УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
структурированный язык запросов к базам данных
умеет
писать программный код для решения типовых задач
владеет навыками
навыками применения методов и средств разработки информационных систем
основы предметно-ориентированного подхода для проектирования информационных систем
умеет
выделять компоненты инфраструктуры предприятия и работать с распределенными системами
владеет навыками
осуществления формализации бизнес-требований к ИС с последующей их реализацией
назначение основных объектов корпоративной информационной системы «1С:Предприятие» и взаимосвязей между ними
умеет
осуществлять выбор методов и инструментов для разработки компонентов информационных систем в архитектуре предприятия
владеет навыками
выделения целей и описание концептуальных основ создания ИС
основные процессы управления проектом разработки и основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности, области применения
проводить оценку качества и экономической эффективности созданных информационных систем
владеет навыками
навыками проведения оценки соответствия информационных систем техническому заданию
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Конфигурирование в информационных системах».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Конфигурирование в информационных системах».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Конфигурирование в информационных системах».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Конфигурирование в информационных системах» проводится в виде Экзамен, Курсовой проект.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Что такое конфигурируемость системы 1С:Предприятие?
2. Из каких основных частей состоит система?
3. Что такое платформа и что такое конфигурация?
4. Для чего используются разные режимы запуска системы 1С:Предприятие?
5. Что такое дерево объектов конфигурации?
6. Что такое объекты конфигурации?
7. Зачем нужна палитра свойств?
Лабораторная работа № 2. Создание подсистем
1. Для чего используется объект конфигурации Подсистема.
3. Как управлять порядком вывода и отображением подсистем в конфигурации.
Лабораторная работа № 3. Создание справочников
1. Для чего предназначен объект конфигурации Справочник.
2. Каковы характерные особенности справочника.
3. Для чего используются реквизиты и табличные части справочника.
4. Зачем нужны иерархические справочники и что такое родитель.
5. Зачем нужны подчиненные справочники и что такое владелец.
6. Какие основные формы существуют у справочника.
7. Что такое предопределенные элементы.
8. Чем с точки зрения конфигурации отличаются обычные элементы справочника от пред-определенных элементов.
9. Как пользователь может отличить обычные элементы справочника от предопределенных документов.
10. Как создать объект конфигурации Справочник и описать его структуру.
11. Как добавить новые элементы в справочник.
12. Как создать группу справочника.
13. Как переместить элементы из одной группы справочника в другую.
14. Зачем нужна основная конфигурация и конфигурация баз данных.
15. Как связаны объекты конфигурации и объекты баз данных.
16. Как изменить конфигурацию баз данных.
17. Как связаны объекты конфигурации и объекты баз данных.
18. Что такое подчиненные объекты конфигурации.
19. Зачем нужна проверка заполнения у реквизитов справочника.
Лабораторная работа № 4. Создание документов
1. Какими характерными особенностями обладает документ.
2. Для чего предназначены реквизиты и табличные части документа.
3. Какие существуют основные формы документа.
4. Что такое проведение документа.
5. Как создать объект конфигурации Документ и описать его основную структуру.
6. Как создать новый документ и заполнить его данными.
7. Как создать собственную форму документа.
8. Что такое конструктор форм.
Лабораторная работа № 5. Регистры накопления
1. Для чего предназначен объект конфигурации Регистр накопления.
2. Почему следует использовать регистры, хотя необходимая информация содержится в дру-гих объектах.
3. Для чего нужны измерения регистра, ресурсы и реквизиты.
4. Что такое движения регистра и что такое регистратор.
5. Как создать новый регистр накопления и описать его структуру.
Лабораторная работа № 6. Создание отчетов
1. Для чего предназначен объект конфигурации Отчет.
2. Как создать отчет с помощью конструктора схемы компоновки данных.
Лабораторная работа № 7. Редактирование макетов и форм
1. Для чего предназначен объект конфигурации Макет.
2. Что такое конструктор печати.
3. Как создать макет с помощью конструктора печати.
4. Как изменить табличный документ.
5. Какая разница в заполнении ячейки табличного документа текстом, параметром и шабло-ном.
1. Для чего предназначен объект конфигурации Регистр сведений.
2. Какими особенностями обладает объект конфигурации Регистр сведений.
3. В чем главное отличие регистра сведений от регистра накопления.
4. Какие поля определяют ключ уникальности регистра накопления.
5. Что такое периодический регистр сведений и что такое независимый регистр сведений.
6. Как создать периодический регистр сведений.
1. Разработка информационной системы «Спортивный комплекс» на платформе 1С:Предприятие
2. Разработка информационной системы «Таксопарк» на платформе 1С:Предприятие
3. Разработка информационной системы «Автосалон» на платформе 1С:Предприятие
4. Разработка информационной системы «Агентство недвижимости» на платформе 1С:Предприятие
5. Разработка информационной системы «Пункт проката автомобилей» на платфор-ме 1С:Предприятие
6. Разработка информационной системы «Рекламное агентство» на платформе 1С:Предприятие
7. Разработка информационной системы «Туристическая фирма» на платформе 1С:Предприятие
8. Разработка информационной системы «Санаторий» на платформе 1С:Предприятие
9. Разработка информационной системы «Редакция журнала» на платформе 1С:Предприятие на платформе 1С:Предприятие
10. Разработка информационной системы «Фотостудия» на платформе 1С:Предприятие
11. Разработка информационной системы «Транспортная компания» на платформе 1С:Предприятие
12. Разработка информационной системы «Ювелирная мастерская» на платформе 1С:Предприятие
13. Разработка информационной системы «Кадровое агентство» на платформе 1С:Предприятие
14. Разработка информационной системы «Курсы по повышению квалификации» на платформе 1С:Предприятие
15. Разработка информационной системы «Склад» на платформе 1С:Предприятие
16. Разработка информационной системы «Хлебопекарня» на платформе 1С:Предприятие
17. Разработка информационной системы «Страховая компания» на платформе 1С:Предприятие
18. Разработка информационной системы «Компьютерная фирма» на платформе 1С:Предприятие
19. Разработка информационной системы «Станция техобслуживания» на платформе 1С:Предприятие
20. Разработка информационной системы «Кинотеатр» на платформе 1С:Предприятие
21. Разработка информационной системы «Деканат ВУЗа» на платформе 1С:Предприятие
22. Разработка информационной системы «Абитуриент» на платформе 1С:Предприятие
23. Разработка информационной системы «Регистратура поликлиники» на платформе 1С:Предприятие
24. Разработка информационной системы «Цветочный магазин» на платформе 1С:Предприятие
25. Разработка информационной системы «Отдел кадров» на платформе 1С:Предприятие
26. Разработка информационной системы «Кинотеатр» на платформе 1С:Предприятие
27. Разработка информационной системы «Ателье» на платформе 1С:Предприятие
28. Разработка информационной системы «Аптечный киоск» на платформе
29. Разработка информационной системы «Библиотека» на платформе 1С:Предприятие
30. Разработка информационной системы «Видеопрокат» на платформе 1С:Предприятие
31. Разработка информационной системы «Гостиница» на платформе 1С:Предприятие
32. Разработка информационной системы «Детский сад» на платформе 1С:Предприятие
33. Разработка информационной системы «Ресторан» на платформе 1С:Предприятие
34. Разработка информационной системы «Салон красоты» на платформе 1С:Предприятие
35. Разработка информационной системы «Экскурсии» на платформе 1С:Предприятие
36. Разработка информационной системы «Банковские вклады» на платформе 1С:Предприятие
37. Разработка информационной системы «Автовокзал» на платформе 1С:Предприятие
38. Разработка информационной системы «Строительная компания» на платформе 1С:Предприятие
39. Разработка информационной системы «Школа» на платформе 1С:Предприятие
40. Разработка информационной системы «Мастерская по ремонту бытовой техники» на платформе 1С:Предприятие
1. Структура «1С:Предприятие»
2. Метаданные, встроенный язык и подсистемы
3. Создание прикладных решений на основе модели
4. Данные
5. Управляемый интерфейс
6. Клиентские приложения
7. Работа под управлением различных операционных систем
8. Обновление прикладных решений интернациолизация
9. Обзор функциональности прикладных решений
10. Обзор функциональности средств разработки
11. Особенности использования встроенного языка
12. Работа с метаданными
13. Объектные и необъектные данные
14. Объектные данные
15. Необъектные данные
16. Типы значений и типы данных
17. Типы значений
18. Типы данных
19. Использование явного вызова транзакций
20. Влияние транзакций на работу программных объектов
21. Механизм управляемых блокировок (общая информация)
22. Управляемые блокировки
23. Установка режима блокировок в конфигурации
24. Работа с управляемыми блокировками средствами встроенного языка
25. Особенности работы в режиме «Автоматический и управляемый»
26. Особенности работы с большим количеством управляемых блокировок
27. Общие сведения о клиент-серверном варианте работы
28. Масштабируемость кластера
29. Отказоустойчивость кластера
30. Утилита администрирования кластера серверов
31. Динамическое перераспределение нагрузки
32. Файловый и клиент-серверный варианты работы
33. Поддержка различных хранилищ данных
34. Обзор функциональности средств администрирования
35. Модуль приложения
36. Модуль внешнего соединения
37. Модуль сеанса
38. Общие модули
40. Модуль объекта
41. Модуль менеджера
42. Механизм транзакций (общая информация)
43. Вложенный вызов транзакций
44. Состав кластера
45. Сеансы и соединения
46. Программные средства администрирования кластера серверов
Методические указания для выполнения курсового проекта по дисциплине "Конфигурирование в информационных системах"
Лекционные занятия
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, дока-зательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих за-даний, рефератов, решение контекстных задач).
Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способ-ствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не должно быть более 10–15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.
Лабораторные занятия
Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных спо-собностей.
Являясь частью образовательного процесса, семинар преследует ряд основополагающих за-дач:
- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;
- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение ос-новной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее развития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;
- формирование установок на творчество;
- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекаю-щие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств со-знательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо привести какие-то факты.
Для эффективной работы на практическом занятии студенту необходимо учесть и выполнить следующие требования по подготовке к нему:
1. Внимательно прочитать, как сформулирована тема, определить ее место в учебном плане
2. Познакомиться с целью и задачами работы на практическом занятии, обратив внимание на то, какие знания, умения и навыки студент должен приобрести в результате активной познавательной деятельности.
3. Проработать основные вопросы и проблемы (задания), которые будут рассматриваться и обсуждаться в ходе практического занятия.
4. Подобрать литературу по теме занятия; найти соответствующий раздел в лекциях и в рекомендуемых пособиях.
5. Добросовестно проработать имеющуюся научную литературу (просмотреть и подобрать информацию, сделать выписки (конспектирование узловых проблем), обработать их в соответствии с задачами практического занятия.
6. Обдумать и предложить свои выводы и мысли на основании полученной информации (предварительное осмысление).
7. Продумать развернутые законченные ответы на предложенные вопросы, предлагаемые творческие задания и контекстные задачи, опираясь на материал лекций, расширяя и дополняя его данными из учебника, дополнительной литературы, составить план ответа, выписать терминологию.
Видами заданий на практических занятиях:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной лите-ратуры), работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста, под-готовка мультимедиа сопровождения к защите рефератов, и др.
- для формирования умений: решение контекстных задач, подготовка к деловым играм, вы-полнение творческих заданий, анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Работа с научной и учебной литературой
Важнейшим средством информации, распространения знаний является книга. Работа с кни-гой состоит в том, чтобы облегчить специалистам возможность добывать из книги необходимы знания, отобрать нужную информацию наиболее эффективно и при возможно меньших затратах времени.
Приступая к изучению дисциплины необходимо внимательно просмотреть список основной и дополнительной литературы, определить круг поиска нужной информации. Если книг на одну тему несколько, то необходимо, прежде всего, просмотреть их, ознакомиться с оглавлением, со-держанием предисловием, аннотацией или введением, характером и стилем изложения материала. Выбор необходимой литературы и периодики осуществляется самостоятельно, так как даже опытный библиограф не в состоянии учесть индивидуальные интересы.
Обучающийся должен внимательно изучить электронные каталоги и картотеки. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его под-заголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Обязательный справочный материал поможет вам в подборе необходимой ли-тературы.
Изучение книги целесообразно начинать с предварительного знакомства с ней: просмотреть введение, оглавление, заключение, библиографию или список использованной литературы. Во введении или предисловии автор обычно формулирует задачи, которые ставятся в книге. Внимательно изучив оглавление, студент узнает общий план книги, содержание ее, а в научных трудах и основные мысли автора. К оглавлению полезно обращаться не только при предварительном знакомстве с книгой, но и в процессе повторного и выборочного чтения, завершения его.
После предварительного знакомства с книгой следует приступить к первому чтению, глав-ная цель которого - понять содержание в целом. Это предварительное чтение - знакомство с книгой и выделение в ней всего того, что наиболее существенно и требует детальной проработки в другое
Следующим этапом является повторное чтение или чтение с проработкой материала - это критический разбор читаемого с целью глубокого проникновения в его сущность, конспектирования.
106/ЭФ
Оснащение: специализированная мебель на 27 посадочных мест, рабочие станции 14 шт., проектор Epson EB-X18 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.