2024-2025_09_03_02-набор_2023-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Автоматизированные системы в управлении_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ДВ.01.02 Автоматизированные системы в управлении
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Автоматизированные системы в управлении» является формирование у студентов системного представления принципов, методов построения и эксплуатации автоматизированных систем в интересах управления
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-3 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование информационных систем
ПК-3.1 Способен осуществлять анализ проблемной ситуации и разработку бизнес-требований к системе
знает

формулирует проблемную ситуацию и бизнес-требования к системе

умеет

осуществляет анализ проблемной ситуации и разработку бизнес-требований к системе

владеет навыками

системно осуществляет анализ проблемной ситуации и разработку бизнес-требований к системе 

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование информационных систем
ПК-3.2 Способен осуществлять постановку целей создания системы и разрабатывать концепцию
знает

понимает сущность постановки целей создания системы и процедур разработки концепции

умеет

осуществляет постановку целей создания системы и разрабатывает концепцию

владеет навыками

системно  осуществляет постановку целей создания системы и разрабатывает концепцию

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование информационных систем
ПК-3.3 Способен разрабатывать техническое задание на систему и организовывать оценку соответствия требованиям существующих систем и их аналогов
знает

понимает сущность технического задания на систему и организацию оценки соответствия требованиям существующих систем и их ана-логов

умеет

разрабатывает техническое задание на систему и организовывает оценку соответствия требованиям существующих систем и их аналогов

владеет навыками

системной  разработки  технического задания на систему и организации оценки соответствия требованиям существующих систем и их аналогов 

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Автоматизированные системы в управлении» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Автоматизированные системы в управлении» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Инфокоммуникационные системы и сети
 
Информационные системы
 
Операционные системы и среды
 
Информационные технологии
 
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
 
Освоение дисциплины «Автоматизированные системы в управлении» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Преддипломная практика
 
Интернет-технологии
 
Управление ИТ-проектами
 
Конфигурирование в информационных системах
 
Корпоративные информационные системы
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Автоматизированные системы в управлении» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
4
108/3
18
18
36
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
18
18
36
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
108/3
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 1.  Организация и средства автоматизированных систем обеспечения управленческой деятельности
1.
 
Организация и средства автоматизированных систем обеспечения управленческой деятельности
4
8
8
КТ 1
1.1.
4
4
Тест
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2 раздел. 2. Автоматизированная система как интегратор информационных технологий
2.
 
Автоматизированная система как интегратор информационных технологий
4
8
8
КТ 2
2.1.
4
4
Тест
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3 раздел. 3. Основы построения инструментальных средств автоматизированных  систем в управлении
3.
 
Основы построения инструментальных средств автоматизированных систем в управлении
4
8
8
КТ 3
3.1.
4
4
Тест
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4 раздел. 4.  Создание компьютерных автоматизированных систем управления
4.
 
Создание компьютерных автоматизированных систем управления
4
8
12
4.1.
6
6
Собеседование 
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5 раздел. Семестровое домашнее задание
5.
 
Семестровое домашнее задание
4
4
5.1.
Доклад
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
36
108
18
18
 
Итого
36
108
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Организация и средства автоматизированных систем обеспечения управленческой деятельности
Введение в автоматизированные системы управления предприятием
2/2
 
Организация и средства автоматизированных систем обеспечения управленческой деятельности
Информация как ресурс управленческой деятельности
2/-
 
Автоматизированная система как интегратор информационных технологий
Лекция №3 Общая характеристика автоматизированных информационных технологий управленческой деятельности
2/-
 
Автоматизированная система как интегратор информационных технологий
Лекция №4. Экспертные системы и базы знаний в управлении предприятием
2/-
 
Основы построения инструментальных средств автоматизированных систем в управлении
Лекция №5. Информационные технологии на разных уровнях управления в организации
2/-
 
Основы построения инструментальных средств автоматизированных систем в управлении
Лекция №6 Масштабы применения автоматизированных информационных систем.
2/-
 
Создание компьютерных автоматизированных систем управления
Лекция №7. Подходы к построению компьютерных автоматизированных систем управления.

Принципы и стадии создания автоматизированных информационных систем

2/-
 
Создание компьютерных автоматизированных систем управления
Лекция №8 Особенности проектирования компьютерных автоматизированных систем управления.
2/2
 
Создание компьютерных автоматизированных систем управления
Лекция №9 Цифровые эко-системы.

Задачи цифровых экосистем. Функции и реализация цифровых эко-систем.

2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Организация и средства автоматизированных систем обеспечения управленческой деятельности
8
 
Автоматизированная система как интегратор информационных технологий
8
 
Основы построения инструментальных средств автоматизированных систем
8
 
Создание компьютерных автоматизированных систем управления
8
 
Семестровое домашнее задание (в соответствии с вариантом)
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Автоматизированные системы в управлении» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Автоматизированные системы в управлении».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Автоматизированные системы в управлении».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Автоматизированные системы в управлении».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Организация и средства автоматизированных систем обеспечения управленческой деятельности
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
2
Автоматизированная система как интегратор информационных технологий
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
3
Основы построения инструментальных средств автоматизированных систем в управлении
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
4
Создание компьютерных автоматизированных систем управления
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
5
Семестровое домашнее задание
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Автоматизированные системы в управлении»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-3.1:Способен осуществлять анализ проблемной ситуации и разработку бизнес-требований к системе
Информационные системы управления предприятием
x
Конфигурирование в информационных системах
x
Корпоративные информационные системы
x
Преддипломная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ПК-3.2:Способен осуществлять постановку целей создания системы и разрабатывать концепцию
Интернет-технологии
x
Информационные системы управления предприятием
x
Конфигурирование в информационных системах
x
Корпоративные информационные системы
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ПК-3.3:Способен разрабатывать техническое задание на систему и организовывать оценку соответствия требованиям существующих систем и их аналогов
Интернет-технологии
x
Информационные системы управления предприятием
x
Конфигурирование в информационных системах
x
Корпоративные информационные системы
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Управление ИТ-проектами
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Автоматизированные системы в управлении» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Автоматизированные системы в управлении» проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
5
 
КТ 2
Тест
5
 
КТ 3
Тест
5
 
Итого
85
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
15
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
5
5 баллов заслуживает студент, который правильно и развернуто ответил на более 90% вопросов тестовой системы. 4 балла заслуживает студент, который правильно ответил от 80% до 90% вопросов тестовой системы. 3 балла заслуживает студент, который правильно ответил от 70% до 80% вопросов тестовой системы. 0 баллов заслуживает студент, который правильно ответил менее чем на 70% вопросов тестовой системы.
 
КТ 2
Тест
5
5 баллов заслуживает студент, который правильно и развернуто ответил на более 90% вопросов тестовой системы. 4 балла заслуживает студент, который правильно ответил от 80% до 90% вопросов тестовой системы. 3 балла заслуживает студент, который правильно ответил от 70% до 80% вопросов тестовой системы. 0 баллов заслуживает студент, который правильно ответил менее чем на 70% вопросов тестовой системы.
 
КТ 3
Тест
5
5 баллов заслуживает студент, который правильно и развернуто ответил на более 90% вопросов тестовой системы. 4 балла заслуживает студент, который правильно ответил от 80% до 90% вопросов тестовой системы. 3 балла заслуживает студент, который правильно ответил от 70% до 80% вопросов тестовой системы. 0 баллов заслуживает студент, который правильно ответил менее чем на 70% вопросов тестовой системы.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

Критерии оценки ответа на экзамене
 
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Автоматизированные системы в управлении»
1. Приведите классификацию АСУТП по уровню, занимаемому ТОУ и АСУТП

в организационно-производственной структуре предприятия; по характеру

протекания технологического процесса во времени.

2. Приведите классификацию АСУТП по показателю условной «информационной мощности» ТОУ; по уровню функциональной надежности АСУТП.

3. Приведите классификацию АСУТП по типу функционирования АСУТП.

 
4. Приведите группы функций АСУТП по направленности действий (назначению функции) и по содержанию этих действий.

5. Какие функции относятся к управляющим функциям АСУТП? Приведите

примеры.

6. Какие функции относятся к информационным функциям АСУТП? Приведите примеры.

7. Какие режимы различают для реализации функций системы в зависимости

от степени участия людей в выполнении этих функций.

8. Какие основные требования предъявляются к АСУТП?

9. Какие основные требования предъявляются к составным частям АСУТП

(структуре и составу технического, программного, информационного и организационного обеспечений)?

10. Опишите схему взаимодействия основных компонентов АСУТП.

11. Перечислите достоинства цифровые технологии обработки информации и

управления.

12. Основные этапы разработки АСУТП.

13. Принципы создания АСУТП.

14. Принципы выбора структуры АСУТП.

15. Последовательность этапов системотехническго синтеза АСУ ТП.

16. Приведите пример типовой структуры технических средств систем управления.

17. Дайте характеристику задачам, решаемым на предпроектной стадии.

1. Что такое технологический режим?

2. Что такое процесс управления технологическим процессом?

3. Какое влияние оказывают возмущения на технологический процесс?

4. Что является объектом управления?

5. Что является целью управления?

6. Каково назначение регулирующего параметра?

7. В чем заключается иерархический принцип управления?

8. Каковы цели управления на различных иерархических уровнях?

9. Что является объектом управления на разных уровнях управления технологическим процессом?

10. Назовите этапы развития автоматизации.

11. Какие существуют классы систем автоматизации? В чем сущность автоматического и автоматизированного управления.

12. Дайте определение понятия «автоматизированная система управления».

13. Что называется автоматическим регулятором?

14. Как классифицируются автоматические регуляторы?

15. Что называется позиционным регулятором?

16. Запишите уравнение динамики, выражение переходной характеристики и

передаточную функцию П-регулятора.

17. Запишите уравнение динамики, выражение переходной характеристики и

передаточную функцию И-регулятора.

18. Запишите уравнение динамики, выражение переходной характеристики и

передаточную функцию ПИ-регулятора.

19. Запишите уравнение динамики, выражение переходной характеристики и

передаточную функцию ПД-регулятора.

20. Запишите уравнение динамики, выражение переходной характеристики и

передаточную функцию ПИД-регулятора.

21. Какие типовые структуры систем управления технологическими процессами

используют в настоящее время?

22. Дайте характеристику типовой структуре локальной системы контроля, регулирования и управления.

23. Дайте характеристику типовой структуре системы централизованного контроля, регулирования и управления.

24. Дайте характеристику типовой структуре системы с прямым цифровым

управлением от УВМ.

25. Как формулируется общая задача управления ТП?

 
1. Приведите классификацию АСУТП по уровню, занимаемому ТОУ и АСУТП

в организационно-производственной структуре предприятия; по характеру

протекания технологического процесса во времени.

2. Приведите классификацию АСУТП по показателю условной «информационной мощности» ТОУ; по уровню функциональной надежности АСУТП.

3. Приведите классификацию АСУТП по типу функционирования АСУТП.

4. Приведите группы функций АСУТП по направленности действий (назначению функции) и по содержанию этих действий.

5. Какие функции относятся к управляющим функциям АСУТП? Приведите

примеры.

6. Какие функции относятся к информационным функциям АСУТП? Приведите примеры.

7. Какие режимы различают для реализации функций системы в зависимости

от степени участия людей в выполнении этих функций.

8. Какие основные требования предъявляются к АСУТП?

9. Какие основные требования предъявляются к составным частям АСУТП

(структуре и составу технического, программного, информационного и организационного обеспечений)?

10. Опишите схему взаимодействия основных компонентов АСУТП.

11. Перечислите достоинства цифровые технологии обработки информации и

управления.

12. Основные этапы разработки АСУТП.

13. Принципы создания АСУТП.

14. Принципы выбора структуры АСУТП.

15. Последовательность этапов системотехнического синтеза АСУ ТП.

16. Приведите пример типовой структуры технических средств систем управления.

17. Дайте характеристику задачам, решаемым на предпроектной стадии

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Кондратьев В. В. Управление архитектурой предприятия (конструктор регулярного менеджмента) [Электронный ресурс]:Учебное пособие и пакет мультимедийных приложений; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 358 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=486883 
 
Л1.2 Варфоломеева А. О., Коряковский А. В., Романов В. П. Информационные системы предприятия [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 330 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=425518 
 
дополнительная
 
Л2.1 Гаврилов Л. П. Информационные технологии в коммерции [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 369 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=385551 
 
Л2.2 Лентяева Т. В., Лагунова А. Д. Информационный менеджмент [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: РТУ МИРЭА, 2021. - 128 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/218390 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении дисциплины необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем. Изучение материала всех указанных ниже лекционных тем курса может проводиться не только во время лекций, но также и во время самостоятельной работы обучающегося. Изучения материала части указанных тем может проводиться также во время лабораторных занятий.

Время, отводимое на проведение лекций, лабораторных занятий или самостоятельную работу по каждой теме, определяется в зависимости от количества часов, отводимых из общего объема курса на изучение этой темы для данного направления и формы обучения.

Проведение лекци

4. Создание компьютерных информационных систем управления.

После прохождения каждой темы (модуля) проводится текущий контроль в форме тестирования и подводится итог по выполнению индивидуальных заданий в рамках лабораторных работ темы и выставляется аттестация. Поэтому значимым является не затягивание выполнения индивидуальных заданий темы и отработка лекционного материала в период до контрольной точки.

Важным этапом в изучении дисциплины является этап выполнения семестровых домашних заданий, предусматривающих глубокое «погружение» в одну из технологий электронного документооборота. Задача на выполнение семестрового домашнего задания ставиться преподавателем на первой лабораторной работе. После получения темы семестрового домашнего задания студент составляет план семестрового домашнего задания, который согласует с преподавателем. Семестровое домашнее задание сдается преподавателю за 10 дней до начала зачетной сессии, его защита осуществляется на неделе предшествующей зачетной неделе.

После изучения тем дисциплины студент должен иметь прочные теоретические знания и практические навыки в области информационных систем управления предприятием.

й и лабораторных занятий проводится в последовательности, при которой проведение лекций предшествует проведению практических занятий по соответствующим темам:

1. Организация и средства информационных систем обеспечения управленческой деятельности.

2. Информационная система как интегратор информационных технологий.

3. Основы построения инструментальных средств информационных систем.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-109
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, рабочие станции 12 шт., проектор BENQ SP831 – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

105/ЭФ

специализированная мебель на 30 посадочных мест, рабочие станции 12 шт., проектор Panasonic PT-LB55NTE – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 106/ЭФ
106/ЭФ
Оснащение: специализированная мебель на 27 посадочных мест, рабочие станции 14 шт., проектор Epson EB-X18 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 
105/ЭФ

специализированная мебель на 30 посадочных мест, рабочие станции 12 шт., проектор Panasonic PT-LB55NTE – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Автоматизированные системы в управлении»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.т.н., доцент Рачков Валерий Евгеньевич
 
Рецензенты
 
_______________________ Профессор , Кандидат технических наук Жук Александр Павлович
 
_______________________ Доцент , Кандидат технических наук  Гайчук Дмитрий Викторович
 
Рабочая программа дисциплины «Автоматизированные системы в управлении» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол № 9 от 04.05.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров А.Н.
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Автоматизированные системы в управлении» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии