2024-2025_09_04_02-набор_2023-ИСИТ_plx_Ознакомительная практика_Разработка и сопровождение информационных систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
09.04.02 Информационные системы и технологии
Разработка и сопровождение информационных систем
магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 20__
 
1. Общие положения
Программа практики Учебной предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников высшего образования по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии.  

Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа производственной практики:

- Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 года № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 917)

- Профессиональный стандарт

- Положение об организации и проведении практик обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ;

- Положение о программе практики и фонде оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Она организуется на базе Университета или по заявлению обучающегося о прохождении производственной практики он направляется только в те организации, в которых созданы специальные условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель прохождения практики «Ознакомительная практика»  получение профессиональных умений  навыков (опыта) в области … … для … ….  и требованиями профессиональных стандартов (06.016;06.025;06.026), направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, овладение практическими умениями и навыками, приобретение компетенций в профессиональной деятельности.
Задачи практики
 
Код и содержание индикатора компетенции
Код компетенции
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Обобщенные трудовые функции
Профессиональные задачи, для решения которых требуется данная компетенция. Виды практической работы студента
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Проектирование сложных графических пользовательских интерфейсов
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Проектирование модернизации информационно-коммуникационной системы
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Проектирование модернизации информационно-коммуникационной системы
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
 
УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
 
2. Вид практики, способ и форма её проведения
Вид практики: Учебная

Тип практики:

Способ проведения практики:

Форма проведения практики: дискретно

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Планируемые результаты обучения по практике
3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении производственной практики, соотнесенный с планируемыми результатами освоения образовательной программы
 
ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
ОПК-1.3 Применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте
знает

Методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности

умеет

Использовать методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности

владеет навыками

Применением на практике методов теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности

 
 
 
 
 
ОПК-2 Способен разрабатывать оригинальные алгоритмы и программные средства, в том числе с использованием современных интеллектуальных технологий, для решения профессиональных задач;
ОПК-2.2 Обосновывает выбор современных информационнокоммуникационных и интеллектуальных технологий, методы разработки программных средств, для решения профессиональных задач
знает

Методы выбора современных информационнокоммуникационных и интеллектуальных технологий, методы разработки программных средств, для решения профессиональных задач

умеет

Обосновывать выбор современных информационнокоммуникационных и интеллектуальных технологий, методы разработки программных средств, для решения профессиональных задач

владеет навыками

Практикой выбора современных информационнокоммуникационных и интеллектуальных технологий, методы разработки программных средств, для

 
решения профессиональных задач
 
 
 
 
 
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-3.2 Анализирует профессиональную информацию, выделяет в ней главное и определяет ее структуру
знает

Способы работы с  профессиональной информации, выделяя в ней главное и определяя ее структуру

умеет

Анализировать профессиональную информацию, выделяя в ней главное и определяя ее структуру

владеет навыками

Практическими навыками работы с профессиональной информацией, выделять в ней главное и определять ее структуру

 
 
 
 
 
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-3.3 Структурирует, оформляет и представляет информацию в виде докладов, публикаций, аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями
знает

Способы структурирования, оформления и представления информации в виде докладов, публикаций, аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями

умеет

Структурировать, оформлять и представлять информацию в виде докладов, публикаций, аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями

владеет навыками

Способами представления информации в виде докладов, публикаций, аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями

 
 
 
 
 
ОПК-4 Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
ОПК-4.3 Применяет новые научные принципы и методы проведения исследований для решения практических задач профессиональной деятельности
знает

Новые научные принципы и методы проведения исследований для решения практических задач профессиональной деятельности

умеет

Применять новые научные принципы и методы проведения исследований для решения практических задач профессиональной деятельности

владеет навыками

Практикой новых научных принципов и методов проведения исследований для решения практических задач профессиональной деятельности

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен использовать методы и средства системной инженерии в области получения, передачи, хранения, переработки и представления информации посредством
ОПК-6.1 Понимает содержание и проблемы информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации
знает

Содержание и проблемы информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации

умеет

Понимать содержание и проблемы

 
информационных технологий;
информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации

владеет навыками

Практическими аспектами содержания информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен использовать методы и средства системной инженерии в области получения, передачи, хранения, переработки и представления информации посредством информационных технологий;
ОПК-6.3 Применяет методы системной инженерии в практике информатизации
знает

Методы системной инженерии в практике информатизации

умеет

Применять методы системной инженерии в практике информатизации

владеет навыками

Практикой применения методов системной инженерии в практике информатизации

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен разрабатывать и применять математические модели процессов и объектов при решении задач анализа и синтеза распределенных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
ОПК-7.1 Понимает теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
знает

Теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами

умеет

Понимать теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами

владеет навыками

Аспектами теоретических основ, методов научного исследования и способов решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен разрабатывать и применять математические модели процессов и объектов при решении задач анализа и синтеза распределенных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
ОПК-7.2 Осуществляет методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
знает

Методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами

умеет

Осуществлять методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами

владеет навыками

Практикой методологического обоснования научного исследования в области проектирования и управления информационными системами

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен разрабатывать и применять математические модели процессов и объектов при решении задач анализа и синтеза распределенных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
ОПК-7.3 Применяет в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования
знает

Методы создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования

умеет

Применять в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования

владеет навыками

На практике способами создания информационных систем современными методами научных исследований и математического моделирования

 
 
 
 
 
ОПК-8 Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ОПК-8.1 Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
знает

Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов

умеет

Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов

владеет навыками

Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов

 
 
 
 
 
ОПК-8 Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ОПК-8.2 Осуществляет выбор средств разработки, оценивает сложность проектов, планирует ресурсы, контролирует сроки выполнения и оценивает качество полученного результата
знает

Осуществляет выбор средств разработки, оценивает сложность проектов, планирует ресурсы, контролирует сроки выполнения и оценивает качество полученного результата

умеет

Осуществляет выбор средств разработки, оценивает сложность проектов, планирует ресурсы, контролирует сроки выполнения и оценивает качество полученного результата

владеет навыками

Осуществляет выбор средств разработки, оценивает сложность проектов, планирует ресурсы, контролирует сроки выполнения и оценивает качество полученного результата

 
 
 
 
 
ОПК-8 Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ОПК-8.3 Владеет методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств
знает

Владеет методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств

умеет

Владеет методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств

владеет навыками

Владеет методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств

 
 
 
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта) ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
знает

Концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирование цели, задачи,  значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта) ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

умеет

Разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулировать цель, задачи, обосновывать актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта) ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

владеет навыками

Методологией концептуального проектирования в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта) ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

 
 
 
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.2 Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
знает

Способы организации и координации работ участников проекта, способы конструктивного преодоления возникающих разногласий и конфликтов, способы обеспечения работ команд необходимыми ресурсами

умеет

Организовывать и координировать работу участников проекта, и обеспечивать необходимыми ресурсами

владеет навыками

Навыками по организации и координации работ участников проекта, способами обеспечения  работ команды необходимыми ресурсами

 
 
 
 
 
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
знает

Особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей

умеет

Адекватно объяснять особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей

владеет навыками

Практическими навыками определять поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей

 
 
 
 
 
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.2 Владеет навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач
знает

Методы создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач

умеет

Манипулировать навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач

владеет навыками

Навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач

 
 
 
 
 
Ознакомительная практика является типом Учебная практики и относится к обязательной части программы Блока 2 «Практики».

Практика проводится в 2семестре(-ах).

4. Место практики в структуре ОП ВО
Приобретение студентами в ходе производственной практики индикаторов компетенций обеспечивается ранее изученными дисциплинами учебного плана:
 
и создает условия для успешного изучения последующих дисциплин: 
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Интеллектуальные системы и технологии
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная практика
 
Технология защиты информации
 
Модели и методы искусственного интеллекта
 
5. Структура и содержание Учебной практики
Общая трудоемкость практики составляет 6, в том числе в виде практической подготовки 0;

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии производственная практика проводится 4 нед.

Конкретные сроки начала и окончания производственной практики определяются календарным графиком учебного процесса.

Форма контроля зачет с оценкой.

 
5.1. Содержание практики 
Этапы практики
Описание содержания этапов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код индикаторов достижения компетенций
Трудоемкость (в часах), включая самостоятельную работу обучающихся
 
 
1 раздел. 
1.
216
ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-2, ОПК-4, УК-2, УК-5
 
Итого
214
 
5.2. Организация и порядок Учебной практики, в том числе в виде практической подготовки
Организация практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения бакалаврами/магистрантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью

Общий порядок организации практики определяется Положением об организации и проведении практик обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ.

Методическое руководство практикой осуществляется кафедрой Кафедра информационных систем. Практика проводится в профильных организациях, на предприятиях отрасли г. Ставрополя или в СтГАУ

 
1 этап Подготовительный этап

Студенты проходят инструктаж по вопросам охраны труда, пожарной безопасности;

2 этап Основной этап

Расписывается содержание практики по дням (что делают, как делают, форму текущего контроля).

3 этап Отчетный этап   

Проводится обработка и анализ полученной информации; подготовка к зачету подготовка отчета по практике (если он предусмотрен программой).

 
Основными формами отчетности по практике устанавливается дневник практики (Приложение 3) и письменный отчет (образец оформления титульного листа отчета по практике представлен в приложение 4).

Дневник практики предполагает детальное хронологическое описание действий практиканта за период пребывания в организации или на производстве. Это документ, позволяющий оценить

6. Формы отчетности по практике
 
практическую деятельность обучающегося. Его заполнение обязательно ежедневно в конце каждого рабочего дня с описанием всего объема выполненных заданий. Дневник является одним из основных отчетных документов по практике. При его отсутствии практика не засчитывается.

В дневнике фиксируются:

- данные студента (фамилия, имя, отчество, место обучения с полным названием факультета, кафедры, направления подготовки, курса и группы);

- название практики, период ее прохождения;

- информация о месте практики (название организации, контактные данные);

- руководитель практики от организации и вуза;

- основная часть, представленная в виде таблицы (дата выполнения, перечень выполненных заданий, в течение каждого дня, заметки руководителя).

Отчет по практике - это аналитическая (практическая) работа, которая выполняется обучающимися и является совокупностью полученных результатов самостоятельного исследования, теоретических и практических навыков в период прохождения практики. Он должен содержать сведения о выполненной лично обучающимся работе в период практики, а также краткое описание структуры и деятельности предприятия (подразделения), учреждения, организации. Структура отчета должна соответствовать содержанию практики.

Структура отчета:

- титульный лист (Приложение 4);

- направление на практику, выданное обучающемуся перед практикой с датой прибытия на предприятие, заверенное руководителем предприятия и печатью;

- индивидуальное задание, выданное обучающемуся перед практикой на кафедре;

- оглавление (перечень приведенных в отчете разделов с указанием страниц);

- введение (цель и задачи практики);

- содержательная часть (характеристика организации, содержание проделанной практикантом работы в соответствии с целями и задачами программы практики и индивидуальным заданием);

- заключение (на основе представленного материала в основной части отчета подводятся итоги практики, отмечаются выполнение цели, достижение задач, полученных новых знаний, умений, практического опыта, пожелания и замечания по прохождению практики, предложения по совершенствованию изученного предмета практики на предприятии);

- список используемой литературы (включая нормативные документы, методические указания, должен быть составлен в соответствии с правилами);

- приложения (соответствующая документация (формы, бланки, схемы, графики и т.п.), которую обучающийся подбирает и изучает при написании отчета. Эти материалы при определении общего объема не учитываются).

- отзывы руководителей практики. (Приложение 6).

Титульный лист отчета оформляется по установленной единой форме, приводимой в приложении. Отчет подготавливается на листах формата А 4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. При подаче отчета на подпись он должен быть сброшюрован или прошит, чтобы исключить выпадение отдельных страниц.

По окончании практики обучающийся составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от Университета одновременно с дневником в течении 3 дней после прибытия с практики. Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 2-3 дня. Содержание отчета определяется программой практики и индивидуальным заданием. Документы оформляются по установленной форме, подписываются непосредственно руководителем практики от предприятия.

Студенты заочной формы обучения представляют отчет о прохождении практики во время сессии, следующий за периодом практики.

 
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по производственной практике

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Код индикатора компетенции
Показатели оценивания индикатора компетенции
Контролируемые этапы практики
Оценочное средство
 
УК-2.1
Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта) ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
 
УК-2.1
Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта) ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
 
УК-2.1
Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта) ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
 
УК-2.2
Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
 
УК-2.2
Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
 
УК-2.2
Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
 
УК-5.1
Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
 
УК-5.1
Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
 
УК-5.1
Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
 
УК-5.2
Владеет навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач
 
УК-5.2
Владеет навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач
 
УК-5.2
Владеет навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач
 
ОПК-1.3
Применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте
 
ОПК-1.3
Применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте
 
ОПК-1.3
Применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте
 
ОПК-2.2
Обосновывает выбор современных информационнокоммуникационных и интеллектуальных технологий, методы разработки программных средств, для решения профессиональных задач
 
ОПК-2.2
Обосновывает выбор современных информационнокоммуникационных и интеллектуальных технологий, методы разработки программных средств, для решения профессиональных задач
 
ОПК-2.2
Обосновывает выбор современных информационнокоммуникационных и интеллектуальных технологий, методы разработки программных средств, для решения профессиональных задач
 
ОПК-3.2
Анализирует профессиональную информацию, выделяет в ней главное и определяет ее структуру
 
ОПК-3.2
Анализирует профессиональную информацию, выделяет в ней главное и определяет ее структуру
 
ОПК-3.2
Анализирует профессиональную информацию, выделяет в ней главное и определяет ее структуру
 
ОПК-3.3
Структурирует, оформляет и представляет информацию в виде докладов, публикаций, аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями
 
ОПК-3.3
Структурирует, оформляет и представляет информацию в виде докладов, публикаций, аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями
 
ОПК-3.3
Структурирует, оформляет и представляет информацию в виде докладов, публикаций, аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями
 
ОПК-4.3
Применяет новые научные принципы и методы проведения исследований для решения практических задач профессиональной деятельности
 
ОПК-4.3
Применяет новые научные принципы и методы проведения исследований для решения практических задач профессиональной деятельности
 
ОПК-4.3
Применяет новые научные принципы и методы проведения исследований для решения практических задач профессиональной деятельности
 
ОПК-6.1
Понимает содержание и проблемы информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации
 
ОПК-6.1
Понимает содержание и проблемы информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации
 
ОПК-6.1
Понимает содержание и проблемы информационного общества и прикладной информатики, комплексный характер информатизации; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации
 
ОПК-6.3
Применяет методы системной инженерии в практике информатизации
 
ОПК-6.3
Применяет методы системной инженерии в практике информатизации
 
ОПК-6.3
Применяет методы системной инженерии в практике информатизации
 
ОПК-7.1
Понимает теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
 
ОПК-7.1
Понимает теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
 
ОПК-7.1
Понимает теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
 
ОПК-7.2
Осуществляет методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
 
ОПК-7.2
Осуществляет методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
 
ОПК-7.2
Осуществляет методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
 
ОПК-7.3
Применяет в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования
 
ОПК-7.3
Применяет в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования
 
ОПК-7.3
Применяет в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования
 
ОПК-8.1
Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
 
ОПК-8.1
Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
 
ОПК-8.1
Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
 
ОПК-8.2
Осуществляет выбор средств разработки, оценивает сложность проектов, планирует ресурсы, контролирует сроки выполнения и оценивает качество полученного результата
 
ОПК-8.2
Осуществляет выбор средств разработки, оценивает сложность проектов, планирует ресурсы, контролирует сроки выполнения и оценивает качество полученного результата
 
ОПК-8.2
Осуществляет выбор средств разработки, оценивает сложность проектов, планирует ресурсы, контролирует сроки выполнения и оценивает качество полученного результата
 
ОПК-8.3
Владеет методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств
 
ОПК-8.3
Владеет методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств
 
ОПК-8.3
Владеет методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств
 
Перечень оценочных средств
Наименование оценочного средства
Краткая характеристика оценочного средства
Критерии оценки
Дневник практики
Это специфическая форма письменных работ, позволяющая студенту вести подробную запись своих действий во время прохождения практики; это основной источник сведений о прохождении студентом практики и материал к написанию отчета.
Оценка «ЗАЧТЕНО» – от 55 и более – выставляется студентам, подготовившим дневник и отчет о прохождении практики в соответствии с требованиями методических указаний, демонстрирующим высокую степень владения программным материалом производственной практики, хорошо ориентирующимся в особенностях технологий производства продукции на конкретном предприятии, ответившим на все дополнительные вопросы.

Оценка «НЕ ЗАЧТЕНО» – менее 55 баллов – выставляется студентам, подготовившим дневник и отчет о прохождении практики не в соответствии с требованиями методических указаний, плохо ориентирующимся в особенностях технологий производства продукции на конкретном предприятии, не сумевшим ответить на дополнительные вопросы.

Отчет о прохождении практики
Это специфическая форма письменной работы, позволяющая студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения практики. Отчет является основным документом, характеризующим работу студента во время практики.

Отчеты по производственной практике готовятся индивидуально.

Цель отчета – осознать и зафиксировать компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Отчет о прохождении практики составляется в соответствии с программой практики и содержит общие вопросы и сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также выводы и рекомендации.

Основное содержание отчета составляет развернутое описание выполнения программы практики, со ссылками на использованные в ходе прохождения практики материалы (нормативные акты, должностные инструкции, аналитические обзоры и т.п.).

 
7.2 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Результаты прохождения практики определяются путем проведения промежуточной аттестации (защита отчета по практике) с использованием балльно-рейтинговой системы, принятой в университете, и выставлением по производственной практике зачета.

Для оценки результатов практики используются следующие критерии:

- количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов деятельности;

- качество оформления отчетной документации (дневник и отчет по практике), своевременное представление ее на проверку;

- успешность защиты отчета по практике на кафедре.

В соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса кафедра организуют проведение аттестации результатов прохождения практики. Промежуточная аттестация обучающихся по практике проводится в течение 2-х недель после её завершения в учебном семестре.

Примерные варианты индивидуальных заданий при прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:

Примерные контрольные вопросы, задаваемые студенту на защите отчетов:

Результаты прохождения практики определяются путем проведения промежуточной аттестации (защита отчета по практике) с использованием балльно-рейтинговой системы, принятой в университете, и выставлением по производственной практике зачета.

Для оценки результатов практики используются следующие критерии:

- количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов деятельности;

- качество оформления отчетной документации (дневник и отчет по практике), своевременное представление ее на проверку;

- успешность защиты отчета по практике на кафедре.

В соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса кафедра организуют проведение аттестации результатов прохождения практики. Промежуточная аттестация обучающихся по практике проводится в течение 2-х недель после её завершения в учебном семестре.

Руководитель практики оценивает итоги практики на основе представленного отчета и пояснений студента. Защита итогов практики проходит в форме свободного собеседования.

1. Примерные контрольные вопросы для проведения аттестации по итогам практики:

2. Какие информационные технологии используются на отечественном мировом рынке?

3. На основании, каких нормативных документов и аналитических данных были решены поставленные задачи?

4. Какие теоретические знания были использованы при прохождении практики?

5. Какие основные информационно-аналитические источниками и справочники были использованы в процессе прохождения практики?

6. Какие справочно-правовые системы используются на предприятиях?

7. Какие знания, умения и навыки были приобретены или развиты в результате прохождения практики?

8. Какие задания были выполнены в ходе прохождения практики?

9. Какие библиотечные комплексы Вы знаете?

10. Какие программные комплексы используются на предприятиях?

11. Какие выводы были сделаны, какие показатели и/или системы показателей вы использовали для обоснования выводов?

 
7.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
По завершению каждого этапа практики, студенты представляют руководителю практики от кафедры отчет по результатам прохождения практики.

Контроль за выполнением программы практики осуществляется в форме аттестации. Аттестация студента по результатам практики осуществляется при защите отчета на основе оценки степени решения студентом задач практики и отзыва руководителя от базы практики о приобретенных студентом знаниях, умениях и профессиональных навыках.

Обучающийся, не выполнивший программу практики по уважительной причине, проходит практику по индивидуальному плану, в свободное от учебы время. В отдельных случаях практика может быть организована на базе структурных подразделений Университета.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по практике или не прохождение промежуточной аттестации по практике при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которая подлежит ликвидации в установленном Университетом порядке.

Академическая задолженность по практикам ликвидируется путем повторного направления на практику обучающегося в свободное от учебных занятий время. По окончании установленного срока, обучающийся, не ликвидировавший академическую задолженность, подлежит отчислению из Университета в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

 
Распределение баллов за этапы прохождения производственной практики согласно балльно-рейтинговой оценке
Критерий
Максимальная оценка в баллах
Ведение дневника (текущий контроль)
30
Содержание отчета по практике
30
Оформление отчета по практике
10
Защита отчета
30
Итого
100
 
Критерии оценки за ведение (оформление) дневника:

- 10 баллов, если соблюдаются не все требования по оформлению дневника практики, представлен недостаточно качественный графический материал (без указания единиц измерения, некоторых дат и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные, но имеются стилистические ошибки, дневник оформлен не аккуратно.

- 20 баллов, если соблюдаются не все требования по оформлению дневника практики, представлен качественный графический материал (указания единиц измерения, даты и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные, но имеются стилистические ошибки, дневник аккуратно оформлен.

- 30 баллов, если соблюдаются все требования по оформлению дневника практики, представлен качественный графический материал (указания единиц измерения, даты и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки, дневник аккуратно оформлен.

Критерии оценки за содержание отчета по практике:

- 10 баллов, если в отчете нет полного соответствия заданию, не правильно выбрана цель и постановка задачи, не прослеживается сбалансированность разделов отчета, правильность деления объема материала по разделам, имеется наличие элементов научной новизны, высокое качество работы ссылочного аппарата, степень самостоятельности работы не ниже требуемого уровня, не очень понятный и удобный стиль изложения изученного материала, практическая ценность работы не установлена.

- 20 баллов, если прослеживается полное соответствие отчета заданию, выбрана цель и постановка задачи, имеется сбалансированность разделов отчета, правильность деления объема материала по разделам, имеется наличие элементов научной новизны, высокое качество работы ссылочного аппарата, степень самостоятельности работы не ниже требуемого уровня, понятный и удобный стиль изложения изученного материала, однако не имеется практической ценности работы.

- 30 баллов, если прослеживается полное соответствие отчета заданию, выбрана цель и постановка задачи, имеется сбалансированность разделов отчета, правильность деления объема материала по разделам, имеется наличие элементов научной новизны, практическая ценность работы, высокое качество работы ссылочного аппарата, степень самостоятельности работы не ниже

 
требуемого уровня, понятный и удобный стиль изложения изученного материала.

Критерии оценки за оформление отчета по практике:

- 5 баллов, если правильно оформлен титульный лист, оглавление, заглавие и текст, список использованных литературных источников, однако не верно оформлены приложения, приводится применение иллюстративного материала, грамматика, пунктуация и шрифтовое оформление отчета немного не соответствует предъявляемым требованиям, соблюден график подготовки и сроков сдачи отчета по производственной практике.

- 10 баллов, если правильно оформлен титульный лист, оглавление, заглавие и текст, список использованных литературных источников, правильно оформлены приложения, приводится применение иллюстративного материала, грамматика, пунктуация и шрифтовое оформление отчета соответствует предъявляемым требованиям, соблюден график подготовки и сроков сдачи отчета по производственной практике.

Критерии оценки за защиту отчета по практике:

- 10 баллов, если содержание отчета по производственной практике раскрыто не полностью; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; не показано умение использования средств мультимедиа в докладе; получены не точные ответы на задаваемые вопросы по отчету по производственной практике.

- 20 баллов, если полностью раскрыто содержание отчета; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; показано качество использования средств мультимедиа в докладе; однако не получены достойные ответы на вопросы по отчету по производственной практике.

- 30 баллов, если полностью раскрыто содержания отчета; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; показано качество использования средств мультимедиа в докладе; получены достойные ответы на вопросы по отчету по производственной практике.

По результатам защиты отчета по производственной практике выставляется оценка: «Зачтено» – 55 и более баллов, «Не зачтено» – менее 55 баллов.

Оценка по производственной практике проставляется в зачетную книжку обучающегося и в экзаменационную ведомость.

 
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое для проведения производственной практики
 
а) основная литература:
 
Л1.1 Байтасов Р. Р. Управление инвестиционной деятельностью: теория и практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Москва: Вузовский учебник, 2015. - 421 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=538531 
 
Л1.18 Атцик А. А., Гольдштейн А. Б., Никитин А. В. Теория и практика автоматизации бизнес-процессов современного оператора связи [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2016. - 91 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/180141 
 
Л1.17 Хливненко Л. В., Пятакович Ф. А. Практика нейросетевого моделирования [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 200 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/173811 
 
Л1.16 Трайнев В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Электронный ресурс]:монография; ВО - Магистратура. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. - 254 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=358216 
 
Л1.15 Пачурин Г. В., Щенников Н. И., Курагина Т. И., Филиппов А. А. Профилактика и практика расследования несчастных случаев на производстве [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 380 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/153664 
 
Л1.14 Кабашов С. Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 192 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=368967 
 
Л1.13 Ершова Н. А., Зильберштейн О. Б. Теория и практика принятия управленческих решений [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. - 140 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=364529 
 
Л1.12 Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Москва: Вузовский учебник, 2020. - 267 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=363073 
 
Л1.10 Одинцов Б. Е., Романов А. Н. Современные информационные технологии в управлении экономической деятельностью (теория и практика) [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Вузовский учебник, 2020. - 373 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1047195 
 
Л1.11 Ревенков А. В., Резчикова Е. В. Теория и практика решения технических задач [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2019. - 384 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1018362 
 
Л1.8 Крюков С. В. Системный анализ: теория и практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2011. - 228 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=556278 
 
Л1.7 Баранов Д. Е., Демко Е. В. PR: теория и практика [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО Синергия ПРЕСС, 2013. - 352 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=451097 
 
Л1.6 Антамошкин О. А. Программная инженерия. Теория и практика [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 247 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=492527 
 
Л1.5 Лифшиц А. С. Управление человеческими ресурсами: теория и практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2018. - 266 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=896719 
 
Л1.4 Зализняк В. Е., Щепановская Г. И. Теория и практика по вычислительной математике [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 174 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=441232 
 
Л1.3 Мэрфи Д. Технический анализ фьючерсных рынков: Теория и практика [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2016. - 610 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=925609 
 
Л1.2 Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Вузовский учебник, 2009. - 267 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=149899 
 
Л1.9 Березовская Е. А., Крюков С. В. Теория и практика оценки эффективности инвестиционных проектов [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Магистратура. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2018. - 102 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1021616 
 
б) дополнительная литература:
 
Л2.3 Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовский В. Д. Базы данных: теория и практика:учебник для бакалавров [для студентов вузов по направлениям: "Информатика и вычислительная техника", "Информ. системы"]. - М.: Юрайт, 2013. - 463 с.
 
Л2.1 Смолькин В. П. Структурирование стратегического управления человеческими ресурсами: теория и практика [Электронный ресурс]:моногр.. - Ульяновск: УлГУ, 2018. - 252 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/199706 
 
Л2.2 Рогов В. А., Позняк Г. Г. Методика и практика технических экспериментов:учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Технология, оборудование и автоматизация машиностр. пр-в" и "Конструкторско-технол. обеспечение машиностр. пр-в". - М.: Академия, 2005. - 288 с.
 
Л2.4 Кравченко И. Н., Пучин Е. А., Чепурин А. В., Фролов В. А., Олейник А. В., Ставровский М. Е., Пузряков А. Ф., Зубрилина Е. М., Ерофеев М. Н., Кулинич А. Н. Оценка надежности машин и оборудования: теория и практика:учебник для студентов вузов по направлению подготовки бакалавров 150100 "Материаловедение и технологии материалов". - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
 
Список литературы верен_________________________________М.В. Обновленская
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
Интернет-ресурсы:
 
Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков ИТ
https://habr.com/ru/companies/moex/articles/250463/
1
 
Рынок онлайн-образования России: динамика развития с 2016 по 2021 год (аналитический обзор)
https://habr.com/ru/articles/674950/
2
 
Меры поддержки ИТ-компаний: нюансы применения льгот в 2023 году (Часть 1)
https://habr.com/ru/articles/718040/
3
 
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
9.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
9.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
10. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики
Видеопроектор, ноутбук. В компьютерном классе должны быть установлены стандартные средства MS Office:  Word, Excel, PowerPoint, PowerSim Studio 7, 4. Консультант Плюс, Гарант, программное обеспечение  на базе 1С: Предприятие 8. и др.

Для подготовки обучающимися  отчетов по результатам прохождения учебной практики, обработки и систематизации информации, работы с информационными источниками необходимы:

- компьютерные классы с комплектом лицензионного программного обеспечения Microsoft Office, «КонсультантПлюс»;

- библиотека, имеющая рабочие места, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.

 
11. Особенности организации практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
При необходимости программа практики может быть адаптирована для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для дистанционного обучения. Для этого требуется заявление студента (его законного представителя) и заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в соответствии с требованиями ФГОС.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом их доступности для данных обучающихся и рекомендациями медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда в соответствии с нозологией.

При направлении инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в профильную организацию для прохождения предусмотренной учебным планом практики университет согласовывает с профильной организацией условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нозологий, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся – инвалидом трудовых функций.

Обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья необходимо написать заявление на имя ректора университета в срок не позднее одного месяца до начала практики. К заявлению прикладываются подтверждающие документы о необходимости подбора места практики с учетом его нозологии. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, в случае, когда он способен проходить практику на общих основаниях должен указать в заявлении, что не нуждается в создании определенных условий и подбора специального места прохождения практики.

Кафедра должна не позднее, чем за месяц до начала практики информировать отдел мониторинга, практической подготовки и трудоустройства о необходимости подбора места практики студенту с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его программой подготовки и индивидуальными особенностями

В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут предлагаться следующие варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:

- для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

- для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.

 
Программа практики составлена в соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 917).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаев Дмитрий Валерьевич
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.э.н. Сорокин Анатолий Александрович
 
_______________________ профессор , д.э.н. Шуваев Александр Васильевич
 
Рабочая программа дисциплины «Ознакомительная практика» рассмотрена на заседании кафедры Кафедра информационных систем протокол № 9 от 04.05.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров Алексей Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Ознакомительная практика» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии факультета Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требо-ваниям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии