2024-2025_09_04_02-набор_2023-ИСИТ_plx_Оценка качества программных средств_Разработка и сопровождение информационных систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ФТД.В.02 Оценка качества программных средств
09.04.02 Информационные системы и технологии
Разработка и сопровождение информационных систем
магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с принципами и характерными особенностями развития  автоматизации бизнес-процессов в профессиональной сфере, ИТ-методами и цифровыми технологиями; приобретение практических навыков работы с программным обеспечением в архитектуре автоматизации

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-3 Способен осуществлять проектирование сложных графических пользовательских интерфейсов
ПК-3.1 Обоснованно проводит создание формальных методик оценки графического пользовательского интерфейса
знает

формальные методики оценки графического пользовательского интерфейса

умеет

создавать формальные методики оценки графического пользовательского интерфейса

владеет навыками

навыками оценки пользовательского интерфейса

 
 
 
 
 
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решений
знает

алгоритмы поиска вариантов решения поставленной проблемной ситуации

умеет

осуществляеть поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе источников информации

владеет навыками

навыками определения вопросов (задач), подлежащих дальнейшей разработке 

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Оценка качества программных средств» является дисциплиной факультативной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Оценка качества программных средств» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Управление проектами
 
Научные основы аналитических исследований
 
Распределенные системы и технологии
 
Освоение дисциплины «Оценка качества программных средств» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Оценка качества программных средств» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
72/2
8
16
48
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Автоматизация бизнес-процессов в архитектуре информационных систем
1.
 
1.1. Цифровая визуализация производственных процессов 
3
4
8
4
КТ 1
1.1.
4
Устный опрос
УК-1.2, ПК-3.1
 
1.2. ИТ-обработка информации в профессиональной сфере
3
16
6
4
1.2.
2
УК-1.2, ПК-3.1
 
2.1. Модели цифровизации в бизнес-управлении 
3
10
6
4
КТ 2
1.3.
2
Тест
УК-1.2, ПК-3.1
 
2.2. Электронные модели и интерфейсы научного исследования
3
18
4
4
КТ 3
1.4.
Задачи
УК-1.2, ПК-3.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
48
72
16
8
 
Итого
48
72
16
8
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
1.1. Цифровая визуализация производственных процессов 
1.1. Цифровая визуализация производственных процессов 
4/2
 
1.2. ИТ-обработка информации в профессиональной сфере
1.2. ИТ-обработка информации в профессиональной сфере
2/2
 
2.1. Модели цифровизации в бизнес-управлении 
2.1. Модели цифровизации в бизнес-управлении 
2/-
 
2.2. Электронные модели и интерфейсы научного исследования
2.2. Электронные модели и интерфейсы научного исследования
/-
 
Итого
8
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
1.1. Цифровая визуализация производственных процессов 
Пр
4/2/-
 
1.2. ИТ-обработка информации в профессиональной сфере
Пр
4/-/-
 
2.1. Модели цифровизации в бизнес-управлении 
Пр
4/-/-
 
2.2. Электронные модели и интерфейсы научного исследования
Пр
4/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
1.1. Цифровая визуализация производственных процессов 
4
 
1.2. ИТ-обработка информации в профессиональной сфере
16
 
2.1. Модели цифровизации в бизнес-управлении 
10
 
2.2. Электронные модели и интерфейсы научного исследования
18
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Оценка качества программных средств» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Оценка качества программных средств».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Оценка качества программных средств».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Оценка качества программных средств».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
1.1. Цифровая визуализация производственных процессов 
Л1.1
Л2.1, Л2.2
 
2
1.2. ИТ-обработка информации в профессиональной сфере
Л1.1
Л2.1, Л2.2
 
3
2.1. Модели цифровизации в бизнес-управлении 
Л1.1
Л2.1, Л2.2
 
4
2.2. Электронные модели и интерфейсы научного исследования
Л1.1
Л2.1, Л2.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Оценка качества программных средств»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ПК-3.1:Обоснованно проводит создание формальных методик оценки графического пользовательского интерфейса
Преддипломная практика
x
Разработка программных приложений
x
Распределенные системы и технологии
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
УК-1.2:Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе источников информации. Определяет 
Научные основы аналитических исследований
x
Преддипломная практика
x
Технология защиты информации
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решений
Управление проектами
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Оценка качества программных средств» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Оценка качества программных средств» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Задачи
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Задачи
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Оценка качества программных средств» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Оценка качества программных средств»
Теоретические вопросы:

Информационные технологии и коммуникационные процессы

Графический дизайн документов в информационной среде

Электронные технологии производственных расчетов

Организация базы данных в ИТ-среде

ИТ в решении задач профессиональной направленности

Электронная обработка массивов производственных данных

Информационные технологии визуального проектирования

Проектирование электронных форм и интерфейса

Цифровые трансформации в экономике и АПК

Компьютерное проектирование цифровых документов

Обработка производственной информации в цифровой среде

Аналитика производственных данных в электронном облаке

Цифровой мониторинг производственных процессов в АПК

Цифровые модели представления данных  

Интерфейсы цифровой аналитики

Разработка цифрового проекта устойчивого развития

Цифровые технологии в архитектуре информационных систем

Цифровая визуализация производственных процессов

ИТ-обработка информации в профессиональной сфере

Цифровое проектирование деловой документации

Модели и тренды процессов цифровизации в сфере производства

Модели цифровизации в бизнес-управлении

Электронные модели и интерфейсы научного исследования

Кибербезопасность в производственной сфере

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Строева Е. В., Лаврова Е. В. Разработка управленческих решений [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 128 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398296 
 
дополнительная
 
Л2.1 Звягинцева О. С., Бабкина О. Н. Разработка управленческих решений:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2019. - 3,15 МБ
 
Л2.2 Кенина Д. С. Разработка управленческих решений. Краткий теоретический курс:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 1,85 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Информационные и цифровые технологии / Шуваев А.В. и др.: методические рекомендации для проведения лабораторно-практических работ со студентами аграрного вуза. Ставрополь /СтГАУ, 2023. – 76 с.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
424/НК
Оснащение: специализированная мебель на 40 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
422/НК

Оснащение: специализированная мебель на 38 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Philips 23",  Клавиатура + мышь - 25шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
 
2. Учебная аудитория № 423/НК
423/НК
Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

Э-184

Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, персональные компьютеры – 25 шт., мультимедийный проектор Epson EB -965H– 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., сервер Hp, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Оценка качества программных средств»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 917).
Автор (ы)
 
_______________________ профессор , доктор экономических наук Шуваев А.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , кандидпт технических наук Трошков А.М.
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаве Д.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Оценка качества программных средств» рассмотрена на заседании Кафедра инжиниринга IT-решений протокол № 9 от 04.05.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров А.Н.
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Оценка качества программных средств» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии