2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Обследование и экологическая оценка территории_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ДВ.02.01 Обследование и экологическая оценка территории
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Цель изучения дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории» является формирование представления об основах проведения обследования агроландшафтов, умение проводить экологическую оценку и выявлять последствия загрязненности агроэкосистем.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.1 Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Цели системы экологического менеджмента в организации

Требования международных и российских стандартов в области экологического менеджмента

умеет

Искать информацию об опыте применения системы экологического менеджмента в аналогичных организациях с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

владеет навыками

Выявление внешних и внутренних факторов, включая экологические условия, событий, имеющих отношение к деятельности организации, ее продукции и услугам 

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.2 Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Системы экологического менеджмента в аналогичных организациях

умеет

Выделять основные факторы, влияющие на достижение намеченных результатов системы экологического менеджмента в организации

Выявлять потребности и ожидания заинтересованных сторон

владеет навыками

Оценки влияния внешних и внутренних факторов, включая экологические условия, событий на намерения и способность организации достигать намеченных результатов

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен планировать в системе
ПК-2.2 Разрабатывает и планирует действия по
знает

Основы планируемых действий по

 
экологического менеджмента в организации
достижению экологических целей в организации
достижению экологических целей в организации

умеет

Использовать текстовые редакторы (процессоры) для создания и оформления документации в отношении идентифицированных экологических аспектов и связанных с ними экологических воздействий

владеет навыками

Навыки планирования действий по достижению экологических целей организации 

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен определить необходимые ресурсы для разработки, внедрения и улучшения системы экологического менеджмента в организации
ПК-3.2 Актуализирует информацию для разработки и поддержании системы экологического менеджмента в организации
знает

Порядок уничтожения документированной информации

умеет

Использовать текстовые редакторы (процессоры) для создания и оформления документации системы экологического менеджмента

владеет навыками

Навыками создания и актуализации документированной информации, относящейся к системе экологического менеджмента 

 
 
 
 
 
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения.
знает

Теоретические знания в решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации

умеет

Оперировать знанием в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения

владеет навыками

Методами и определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке.

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Обследование и экологическая оценка территории» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Современные экологические проблемы
 
Экологическая проектная деятельность
 
Производственный экологический контроль
 
Экологическое нормирование
 
Экология урбанизированных территорий
 
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
 
Методы эколого-аналитических исследований
 
Философия и методология науки
 
Освоение дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
144/4
12
42
90
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
10
практической подготовки
10
36
72
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
144/4
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Современные проблемы оптимизации земледелия в России
3
14
4
1.1.
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Методология и информационные технологии экологической оценки территории
3
14
8
1.2.
4
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос, Реферат
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Основные диагностические параметры оценки территории
3
12
10
1.3.
10
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Контрольная точка № 1
3
10
2
КТ 1
1.4.
2
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
2 раздел. Раздел 2
2.
 
Агроэкологическая оценка загрязненных земель и рисков загрязнения
3
10
6
2.1.
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Комплексный анализ проблемных ситуаций антропогенно нарушенных территорий региона
3
10
14
2.2.
4
10
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос, Реферат
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Комплексная оценка антропогенно нарушенных территорий
3
10
8
2.3.
4
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Контрольная точка № 2
3
10
2
КТ 2
2.4.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос, Тест
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Промежуточная аттестация
3
2.5.
УК-1.2, ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
90
144
12
42
 
Итого
90
144
12
42
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Методология и информационные технологии экологической оценки территории
Методология и информационные технологии экологической оценки территории
4/2
 
Комплексный анализ проблемных ситуаций антропогенно нарушенных территорий региона
Комплексный анализ проблемных ситуаций антропогенно нарушенных территорий региона
4/-
 
Комплексная оценка антропогенно нарушенных территорий
Комплексная оценка антропогенно нарушенных территорий
4/-
 
Итого
12
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Современные проблемы оптимизации земледелия в России
14
 
Методология и информационные технологии экологической оценки территории
14
 
Основные диагностические параметры оценки территории
12
 
10
 
Агроэкологическая оценка загрязненных земель и рисков

загрязнения

10
 
Комплексный анализ проблемных ситуаций антропогенно нарушенных территорий региона
10
 
Комплексная оценка антропогенно нарушенных территорий
10
 
10
 
0
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Обследование и экологическая оценка территории» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Обследование и экологическая оценка территории».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Современные проблемы оптимизации земледелия в России
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
2
Методология и информационные технологии экологической оценки территории
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
3
Основные диагностические параметры оценки территории
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
4
Контрольная точка № 1
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
5
Агроэкологическая оценка загрязненных земель и рисков загрязнения
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
6
Комплексный анализ проблемных ситуаций антропогенно нарушенных территорий региона
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7
Комплексная оценка антропогенно нарушенных территорий
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
8
Контрольная точка № 2
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
9
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Обследование и экологическая оценка территории»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ПК-1.1:Планирует и документирует экологическую 
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
эффективность деятельности организации
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Методы эколого-аналитических исследований
x
Мониторинг безопасности
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическое нормирование
x
Экология урбанизированных территорий
x
ПК-1.2:Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
Мониторинг безопасности
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическое нормирование
x
ПК-2.2:Разрабатывает и планирует действия по достижению экологических целей в организации
Мониторинг безопасности
x
Научно-исследовательская работа
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Преддипломная практика
x
Производственный экологический контроль
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
x
ПК-3.2:Актуализирует информацию для разработки и поддержании системы экологического менеджмента в организации
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
УК-1.2:Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения.
Методы и технологии научно-экологических исследований
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Производственный экологический контроль
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Обследование и экологическая оценка территории» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Обследование и экологическая оценка территории» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Тест
12
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Тест
0
 
Итого
88
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
18
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Тест
12
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Тест
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории»
1. Проблемные агроэкологические ситуации сельскохозяйственного землепользования.

 
2. Перспективы развития информационно-методического обеспечения экологической оценки земель и обеспечения земледелия.

3. Научные основы обследования и экологической оценки территории. Экологическое образование – залог рационального использования территории.

4. Агроэкологические функции почв и земель. Современные задачи обследования и оценки экологического состояния экосистем.

5. Уровни информационно-методического обеспечения экологической оценки территории.

6. Алгоритмы региональной автоматизированной системы комплексной оценки качества территории.

7. Агрохимические параметры обеспечения продукционного процесса доступными формами элементов питания.

8. Оценка мелиоративных проблем и устойчивости плодородия пахотных земель.

9. Фитосанитарный и экологически мониторинг.

10. Оценка климатических и микроклиматических условий территории.

11. Оценка рельефа и почвообразующих пород территории.

12. Оценка почв, загрязненных тяжелыми металлами территории.

13. Оценка рисков загрязнения земель и продукции растениеводства нитратами и пестицидами территории.

14. Оценка земель, загрязненных нефтепродуктами и радионуклидами территории.

15. Оценка эродированных почв и эрозионных процессов территории.

16. Оценка гумусового состояния почв.

17. Оценка кислотности почв.

18. Региональные оценки деградационных процессов качества земель

1. Оценка климатических и микроклиматических условий территории.

2. Оценка рельефа и почвообразующих пород территории.

3. Оценка почв, загрязненных тяжелыми металлами территории.

4. Оценка рисков загрязнения земель и продукции растениеводства нитратами и пестицидами территории.

5. Оценка земель, загрязненных нефтепродуктами и радионуклидами территории.

6. Оценка эродированных почв и эрозионных процессов территории.

7. Оценка гумусового состояния почв.

8. Оценка кислотности почв.

9. Основные направления развития землепользования в России

10. Основные направления развития землепользования в Ставропольском крае

11. Ключевые понятия качества агроландшафтов

12. Алгоритмы оценки потенциальной урожайности культуры на рабочем участке.

13. Алгоритмы расчета рациональных доз удобрений на рабочем участке.

14. Модули оптимизации выборы культуры на рабочем участке.

15. Модули оптимизации выбора и модификации агротехнологии.

За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.

2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.

3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью,

 
и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Трегубов О. В., Попиков В. П., Ахтырцев А. Б. Ландшафтоведение [Электронный ресурс]:учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Воронеж: ВГЛТУ, 2017. - 168 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/102267 
 
Л1.2 Курбанов С. А. Сельскохозяйственная мелиорация [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 208 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/162393 
 
Л1.3 Степанова Л. П., Яковлева Е. В., Коренькова Е. А., Степанова Е. И., Таракин А. В., Тихойкина И. М., Степановой Л. П. Организация и особенности проектирования экологически безопасных агроландшафтов [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 268 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206045 
 
дополнительная
 
Л2.1 Панков Я. В., Трещевская Э. И., Навалихин С. В. Рекультивация ландшафтов [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Воронеж: ВГЛТУ, 2016. - 176 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/111847 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: С. В. Окрут, В. А. Стукало, Е. Е. Степаненко ; Ставропольский ГАУ Обследование и экологическая оценка агроландшафта:метод. указания к выполнению реферата направления 05.04.06 - Экология и природопользование, магистерская программа "Агроэкологический мониторинг" (квалификация - магистр). - Ставрополь, 2020. - 521 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
88/АДМ

88/АДМ

Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.

Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана васильевна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.с/х.н Шутко Анна Петровна
 
_______________________ доц. , ксхн Зеленская Тамара Георгиевна
 
Рабочая программа дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 29 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Обследование и экологическая оценка территории» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование