УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: изложение теоретических сведений, составляющих содержание дисциплины и наработка практических навыков по исследованию управления данными; ознакомление с основными аспектами создания и функционирования хранилищ данных и витрин данных; ознакомление с современными технологиями и средствами управления данными и перспективами их развития.
модели и структуры данных
умеет
моделировать и проектировать структуры дан-ных
владеет навыками
владения инструментальными средствами со-здания структур данных
тенденции развития систем управления данными
умеет
анализировать требования к процессам формирования и обработки данных
владеет навыками
владения методами и методиками эффективного выбора систем управления данными
проблемы и процессы формирования и обработки данных
умеет
обобщать и анализировать информацию по системам управления данными
владеет навыками
владения методами проектирования и эксплуатации процессов формирования и обработки данных
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Управление данными».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Управление данными».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Управление данными».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Управление данными» проводится в виде Экзамен, Курсовой проект.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Для чего предназначен язык SQL?
Варианты ответов:
1 Для написания программных продуктов.
2 Для эффективной работы с информацией в СУБД.
3 Для создания удобных оболочек для различных программ.
4 Для расширения возможностей каких-либо программ, путем написания
дополнительных модулей.
5 Для более удобного оперирования математическими данными.
Вопрос №2
Напишите команду, с которой начинается запрос на выборку информации в
SQL.
Варианты ответов:
1 Select
2 Create
3 Quit
Вопрос №3
38
С какой обязательной командой всегда используется Select?
Варианты ответов:
1 Where.
2 Like.
3 From.
4 Between.
Вопрос №4
Какие операторы являются основными при модификации данных с помощию
SQL?
Варианты ответов:
1 Create Database и Drop Database.
2 Create Table и Drop Table.
3 Insert, Delete и Update.
4 Select, From и Where.
5 Like, Between и In.
Вопрос №5
Напишите оператор, который позволяет предоставлять привилегии
пользователям.
Варианты ответов:
Вопрос №6
Напишите оператор, который позволяет лишать пользователей привилегий.
Варианты ответов:
1 Revoke
Вопрос №7
Оператор Union позволяет:
Варианты ответов:
1 Объединить несколько столбцов одной таблицы.
2 Объединить несколько строк одной таблицы.
3 Объединить несколько таблиц по их строкам.
4 Объединить несколько таблиц по их столбцам.
5 Объединить несколько таблиц по их столбцам и строкам.
Вопрос №8
Укажите что получится в результате следую щего запроса:
Revoke Delete on Дороги From Андрей.
Варианты ответов:
1 В таблице Андрей будет удалена колонка Дороги.
2 В таблице Андрей бедет удалена строка Дороги.
3 В таблице Дороги бедет удалена колонка Андрей.
4 В таблице Дороги бедет удалена строка Андрей.
39
5 Пользователю Андрей будет дана возможность удалять записи из таблицы
Дороги.
6 Пользователю Андрей будет запрещено удалять записи из таблицы Дороги.
Вопрос №9
Какие операторы являются основными при создании и удалении таблиц с
помощью SQL?
Варианты ответов:
1 Like Table, Between Table и In Table.
2 Select Table, From Table и Where Table.
3 Insert Table, Delete Table и Update Table.
4 Create Database и Drop Database.
5 Create Table и Drop Table.
Вопрос №10
Какой знак препинания ставится в конце каждого запроса?
Варианты ответов:
1 Точка.
2 Двоеточие.
3 Точка с запятой.
4 Запятая.
5 Слэш.
6 Обратный слэш.
Вопрос №11
Напишите оператор, который используется для группировки информации.
Варианты ответов:
1 Group by
2 Group arrow
Вопрос №12
Укажите оператор, который используется для сортировки по убыванию.
Варианты ответов:
1 Not.
2 Asс.
3 Ins.
4 And.
5 Or.
Вопрос №13
Укажите оператор, который используется для сортировки по возрастанию.
Варианты ответов:
1 Asс.
40
2 Ins.
3 And.
4 Or.
5 Desс.
6 Not.
Вопрос №14
Что позволяет сделать оператор Count (имя_колонки)?
Варианты ответов:
1 Подсчет всех столбцов таблицы.
2 Подсчет всех выбранных строк таблицы.
3 Подсчет всех записей таблицы.
4 Суммирует все числовые данные столбца.
5 Суммирует все числовые данные строки.
Вопрос №15
Укажите, какой из нижеприведенных запросов позволяет изменить цены,
равные 1000 на 2000, в таблице Прайс-лист.
Варианты ответов:
1 Update Прайс_лист Set Цена = 1000 Where Цена = 2000
2 Revoke Прайс_лист Set Цена = 1000 Where Цена = 2000
3 Update Прайс_лист Set Цена = 2000 Where Цена = 1000
4 Revoke Прайс_лист Set Цена = 2000 Where Цена = 1000
5 Select Прайс_лист Set Цена = 1000 Where Цена = 2000
6 Select Прайс_лист Count Цена = 1000 Where Цена = 2000
Вопрос №16
Что будет итогом следующего запроса: Select avg(Цена) From Прайс_лист ?
Варианты ответов:
1 Будет выведена на экран колонка Цена из таблицы Прайс_лист.
2 Будет выведена на экран таблица Прайс_лист.
3 Будет выведена на экран только одна цена из таблицы Прайс_лист.
4 Будет подсчитана средняя цена из таблицы Прайс_лист.
5 Будет подсчитано количество строк поля Цена из таблицы Прайс_лист.
Вопрос №17
Какой из нижеприведенных запросов позволяет всем пользователям
просматривать таблицу Оценки?
Варианты ответов:
1 Revoke Select on Оценки to Public
2 Revoke Update on Оценки to Public
3 Revoke Оценки to Public
4 Grant Select on Оценки to Public
5 Grant Update on Оценки to Public
6 Grant Оценки to Public
41
Вопрос №18
Какой из нижеприведенных запросов является правильным с точки зрения
синтаксиса?
Варианты ответов:
1 Select город, население From карта Where население >1000000;
2 Select город, население From карта Where [население] >1000000;
3 Select город; население From карта Where население >1000000;
4 Select_город, население From_карта Where_население >1000000;
6 Select город население From карта Where население >1000000;
Вопрос №19
Что произойдет после выполнения следующего запроса: Alter Table Каталог
(Ad А Integer); ?
Варианты ответов:
1 Будет создана таблица, состоящая из одной колонки А с типом данных -
целое.
2 Будет создана таблица, состоящая из одной колонки А с типом данных -
вещественное.
3 Из таблицы Каталог будет удалена колонка А с типом данных - целое.
4 Из таблицы Каталог будет удалена колонка А с типом данных -
вещественное.
5 В таблицу Каталог будет добавлена колонка А с типом данных - целое.
6 В таблицу Каталог будет добавлена колонка А с типом данных -
вещественное.
Вопрос №20
Какой запрос позволяет выбрать все данные из Таблицы 1 и поместить в
Таблицу 2 ?
Варианты ответов:
1 Insert into Таблица 1 Select * From Таблица 2;
2 Select into Таблица 1 Select * From Таблица 2;
3 Insert into Таблица 2 Select * From Таблица 1;
4 Select into Таблица 2 Select * From Таблица 1;
5 Update into Таблица 1 Select * From Таблица 2;
6 Update into Таблица 2 Select * From Таблица 1;
Вопрос №21 @№21.mht
Варианты ответов:
1 Таблица из двух колонок А и С.
2 Таблица из двух колонок А и С, причем значения колонки А равны
значениям колонки С.
3 Таблица из двух колонок А и С, причем значения колонки С равны
значениям колонки А.
42
4 Таблица из двух колонок В и С.
5 Таблица из четырех колонок А, В, С и D.
Вопрос №22 @№22.mht
Варианты ответов:
1 Таблица из шести колонок N, А , B, N, B, С.
2 Таблица из двух колонок А и С, причем значения колонки N первой
таблицы равны значениям колонки N второй таблицы.
3 Таблица из трех колонок N, А и С, причем значения колонки С не равны
значениям колонки А.
4 Таблица из трех колонок А, В и С.
5 Таблица из четырех колонок А, В, С и D.
Вопрос №23 @№23.mht
Варианты ответов:
1 Union
Вопрос №24
Что позволяет сделать оператор AVG (имя_колонки) ?
Варианты ответов:
1 Подсчитать все строки колонки.
2 Подсчитать общую сумму значениий колонки.
3 Подсчитать среднюю сумму значениий колонки.
4 Перевести все значения колонки в целочисленные значения.
5 Перевести все значения колонки в дробные значения.
Какой оператор следует использовать при поиске по шаблону ?
Варианты ответов:
1 In.
2 Between.
3 Like.
4 Having
Вопрос №26
Какой оператор следует использовать при выборе данных с учетом
диапазона значений ?
Варианты ответов:
1 In.
2 Between.
3 Like.
4 Where
Вопрос №27
43
Какой оператор следует использовать при поиске в таблице какого - либо
определенного значения?
Варианты ответов:
1 In.
2 Between.
3 Like.
Вопрос №28
Каков будет результат данного запроса ? Select Disting ГОРОДА From
КАРТА
Варианты ответов:
1 Будут выведены все города из таблицы КАРТА.
2 Будут выведены крупные города из таблицы КАРТА.
3 Будут выведены столицы государств из таблицы КАРТА.
4 Будут выведены все города из таблицы КАРТА за исключением
повторяющихся.
5 Будут выведены все повторяющиеся города из таблицы КАРТА.
Вопрос №29
Можно ли создать SQL запрос с вычислением ?
Варианты ответов:
1 Да.
2 Нет.
Вопрос №30
Может ли язык SQL использоваться для создания приложений для
программных продуктов ?
Варианты ответов:
1 Да.
2 Нет.
Вопрос №31.
Что следует в результате данного запроса ? Select All Sum (НАСЕЛЕНИЕ)
From КАРТА Where Continent <> ‘Asia’
1 Количество жителей на азиатском континенте
2 Количество всех жителей в городах азиатского континента
3 Количество жителей в мире, кроме азиатского континента
4 Количество жителей во всех городах мира, кроме Азии
1. Разработка информационной системы «Спортивный комплекс»
2. Разработка информационной системы «Таксопарк»
3. Разработка информационной системы «Автосалон»
4. Разработка информационной системы «Агентство недвижимости»
6. Разработка информационной системы «Рекламное агентство»
7. Разработка информационной системы «Туристическая фирма»
8. Разработка информационной системы «Санаторий»
9. Разработка информационной системы «Редакция журнала»
10. Разработка информационной системы «Фотостудия»
11. Разработка информационной системы «Транспортная компания»
12. Разработка информационной системы «Ювелирная мастерская»
13. Разработка информационной системы «Кадровое агентство»
14. Разработка информационной системы «Курсы по повышению квалификации»
15. Разработка информационной системы «Склад»
16. Разработка информационной системы «Хлебопекарня»
17. Разработка информационной системы «Страховая компания»
18. Разработка информационной системы «Компьютерная фирма»
19. Разработка информационной системы «Станция техобслуживания»
20. Разработка информационной системы «Кинотеатр»
21. Разработка информационной системы «Деканат ВУЗа»
22. Разработка информационной системы «Абитуриент»
23. Разработка информационной системы «Регистратура поликлиники»
24. Разработка информационной системы «Цветочный магазин»
25. Разработка информационной системы «Отдел кадров»
26. Разработка информационной системы «Кинотеатр»
27. Разработка информационной системы «Ателье»
28. Разработка информационной системы «Аптечный киоск»
29. Разработка информационной системы «Библиотека»
30. Разработка информационной системы «Видеопрокат»
31. Разработка информационной системы «Гостиница»
32. Разработка информационной системы «Детский сад»
33. Разработка информационной системы «Ресторан»
34. Разработка информационной системы «Салон красоты»
35. Разработка информационной системы «Экскурсии»
36. Разработка информационной системы «Банковские вклады»
37. Разработка информационной системы «Автовокзал»
38. Разработка информационной системы «Строительная компания»
39. Разработка информационной системы «Школа»
40. Разработка информационной системы «Мастерская по ремонту бытовой техники»
Вопросы к экзамену
1. Основные понятия. История вопроса
2. OLAP
3. Различия между транзакционными и аналитическими системами
4. Области применения хранилищ данных
5. Общие свойства хранилищ
6. Различия между транзакционными и аналитическими системами
7. Области применения хранилищ данных
8. Общие свойства хранилищ
9. Данные хранилища
10. Компоненты хранилища
11. Модели разработки
12. Постановка задачи
13. Проектирование
14. Реализация
15. Внедрение
16. Две группы аналитических платформ
17. Обзор рынка BI
19. Продукция Sybase
20. Продукция Oracle
21. Общие понятия
22. История вопроса
23. Приложения
24. Технология (процесс) добычи знаний
25. Решаемые задачи
26. Математические основы (РАД)
27. Data Mining в MSSAS
28. Математические основы (РАД)
29. Data Mining в MSSAS
30. Проблема интеграции данных
31. Что такое SQL Server Integration Services
32. Планирование ETL проекта для хранилища данных
33. Пример куба
34. Основные понятия кубов
35. Иерархии измерений
36. Структура ХД
37. Три способа хранения агрегатных данных
Методические рекомендации по выполнению курсовая работа (проекта).
Лекционные занятия
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, дока-зательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффектив-ность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих за-даний, рефератов, решение контекстных задач).
Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способ-ствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные мо-менты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные коммента-рии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не долж-но быть более 10–15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Под-готовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.
Лабораторные занятия
Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных спо-собностей.
Являясь частью образовательного процесса, семинар преследует ряд основополагающих за-дач:
- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;
- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение ос-новной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения
- формирование установок на творчество;
- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекаю-щие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств со-знательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.
Для эффективной работы на практическом занятии студенту необходимо учесть и выполнить следующие требования по подготовке к нему:
1. Внимательно прочитать, как сформулирована тема, определить ее место в учебном плане курса, установить взаимосвязи с другими разделами.
2. Познакомиться с целью и задачами работы на практическом занятии, обратив внимание на то, какие знания, умения и навыки студент должен приобрести в результате активной познавательной деятельности.
3. Проработать основные вопросы и проблемы (задания), которые будут рассматриваться и обсуждаться в ходе практического занятия.
4. Подобрать литературу по теме занятия; найти соответствующий раздел в лекциях и в рекомендуемых пособиях.
5. Добросовестно проработать имеющуюся научную литературу (просмотреть и подобрать информацию, сделать выписки (конспектирование узловых проблем), обработать их в соответствии с задачами практического занятия.
6. Обдумать и предложить свои выводы и мысли на основании полученной информации (предварительное осмысление).
7. Продумать развернутые законченные ответы на предложенные вопросы, предлагаемые творческие задания и контекстные задачи, опираясь на материал лекций, расширяя и дополняя его данными из учебника, дополнительной литературы, составить план ответа, выписать терминологию.
Видами заданий на практических занятиях:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной лите-ратуры), работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста, под-готовка мультимедиа сопровождения к защите рефератов, и др.
- для формирования умений: решение контекстных задач, подготовка к деловым играм, вы-полнение творческих заданий, анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Работа с научной и учебной литературой
Важнейшим средством информации, распространения знаний является книга. Работа с кни-гой состоит в том, чтобы облегчить специалистам возможность добывать из книги необходимы знания, отобрать нужную информацию наиболее эффективно и при возможно меньших затратах времени.
Приступая к изучению дисциплины необходимо внимательно просмотреть список основной и дополнительной литературы, определить круг поиска нужной информации. Если книг на одну тему несколько, то необходимо, прежде всего, просмотреть их, ознакомиться с оглавлением, со-держанием предисловием, аннотацией или введением, характером и стилем изложения материала. Выбор необходимой литературы и периодики осуществляется самостоятельно, так как даже опыт-ный библиограф не в состоянии учесть индивидуальные интересы.
Обучающийся должен внимательно изучить электронные каталоги и картотеки. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его под-
Изучение книги целесообразно начинать с предварительного знакомства с ней: просмотреть введение, оглавление, заключение, библиографию или список использованной литературы. Во введении или предисловии автор обычно формулирует задачи, которые ставятся в книге. Внимательно изучив оглавление, студент узнает общий план книги, содержание ее, а в научных трудах и основные мысли автора. К оглавлению полезно обращаться не только при предварительном знакомстве с книгой, но и в процессе повторного и выборочного чтения, завершения его.
После предварительного знакомства с книгой следует приступить к первому чтению, глав-ная цель которого - понять содержание в целом. Это предварительное чтение - знакомство с книгой и выделение в ней всего того, что наиболее существенно и требует детальной проработки в другое время.
Следующим этапом является повторное чтение или чтение с проработкой материала - это критический разбор читаемого с целью глубокого проникновения в его сущность, конспектирования.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.