УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формирование представления о понятиях и категориях экологического нормирования, процедуре нормирования воздействия на окружающую среду;
- получение представления о значении нормирования в соблюдении требований экологической безопасности;
- обучение студентов методам и приемам нормирования, снижения и контроля загрязнения окружающей среды.
умеет
владеет навыками
умеет
владеет навыками
Порядок оформления экологической документации предприятия
умеет
Осуществлять разработку экологической документации предприятия
владеет навыками
Использовать нормативные акты при разработке экологический документов предприятия
Основы экологической эффективности предприятия
умеет
Анализировать процесс работы в области охраны окружающей среды на предприятии
владеет навыками
Проведение оценки экологической эффективности предприятия
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Экологическое нормирование».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическое нормирование».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическое нормирование».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическое нормирование» проводится в виде Экзамен, Курсовая работа.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Дайте письменное пояснение, если необходимо приведите примеры по следующим вариантам: Вариант 1.
1. Законодательная база нормирования качества среды.
2. Экономическое регулирование экологической деятельности
3. Проведите классификацию видам загрязнений Вариант 2.
1. Экологическая стандартизация
2. Качество природной среды
3. Проведите анализ целей, задач и показателей нормирования Вариант 3.
1. Экологическая сертификация
2. Лицензирование природопользования
3. Проведите классификацию видам нормирования Вариант 4.
1. Лимитирование природопользования
2. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).
3. Проведите анализ разделов экологического паспорта
Контрольная точка № 2
Дайте письменное пояснение, если необходимо приведите примеры по следующим вариантам:
Вариант 1.
1. Нормальное состояние системы, изменения и ухудшения качества среды.
2. Виды ПДК для воздушной среды
3. Нормативы выбросов (ПДВ, ВСВ). Вариант 2.
1. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки.
2. Виды ПДК для водной среды.
3. Нормативы сбросов (ПДС, ВСС). Вариант 3.
1. Оценка общей устойчивости экосистем.
2. Нормирование обращения с отходами.
3. Лимитирующий признак вредности – ЛПВ. Вариант 4.
1. Критерии оценки экологической обстановки территории.
2. Нормирование в области охраны природы.
3. Индекс загрязнения воды (ИЗВ). Вариант 5.
1. Комбинированное действие веществ.
2. Нормативы теплового и светового загрязнения.
3. Показатели суммарного загрязнения почв (К с, Z с)
Темы рефератов, докладов, сообщений
1. Параметрическое загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)
2. Ингредиентное загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)
3. Биоценотическое загрязнение (пример Ставропольского края)
4. Социально-деструктивное загрязнение (пример Ставропольского края)
5. Региональные нормативы качества (пример Ставропольского края)
6. Нормирование выбросов загрязняющих веществ
7. Нормирование сбросов загрязняющих веществ
8. Нормирование образования и размещенияотходов
9. Нормирование теплового и светового загрязнения. 10.Нормирование шумового и
12.Радиационное воздействие. 13.Классификация отходов 14.Допустимая антропогенная нагрузка
15. Критерии оценки загрязнения экосистем
16. Критерии оценки экологической обстановки территории
17. Оценка риска катастроф и аварий
18. Живые системы и экологическая безопасность
Темы эссе
1. Параметрическое загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)
2. Ингредиентное загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)
3. Биоценотическое загрязнение (пример Ставропольского края)
4. Социально-деструктивное загрязнение (пример Ставропольского края)
5. Региональные нормативы качества (пример Ставропольского края)
6. Нормирование выбросов загрязняющих веществ
7. Нормирование сбросов загрязняющих веществ
8. Нормирование образования и размещенияотходов
9. Нормирование теплового и светового загрязнения.
10. Нормирование шумового и вибрационного воздействия.
11. Электромагнитное воздействие.
12. Радиационное воздействие.
13. Классификация отходов
14. Допустимая антропогенная нагрузка
15. Критерии оценки загрязнения экосистем
16. Критерии оценки экологической обстановки территории
17. Оценка риска катастроф и аварий
18. Живые системы и экологическая безопасность
Вопросы для экзамена
1. Нормирование как средство государственного регулирования хозяйственной деятельности.
2. Понятие качества окружающей среды.
3. Законодательные акты, лежащие в основе нормирования природопользования.
4. Виды загрязнений среды: параметрическое, ингридиентное, биоценотическое и социально-деструктивное.
5. Токсиметрические характеристики среды.
6. Порог вредного действия.
7. Степень токсичности вещества и летальная доза.
8. Классы опасности химических соединений.
9. Виды нормирования: санитарно-гигиеническое, производственно-хозяйственное, комплексное.
10. Разработка планов природоохранных мероприятий
11. Стандартизация: ГОСТ, СанПиН, СНиП, ГН.
12. Классификатор ГОСТов. П
13. Паспортизация: роль и значение экологического паспорта.
14. Сертификация: экологическая безопасности хозяйственной деятельности
15. Лицензирование природопользования.
16. Лимитирование природопользования.
17. Экономическое стимулирование
18. Нормативы выбросов (ПДВ, ВСВ).
19. Нормативы сбросов (ПДС, ВСС).
20. Нормирование обращения с отходами.
21. Нормативы теплового и светового загрязнения.
22. Нормативы шумового загрязнения.
23. Нормативы вибрационного загрязнения.
24. Нормативы электромагнитного загрязнения.
26. Нормальное состояние системы, изменения и ухудшения качества среды.
27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки.
28. Оценка общей устойчивости экосистем.
29. Критерии оценки экологической обстановки территории.
30. Нормирование в области охраны природы: определение возможности допустимого уровня изъятия, показатель биоразнообразия.
31. Оценка риска катастроф и аварий.
32. Экологический риск
Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса формируется целостное представление о принципах моделирования техногенных и природных систем.
В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, своими словами, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись. Вопросы, возникшие у Вас в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю.
Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий.
Практические занятия. Для успешного освоения этого курса, необходима система практических занятий, которая должна помочь студентам закрепить теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также привить им ряд практических навыков, необходимых в их будущей педагогической и научно- производственной деятельности.
Прохождение всего цикла практических занятий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.
Практические занятия проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. Контроль за работой студентов осуществляется не только в ходе проверки знаний на занятиях, но и при проведении контрольных работ, коллоквиумов, тестирования. Некоторые разделы выносятся на уровень рефератов. Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения общего в частном и, наоборот, частного, в общем.
Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности.
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.