2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Экологическое нормирование_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.13 Экологическое нормирование
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целями освоения дисциплины «Экологическое нормирование» являются:

- формирование представления о понятиях и категориях экологического нормирования, процедуре нормирования воздействия на окружающую среду;

- получение представления о значении нормирования в соблюдении требований экологической безопасности;

- обучение студентов методам и приемам нормирования, снижения и контроля загрязнения окружающей среды.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-4 Способен применять нормативные правовые акты в сфере экологии и природопользования, нормы профессиональной этики
ОПК-4.1 Применяет знания нормативных правовых актов в сфере экологии и природопользования для решения поставленных задач экологической направленности
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ОПК-4 Способен применять нормативные правовые акты в сфере экологии и природопользования, нормы профессиональной этики
ОПК-4.2 Использует знания норм профессиональной этики в сфере экологии и природопользования при оценке последствий своей профессиональной деятельности
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.1 Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Порядок оформления экологической документации предприятия

умеет

Осуществлять разработку экологической документации предприятия

владеет навыками

Использовать нормативные акты при разработке экологический документов предприятия

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.2 Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Основы экологической эффективности предприятия

умеет

Анализировать процесс работы в области охраны окружающей среды на предприятии

владеет навыками

Проведение оценки экологической эффективности предприятия

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен планировать в системе
ПК-2.1 Определяет неблагоприятные влияния
знает

 
экологического менеджмента в организации
(риски) и потенциально благоприятные влияния (возможности) на окружающую среду
умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологическое нормирование» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологическое нормирование» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Экологическое нормирование» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
 
Дистанционное зондирование 
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Экология урбанизированных территорий
 
Мониторинг безопасности
 
Обследование и экологическая оценка территории
 
Основы проектирования экобиозащитных систем
 
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
 
Государственный и муниципальный экологический надзор
 
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
 
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологическое нормирование» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
180/5
10
32
102
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
12
практической подготовки
8
20
60
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
180/5
2
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Общая часть
1.
 
Основы и механизмы экологического нормирования
1
23
8
1.1.
4
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.1, ПК-1.2
 
Санитарно-гигиенические нормативы
1
18
8
1.2.
2
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-1.1, ПК-1.2
 
2 раздел. Контрольная точка №1 
2.
 
Контрольная точка №1 
1
10
6
КТ 1
2.1.
6
Устный опрос
ПК-1.1, ПК-1.2
 
3 раздел. Общая часть
3.
 
Производственно- хозяйственные нормативы
1
18
6
3.1.
2
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-1.1, ПК-1.2
 
Предельно-допустимая антропогенная нагрузка
1
23
8
3.2.
2
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-1.1, ПК-1.2
 
4 раздел. Контрольная точка №2
4.
 
Контрольная точка №2
1
10
6
КТ 2
4.1.
6
Устный опрос
ПК-1.1, ПК-1.2
 
5 раздел. Промежуточная аттестация
5.
 
Промежуточная аттестация
1
5.1.
ПК-1.1, ПК-1.2
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
102
180
10
32
 
Итого
102
180
10
32
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Основы и механизмы экологического нормирования
Основы и механизмы экологического нормирования
4/2
 
Санитарно-гигиенические нормативы
Санитарно-гигиенические нормативы
2/2
 
Производственно- хозяйственные нормативы
Производственно- хозяйственные нормативы
2/-
 
Предельно-допустимая антропогенная нагрузка
Предельно-допустимая антропогенная нагрузка
2/-
 
Итого
10
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Основы и механизмы экологического нормирования
23
 
Санитарно-гигиенические нормативы
18
 
Контрольная точка №1 
10
 
Производственно- хозяйственные нормативы
18
 
Предельно-допустимая антропогенная нагрузка
23
 
Контрольная точка №2 
10
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическое нормирование» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологическое нормирование».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическое нормирование».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическое нормирование».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Основы и механизмы экологического нормирования
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
2
Санитарно-гигиенические нормативы
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
3
Контрольная точка №1 
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
4
Производственно- хозяйственные нормативы
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
5
Предельно-допустимая антропогенная нагрузка
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
6
Контрольная точка №2
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологическое нормирование»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ОПК-4.1:Применяет знания нормативных правовых актов в сфере экологии и природопользования для решения поставленных задач экологической направленности
Государственный и муниципальный экологический надзор
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ОПК-4.2:Использует знания норм профессиональной этики 
Государственный и муниципальный экологический надзор
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
в сфере экологии и природопользования при оценке последствий своей профессиональной деятельности
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-1.1:Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
x
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Методы эколого-аналитических исследований
x
Мониторинг безопасности
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экология урбанизированных территорий
x
ПК-1.2:Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
Мониторинг безопасности
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-2.1:Определяет неблагоприятные влияния (риски) и потенциально благоприятные влияния (возможности) на окружающую среду
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Дистанционное зондирование 
x
Методы эколого-аналитических исследований
x
Научно-исследовательская работа
x
Преддипломная практика
x
Производственный экологический контроль
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
x
Экология урбанизированных территорий
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологическое нормирование» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическое нормирование» проводится в виде Экзамен, Курсовая работа.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
 
КТ 2
Устный опрос
15
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной

Критерии оценки ответа на экзамене
 
программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат

 
ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологическое нормирование»
Контрольная точка № 1

Дайте письменное пояснение, если необходимо приведите примеры по следующим вариантам: Вариант 1.

1. Законодательная база нормирования качества среды.

2. Экономическое регулирование экологической деятельности

3. Проведите классификацию видам загрязнений Вариант 2.

1. Экологическая стандартизация

2. Качество природной среды

3. Проведите анализ целей, задач и показателей нормирования Вариант 3.

1. Экологическая сертификация

2. Лицензирование природопользования

3. Проведите классификацию видам нормирования Вариант 4.

1. Лимитирование природопользования

2. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).

3. Проведите анализ разделов экологического паспорта

Контрольная точка № 2

Дайте письменное пояснение, если необходимо приведите примеры по следующим вариантам:

Вариант 1.

1. Нормальное состояние системы, изменения и ухудшения качества среды.

2. Виды ПДК для воздушной среды

3. Нормативы выбросов (ПДВ, ВСВ). Вариант 2.

1. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки.

2. Виды ПДК для водной среды.

3. Нормативы сбросов (ПДС, ВСС). Вариант 3.

1. Оценка общей устойчивости экосистем.

2. Нормирование обращения с отходами.

3. Лимитирующий признак вредности – ЛПВ. Вариант 4.

1. Критерии оценки экологической обстановки территории.

2. Нормирование в области охраны природы.

3. Индекс загрязнения воды (ИЗВ). Вариант 5.

1. Комбинированное действие веществ.

2. Нормативы теплового и светового загрязнения.

3. Показатели суммарного загрязнения почв (К с, Z с)

Темы рефератов, докладов, сообщений

1. Параметрическое загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)

2. Ингредиентное загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)

3. Биоценотическое загрязнение (пример Ставропольского края)

4. Социально-деструктивное загрязнение (пример Ставропольского края)

5. Региональные нормативы качества (пример Ставропольского края)

6. Нормирование выбросов загрязняющих веществ

7. Нормирование сбросов загрязняющих веществ

8. Нормирование образования и размещенияотходов

9. Нормирование теплового и светового загрязнения. 10.Нормирование шумового и

 
вибрационного воздействия. 11.Электромагнитное воздействие.

12.Радиационное воздействие. 13.Классификация отходов 14.Допустимая антропогенная нагрузка

15. Критерии оценки загрязнения экосистем

16. Критерии оценки экологической обстановки территории

17. Оценка риска катастроф и аварий

18. Живые системы и экологическая безопасность

Темы эссе

1. Параметрическое загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)

2. Ингредиентное загрязнение окружающей среды (пример Ставропольского края)

3. Биоценотическое загрязнение (пример Ставропольского края)

4. Социально-деструктивное загрязнение (пример Ставропольского края)

5. Региональные нормативы качества (пример Ставропольского края)

6. Нормирование выбросов загрязняющих веществ

7. Нормирование сбросов загрязняющих веществ

8. Нормирование образования и размещенияотходов

9. Нормирование теплового и светового загрязнения.

10. Нормирование шумового и вибрационного воздействия.

11. Электромагнитное воздействие.

12. Радиационное воздействие.

13. Классификация отходов

14. Допустимая антропогенная нагрузка

15. Критерии оценки загрязнения экосистем

16. Критерии оценки экологической обстановки территории

17. Оценка риска катастроф и аварий

18. Живые системы и экологическая безопасность

Вопросы для экзамена

1. Нормирование как средство государственного регулирования хозяйственной деятельности.

2. Понятие качества окружающей среды.

3. Законодательные акты, лежащие в основе нормирования природопользования.

4. Виды загрязнений среды: параметрическое, ингридиентное, биоценотическое и социально-деструктивное.

5. Токсиметрические характеристики среды.

6. Порог вредного действия.

7. Степень токсичности вещества и летальная доза.

8. Классы опасности химических соединений.

9. Виды нормирования: санитарно-гигиеническое, производственно-хозяйственное, комплексное.

10. Разработка планов природоохранных мероприятий

11. Стандартизация: ГОСТ, СанПиН, СНиП, ГН.

12. Классификатор ГОСТов. П

13. Паспортизация: роль и значение экологического паспорта.

14. Сертификация: экологическая безопасности хозяйственной деятельности

15. Лицензирование природопользования.

16. Лимитирование природопользования.

17. Экономическое стимулирование

18. Нормативы выбросов (ПДВ, ВСВ).

19. Нормативы сбросов (ПДС, ВСС).

20. Нормирование обращения с отходами.

21. Нормативы теплового и светового загрязнения.

22. Нормативы шумового загрязнения.

23. Нормативы вибрационного загрязнения.

24. Нормативы электромагнитного загрязнения.

 
25. Нормативы радиационного загрязнения

26. Нормальное состояние системы, изменения и ухудшения качества среды.

27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки.

28. Оценка общей устойчивости экосистем.

29. Критерии оценки экологической обстановки территории.

30. Нормирование в области охраны природы: определение возможности допустимого уровня изъятия, показатель биоразнообразия.

31. Оценка риска катастроф и аварий.

32. Экологический риск

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Собгайда Н. А. Методы контроля качества окружающей среды [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2019. - 112 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019765 
 
Л1.2 Москаленко А. П., Москаленко С. А., Ревунов Р. В. Управление природопользованием. Механизмы и методы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 392 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206855 
 
Л1.3 Стурман В. И. Оценка воздействия на окружающую среду [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 352 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212165 
 
дополнительная
 
Л2.1 Заика И. Т., Смоленцев В. М. Системное управление качеством и экологическими аспектами [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Магистратура. - Москва: Вузовский учебник, 2022. - 384 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=399992 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: Ю. А. Мандра, С. В. Окрут ; СтГАУ Экологическое нормирование:метод. рекомендации к выполнению реферата направления 05.04.06 - Экология и природопользование, магистерская программа "Агроэкологический мониторинг" (квалификация - магистр). - Ставрополь, 2016. - 129 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении дисциплины «Экологическое нормирование» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем. Первая тема «Основы и механизмы экологического нормирования» дает понятие нормирования как средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, понятие качества окружающей среды. Формирует знания по нормативным документам, регламентирующим организацию производственно- технологических экологических работ. Вторая тема «Санитарно-гигиенические нормативы» позволяет сформировать умения разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду. Третья тема «Производственно-хозяйственные нормативы», дает возможность сформировать способность использовать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами. Четвертая тема «Предельно- допустимая антропогенная нагрузка» формирует знания по нормативам допустимой антропогенной нагрузки, оценки общей устойчивости экосистем, критериям оценки экологической обстановки территории.

Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса формируется целостное представление о принципах моделирования техногенных и природных систем.

В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, своими словами, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись. Вопросы, возникшие у Вас в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю.

Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий.

Практические занятия. Для успешного освоения этого курса, необходима система практических занятий, которая должна помочь студентам закрепить теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также привить им ряд практических навыков, необходимых в их будущей педагогической и научно- производственной деятельности.

Прохождение всего цикла практических занятий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее важным темам, разделам учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании нескольких лекций. Контроль за работой студентов осуществляется не только в ходе проверки знаний на занятиях, но и при проведении контрольных работ, коллоквиумов, тестирования. Некоторые разделы выносятся на уровень рефератов. Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения общего в частном и, наоборот, частного, в общем.

Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

95/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологическое нормирование»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ Доцент  ,  к.б.н. Степаненко Елена Евгеньевна
 
Рецензенты
 
_______________________ Доцент. , д.б.н.  Лысенко И.О
 
Рабочая программа дисциплины «Экологическое нормирование» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологическое нормирование» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование