2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экологически безопасное применение химических средств защиты растений _Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.43 Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целями дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты рас-тений» является формирование знаний в области вредного воздействия пестицидов на окружающую среду, методик проведения полевых и лабораторных наблюдений, умений проводить мониторинговые мероприятия по изучению воздействия пестицидов на ОС и формировать предложения по снижению негативного воздействия пестицидов на ООС; формирование необходимого минимума знаний способствующего пониманию и представлению о пестицидах и влиянии их на окружающую среду.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-2 Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Владеет знаниями и подходами наук в области экологии и природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию природных ресурсов
знает

Знания:  в области экологии и природопользования по предотвращению негативного воздействия пестицидов на объекты окружающей среды

умеет

Умения: планировать и реализовывать  мероприятия по предотвращению нега-тивного воздействия пестицидов

владеет навыками

Владеть навыками предотвращать негативное воз-действие пестицидов на объекты окружающей среды

 
 
 
 
 
ОПК-3 Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Обрабатывает и систематизирует результаты полевых и лабораторных наблюдений и измерений для оценки и контроля состояния (компонентов) окружающей среды с использованием статистических методов
знает

Знания:  методики проведения полевых и лабораторных наблюдений для оценки влияния пестицидов на объекты окружающей среды

умеет

Уметь проводить лабораторные и полевые наблюдения с целью оценки и контроля влияния пестицидов на объекты окружающей среды

владеет навыками

Владеть навыками планирования и закладки лабораторных и полевых опытов с пестицидами

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения
УК-8.2 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при
знает

Знание вредного воздействия пестицидов на объекты окружающей среды

умеет

Идентифицировать и оценить вредное воздействие пестицидов на окружающую среду

владеет навыками

Владеть проведением мониторинговых

 
устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
мероприятий по изучению воздействия  пестицидов на объекты окружающей среды 
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
 
Геоэкология
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Экология почв
 
Картографирование в природопользовании
 
Биогеография
 
Ландшафтоведение
 
Социальная экология
 
Общая экология
 
Экологическое ресурсоведение
 
Основы природопользования
 
Методы экологических исследований
 
НИР в области охраны окружающей среды
 
Урбоэкология
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Экологический мониторинг
 
Экология человека
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая токсикология
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Биологическая защита экосистем
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Основы военной подготовки
 
Освоение дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемк
Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

Контроль,

Форма 
 
ость

час/з.е.

лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
тельная ра-

бота, час

час
промежуточной аттестации (форма контроля)
8
144/4
20
34
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
8
144/4
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 раздел. 2. Основы агрономической токсикологии
2.
 
2..
 
3 раздел. 2. Основы агрономической токсикологии
3.
 
3..
 
Промежуточная аттестация
Итого
 
 
1 раздел. Понятие о пестицидах 
1.
 
Химический метод борьбы с вредными организмами и его место в интегрированной защите рас-тений.
8
1.1.
 
1.2. Классификации пестицидов
8
1.2.
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
 
Итого
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Химический метод борьбы 
1.2. Классификации пестицидов
/-
 
с вредными организмами и его место в интегрированной защите рас-тений.
 
1.2. Классификации пестицидов
Токсичность пестицидов для вредных организмов. Доза и норма расхода пестицидов. Факторы токсичности пестицидов для вредных организмов. Регламенты применения пестицидов.
/-
 
Итого
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений ».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений ».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений ».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений »
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-2.2:Владеет знаниями и подходами наук в области экологии и природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию природных ресурсов
Биоресурсное природопользование
x
Общая экология
x
Ознакомительная практика
x
Основы природопользования
x
Преддипломная  практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Урбоэкология
x
Экологическая токсикология
x
Экологическое ресурсоведение
x
ОПК-3.3:Обрабатывает и систематизирует результаты полевых и 
НИР в области охраны окружающей среды
x
Ознакомительная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
лабораторных наблюдений и измерений для оценки и контроля состояния (компонентов) окружающей среды с использованием статистических методов
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
УК-8.2:Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
Безопасность жизнедеятельности
x
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Природные ресурсы Ставропольского края
x
Устойчивое развитие
x
Экология человека
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Критерии оценки ответа на экзамене
 
Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений »
Вопросы и задания  к рубежному контролю №1 (контрольная работа)

Теоретические вопросы

1. Значение зашиты растений в повышении урожайности с.-х. культур.

2. Комплекс методов по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и место хими-ческого метода в этом комплексе.

3. Современное состояние производства химических  средств защиты растений.

4. Недостатки применения химического метода защиты растений и современные требования предъявляемые к ним.

5. Ущерб, наносимый вредными организмами сельскохозяйственным и др. культурам.

6. Химические средства защиты растений и краткая история развития, возникновения науки химзащиты растений.

7. Пестициды, их использование и назначение.

8. Классификация пестицидов по химическому составу.

9. Классификация пестицидов по объектам применения.

10. Пестициды - биологически активные вещества.

11. Классификация пестицидов по способу проникновения и по характеру действия.

12. Федеральный закон от 19 июля 1997 г.  № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицида-ми и агрохимикатами» (с изменениями и дополнениями)

13. ГОСТ Р 51247-99 Пестициды. Общие технические условия

14. ГОСТ 14189-81 Пестициды. Правила приемки, методы отбора проб, упаковка,

 
маркировка, транспортирование и хранение;

15. ГОСТ 19856-86 Пестициды. Общие наименования;

16. ГОСТ Р 21507-81 Защита растений. Термины и определения;

17. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с из-менениями и дополнениями)

18. Классификация по кумуляции.

19. Классификация по токсичности при проникновении через кожные покровы.

20. Классификация по токсичности при введении в желудок.

21. Классификация по токсиколого-гигиеническим  свойствам пестицидов.

22. Классификация по стойкости во внешней среде.  

23. Условия возникновения отравлений. Виды отравлений

24. Токсичность пестицидов для вредных организмов.

25. Доза и норма расхода пестицидов.

26. Факторы токсичности пестицидов для вредных организмов.

27. Регламенты применения пестицидов.

28. Природа резистентности и устойчивости

29. Виды природной резистентности (устойчивости) вредных организмов к пестицидам

30. Приобретенная резистентность вредных организмов к пестицидам

31. Этапы формирования резистентности и антирезистентная политика

32. Опрыскивание его виды и недостатки.

33. Фумигация как способ применения пестицидов

34. Аэрозоли как способ применения пестицидов.

35. Пестицидная обработка посевного и посадочного материала.

36. Приготовление отравленных приманок и их применение.

Практико-ориентированные задания

37. Описать характеристику основных препаративных форм пестицидов. Требования ГОСТ и ТУ.

38. Описать назначение вспомогательных веществ и их действие.

39. Описать общие требования безопасности при применении пестицидов.

40. Описать требования безопасности при хранении, отпуске пестицидов

41. Описать требования безопасности при применении наземной аппаратуры и агрохимика-тов авиационным методом

42. Описать требования безопасности при транспортировке пестицидов и агрохимикатов

43. Описать требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в лес-ном хозяйстве.

44. Описать требования безопасности при работе с пестицидами в условиях защищенного грунта.

45. Описать требования безопасности при применении пестицидов в черте населенных пунк-тов.

46. Описать требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов на зем-лях железнодорожного транспорта и несельскохозяйственного использования.

47. Определить действие вспомогательных веществ.

Вопросы и задания  к рубежному контролю №2 (контрольная работа)

Теоретические вопросы

1. Ущерб, причиняемый сельскохозяйственным и другим  культурам насекомыми, клещами, нематодами и грызунами. Экологический аспект.

2. История развития группы инсектоакарицидов и родентицидов;  

3. Общая характеристика, механизмы действия инсектицидов, акарицидов, нематицидов и родентицидов; достоинства и недостатки применения;

4. Пестициды - биологически-активные вещества.

5. История возникновения группы фунгицидов.

6. Классификация фунгицидов; общая характеристика, механизм действия; достоинства и не-достатки;

7. Медьсодержащие препараты: Сульфат меди (купроксат), бордоская смесь, хлорокись

 
меди (оксихом), купроксат, картоцид.

8. Препараты неорганической серы: сера молотая, коллоидная, известковосерный отвар.

9. Представители системных фунгицидов.

10. Представители контактной группы фунгицидов;

11. Классификация химических средств борьбы с сорняками;

12. Особенности действия гербицидов на растения, механизм действия и причины их избира-тельности;

13. Способы и сроки применения гербицидов; достоинства и недостатки.

14. Комплексное применение пестицидов.

Практико-ориентированные задания

15. Рассчитать биологическую эффективность применения инсектицидов.

16. Рассчитать биологическую эффективность применения фунгицидов.

17. Рассчитать биологическую эффективность применения гербицидов.

18. Рассчитать расход пестицида на заданную площадь.

19. Рассчитать расход воды для обработки заданной площади рабочим раствором пестицида.

Вопросы и задания  к рубежному контролю №3 (контрольная работа)

Теоретические вопросы

1. Организация работ по защите растений на с.-х. предприятии.

2. Пестициды как загрязнители среды

3. Различная чувствительность или устойчивость растений к пестицидам.

4. Местное и общее действие пестицидов на растение.

5. Фитотоксичность пестицидов.

6. Характер действия пестицидов на растение в зависимости от дозы и вида пестицида.

7. Показатели сравнительной токсичности пестицидов для вредных организмов и защищае-мых растений (хемотерапевтический коэффициент, индекс селективности).

8. Влияние пестицидов на энтомофагов, муравьев и пчел.

9. Действие на птиц и млекопитающих.

10. Влияние пестицидов на агрохимические свойства почвы, на почвенную микрофлору и фауну.

11. Характеристика побочного действия пестицидов и их метаболитов на окружающую среду (почву, воду, воздух).

12. Продолжительность сохранения пестицидов в воздухе, воде, почве.

13. Необходимость регламентирования содержания пестицидов в природных средах.

14. Передвижение и разложение пестицидов в почве.

15. Роль физических, химических и микробиологических факторов инактивации пестицидов.

16. Поглощение и детоксикация пестицидов растениями.

Практико-ориентированные задания

17. Описать алгоритм определения всхожести семян и энергии прорастания согласно ГОСТ.

18. Определить / описать алгоритм определения  влияние протравителей на всхожесть семян и развитие проростков

19. Определить / описать алгоритм определения  фитотоксичности почвы

20. Описать принцип закладки опытов с инсектицидами, фунгицидами, гербицидами.

Примерные темы докладов

1. Экологически безопасное применение баковых смесей пестицидов.

2. Экологически безопасное применение фунгицидов (на выбор).

3. Экологически безопасное применение инсектицидов (на выбор).

4. Экологически безопасное применение гербицидов (на выбор).

 
5. Особенности применения инсектоакарицидов в закрытом грунте.

6. Экологически безопасное управление использованием токсичных пестицидов.

7. Способ экологически безопасного применения пестицидов в зоне рыбохозяйственных водо-емов

8. Альтернатива применению пестицидов в питомниках и жилой застройке (выпуск энто-мофагов, применение биопрепаратов).

9. Тема по выбору студента

«Альтернатива применению пестицидов – применение биопрепаратов, выпуск энтомофагов» (круглый стол)

Примерные темы докладов

1. Использование энтомофагов и акарифагов.

1.1. Интродукция и акклиматизация.

1.2. Внутриареальное переселение и расширение ареалов местных видов энтомофагов.

1.3. Сезонная колонизация

1.4. Создание условий, благоприятных для естественных врагов

2. Использование других групп животных

3. Микробиологические методы борьбы

3.1 Бактерии

3.2. Вирусы

3.3. Энтомопатогенные грибы

3.4. Простейшие

3.5. Риккетсии

4. Генетические методы подавления вредителей

5. Использование естественных факторов роста, метаморфоза и поведения

5.1.Гормоны

5.2.Феромоны

Примерный вариант заданий

1. Классификация пестицидов по химическому составу.

2. Фумигация как способ применения пестицидов

3. Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов на землях железнодорож

4. Рассчитать биологическую эффективность применения фунгицидов.

Перечень вопросов и заданий для подготовки к экзамену

Теоретические вопросы

1. Значение зашиты растений в повышении урожайности с.-х. культур.

2. Комплекс методов по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и место химиче-ского метода в этом комплексе.

3. Современное состояние производства химических  средств защиты растений.

4. Недостатки применения химического метода защиты растений и современные требования предъявляемые к ним.

5. Ущерб, наносимый вредными организмами сельскохозяйственным и др. культурам.

6. Химические средства защиты растений и краткая история развития, возникновения науки химзащиты растений.

7. Пестициды, их использование и назначение.

8. Классификация пестицидов по химическому составу.

9. Классификация пестицидов по объектам применения.

10. Пестициды - биологически активные вещества.

11. Классификация пестицидов по способу проникновения и по характеру действия.

12. Законодательные акты, регламентирующие применение пестицидов.

13. Классификация по кумуляции.

14. Классификация по токсичности при проникновении через кожные покровы.

15. Классификация по токсичности при введении в желудок.

16. Классификация по токсиколого-гигиеническим  свойствам пестицидов.

 
17. Классификация по стойкости во внешней среде.  

18. Условия возникновения отравлений. Виды отравлений

19. Токсичность пестицидов для вредных организмов.

20. Доза и норма расхода пестицидов.

21. Факторы токсичности пестицидов для вредных организмов.

22. Регламенты применения пестицидов.

23. Опрыскивание его виды достоинства и недостатки.

24. Дустирование, применение гранулированных препаратов.

25. Фумигация как способ применения пестицидов

26. Аэрозоли как способ применения пестицидов.

27. Пестицидная обработка посевного и посадочного материала.

28. Общие требования безопасности при применении пестицидов.

29. Требования безопасности при хранении, отпуске пестицидов

30. Требования безопасности при применении наземной аппаратуры и агрохимикатов авиаци-онным методом

31. Требования безопасности при транспортировке пестицидов и агрохимикатов

32. Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве.

33. Требования безопасности при работе с пестицидами в условиях защищенного грунта.

34. Требования безопасности при применении пестицидов в черте населенных пунктов.

35. Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов на землях железно-дорожного транспорта и несельскохозяйственного использования.

36. Ущерб, причиняемый сельскохозяйственным и другим  культурам насекомыми, клещами, нематодами и грызунами. Экологический аспект.

37. Классификация инсектоакарицидов, механизмы действия.

38. Пестициды - биологически-активные вещества.

39. История возникновения группы фунгицидов.

40. Медьсодержащие препараты: Сульфат меди (купроксат), бордоская смесь, хлорокись меди (оксихом), купроксат, картоцид.

41. Препараты неорганической серы: сера молотая, коллоидная, известковосерный отвар.

42. Представители системных фунгицидов.

43. Классификация гербицидов.

44. Топографическая избирательность гербицидов.

45. Комплексное применение пестицидов.

46. Организация работ по защите растений на с.-х. предприятии.

47. Пестициды как загрязнители среды

48. Различная чувствительность или устойчивость растений к пестицидам.

49. Местное и общее действие пестицидов на растение.

50. Фитотоксичность пестицидов.

51. Характер действия пестицидов на растение в зависимости от дозы и вида пестицида.

52. Показатели сравнительной токсичности пестицидов для вредных организмов и защищаемых растений (хемотерапевтический коэффициент, ин¬декс селективности).

53. Влияние пестицидов на энтомофагов, муравьев и пчел.

54. Действие на птиц и млекопитающих.

55. Влияние пестицидов на агрохимические свойства почвы, на почвенную микрофлору и фау-ну.

56. Характеристика побочного действия пестицидов и их метаболитов на окружающую среду (почву, воду, воздух).

57. Продолжительность сохранения пестицидов в воздухе, воде, почве.

58. Необходимость регламентирования содержания пестицидов в природных средах.

59. Передвижение и разложение пестицидов в почве.

60. Роль физических, химических и микробиологических факторов инактивации пестицидов.

61. Поглощение и детоксикация пестицидов растениями.

 
Практико-ориентированные задания

62. Описать характеристику основных препаративных форм пестицидов. Требования ГОСТа и ТУ.

63. Описать этапы приготовления рабочих растворов пестицидов с соблюдением техники без-опасности.

64. Описать этапы приготовления отравленных приманок и их назначение.

65. Описать назначение вспомогательных веществ и их действие.

66. Рассчитать биологическую эффективность применения инсектицидов.

67. Рассчитать биологическую эффективность применения фунгицидов.

68. Рассчитать биологическую эффективность применения гербицидов.

69. Рассчитать расход пестицида на заданную площадь.

70. Рассчитать расход воды для обработки заданной площади рабочим раствором пестицида.

71. Описать алгоритм определения  влияние протравителей на всхожесть семян и развитие про-ростков

72. Описать алгоритм определения  фитотоксичности почвы

73. Описать принцип закладки опытов с инсектицидами, фунгицидами, гербицидами.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Баздырев Г. И., Третьяков Н. Н. Интегрированная защита растений от вредных организмов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 302 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=391800 
 
Л1.2 Москвичев А. Ю., Карпова Т.Л. Основные термины и определения по защите растений [Электронный ресурс]:справ.. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет, 2018. - 112 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1007528 
 
Л1.3 Ганиев М. М., Недорезков В. Д. Химические средства защиты растений [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 400 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/166932 
 
Л1.4 Пикушова Э. А. Химические средства защиты растений [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 201 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/171580 
 
Л1.5 Пикушова Э. А. Концепция интегрированной системы защиты растений от вредных организмов (сорные растения: вредоносность, биоразнообразие, биология, ассортимент гербицидов) [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 137 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/171585 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений »  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ проф. , доктор сельскохозяйственных наук Глазунова Наталья Николаевна
 
Рецензенты
 
_______________________ проф. , дсхн Шутко Анна Петровна
 
_______________________ доц. , кбн Степаненко Елена Евгеньевна
 
Рабочая программа дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » рассмотрена на заседании Кафедра химии и защиты растений протокол № 30 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Шутко Анна Петровна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование