УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Знания: в области экологии и природопользования по предотвращению негативного воздействия пестицидов на объекты окружающей среды
умеет
Умения: планировать и реализовывать мероприятия по предотвращению нега-тивного воздействия пестицидов
владеет навыками
Владеть навыками предотвращать негативное воз-действие пестицидов на объекты окружающей среды
Знания: методики проведения полевых и лабораторных наблюдений для оценки влияния пестицидов на объекты окружающей среды
умеет
Уметь проводить лабораторные и полевые наблюдения с целью оценки и контроля влияния пестицидов на объекты окружающей среды
владеет навыками
Владеть навыками планирования и закладки лабораторных и полевых опытов с пестицидами
Знание вредного воздействия пестицидов на объекты окружающей среды
умеет
Идентифицировать и оценить вредное воздействие пестицидов на окружающую среду
владеет навыками
Владеть проведением мониторинговых
Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).
час/з.е.
ции
занятия
бота, час
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
1. Рабочую программу дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений ».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений ».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений ».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологически безопасное применение химических средств защиты растений » проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Теоретические вопросы
1. Значение зашиты растений в повышении урожайности с.-х. культур.
2. Комплекс методов по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и место хими-ческого метода в этом комплексе.
3. Современное состояние производства химических средств защиты растений.
4. Недостатки применения химического метода защиты растений и современные требования предъявляемые к ним.
5. Ущерб, наносимый вредными организмами сельскохозяйственным и др. культурам.
6. Химические средства защиты растений и краткая история развития, возникновения науки химзащиты растений.
7. Пестициды, их использование и назначение.
8. Классификация пестицидов по химическому составу.
9. Классификация пестицидов по объектам применения.
10. Пестициды - биологически активные вещества.
11. Классификация пестицидов по способу проникновения и по характеру действия.
12. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицида-ми и агрохимикатами» (с изменениями и дополнениями)
13. ГОСТ Р 51247-99 Пестициды. Общие технические условия
14. ГОСТ 14189-81 Пестициды. Правила приемки, методы отбора проб, упаковка,
15. ГОСТ 19856-86 Пестициды. Общие наименования;
16. ГОСТ Р 21507-81 Защита растений. Термины и определения;
17. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с из-менениями и дополнениями)
18. Классификация по кумуляции.
19. Классификация по токсичности при проникновении через кожные покровы.
20. Классификация по токсичности при введении в желудок.
21. Классификация по токсиколого-гигиеническим свойствам пестицидов.
22. Классификация по стойкости во внешней среде.
23. Условия возникновения отравлений. Виды отравлений
24. Токсичность пестицидов для вредных организмов.
25. Доза и норма расхода пестицидов.
26. Факторы токсичности пестицидов для вредных организмов.
27. Регламенты применения пестицидов.
28. Природа резистентности и устойчивости
29. Виды природной резистентности (устойчивости) вредных организмов к пестицидам
30. Приобретенная резистентность вредных организмов к пестицидам
31. Этапы формирования резистентности и антирезистентная политика
32. Опрыскивание его виды и недостатки.
33. Фумигация как способ применения пестицидов
34. Аэрозоли как способ применения пестицидов.
35. Пестицидная обработка посевного и посадочного материала.
36. Приготовление отравленных приманок и их применение.
Практико-ориентированные задания
37. Описать характеристику основных препаративных форм пестицидов. Требования ГОСТ и ТУ.
38. Описать назначение вспомогательных веществ и их действие.
39. Описать общие требования безопасности при применении пестицидов.
40. Описать требования безопасности при хранении, отпуске пестицидов
41. Описать требования безопасности при применении наземной аппаратуры и агрохимика-тов авиационным методом
42. Описать требования безопасности при транспортировке пестицидов и агрохимикатов
43. Описать требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в лес-ном хозяйстве.
44. Описать требования безопасности при работе с пестицидами в условиях защищенного грунта.
45. Описать требования безопасности при применении пестицидов в черте населенных пунк-тов.
46. Описать требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов на зем-лях железнодорожного транспорта и несельскохозяйственного использования.
47. Определить действие вспомогательных веществ.
Вопросы и задания к рубежному контролю №2 (контрольная работа)
Теоретические вопросы
1. Ущерб, причиняемый сельскохозяйственным и другим культурам насекомыми, клещами, нематодами и грызунами. Экологический аспект.
2. История развития группы инсектоакарицидов и родентицидов;
3. Общая характеристика, механизмы действия инсектицидов, акарицидов, нематицидов и родентицидов; достоинства и недостатки применения;
4. Пестициды - биологически-активные вещества.
5. История возникновения группы фунгицидов.
6. Классификация фунгицидов; общая характеристика, механизм действия; достоинства и не-достатки;
7. Медьсодержащие препараты: Сульфат меди (купроксат), бордоская смесь, хлорокись
8. Препараты неорганической серы: сера молотая, коллоидная, известковосерный отвар.
9. Представители системных фунгицидов.
10. Представители контактной группы фунгицидов;
11. Классификация химических средств борьбы с сорняками;
12. Особенности действия гербицидов на растения, механизм действия и причины их избира-тельности;
13. Способы и сроки применения гербицидов; достоинства и недостатки.
14. Комплексное применение пестицидов.
Практико-ориентированные задания
15. Рассчитать биологическую эффективность применения инсектицидов.
16. Рассчитать биологическую эффективность применения фунгицидов.
17. Рассчитать биологическую эффективность применения гербицидов.
18. Рассчитать расход пестицида на заданную площадь.
19. Рассчитать расход воды для обработки заданной площади рабочим раствором пестицида.
Вопросы и задания к рубежному контролю №3 (контрольная работа)
Теоретические вопросы
1. Организация работ по защите растений на с.-х. предприятии.
2. Пестициды как загрязнители среды
3. Различная чувствительность или устойчивость растений к пестицидам.
4. Местное и общее действие пестицидов на растение.
5. Фитотоксичность пестицидов.
6. Характер действия пестицидов на растение в зависимости от дозы и вида пестицида.
7. Показатели сравнительной токсичности пестицидов для вредных организмов и защищае-мых растений (хемотерапевтический коэффициент, индекс селективности).
8. Влияние пестицидов на энтомофагов, муравьев и пчел.
9. Действие на птиц и млекопитающих.
10. Влияние пестицидов на агрохимические свойства почвы, на почвенную микрофлору и фауну.
11. Характеристика побочного действия пестицидов и их метаболитов на окружающую среду (почву, воду, воздух).
12. Продолжительность сохранения пестицидов в воздухе, воде, почве.
13. Необходимость регламентирования содержания пестицидов в природных средах.
14. Передвижение и разложение пестицидов в почве.
15. Роль физических, химических и микробиологических факторов инактивации пестицидов.
16. Поглощение и детоксикация пестицидов растениями.
Практико-ориентированные задания
17. Описать алгоритм определения всхожести семян и энергии прорастания согласно ГОСТ.
18. Определить / описать алгоритм определения влияние протравителей на всхожесть семян и развитие проростков
19. Определить / описать алгоритм определения фитотоксичности почвы
20. Описать принцип закладки опытов с инсектицидами, фунгицидами, гербицидами.
Примерные темы докладов
1. Экологически безопасное применение баковых смесей пестицидов.
2. Экологически безопасное применение фунгицидов (на выбор).
3. Экологически безопасное применение инсектицидов (на выбор).
4. Экологически безопасное применение гербицидов (на выбор).
6. Экологически безопасное управление использованием токсичных пестицидов.
7. Способ экологически безопасного применения пестицидов в зоне рыбохозяйственных водо-емов
8. Альтернатива применению пестицидов в питомниках и жилой застройке (выпуск энто-мофагов, применение биопрепаратов).
9. Тема по выбору студента
«Альтернатива применению пестицидов – применение биопрепаратов, выпуск энтомофагов» (круглый стол)
Примерные темы докладов
1. Использование энтомофагов и акарифагов.
1.1. Интродукция и акклиматизация.
1.2. Внутриареальное переселение и расширение ареалов местных видов энтомофагов.
1.3. Сезонная колонизация
1.4. Создание условий, благоприятных для естественных врагов
2. Использование других групп животных
3. Микробиологические методы борьбы
3.1 Бактерии
3.2. Вирусы
3.3. Энтомопатогенные грибы
3.4. Простейшие
3.5. Риккетсии
4. Генетические методы подавления вредителей
5. Использование естественных факторов роста, метаморфоза и поведения
5.1.Гормоны
5.2.Феромоны
Примерный вариант заданий
1. Классификация пестицидов по химическому составу.
2. Фумигация как способ применения пестицидов
3. Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов на землях железнодорож
4. Рассчитать биологическую эффективность применения фунгицидов.
Перечень вопросов и заданий для подготовки к экзамену
Теоретические вопросы
1. Значение зашиты растений в повышении урожайности с.-х. культур.
2. Комплекс методов по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и место химиче-ского метода в этом комплексе.
3. Современное состояние производства химических средств защиты растений.
4. Недостатки применения химического метода защиты растений и современные требования предъявляемые к ним.
5. Ущерб, наносимый вредными организмами сельскохозяйственным и др. культурам.
6. Химические средства защиты растений и краткая история развития, возникновения науки химзащиты растений.
7. Пестициды, их использование и назначение.
8. Классификация пестицидов по химическому составу.
9. Классификация пестицидов по объектам применения.
10. Пестициды - биологически активные вещества.
11. Классификация пестицидов по способу проникновения и по характеру действия.
12. Законодательные акты, регламентирующие применение пестицидов.
13. Классификация по кумуляции.
14. Классификация по токсичности при проникновении через кожные покровы.
15. Классификация по токсичности при введении в желудок.
16. Классификация по токсиколого-гигиеническим свойствам пестицидов.
18. Условия возникновения отравлений. Виды отравлений
19. Токсичность пестицидов для вредных организмов.
20. Доза и норма расхода пестицидов.
21. Факторы токсичности пестицидов для вредных организмов.
22. Регламенты применения пестицидов.
23. Опрыскивание его виды достоинства и недостатки.
24. Дустирование, применение гранулированных препаратов.
25. Фумигация как способ применения пестицидов
26. Аэрозоли как способ применения пестицидов.
27. Пестицидная обработка посевного и посадочного материала.
28. Общие требования безопасности при применении пестицидов.
29. Требования безопасности при хранении, отпуске пестицидов
30. Требования безопасности при применении наземной аппаратуры и агрохимикатов авиаци-онным методом
31. Требования безопасности при транспортировке пестицидов и агрохимикатов
32. Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве.
33. Требования безопасности при работе с пестицидами в условиях защищенного грунта.
34. Требования безопасности при применении пестицидов в черте населенных пунктов.
35. Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов на землях железно-дорожного транспорта и несельскохозяйственного использования.
36. Ущерб, причиняемый сельскохозяйственным и другим культурам насекомыми, клещами, нематодами и грызунами. Экологический аспект.
37. Классификация инсектоакарицидов, механизмы действия.
38. Пестициды - биологически-активные вещества.
39. История возникновения группы фунгицидов.
40. Медьсодержащие препараты: Сульфат меди (купроксат), бордоская смесь, хлорокись меди (оксихом), купроксат, картоцид.
41. Препараты неорганической серы: сера молотая, коллоидная, известковосерный отвар.
42. Представители системных фунгицидов.
43. Классификация гербицидов.
44. Топографическая избирательность гербицидов.
45. Комплексное применение пестицидов.
46. Организация работ по защите растений на с.-х. предприятии.
47. Пестициды как загрязнители среды
48. Различная чувствительность или устойчивость растений к пестицидам.
49. Местное и общее действие пестицидов на растение.
50. Фитотоксичность пестицидов.
51. Характер действия пестицидов на растение в зависимости от дозы и вида пестицида.
52. Показатели сравнительной токсичности пестицидов для вредных организмов и защищаемых растений (хемотерапевтический коэффициент, ин¬декс селективности).
53. Влияние пестицидов на энтомофагов, муравьев и пчел.
54. Действие на птиц и млекопитающих.
55. Влияние пестицидов на агрохимические свойства почвы, на почвенную микрофлору и фау-ну.
56. Характеристика побочного действия пестицидов и их метаболитов на окружающую среду (почву, воду, воздух).
57. Продолжительность сохранения пестицидов в воздухе, воде, почве.
58. Необходимость регламентирования содержания пестицидов в природных средах.
59. Передвижение и разложение пестицидов в почве.
60. Роль физических, химических и микробиологических факторов инактивации пестицидов.
61. Поглощение и детоксикация пестицидов растениями.
62. Описать характеристику основных препаративных форм пестицидов. Требования ГОСТа и ТУ.
63. Описать этапы приготовления рабочих растворов пестицидов с соблюдением техники без-опасности.
64. Описать этапы приготовления отравленных приманок и их назначение.
65. Описать назначение вспомогательных веществ и их действие.
66. Рассчитать биологическую эффективность применения инсектицидов.
67. Рассчитать биологическую эффективность применения фунгицидов.
68. Рассчитать биологическую эффективность применения гербицидов.
69. Рассчитать расход пестицида на заданную площадь.
70. Рассчитать расход воды для обработки заданной площади рабочим раствором пестицида.
71. Описать алгоритм определения влияние протравителей на всхожесть семян и развитие про-ростков
72. Описать алгоритм определения фитотоксичности почвы
73. Описать принцип закладки опытов с инсектицидами, фунгицидами, гербицидами.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.