вас (вашей компании) соответствующих интеллектуальных прав на объект интеллектуальной собственности
11. Какой из этих барьеров на пути осуществления запроса относится к внутренним?
а) барьер несоответствия воспринимаемых выгод и цены товара (ложное или действительное несоответствие)
б) накладываемые семьей
в) отсутствие товара
12. Среди общих характеристик бизнес-ангелов и венчурных фондов как источников финансирования инновационной деятельности можно выделить следующий признак:
а) финансируют только компании на стадии start-up
б) являются элементом привлеченных финансовых ресурсов компании
в) денежные средства предоставляются на безвозмездной основе
13. Без каких условий лицензионный договор не будет считаться заключенным?
а) предмет (путем указания на объект интеллектуальной собственности, право использования которого предоставляется), способы использования объекта интеллектуальной собственности, размер вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности или способ его определения либо указание на безвозмездность договора
б) предмет (путем указания на объект интеллектуальной собственности, право использования которого предоставляется), способы использования объекта интеллектуальной собственности, территория использования объекта интеллектуальной собственности, срок действия договора, размер вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности или способ его определения либо указание на безвозмездность договора
в) способы использования объекта интеллектуальной собственности, срок действия договора, ответственность за нарушение договора
14. Расположите в «классическом» порядке стадии потребительского процесса (процесс покупки):
а) поиск информации – осознание потребности – оценка альтернатив – покупка – потребление – постпокупочное поведение
б) осознание потребности – поиск информации – оценка альтернатив – покупка – потребление – постпокупочное поведение
15. Расставьте основные источники финансирования инновационной деятельности в порядке возрастания доступного объема финансирования:
а) венчурные фонды
б) ресурсы бизнес-инкубаторов
в) фондовые рынки
г) личные сбережения
16. Каким образом может быть исчислена цена лицензионного договора в виде роялти?
а) на основании четко оговоренной суммы, не превышающей стоимости затрат лицензиара на разработку
б) на основании процента от величины ежемесячного фонда оплаты труда работников лицензиара
в) на основании процента от выручки лицензиата, полученной от продажи продукта, основанного на технологии, права на которую переданы по лицензионному договору
2. Практическая часть (оценка умений и навыков)
2.1. Практико-ориентированные задания:
Задание 1. Укажите, какой тип исследования необходимо провести, чтобы получить ответы на следующие вопросы. Компания, занимающаяся разработкой приложения по доставке еды, нашла уникальную на рынке нишу: приготовление и доставка домашней еды по запросу соседей. Необходимо оценить конкурентоспособность предложения.
Задание 2. Назовите прямых и косвенных конкурентов для компании BMW.
Задание 3. Перечислите по порядку 6 стадий жизненного цикла продукта.
Задание 4. Охарактеризуйте бутстрэппинг, как источник финансирования инновационных компаний.
Специфика изучения дисциплины «Технологические инновации в сфере информационных систем и технологий» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задания, отведенные на самостоятельную работу: подготовиться к устному опросу, тестированию, контрольным работам;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным. Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением;
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и прочих мероприятиях;
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса и выполнения заданий в рабочей тетради на практических занятиях и выполнения контрольных работ по курсу дисциплины.
Э-159
Специализированная мебель на 26 посадочных мест, персональный компьютер – 26 шт., телевизор – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.