УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
принципов и особенностей функционирования информационно-коммуникационных технологий
поисковые системы для поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": наименования, возможности и порядок работы в них
умеет
собирать, хранить, обрабатывать анализи-ровать и передавать информацию для ре-шения экологических задач
использовать системы управления базами данных и для хранения, систематизации и обработки документации системы экологического менеджмента
владеет навыками
формировать и структурировать экологические данные используя информационно-коммуникационные технологии
специфики использования геоинформационных технологий
умеет
использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации посредствам геоинформационные технологии
владеет навыками
применять геоинформационные технологии для решения экологических задач
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Геоинформационные технологии в сфере экологической безопасности».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Геоинформационные технологии в сфере экологической безопасности».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Геоинформационные технологии в сфере экологической безопасности».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Геоинформационные технологии в сфере экологической безопасности» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
2. Функции ГИС
3. Классификация ГИС
4. Эволюция ГИС
5. Геоинформатика
6. Базовые компоненты ГИС
7. Источники геоданных для ГИС
8. Структура ГИС
9. Типы систем ввода данных, три шага ввода данных в ГИС
10. Геокодирование данных
11. Проблемы цифрования карт
12. Информация о качестве данных
13. Программное обеспечение ГИС
14. Виды информации в ГИС
15. Подходы организации связи между данными в ГИС
16. Формы представления объектов в ГИС
17. ГИС-технология создания карт
18. Перечислите области применения ГИС.
19. Перечислите источники данных для наполнения ГИС.
20. Что представляет собой пространственный объект, основные типы графических объ-ектов.
21. Назовите типы данных, используемых для описания пространственных данных сред-ствами ГИС.
22. Сущность растровых моделей представления данных?
23. Чем отличаются топологические и нетопологические векторные модели.
24. Сущность растровых моделей представления данных.
25. Перечислить основные компоненты ГИС и дать их краткую характеристику.
26. Техническое обеспечение ГИС (перечислить компоненты и их назначение).
27. Характеристика технических средств для ввода и вывода данных.
28. Программное обеспечение ГИС (перечислить основные модули).
29. Перечислить известные Вам модели организации баз данных в ГИС.
30. Перечислить наиболее распространенные векторные ГИС.
31. Особенности растровых ГИС, основные функциональные возможности.
32. Что понимается под «цифровой моделью рельефа»?
33. Источники данных для построения ЦМР.
34. Структура данных для построения ЦМР.
36. Методы визуализации средствами ГИС.
37. Перечислить основные этапы проектирования ГИС.
38. Опишите особенности организации данных в ГИС.
39. Какие типы координатных данных существуют?
40. Какие данные называются атрибутивными?
41. Перечислите существующие картографические проекции.
29. В чем заключается топологическое описание данных?
30. Какие структуры называются оверлейными?
31. Опишите трехмерные модели.
32. Перечислите основные виды моделирования в ГИС.
33. Дайте характеристику цифровой модели местности.
34. Дайте характеристику цифровой модели рельефа.
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) учебным планом не предусмотрены
Тест 1
Какое из перечисленного ниже оборудования не является необходимым для нормального функционирования ГИС?
а) Системный блок
б) Сканер
в) Монитор
г) Мышь
Как называется операция отыскания ближайшего центра сети для каждой точки местности?
а) аллокация
б) селекция
в) визуализация
г) геопривязка
Какая из ниже перечисленных ГИС является бесплатной?
а) ArcInfo
б) MapInfo
в) GRASS
г) WinGIS
Как называется ГИС, предназначенная для дешифрирования аэрокосмических снимков?
а) ERDAS
б) ArcView
в) ДубльГИ
г) MapEdit
5. Какая структура базы данных используется в ГИС MapInfo?
а) реляционная
б) сетевая
в) иерархическая
г) геореляционная
Какая операция из перечисленных ниже не является графоаналитической?
а) измерение по карте углов
б) изменение проекции карты
в) измерение по карте площадей
г) измерение по карте периметров
Как называется этап создания опытного образца ГИС?
а) визуализация
б) проектирование
в) адаптация
г) прототипирование
Какой из ниже перечисленных программных продуктов является вьювером?
а) ArcView
б) GeoDraw
г) Панорама
Какая ГИС в настоящее время используется на российском производстве для создания топо-графических карт?
а) ArcInfo
б) Панорама
в) EasyTrace
г) GRASS
Какая операция не входит в группу операций сетевого анализа?
а) Аллокация
б) Поиск кратчайшего пути
в) Изменение единиц измерения карты
г) Районирование
Тест 2
1. Каково соотношение понятий ЗИС и ГИС
- ГИС входит в состав ЗИС
ЗИС входит в состав ГИС
ЗИС и ГИС синонимы
2. В состав земельной информационной системы входят
Только картографическая информация
Только данные Государственного земельного кадастра
- картографическая информация; данные различных кадастров; правовая, налоговая системы; система управления земельными ресурсами.
3. Информационная система - это совокупность процессов манипулирования с исходными данными в целях................информации, пригодной для принятия решений
- получения
Хранения
4. В реляционной базе данных данные представлены в виде
- таблиц
Деревьев
Таблиц и деревьев
5. В каком порядке (сверху вниз) должны располагаться тематические слои на тематической карте
- тематические слои кругов и столбчатых диаграмм, различных символов
- тематические слои плотности точек
- тематические слои созданные методом диапазонов (с параметром Цвет или Размер)
- тематические слои созданные методом диапазонов (с параметром Все атрибуты), а также карты индивидуальных значений
- тематический слой, созданные методом растровой поверхности (слои)
Базовый слой (слои)-------самый первый
6. Сколько типов графиков можно строить в МарМо
7. Изменение структуры таблицы в Maplnfo осуществляется
- командами Таблица - Изменить - Перестроить
Командами Файл - Изменить таблицу
Командами Окно - Новый список
8. Какие способы геокодирования используются в Maplnfo
Геокодирование по адресу
Геокодирование по областям
- геокодирование по адресу, геокодирование по областям, грубое геокодирование
9 . Информационная система - это
Компьютерные сети
Хранилища информации
Системы управления работой компьютера
- системы хранения, обработки и передачи информации в специально организованной форме
10. Автоматизированными называют информационные системы, в которых
- представление, хранение и обработка информации осуществляется с помощью вычислитель-ной техники
В контуре управления отсутствует человек
Реализуется задача документационного обеспечения управления
11. Управленческие информационные системы используют для
Решения проблем, развитие которых трудно прогнозировать
Изменения постановки решаемых задач
Реализации технологий, максимально ориентированных на пользователя
- поддержки принятия решений на уровне контроля за операциями
12. Информационная база предназначена для
- хранения больших объемов данных
Нормализации отношений
Распределенной обработки данных
Обеспечения пользователей аналитическими данными
13. Информационная база реляционной структуры характеризуется
- табличным представлением данных
Однородностью атрибутов
Составными ключами
14. Основой банка информации является
Совокупность информационных документов
Система управления банком
Система хранения данных
- информационная база
15. Как представлена информация в реляционной базе данных
В виде списка
- в виде совокупности прямоугольных таблиц
Поименованным блокам
В виде совокупности файлов
16. База данных - это:
- набор совместно используемых логически связанных данных, сопровождаемый описанием этих данных, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей групп пользователей
Некоторая совокупность информации, хранящаяся в определенном месте и используемая при необходимости
Логически не связанный набор сведений, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей групп пользователей
17. Автоматизированная система управления – это
- комплекс технических и программных средств, обеспечивающих управление объектом в производственной, научной или общественной жизни
Робот-автомат
Компьютерная программа на рабочем столе руководителя завода
Система принятия управленческих решений с привлечением компьютера
18. Значения координат Карты должны вводиться
- в десятичных градусах
В градусах/минутах/секундах
В радианах
19 Для чего служит команда «Дубль окна»
- для переноса окна Карты в документы программ, поддерживающих протокол OLE, например, Microsoft Word или Microsoft Excel.
Для переноса окна Карты в документы любых программ
- переносить окна Карты внутри Maplnfo
Тест 3
1. Геоинформационная система MapInfo была разработана:
- в Америке
- в России
2. Первые геоинформационные системы были созданы:
- в Америке и Канаде
- в Англии и Германии
- в России
3. Первые геоинформационные системы были созданы:
- в 60 -х годах XX в.
- в 70-х годах XX в.
- в 80-х годах XX в.
4. Массовое распространение ГИС в России началось
- в 80-х годах XX в.
- в 90 -х годах XX в.
- в XXI в.
5. Какие данные используются в базе данных геоинформационных си- стем:
- пространственные
- описательные
- пространственные и описательные
6. Пространственные данные в ГИС могут быть представлены:
- в векторной форме
- в растровой форме
- в векторной и растровой формах
7. Географические объекты в ГИС классифицируют на:
- точки и линии
- точки и полигоны
- точки, линии, полигоны
8. В ГИС MapInfo модель базы данных относится к
- сетевому типу
- к реляционному типу
- к иерархическому типу
9. Столбцы таблиц базы данных в ГИС называют
- записями
- п о лями
- атрибутами
10. Строки таблиц базы данных в ГИС называют
- записями
- полями
- атрибутами
11. Цифровые карты классифицируют
- по видам использующий и автоматизированных систем
- по назначению
- по способам предоставления информации
- по формам представления
12. С какими из перечисленных типов растровых изображений работает MapInfo
-черно-белые
-цветные
-черно -белые, цветные, полутоновые
-полутоновые
13. Программный продукт MapInfo совместим со следующими плат- формами
- Windows
- Windows, Unix
- Windows, Unix, Macintosh
14. Таблицы MapInfo можно открыть
- выбрать команду «Файл - Открыть таблицу»
- в стартовом диалоговом окне MapInfo «Открыть сразу» вы брать «Таб лицу»
- на панели инструментов щелкнуть кнопку «Открыть таблицу»
- . TAB
-. MAP
-. ID
-. DAT
16. Какие режимы в MapInfo работают с таблицами всех типов
- «Как по лучится» и «Скрыть»
- «В активной карте» и «В новой карте»
- «Списком»
17. Из каких файлов состоит таблица MapInfo
- <имя файла>. ТАВ, <имя файла>.DAT
- <имя файла>. ТАВ, <имя файла>.DAT, <имя файла>. MAP
- <имя файла>. ТАВ, <имя файла>.DAT, <имя файла>. MAP, <имя файла>.ID
18. Данные из файлов каких форматов позволяет использовать MapInfo
- Microsoft Excel, Microsoft Access
- Microsoft Excel, Microsoft Access, растровые изображения
- Microsoft Excel, Microsoft Access, растровые изображения , dBASE DBF, Lotus 1-2-3
19. Слои карты представляют собой прозрачные пленки, расположенные
- друг под другом
- рядом друг с другом
- на разных картах
При изучении дисциплины «Геоинформационные технологии в сфере экологической без-опасности» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.
Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной дея-тельности. Это подтверждает учебный план, согласно которому, при изучении дисциплины 90 часа предусмотрено на самостоятельную работу, и 36 часа – на аудиторные занятия.
Лекции, практические занятия, написание курсовой работы и промежуточная аттестация яв-ляются важными этапами подготовки к экзамену, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к экзамену первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно решить задачи, написать курсовую работу.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.