УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа производственной практики:
- Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 года № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 917)
- Профессиональный стандарт
- Положение об организации и проведении практик обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ;
- Положение о программе практики и фонде оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Она организуется на базе Университета или по заявлению обучающегося о прохождении производственной практики он направляется только в те организации, в которых созданы специальные условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тип практики:
Способ проведения практики:
Форма проведения практики: дискретно
умеет
Решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
владеет навыками
Практическими навыками решения стандартных профессиональных задач с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
методологические основы современных информационно-коммуникационных и интеллектуальных технологий для решения профессиональных задач
умеет
понимать методологические основы современных информационно-коммуникационных и интеллектуальных технологий для решения профессиональных задач
владеет навыками
навыками работы с методологическими основами современных информационно-коммуникационных и интеллектуальных технологий для решения профессиональных задач
алгоритмы и программные средства, в том числе с использованием интеллектуальных технологий, для решения профессиональных задач
умеет
разрабатывать оригинальные алгоритмы и программные средства, в том числе с использованием интеллектуальных технологий, для решения профессиональных задач
владеет навыками
навыками разработки оригинальных алгоритмов и программных средств, в том числе с использованием интеллектуальных технологий, для решения профессиональных задач
варианты программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
умеет
владеет навыками
навыками анализирования вариантов программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
программные и аппаратные обеспечения информационных и автоматизированных систем для решения профессиональных задач
умеет
модернизировать программные и аппаратные обеспечения информационных и автоматизированных систем для решения профессиональных задач
владеет навыками
навыками совершенствования программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем для решения профессиональных задач
способы разработки и выбора программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
для решения профессиональных задач
умеет
разрабатывать и выбирать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем
для решения профессиональных задач
владеет навыками
навыками разработки и выбора программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
для решения профессиональных задач
методики управления ИТ-проектами
умеет
Обоснованно выбирать методики управления ИТ-проектами
владеет навыками
практическими навыками выбора методики управления ИТ-проектами
модели предоставления сервисов ИТ
умеет
управлять моделью предоставления
владеет навыками
Способностью управлять моделью предоставления сервисов ИТ
методы управления непрерывностью сервисов ИТ
умеет
управлять непрерывностью сервисов ИТ
владеет навыками
Способен управлять непрерывностью сервисов ИТ
Методы организационного и технологического обеспечения кодирования на языках программирования
умеет
Осуществляет организационное и технологическое обеспечение кодирования на языках программирования
владеет навыками
Практическими навыками кодирования на языках программирования
методики оценки графического пользовательского интерфейса
умеет
обоснованно проводить создание формальных методик оценки графического пользовательского интерфейса
владеет навыками
навыками создания формальных методик оценки графического пользовательского интерфейса
концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса
умеет
осуществлять концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса
владеет навыками
способностью осуществлять концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса
методы анализа системных проблем обработки информации на уровне БД, способы подготовки предложений по
умеет
проводить анализ системных проблем обработки информации на уровне БД, подготовку предложений по перспективному развитию БД
владеет навыками
навыками анализа системных проблем обработки информации на уровне БД, методами подготовки предложений по перспективному развитию БД
методы прогнозирования и оценки текущих требований к информационно-коммуникационной системе
умеет
применять прогнозирование и оценку текущих требований к информационно-коммуникационной системе
владеет навыками
практическими навыками прогнозирования и оценки текущих требований к информационно-коммуникационной системе
рекомендации по обновлению информационно-коммуникационной системы
умеет
разрабатывать рекомендации по обновлению информационно-коммуникационной системы
владеет навыками
навыками разработки рекомендаций по обновлению информационно-коммуникационной системы
Оптимальные способы решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
умеет
Выбирать оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
владеет навыками
Способами решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и
Методы саморазвития
умеет
Находить и творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития
владеет навыками
Навыками творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития
мотивы и стимулы для саморазвития, определяя реалистические цели профессионального роста
умеет
Самостоятельно выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определяя реалистические цели профессионального роста
владеет навыками
Навыками выявления мотивов и стимулов для саморазвития, определяя реалистические цели профессионального роста
способы планирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
умеет
планировать профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
владеет навыками
навыками планирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
Практика проводится в 4семестре(-ах).
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии производственная практика проводится 4 нед.
Конкретные сроки начала и окончания производственной практики определяются календарным графиком учебного процесса.
Форма контроля зачет с оценкой.
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
Общий порядок организации практики определяется Положением об организации и проведении практик обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ.
Методическое руководство практикой осуществляется кафедрой Кафедра информационных систем. Практика проводится в профильных организациях, на предприятиях отрасли г. Ставрополя или в СтГАУ
Этапы прохождения практики.
Вначале практики студент знакомится с целями, сферой деятельности, историей развития, видами деятельности, организационной структурой предприятия, на котором он проходит практику. Затем осуществляет анализ.
Следующим этапом практики является разработка.
В период прохождения практики обучающийся обязан:
– изучить программу практики, получить индивидуальное задание и рекомендации руководителя практики от кафедры о методике прохождения практики;
– ознакомить руководителя практики от профильной организации или предприятия отрасли с настоящей программой;
– полностью выполнить задания, предусмотренные программой;
– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и техники безопасности по месту прохождения практики;
– заполнять дневник практики с изложением проделанной работы и представлять его руководителю от базы практики для подписи;
– представить руководителю практики от кафедры отчет о выполнении всех заданий с приложением составленных им лично документов;
- представить общую характеристику предприятия, провести маркетинговое исследование, давая обобщенные результаты по перспективам развития предприятия туристской индустрии;
- разработать эффективную стратегию развития предприятия туристкой индустрии и дать рекомендации по организации туристской деятельности на региональном уровне.
Дневник практики предполагает детальное хронологическое описание действий практиканта за период пребывания в организации или на производстве. Это документ, позволяющий оценить практическую деятельность обучающегося. Его заполнение обязательно ежедневно в конце каждого рабочего дня с описанием всего объема выполненных заданий. Дневник является одним из основных отчетных документов по практике. При его отсутствии практика не засчитывается.
В дневнике фиксируются:
- данные студента (фамилия, имя, отчество, место обучения с полным названием факультета, кафедры, направления подготовки, курса и группы);
- название практики, период ее прохождения;
- информация о месте практики (название организации, контактные данные);
- руководитель практики от организации и вуза;
- основная часть, представленная в виде таблицы (дата выполнения, перечень выполненных заданий, в течение каждого дня, заметки руководителя).
Отчет по практике - это аналитическая (практическая) работа, которая выполняется обучающимися и является совокупностью полученных результатов самостоятельного исследования, теоретических и практических навыков в период прохождения практики. Он должен содержать сведения о выполненной лично обучающимся работе в период практики, а также краткое описание структуры и деятельности предприятия (подразделения), учреждения, организации. Структура отчета должна соответствовать содержанию практики.
Структура отчета:
- титульный лист (Приложение 4);
- направление на практику, выданное обучающемуся перед практикой с датой прибытия на предприятие, заверенное руководителем предприятия и печатью;
- индивидуальное задание, выданное обучающемуся перед практикой на кафедре;
- оглавление (перечень приведенных в отчете разделов с указанием страниц);
- содержательная часть (характеристика организации, содержание проделанной практикантом работы в соответствии с целями и задачами программы практики и индивидуальным заданием);
- заключение (на основе представленного материала в основной части отчета подводятся итоги практики, отмечаются выполнение цели, достижение задач, полученных новых знаний, умений, практического опыта, пожелания и замечания по прохождению практики, предложения по совершенствованию изученного предмета практики на предприятии);
- список используемой литературы (включая нормативные документы, методические указания, должен быть составлен в соответствии с правилами);
- приложения (соответствующая документация (формы, бланки, схемы, графики и т.п.), которую обучающийся подбирает и изучает при написании отчета. Эти материалы при определении общего объема не учитываются).
- отзывы руководителей практики. (Приложение 6).
Титульный лист отчета оформляется по установленной единой форме, приводимой в приложении. Отчет подготавливается на листах формата А 4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. При подаче отчета на подпись он должен быть сброшюрован или прошит, чтобы исключить выпадение отдельных страниц.
По окончании практики обучающийся составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от Университета одновременно с дневником в течении 3 дней после прибытия с практики. Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 2-3 дня. Содержание отчета определяется программой практики и индивидуальным заданием. Документы оформляются по установленной форме, подписываются непосредственно руководителем практики от предприятия.
Студенты заочной формы обучения представляют отчет о прохождении практики во время сессии, следующий за периодом практики.
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Оценка «НЕ ЗАЧТЕНО» – менее 55 баллов – выставляется студентам, подготовившим дневник и отчет о прохождении практики не в соответствии с требованиями методических указаний, плохо ориентирующимся в особенностях технологий производства продукции на конкретном предприятии, не сумевшим ответить на дополнительные вопросы.
Отчеты по производственной практике готовятся индивидуально.
Цель отчета – осознать и зафиксировать компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Отчет о прохождении практики составляется в соответствии с программой практики и содержит общие вопросы и сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также выводы и рекомендации.
Основное содержание отчета составляет развернутое описание выполнения программы практики, со ссылками на использованные в ходе прохождения практики материалы (нормативные акты, должностные инструкции, аналитические обзоры и т.п.).
Для оценки результатов практики используются следующие критерии:
- количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов деятельности;
- качество оформления отчетной документации (дневник и отчет по практике), своевременное представление ее на проверку;
- успешность защиты отчета по практике на кафедре.
В соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса кафедра организуют проведение аттестации результатов прохождения практики. Промежуточная аттестация обучающихся по практике проводится в течение 2-х недель после её завершения в учебном семестре.
Примерные варианты индивидуальных заданий при прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:
1. Проектирование и разработка ИС повышения клиентоориентированности персонала
2. Разработка систем (подсистем) информационной поддержки принятия решения для менеджеров различного уровня
3. Разработка информационных систем (подсистем, модулей) управления различными экономическими объектами
4. Разработка инструментария автоматизированного проектирования ИС (подсистем, модулей)
5. Создание экспертных информационных систем
6. Разработка проекта внедрения информационных систем
7. Разработка системы информационной безопасности для ИС
8. Проектирование информационной системы предприятия
9. Проектирование корпоративной сети на предприятии
10. Разработка и внедрение информационной подсистемы учета выпуска продукции на предприятии
11. Разработка Web-представительства компании
12. Разработка информационной подсистемы автоматизированной обработки документов коммерческого предприятия
13. Проектирование и внедрение подсистемы управления кадрами предприятия
14. Проектирование информационной системы для малого предприятия связи
15. Разработка подсистемы учета операций по импорту товаров
16. Разработка подсистемы учета амортизации основных средств
17. Разработка подсистемы учета дебиторов банка
18. Разработка автоматизированного рабочего места руководителя (менеджера) подразделения организации в информационной сети
19. Проектирование информационной подсистемы торговой интернет-магазина
20. Разработка автоматизированной информационной системы по учету обеспеченности материалами процесса производства предприятия
21. Проектирование информационной подсистемы банкомата
22. Разработка информационной системы по организации учебного процесса
23. Проектирование информационной подсистемы финансового управления активами организации
24. Проектирование информационной подсистемы подбора, найма и сопровождения трудовых ресурсов
25. Разработка ИС автотранспортного предприятия
26. Проектирование информационной подсистемы управления поставками материальных ресурсов
27. Разработка ИС учета договоров и контроля за их исполнением
28. Проектирование информационной подсистемы управления банковскими операциями
29. Разработка ИС учета и оптимизации транспортных расходов на предприятии
30. Проектирование информационной подсистемы страховой фирмы
31. Разработка ИС учета сдельной оплаты труда
32. Проектирование информационной подсистемы государственной регистрационной фирмы
33. Разработка АРМ экономиста по прогнозу закупок на предприятии оптовой торговли
34. Проектирование информационной подсистемы государственной службы социальной поддержки безработных
35. Разработка ИС поддержки биржевых торгов
36. Проектирование информационной системы управления ценами, поставками и оборудованием розничного продовольственного магазина
37. Разработка ИС учета материальных ресурсов предприятия
38. Проектирование бизнес-процессов обработки заказа клиента в интернет-магазине, включая обработку заказа и проверку, и обработку оплаты
39. Разработка подсистемы автоматизации складского учета
40. Проектирование бизнес-процессов страховой компанией автомобилей, включая оформление полисов, обработку страховых случаев и претензий клиентов
42. Проектирование информационной системы торговли билетами на транспорте
43. Разработка системы автоматизации учета поступления и реализации товаров в розничной торговле
44. Проектирование бизнес-процессов банковских операций с ценными бумагами
45. Разработка подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле
46. Проектирование информационной системы регистрации и обработки медицинской информации на примере тестов на артериальное давление и анализы крови
47. Разработка системы автоматизации кассовых операций торгового предприятия
48. Проектирование бизнес-процессов поставок материалов и комплектующих изделий для промышленных организаций
49. Разработка системы автоматизации учета выбытия денежных средств с расчетного счета организации
50. Создание и внедрение бизнес-процессов обработки счета - фактуры продукта, включая получение счета - фактуры, проверки и его оплаты
51. Разработка системы автоматизации учета повременно-премиальной оплаты труда в организации
52. Создание и внедрение бизнес-процесса оплаты и обработки заказа по кредитным картам
53. Разработка системы автоматизации учета поступления и выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов в коммерческой организации
54. Разработка проекта бизнес-процесса кредитования клиентов, включая процесс исследования платежеспособности клиента и одобрения выдачи кредита
55. Разработка системы автоматизации учета поступления и выбытия, основных средств на предприятии
56. Создание и внедрение информационной системы автоматизации трейдинга
57. Разработка ИС учета обмена валют
58. Создание и внедрение БД информационной системы склада косметики и парфюмерии организации
59. Разработка ИС учета запасов предприятия
60. Создание и внедрение имитационной модели программного обеспечения информационной системы организации
61. Разработка АИС учета бартерных операций
62. Создание и внедрение информационной системы автоматизации магазина напольных покрытий
63. Разработка АИС учета закупок товаров у населения
64. Создание и внедрение информационной системы автоматизации организации
65. Разработка автоматизированной информационной системы учета риэлтерских операций
66. Создание и внедрение информационной системы автоматизации Отдела кадров
67. Разработка АРМ сотрудника кредитного отдела банка
68. Автоматизация процесса оформления документов по проживанию в отеле
69. Разработка ИС ведения реестра акционеров в банке
70. Автоматизация проектно-сметной документации строительной фирмы
Примерные контрольные вопросы, задаваемые студенту на защите отчетов:
Типовые контрольные вопросы для собеседования
1) Какие информационные технологии реализованы в бизнес-процессах базы практики?
2) Обязанности исполняемые Вами в период прохождения практики на базе практики в должности практиканта-стажера?
3) Какое прикладное программное обеспечение используется АРМ-пользователями на базе практики?
4) Какое системное программное обеспечение используется на базе практики?
5) Какие методы и средства проектирования прикладных программных приложений АИС применяются на базе практики?
6) Охарактеризуйте сайт базы практики?
7) Перечислите основные задачи администратора сети по обеспечению требуемого уровня
8) Какая техническая документация ведется на АРМ пользователя? Реализован ли автоматизированный учет документации на базе практики?
9) Какие типовые задачи должны уметь решать IT-специалисты по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии? Какие из этих задач
приходилось решать Вам в период прохождения практики?
10) Какие положения прописываются в инструкции по технике безопасности на рабочем месте? Какие были прописаны в инструкции на рабочем месте базы практики, где Вы были практикантом, в чем их особенности?
Контроль за выполнением программы практики осуществляется в форме аттестации. Аттестация студента по результатам практики осуществляется при защите отчета на основе оценки степени решения студентом задач практики и отзыва руководителя от базы практики о приобретенных студентом знаниях, умениях и профессиональных навыках.
Обучающийся, не выполнивший программу практики по уважительной причине, проходит практику по индивидуальному плану, в свободное от учебы время. В отдельных случаях практика может быть организована на базе структурных подразделений Университета.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по практике или не прохождение промежуточной аттестации по практике при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которая подлежит ликвидации в установленном Университетом порядке.
Академическая задолженность по практикам ликвидируется путем повторного направления на практику обучающегося в свободное от учебных занятий время. По окончании установленного срока, обучающийся, не ликвидировавший академическую задолженность, подлежит отчислению из Университета в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
- 10 баллов, если соблюдаются не все требования по оформлению дневника практики, представлен недостаточно качественный графический материал (без указания единиц измерения, некоторых дат и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные, но имеются стилистические ошибки, дневник оформлен не аккуратно.
- 20 баллов, если соблюдаются не все требования по оформлению дневника практики, представлен качественный графический материал (указания единиц измерения, даты и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные, но имеются стилистические ошибки, дневник аккуратно оформлен.
- 30 баллов, если соблюдаются все требования по оформлению дневника практики, представлен качественный графический материал (указания единиц измерения, даты и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки, дневник аккуратно оформлен.
Критерии оценки за содержание отчета по практике:
- 10 баллов, если в отчете нет полного соответствия заданию, не правильно выбрана цель и постановка задачи, не прослеживается сбалансированность разделов отчета, правильность деления объема материала по разделам, имеется наличие элементов научной новизны, высокое качество работы ссылочного аппарата, степень самостоятельности работы не ниже требуемого уровня, не очень понятный и удобный стиль изложения изученного материала, практическая ценность работы не установлена.
- 30 баллов, если прослеживается полное соответствие отчета заданию, выбрана цель и постановка задачи, имеется сбалансированность разделов отчета, правильность деления объема материала по разделам, имеется наличие элементов научной новизны, практическая ценность работы, высокое качество работы ссылочного аппарата, степень самостоятельности работы не ниже требуемого уровня, понятный и удобный стиль изложения изученного материала.
Критерии оценки за оформление отчета по практике:
- 5 баллов, если правильно оформлен титульный лист, оглавление, заглавие и текст, список использованных литературных источников, однако не верно оформлены приложения, приводится применение иллюстративного материала, грамматика, пунктуация и шрифтовое оформление отчета немного не соответствует предъявляемым требованиям, соблюден график подготовки и сроков сдачи отчета по производственной практике.
- 10 баллов, если правильно оформлен титульный лист, оглавление, заглавие и текст, список использованных литературных источников, правильно оформлены приложения, приводится применение иллюстративного материала, грамматика, пунктуация и шрифтовое оформление отчета соответствует предъявляемым требованиям, соблюден график подготовки и сроков сдачи отчета по производственной практике.
Критерии оценки за защиту отчета по практике:
- 10 баллов, если содержание отчета по производственной практике раскрыто не полностью; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; не показано умение использования средств мультимедиа в докладе; получены не точные ответы на задаваемые вопросы по отчету по производственной практике.
- 20 баллов, если полностью раскрыто содержание отчета; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; показано качество использования средств мультимедиа в докладе; однако не получены достойные ответы на вопросы по отчету по производственной практике.
- 30 баллов, если полностью раскрыто содержания отчета; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; показано качество использования средств мультимедиа в докладе; получены достойные ответы на вопросы по отчету по производственной практике.
По результатам защиты отчета по производственной практике выставляется оценка: «Зачтено» – 55 и более баллов, «Не зачтено» – менее 55 баллов.
Оценка по производственной практике проставляется в зачетную книжку обучающегося и в экзаменационную ведомость.
Подготовительный этап (учебная аудитория, оснащенная оборудованием и техническими средствами обучения: учебная мебель, экран, проектор,
ноутбук.)
Основной этап (производственно-технологический) (аудитория, оснащенная компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде Организации).
Заключительный этап (отчетно-аналитический) (учебная аудитория, оснащенная оборудованием и техническими средствами обучения: учебная мебель, экран, проектор, ноутбук;
аудитория, оснащенная компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде Организации.)
Для прохождения практики профильные организации – базы практики предоставляют студентам возможность прохождения практики в помещениях, соответствующих действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ, оснащенных компьютерным или иным оборудованием для работы с документами и имеющим доступ к информационно-справочным системам.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в соответствии с требованиями ФГОС.
Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом их доступности для данных обучающихся и рекомендациями медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда в соответствии с нозологией.
При направлении инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в профильную организацию для прохождения предусмотренной учебным планом практики университет согласовывает с профильной организацией условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нозологий, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся – инвалидом трудовых функций.
Обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья необходимо написать заявление на имя ректора университета в срок не позднее одного месяца до начала практики. К заявлению прикладываются подтверждающие документы о необходимости подбора места практики с учетом его нозологии. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, в случае, когда он способен проходить практику на общих основаниях должен указать в заявлении, что не нуждается в создании определенных условий и подбора специального места прохождения практики.
Кафедра должна не позднее, чем за месяц до начала практики информировать отдел мониторинга, практической подготовки и трудоустройства о необходимости подбора места практики студенту с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его программой подготовки и индивидуальными особенностями
В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут предлагаться следующие варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:
- для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
- для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.