УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Основные положений, законов и методов естественных наук и математики
умеет
Решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук
владеет навыками
Основными законами математических и естественных наук для решения стандартных задач
Методики поиска, сбора и обработки информации
умеет
Применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
владеет навыками
Поиска, сбора и обработки, критического ана-лиза и синтеза информации, методикой системного подхода для решения поставленных задач
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
содержание, задачи ландшафтоведения.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
содержание, задачи ландшафтоведения.
региональную дифференциацию ГО.
Географическая зональность
контролю
содержание, задачи ландшафтоведения.
1. Рабочую программу дисциплины «Ландшафтоведение».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Ландшафтоведение».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Ландшафтоведение».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Ландшафтоведение» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Вариант 1
Типовой вопрос;
1. Динамика ландшафта. Виды динамики. Мера динамичности ландшафтных комплексов.
2. Тестирование .
1. Укажите предельную ступень геосистемной иерархии:
А) ландшафт;
Б) район; В) фация;
Г) местность; Д) урочище.
2. Термин «геосистема» в физическую географию и ландшафтоведение:
А) Тенсли, в 1935 г.;
Б) Сукачевым В.Н.,в 1945 г; В) Полыновым Б.Б., в 1915 г; Г) Докучаевым В.В., в 1899 г.; Д) Сочавой В.Б., в 1963 г.
3. Биокосную подсистему в геосистеме образуют природные компоненты:
А) почвы; рельеф;
Б) рельеф, живые организмы;
В) воды, почвы, рельеф;
Г) почвы;
Д) живые организмы; почвы.
4. Эмерджентные свойства геосистемы представляют собой:
А) свойства отдельных компонентов геосистемы;
Б) свойства биотических компонентов геосистемы;
В) свойства абиотических компонентов геосистем;
Г) свойства биокосной подсистемы в геосистеме;
Д) свойства не присущие ни одному из компонентов в отдельности.
5.Укажите наиболее отличительное свойство геосистемы:
А) иерархичность;
Б) функциональность;
В) целостность;
Г) уникальность;
Д) структурность.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня : Выполнить задание – рассчитать баланс углерода в тундровой зоне.
Вариант 2
1. Типовой вопрос ; Функционирование и оптимизация ландшафтов.
2. Тестирование.
1. Укажите предельную ступень геосистемной иерархии:
А) ландшафт;
Б) район;
В) фация;
Г) местность;
2. Термин «геосистема» в физическую географию и ландшафтоведение:
А) Тенс-ли, в 1935 г.;
Б) Сукачевым В.Н.,в 1945 г;
В) Полыновым Б.Б., в 1915 г;
Г) Докучаевым В.В., в 1899 г.;
Д) Сочавой В.Б., в 1963 г.
3. Биокосную подсистему в геосистеме образуют природные компоненты:
А) почвы; рельеф;
Б) рельеф, живые организмы;
В) воды, почвы, рельеф;
Г) почвы;
Д) живые организмы; почвы.
4. Эмерджентные свойства геосистемы представляют собой:
А) свойства отдельных компонентов геосистемы; Б) свойства биотических компонентов гео-системы; В) свойства абиотических компонентов геосистем; Г) свойства биокосной подси-стемы в геосистеме;
Д) свойства не присущие ни одному из компонентов в отдельности.
5. Укажите наиболее отличительное свойство геосистемы:
А) иерархичность;
Б) функциональность; В) целостность;
Г) уникальность; Д) структурность.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня (оценка навыков) (15 баллов): Указать природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов.
Вариант 3
1. Типовой вопрос; Культурный ландшафт, принципы его создания.
2. Тестирование .
1. Целостность геосистем обусловлена:
А) набором и характером компонентов;
Б) устойчивостью геосистем;
В) изменчивостью геосистем;
Г) уникальностью геосистем;
Д) взаимосвязями ее компонентов.
2. В механизме саморегулирования геосистем ведущая роль принадлежит:
А) почвам;
Б) биоте;
В) водам;
Г) климату;
Д) литогенной основе.
3. Генетически единую геосистему, однородную по зональным и азональным призна-кам и заключающую в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем называют:
А) местностью;
Б) ландшафтом;
В) районом;
Г) областью;
Д) фацией.
4. Структура геосистем:
А) пространственно-временная организация геосистемы;
Б) взаимное расположение частей геосистемы;
В) связь между частями (элементами) геосистемы;
Г) состав элементов геосистемы;
Д) строение геосистемы.
5. Наименьший временной промежуток, в течение которого можно наблюдать все типичные структурные элементы и состояния геосистемы:
А) сутки Б) неделя; В) месяц; Г) сезон; Д) год.
Вариант 4
1. Типовой вопрос; Сельскохозяйственные ландшафты
2. Тестирование.
1. Инвариант геосистемы - это:
А) пространственные элементы структуры геосистем;
Б) временные элементы структуры гео-систем;
В) совокупность устойчивых отличительных признаков геосистем;
Г) изменения геосистемы, имеющие обратимый характер;
Д) изменения геосистемы, имеющие циклический характер.
2. Предмет ландшафтоведения:
А) геосистемы;
Б) географическая оболочка;
В) ландшафтная оболочка;
Г) экосистемы;
Д) биосфера.
3. Научная теория оптимизации человеческого воздействия на природу была выдвину-та:
А) А.Гумбольдт
Б) В.И.Вернадский
в) А.Г. Исаченко;
г) А.А. Григорьева;
д) В.В. Докучаева.
4. Становление и развитие ландшафтоведения как науки неразрывно связано с именами выдающихся ученых
А) А.Гумбольдт, В.В. Докучаева, К.Риддер
Б) В.В. Докучаева, А.Г. Исаченко; А.Гумбольдт
В) Н.А. Солнцевым; А.Гумбольдт
Г) Л.С. Бергом, В.В. Докучаева, Д) Б.Б. Полыновым. А.Гумбольдт
5. Идея единства и взаимосвязи природных явлений на земле была развита в трудах:
А) К. Риддер
Б) В.В. Докучаева
В) А.Гумбольдт
Г) Л.С. Бергом
Д) Б.Б. Полыновым.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня (оценка навыков) (15 баллов): Проблемы изменения ландшафтов человеком. Отличия природных и природно- антропогенных ландшафтов.
Вариант 5
1. Типовой вопрос; Техногенные ландшафты.
2. Тестирование.
1 .Кто сформулировал представление о закономерных связях между компонентами природы, обосновал учение о почве как особом природном объекте, дал комплексную характеристику природных зон России
А) К. Риддер
Б) В.В. Докучаева В) А.Гумбольдт Г) Л.С. Бергом
Д) Б.Б. Полыновым.
2. В иерархическом ряду на стыке региональных и локальных геосистем располагает-ся: А) местность;
Б) округ;
В) провинция; Г) ландшафт; Д) район.
3. Узловая единица геосистемной иерархии:
А) географическая оболочка;
Г) континент; Д) ландшафт.
4. Крупная часть материка с характерными показателями континентальности климата, увлажнения, сезонной ритмики природных процессов и системой широтных зон, называется: А) физико-географической страной;
Б) физико-географическим районом; В) физико-географическим сектором; Г) физико-географической областью4
Д) физико-географической провинцией.
5. Часть материка, приуроченная к крупной тектонической структуре, с единством тектонического развития в неоен-четвертичное время, с единым рельефом на уровне мор-фоструктуры, макроклиматом и своеобразным проявлением горизотальной зональности или высотной поясности ландшафтов, называется:
А) физико-географической областью; Б) физико-географической страной; В) физико-географическим сектором;
Г) физико-географической провинцией; Д) физико-географическим районом.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня: Изменчивость ландшафтов во времени. Динамика ландшафтов.
Контрольная точка № 2 (темы 3-5)
Вариант 1
1. Типовые вопросы ; Дифференциация природы по компонентам
2. Типовая задача реконструктивного уровня;
1. Инвариант геосистемы - это:
А) пространственные элементы структуры геосистем; Б) временные элементы структуры гео-систем;
В) совокупность устойчивых отличительных признаков геосистем; Г) изменения геосистемы, имеющие обратимый характер;
Д) изменения геосистемы, имеющие циклический характер.
2. Предмет ландшафтоведения:
А) геосистемы;
Б) географическая оболочка; В) ландшафтная оболочка; Г) экосистемы;
Д) биосфера.
3. Научная теория оптимизации человеческого воздействия на природу была выдвину-та: А) А.Гумбольдт
Б) В.И.Вернадский в) А.Г. Исаченко; г) А.А. Григорьева; д) В.В. Докучаева.
4. Становление и развитие ландшафтоведения как науки неразрывно связано с именами выдающихся ученых
А) А.Гумбольдт, В.В. Докучаева, К.Риддер
Б) В.В. Докучаева, А.Г. Исаченко; А.Гумбольдт В) Н.А. Солнцевым; А.Гумбольдт
Г) Л.С. Бергом, В.В. Докучаева, Д) Б.Б. Полыновым. А.Гумбольдт
5. Идея единства и взаимосвязи природных явлений на земле была развита в трудах: А) К. Риддер
Б) В.В. Докучаева В) А.Гумбольдт Г) Л.С. Бергом
Д) Б.Б. Полыновым.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня: Ландшафт как природная система: компоненты, границы, морфология.
Вариант 2
1. Типовые вопросы; Оценка эродированных земель и эро-зионных процессов
2. Типовая задача реконструктивного уровня;
1. Последствия эрозии почвы:
А) нарушается функциональная роль пашни;
Б)оказывается негативное воздействие на другие компоненты агроландшафта; В)повышается устойчивость функционирования пашни;
Г)увеличивается содержание органического вещества на склоновых землях;
2. Природно-территориальные комплексы, в которых под воздействием человека на ка-кой-то его части изменен, хотя один его компонент –
А) антропогенные ландшафты; Б) ландшафты;
В) экосистемы.
3. Узловая единица геосистемной иерархии: А) географическая оболочка;
Б) физико-географическая страна; В) фация;
Г) континент; Д) ландшафт.
4. Увеличить скорость фильтрации воды в почву возможно за счет:
А) повышение содержания органического вещества в почве; Б) повышение водопрочности структурных агрегатов;
В) уменьшения плотности почвы; Г) прикатывания почвы;
Д) увеличение содержания в почве агрегатов менее 0,25 мм.
5. Пути повышения продуктивности агроэкосистемы:
А) использование монокультуры;
Б) повышении разнообразия культур в структуре посевных площадей; В) использование смешанных посевов;
Г) повышение эффективности использования природных факторов жизни; Д) использование промежуточных посевов.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня: Построить профиль ключевого участка
Вариант 3
1.Типовые вопросы; Беллигеративные ландшафты
2.Типовая задача реконструктивного уровня;
1. Раздел ландшафтоведения, изучающий закономерности внутреннего территориального расчленения ландшафта и локальных геосистем, называется:
А) геохимией ландшафта; Б) морфологией ландшафта; В) динамикой ландшафта; Г) биотикой ландшафта;
Д) геофизикой ландшафта.
2. Генетически единую геосистему, однородную по зональным и азональным признакам и заключающую в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем назы-вают: А) физико-географическим районом;
Б) местностью; В) подурочищем; Г) ландшафтом; Д) урочищем.
3. Каждой локальной геосистеме соответствуют определенные категории природных компонентов. Для какой локальной геосистемы характерны: одинаковая литология поверх-ностных пород, одинаковый характер рельефа, один микроклимат, одна почвенная разность и одинбиоценоз?
А) фация;
Б) подурочище; В) урочище;
Г) местность; Д) ландшафт.
4. Вертикальная структура геосистем:
А) упорядоченное расположение геосистем низших рангов Б) морфологическая;
В) ярусное расположение компонентов геосистем; Г) латеральная;
Д) вещественно-энергетическая
5. Для какой локальной геосистемы характерны: геологическая формация, геоморфо-логический комплекс, климат, почвенный и геоботанический районы?
А) фация;
Б) подурочище; В) урочище;
Г) местность;
Д) ландшафт.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня : Понятие о региональном ландшафтном комплексе и физико-географическом районировании.
Вариант 4
1.Типовые вопросы; Понятие об антропогенном ландшафт
1. Большинство ландшафтных границ имеет происхождение:
А) зональное; Б) азональное;
В) климатическое; Г) почвенное;
Д) геоботаническое.
2. Наиболее активный компонент ландшафта – это:
А) воды;
Б) геолого-геоморфологическая основа; В) климат;
Г) почва; Д) биота.
3. Природно-территориальный комплекс , состоящий из генетически связанных между собой фаций и занимающий обычно целиком всю форму мезорельефа, называется:
А) ландшафтом; Б) местностью;
В) сложным урочищем; Г) урочищем;
Д) подурочищем.
4. Какой локальной геосистеме присущи следующие особенности – динамичность, от-носительная неустойчивость и недолговечность?
А) фация;
Б) подурочище;
В) сложное урочище; Г) местность;
Д) простое урочище.
5. Самая крупная морфологическая часть ландшафта:
А) фация;
Б) подурочище;
В) сложное урочище; Г) местность;
Д) простое урочище.
3. Практико-ориентированное задание творческого уровня: Принципы биогеохимической классификации ландшафтов. Полярные и приполярные ландшафты
Вопросы к зачету.
1. Понятие о ландшафтной сфере Земли. Ее связь с географической оболочкой. Ис-тория развития ландшафтоведения в России и за рубежом.
2. Понятие о региональном ландшафтном комплексе и физико-географическом рай-онировании.
3. Ландшафт как природная система: компоненты, границы, морфология. Литоген-ная основа ландшафта.
4. Структура и функционирование ландшафта.
5. Понятие о генезисе ландшафта и генетическом принципе ландшафтной диффе-рен циации земной поверхности.
6. Генетические ряды ландшафтов.
7. Понятие об антропогенном ландшафте.
8. Принципы геохимической классификации ландшафтов
9. Антропогенный ландшафт
10. Культурный ландшафт
11. Беллигеративные ландшафты
12. Техногенные изменения ландшафтов
13. Основные показатели техногенеза.
14. Нарушение геохимического баланса в ландшафте
15. Изменение влагооборота и водного баланса в ландшафте
16. Динамика ландшафта. Виды динамики. Мера динамичности ландшафтных ком плексов.
17. Временная динамика ландшафта и ее виды.
18. Структурная динамика ландшафта.
19. Направленная динамика ландшафта
20. Принципы биогеохимической классификации ландшафтов.
21. Полярные и приполярные ландшафты.
23. Широколиственные леса
24. Таежные ландшафты
25. Травянистые ландшафты
26. Саванны
27. Степные ландшафты
28. Пустынные ландшафты
29. Тундровые ландшафты
30. Примитивно-пустынные ландшафты
31. Устойчивость природных ландшафтов к техногенезу
32. Изменения ландшафтов в результате техногенной деятельности.
33. Виды нарушений структуры и функций ландшафта.
34. Методы ландшафтных исследований.
35. Понятие о культурном ландшафте.
36. Ландшафтный подход в оптимизации взаимодействия природы и общества.
37. Природный потенциал ландшафтов
38. Ландшафтно-экологическая экспертиза
39. Эстетика ландшафта
40. Ландшафтное планировани
41. Экологический каркас
42. Антропогенные изменения климата и их влияние на гидросферу
Тематика рефератов
1. Ландшафтный подход при изучении рекреационных ресурсов
2. Место ландшафтоведения в системе наук
3. Этапы развития ландшафтоведения.
4. Исторические аспекты развития учения о ландшафтах.
5. Широтная зональность, азональность и секторность в дифференциации ландшаф-тов.
6. Высотная ландшафтная дифференциация горных территорий.
7. Изменчивость ландшафтов во времени. Динамика ландшафтов.
8. Эволюция ландшафтов
9. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям.
10. Проблема исчисления возраста ландшафта.
11. Парагенетические ландшафтные геосистемы.
12. Проблемы изменения ландшафтов человеком. Отличия природных и природно- антропогенных ландшафтов.
13. Функционирование и оптимизация ландшафтов.
14. Культурный ландшафт, принципы его создания.
15. Селитебные ландшафты: сельские и городские.
16. Лесохозяйственные ландшафты.
17. Сельскохозяйственные ландшафты.
18. Техногенные ландшафты.
19. Основные направления прикладного ландшафтоведения.
20. Ландшафтная карта как основа для оценки природных ресурсов.
21. Ландшафтно-географическое прогнозирование.
22. Инвентаризационные карты и кадастр ландшафтов.
23. Основные направления и принципы охраны ландшафтов.
24. Экологическая оценка ландшафтов.
25. Ландшафтно-экологические основы организации особо охраняемых природных территорий
26. Особенности использования межгорнокотловинных ландшафтов
Вопросы к зачету.
1. Понятие о ландшафтной сфере Земли. Ее связь с географической оболочкой. Ис-тория развития ландшафтоведения в России и за рубежом.
3. Ландшафт как природная система: компоненты, границы, морфология. Литоген-ная основа ландшафта.
4. Структура и функционирование ландшафта.
5. Понятие о генезисе ландшафта и генетическом принципе ландшафтной диффе-рен циации земной поверхности.
6. Генетические ряды ландшафтов.
7. Понятие об антропогенном ландшафте.
8. Принципы геохимической классификации ландшафтов
9. Антропогенный ландшафт
10. Культурный ландшафт
11. Беллигеративные ландшафты
12. Техногенные изменения ландшафтов
13. Основные показатели техногенеза.
14. Нарушение геохимического баланса в ландшафте
15. Изменение влагооборота и водного баланса в ландшафте
16. Динамика ландшафта. Виды динамики. Мера динамичности ландшафтных ком плексов.
17. Временная динамика ландшафта и ее виды.
18. Структурная динамика ландшафта.
19. Направленная динамика ландшафта
20. Принципы биогеохимической классификации ландшафтов.
21. Полярные и приполярные ландшафты.
22. Лесные ландшафты. Ландшафты тропических лесов
23. Широколиственные леса
24. Таежные ландшафты
25. Травянистые ландшафты
26. Саванны
27. Степные ландшафты
28. Пустынные ландшафты
29. Тундровые ландшафты
30. Примитивно-пустынные ландшафты
31. Устойчивость природных ландшафтов к техногенезу
32. Изменения ландшафтов в результате техногенной деятельности.
33. Виды нарушений структуры и функций ландшафта.
34. Методы ландшафтных исследований.
35. Понятие о культурном ландшафте.
36. Ландшафтный подход в оптимизации взаимодействия природы и общества.
37. Природный потенциал ландшафтов
38. Ландшафтно-экологическая экспертиза
39. Эстетика ландшафта
40. Ландшафтное планировани
41. Экологический каркас
42. Антропогенные изменения климата и их влияние на гидросферу
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основ-ным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
При изучении дисциплины «Ландшафтоведение» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.
Первая тема «Введение: предмет, содержание, задачи ландшафтоведения» дает базовые представления о ландшафтоведении как науке о ландшафтной оболочке и ее структурных со-ставляющих. Следует обратить внимание на различное толкование термина
«ландшафт».
При изучении второй темы «Геосистемы, их свойства, компоненты, принципы функционирования» следует обратить внимание на природные компоненты ландшафтов, связи между ними и их роль в ландшафтогенезе.
Третья тема «Ландшафтная дифференциация географической оболочки» знакомит с морфологией, морфометрией и гидрологическими характеристиками водотоков. Следует обратить внимание на основные факторы, оказывающие влияние на дифференциацию географической оболочки.
В четвертой теме «Геохимическая классификация антропогенных ландшафтов» знакомит с различными антропогенными ландшафтами. Следует обратить внимание на различие миграции химических элементов в различных антропогенных ландшафтах.
В процессе изучения пятой темы «Биогеохимическая классификация ландшафтов» следует обратить внимание на количественные и качественные показатели основных биомов Зем-ли.
Шестая тема «Гидрология ледников» позволяет получить комплекс научных знаний и пред-ставлений о ледниковой системе Земли. В результате у студентов формируются знания гидрологии ледников и навыки применения этих знаний в области экологии и природопользования.
В седьмой теме «Прикладное ландшафтоведение: ландшафт как объект природопользования и природообустройства» у студентов должно сформироваться представление о подходах к использованию ландшафта в целях природопользования и природообустройства.
Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам кур-са;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат и (или) статью по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тести-рованию, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы яв-ляется обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутри-вузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, написания технологических диктантов и тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к зачету, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить практические задания, самостоятельно выполнить предложенные задания.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.