УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: изучение основных этапов жизненного цикла информационной системы; знакомство с различными технологиями проектирования ИС; знакомство с принципами управления программными проектами; изучение принципов структурного анализа и проектирования; изучение технологий моделирования; изучение технологии объектно-ориентированного проектирования и моделирования; формирование навыков использования структурного и объектно-ориентированного подходов при моделировании ИС.
методики проектирования и внедрения компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия, обес-печивающих достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов.
умеет
проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов
владеет навыками
навыками проектирования и внедрения компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия, обес-печивающих достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов
методы анализа прикладной области, информационных потребностей, формирования требования к ИС
умеет
разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС
владеет навыками
навыками использования методологий для по-строения моделей в середе инструментальных сред
методологии и технологии проектирования
умеет
проводить анализ предметной области, выяв-лять информационные потребности и разраба-тывать требования к ИС
владеет навыками
работы с инструментальными средствами мо-делирования предметной области, прикладных и информационных процессов
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Методы и средства проектирования информационных систем».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Методы и средства проектирования информационных систем».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы и средства проектирования информационных систем».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Методы и средства проектирования информационных систем» проводится в виде Экзамен, Курсовой проект.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Укажите назначение и возможности MS Office Visio.
2. Какие способы настройки окна и панели инструментов программы MS Office Visio вы знаете?
3. Какие способы создания нового документа, листа схемы в программе MS Office Visio вы знаете?
4. Назовите способы добавления фигур на схему.
5. Какие группы фигур программы MS Office Visio используются для создания схем и других графических изображений?
6. Назовите способы форматирования фигур диаграммы.
7. Какие инструменты для работы с текстом доступны в программе MS Office Visio?
Лабораторная работа №2. Создание диаграммы Исикавы
1. Дать характеристику диаграммы Исикавы.
2. Объяснить алгоритм построения диаграммы Исикавы.
3. В чем заключаются преимущества и недостатки диаграммы?
Лабораторная работа №3. Стандарты и методики разработки ИС
1. Какие вы можете выделить стандарты, регламентирующие ЖЦ ПО.
2. Охарактеризуйте стандарт ГОСТ 34.601-90.
3. В чем основные достоинства стандарта RUP.
Лабораторная работа №4. Методология IDEF0. Правила построения и контекстная диаграмма
1. Каковы цели функционального моделирования?
2. Назовите основные компоненты функциональной модели.
3. Какие виды интерфейсных дуг различают в IDEF0?
4. Для чего нужна цель и точка зрения?
5. Что такое функциональный блок?
Лабораторная работа №5. Методология IDEF0. Декомпозиция модели IDEF0
1. Какие типы стрелок различают в IDEF0?
2. Для чего нужна стрелка Вызов.
3. Объясните типы взаимодействия между блоками.
Лабораторная работа №6. Методология IDEF0. Дерево узлов и FEO-диаграмма
1. Что такое Дерево узлов?
2. Что такое FEO-диаграмма и с какой целью она строится.
Лабораторная работа №7. Методология DFD. Правила построения
1. Что описывает DFD-диаграмма?
2. Какая нотация используется в MS Visio при построении DFD-диаграмм?
3. Перечислите составные части DFD-диаграммы.
4. В чем состоит назначение процесса?
5. Что называется внешней сущностью?
6. Что описывают хранилища?
Лабораторная работа №8. Методология IDEF3. Правила построения
1. Чем отличаются диаграммы IDEF3 от диаграмм IDEF0?
2. Какие бывают виды перекрестков?
3. Что такое объект ссылки?
Лабораторная работа №9. Методология ER и IDEF1X
1. Для чего предназначена диаграмма «сущность-связь»?
2. Чем отличается полная атрибутивная модель от диаграммы «сущность-связь»?
3. Какие виды отношений существуют и чем они отличаются?
4. Приведите пример идентифицирующего отношения.
5. Приведите пример отношения полной категоризации.
Лабораторная работа №10. Язык моделирования UML Диаграмма прецендентов
1. Назначение и основные элементы диаграмм прецедентов.
2. Назовите сходства и различия диаграмм прецедентов и контекстных диаграмм?
3. О каких вариантах (прецедентах, сценариях) использования дают представление Use Case Diagrams?
4. Назовите сходства и различия акторов и внешних сущностей.
6. Что отображает/представляет «прецедент» на диаграмме прецедентов?
7. Что такое «актор» (актер, действующее лицо), что он отображает на диаграмме прецеден-тов?
8. Какие типы отношений (связей) между акторами и прецедентами используются на диа-граммах прецедентов?
Лабораторная работа №11. Язык моделирования UML Диаграмма действий
1. Для каких целей используется диаграмма прецендентов?
2. Для каких целей используется диаграмма классов?
3. Для каких целей используется диаграмма объектов?
4. Для каких целей используется диаграмма последовательностей?
5. Для каких целей используется диаграмма взаимодействия?
6. Для каких целей используется диаграмма состояний?
7. Для каких целей используется диаграмма активности?
8. Для каких целей используется диаграмма развертывания?
9. Классификация диаграмм UML.
Лабораторная работа №12. Техническое задание (ТЭО, ТП, рабочий проект)
1. Что такое ТЗ?
2. С какой целью создается ТЗ?
3. Что ТЗ позволяет делать?
1. Проектирование информационной системы «Спортивный комплекс»
2. Проектирование информационной системы «Таксопарк»
3. Проектирование информационной системы «Автосалон»
4. Проектирование информационной системы «Агентство недвижимости»
5. Проектирование информационной системы «Пункт проката автомобилей»
6. Проектирование информационной системы «Рекламное агентство»
7. Проектирование информационной системы «Туристическая фирма»
8. Проектирование информационной системы «Санаторий»
9. Проектирование информационной системы «Редакция журнала»
10. Проектирование информационной системы «Фотостудия»
11. Проектирование информационной системы «Транспортная компания»
12. Проектирование информационной системы «Ювелирная мастерская»
13. Проектирование информационной системы «Кадровое агентство»
14. Проектирование информационной системы «Курсы по повышению квалификации»
15. Проектирование информационной системы «Склад»
16. Проектирование информационной системы «Хлебопекарня»
17. Проектирование информационной системы «Страховая компания»
18. Проектирование информационной системы «Компьютерная фирма»
19. Проектирование информационной системы «Станция техобслуживания»
20. Проектирование информационной системы «Кинотеатр»
21. Проектирование информационной системы «Деканат ВУЗа»
22. Проектирование информационной системы «Абитуриент»
23. Проектирование информационной системы «Регистратура поликлиники»
24. Проектирование информационной системы «Цветочный магазин»
25. Проектирование информационной системы «Отдел кадров»
26. Проектирование информационной системы «Кинотеатр»
27. Проектирование информационной системы «Ателье»
28. Проектирование информационной системы «Аптечный киоск»
29. Проектирование информационной системы «Библиотека»
30. Проектирование информационной системы «Видеопрокат»
31. Проектирование информационной системы «Гостиница»
32. Проектирование информационной системы «Детский сад»
33. Проектирование информационной системы «Ресторан»
35. Проектирование информационной системы «Экскурсии»
36. Проектирование информационной системы «Банковские вклады»
37. Проектирование информационной системы «Автовокзал»
38. Проектирование информационной системы «Строительная компания»
39. Проектирование информационной системы «Школа»
40. Проектирование информационной системы «Мастерская по ремонту бытовой техники»
1. Системное моделирование
2. Детальная бизнес-модель в области ИС
3. Подходы к моделированию бизнес-процессов
4. Основные понятия и определения
5. Примеры некоторых CASE-средств
6. Сущность структурного подхода
7. Основные принципы структурного подхода
8. Сущность методологии функционального моделирования IDEF0
9. Основные понятия методологии IDEF0
10. Правила построения моделей IDEF0
11. Пример функциональной модели в нотации IDEF0
12. Определение и функциональное назначение DFD-моделей
13. Основные компоненты DFD-моделей
14. Иерархия DFD
15. Рассмотрение примера DFD-модели
16. Понятие динамического моделирования
17. Методология IDEF3
18. Основные элементы динамической модели
19. Правила и особенности построения IDEF3-модели
20. Декомпозиция в IDEF3
21. Основные понятия: сущность, атрибут, отношение
22. Правила определения сущности, атрибута, отношения
23. Основные правила формирования информационной модели
24. Пример IDEF1X-модели на примере процесса постройки садового домика
25. Основы BPMN
26. Обзор программных продуктов BPMN
27. Основные компоненты BPMN и их назначение
28. Понятие объектного подхода
29. Понятие класса
30. Определение объекта и его свойств
31. Принципы объектно-ориентированного подхода
32. Универсальный язык моделирования UML
33. Назначение диаграммы вариантов использования
34. Компоненты диаграммы вариантов использования
35. Определение и назначение диаграммы деятельности
36. Понятие действия
37. Основные компоненты диаграммы деятельности
Методические рекомендации по выполнению курсовая работа (проекта).
Лекционные занятия
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, дока-зательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики
Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способ-ствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные мо-менты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные коммента-рии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не долж-но быть более 10–15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Под-готовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.
Лабораторные занятия
Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных спо-собностей.
Являясь частью образовательного процесса, семинар преследует ряд основополагающих за-дач:
- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;
- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение ос-новной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;
- формирование установок на творчество;
- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекаю-щие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств со-знательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.
Для эффективной работы на практическом занятии студенту необходимо учесть и выполнить следующие требования по подготовке к нему:
1. Внимательно прочитать, как сформулирована тема, определить ее место в учебном плане курса, установить взаимосвязи с другими разделами.
2. Познакомиться с целью и задачами работы на практическом занятии, обратив внимание на то, какие знания, умения и навыки студент должен приобрести в результате активной познавательной деятельности.
3. Проработать основные вопросы и проблемы (задания), которые будут рассматриваться и обсуждаться в ходе практического занятия.
5. Добросовестно проработать имеющуюся научную литературу (просмотреть и подобрать информацию, сделать выписки (конспектирование узловых проблем), обработать их в соответствии с задачами практического занятия.
6. Обдумать и предложить свои выводы и мысли на основании полученной информации (предварительное осмысление).
7. Продумать развернутые законченные ответы на предложенные вопросы, предлагаемые творческие задания и контекстные задачи, опираясь на материал лекций, расширяя и дополняя его данными из учебника, дополнительной литературы, составить план ответа, выписать терминологию.
Видами заданий на практических занятиях:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной лите-ратуры), работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста, под-готовка мультимедиа сопровождения к защите рефератов, и др.
- для формирования умений: решение контекстных задач, подготовка к деловым играм, вы-полнение творческих заданий, анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Работа с научной и учебной литературой
Важнейшим средством информации, распространения знаний является книга. Работа с кни-гой состоит в том, чтобы облегчить специалистам возможность добывать из книги необходимы знания, отобрать нужную информацию наиболее эффективно и при возможно меньших затратах времени.
Приступая к изучению дисциплины необходимо внимательно просмотреть список основной и дополнительной литературы, определить круг поиска нужной информации. Если книг на одну тему несколько, то необходимо, прежде всего, просмотреть их, ознакомиться с оглавлением, со-держанием предисловием, аннотацией или введением, характером и стилем изложения материала. Выбор необходимой литературы и периодики осуществляется самостоятельно, так как даже опыт-ный библиограф не в состоянии учесть индивидуальные интересы.
Обучающийся должен внимательно изучить электронные каталоги и картотеки. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его под-заголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Обязательный справочный материал поможет вам в подборе необходимой ли-тературы.
Изучение книги целесообразно начинать с предварительного знакомства с ней: просмотреть введение, оглавление, заключение, библиографию или список использованной литературы. Во введении или предисловии автор обычно формулирует задачи, которые ставятся в книге. Внимательно изучив оглавление, студент узнает общий план книги, содержание ее, а в научных трудах и основные мысли автора. К оглавлению полезно обращаться не только при предварительном знакомстве с книгой, но и в процессе повторного и выборочного чтения, завершения его.
После предварительного знакомства с книгой следует приступить к первому чтению, глав-ная цель которого - понять содержание в целом. Это предварительное чтение - знакомство с книгой и выделение в ней всего того, что наиболее существенно и требует детальной проработки в другое время.
Следующим этапом является повторное чтение или чтение с проработкой материала - это критический разбор читаемого с целью глубокого проникновения в его сущность, конспектирования.
106/ЭФ
Оснащение: специализированная мебель на 27 посадочных мест, рабочие станции 14 шт., проектор Epson EB-X18 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.